СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру 1-4 класс. УМК Дидактическая система Л.В.Занкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа с 1 по 4 класс по окружающему миру. УМК Занков Л.В. С требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру 1-4 класс. УМК Дидактическая система Л.В.Занкова»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №8»

г. Назарово Красноярского края

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 8(39155)7-00-60, 7-10-04, 7-01-31, 7-00-16, 7-04-10; факс: 8(39155)7-00-60

E-mail: [email protected]




Принято Согласовано

школьным Заместителем директора

методическим по УВР

объединением _____________________

Руководитель ШМО «30» августа 2019 г.

__________________

Протокол № 1

от «29» августа 2019 г.

Утверждено

И.о.директора

_____________________ /Н.Н.Несина/


Приказ № 149

от «30 » августа 2018 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

ДЛЯ 1-4 КЛАССА

НА 2017 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД



Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир»: Учебник 1-4 класс,

- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»



Разработчик программы:

учитель начальных классов

Пляскина Инна Юрьевна,

первая квалификационная категория, педстаж 32 года



г. Назарово

2017-2021г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей № 8» г.Назарово.

Цель курса: создать условия для формирования целостной картины мира; осознания места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода при использовании технологии развивающего обучения Л.В.Занкова.

Программа реализуется в 1 – 4 классах.

Формы контроля – процессуальный мониторинг, критериальное оценивание.

На реализацию программы по окружающему миру в федеральном базисном учебном плане предусмотрено

в 1 классе 66 часов (33 недели по 2 часа в неделю), во 2 классе, 3 классе, 4 классе по 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю)

Разделы

1класс

2класс

3класс

4класс

Итого

Человек и природа

34+3

44

39

33

150 +3

Человек и общество

26+3

24

23+6

35

108 +9

Резерв

6


6


12

Всего

66

68

68

68

270


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, СОДЕРЖАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС

Личностные универсальные учебные действия

- проявляет положительное отношение к лицею, к предмету;

- объясняет причины успеха в учёбе;

- демонстрирует моральные нормы поведения;

- проявляет интерес к познанию окружающего мира

Раздел

Содержание

Количество часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Человек и природа


Природные объекты и предметы, созданные руками человека.

Природа - источник познания.

Космос. Условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость. Неживая и живая природа. Растения, части растения.

Животные. Разнообразие растений и животных.

Бережное отношение к природе. Последствия деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.

Народные праздники.

Ознакомление с глобусом. Экватор, полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.


37 ч
















- различает объекты живой и неживой природы;

- приводит примеры объектов природы;

- различает объекты природы и предметы, сделанные человеком;

- сравнивает объекты живой и неживой природы;

- различает и называет основные части растений;

- распознаёт группы растений;

-приводит примеры растений разных групп;

- соблюдает правила экологического поведения в школе;

-описывает наблюдаемые объекты природы;

- выделяет существенные признаки объектов природы


Регулятивные

универсальные учебные действия:

- принимает учебную задачу;

- планирует последовательность действий в соответствии с поставленной задачей;

- выполняет учебные действия в устной и письменной речи;

- оценивает совместно с учителем результат своих действий;


Познавательные:

- осуществляет поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимает знаки, символы, модели, схемы;

- анализирует объекты с выделением их отличительных признаков;

- осуществляет синтез;

- проводит сравнение и классификацию объектов;

- обобщает;

  • устанавливает причинно-следственные связи;

  • осуществляет поиск нужного мате­риала в дополнительных источниках;

- строит небольшие сообщения в устной форме.


Коммуникативные:

- принимает участие в работе парами и группами;

- договаривается, приходит к общему решению;

- использует в общении правила вежливости;

- строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации


Человек и общество


Общее представление об истории людей. Древнейшие люди-собиратели растений. Человек-охотник. Кочевники и земледельцы.

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья, взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Занятия родителей. Родной город, страна, столица. Местоположение на глобусе и карте. Государственная символика России. Школа. Правила поведения и культура общения. Маршрут от дома к школе. Правила безопасного поведения. Правила здорового образа жизни. Культура отдыха.

