СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №______





«Рассмотрено»

Руководитель МО

________________________

______________20___г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______________________

______________20___г.

«Утверждено»

Директор

________________________

______________20___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

Уровень общего образования

начальное общее образование







1 класс

на 20___/20___ учебный год



Количество часов по учебному плану 66 часов в год; в неделю 2 часа


Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений (авторы курса «Окружающий мир» А. А. Плешаков, Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Школа России». М.: Просвещение, 2021 г.



Учитель: Захарова С.С.




г. Москва

20___-20___ год


1.Пояснительная записка


1.1. Статус документа

Данная программа была разработана в соответствии с ФГОС НОО, соответствует Примерным (базисным) программам Стандартов III поколения и обеспечивает качественное образование в соответствии с современными требованиями.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения курса, которые определяет ФГОС НОО.

Программа предназначена для первого класса общеобразовательных школ и обеспечивает соответствие общим целям обучения предмету окружающий мир, предусмотренным государственным стандартом образования.



1.2.Структура документа


Рабочая программа по окружающему миру представляет собой целостный документ, включающий разделы: титульный лист, пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.


1.3. Цели и задачи обучения


Курс «Окружающий мир» имеет экологоэтическую направленность, которая определена особой актуальностью нравственного воспитания и экологического образования в современных условиях.

Основная цель:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


1.4. Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане


Программа по окружающему миру составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых ФГОС НОО и отражённых в его примерной основной образовательной программе по предмету «Окружающий мир» и рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю)).


1.5. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир»



Программа обеспечена УМК, который включен в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Мин просвещения России от 28.12.2018 №345)

  • Плешаков А.А. «Окружающий мир» 1 класс (в 2-х частях), учебник, М: «Просвещение», 2021 год.

  • А.А. Плешаков. «Окружающий мир» 1 класс, рабочая тетрадь (в 2-х частях), М: «Просвещение», 2021 год.

  • О. И. Дмитриева: Окружающий мир. 1 класс. Поурочные разработки к УМК А.А. Плешакова "Школа России". ФГОС М: «Bako», 2020 год.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»


Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов освоение курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты:

  • первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу*;

  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

  • первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов)*;

  • ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

  • первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;

  • представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;

  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

  • эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

  • этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

  • первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.


Познавательные УУД:

Обучающийся научится

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;

  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

  • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».


Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.


Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

  • различать флаг и герб России;

  • узнавать некоторые достопримечательности столицы;

  • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

  • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

  • проводить опыты с водой, снегом и льдом;

  • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

  • различать овощи и фрукты;

  • определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

  • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

  • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

  • сравнивать реку и море;

  • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

  • находить на глобусе холодные и жаркие районы;

  • различать животных холодных и жарких районов;

  • изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

  • различать прошлое, настоящее и будущее;

  • называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

  • соотносить времена года и месяцы;

  • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;

  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

  • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

  • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

  • раздельно собирать мусор в быту;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

  • подбирать одежду для разных случаев;

  • правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

  • правильно переходить улицу;

  • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

  • различать виды транспорта;

  • соблюдать правила безопасности в транспорте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • готовить сообщения, фото рассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;



Тематическое планирование


п/п

Раздел программы, основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика, универсальных учебных действий

1.

Введение (2 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать воп­росы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути

Предметные: правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

различать флаг и герб России;

узнавать некоторые достопримечательности столицы;

называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

проводить опыты с водой, снегом и льдом;

различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

различать овощи и фрукты;

определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

сравнивать реку и море;

использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

находить на глобусе холодные и жаркие районы;

различать животных холодных и жарких районов;

изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

различать прошлое, настоящее и будущее;

называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

соотносить времена года и месяцы;

находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

объяснять причины возникновения дождя и ветра;

перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

раздельно собирать мусор в быту;

соблюдать правила поведения в природе;

правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

подбирать одежду для разных случаев;

правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

правильно переходить улицу;

Личностные:

умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

первичное представление о ценностях многонационального российского общества;

ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни;

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

первичное представление о личной ответственности за свои поступки;

эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира

потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные знания и умения;

планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

планировать свои действия на отдельных этапах урока понимать и толковать условные знаки и символы;

находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

понимать содержание текста, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;

анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь»

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы.

2.

Что и кто? (20ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с от­дельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местнос­ти по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с се­менами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение пред­метов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьюте­ром, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государ­ственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.


3.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электро­приборами. Сборка простейшей электрической цепи (по ус­мотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с призна­ками живого и условиями, необходимыми для жизни орга­низмов. Простейшие правила ухода за комнатными растени­ями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. За­бота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо изве­стные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.


4.

Где и когда? (11 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают ди­нозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.


5.

Почему и зачем? (21 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учи­теля). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нуж­но рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему ово­щи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Авто­мобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомоби­ли будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные по­езда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные сред­ства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.



КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата по

плану

Дата по факту


Введение (2час)


1.

«Задавайте вопросы!»

1




2.

Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути


1




Раздел «Что и кто?» (20 часов)


3.

Что такое Родина?

1




4.

Что мы знаем о народах России?

1




5.

Что мы знаем о Москве?

1




6.

Проект «Моя малая Родина»

1




7.

Что у нас над головой?

1




8.

Что у нас под ногами?

1




9.

Что общего у разных растений?

1




10.

Что растёт на подоконнике?

1




11.

Что растёт на клумбе?

1




12.

Что это за листья?

1




13.

Что такое хвоинки?

1




14.

Кто такие насекомые?

1




15.

Кто такие рыбы?

1




16.

Кто такие птицы?

1




17.

Кто такие звери?

1




18.

Что окружает нас дома?

1




19.

Что умеет компьютер?

1




20.

Что вокруг нас может быть опасным?

1




21.

На что похожа наша планета?

1




22.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

1




Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)


23.

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

1




24.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1




25.

Откуда в наш дом приходит электричество?

1




26.

Как путешествует письмо?

1




27.

Куда текут реки?

1




28.

Откуда берутся снег и лёд?

1




29.

Как живут растения?

1




30.

Как живут животные?

1




31.

Как зимой помочь птицам?

1




32.

Откуда берётся и куда девается мусор?

1




33.

Откуда в снежках грязь?

1




34.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

1




Раздел «Где и когда?» (11ч)


35.

Когда учиться интересно?

1




36.

Проект «Мой класс и моя школа»

1




37.

Когда придёт суббота?

1




38.

Когда наступит лето?

1




39.

Где живут белые медведи?

1




40.

Где живут слоны?

1




41.

Где зимуют птицы?

1




42.

Когда появилась одежда?

1




43.

Когда изобрели велосипед?

1




44.

Когда мы станем взрослыми?

1




45.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1




Раздел «Почему и зачем?» (21 ч)


46.

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1



47.

Почему Луна бывает разной?

1



48.

Почему идёт дождь и дует ветер?

1



49.

Почему звенит звонок?

1



50.

Почему радуга разноцветная?

1



51.

Почему мы любим кошек и собак?

1



52.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1



53.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1



54.

Зачем мы спим ночью?

1



55.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1



56.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1



57.

Зачем нам телефон и телевизор?

1



58.

Зачем нужны автомобили?

1



59.

Зачем нужны поезда?

1



60

Зачем строят корабли?

1



61.

Зачем строят самолёты?

1



62.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблю­дать правила безопасности?

1



63.

Почему на корабле и в самолёте нужно со­блюдать правила безопасности?

1



64.

Зачем люди осваивают космос?

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1



65.

Проектная деятельность

1



66.

Резерв

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!