Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоенисейская основная общеобразовательная школа»
Рассмотренно на ШМО: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Зам.директора Директор школы
Дьячук В.Ю________ М.В. Старовойтова________ Е.В.Шульковская__________
« » ____________2018г « »____________2018 г. « » ______________ 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УРОКОВ Обществознания
КЛАССЫ 8
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД 35
ВСЕГО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 1
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ СОСТАВИЛА _____________ Дьячук Виктория Юрьевна
(подпись) (расшифровка)
с. Новоенисейка, 2018
Аннотация
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г;
2. Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
3. Примерной образовательной программы основного общего образования по обществознанию, рекомендованной к использованию Министерством образования и науки РФ, с учетом авторской программы основного общего образования по обществознанию под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Ивановой,кандидата педагогических наук. Москва «Просвещение», 2014.
4. Учебного плана МБОУ «Новоенисейская ООШ», приказ № 101 от 03 сентября 2018 г.
5. Положения о рабочей программе учителя основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Новоенисейская ООШ».
6. Федерального переченя учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018-2019 уч. год, приказ № 22 от 05.02.2018 г.
Программа ориентирована на использование УМК под ред. Л. Н. Боголюбова.
Данная программа предназначена для обучающихся 8 класса основной общеобразовательной школы и рассчитана на 35 учебных часа ( 1 час в неделю)
Цели :
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Рабочая программа составлена с учетом требований подготовки к ОГЭ по обществознанию, учтены спецификация и кодификатор.
I. Планируемые результаты
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
II. Содержание
Введение (1 ч)
Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности.
Раздел I. Личность и общество (6ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения, их формы. Развитие общества. Человечество в 21 веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Раздел II. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральный знания и практическое поведение. Критический анализ собственных поступков и помыслов.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Конфессии в нашей республике.
Раздел III. Экономика (14 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономикой. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. Роль сектора экономики в РХ. Проект «Мой бизнес».
Раздел IV. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народов. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Проект «Молодежные субкультуры, представленные в Хакасии».
Итоговое обобщение (3ч)
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Из них на контрольные работы |
1 | Введение. | 1 | |
2 | Личность и общество | 6 | |
3 | Сфера духовной культуры | 8 | |
4 | Социальная сфера | 5 | |
5 | Экономика | 13 | |
6 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 |
| Итого: | 34 | 1 |
III.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема, содержание | Кол-во часов | Характеристика осн. видов деятельности ученика (на уровне УУД) | дата |
Введение (1ч) |
1 | Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома | 1 | Вспомнитьосн. итоги прошлого года обучения Познакомиться с осн. содержанием курса 8 класса Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности Определитьосн. требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | |
Личность и общество (6ч) |
2 | Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь -специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя | 1 | Выявлять отличия человека от животных (П). Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека (П). Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке (МП). Определять своё отношение к различным качествам человека (Л). Выявлять связь между мышлением и речью(МП). Объяснять понятие «самореализация» (П,МП) Определять и конкретизировать примерами сущность характеристики деятельности (П,МП) Приводить примеры основных видов деятельности (МП) | |
3 | Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная | 1 | Раскрывать смысл понятия «ноосфера» (МП). Оценивать утверждение о связи природы и общества, аргументировать свою оценку (МП). Характеризовать возможности человеческого разума (МП) Раскрывать значение моральных норм(Л). Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы (МП) | |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения | 1 | Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления (П). Показывать на конкретных примерах взаимосвязь осн. сфер общественной жизни (МП) | |
5 | Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности | 1 | Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем (МП) | |
6 | Как стать личностью. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры | 1 | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность (МП, П). Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры (МП, Л). | |
7 | Практикум по теме «Личность и общество» | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников (Л, П, МП) | |
Сфера духовной культуры (8ч) |
8 | Сфера духовной жизни. Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России | 1 | Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников (МП). Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии (Л) | |
9 | Мораль. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия. Критерии морального поведения | 1 | Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризоватьосн. принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека (Л, П, МП) | |
10 | Долг и совесть. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека | 1 | Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей (Л) | |
11 | Моральный выбор – это ответственность. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль | 1 | Приводить примеры морального выбора (Л, МП) Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей (Л) | |
12 | Образование. Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования.самообразование | 1 | Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ (МП, П). Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию (Л) | |
13 | Наука в современном обществе. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире | 1 | Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе (МП, П) | |
14 | Религия как одна из форм культуры. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | 1 | Определять сущностные характеристики религии и её роли в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму (Л, МП, П) | |
15 | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять нравственный аспект поведения. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении (Л, П, МП) | |
Социальная сфера (5 ч) |
16 | Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество | | Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников информации (МП, П) | |
17 | Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. | 1 | Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе (П, МП). Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями (Л) | |
18 | Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе | 1 | Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения (МП, П, Л) | |
19 | Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни | 1 | Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни (Л, МП, П) | |
20 | Практикум по теме «Социальная сфера» | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников (Л, П, МП) | |
Экономика (13 ч) |
21 | Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора) | 1 | Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага(П, МП). Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора (Л) | |
22 | Главные вопросы экономики. Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем | 1 | Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в разных экономических системах (П, МП) | |
23 | Собственность. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности | 1 | Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризоватьи конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой права собственности (П, МП) | |
24 | Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие | 1 | Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги (МП, П). Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества (Л) | |
25 | Производство – основа экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация | 1 | Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства (П, МП) | |
26 | Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство | 1 | Описывать социально- экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса(П, МП). Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности (Л) | |
27 | Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами | 1 | Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «Государственный бюджет». Приводить примеры гос. политики регулирования доходов и расходов (П, МП) | |
28 | Распределение доходов. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения | 1 | Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения (П, МП) | |
29 | Потребление. Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. | 1 | Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей (П, МП) | |
30 | Инфляция и семейная экономика. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит | 1 | Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране (П, МП). Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности (Л). Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения (П, МП) | |
31 | Безработица, её причины и последствия. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии встречаются на рынке труда | 1 | Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости (П, МП). Оценивать собственные возможности на рынке труда (Л) | |
32 | Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика | 1 | Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия "обменный валютный курс» (П, МП) | |
33 | Практикум по теме «Экономика» | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников (Л, П, МП) | |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | Применять полученные знания на практике | |
Диагностический инструментарий
№, тема | Вид контроля | сроки |
1 Личность и общество | Практикум | октябрь |
2 Сфера духовной культуры | Практикум | декабрь |
3 Социальная сфера | Практикум | февраль |
4 Экономика | Практикум | май |
5 Итоговая контрольная работа | Контрольная работа. Тест с элементами ОГЭ | май |
КИМ
1. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС/ С. В. Краюшкина. – 7-е изд., перераб и доп. – М: «Издательство «Экзамен», 2017.(э/в)
2. Обществознание. Тематические контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. Человек и общество. Сфера духовной культуры. Экономика. Тетрадь для выполнения заданий. 8 класс: учебно-методическое пособие/ Т. А. Альхова, С. С. Долева, И. И. Сидоренкова, 2013.(э/в)
3. А. Ю. Лазебникова. Типовые тестовые задания ОГЭ
4. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание 9 класс. Издательство ВАКО.