Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе, составляет 66 часов (два часа в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
Самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.
Содержание учебного предмета
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;
приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы;
соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям;
воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям;
сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов);
оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку;
анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро и газовыми приборами.
Совместная деятельность:
соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета
№ п/п | Тема урока | Кол - во часов | ЭОР | Дата проведения |
по плану | фактически |
1 | Задавайте вопросы! | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
| Раздел «Что и кто?» | 20 | | | |
2 | Что такое Родина? | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | http://festival.1september.ru/ | | |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
5 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
6 | Что у нас над головой? | 1 | https://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/biblioteka | | |
7 | Что у нас под ногами? Практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя. | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
8 | Что общего у разных растений? Практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть их. | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
9 | Что растёт на подоконнике? Практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя. | 1 | http://festival.1september.ru/ | | |
10 | Что растёт на клумбе? Практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя. | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
11 | Что это за листья? Практическая работа: определять деревья по листьям. | 1 | https://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/biblioteka | | |
12 | Что такое хвоинки? Практическая работа: определять деревья с помощью атласа-определителя. | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
13 | Кто такие насекомые? | 1 | https://viki.rdf.ru | | |
14 | Кто такие рыбы? | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
15 | Кто такие птицы? Практическая работа: исследовать строение пера птицы. | 1 | https://viki.rdf.ru | | |
16 | Кто такие звери? Практическая работа: исследовать строение шерсти зверей. | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
17 | Что окружает нас дома? | 1 | http://festival.1september.ru/ | | |
18 | Что умеет компьютер? | 1 | http://school-collection.edu.ru/ | | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
20 | На что похожа наша планета? | 1 | http://school-collection.edu.ru/ | | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
| Раздел «Как, откуда и куда?» | 12 | | | |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку. | 1 | https://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/biblioteka | | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа в паре : собирать простейшую электрическую цепь. | 1 | https://viki.rdf.ru | | |
25 | Как путешествует письмо? | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
26 | Куда текут реки? Практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению морской воды». | 1 | http://festival.1september.ru/ | | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями. | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
28 | Как живут растения? Практическая работа: ухаживать за комнатными растениями. | 1 | http://school-collection.edu.ru/ | | |
29 | Как живут животные? | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
30 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм. | 1 | https://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/biblioteka | | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? Практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала. | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
32 | Откуда в снежках грязь? Практическая работа: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений. | 1 | http://school-collection.edu.ru/ | | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
| Раздел «Где и когда?» | 11 | | | |
34 | Когда учиться интересно | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | https://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/biblioteka | | |
36 | Когда придёт суббота? | 1 | http://school-collection.edu.ru/ | | |
37 | Когда наступит лето? | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
38 | Где живут белые медведи? Практическая работа в парах: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду. | 1 | http://festival.1september.ru/ | | |
39 | Где живут слоны? Практическая работа в парах: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли. | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
40 | Где зимуют птицы? | 1 | http://school-collection.edu.ru/ | | |
41 | Когда появилась одежда? | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | http://school-collection.edu.ru/ | | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | https://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/biblioteka | | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
| Раздел «Почему и зачем?» | 22 | | | |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | http://festival.1september.ru/ | | |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | http://school-collection.edu.ru/ | | |
48 | Почему звенит звонок? Практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков. | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | http://school-collection.edu.ru/ | | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? Практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением. | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | https://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/bibliotek | | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | https://viki.rdf.ru | | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | http://school-collection.edu.ru/ | | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа в паре: осваивать приемы чистки зубов и мытья рук. | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | https://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/biblioteka | | |
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | http://festival.1september.ru/ | | |
60 | Зачем строят корабли? | 1 | http://school-collection.edu.ru/ | | |
61 | Зачем строят самолёты? | 1 | https://proshkolu.ru/club/939468l/ | | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | http://school-collection.edu.ru/ | | |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? | 1 | http://festival.1september.ru/ | | |
64 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
65 | Комплексная работа | 1 | http://festival.1september.ru/ | | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 | https://rosuchebnik.ru/material/spisok- eor-nachalnaya-shkola/ | | |
4