29 ч




- называет государственную символику Российской Федерации и своего региона;

- различает прошлое, настоящее и будущее;

- определяет родственные связи в семье;

- соблюдает правила общения со взрослыми и сверстниками;

- выполняет правила личной гигиены

- называет номера телефонов экстренной помощи;

- находит на карте мира Россию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;

- оценивает характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, СОДЕРЖАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 КЛАСС

Личностные универсальные учебные действия

-проявляет интерес к познанию окружающего мира;

-ориентируется на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

-проводит самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-испытывает чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентируется в поведении на принятые моральные нормы;

- понимает чувства одноклассников, учителей;

- имеет представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Раздел программы


Содержание


Кол-во часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Общий взгляд на Землю

Человек и природа

Материки и океаны Земли. Россия – самое большое государство мира. Москва – столица. Россия – родина космонавтики.

Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.

5 ч


Человек и общество

– понимает назначение органов чувств для познания окружающего мира;

– выполняет правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;

– соблюдает правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;

– определяет принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.

  • использует на практике основные правила познания окружающего мира;

  • понимает различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;

  • оценивает характер взаимоотношений людей в клас­сном, школьном коллективах.


Человек и природа

– устанавливает связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

– сравнивает объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

– проводит несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;

– описывает на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

– характеризует Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

– ориентируется на местности относительно своего тела; --_знает правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

– различает твердые, жидкие и газообразные вещества;

– измеряет температуру воды, воздуха и своего тела;

– различает три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;

– определяет основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

– определяет условия, необходимые для жизни растений;

– различает хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;

– определяет условия, необходимые для жизни животных;

– различает диких и домашних животных; животных разных групп;

– приводит примеры представителей разных групп растений и животных;

– соблюдает правила ухода за комнатными растениями;

– строит простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой

  • определяет причины смены на Земле дня и ночи, сме­ны времен года;

  • показывает на карте и глобусе основные формы зем­ной поверхности и водоемы;

  • различает водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения; животных разных групп.

Регулятивные

универсальные учебные действия


Планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Оценивает учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Осуществляет самостоятельно контроль учебной деятельности.

Понимает смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;

Выполняет дифференцированные задания.



Познавательные

универсальные учебные действия


Осуществляет логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков

Осуществляет логическое действие синтез.

Осуществляет логическое действие сравнение по заданным или самостоятельно выбранным критериям.

Осуществляет логическое действие классификация по заданным или самостоятельно выбранным критериям.

Осуществляет логическое действие обобщение

Устанавливает причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

Строит простые умозаключения по аналогии.

Осуществляет поиск дополнительной информации;

Соотносит различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности, схематические изображения с содержанием заданий;

Выбирает из нескольких вариантов выполнения работы приемлемой для себя.



Коммуникативные

универсальные учебные действия


Строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Формулирует точку зрения.

Аргументирует свою точку зрения

(в коммуникативной ситуации)

Задает вопросы для получения необходимых сведений.

Контролирует свои действия в

коллективной работе;

Проявляет инициативу, участвуя

в создании коллективных художественных работ;

  • Ведёт диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению..

Как изучают окружающий мир

Человек и общество

Органы чувств человека. Правила гигиены. Источники информации об окружающем мире. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Человек и природа

Вещества. Три состояния вещества в природе. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.

9 ч


Космос и планета Земля

Человек и природа

Звезды. Солнце – звезда. Планеты. Луна – спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Причина смены дня и ночи. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф). Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов.

Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой.

14 ч


Взаимодействие сил природы

Человек и природа

Тепловые пояса Земли и смена времен года. Вода на Земле. Водоемы естественные и искусственные. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Свойства воды. Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека. Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.

Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

22 ч


Живая природа

Человек и природа

Царства живой природы. Признаки живых организмов. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы. Растения, их разнообразие и роль в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края. Части растения. Условия, необходимые для жизни растений. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Представление о группах животных. Особенности питания разных животных. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. Красная книга. Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища. Красота и разнообразие природы России.

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.

Экскурсия в природу.

