СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру 1- 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру 1- 4 класс»

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов разработана в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Криволесская ОШ»


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.


Предметные:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


2.Содержание учебного предмета


1 класс.

Задавайте вопросы.

Что и кто?

Наша страна, малая родина-Смоленщина. Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?

Проект№1 «Моя малая родина».

Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Полезные ископаемые Смоленской области.

Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Растения Смоленской области.

Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы?

Кто такие звери? Животные Смоленской области. Что окружает нас дома?

Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? Правила дорожного движения.

На что похожа наша планета?

Проверим себя и оценим свои достижения. Презентация проекта «моя малая Родина»

Как, откуда и куда?

Как живет семья. Проект №2 «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо. Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные?

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в Смоленском крае. Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда». Презентация проекта «моя семья»

Где и когда?

Когда учиться интересно? Проект №3 «Мой класс и моя школа».

Когда придет суббота? Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.

Когда наступит лето? Последовательность смены времён года месяцев в нём Названия месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.

Где живут белые медведи? Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

Где живут слоны? Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

Где зимуют птицы? Зимующие и перелётные птицы. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

Когда появилась одежда? История появления одежды и развития моды. Тип одежды и её назначение: деловая, спортивная, праздничная.

Когда изобрели велосипед? История появления и устройство велосипеда Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.

Когда мы станем взрослыми? Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Ответственность человека за состояние окружающего мира.

Почему и зачем?

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет , сравнительные размеры звёзд.

Почему Луна бывает разной? Луна-спутник Земли, её особенности. Способы изучения Луны.

Почему идет дождь и дует ветер? Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений, животных.

Почему звенит звонок? Разнообразие звуков в окружающем мире.

Почему радуга разноцветная? Радуга-украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.

Почему мы любим кошек и собак? Взаимоотношение человека и его домашних питомцев. Особенности ухода за кошкой и собакой.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Разнообразие цветов и бабочек. Правила поведения на лугу.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.

Зачем мы спим ночью? Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну.

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения.

Зачем нам телефон и телевизор? Почта, телеграф, телефон-средства связи. Электронные средства связи (интернет). Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы)-средства массовой информации.

Зачем нужны автомобили? Автомобили -наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Устройство автомобиля.

Зачем нужны поезда? Поезда - наземный и подземный транспорт. Виды поездов и их назначение. Устройство железной дороги.

Зачем строят корабли? Корабли (суда) -водный транспорт. Виды кораблей и их назначение. Устройство корабля.

Зачем строят самолёты? Самолёты - воздушный транспорт. Виды самолётов и их назначение. Устройство самолёта.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, в других видах транспорта.

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле ив самолёте.

Зачем люди осваивают космос? Систематизация сведений о космосе. Освоение человеком космоса. Смолянин Ю.А. Гагарин-первый космонавт Земли.

Почему мы часто слышим слово «экология»? Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой.

Итоговое повторение.

Повторение по теме «Что и кто?».

Повторение по теме «Как, откуда и куда?».

Повторение по теме «Где и когда?».

Повторение по теме «Почему и зачем?».

Итоговый урок 1 класса. Наблюдения летом.


2 класс.

Где мы живём.

Наш адрес в мире .Родная страна. Флаг, герб, гимн РФ. Город и село. Родной город (село).

Что нас окружает? Вселенная. Звёзды и планеты. Природа и рукотворный мир.

Природа.

Живая и неживая природа. Природа Смоленского края и её охрана.

Явления природы. Пр.р. «Знакомство с устройством термометра». Условные метеорологические знаки. Что такое погода. Народные предсказания погоды. В гости к осени. Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. В гости к осени. Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Звёздное небо. Созвездие Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак. Заглянем в кладовые земли. Пр.р. «Знакомство с горными породами». Про воздух. Значение воздуха. Загрязнение воздуха. Про воду. Значение воды для растений, животных и человека. Многообразие растений. Какие бывают растения. Многообразие животных. Животный мир Смоленской области. Какие бывают животные. Связи в природе между природой и человеком. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения, их различие и разнообразие. Дикие и домашние животные, их сходство и различие, разнообразие. Комнатные растения. Приемы ухода за комнатными растениями. Про кошек и собак, их роль в жизни человека. Животные живого уголка, особенности ухода за ними. Про кошек и собак. Уход за домашними животными. Растения и животные Красной книги России. Красная книга. Будь природе другом. Охрана природы Смоленской области.

Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».

Жизнь города и села.

Что такое экономика, её составные части. Экономика Смоленской области. Деньги. Из чего что сделано. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей. Как построить дом. История развития транспорта. Какой бывает транспорт. Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. В гости к зиме. Зимние явления в неживой и живой природе. В гости к зиме.

Все профессии важны. Проект «Профессии».

Культура и образование. Учреждения культуры и образования, их роль в жизни человека и общества.

Здоровье и безопасность.

Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Местоположение важнейших органов и их работа. Если хочешь быть здоров. Режим дня. Правила гигиены. Уход за зубами. Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Школа пешехода. Правила безопасности пешехода. Отработка правил перехода улицы. Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту. Пожар. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. На воде и в лесу. Правила безопасного поведения в воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми и действия в этих ситуациях.

Общение.

Наша дружная семья. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. В школе. Классный и школьный коллектив. Этика общения. Правила вежливости. Этикет в общении. Отработка основных правил этикета. Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях. Мы – зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах.

Путешествия.

Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. Ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по местным природным признакам, солнцу. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Основные приемы чтения карты. Водные богатства нашей планеты. Части реки. Водные богатства Смоленской области. В гости к весне. Наблюдения над весенними явлениями природы. Весенние явления в неживой и живой природе. Россия на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на карте. Проект «Города России. Смоленск». Путешествие по Москве. Москва-столица нашей Родины. История основания. План и герб. Достопримечательности Москвы. Московский Кремль-символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. Город на Неве. Санкт-Петербург – северная столица Росси, её герб и план. Архитектурные памятники. Путешествие по Оке. Старинные русские города, расположенные на реке Оке. Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. Путешествие по материкам. Части света: Европа и Азия. Страны мира. Проект «Страны мира».

Физические и политические карты. Впереди лето. Летние явления в природе.

Повторение

Повторение по разделу: «Где мы живём?»

Повторение по разделу: «Природа»

Повторение по разделу: «Жизнь города и села»

Повторение по разделу: «Здоровье и безопасность»

Повторение по разделу: «Общение», «Путешествия»


3 класс.


Как устроен мир.

Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей.

Человек. Ступеньки познания. Внутренний мир человека. Общество. Человечество, семья, народ-часть общества. Страна, символы государства, глава государства.

Что такое экология? Наука экология, её роль Экологические связи, их разнообразие.

Эта удивительная природа.

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух. Свойства воздуха. Источники загрязнения.

Вода и жизнь. Свойства воды. Превращения и круговорот воды в природе. Три состояния воды. Берегите воду! Использование воды человеком. Источники загрязнения. Меры по охране чистой воды в Смоленской области.

Как разрушаются камни. Что такое почва. Почвы Смоленщины Разнообразие растений. Растения Смоленской области. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Опыление. Приспособленность и развитие растений.

Охрана растений. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. Красная книга Смоленской области.

Разнообразие животных. Классификация животных. Виды животных. Зоология-наука о животных. Кто что ест? Цепи питания. Пищевая цепь. Экологическая пирамида. Невидимая сеть и невидимая пирамида. Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп. Охрана животных. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. Исчезающие и редкие животные Смоленской области.

В царстве грибов. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.

Мы и наше здоровье.

Организм человека. Анатомия, физиология, гигиена, как науки. Органы и системы органов тела человека. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Гигиена органов чувств. Надёжная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Первая помощь при повреждении кожных покровов. Опора тела и движение. Опорно-двигательная система. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. Наше питание. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система. Гигиена питания. Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их взаимосвязь. Пульс, его частота. Умей предупреждать болезни. Закаливание. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Здоровый образ жизни. Правила здорового образа жизни для школьников.

Наша безопасность.

Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места. Правила поведения в опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке , в парке, в лесу.

Природа и наша безопасность. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

Чему учит экономика.

Для чего нужна экономика. Удовлетворение потребностей людей –главная задача экономики. Товары и услуги.

