Государственное казенное учреждение Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«Утверждаю»
Директор ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»
_________________ И.В. Разина
Протокол П.С. №…….
Приказ от «….» _______ 20… № …………..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММ А
«Уроки нравственности»
Направленность программы: нравственная
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 3-6 лет.
Разработчик:
Н.В. Ланг
воспитатель
г. Октябрьск
2025 год
Краткая аннотация
Программа «Уроки нравственности» предназначена для дошкольного возраста.
Нравственное воспитание на основе культурных традиций и общепринятых моральных норм формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Урок нравственной культуры несет добро, культивирует его, способствуя обретению учащимися положительного нравственного опыта.
Пояснительная записка
Программа «Уроки нравственности» имеет нравственную направленность.
Актуальность программы
Программа нравственного воспитания «Уроки нравственности» ориентирована на интересы, потребности детей, их возможности и социальный опыт.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундаментом общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи программы, которая направлена, на воспитание нравственных чувств у дошкольников.
Актуальность программы определяется потребностью общества в нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Важно начать работу по формированию нравственных ценностей в дошкольном возрасте, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению нравственных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, будут гордиться своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой и в результате станут патриотами своей страны.
Новизна программы
Отличительные особенности программы в том, что деятельность строится на следующих принципах:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность.
3. Создание условий для реализации существующих интересов детей, пробуждение новых интересов.
4. Гуманизация межличностных отношений: уважительные отношения между детьми и взрослыми.
5. Принцип следования нравственному примеру.
6. Принцип диалогического общения.
7. Принцип ориентации на идеал.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность нравственного воспитания заключается в том, что оно: способствует восстановлению традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений; сохраняет, распространяет и развивает национальную культуру; воспитывает бережное отношение к историческому наследию российского народа.
Цель программы: формирование и развитие нравственных качеств личности и навыков нравственного мировоззрения.
Задачи программы:
Образовательные:
- Расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру;
- Формировать понятия об основных нравственных категориях
Воспитательные:
- Приобщить учащихся к нравственным ценностям
- Воспитывать положительные нравственные качества личности
Развивающие:
- Развивать эмоциональную и нравственную сферы ребенка; создать условия для творческого развития учащихся.
Возраст учащихся
Программа «Уроки нравственности» адресована обучающимся 3-6 лет. Этот возраст является благоприятным периодом для формирования познавательной активности, жизненных ценностей и ориентиров.
В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает ребенок, будет складываться его личность.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения, всего 36 часов в год.
Формы организации деятельности: по группам или всем составом.
Формы обучения: используются теоретические, практические, комбинированные.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают: беседы, игры, экскурсии, походы, массовые воспитательные мероприятия.
Режим занятий
Занятия по программе «Уроки нравственности» проводятся 1 раз в неделю. Исходя из санитарно-гигиенических норм, продолжительность часа занятий для учащихся 3-6 лет – 30 минут.
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты:
- нравственное развитие ребёнка, а именно положительные изменения в его нравственном мире;
- организация и участие детей в разнообразных видах деятельности творческой направленности;
- эмоциональная отзывчивость;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Оценочные материалы - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. Методика «Сюжетные картинки» (по Р. Р. Калининой), методика «Что такое хорошо и что такое плохо», Метод «Беседа»
Формы подведения итогов
Диагностика с целью отслеживания результативности и эффективности нравственного развития личности.