18 ч



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, СОДЕРЖАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС

Личностные универсальные учебные действия

- проявляет интерес к познанию окружающего мира;

- осознаёт ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- ориентируется в поведении на принятые моральные нормы;

- понимает чувства одноклассников, учителей, мотивы поступков исторических лиц;

- выражает понимание ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

- проявляет учебно-познавательный интерес к нахождению разных способов решения учебной задачи;

- сопереживает другим людям, понимая их чувства;

- выражает желание вести здоровый образ жизни.

Раздел программы


Содержание


Кол-во часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Человек и природа

Особенности планеты Земля. Погода. Показатели погоды. Народные приметы погоды. Климат родного края.

Почва. Состав, свойства, значение, охрана почвы.

Природная зона. Приспособленность организмов к услови­ям окружающей среды.

Природные зоны степей и лесов. Единство почв, растительности и животного мира и их охрана. Сезонные изменения в природе. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природ­ных условий лесной и степной зон.

Залесский край. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Измене­ния в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация по­казателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими террито­риями России.

Определение состава почвы. Ознаком­ление с картой природных зон.


39


- устанавливает связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе;

- осуществляет классификацию объектов;

  • использует научные тексты для поиска информации;

  • использует готовые модели для определения местонахождения крупных природных объектов;

  • проводит наблюдения за погодой и природой края;

  • оценивает свое поведение и поведе­ние других людей в природе;

  • сравнивает природные зоны России, природные сообщества;

  • приводит примеры растений и животных, характерных для природного сообщества;

  • выделяет характерные признаки сезонов года;

  • фиксирует с помощью условных знаков основные признаки погоды; составляет устную характеристику погоды;

- узнаёт в природе изученные растения;

- моделирует экологические ситуации, оценивает их последствия.

Регулятивные

универсальные учебные действия

- принимает учебную задачу;

- следует установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

- вносит необходимые коррективы при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- отбирает адекватные средства достижения цели деятельности;

- осуществляет пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- адекватно воспринимает оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- выполняет учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- самостоятельно находит несколько вариантов решения учебной задачи;

- делает выводы о свойствах изучаемых природных объектов на основе результатов решения практических задач.


Познавательные

универсальные учебные действия


- осуществляет поиск нужного материала в дополнительных изданиях;

- осуществлять фиксацию указанной учителем информации об окружающем мире;

-пользуется знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами;

- строит небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- воспринимает смысл познавательных текстов, выделяет информацию в соответствии с учебной задачей;

- анализирует изучаемые объекты с выделением признаков;

- осуществляет синтез,;

- проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов;

- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- проводит аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- осуществляет расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

- преобразовывает модели и схемы по заданиям учителя;

- находит разнообразные способы решения учебной задачи;

- строит логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).


Коммуникативные универсальные

учебные действия

- выбирает адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- строит сообщение в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулирует собственное мнение и позицию;

- приходит к общему решению (при работе в группе, в паре);

- задаёт вопросы, адекватные данной ситуации,

- строит монологическое высказывание, используя ИКТ;

- стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

- понимает ситуацию возникновения конфликта, содействует его разрешению;

- оказывает в сотрудничестве необходимую помощь.

Человек и общество

Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени.

Расселение славян. Путь «из варяг в греки».

Образование Древнерусского государ­ства. Принятие Русью христианства. Культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

Основание Москвы, объединение вок­руг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Культура Московской Руси. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.

Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Тайга. Тундра. Арктика. Ко­ренное население Сибири.

Борьба русского народа против ино­земных захватчиков в начале XVII века. Ак­тивная роль человека в обществе.

Краеведение (в течение года). Рельеф, почва, природные сообщества родного края, правила поведения в природе.

Родной край в изучаемый историчес­кий период. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.

Практические работы. Ориентирование на картах. Работа с натуральными объектами, коллекциями. Составление цепей питания. Применение правил поведения в лесу и у водоемов.

Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Заня­тия и быт современных людей в зоне степей или лесов.

Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.

Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.

Экскурсии в парк, лес, к водоёму, в краеведческий музей.

