СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе ФГОС по учебнику Виноградовой Н.Ф. УМК "начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру 2 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана для обучения во 2 классе МАОУ «УСОШ», на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ»

  2. Федеральный государственный стандарт НОО, утверждённый приказом МОиН РФ от 06. 10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями ФГОС НОО от 26. 11. 2010 г. №1241; от 22. 09. 2011 г. № 2357; от 31. 12. 2015 г. №1576)

3. Положение о рабочей программе учителя, реализующего МАОУ «Ушарбайская СОШ».

4. Основная образовательная программа НОО.

5. Устав МАОУ «Ушарбайская СОШ».

6. Сборник «Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века», авт.-сост. Е.С.Галанжина.- 3-е изд. –М.: Планета, 2016. (Образовательный стандарт).

7. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. М: Вентана — Граф, 2018 г.

8. Учебный план МАОУ «Ушарбайская СОШ» на 2018 — 2019 учебный год


Содержание курса направлено на решение следующих целей и задач, предусмотренных ФГОС и отражающих планируемые результаты обучения окружающему миру в начальных классах:

Цели изучения:

- формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Задачи:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта;

- формирование у школьников УУД, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

- формирование знаний о природных и географических особенностях Забайкальского края; об историческом прошлом и настоящем Забайкалья; о культурном наследии и духовных традициях; о значении села, области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о забайкальцах, прославивших родной край.

Место учебного предмета в базисном учебном плане:

Во втором классе, в соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели, всего 68 часов.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные результаты:

• готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;

• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.


Предметные результаты:

Человек и природа

Ученик научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в образовательной организации и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при не сложных несчастных случаях;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Ученик научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




Метапредметные результаты:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

• активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

• использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (68ч)

Введение. Что окружает человека (2 ч.)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (12 ч.)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.

Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Кто живет рядом с тобой (5ч.)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия — твоя Родина (14 ч.)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

Москва – столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.

Мы — жители Земли (8 ч.)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии и грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Природные сообщества (21 ч.)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Человек – часть природы (4ч.)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем. Экскурсии в сельский музей им. Д-Н.Дугарова, в учреждение культуры (Центр досуга, сельскую библиотеку) и здравоохранения (ФАП).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Тематическое планирование

№ п/п

Кол-во час

Тема урока

Виды деятельности учащихся

1 четверть Раздел 1. Введение. Что тебя окружает? (2ч)

1

1

Что такое окружающий мир?

Учебный диалог: «Что такое окружающий мир». Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие». Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на сравнение, анализ объектов природы. Мини-дискуссия: по какому общему признаку объединены объекты.

2

1

Бывают ли чудеса на свете?

Беседа с использованием фотографий «Бывают ли на свете чудеса?» Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н. Юрковой «Чудо».

Раздел 2. «Кто ты такой?» (12ч)

3

1

Входная проверочная работа

Человек – живой организм

Слушание рассказа учителя: «Что человеку дает природа». Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Обсуждение проблемной ситуации: «Если бы все люди были одинаковые». Индивидуальное задание: рассказ-описание (словесный портрет по предложенному плану). Работа с рубрикой «Картинная галерея»: сравнение двух портретов. Игра «Кто быстрее».

4

1

Наши помощники – органы чувств. Обоняние. Вкус и осязание

Чтение и обсуждение текстов. Игра «Кто быстрее найдет по-хожие предметы». Дидактические игры «Кто позвал?», «Чу-десный мешочек». Работа с текстом учебника над понятиями: «внешние чувства», «ощущения», обоняние, осязание, зрение, вкус, слух. Проведение опытов на оживление ощущений: «Вспомни цвет, вкус; определи материалы, температуру». Учебный диалог: «Как человек определяет свойства окружаю-щих предметов», «Обладают ли животные обонянием и вкусом?».

5

1

Что такое здоровье?

Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?». Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». Работа с иллюстративным материалом: рассказы-рассуждения «Чтобы меньше болеть», «Если в доме больной» Выполнение упражнений на сравнение понятий «здоровье – болезнь». Ролевая игра «Мальчик заболел».

6

1

Режим дня школьника.

Чтобы не уставать.

Обсуждение правил организации труда и отдыха. игра «Как подготовить рабочее место», «правильная поза». Анализ режима дня, составление рассказа о его значении в жизни школьника. Работа в группах: коллективное составление памятки «Режим дня второклассника». Составление памятки.

7

1

Режим дня. Поговорим о часах.

Чтение и обсуждение стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», учебный диалог, обсуждение проблемы «Что можно делать одновременно», рассказ учите-ля о часах и времени. Знакомство с арабской и римской нумерацией. Упражнение на определение времени по часам.

8

1

Физическая культура.

Закаляться может каждый

Беседа - обсуждением вопроса «Что такое физическая культура» с использованием иллюстративного материала учебника. Работа с рубрикой учебника «Картинная галерея»: рассматривание иллюстрации картины А.Дайнеки «Раздолье» и ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Беседа «Как стать крепким, сильным и выносливым». Игровая минутка: упражнения на внимание и сообразительность. Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды.

9

1

Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища?

Обсуждение вопросов: зачем человек питается, какую фун-кцию выполняют белки, жиры, углеводы? Работа с рисунком-схемой в учебнике «Почему нужно правильно питаться». Знакомство детей с правилами питания; объяснение понятия «рациональное питание (разумное питание)». Составление меню завтрака, обеда, ужина (проект)

10

1

О витаминах.

Обсуждение вопроса: зачем нужны нашему организму витамины? Работа с рисунком – схемой в учебнике «Витамины». Обсуждение проблем «Что полезнее есть много или мало?». «Полезен ли сахар?»

11

1

Умеешь ли ты есть?

Работа с рубрикой «Обсудим вместе»: Ролевая игра «Приг-лашаем в гости». Обсуждение правил поведения за столом.

12

1

Почему нужно быть осторожным.

Чтение текста в учебнике, обсуждение вопросов: кого называют осторожным человеком, когда и как нужно проявлять осторожность? Знакомство с правилами поведения во время болезни, правилами безопасного поведения. Ролевая игра «Пешеходы и водители».

13

1

Чтобы избежать неприятностей.

Обсуждение вопросов: когда и почему у человека возникают неприятности. Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника. Дидактическая игра «Мой адрес». Беседа «Когда и почему у человека возникают неприятности?». Дидактическая игра «Соотнеси дорожный знак с его значением». Отработка правил оказания первой помощи при ожогах, порезах, ударах (работа в парах).

