1. | Человек и природа Формы земной поверхности суши: равнина, холм, гора, овраг, балка (общее представление, условное обо‑ значение равнин и гор на карте). Изменение форм поверх- ности суши в результате естественного разрушения и деятельности человека. Формы поверхности суши, со‑ зданные человеком: карьер, отвал, насыпь, курган. Осо‑ бенности поверхности родного края (краткая характери‑ стика на основе наблюдений). Представление о горных породах. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Некоторые доступные для наблюдений свойства полезных ископаемых (песка, глины, известняка, торфа, каменного угля, нефти). Добыча и рациональное использование полезных ископаемых. Полезные ископаемые родного края (3—4 примера).Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Почвы родного края. Охрана почв. Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Растения, их разнообразие. Органы растения (корень, побег, цветок, плод с семенами). Части побега (стебель, листья, почки). Жизнь растения: питание, дыхание, размножение, рост и развитие. Условия необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста и развития растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения .Предки культурных растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Значение грибов в природе и жизни человека. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Жизнь животных: движение, питание, дыхание, размножение, рост и развитие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие), их отличительные признаки. Особенности питания разных жи‑ вотных (растительноядные, насекомоядные, хищные, все‑ ядные). Размножение и развитие животных изучаемых групп. Дикие и домашние животные. Предки домашних животных. Роль животных в природе и жизни людей, бе‑ режное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений., Общее представление о природном сообществе. Лес,луг, водоём как единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные, бактерии). Круговорот веществ. Приспособленность растений и животных к условиям жизни в природном сообществе. Взаимосвязи в природном сообществе: рас- тения — пища и укрытие для животных; живот- ные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природ- ные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Искусственные сообщества. Выращивание зерновых, овощных, технических растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.‑ | 42 | – устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных; – осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп); – использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; – использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации; – использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; – проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); – оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; – сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); – сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества; – выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; – выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; – узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных; – соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема; – узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые; – фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; - составлять устную характеристику погоды. | – узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; – оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; – моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия; – планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Виды контроля на уроках окружающего мира: 1. По способу организации: а) устный (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ дополнительного материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по иллюстрации, по опорной схеме; б) письменная (тесты открытой и закрытой формы, тестирование ПК, письменный опрос, карточки различных видов, заполнение таблиц, дополнение схем) 2. По количеству участников: фронтальная/групповая/индивидуальная 3. По преобладающему виду деятельности: а) вербальная (словесная): работа с текстом устная и письменная, с таблицами, схемами) б) практическая (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с картой, глобусом, термометром, распознавание минералов и прочее) 4. По субъекту проверки: проверка в парах (взаимопроверка)/ проверка дежурными/в группах /самопроверка /проверка педагогом Средства проверки: картографический материал, иллюстрации, схемы, таблицы, макеты, модели, карточки, тесты, авторские тетради для проверки знаний. |
2. | Человек и общество Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры,спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характер‑ ные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. | 25 | – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами; – используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов; – оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им; – устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах; – выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). | – оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность; – оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; – осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами; – ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период; – наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников); – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее це1 ли, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. – о древнейшей истории человека, о первых государствах; – об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды; – об особенностях быта, труда, духовно нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды; – имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества; – об истории и выдающихся людях родного края. | Виды контроля на уроках окружающего мира: 1. По способу организации: а) устный (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ дополнительного материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по иллюстрации, по опорной схеме; б) письменная (тесты открытой и закрытой формы, тестирование ПК, письменный опрос, карточки различных видов, заполнение таблиц, дополнение схем) 2. По количеству участников: фронтальная/групповая/индивидуальная 3. По преобладающему виду деятельности: а) вербальная (словесная): работа с текстом устная и письменная, с таблицами, схемами) б) практическая (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с картой, глобусом, термометром, распознавание минералов и прочее) 4. По субъекту проверки: проверка в парах (взаимопроверка)/ проверка дежурными/в группах /самопроверка /проверка педагогом Средства проверки: картографический материал, иллюстрации, схемы, таблицы, макеты, модели, карточки, тесты, авторские тетради для проверки знаний |