Природные богатства и труд людей – основа экономики. Использование природных богатств в экономике. Роль труда и образования в экономике. Полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых. Полезные ископаемые Смоленской области.

Растениеводство. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые, прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Растениеводство на Смоленщине. Животноводство. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Животноводство на Смоленщине.

Какая бывает промышленность? Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, лёгкая, пищевая промышленность.

Что такое деньги. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Государственный бюджет. Расходы и доходы. Источники доходов. Основные статьи расходов государства. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду.

Путешествие по городам и странам.

Золотое кольцо России- слава и гордость страны. Города золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома. Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности.

Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы.

На севере Европы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия. Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, достопримечательности.

Что такое Бенилюкс. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.

В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

По Франции и Великобритании. Франция, её месторасположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности. Великобритания, её месторасположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности.

На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, памятники архитектуры и искусства, города.

По знаменитым местам мира. Памятники архитектуры и искусства Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы. Заочная экскурсия «Достопримечательности Смоленска»

Итоговое повторение.

Повторение по теме «Эта удивительная природа»

Повторение по теме «Мы и наше здоровье. Наша безопасность.»

Повторение по теме «Как устроен мир».

Повторение по теме «Путешествие по городам и странам».

Итоговый урок. Впереди лето!


4 класс.

Земля и человечество

Мир глазами астронома. Солнечная система. Солнце- ближайшая к нам звезда. Планеты Солнечной системы. Изучение планет астрономами. Причины смены дня и ночи и времён года. Моделирование планет Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Правила наблюдения звёздного неба. Знакомство с картой звёздного мира. Мир глазами географа. Карта полушарий. Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте.

Мир глазами историка. Источники исторических сведений. Знакомство с историческими картами.

Когда и где? Летоисчисление в древности и в наши дни. «Лента времени» Мир глазами эколога. Экология Смоленской области. Международные экологические организации. Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное природное и Всемирное культурное наследие. Международная Красная книга.

Природа России

Равнины и горы России. Формы земной поверхности России. Поиск и показ изучаемых географических объектов».

Моря, озера и реки России. Природные зоны России. Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Зона арктических пустынь. Местоположение, живые организмы, экологические проблемы. Поиск и показ изучаемых географических объектов».

Тундра. Местоположение, живые организмы, экологические связи.

Леса России. Растительный и животный мир лесных зон России, Смоленской области. Лес и человек.

Зона степей. Местоположение. Экологические проблемы степной зоны. Заповедники зоны степей. Пустыни. Местоположение. Приспособления растений и животных. Освоение пустынь и полупустынь человеком. У Черного моря. Местоположение. Экологические проблемы. Растения и животные, внесённые в Красную книгу.

Родной край – часть большой страны

Наш край. Политико-административная карта России. Карта Смоленской области, общая характеристика региона. Поверхность нашего края. Формы земной поверхности Смоленской области. Охрана поверхности края. Водные богатства нашего края. Водные объекты Смоленской области и их значение. Наши подземные богатства. Важнейшие полезные ископаемые Смоленской области способы добычи, использование. Земля-кормилица. Разнообразие почв России. Почвы Смоленской области, их охрана. Жизнь леса. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса. Жизнь луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов. Жизнь в пресных водах. Правила поведения у водоёмов. Болота и их охрана. Растениеводство в Смоленской области. Сорта культурных растений. Развитие отрасли в регионе. Знакомство с культурными растениями нашего края. Животноводство на Смоленщине, его развитие. Породы домашних животных.

Профессии: животновод, фермер. Необходимость правильного выбора профессии.

Страницы всемирной истории

Начало истории человечества. Первобытное общество. Первобытное искусство. Мир древности: далекий и близкий. История Древнего Мира. Культура, религия. Средние века: время рыцарей и замков. Возникновение городов. Появление мировых религий. Новое время: встреча Европы и Америки. Достижения в науке и культуре. Великие географические открытия. Новейшее время: история продолжается сегодня. Исследование Арктики и Антарктики. Достижения современной науки и техники. ООН.