14

1

Можно ли изменить себя?

Беседа с обсуждением проблемы «Можно ли изменить себя?» на примерах из художественных произведений и жизненных очерков, историй, как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. Определение понятий: характер; темперамент. Упражнения – элементы аутотренинга. Обсуждение вопроса: «Почемучка – это хорошо или плохо?».

15

1

Обобщение по раз-делам ««Кто ты такой?»

Выполнение заданий проверочной работы. Анализ, обобщение пройденного материала.



Раздел 3 «Кто живёт рядом с тобой?» ( 5 ч )

16

1

Что такое семья?


Обсуждение вопроса «Что такое семья». Знакомство с понятиями: «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Работа с рисунком-схемой. Игра «Родственники». Решение логических задач (с. 76-77), сравнение рисунков с нахождением отличий. Выполнение практической работы- создание рисунка-плаката «Моя семья. Семейное древо». Рассказ-описание по рисунку: «Семья Саши Соловьёва». Учебный диалог: «Семья – коллектив близких людей». Беседа: «Кто занимается домашним хозяйством» (на основе текста).

2 четверть

17

1

Труд в семье. Как семья отдыхает.


Обсуждение вопроса «Существует ли «женский» и «мужской» труд?». Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощник». Обсуждение смысла пословиц. Ролевые игры «Я был(а)…» Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Рассказ-проект детей: «Как моя семья проводит свободное время». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание иллюстрации картины В.Маковского «Жаркий день» и ответы на вопросы.

18

1

О правилах поведения


Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схемой «Какие бывают правила». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир»: чтение с обсуждением. Работа в паре: рассматривание рисунков, сочинение рассказа о правилах поведения со взрослыми, с девочками. Сочинение рассказов: «Три истории о Васятке» (про мальчика Васятку на тему «Радость», «Удивление», «Огорчение»). Ролевые игры: «Театр», «Библиотека».

19

1

Умеешь ли ты дружить?

Чтение и обсуждение рассказа Л.Н. Толстого «У Вари был чиж». Учебный диалог «Правила поведения в театре» (на основе иллюстративного материала). Ролевая игра: сценки в театре. Работа в парах: оценка поведения детей.

20

1

О дружбе. Могут ли обидеть жесты и мимика.


Работа с текстом учебника - чтение и обсуждение разных жизненных историй, сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных ситуациях. Беседа «Правила дружбы». Ролевая игра: «Какие мимика и жесты могут обидеть». Моделирование: «Какими бывают жесты». Рисование открытки-поздравления другу, сочинение текста поздравления.

Раздел 4. «Россия – твоя Родина» (14 ч)

21

1

Родина – что это значит?


Чтение и обсуждение текста учебника «О чем рассказал папа?» Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание иллюстрации картины И.Левитана «Вечерний звон» и ответы на вопросы. Чтение стихотворения И. Шаферана «Красно солнышко»: сравнение эмоционального состояния, вызываемого произведениями живописи и литературы. Составление рассказа – описания «Моя родная земля».

22

1

История рассказывает о прошлом


Рассказы детей: случай (история) из моей жизни. Работа с форзацем учебника: как мы узнаем о прошлом. Обсуждение текста «Как можно узнать о прошлом города?», «Как Русь начиналась». Учебный диалог: «Различие понятий «история», «случай»». Упражнение на определение исторического времени. Беседа: «Как можно узнать об истории города» (на основе иллюстраций и текстов).

23

1

Как Русь начина-лась? Виртуальная экскурсия в художественный музей.

Виртуальная экскурсия в художественный музей. Беседа на тему «Славянское поселение». Знакомство с предками русских людей – древними славянами, с их образом жизни, с первыми русскими князьями. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание иллюстрации картины Н.Рериха «Город строят» и ответы на вопросы

24

1

Москва – столица России. Как Москва строилась.


Беседа «Как можно узнать о прошлом города?». Воспроизведение в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) событий, связанных с историей Москвы. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание репродукций картин А. Васнецова «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском». Игра – путешествие по Москве. Сочинение рассказа по плану «Как изменялся со временем внешний вид Московского Кремля?»

25

1

Города России. Золотое кольцо России.


Изучение основных достопримечательностей городов России. Ролевая игра: «Путешествие по городам России». Воображаемая ситуация «Если бы я был жителем Санкт-Петербурга». Задание: ты - экскурсовод, проведи экскурсию по городу (с использованием иллюстраций). Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание иллюстрации картины К.Юона и ответы на вопросы. Поиск на карте городов России.

26

1

Знаменитые города.


Путешествие по древним городам России («Золотое кольцо» России): рассматривание иллюстраций (фото) городов России, составление рассказа-описания «Города Золотого кольца России». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание иллюстрации картины К.Юона и ответы на вопросы. Поиск на карте городов России.

27

1

Родной край – частица Родины. Экскурсия по Забайкальскому краю.

Виртуальная экскурсия по родному краю: знакомство с достопримечательностями Забайкальского края.

28

1

Зачем человек трудится?

Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек трудится?». Беседа на тему «Хлеб – всему голова». Игровая минутка: «чтение» рисунков (какие пословицы «спрятаны» в рисунках). Учебный диалог «Хлеб в жизни человека». Дидактическая игра: «Хлебные изделия»

29

1

Хлеб – главное богатство России. Как работают в пекарне.

Виртуальная экскурсия в места сельскохозяйственного труда. Учебный диалог: обсуждение проблемы «Хлеб в жизни чело-века». Дидактическая игра: «Хлебные изделия». Работа с пос-ловицами: объяснение смысла. Составление описания по кар-тине А. Пластова «Жатва» с опорой на план. 1. Когда проис-ходит действие картины (в какое историческое время)? 2. Ка-кие детали картины говорят об этом? 3. Кто герои этой карти-ны? 4. Какой момент трудового дня изобразил художник? 5. О каких качествах детей можно рассказать, анализируя сюжет картины?

30

1

О занятиях наших предков.


Слушание рассказа учителя: «Труд славян в сельской местности». Работа с рисунком-схемой в учебнике «Орудия труда». Чтение и обсуждение текста «Русская трапеза», «Как трудились в городах». Работа с иллюстративным материалом: составление рассказа «Чем занимались славянские женщины» (с опорой на рисунки учебника).

31

1

Все профессии важны. О труде фермера, програм-миста, экономиста.

«Расскажи о профессии» (с опорой на рисунки).