29


- различает прошлое, настоящее, будущее;

- находит место изученных событий на ленте времени, пользуется историческими картами, соотносит конкретную дату с веком;

- рассказывает об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

- использует дополнительные источники информации, находит факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

- оценивает характер взаимоотношений людей в различных социальных группах;

- устанавливает связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

- выделяет главное в текстах учебни­ка;

- оформляет результаты исследовательской работы;

- ориентируется в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

- называет имена выдающихся российских государственных деятелей, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, СОДЕРЖАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС

Личностные универсальные учебные действия

- проявляет устойчивый интерес к познанию окружающего мира;

- осознаёт ответственность человека за общее благополучие, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- ориентируется в поведении на принятые моральные нормы;

- выражает понимание ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

- проявляет интерес к нахождению разных способов решения учебной задачи;

- сопереживает другим людям, понимая их чувства;

- выражает желание вести здоровый образ жизни.

Раздел

Содержание

Кол-во часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

1. Человек и природа.





































2. Человек и общество.

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.

Человек познает самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша

родословная. Тело человека: опорно-двигательная система.

Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа.

Правила здорового образа жизни. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Горное дело: горные породы, и минералы, происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Полезные ископаемые родного края.

Открытие новых земель. Природные зоны гор.

Охрана природы. Заповедники. Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Дыхательная система. Пищеварительная система.



Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии. Расширение знаний о Земле. Открытие

Америки Колумбом. Кругосветное плавание Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.

Россия при Петре I. Становление Российской науки. Отечественная война 1812 года. План местности.

События в России в начале XX века. Великая Отечественная война. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство.

Наша Родина – Россия. Государственная символика России. Москва- столица России. Нравственные нормы жизни. Праздники в жизни общества.

33ч








































35ч

Описывает изученные объекты и явления живой и неживой природы

Выделяет существенные признаки изучаемых объектов;

Узнаёт наиболее распространенные лекарственные растения родного края;

Проводит несложные наблюдения в окружающей среде.

Ставит опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следуя инструкциям и правилам техники безопасности;

Сравнивает изучаемые природные зоны России.

Устанавливает связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;

Использует для проведения практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации;

Готовит небольшие презентации по результатам предложенных исследований, наблюдений и опытов;

Планирует учебные действия. Контролирует действия в процессе познания окружающего мира.

Оценивает свои действия и результаты в соответствии с поставленной задачей.






Различает полезные ископаемые;

Понимает их значение в хозяйстве;

Различает прошлое, настоящее, будущее;

Соотносит изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;

Находит место изученных событий на «ленте времени»;

Узнаёт государственную символику Российской Федерации и своего региона;

Описывает достопримечательности столицы и родного края.

Находит на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.

Узнаёт выдающиеся памятники истории и культуры России; Перечисляет государственные праздники;

Понимает ценность здоровья и здорового образа жизни.

Называет правила безопасного поведения в природе.

Ориентируется в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; Оценивает их возможное влияние на будущее.


Регулятивные универсальные учебные действия:

Планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Оценивает учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Осуществляет контроль учебной деятельности.

Сохраняет учебную цель в ходе выполнения учебной задачи.

Вносит необходимые дополнения и коррективы в учебное действие.

Ставит самостоятельно учебные задачи.

Определяет наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Осознаёт способы действий, приведших к успеху или неуспеху

Познавательные универсальные учебные действия:

Осуществляет анализ и синтез с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществляет сравнение по заданным или самостоятельно выбранным критериям.

Осуществляет классификацию по заданным или самостоятельно выбранным критериям.

Осуществляет обобщение.

Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Строит простые умозаключения по аналогии.

Строит простые рассуждения на основе подводящей информации.

Подводит под понятие на основе распознавания объектов.

Даёт определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.

Использует знаково-символические средства для создания моделей, изучаемых объектов или процессов для решения задач.

Соотносит содержание текстовой информации к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.

Строит простые рассуждения на основе подводящей информации.

Находит существенные связи между межпредметными понятиями.

Оценивает информацию с точки зрения её целесообразности в решении поставленной задачи.

Владеет поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Формулирует точку зрения.

