СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова с учетом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий, отраженных в примерной (базисной) программе курса окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру 3 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

города Азова


Утверждена

Приказом директора МБОУ СОШ № 13

№127-о от 30. 08.2018г.

__________ /Г.И.Черкесова/




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по окружающему миру


Уровень общего образования ( класс )

начальное общее образование , 3 – А класс

Количество часов

2 часа в неделю, 67 часов в год



Учитель :

ГЛУЩЕНКО ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА








2018-2019 учебный год

Пояснительная записка



Краткое описание

Настоящая рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова с учетом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий, отраженных в примерной (базисной) программе курса окружающего мира.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Федеральный Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012№ 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

  • Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 №1576);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).

  • Письмо Минобрнауки России от 03.03.2016 № 08-334 «О внесении изменений в федеральные государственное образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Письмо Рособрнадзора от 03.11.15, № 02-501 "По вопросам составления рабочих программ учебных предметов".

  • Положение о структуре рабочей программы педагога МБОУ СОШ № 13 г. Азова.

  • Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир» Ивченковой Г. Г., Потапова И. В.: Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование. – М.: ACT: Астрель, 2014г..

  • Приказ об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2018 – 2019 учебный год (от 25.04.2018 № 24/4.1-5705.).

  • Учебный план МБОУ СОШ № 13 на 2018-2019 уч.год ( приказ № 127-о от 30.08.2018г

Общие цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета, курса

Предмет направлен на реализацию целей обучения окружающему миру в начальной школе, сформулированных в стандарте начального общего образования. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество».

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих ц е л ей :

  • формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса окружающего мира 3 класса

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • социализация ребёнка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;

  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно- следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

  • формирование основ экологической культуры;

  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

Характеристики объема (количество часов) по классам


В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 2 часа в неделю, 34 учебных недель в год.

В соответствии с годовым календарным планом-графиком и расписанием занятий на 2018-2019 учебный год в МБОУ СОШ № 13 г. Азова рабочая программа реализуется за 67 учебных часов в год и обеспечивает рациональное распределение учебного материала:


  1. четверть – 16 часов

  2. четверть – 16 часов

3 четверть – 20 часов

4 четверть – 15часов

Итого - 67часов


«Планируемые результаты освоения программы по окружающему

миру»





Учащиеся научатся:

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;

  • приводить примеры приборов и инструментов;

  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;

  • различать тела природы и изделия;

  • приводить примеры тел и веществ;

  • приводить примеры источников энергии;

  • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;

  • рассказывать об исследованиях космоса;

  • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;

  • рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли

  • Луне;

    • рассказывать о значении камня в жизни человека;

    • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

    • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);

    • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);

    • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;

  • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;

  • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;

  • называть планеты Солнечной системы;

  • отличать планету от звезды;

  • показывать на глобусе материки и океаны;

  • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);

  • рассказывать об использовании электрической энергии;

  • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;

  • понимать, что такое окружающая среда;

  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);

  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;

  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.


Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;

  • понимать значение науки и труда в жизни общества;

  • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что человек — часть общества и часть природы;

  • понимать значение общества в жизни человека;

  • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);

  • понимать значение искусства как способа познания мира.





Учащиеся научатся:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 3 класса;

  • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

  • оценивать правильность выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

  • развивать и тренировать свою наблюдательность;

  • ставить цели проведения наблюдений и опытов;

  • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

  • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;

  • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;

  • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

  • пользоваться справочником, помещенным в учебнике;

  • понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Учащиеся могут научиться:

  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;

  • осуществлять описание объектов природы;

  • сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;

  • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;

  • осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;

  • ставить вопросы друг другу.


Учащиеся могут научиться:

  • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;

  • выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

  • понимание значения взаимопомощи в семье;

  • способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета.

Учащиеся могут быть формированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах

  • понимание ценности семейных отношений;

  • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.





































Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся. У обучающихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Текущий, тематический и итоговый контроль за усвоением знаний обеспечивают система вопросов и заданий учебников, рабочие тетради, тетради проверочных и диагностических работ, задания для проверки знаний в разделе учебников по окружающему миру «Мозаики заданий». Задания ориентированы не столь ко на поиск готового ответа в тексте, сколько на применение полученных знаний и умений к конкретной ситуации для ее объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины мира, понятного для него. Усвоение курса окружающего мира в настоящее время требует дифференциации в обучении. В основе, которой, во-первых, обязательное достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, во-вторых, создание условий для усвоения материала в большем объеме теми, кто проявляет интерес к предмету. Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради проверочных и диагностических работ. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все

ученики, но и максимум, который они могут усвоить. Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, и так как связана с рефлексивным мышлением, приводит к личностному развитию ребенка.

Виды контроля на уроках окружающего мира:

  1. По способу организации:

а) устный (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ дополнительного материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по иллюстрации, по опорной схеме;

б) письменная (тесты открытой и закрытой формы, тестирование ПК, письменный опрос, карточки различных видов, заполнение таблиц, дополнение схем)

  1. По количеству участников: фронтальная/групповая/индивидуальная


  1. По преобладающему виду деятельности:

а) вербальная (словесная): работа с текстом устная и письменная, с таблицами, схемами)

б) практическая (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с картой, глобусом, термометром, распознавание минералов и прочее)

  1. По субъекту проверки: проверка в парах (взаимопроверка)/ проверка дежурными/в группах /самопроверка /проверка педагогом

Средства проверки: картографический материал, иллюстрации, схемы, таблицы, макеты, модели, карточки, тесты, авторские тетради для проверки знаний.