32

1

Обобщение по разделу «Россия – твоя Родина»

Анализ, обобщение пройденного материала. Выполнение проверочной работы с целью оценки качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов за 1-ое полугодие.

3 четверть

33

1

Мы – граждане России. Права граждан России.


Слушание рассказа учителя (с использованием иллюстративного материала) о государственном устройстве России. Рассматривание государственных символов России - герба и флага. Обсуждение прав граждан и прав детей (с использованием рисунков и текста). Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание иллюстрации картины Н.Богданова-Бельского «Устный счет» и ответы на вопросы.


34

1

Россия – многонациональная страна


Рассказы детей о своей национальности. Чтение и анализ текстов учебника о природе. Учебный диалог « Почему люди разных национальностей должны жить в мире и дружбе?» Смысловое чтение текста «Каждый народ талантлив». Рас-сматривание фотографий и формулирование вывода о красоте предметов народного искусства.

Раздел 5. «Мы — жители Земли» ( 8ч)

35

1

Солнечная

система.

Учебный диалог: «Почему люди смотрят на звезды?» Работа с текстом «Солнечная «семья»» и схемами учебника. Выделе-ние отличий Земли от других планет Солнечной системы. Рассказ по воображаемой ситуации: «Что расскажут о Солнце люди разных профессий?»

36

1

Земля – планета Солнечной системы

Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсуждение результатов наблюдений Луны. Проведение опыта «Солнце-Луна-Земля» изменение положения Луны при вращении Земли. Рассматривание фотографий: полнолуние, молодой месяц, выпуклая Луна.

37

1

Глобус – модель Земли.

Практическая работа с глобусом. Постановка и формулиро-вание проблемы, формулирование выводов. Обсуждение вопроса: чем Земля отличается от других планет.

38

1

Царство живой природы. Бактерии.

Сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии». Работа с рисунком – схемой в учебнике «Царства живой природы». Дидактическая игра: «Кто больше». Выполнение заданий по выявлению сходства и различия растений, животных, бактерий, грибов.

39

1

Грибы. Грибы нашей местности.

Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника. Дидактическая игра: «Кто больше». Беседа о ядовитых и съедобных грибах наших лесов. Работа с рубрикой учебника «Картинная галерея»: рассматривание иллюстрации картины И.Хруцкого «Натюрморт с грибами» и ответы на вопросы. Рисование схемы «Строение гриба».

40

1

Какие животные живут на Земле.

Игра-путешествие «Какие животные живут на Земле?».

Работа с иллюстративным материалом в учебнике с проведением игры «Кто больше?» Составление рассказа- описания (паспортов) животных.

41

1

Разнообразие растений.

Рассматривание рисунков и ответы на вопросы в учебнике по теме урока. Сравнение понятий «дерево – кустарник – травянистое растение». Работа с рисунком- схемой в учебнике: составление небольшого рассказа по теме «Какой высоты бывают деревья?» Выполнение рисунков по теме.

42

1

Условия роста и развития растений.

Рассматривание частей растений, зарисовка: простой и сложный лист. Работа с иллюстративным материалом в учебнике: формулирование проблемы. Учебный диалог: «Какие бывают цветки и плоды». Практическая работа по выращиванию растения из семян, наблюдение за их ростом и развитием ( проведение опыта)

43

1

Обобщение по разделу

Анализ, обобщение пройденного материала. Выполнение проверочной работы с целью проверки качества усвоения программного материала

Раздел 6. «Природные сообщества» (21 ч).

Тема: «Лес и его обитатели»

44

1

Природные сооб-щества. Среда оби-тания – что это такое?

Беседа: «Каждое живое существо привыкло к определённому месту обитания (природной среде).» Работа с текстом и иллюстрациями учебника.

45

1

Что такое лес?


Заочная экскурсия в лес. Сравнение «жителей» разных «этажей» леса. Работа с иллюстративным материалом «Картинная галерея»: рассматривание иллюстрации картин И.Шишкина, А.Куинджи, В. Поленова и беседа по содержанию. Чтение с обсуждением текста учебника «Лес – многоэтажный дом».

46

1

Деревья леса.


Работа в группах: рассказ-описание «Деревья леса». Учебный диалог: «Что делает человек из древесины» (работа со схемой учебника). Работа с иллюстративным материалом «Картинная галерея»: рассматривание и описание картины И. Шишкина «Корабельная роща».

47

1

Кустарники леса.


Заочная экскурсия в парк. Обсуждение вопросов: какие кустарники растут в парке? Как они выглядят? Есть ли среди них лекарственные? Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи). Опыт-наблюдение: сравнение листовой и цветочной почки в разрезе. Проектная деятельность. Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Работа с гербарием: узнавание кустарника по листьям, плодам, строению ветвей. Работа с текстами и иллюстрациями учебника.

48

1

Травянистые растения леса. Лесная аптека.


Работа с иллюстративным материалом учебника. Дидакти-ческая игра: «Узнай по описанию» (ученик, не называя рас-тения, описывает его; дети должны назвать растение). Чтение и обсуждение текстов «Вороний глаз», «Ландыши». Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Учебный диалог «Лесная аптека». Обсуждение вопроса «Как человек исполь-зует лес?» Чтение и обсуждение текста учебника В.Рождественского о подорожнике.

49

1

Животные леса


Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. Дидактическая игра «Кто больше?» (классификация по принадлежности к классу). Сюжетная игра «Диалог животных: расскажи, кто ты такой». Задание: сравнение белки и бурундука (на основе иллюстрации и текста). Работа с рубрикой учебника «Картин-ная галерея»: рассматривание иллюстрации картины И.Шишкина, рассказ о животном.

50

1

Птицы – лесные жители.


Чтение и обсуждение текста «Птицы – лесные жители». Дидактические игры: «Кто больше?», «Угадай птицу по описанию». Решение проблемных ситуаций: «Зачем птице перья?» «Почему птицы осенью улетают?» Слушание голосов птиц (звукозапись). Рассказы по рисункам: птицы леса

51

1

Пресмыкающиеся: уж, ящерица. Насекомые леса.


Чтение текста об ужах. Анализ текста, поиск информации на тему «Признаки пресмыкающихся». Воображаемая ситуация «Неожиданная встреча. Как уберечь себя от змеи?». Чтение и обсуждение текста «Насекомые леса». Учебный диалог по рисункам в учебнике: «Почему жуки так называются?». Формулирование коллективного вывода: «Какую пользу приносят муравьи?».

