СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская средняя общеобразовательная школа»

671325, РБ, Заиграевский р-он, с. Новая Брянь, ул. Пирогова,20, 83013653597, novbrsosh@yandex.ru




Программа рассмотрена

и одобрена на заседании МО учителей начальных классов МБОУ «Новобрянская сош»

___________/И.Г.Кожевникова

Протокол № _____

от «___» _________ 2021г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Новобрянская сош»

________ / С.Н.Грищёва

«_____»_________2021 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Новобрянская сош»

________ / Н.С.Чернышова

Приказ № ______

от «___» _________ 2021г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для учащихся 4 «в» класса

учителя Кондратьевой Светланы Валерьевны


















2021 - 2022 учебный год



















Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена для учащихся 4 «в» класса общеобразовательной школы на основе следующих нормативно правовых документов «Об образовании в Российской Федерации»:

- ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО», зарегистрирован Минюст № 15785 от 22 .12. 2009); (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576, Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712);

-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Новобрянская сош»;

- Учебный план МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа» на 2021-2022 уч.год;

- Авторская программа А.А.Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России».

В учебном плане на изучение окружающего мира в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели, всего – 68 часов.

Программа обеспечивает достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамот­ности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо­ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основными формами организации учебных занятий являются: коллективный диалог, работа в группах,  работа в парах, фронтальная, индивидуальная. Используются нетрадиционные  формы обучения (урок-игра, урок-конкурс, урок-викторина, урок-КВН, проектная работа в  группах), которые позволяют   выявить одаренных детей, открыть образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области окружающего мира, нацеленные на реализацию  деятельностного подхода к обучению окружающего мира.

Промежуточная аттестация

урока

Форма

Тема

Дата

9

Тест

Земля и человечество


20

Тест

Природа России


34

Тест

Родной край - часть большой страны


39

Тест

Страницы Всемирной истории


59

Тест

Страницы истории России


68

Тест

Современная Россия


Итоговая аттестация

урока

Форма

Тема

Дата

30

Тестовая работа

Итоговая за I полугодие


66

Тестовая работа

Итоговая за год



Содержание учебного предмета (68 часов)

Земля и человечество (9 часов)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобу­са и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на жи­вую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в исто­рии. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международ­ное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Междуна­родная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знаком­ство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географиче­ской карте, знакомство с историческими картами.


Природа России (11часов)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана приро­ды, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость береж­ного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения от­дыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; по­иск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зо­не пустынь, в зоне субтропиков.


Родной край - часть большой страны (14 часов)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водо­ёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Расте­ниеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсия 1: описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности.

Экскурсия 2: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природ­ных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя

Экскурсия 3: знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полез­ных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземп­ляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; зна­комство с культурными растениями края.


Страницы Всемирной истории (5 часов)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестья­нина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.


Страницы истории России (20 часов)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Креще­ние Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы стра­ны в ХШ-Х\/ вв.

Наше Отечество в ХУ1-Х\/11 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия По­жарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепро­ходцы. Культура, быт и нравы страны в Х\/1-Х\/11 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Пе­тербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кре­стьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь стра­ны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спут­ника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.


Современная Россия (9 часов)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в ременной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

(2 часа в неделю, 34 учебные недели, всего 68 часов)

п\п

Тема урока

Количество часов

Дата

по плану

Фактическая

дата

Примечание

Раздел «Земля и человечество» (9 часов)

1

Мир глазами астронома

1




2


Планеты Солнечной системы

Практическая работа №1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

1




3


Звёздное небо - Великая книга Природы

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

1




4


Мир глазами географа

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1




5

Мир глазами историка


1




6


Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

1




7

Мир глазами эколога

1




8


Сокровищница Земли под охраной человечества.

1




9


Проверим себя и оценим свои достижения.

Тест по разделу «Земля и человечество»

1




Раздел «Природа России» (11 часов)

10


Равнины и горы России

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1




11


Моря, озёра и реки России

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1




12


Природные зоны России

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природных зон России»

1




13


Зона арктических пустынь

Практическая работа № 8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений Арктики»

1




14


Тундра

Практическая работа № 9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений тундры»

1




15


Леса России

Практическая работа № 10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений лесов»

1




16

Лес и человек

1




17


Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений степей»

1




18


Пустыни. Практическая работа № 12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пустынь»

1




19

У Чёрного моря. Практическая работа № 13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений субтропиков».

1




20


Проверим себя и оценим свои достижения.

Тест по разделу «Природа России»

1




Раздел «Родной край – часть большой страны» (14 часов)

21


Наш край. Практическая работа

№ 14 «Знакомство с картой родного края»

1




22


Поверхность нашего края

Экскурсия

1




23


Водные богатства нашего края

1




24


Наши подземные богатства.

Практическая работа № 15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

1




25

Земля - кормилица

1




26

Экскурсия в лес и на луг

1




27

Жизнь леса

Практическая работа № 16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

1




28


Жизнь луга.

Практическая работа № 17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

1




29

Жизнь в пресных водах

Практическая работа № 18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание».

1




30

Итоговая тестовая работа за I полугодие

1




31

Экскурсия к водоёму

1




32

Растениеводство в нашем крае

Практическая работа № 19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

1




33

Животноводство в нашем крае

1




34

Проверим себя и оценим свои достижения.

Тест по разделу «Родной край-часть большой страны»

1




Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)

35

Начало истории человечества

1




36

Мир древности: далёкий и близкий

1




37

Средние века: время рыцарей и замков

Путешествие по Франции и Великобритании

1




38

Новое время: встреча Европы и Америки

На юге Европы за 3 класс

1




39

Новейшее время: история продолжается сегодня Проверим себя и оценим свои достижения.

Тест по разделу «Страницы Всемирной истории»

1




Раздел «Страницы истории России» (20 часов)

40

Жизнь древних славян

1




41

Во времена Древней Руси

1




42

Страна городов

1




43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1




44

Трудные времена на Русской земле

1




45

Русь расправляет крылья

1




46

Куликовская битва

1




47

Иван Третий

1




48

Мастера печатных дел

1




49

Патриоты России

1




50

Пётр Великий

1




51

Михаил Васильевич Ломоносов

1




52

Екатерина Великая

1




53

Отечественная война 1812 года

1




54

Страницы истории XIX века

1




55

Россия вступает в XX век

1




56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1




57

Великая Отечественная война и Великая Победа

1




58

Страна, открывшая путь в космос

1




59

Проверим себя и оценим свои достижения.

Тест по разделу «Страницы истории России»

1





Раздел «Современная Россия» (9 часов)

60

Основной закон России и права человека

1




61

Мы – граждане России

1




62

Славные символы России

1




63

Такие разные праздники

1




64

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1




65

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России)

1




66

Итоговая тестовая работа за год

1




67

Путешествие по России

(по Волге, по югу России)

1




68

Проверим себя и оценим свои достижения

Тест по разделу «Современная Россия»

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!