СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке и пению для 3 класса СКОУ VIII вида

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

в программе представлен песенный репертуар для учащихся 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке и пению для 3 класса СКОУ VIII вида»

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

« Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»



Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО заместитель директора по УВР директор школы

педагогов ______________Ахметова М.В. ____________Гизатуллин С.А.

коррекционного блока

__________/Ковалева Е.В./ «____» ______________2015 г Приказ № _________

Протокол № ______ от «____» ____________2015 г от «____» ____________2015 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Музыка и пение»

3 класс






Составила: Куликова Е.А.

учитель музыки и пения




г. Чернушка

2015 г.

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида подготовительнй,1-4 классы – 3-е издание, исправленное, М., Просвещение, 2004, под редакцией В.В. Воронковой, утвержденной Министерством образования РФ, и рассчитана на 34 недели с недельной нагрузкой 1 час.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для обучающегося. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.

Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л.С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.


Цель музыкального воспитания:


Овладение обучающимися музыкальной культурой, развитие музыкальности:

- умение слушать музыку,

- точное интонирование музыки,

- умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней,

- умение различать средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамические оттенки, ладогормонические особенности, исполнительские навыки.


Задачи образовательные:


-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

-формировать музыкально-эстетический словарь;

-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

-совершенствовать певческие навыки;

-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.


Задачи воспитывающие:


- помочь самовыражению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;

- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- способствовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизировать творческие способности.


Задачи коррекционно-развивающие:


- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.


Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у обучающихся в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на обучающихся прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на обучающихся оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.


Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Наряду с известными произведениями звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.

Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1-3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года обучающиеся выучивают от 10 до 15 песен. Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения обучающимися отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление.





Содержание программы.


3 класс (1 час в неделю)



Пение.

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами.

Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).

Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.

Развитие умения контролировать слухом качество пения.

Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.

Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.

Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.

Слушание музыки.


Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.

Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.

Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.

Обучение игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах).











Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников).


Обучающиеся должны знать:


- музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная);

- музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).



Обучающиеся должны уметь:


- выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;

- сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;

- распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;

- сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;

- воспроизводить хорошо знакомую мелодию путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.





















Учебно-тематическое планирование

3 класс (1час в неделю)


1 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


9

Слушание классической музыки.

1

«Песенка Крокодила Гены» разучивание.

1

Песенка Крокодила Гены» (пение).

1

«Веселые путешественники» (разучивание)

1

«Веселые путешественники» (пение)

1

Пение песен «Веселые путешественники» и «Песенка Крокодила Гены».

1

Владимир Шаинский «Первоклашка» (разучивание)

1

«Первоклашка» (пение)

1

Пение знакомых песен.

1


2 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


7

Музыкальные жанры. Хороводная песня.

1

Слушание песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит?»

1

Разучивание песни Д. Львова-Компанейца «Снежная песенка»

1

Пение песни Д. Львова-Компанейца «Снежная песенка»

1

Разучивание песни А. Филиппенко « Новогодний хоровод»

1

Пение песни А. Филиппенко « Новогодний хоровод»

1

Пение песен А. Филиппенко « Новогодний хоровод» и

Д. Львова-Компанейца «Снежная песенка»

1






3 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


10

Песни кино.

1

Разучивание песни В. Шаинского «Бескозырка белая»

1

Пение песни В. Шаинского «Бескозырка белая»

1

Наша Армия сильна.

1

Разучивание песни Соловьева-Седого «Стой, кто идет?»

1

Пение песни Соловьева-Седого «Стой, кто идет?»

1

Знакомство с музыкальными инструментами

1

Разучивание «Песни Чебурашки» В. Шаинского

1

Разучивание песни Филиппенко «Праздничный вальс». Пение «Песни Чебурашки».

1

Пение песен «Праздничный вальс» и «Песня Чебурашки».

1


4 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


8

Композиторы детям Владимир Шаинский.

1

Разучивание песни В.Шаинского « Голубой вагон»

1

Пение песни В.Шаинского « Голубой вагон»

1

Разучивание песни В.Шаинского « Чунга-Чанга»

1

Пение песни В.Шаинского «Чунга-Чанга»

1

Обучение игре на музыкальных инструментах

1

Разучивание песни Шаинского «Белые кораблики»

1

Пение песни Шаинского «Белые кораблики»

1








Учебно- методическое обеспечение



1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.

2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003.

3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.

4. Пение и музыка//Программа для подготовительных,1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида – 3-е издание, М., Просвещение, 2004, под редакцией В.В. Воронковой.

5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,1986.

6. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.

7.Буравлева И.А. «Музыка». Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под. ред. И.М.Бгажноковой

8. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1968.

9. Воспитание музыкой.- М.: Просвещение, 1991.

10. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М.: АКАДЕМА, 2000.