52

1

Обобщение по разделу «Лес и его обитатели»

Анализ, обобщение пройденного материала. Выполнение проверочной работы с целью проверки качества усвоения программного материала

4 четверть. Тема: «Водоем и его обитатели»

53

1

Что мы знаем о воде.

Свойства воды.

Рассказ-рассуждение (на основе схемы): «Что такое вода?» Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки». Сос-тавление схемы «Круговорот воды в природе». Проведение опытов: определение свойств воды. Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния».

54

1

Круговорот воды в природе.

Участие в учебном диалоге: «Поговорим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки».

55

1

Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы.

Учебный диалог: «Какие бывают водоёмы?» (на основе рисунка-схемы). Чтение с обсуждением текста «Река - пресный водоем». Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника. Отличие пресных водоёмов – болота и реки. Обсуждение пищевой цепи, подбор аргументов её обоснованию. Моделирование схем - пищевых цепочек.

56

1

Пресный водоём. Животные пресных водоёмов.


«Кто живет в пресных водоемах?» Работа в паре: рассматривание рисунков животных – обитателей пресных водоемов, составление рассказа-описания, наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Жизнь рыб».

57

1

Птицы – жители водоёма.

Слушание рассказа учителя: «Почему у водоплавающих такие лапы и клювы?» Работа в паре: рассматривание рисунков животных – обитателей пресных водоемов, составление рассказа-описания. Чтение текста в учебнике «Поход на дальнюю речку». Ответы на вопросы по тексту.

58

1

Растения пресных водоемов


Знакомство с растениями пресных водоемов. Коллективное обсуждение особенностей растений пресных водоёмов. Сравнение растений водоёма и леса. Учебный диалог «Растения рек» (с использованием иллюстративного материала и текстов учебника). Чтение с обсуждением текста «Когда цветут кувшинки. Растения, которые находятся под защитой». Обобщающая беседа: «Вспомним всё, что мы знаем о водоёмах и реках».

59

1

Обитатели солёных водоёмов.

Классификация морских животных по признаку – рыбы или млекопитающие. Чтение текста учебника. Выполнение заданий теста в тетради.

Тема: «Луг и его обитатели»

60

1

Жизнь луга. Растения луга.

Заочная экскурсия на луг. Обсуждение вопроса: «Какие травянистые растения растут на лугу». Чтение и обсуждение текста «Растения луга» (с использованием иллюстративного материала). Работа с рубрикой «Этот удивительный мир». Практическая работа с гербарием: растения луга. Обсуждение проблемы: нужны ли природе сорняки?. Составление описательного рассказа по картине А. Пластова «Сенокос».

61

1

Животные луга.


Дидактическая игра «Кто больше?». Рассматривание и описание животных луга
(по рисункам и плану). Сравнение насекомых с другими животными. Обсуждение проблемы: «Почему луг надо беречь?» Логическая задача: докажи, почему паук не относится к насекомым. Составление описательного рассказа по рисункам о бабочках.

Тема: «Поле и его обитатели»

62

1

Поле и его обитатели. Растения поля.


Виртуальная экскурсия в поле. Беседа с использованием иллюстративного материала «Какие бывают поля». Работа с гербарием: зерновые культуры. Работа со схемой: обобщение информации по теме «Полевые культуры». Описание сезонного труда в поле (по проведённым наблюдениям).

63

1

Растения и животные поля.

Рассматривание рисунка и ответы на вопросы в учебнике о кукурузе. Чтение с обсуждением проблемы: зачем люди выращивают лен? Чтение с угадыванием по признакам- описаниям животных поля.

Тема: «Сад и его обитатели»

64

1

Растения и животные сада.

Беседа о плодовых деревьях. Виртуальная экскурсия в сад: наблюдения за изменениями, происходящими с растениями сада в течение года. Описание сезонного труда в саду (по проведённым наблюдениям). Работа с рисунком- схемой: обобщение информации по теме «Плодовые культуры». Рассказ – рассуждение «Размножение растений черенками». Чтение стихотворения Н. Красильникова «Удод», поиск в тексте ответа на вопрос «Можно ли сказать, что удод - птица южная?». Чтение и пересказ текста о животных - защитниках сада. Устное мини-сочинение «Яблонька».

Раздел 7. «Природа и человек» (4 ч)

65

1

Природа и человек. Человек – часть природы.


Решение и обсуждение логической задачи: «Почему человек должен беречь природу, как самого себя» (на основе выбора альтернативы). Беседа «Человек – часть природы». Чтение и анализ стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете». Защита проекта (составление рисунка-плаката «Береги свою планету»

66

1

Будем беречь нашу Землю. «Красная книга».


Просмотр и обсуждение видеофильма «Красная книга Рос-сии». Моделирование ситуаций: человек и природа. Обсуж-дение ситуации «Дядя, купи котёнка!». Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе». Работа в группе по составлению памятки «Правила поведения в природе».

67

1

Итоговая контрольная работа.

Выполнение итоговой контрольной работы с целью проверки качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов за 2 класс

68

1

Животные – друзья человека.

Дифференцированное задание: составление рассказа по схеме «Животные – друзья человека». Придумай и нарисуй знаки














ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Учебная литература:

  1. Окружающий мир: 2 класс. В 2-х ч./Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2018 – (Начальная школа XXI века).(В ФПУ № 1.1.2.1.10.2)

Методическая литература.

    1. Окружающий мир. Технологические карты уроков по учебнику В.Н.Рудницкой, Т.В.Юдачевой Программа для установки через Интернет.

2. Окружающий мир: методическое пособие /В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. – М.: Вентана – Граф, 2015 - (Начальная школа XXI века).

3. Сборник «Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века», авт.-сост. Е.С.Галанжина.- 3-е изд. –М.: Планета, 2016. (Образовательный стандарт).

  1. Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем. / сост М.С.Умнова. – М.: Глобус. 2008.



Технические средства обучения.

Ноутбук, ЖК - телевизор

Интернет – ресурсы.

1. http: //www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей.

2. http: //www.vgf.ru/ Издательский центр «Вентана – Граф».

3. http: //pedsovet.org/ Всероссийский педсовет.

4. http: //www.openclass.ru/weblinks/30866 Сетевые образовательные сообщества.

5. http: //nsc.1 september.ru/urok/ 1 сентября. Начальная школа.

6. http: //videouroki.net/

7. http: //infourok.ru/



Оборудование:

  • Учебные столы.

  • Доска маркерная

  • Проектор

  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).