Аргументирует свою точку зрения.

Задает вопросы для получения необходимых сведений.

Ориентируется на точку зрения других людей, отличную от собственной.

Договаривается о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.

Оценивает адекватно поведение окружающих в ходе решения совместной учебной задачи.

Оценивает адекватно собственное поведение в ходе решения совместной учебной задачи.



Тематическое планирование 1 класс

урока

Дата

Тема урока

1


Где мы живем.

2


Школа. Урок-экскурсия.

3


Труд людей

4


Безопасный маршрут от дома к школе (практическая работа).

5


Что такое окружающий мир. Урок- экскурсия.

6


Природа и ее изменчивость.

7


Природа – первый учебник человека.

8


Вселенная, или Космос. Урок – путешествие.

9


Земля - планета Солнечной системы.

10


Значение воды на Земле.

11


Значение воздуха на Земле.

12


Разнообразие природы Земли.

13


Знакомство с природой родного края. Урок-путешествие.

14


Неживая и живая природа.

15


Живая природа. Урок-экскурсия.

16


Царства живой природы.

17


Растения. Строение растений.

18


Разнообразие растений по внешней форме.

19


Зависимость растений от природных условий. Растение и человек.

20


Животные.

21


Разнообразие растений и животных.

22


Природа и человек.

23


Труд человека

24


Красота природы.

25


Проверь себя (проверочная работа по теме «Окружающий мир: природа, общество, труд).

26


Модели и изображения Земли. Глобус и карта (практическая работа).

27


Азбука географии (практическая работа).

28


Тепловые пояса Земли.

29


Облик Земли меняется.

30-31


Разнообразие природы Земли. Представление о тепловых поясах Земли.

32


Ориентирование в пространстве и времени.

33


Как открывали новые земли.

34


Появление и развитие жизни на Земле.

35-36


Древние и современные растения и животные

37


Древняя и современная природа Земли.

38


Растительноядные и хищные животные на Земле.

39


Растительноядный предок человека.

40


Человек охотник и кочевник.

41


Человек прямоходящий.

42


Жизнь родом и племенем.

43


Начало оседлой жизни. Одомашнивание животных.

44


Земля рассказывает о себе.

45


Мы – часть окружающего мира

46


Проверь себя (проверочная работа по теме «Планета Земля»).

47


Семья. Различие людей по возрасту и внешнему виду.

48


Семья. Родословная

49-50


Жизнь людей в разных природных условиях.

51


Люди живут в разных странах (практическая работа).

52


Обычаи разных народов

53


Люди живут в разное время суток.

54


Люди разных профессий

55


Воздействие человека на окружающую среду

56


Российская Федерация – страна, в которой мы живем.

57


Народы родного края.

58


Транспорт и связь. Правила дорожного движения.

59


Промежуточная аттестация

60


Богатства Российской Федерации.

61


Как жили наши предки.

62


История родного края (экскурсия в краеведческий музей)

63


Жизнь современного человека.

64-65


Законы современной жизни.

66


Можно ли выжить одному


Тематическое планирование 2 класс

урока

Дата

Тема

1


Наша Родина – Россия.

2


Настоящее и прошлое Земли.

3


Россия – родина космонавтики.

4


Материки и океаны (практическая работа)

5


Северный Ледовитый океан.

6


Органы чувств: зрение и слух.

7


Органы чувств: обоняние, вкус, осязание (практическая работа)

8


Наблюдения рассуждения, выводы.

9


Инструменты и приборы (практическая работа)

10


Книги и другие источники информации (экскурсия в библиотеку)

11


Тела и вещества.

12


Свойства газообразных веществ.

13


Свойства жидких и твердых веществ (практическая работа)

14


Наука экология. Проверочная работа по теме раздела.

15


Звезда – Солнце.

16


Планеты Солнечной системы.

17


Звезды и созвездия.

18


Луна – спутник Земли.

19


Наблюдение за космическими телами.

20


Наука о Земле.

21


Горизонт.

22


Строение Земли.

23


Стороны горизонта.

24


Ориентирование по компасу (практическая работа)

25


Определение сторон горизонта по народным приметам.