11. Радынова О.П., Катиневе А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 2005.

12. СД диски, диски караоке, аудио и видео записи.

















Приложение.

Календарно-тематическое планирование.


I четверть (9 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2016-2017 уч. год

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Слушание классической музыки (марш и вальс)

1



Развивать умение различать марш и танец (вальс). П. Чайковский

«Вальс цветов», Верди «Триумфальный марш»

2.

Разучивание песни Г. Гладкого «Песенка Крокодила Гены».

1



Работа над точным интонированием мелодии песни.

3.

Пение «Песенки Крокодила Гены».

1



Выработка умения петь дружно, слажено, прислушиваться друг к другу.

4.

«Веселые путешественники»

( разучивание)

1



Работа над дыханием. Учить различать запев и припев.

5.

«Веселые путешественники»

( пение)

1



Работа над согласованным пением в составе группы и индивидуально

6.

Пение песен «Веселые путешественники» и «Песенка Крокодила Гены».

1



Развивать умение контролировать слухом качество пения.

7.

Владимир Шаинский «Первоклашка» (разучивание)

1



Развивать умение спокойно сменять дыхание при исполнении песни.

8.

Пение песни «Первоклашка» Владимира Шаинского

1



Развивать умение формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки.

9.

Пение изученных песен.

1



Развивать певческие навыки на знакомых песнях.









II четверть (7 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2016-2017 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Музыкальные жанры. Хороводная песня.

1



Рассказ педагога о хороводных песнях. Слушание хороводных песен. В грамзаписи.

2.

Слушание песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит?»

1



Развивать умение дифференцировать различные части песни.

3.

Разучивание песни Д. Львова-Компанейца «Снежная песенка»

1



Работа над дыханием. Учить различать запев и припев.

4.

Пение песни Д. Львова-Компанейца «Снежная песенка»

1



Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразы знакомой песни.

5.

Разучивание песни А. Филиппенко

« Новогодний хоровод»

1



Работа над чистотой интонирования

6.

Пение песни А. Филиппенко

«Новогодний хоровод»

1



Закрепление певческих навыков

7.

Пение песен А. Филиппенко

« Новогодний хоровод» и Д. Львова-Компанейца «Снежная песенка»

1



Развивать умение контролировать слухом качество пения.

















III четверть (10 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2016-2017 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Песни кино.

1



Слушание песен « Бу-ра-ти-но» из к/ф «Приключения Буратино» и «Прекрасное Далеко» из к/ф «Гостья из будущего»

2.

Разучивание песни В. Шаинского «Бескозырка белая»

1



Работа над дыханием, выразительностью голоса при пении.

3.

Пение песни В. Шаинского «Бескозырка белая»

1



Развивать умение слышать вступление и начинать пение вместе с педагогом

4.

Наша Армия сильна.

1




Рассказ педагога о Российской армии. Слушание песни Соловьева-Седого «Стой, кто идет?»

5.

Разучивание песни Соловьева-Седого «Стой, кто идет?»

1



Работа над умением удерживать дыхание на более длительных фразах.

6.

Пение песни Соловьева-Седого «Стой, кто идет?»

1



Выработка умения петь дружно, слажено, прислушиваться друг к другу.

7.

Знакомство с музыкальными инструментами

1



Познакомить детей со звучанием виолончели и балалайки.

8.

Разучивание «Песни Чебурашки» В. Шаинского

1



Работа над точным интонированием мелодии песни.

9.

Разучивание песни Филиппенко «Праздничный вальс».

Пение «Песни Чебурашки».

1



Выработка умения петь дружно, ритмично, прислушиваться друг к другу.

10.

Пение песен «Праздничный вальс» и «Песня Чебурашки».

1



Закрепление певческих навыков, развитие слухового внимания.









IV четверть (8 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2016-2017 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Композиторы детям. Владимир Шаинский.

1



Слушание песен Вл. Шаинского. Подпевание знакомых песен.

2.

Разучивание песни В.Шаинского

« Голубой вагон»

1



Работа над чистотой интонирования.

3.

Пение песни В.Шаинского « Голубой вагон»

1



Выработка умения петь дружно, ритмично, прислушиваться друг к другу.

4.

Разучивание песни В.Шаинского

« Чунга-Чанга»

1



Работа над дыханием, выразительностью голоса при пении

5.

Пение песни В.Шаинского

«Чунга-Чанга»

1



Учить использовать динамические оттенки для работы над выразительностью исполнения песни.

6.

Обучение игре на музыкальных инструментах

1



Учить детей играть на ударно-шумовых инструментах (ложки)

7.

Разучивание песни Шаинского

«Белые кораблики»

1



Развивать умение распределять дыхание при исполнении напевных песен

8.

Пение песни Шаинского

«Белые кораблики»

1



Развивать умение контролировать слухом качество пения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!