Дидактические материалы:

  • Таблицы (строение растения, организм человека и др);

  • Плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; картины Арктики, тундры, степи, пустыни)

  • Географические (физическая карта полушарий, карта России, природных зон) карты;

  • Гербарии дикорастущих и культурных растений;

  • Коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых;



ПРИЛОЖЕНИЕ: ВХОДНАЯ проверочная работа (к уроку 3)
Живые и неживые объекты природы

Часть I

А1. Отметь знаком (v) правильное утверждение: что такое природа.

1) животные, тетради, школа, город, грибы

2) солнце, земля, воздух, вода, растения

3) человек, растения, дрова, железо

А2. Закончи предложение, отметив знаком (v) верный вариант ответа.

К неживой природе относятся…

1) человек, растения, животные, грибы, микробы

2) солнце, земля, цветы, воздух, облака, вода

3) солнце, земля, небо, дождь, снег

А3. Отметь знаком (v) отличия живых объектов природы от неживых.

1) дышит, питается, рождается, растёт, размножается, умирает

2) дышит, бегает, рождается, растёт, размножается

3) дышит, питается, двигается, растёт, размножается

А4. Отметь знаком (v) ряд, в котором перечислены царства живой природы.

1) бактерии, растения, грибы, животные

2) бактерии, растения, птицы, животные

3) бактерии, растения, грибы, насекомые

А5. Отметь знаком (v) верный ответ.

Природные объекты – это…

1) то, что создано руками человека

2) объекты, относящиеся к неживой природе

3) то, что создано природой

А6. Отметь знаком (v) явления природы.

1) камни, туча, ветер, глина

2) дождь, снегопад, туман, град

3) деревья, грибы, погода, животные

А7. Определи вещество по описанию и отметь знаком (v).

Твёрдое, гладкая поверхность, прозрачное, хрупкое, не имеет запаха.

1) стекло 2) металл 3) песок

А8. Отметь знаком (v) верный ответ.

Вода может находиться в трёх состояниях:

1) тёплом и холодном 2) снег и дождь 3) парообразном, жидком, твёрдом

А9. Отметь знаком (v), о каком состоянии вещества идёт речь.

Это вещество можно лить, разбрызгивать, пить.

1) жидкое вещество 2) газообразное вещество 3) твёрдое

А10. Отметь знаком (v), какие действия могут перевести воду из одного состояния в другое.

Вода ® пар ® вода ® лёд ® вода.

1) нагреть – охладить – охладить

2) нагреть – охладить – охладить – нагреть

3) охладить – охладить – нагреть

Часть II

В1. Укажи стрелками, к какой группе относятся данные растения.

дуб

ромашка деревья

осина травы

берёза кустарники

сирень

В2. Распредели слова по группам.

Пар:

Вода:

Лёд:

Слова для справок: облако, дождь, град, роса, туман, иней.

В3. Соедини стрелками слова-предметы с названием веществ, из которых они состоят.

платье металл

стол ткань

гвоздь древесина

свитер резина

мяч шерсть

Часть III

С1. Заполни таблицу, отразив в ней погоду, которая чаще всего бывает зимой и летом.

Показатели

Зима

Лето

Температура



Осадки



Облачность



Ветер



С2. Узнай и запиши природное явление по описанию.

Это разновидность осадков, выпадающих в виде шарообразных частиц льда, размер которых от миллиметра до нескольких сантиметров.

___________________________________________________________

Проанализируй выполненную работу и заполни таблицу.


Задания, которые мне было выполнять легко


Задания, при выполнении которых

у меня возникли сомнения



Задания, которые мне было выполнять трудно


Задания, которые мне было выполнять интересно



Выполни цветовую самооценку работы.

– Я справился с заданием.

– Испытываю затруднения.

– Было трудно. Мне нужна помощь.


Часть I

Часть II

Часть III













Проверочная работа ( к уроку 15)

Тема «Кто ты такой?»

I вариант

1. Очень хорошее средство закаливания:

□ холодный душ □ контрастный душ □ теплый душ


2. Как называют людей, которые могут купаться и в лютый мороз и при этом не болеют?

□ спортсмен □ морж □ пловец


3.Соедини стрелочками орган чувств с видом информации

Глаза звуковая

Нос вкусовая

Кожа зрительная

Уши обонятельная

Язык осязательная


4. С помощью какого органа чувств человек различает запахи?

□ глаза □ нос □ язык □ кожа □ уши


5. Какие органы чувств помогают определить, вкусна ли пища?

□ глаза □ нос □ язык □ кожа □ уши


6. Какие питательные вещества нужны организму? Перечисли:

_________________________________________________________________________


7. Какие витамины улучшают зрение?

□ витамин А □ витамин В □ витамин D □ витамин С


8. Какие витамины укрепляют костную систему?

□ витамин А □ витамин В □ витамин D □ витамин С


9. Что полезно для здоровья?

□ есть много солёной, жирной и острой пищи □ есть овощи и фрукты

□ есть отварную пищу □ есть жареную пищу

□ есть много сладостей □ пить крепкий кофе и чай

□ не переедать □ долго ничего не есть

□ соблюдать правильный режим питания


10.Ученик должен спать не менее:

□ 7 часов в сутки; □ 8 часов в сутки; □ 9 часов в сутки


11. Телевизионные передачи ученик 2 класса должен смотреть не более:

□ 1 часа в день; □ 2 часов в день; □ 3 часа в день.


12. Отметь верные высказывания:

□ Можно одновременно чистить картошку и заучивать стихотворение.

□ Можно одновременно пережёвывать пищу и разговаривать.

□ Можно одновременно смотреть телевизор и читать книгу.


13. Каким прибором измеряют температуру воды?

□ термометр □ градусник


14. При какой температуре тела болезнь только начинается?

□ 36 градусов □ 37 градусов □ 38 градусов

15. Вызвать «скорую помощь» можно по телефону:

□ 01 □ 02 □ 03


16. Ты идёшь на спортивную площадку осенью. Что ты наденешь?

□ меховую шапку □ вязаную шапку □ варежки □ куртку

□ перчатки □валенки □ сапоги □ меховую шубу

□ кроссовки


17. Переставляя буквы, разгадай слова.







Д

Е

И

В

Ж

Н

Е

И






Е

Ж

Р

М

И














18. 18. Отметь высказывания, в которых есть ошибки.

□ Ножом режут ту пищу, которую нельзя отделить с помощью вилки.

□ Столовой ложкой едят жидкую пищу: суп, кисель, кашу, варенье.

