Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №______
«Рассмотрено» Руководитель МО ________________________ ______________20___г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _______________________ ______________20___г. | «Утверждено» Директор ________________________ ______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Уровень общего образования
начальное общее образование
1 класс
на 20___/20___ учебный год
Количество часов по учебному плану 66 часов в год; в неделю 2 часа
Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений (авторы курса «Окружающий мир» А. А. Плешаков, Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Школа России». М.: Просвещение, 2021 г.
Учитель: Захарова С.С.
г. Москва
20___-20___ год
1.Пояснительная записка
1.1. Статус документа
Данная программа была разработана в соответствии с ФГОС НОО, соответствует Примерным (базисным) программам Стандартов III поколения и обеспечивает качественное образование в соответствии с современными требованиями.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения курса, которые определяет ФГОС НОО.
Программа предназначена для первого класса общеобразовательных школ и обеспечивает соответствие общим целям обучения предмету окружающий мир, предусмотренным государственным стандартом образования.
1.2.Структура документа
Рабочая программа по окружающему миру представляет собой целостный документ, включающий разделы: титульный лист, пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.
1.3. Цели и задачи обучения
Курс «Окружающий мир» имеет экологоэтическую направленность, которая определена особой актуальностью нравственного воспитания и экологического образования в современных условиях.
Основная цель:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
1.4. Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Программа по окружающему миру составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых ФГОС НОО и отражённых в его примерной основной образовательной программе по предмету «Окружающий мир» и рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю)).
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир»
Программа обеспечена УМК, который включен в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Мин просвещения России от 28.12.2018 №345)
Плешаков А.А. «Окружающий мир» 1 класс (в 2-х частях), учебник, М: «Просвещение», 2021 год.
А.А. Плешаков. «Окружающий мир» 1 класс, рабочая тетрадь (в 2-х частях), М: «Просвещение», 2021 год.
О. И. Дмитриева: Окружающий мир. 1 класс. Поурочные разработки к УМК А.А. Плешакова "Школа России". ФГОС М: «Bako», 2020 год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов освоение курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу*;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов)*;
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
Обучающийся получит возможность научиться:
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи; • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
Обучающийся получит возможность научиться:
готовить сообщения, фото рассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
Тематическое планирование
№п/п | Раздел программы, основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика, универсальных учебных действий |
1. | Введение (2 ч) Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути | Предметные: правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину); различать флаг и герб России; узнавать некоторые достопримечательности столицы; называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; проводить опыты с водой, снегом и льдом; различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия); различать овощи и фрукты; определять с помощью атласа-определителя растения и животных; описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку); сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; находить на глобусе холодные и жаркие районы; различать животных холодных и жарких районов; изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны; различать прошлое, настоящее и будущее; называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы; находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; объяснять причины возникновения дождя и ветра; перечислять цвета радуги в правильной последовательности; ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; раздельно собирать мусор в быту; соблюдать правила поведения в природе; правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; подбирать одежду для разных случаев; правильно обращаться с электричеством и электроприборами; правильно переходить улицу; Личностные: умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; первичное представление о ценностях многонационального российского общества; ценностные представления о своей семье и своей малой родине; представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни; положительное отношение к школе и учебной деятельности; первичное представление о личной ответственности за свои поступки; эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками; первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур; Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом); планировать свои действия на отдельных этапах урока понимать и толковать условные знаки и символы; находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь» включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы. |
2. | Что и кто? (20ч) Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. |
3. | Как, откуда и куда? (12 ч) Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. |
4. | Где и когда? (11 ч) Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. |
5. | Почему и зачем? (21 ч) Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли. |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |
Введение (2час) | |
1. | «Задавайте вопросы!» | 1 | | | |
2. | Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути | 1 | | | |
Раздел «Что и кто?» (20 часов) | |
3. | Что такое Родина? | 1 | | | |
4. | Что мы знаем о народах России? | 1 | | | |
5. | Что мы знаем о Москве? | 1 | | | |
6. | Проект «Моя малая Родина» | 1 | | | |
7. | Что у нас над головой? | 1 | | | |
8. | Что у нас под ногами? | 1 | | | |
9. | Что общего у разных растений? | 1 | | | |
10. | Что растёт на подоконнике? | 1 | | | |
11. | Что растёт на клумбе? | 1 | | | |
12. | Что это за листья? | 1 | | | |
13. | Что такое хвоинки? | 1 | | | |
14. | Кто такие насекомые? | 1 | | | |
15. | Кто такие рыбы? | 1 | | | |
16. | Кто такие птицы? | 1 | | | |
17. | Кто такие звери? | 1 | | | |
18. | Что окружает нас дома? | 1 | | | |
19. | Что умеет компьютер? | 1 | | | |
20. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | | | |
21. | На что похожа наша планета? | 1 | | | |
22. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | | | |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) | |
23. | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | | | |
24. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | | | |
25. | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | | | |
26. | Как путешествует письмо? | 1 | | | |
27. | Куда текут реки? | 1 | | | |
28. | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | | | |
29. | Как живут растения? | 1 | | | |
30. | Как живут животные? | 1 | | | |
31. | Как зимой помочь птицам? | 1 | | | |
32. | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | | | |
33. | Откуда в снежках грязь? | 1 | | | |
34. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | 1 | | | |
Раздел «Где и когда?» (11ч) | |
35. | Когда учиться интересно? | 1 | | | |
36. | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | | | |
37. | Когда придёт суббота? | 1 | | | |
38. | Когда наступит лето? | 1 | | | |
39. | Где живут белые медведи? | 1 | | | |
40. | Где живут слоны? | 1 | | | |
41. | Где зимуют птицы? | 1 | | | |
42. | Когда появилась одежда? | 1 | | | |
43. | Когда изобрели велосипед? | 1 | | | |
44. | Когда мы станем взрослыми? | 1 | | | |
45. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | | | |
Раздел «Почему и зачем?» (21 ч) | |
46. | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | | |
47. | Почему Луна бывает разной? | 1 | | |
48. | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | | |
49. | Почему звенит звонок? | 1 | | |
50. | Почему радуга разноцветная? | 1 | | |
51. | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | | |
52. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | | |
53. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | | |
54. | Зачем мы спим ночью? | 1 | | |
55. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | | |
56. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | | |
57. | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | | |
58. | Зачем нужны автомобили? | 1 | | |
59. | Зачем нужны поезда? | 1 | | |
60 | Зачем строят корабли? | 1 | | |
61. | Зачем строят самолёты? | 1 | | |
62. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | |
63. | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | |
64. | Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | | |
65. | Проектная деятельность | 1 | | |
66. | Резерв | 1 | | |