Учебный план программы
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | «Мир добра» | 36 | 29 | 7 |
| ИТОГО | 36 | 29 | 7 |
Учебно-тематический план
| Тема занятия | Количество часов | Форма контроля | |
Всего | Теория | Прак тика | |
| «Мир добра» | 36 | 29 | 7 | | |
1 | «Будь всегда вежливым» | 1 | 0.5 | 0.5 | Игра-беседа | |
2 | «Как вести себя с игрушками» | 1 | 1 | | Беседа | |
3 | «Моё тело-это я» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа. Эксперимент | |
4 | «Что такое милосердие» | 1 | 0.5 | 0.5 | Дид.игра. Беседа | |
5 | «День Защитников Отечества» | 1 | 1 | | Беседа | |
6 | Общение по ситуации «Вася ударил своего товарища» | 1 | 1 | | Беседа | |
7 | С/р «Чаепитие в кругу друзей» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа.Игра | |
8 | Работа над содержанием сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» | 1 | 1 | | Беседа | |
9 | Упражнение «Радость — грусть» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа.Игра | |
10 | Чтение стихотворения Е.Благинина «Посидим в тишине» | 1 | 1 | | Беседа | |
11 | Упражнение «Умей сострадать» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа.Игра | |
12 | Дидактическая игра «Комплемент» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа.Игра | |
13 | Беседа «Хлеб – всему голова» | 1 | 1 | | Беседа | |
14 | «9 мая -День Победы» - чтение и рассказ воспитателя | 1 | 1 | | Беседа | |
15 | Беседа «Каким должен быть друг» | 1 | 1 | | Беседа. | |
16 | Чтение сказки «Гуси-лебеди» | 1 | 1 | | Беседа | |
17 | «Самые любимые» | 1 | 1 | | Беседа | |
18 | Д/и «Добрые слова» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа.Игра | |
19 | Д/и «Защитники девочек» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа.Игра | |
20 | Беседа «Будь терпеливым» | 1 | 1 | | Беседа | |
21 | Игра «Ласка» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа.Игра | |
22 | Игра «Лужа» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа.Игра | |
23 | «Моя группа – вторая семья» | 1 | 1 | | Беседа | |
24 | Игра «Угадай, кто это?» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа. Игра | |
25 | «В гости к старичку – Лесовичку» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа.Экскурсия | |
26 | Чтение сказки «Два жадных медвежонка» | 1 | 1 | | Беседа | |
27 | Беседа «Доставляй людям радость добрыми делами» | 1 | 1 | | Беседа | |
28 | Чтение книги Г.П. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей» | 1 | 1 | | Беседа | |
29 | Беседа «Печальная история о том, как оторвали Мишке лапу» | 1 | 1 | | Беседа | |
30 | «Нехорошая история» Е.Серова чтение стихотворения | 1 | 1 | | Беседа | |
31 | Обсуждение ситуации «В автобус вошла старенькая бабушка» | 1 | 1 | | Беседа | |
32 | Обсуждение ситуации «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами. | 1 | 1 | | Беседа | |
33 | «Просто старушка»-чтение рассказа. | 1 | 1 | | Беседа | |
34 | «Улицы нашего города» - рисование. | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа | |
35 | «На горке» Рассказ Н. Носова | 1 | 1 | | Беседа | |
36 | «Новогодняя сказка» | 1 | 1 | | Беседа | |
| ИТОГО | 36 | 29 | 7 | | |
Содержание программы
Раздел «Мир добра»
Тема 1 «Будь всегда вежливым»»
Цель: воспитывать уважение к окружающим взрослых и сверстникам.
Тема 2 «Как вести себя с игрушками»
Цель: формировать бережное отношение к игрушкам, учить правильно использовать их в игре.
Тема 3 «Моё тело- это я»
Цель: помочь понять, что тело человека чувствительный организм и может испытывать разнообразные (приятные и неприятные) ощущения.
Тема 4 «Что такое милосердие»
Цель: побуждать и проявлять чувство милосердия к окружающим людям
Тема 5 «День Защитников Отечества»
Цель: воспитывать любовь и уважение к воинам страны
Тема 6 Общение по ситуации «Вася ударил своего товарища»
Цель: воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять ошибки, просить прощение
Тема 7 С/р «Чаепитие в кругу друзей»
Цель: формировать знания о правилах поведения за столом
Тема 8 Работа над содержанием сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Цель: воспитывать умение трудиться вместе, развивать доброжелательные отношения друг к другу.
Тема 9 «Упражнение «Радость-грусть»
Цель: формировать представления о признаках состояния радости, помочь понять, что грусть – это плохое настроение
Тема 10 Чтение стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине»
Цель: воспитывать желание заботиться о близких людях
Тема 11 Упражнение «Умей сострадать»
Цель: воспитывать сострадание к чужим неприятностям
Тема 12 Дидактическая игра «Комплемент»
Цель: дать представление о том, что такое комплимент. Учить выражать свои отношения к друзьям используя добрые слова.
Тема 13 «Хлеб – всему голова»
Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу.
Тема 14 «9 мая-День Победы» - чтение и рассказ воспитателя.