□ Вилкой едят всё, что хочется


Проверочная работа ( к уроку 32)

Раздел: «Кто живёт рядом с тобой?», «Россия – твоя Родина»

1 вариант.

1. Соедини стрелками.

Пекарь прибыль

Экономист фермерское хозяйство

Программист хлебозавод

Фермер компьютер

Актёр школа

Учитель театр


2. Напиши полные имена.

Митя-_________________________________________________________________________________

Таня -_________________________________________________________________________________

Петя -_________________________________________________________________________________


3. Каждый человек имеет право на:________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Президент Российской Федерации - _____________________________________________________

Столица России -_______________________________________________________________________


5. Отметь правильный ответ или допиши.

В России живёт более

а) 20 разных народов

б)100 разных народов

в)____________________________________________________________________________________


6. Отметь правильное поведение в театре

верхнюю одежду сдают в гардероб;

проходят на своё место лицом к сидящим;

во время представления можно съесть мороженое, бутерброд;

во время представления не разговаривают.


7. Витамин С необходим организму для____________________________________________________

______________________________________________________________________________________


8. Прошлое – это _______________________________________________________________________


9. Окружающий мир – это________________________________________________________________


10. Закончи пословицы.

Семь раз отмерь, ________________________________________________________________________

Долог день до вечера, коли _______________________________________________________________


11. Отметь: для чего человек должен трудиться?

- чтобы стать добрым

- чтобы приносить пользу людям

- чтобы все завидовали

- чтобы создавать вещи, нужные другим людям

- чтобы его не ругали


12. Отметь имя князя, который приказал строить крепость на Москве – реке.

Князь Олег князь Юрий Долгорукий князь Игорь

Проверочная работа ( к уроку 32)

Раздел: «Кто живёт рядом с тобой?», «Россия – твоя Родина»

2 вариант.

1. Соедини стрелками.

Каменщик музей

Металлург театр

Экскурсовод стройка

Режиссёр завод

Проходчик шахта

Портниха фабрика


2. Напиши полное имя и отчество:

Вовы, если его папу зовут Иван - __________________________________________________________

Лены, если её папу зовут Пётр- ___________________________________________________________


3.Каждый ребёнок имеет право:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Символы Российской Федерации:

__________________________________________________________________________________

Основной закон России -______________________________________________________________


5. Подчеркни правильный ответ.

Москва старше Владимира.

Владимир старше Москвы.


6. Отметь правильное поведение в театре

верхнюю одежду сдают в гардероб

проходят на своё место лицом к сидящим

во время представления можно съесть мороженое, бутерброд

во время представления не разговаривают


7. В каких продуктах есть витамин Д?____________________________________________________


8 .Настоящее – это____________________________________________________________________


9. Что такое здоровье?______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Закончи пословицы.

Не лежи на печи - __________________________________________________________________

Без труда__________________________________________________________________________


11. Отметь: для чего человек должен трудиться?

- чтобы его не ругали

- чтобы приносить пользу людям

- чтобы создавать вещи, нужные другим людям

- чтобы все завидовали

- чтобы стать добрым.


12. Отметь город России, в котором находится Зимний дворец.

Москва Санкт – Петербург Великий Новгород


Проверочная работа ( к уроку 52)

Раздел: «Мы жители Земли», «Природное сообщество. Лес и его обитатели»

1 вариант.

1. Голубые и белые звёзды – самые___________________ , жёлтые звёзды - _____________________,
оранжевые и красные -____________________________ .

2. Напишите известные вам планеты_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________


3. Чем Земля отличается от других планет?__________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Луна – это___________________________________________________________________________



5. Продолжи предложение: Н. Коперник доказал, что ________________________________________

______________________________________________________________________________________



6. Что обозначено на глобусе и карте голубым цветом?_______________________________________


7. Подчеркни лишнее слово: овца, лиса, лошадь, собака, корова, курица, кошка.



8. Запиши 4 царства природы_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________


9. Гриб состоит из_______________________________________________________________________


10. Запишите названия съедобных грибов___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________


11. На какие группы делятся животные_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________


12. Запишите пример животного – хищника_________________________________________________
растительноядного животного ___________________________________________________________
всеядного животного____________________________________________________________________



13. В лиственном лесу растут _____________________________________________________________.

14. Узнай растение по описанию:

- Дерево-долгожитель. Его плоды – жёлуди – любимое лакомство кабанов… _________________.

- Хвойный кустарник с ароматным запахом и голубыми ягодами, используется в медицине.

_________________________________________________________________________________

15. Назови три лекарственных растения леса: _______________________________________________

________________________________________________________________________________ .

16.Узнай животных по описанию :

- Быстрая, ловкая, прыгает с ветки на ветку, живёт в дупле…________________________________.

- Хорошо лазает по деревьям, прыгает, живёт в норе, питается плодами, орехами, насекомыми. Зверек с полосатой шубкой…_____________________________________________________________

- Хищная лесная птица с большой головой, бесшумно летает…_______________________________

- Птичка, которая во время движения по земле всё время потряхивает хвостиком... ______________

17. Закончи предложение. Листья сосны похожи на __________________ и называются ____________

_______________________________________________________________________________________


Проверочная работа ( к уроку 52)

Раздел: «Мы жители Земли», «Природное сообщество. Лес и его обитатели»

2 вариант.

1. Солнце – это _________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________



2. Самая близкая к Солнцу планета_________________________________________________________



3. Какой учёный сделал первые открытия о Вселенной?_______________________________________
_______________________________________________________________________________________



4. У Земли есть спутник - ________________________________________________________________



5. Продолжи предложение.

Глобус – это ___________________________________________________________________________



6. Чего больше на Земле суши или воды? ___________________________________________________


7. Подчеркни лишнее слово.

Атлантический океан, Индийский океан, Тихий океан, Северный Ледовитый океан, Теплый океан.



8. Запиши 4 царства природы_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________



9. Запиши названия несъедобных грибов ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________



10. Какие части есть у растений?__________________________________________________________
______________________________________________________________________________________



11. Отметь х правильный ответ

 Все бактерии вредные.

 Бактерии бывают полезные и вредные для человека.

 Грибы это растения, потому что они не похожи на животных.

 Грибы – особое царство природы.



12.Запишите этажи (ярусы) леса. Верхний __________________________________________________
средний_____________________________________ , нижний__________________________________



13. В хвойном лесу растут _______________________________________________________________.

14. Узнай растение по описанию:

- Белоствольная, кудрявая, шелковистая…..__________________________________________ .

-Хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму… _____________________________


15. Назови три лекарственных растения леса: _______________________________________________

________________________________________________________________________________ .

16.Узнай животных по описанию :

- Подземный житель, хищник, роет подземные ходы…_____________________________________

- Кочующая птичка с желтыми перышками на брюшке …___________________________________

- Птичка, которая во время движения по земле всё время потряхивает хвостиком... _____________

______________________________________

- Птица с коричнево-серым хохолком, на крыльях красные пятна и чёрная кайма…__________

17. Закончи предложение. Шиповник - растение ____________________________________________.

Отвар из его плодов содержит_____________________________________________________________





Проверочная работа (к уроку 15)

Тема «Кто ты такой?»

II вариант


1. Каким прибором измеряют температуру воды?

□ термометр □ градусник


2.Соедини стрелочками орган чувств с видом информации


Глаза обонятельная

Уши вкусовая

Кожа зрительная

Нос осязательная

Язык звуковая


3. Какой орган чувств помогает человеку определить цвет?

□ глаза □ нос □ язык □ кожа □ уши


4. С помощью какого органа чувств человек определяет звук?

□ глаза □ нос □ язык □ кожа □ уши


5. Что объединяет членов семьи?

□ живут в одной квартире □ занимаются домашним хозяйством

□ имеют одних и тех же друзей □ сообща распределяют деньги на покупки

□ любят одно и то же блюдо □ вместе отдыхают, проводят свободное время


6. Какие питательные вещества являются строительным материалом для организма?

□ жиры □ белки □ углеводы


7. Какие витамины укрепляют организм, дают запас энергии?

□ витамин А □ витамин В □ витамин D □ витамин С


8. Какие витамины закаляют организм, помогают бороться с болезнями?

□ витамин А □ витамин В □ витамин D □ витамин С

9. Что вредно для здоровья?

□ есть много солёной, жирной и острой пищи □ есть овощи и фрукты

□ есть отварную пищу □ есть жареную пищу

□ есть много сладостей □ пить крепкий кофе и чай

□ не переедать □ долго ничего не есть

□ соблюдать правильный режим питания

10. Если ученик 2 класса встаёт в 7 часов утра, то ложиться он спать должен не позднее:

□ 8 вечера; □ 9 вечера; □ 10 вечера


11. Каждый день ученик 2 класса должен гулять на свежем воздухе:

□ 1-2 часа; □ 2-3 часа; □ 3-4 часа.


12. Перед тем как приступить к выполнению домашнего задания, надо:

 □ включить телевизор и радио;

□ проверить, хорошо ли освещено рабочее место

 □ проветрить комнату;

□ собрать на рабочем столе все учебники, тетради, игрушки.


13. Каким прибором измеряют температуру тела?

□ термометр □ градусник


14. При какой температуре тела человек сильно болен?

□ 36 градусов □ 37 градусов □ 38 градусов и выше


15. Вызвать «скорую помощь» можно по телефону:

□ 01 □ 02 □ 03


16. Что ты будешь делать, если вдруг почувствуешь себя плохо?

□ почитаешь книгу □ позвонишь родителям □ сделаешь уроки

□ выпьешь сладкий чай с лимоном □ измеришь температуру □ ляжешь в постель

□ поговоришь о проблеме с друзьями


17. Переставляя буквы, разгадай слова.







П

О

Г

Р

Л

У

А

К






И

Т

П

А

И

Н

Е














18. Отметь высказывания, в которых есть ошибки.

□ Столовой ложкой едят жидкую пищу: суп, кисель, кашу, варенье.

□ Вилкой едят всё, что хочется.

□ Ножом режут ту пищу, которую нельзя отделить с помощью вилки.



Проверочная работа ( к уроку 32)

Раздел: «Кто живёт рядом с тобой?», «Россия – твоя Родина»

1 вариант.

1. Соедини стрелками.

Пекарь прибыль

Экономист фермерское хозяйство

Программист хлебозавод

Фермер компьютер

Актёр школа

Учитель театр


2. Напиши полные имена.

Митя-_________________________________________________________________________________

Таня -_________________________________________________________________________________

Петя -_________________________________________________________________________________


3. Каждый человек имеет право на:________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Президент Российской Федерации - _____________________________________________________

Столица России -_______________________________________________________________________


5. Отметь правильный ответ или допиши.

В России живёт более

а) 20 разных народов

б)100 разных народов

в)____________________________________________________________________________________


6. Отметь правильное поведение в театре

верхнюю одежду сдают в гардероб;

проходят на своё место лицом к сидящим;

во время представления можно съесть мороженое, бутерброд;

во время представления не разговаривают.


7. Витамин С необходим организму для____________________________________________________

______________________________________________________________________________________


8. Прошлое – это _______________________________________________________________________


9. Окружающий мир – это________________________________________________________________


10. Закончи пословицы.

Семь раз отмерь, ________________________________________________________________________

Долог день до вечера, коли _______________________________________________________________


11. Отметь: для чего человек должен трудиться?

- чтобы стать добрым

- чтобы приносить пользу людям

- чтобы все завидовали

- чтобы создавать вещи, нужные другим людям

- чтобы его не ругали


12. Отметь имя князя, который приказал строить крепость на Москве – реке.

Князь Олег князь Юрий Долгорукий князь Игорь

Проверочная работа ( к уроку 32)

Раздел: «Кто живёт рядом с тобой?», «Россия – твоя Родина»

2 вариант.

1. Соедини стрелками.

Каменщик музей

Металлург театр

Экскурсовод стройка

Режиссёр завод

Проходчик шахта

Портниха фабрика


2. Напиши полное имя и отчество:

Вовы, если его папу зовут Иван - __________________________________________________________

Лены, если её папу зовут Пётр- ___________________________________________________________


3.Каждый ребёнок имеет право:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Символы Российской Федерации:

__________________________________________________________________________________

Основной закон России -______________________________________________________________


5. Подчеркни правильный ответ.

Москва старше Владимира.

Владимир старше Москвы.


6. Отметь правильное поведение в театре

верхнюю одежду сдают в гардероб

проходят на своё место лицом к сидящим

во время представления можно съесть мороженое, бутерброд

во время представления не разговаривают


7. В каких продуктах есть витамин Д?____________________________________________________


8 .Настоящее – это____________________________________________________________________


9. Что такое здоровье?______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Закончи пословицы.

Не лежи на печи - __________________________________________________________________

Без труда__________________________________________________________________________


11. Отметь: для чего человек должен трудиться?