Страницы истории Отечества

Жизнь древних славян. Занятия, жилища, быт, верования славянских племён. Во времена Древней Руси. Возникновение древнерусского государства. Крещение Древней Руси. Страна городов. Устройство древнего города. Основание Москвы. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Кирилл и Мефодий. Древнерусские летописи. Трудные времена на Русской земле. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский. Русь расправляет крылья. Иван Калита. Сергий Радонежский. Куликовская битва. Победа Русских войск. Работа с картой. Иван III- первый русский царь. Освоение Сибири. Мастера печатных дел. Начало книгопечатания в России. Патриоты России. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Петр Великий. Основание Петербурга. Создание Русского флота. Михаил Васильевич Ломоносов. Основание Московского университета. Екатерина Великая. Развитие просвещения. Емельян Пугачёв. Отечественная война 1812 года.. М. И. Кутузов- главнокомандующий русской армии. Победа над Наполеоном. Страницы истории XIX века. Декабристы. Конец крепостного права. Технические достижения. Россия вступает в XX век. Николай II. Революции начала века. Страницы истории 20–30-х годов. Изменения в жизни города и деревни. Репрессии. Великая война и Великая Победа. Смоленская область в годы войны. Крупнейшие сражения. Изгнание фашистских войн с территории Росси. Освобождение Европы. Цена победы. Страна, открывшая путь в космос. Развитие СССР. Перестройка. Распад СССР.

Современная Россия

Основной закон России и права человека. Конституция. Декларация прав человека. Мы- граждане России. Права и обязанности гражданина. Славные символы России. Государственный герб, флаг и гимн, их история. Такие разные праздники. Праздники в жизни человека, семьи, страны. Путешествие по России. Дальний Восток, Сибирь, Урал. Север Европейской части России. Старинные русские города. Смоленск. Путешествие по Волге, югу России. Особенности традиционной культуры.

Повторение

Повторение по разделу: «Земля и человечество»

Повторение по разделу: «Природа России»

Повторение по разделу: «Родной край – часть большой страны»

Повторение по разделу: «Страницы всемирной истории»

Повторение по разделу: «Страницы истории отечества», «Современная Россия».


3.Тематическое планирование

1 класс.

Тема

Количество

часов

Количество

контрольных

работ,

проектов, тестов.

1.Задавайте вопросы

1


2.Что и кто?

20

Проекты-1

3.Как, откуда и куда?

12

Проекты-1

4.Где и когда

11

Проекты-1

5.Почему и зачем?

19

Проекты-1

6.Повторение.

3

П/а-1

Итого:


66

П/а-1

Проекты-4

2 класс.

Тема

Количество

часов

Количество

контрольных

работ,

контрольных

тестов,

практических

работ

  1. Где мы живём.

4

Т/р-1 Проекты-1

  1. Природа.

20

П/р-5, Т/р-1 Пр-1

  1. Жизнь города и села.

10

Т/р-1 Проекты-1

  1. Здоровье и безопасность.

9

П/р-1 Т/р-1

  1. Общение.

7

Т/р-1 Проекты-1

  1. Путешествия

10

П/р-2

Т/р-1 Проекты-1

  1. Повторение

8

ПА

ИТОГО:

68

П/р -8,Т/р-6,

Проекты-5

3 класс.

Тема

Количество

часов

Количество

контрольных

работ

контрольных

тестов

1.Как устроен мир

6

1

Проекты-1

2.Эта удивительная природа

18

7

Проекты-1

3.Мы и наше здоровье

9

2

4.Наша безопасность

6


5.Чему учит экономика

11


6.Путешествия по городам и странам

13


7 Повторение.

6

1

Итого:


68

1/10

Проекты-2


4 класс

Тема

Количество

часов

Количество

контрольных

работ,

контрольных

тестов,

практических

работ

  1. Земля и человечество.

9

П/р-4

Т/р-1

  1. Природа России.

10

П/р-5

Т/р-1

  1. Родной край-часть большой страны.

15

П/р-3

Т/р-1 Проекты-1

  1. Страницы всемирной истории.

5

Т/р-1

  1. Страницы истории отечества.

19

П/р-3

Т/р-1

  1. Современная Россия.

2

Т/р-1 Проекты-1

  1. Повторение

8

ПА

ИТОГО:

68

П/р -15

Т/р-6

Проекты-2


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!