26


Глобус и географическая карта.

27


Рельеф Земли. Ландшафт Земли

28


Контрольная работа по итогам 1 полугодия.

29


Тепловые пояса Земли.

30


Смена времен года.

31


Солнце – властелин времен года.

32


Особенности Земли как планеты.

33


Энергия (тепло) Солнца.

34


Внутренняя сила Земли.

35


Значение и свойства воды (практическая работа)

36


Три состояния воды

37


Снег и лед.

38


Жизнь животных и растений зимой.

39


Вода – растворитель (практическая работа)

40


Подземные воды Земли.

41


Источники воды в нашей местности (экскурсия к водоёму)

42


Атмосфера Земли: состав и значение воздуха.

43


Свойства воздуха (практическая работа)

44


Движение воздуха.

45


Грозные ветры.

46


Сила воды, ветра и Солнца на Земле (урок-обобщение)

47


Круговорот воды в природе.


48


Загрязнение вод человеком.

49


Вода, ветер и рельеф.

50


Человек и неживая природа. Проверочная работа по теме раздела.

51


Жизнь – уникальная особенность Земли.

52


Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники.

53


Хвойные и цветковые растения.

54


Дикорастущие и культурные растения.

55


Условия для прорастания и роста растений (практическая работа)

56


Растения которые мы едим.

57


Растения – путешественники.

58


Грибы: съедобные и ядовитые.

59


Значение растений и животных на Земле.

60


Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные.

61


Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

62


Группы животных: птицы и млекопитающие.

63


Особенности размножения разных животных.

64


Животные и среда их обитания. Питание животных.

65


Промежуточная аттестация

66


Дикие и домашние животные (экскурсия в музей, краеведческий зал)

67


Бактерии: невидимые организмы.

68


Гигиена – наука о чистоте и здоровье.


Тематическое планирование 3 класс

№ урока

Дата

Тема

1


Приглашение к путешествию.

2


Карты (практическая работа)

3


Что такое погода (практическая работа)

4


Народные приметы погоды.

5


Климат.

6


Представление о климатических поясах.

7


Почва. Состав почвы (практическая работа)

8


Образование почв. Плодородие.

9


Защита почв (практическая работа)

10


Природные зоны суши Земли.

11


Проверочная работа по теме «Природные условия Земли».

12


Где зародилось человечество (практическая работа)

13


Климат и природные зоны Африки.

14


Климат и природные зоны Африки (продолжение).

15


Родина человечества. Как появился человек.

16


Жизнь древних людей.

17


Самые древние государства.

18


Лента времени. Материки и части света (практическая работа)

19


Расширение знаний о мире.

20


Первые шаги в изучении природы.

21


Духовная жизнь древнего человека.

22


Географическое положение Европы (практическая работа)

23


Первые люди на нашей Земле.

24


Восточно-Европейская равнина (практическая работа)

25


Степи. Растительный мир.

26


Степи. Животный мир.

27


Проверочная работа по теме «Степь». Люди в степи.

28


Лесостепь.

29


Лесная зона.

30


Сезонные изменения в лесу.

31


Проверочная работа по итогам 1 полугодия.

32


Сезонные изменения в лесу (экскурсия в природу)

33


Как жили наши далекие предки.

34


Расселение славян. «Путь из варяг в греки»

35


Обожествление природы.

36


Родной край в далеком прошлом (экскурсия в краеведческий музей)

37


Первые русские князья (практическая работа)

38


Принятие Русью христианства.

39


Расцвет Древнерусского государства

40


Древнерусская культура (практическая работа)

41


Ослабление Древнерусского государства.

42


Ордынское нашествие.

43


Угроза с запада.

44


Залесская земля.

45


Что такое природное сообщество (экскурсия в природу)

46


Законы лесной жизни (практическая работа)

47


Природное сообщество луг.

48


Природное сообщество озеро (практическая работа)

49


Природное сообщество поле.

50


Проверочная работа по теме «Природные сообщества». Возвышение Москвы.

51


Куликовская битва.

52


Стояние на реке Угре.

53


Создание Московского государства.