- чтобы его не ругали

- чтобы приносить пользу людям

- чтобы создавать вещи, нужные другим людям

- чтобы все завидовали

- чтобы стать добрым.


12. Отметь город России, в котором находится Зимний дворец.

Москва Санкт – Петербург Великий Новгород






Проверочная работа ( к уроку 52)

Раздел: «Мы жители Земли», «Природное сообщество. Лес и его обитатели»

1 вариант.

1. Голубые и белые звёзды – самые___________________ , жёлтые звёзды - _____________________,
оранжевые и красные -____________________________ .

2. Напишите известные вам планеты_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________


3. Чем Земля отличается от других планет?__________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Луна – это___________________________________________________________________________


5. Продолжи предложение: Н. Коперник доказал, что ________________________________________

______________________________________________________________________________________


6. Что обозначено на глобусе и карте голубым цветом?_______________________________________


7. Подчеркни лишнее слово: овца, лиса, лошадь, собака, корова, курица, кошка.


8. Запиши 4 царства природы_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________


9. Гриб состоит из_______________________________________________________________________


10. Запишите названия съедобных грибов___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________


11. На какие группы делятся животные_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________


12. Запишите пример животного – хищника_________________________________________________
растительноядного животного ___________________________________________________________
всеядного животного____________________________________________________________________


13. В лиственном лесу растут _____________________________________________________________.

14. Узнай растение по описанию:

- Дерево-долгожитель. Его плоды – жёлуди – любимое лакомство кабанов… _________________.

- Хвойный кустарник с ароматным запахом и голубыми ягодами, используется в медицине.

_________________________________________________________________________________

15. Назови три лекарственных растения леса: _______________________________________________

________________________________________________________________________________ .

16.Узнай животных по описанию :

- Быстрая, ловкая, прыгает с ветки на ветку, живёт в дупле…________________________________.

- Хорошо лазает по деревьям, прыгает, живёт в норе, питается плодами, орехами, насекомыми. Зверек с полосатой шубкой…_____________________________________________________________

- Хищная лесная птица с большой головой, бесшумно летает…_______________________________

- Птичка, которая во время движения по земле всё время потряхивает хвостиком... ______________

17. Закончи предложение. Листья сосны похожи на __________________ и называются ____________

_______________________________________________________________________________________


Проверочная работа ( к уроку 52)

Раздел: «Мы жители Земли», «Природное сообщество. Лес и его обитатели»

2 вариант.

1. Солнце – это _________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


2. Самая близкая к Солнцу планета_________________________________________________________


3. Какой учёный сделал первые открытия о Вселенной?_______________________________________
_______________________________________________________________________________________


4. У Земли есть спутник - ________________________________________________________________


5. Продолжи предложение.

Глобус – это ___________________________________________________________________________


6. Чего больше на Земле суши или воды? ___________________________________________________


7. Подчеркни лишнее слово.

Атлантический океан, Индийский океан, Тихий океан, Северный Ледовитый океан, Теплый океан.


8. Запиши 4 царства природы_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________


9. Запиши названия несъедобных грибов ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________


10. Какие части есть у растений?__________________________________________________________
______________________________________________________________________________________


11. Отметь х правильный ответ

 Все бактерии вредные.

 Бактерии бывают полезные и вредные для человека.

 Грибы это растения, потому что они не похожи на животных.

 Грибы – особое царство природы.


12.Запишите этажи (ярусы) леса. Верхний __________________________________________________
средний_____________________________________ , нижний__________________________________


13. В хвойном лесу растут _______________________________________________________________.

14. Узнай растение по описанию:

- Белоствольная, кудрявая, шелковистая…..__________________________________________ .

-Хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму… _____________________________


15. Назови три лекарственных растения леса: _______________________________________________

________________________________________________________________________________ .

16.Узнай животных по описанию :

- Подземный житель, хищник, роет подземные ходы…_____________________________________

- Кочующая птичка с желтыми перышками на брюшке …___________________________________

- Птичка, которая во время движения по земле всё время потряхивает хвостиком... _____________

______________________________________

- Птица с коричнево-серым хохолком, на крыльях красные пятна и чёрная кайма…__________

17. Закончи предложение. Шиповник - растение ____________________________________________.

Отвар из его плодов содержит_____________________________________________________________





















ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

В заданиях 1- 4 обведи только один правильный ответ.

1. Что не относится к водоёмам?

а) озеро          б) река в) океан            г) ручей д) бассейн

2. На Земле насчитывают

а) 4 материка, 4 океана в) 6 материков, 4 океана

б) 4 материка, 6 океанов г) 6 материков, 6 океанов

3. Найди растение, которое не относится к деревьям:

а) тополь б) осина в) липа г) сирень д) сосна

4. Солнце – это

а) обитаемая планета в) спутник Земли

б) звезда г) спутник Солнца


В заданиях 5-7 отметь несколько правильных ответов.

5. Что относится к живой природе? Отметь.

а) гриб б) камень в) рыба г) солнце д) радуга


6. Отметь все правила безопасности:

а) Не садись в машину с незнакомым человеком.
б) Не приглашай чужого в дом.
в) Играй со спичками.
г) Влезай на высокие деревья, заборы.
д) Уходя из дома, выключай газ, свет.


7. Из приведенных явлений природы обведи только весенние.

а) Метели.

б) Солнце светит ярче.

в) Ледостав.

г) Ледоход.

д) Медведи впадают в спячку.

е) Выкармливание птенцов.

ж) Листопад.

з) Тает снег, бегут ручьи.

и) Люди ходят в шубах и шапках.

к) Гнездование


8. Соедини цветными стрелками место обитания с животными и растениями.

РЕКА

МОРЕ

ЛУГ

ПОЛЕ

САД


клевер

рожь

груша

щука

кит

морская звезда

просо

вишня

сом

В заданиях 9 – 16 закончи предложение.

  1. Прошлое – это то, ______________________________________________________.

10. Вкус пищи определяют с помощью _______________________________________.

11. Окружающий мир – это то, что _________________________________________.


12. Я знаю этажи (ярусы) леса: верхний – это ______________________________,
средний – это ______________________________,

нижний – это ______________________________.

13. Планета Земля отличается от других планет тем, что __________________________________________________________________________.

14. Отметь профессии, распространенные в сельской местности нашей области.

а) строитель в) пилот

б) животновод г) агроном

15. Символы Российской Федерации – это ________________________________________________.


16. Ребёнок имеет право: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________.


17. Отметь названия всех океанов нашей планеты



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!