Цель: помочь детям понять, сколько горя принесла людям война, воспитывать гордость за наших воинов
Тема 15 «Каким должен быть друг»
Цель: выяснить, как дети понимаю значение слов «друг», «дружба», какие качества больше всего ценят дети в своих друзьях.
Тема 16 Чтение сказки «Гуси - лебеди»
Цель: учить детей заботится о близких людях, воспитывать правила безопасного поведения.
Тема 17«Самые любимые»
Цель: закрепить представление о самых близких людях
Тема 18 Д/и «Добрые слова»
Цель: вызвать желание использовать свои речи добрые и вежливые обращения
Тема 19 Д/и «Защитники девочек»
Цель: формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек
Тема 20 Беседа «Будь терпеливым»
Цель: учить сдерживаться, быть вежливым в общении с окружающими
Тема 21 Тренинг «Ласка»
Цель: учить детей проявлять ласку к своим друзьям.
Тема 22 Игра «Лужа»
Цель: воспитывать желание у мальчиков помочь девочкам, а девочек благодарить за помощь.
Тема 23 «Моя группа – вторая семья»
Цель: вызывать положительные эмоции о детском коллективе, учить выражать свои чувства
Тема 24 Игра «Угадай, кто это?»
Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, укреплять дружеские отношения, развивать тактильные ощущения
Тема 25 «В гости к старичку – Лесовичку»
Цель: воспитывать чувство сострадания, любовь к природе
Тема 25 Чтение сказки «Два жадных медвежонка»
Цель: учить детей делиться с товарищами, воспитывать культуру поведения.
Тема 27 «Доставляй людям радость добрыми делами»
Цель: воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.
Тема 28 Чтение книги
Г.П. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей»
Цель: воспитывать и прививать правила поведения в различных жизненных ситуациях
Тема 29 Беседа «Печальная история о том, как оторвали Мишке лапу»
Цель: способствовать усвоению детьми нравственных норм, развивать умение решать нравственно – смысловые задачи
Тема 30 «Нехорошая история» Е.Серова
чтение стихотворения
Цель: воспитывать умение дружно играть, делиться с другими детьми игрушками
Тема 31 Обсуждение ситуации «В автобус вошла старенькая бабушка»
Цель: учить детей с уважение относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание.
Тема 32 Обсуждение ситуации «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами»
Цель: учить оказывать посильную помощь, воспитывать в детях отзывчивость и доброжелательность
Тема 33 «Просто старушка»- чтение рассказа.
Цель: воспитывать уважение к пожилым людям, сочувствие, учить проявлять заботу, оказывать им посильную помощь.
Тема 34 «Улицы нашего города» Рисование.
Цель: воспитывать любовь и уважение к своему городу.
Тема 35 «На горке»
Рассказ Н. Носова
Цель: воспитывать бережное отношение к чужому труду, помогать, получать радость от общего труда.
Тема 36 «Новогодняя сказка»
Цель: знакомить с традициями праздника.
Ресурсное обеспечение программы
Информационно-методическое обеспечение включает в себя перечень:
Наглядных пособий, материалов;
методической продукции по разделам программы;
учебных и информационных ресурсов.
Применяемые технологии и средства обучения и воспитания:
в образовательном процессе используются элементы педагогических технологий объяснительно-иллюстративные личностно-ориентированные, проблемно-поисковые. Игровые технологии развивающего обучения.
Средства обучения: книги, аудиозаписи, натуральные объекты, магнитофон, телевидение, видеосюжеты.
Материально-техническое обеспечение
Занятие по программе «Уроки нравственности» проводятся на базе СРЦН.
Занятия проводятся в кабинете, который соответствуют нормам СанПиН.
В кабинете имеются компьютеры, колонки.
Взаимодействие с внутренним и внешним социумом.
С кем взаимодействуем | Как взаимодействуем |
Храм в честь Смоленской Божией Матери, г. Октябрьск. | Экскурсии, беседы со священником, посещение занятий воскресной школы. |
Храм в честь Николая Чудотворца, с. Усолье. | Организация совместной деятельности. Экскурсии, беседы со священником. |
Преподаватель Воскресной школы при Храме Смоленской Божией Матери Ермакова Т.М. | Консультирование по различным вопросам, помощь в создании творческих проектов. Поддержка, предоставление материально – технической базы, сотрудничество. |
КДК «Октябрьский» | Организация и проведение совместных мероприятий. |
Храм в честь Казанской Божией Матери, г. Сызрань. | Экскурсии, беседы со священником, посещение занятий воскресной школы. |
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк. - 2010. - 189с.
2. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2011, №8.
3. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009. - 298с.
4. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. Ї М.: Просвещении, 2009. - 256с.
5. Година Г.Н. Нравственность и воспитание. - М.: Спарк. - 2011. - 289с.
6. Запорожец А.В. Воспитание детей в раннем возрасте. - М,: Просвещение. - 2010. - 298с.
7.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник Г.М.Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 744с.
8. Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос. - 2008. - 289с.
9. Леонтьев А.Н. Психология дошкольного детства. - М.: Наука. - 2001. - 398с.
10. Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. - 209с.
11. Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. - 209с.
12. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»
№ п.п | Название мероприятия | Сроки | Возраст детей | Взаимодействие |
| «Мир добра» | | | |
1 | «Будь всегда вежливым» | Январь | От 3 до 6 | |
2 | «Как вести себя с игрушками» | Январь | От 3 до 6 | |
3 | «Моё тело-это я» | Январь | От 3до 6 | |
4 | «Что такое милосердие» | Февраль | От 3 до 6 | |
5 | «День Защитников Отечества» | Февраль | От 3 до 6 | |
6 | Общение по ситуации «Вася ударил своего товарища» | Февраль | От 3 до 6 | |
7 | С/р «Чаепитие в кругу друзей» | Март | От 3 до 6 | Преподаватель Воскресной школы при Храме Смоленской Божией Матери Ермакова Т.М. |
8 | Работа над содержанием сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» | Март | От 3 до 6 | |
9 | Упражнение «Радость - грусть» | Март | От 3 до 6 | |
10 | Чтение стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине» | Апрель | От 3 до 6 | |
11 | Упражнение «Умей сострадать» | Апрель | От 3 до 6 | Преподаватель Воскресной школы при Храме Смоленской Божией Матери Ермакова Т.М. |
12 | Дидактическая игра «Комплемент» | Апрель | От 3 до 6 | |
13 | Беседа «Хлеб – всему голова» | Май | От 3 до 6 | |
14 | «9 мая -День Победы» - чтение и рассказ воспитателя | Май | От 3 до 6 | |
15 | Беседа «Каким должен быть друг» | Май | От 3 до 6 | |
16 | Чтение сказки «Гуси-лебеди» | Июнь | От 3 до 6 | |
17 | «Самые любимые» | Июнь | От 3 до 6 | |
18 | Д/и «Добрые слова» | Июнь | От 3 до 6 | |
19 | Д/и «Защитники девочек» | Июль | От 3 до 6 | |
20 | Беседа «Будь терпеливым» | Июль | От 3 до 6 | |
21 | Игра «Ласка» | Июль | От 3 до 6 | |
22 | Игра «Лужа» | Август | От 3 до 6 | |
23 | «Моя группа – вторая семья» | Август | От 3 до 6 | |
24 | Игра «Угадай, кто это?» | Август | От 3 до 6 | |
25 | «В гости к старичку – Лесовичку» | Сентябрь | От 3 до 6 | |
26 | Чтение сказки «Два жадных медвежонка» | Сентябрь | От 3 до 6 | |
27 | Беседа «Доставляй людям радость добрыми делами» | Сентябрь | От 3до 6 | Преподаватель Воскресной школы при Храме Смоленской Божией Матери Ермакова Т.М. |
28 | Чтение книги Г.П. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей» | Октябрь | От 3 до 6 | |
29 | Беседа «Печальная история о том, как оторвали Мишке лапу» | Октябрь | От 3 до 6 | |
30 | «Нехорошая история» Е. Серова чтение стихотворения | Октябрь | От 3 до 6 | |
31 | Обсуждение ситуации «В автобус вошла старенькая бабушка» | Ноябрь | От 3до 6 | |
32 | Обсуждение ситуации «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами. | Ноябрь | От 3 до 6 | |
33 | «Просто старушка» чтение рассказа. | Ноябрь | От 3до 6 | |
34 | «Улицы нашего города» - рисование. | Декабрь | От 3до 6 | |
35 | «На горке» Рассказ Н. Носова | Декабрь | От 3 до 6 | |
36 | «Новогодняя сказка» | Декабрь | От 3 до 6 | |