54


Грозный царь.

55


Развитие русской культуры.

56


Русские первопроходцы (практическая работа)

57


Географическое положение Азии. Сибирь.

58


Тайга.

59


Природное сообщество болото.

60


«Хождение за три моря».

61


Смутное время. Спасители земли Русской.

62


Расширение пределов страны (практическая работа)

63


Природа тундры.

64


Природа тундры

65


Арктическая пустыня.

66


Промежуточная аттестация

67


Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.

68


Россия накануне реформ.


Тематическое планирование 4 класс

№ урока

Дата

Тема

1


Сфера разумной жизни. Условия современной жизни.

2


Первопроходцы в науке. Техника и человек.

3


Трудный путь становления медицины.

4


Клетка – основа строения и роста живых организмов.

5


Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни (практическая работа)

6


Лекарственные растения (практическая работа)

7


Средневековье.

8


Осанка человека.

9


Скелет человека.

10


Скелет человека (продолжение). Оказание первой помощи при травмах.

11


Мышцы тела.

12


Проверочная работа по теме «Организм человека»

13


Начало Нового времени. Расширение знаний о Земле.

14


Кругосветное путешествие Магеллана.

15


Природа Нового света.

16


Развитие науки. Устройство Вселенной.

17


Законы природы.

18


Открытие невидимого мира.

19


Победа над эпидемиями.

20


Правила здорового образа жизни (работа над проектом)

21


Особенности кожного покрова.

22-23 .


Россия при Петре I. Строительство Санкт-Петербурга. Пётр I: царь и человек.

24 .


Становление российской науки. М.В. Ломоносов – великий русский учёный.

25 .


Минералы.

26


Кладовая недр Земли (практическая работа)

27


Руды металлов и горючие полезные ископаемые.

28 .


Добыча полезных ископаемых.

29


Контрольная работа по итогам 1 полугодия.

30


Русское военное искусство.

31 .


План местности (практическая работа).

32 .


Северные земли России.

33 .


Открытие Австралии.

34.


Открытие Антарктиды.

35


Дальний Восток России.

36


Природа гор.

37.


Проверочная работа по теме «Разнообразие природы Земли». Расы человека.

38


Развитие науки и техники в XIX–XX веках.

39


Новые знания о человеке.

40.


Нервная система.

41


Кровь.

42.


Путь крови в организме. Проверочная работа «Нервная и кровеносная система организма человека»

43 .


Россия в начале ХХ века.

44


Великая Отечественная война.

45


Подвиг российского народа в Великой Отечественной войне (экскурсия в краеведческий музей)

46


Беларусь.

47


Великобритания.

48


Век научных открытий.

49


Охрана природы.

50


Органы дыхания человека.

51


Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения (практическая работа)

52


Сельское хозяйство. Животноводство.

53


Сельское хозяйство. Растениеводство.

54


Состав пищи.

55


Органы пищеварения.

56


Переработка пищи в организме. Правила здорового питания (работа над проектом)

57


Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека.

Проверочная работа по теме «Пищеварительная система человека»

58


Человек и общество.

59


Россия – наша Родина.

60


Москва – столица России.

61


Устройство государственной власти. Символы и праздники России.

62


Родной край – часть России (экскурсия в краеведческий музей)

63


ВПР

64


Народы России, их культура и традиции (презентации детских работ)

65


Человек в современных условиях.

66


Промежуточная аттестация.

67


Нравственные нормы жизни.

68


Духовное богатство человека.


МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

1.Учебно- методический комплект:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник для 1 кл, 2 класса, 3 класса, 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 кл, 2 класс, 3 класс, 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс.. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с темами «Природа», «История», «Человек и его здоровье», предусмотренными программой для 2 класса, а также музыкальное сопровождение.

Электронное приложение к учебнику. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Интернет-ресурсы.

Медиауроки по УМК «Кирилл и Мефодий»

2. Специфическое оборудование и технические средства обучения:

- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;

- физический глобус Земли, компас;

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»; - рисунки, слайдовые презентации по темам предмета, видеофильмы;

- магнитная доска;

- экспозиционный экран;

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор.

22




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!