Для контроля качества усвоения учебного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта после изучения крупного блока (группы тем, целого учебного модуля) используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Проводятся проверочные работы на специальном уроке. Они рассчитаны на 20–40 минут. При возможности ученику может быть предоставлено право пересдать неудачно выполненные задания проверочной работы. Каждая проверочная работа представлена несколькими вариантами.

При проведении письменного контроля используются тестовые задания. Тестовые работы включают задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету используются тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы проверяют осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок- схему. Вопросы с «открытым ответом» позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.

Планируемые результаты являются содержательным и критериальным ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Используется 4х-бальная, уровневая, процентная шкала оценивания.












Содержание учебного предмета, курса


п/п

Содержательные линии

Кол-во

часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты по предмету

Модели инструментария для оценки планируемых результатов

Базовый уровень

Повышенный (функциональный) уровень


1.


Человек и природа

Формы земной поверхности суши: равнина, холм,

гора, овраг, балка (общее представление, условное обо‑

значение равнин и гор на карте). Изменение форм поверх-

ности суши в результате естественного разрушения и

деятельности человека. Формы поверхности суши, со‑

зданные человеком: карьер, отвал, насыпь, курган. Осо‑

бенности поверхности родного края (краткая характери‑

стика на основе наблюдений).

Представление о горных породах. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Некоторые доступные для наблюдений свойства полезных ископаемых (песка, глины, известняка, торфа, каменного угля,

нефти). Добыча и рациональное использование полезных ископаемых. Полезные ископаемые родного края

(3—4 примера).Почва, её состав, значение для живой природы и для

хозяйственной жизни человека. Почвы родного края. Охрана почв.

Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Растения, их разнообразие. Органы растения (корень, побег, цветок, плод с семенами). Части побега (стебель, листья, почки). Жизнь растения: питание, дыхание, размножение, рост и развитие. Условия необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Наблюдение роста и развития растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения .Предки культурных растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Значение грибов в природе и жизни человека. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Жизнь животных: движение, питание, дыхание, размножение, рост и развитие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные,

пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие), их отличительные признаки. Особенности питания разных жи‑

вотных (растительноядные, насекомоядные, хищные, все‑

ядные). Размножение и развитие животных изучаемых

групп. Дикие и домашние животные. Предки домашних

животных. Роль животных в природе и жизни людей, бе‑

режное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений., Общее представление о природном сообществе. Лес,луг, водоём как единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные,

бактерии). Круговорот веществ. Приспособленность

растений и животных к условиям жизни в природном

сообществе. Взаимосвязи в природном сообществе: рас-

тения пища и укрытие для животных; живот-

ные распространители плодов и семян растений.

Влияние человека на природные сообщества. Природ-

ные сообщества родного края (2—3 примера на основе

наблюдений).

Искусственные сообщества. Выращивание зерновых,

овощных, технических растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.‑

42

– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

– использовать естественнонаучные

тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

– использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

– использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений

или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных

природных объектов на физической

карте России;

– проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);

– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

– сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный

и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на

природу изучаемых зон, охрана природы);

– сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных,

характерных для того или другого природного сообщества;

– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

– узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

– соблюдать правила поведения в

природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;

– узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды;

- составлять устную характеристику погоды.

узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

планировать, контролировать и

оценивать учебно-познавательную

деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Виды контроля на уроках окружающего мира:

1. По способу организации:

а) устный (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ дополнительного материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по иллюстрации, по опорной схеме;

б) письменная (тесты открытой и закрытой формы, тестирование ПК, письменный опрос, карточки различных видов, заполнение таблиц, дополнение схем)

2. По количеству участников: фронтальная/групповая/индивидуальная

3. По преобладающему виду деятельности:

а) вербальная (словесная): работа с текстом устная и письменная, с таблицами, схемами)

б) практическая (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с картой, глобусом, термометром, распознавание минералов и прочее)

4. По субъекту проверки: проверка в парах (взаимопроверка)/ проверка дежурными/в группах /самопроверка /проверка педагогом

Средства проверки: картографический материал, иллюстрации, схемы, таблицы, макеты, модели, карточки, тесты, авторские тетради для проверки знаний.

2.

Человек и общество

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб

Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России. Святыни городов России. Главный город

родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных

с ним.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта.

Основные религии народов России: православие, ислам,

иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему

и другим народам, их религии, культуре, истории.

Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры,спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей

родного края, их профессии. Названия разных народов,

проживающих в данной местности, их обычаи, характер‑

ные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха

в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура,

закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и

укрепления здоровья. Личная ответственность каждого

человека за сохранение и укрепление своего физического

и нравственного здоровья.

Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

25

– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»;

пользоваться историческими картами;

– используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать

исторические факты от вымыслов;

– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных

группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие

обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм,

рисунков, кратких выводов;

осознавать существующую связь

между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо

семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

проявлять уважение и готовность

выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее це1

ли, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

о древнейшей истории человека, о первых государствах;

об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;

об особенностях быта, труда, духовно нравственных и культурных

традициях людей в изучаемые исторические периоды;

имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

об истории и выдающихся людях родного края.

Виды контроля на уроках окружающего мира:

1. По способу организации:

а) устный (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ дополнительного материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по иллюстрации, по опорной схеме;

б) письменная (тесты открытой и закрытой формы, тестирование ПК, письменный опрос, карточки различных видов, заполнение таблиц, дополнение схем)

2. По количеству участников: фронтальная/групповая/индивидуальная

3. По преобладающему виду деятельности:

а) вербальная (словесная): работа с текстом устная и письменная, с таблицами, схемами)

б) практическая (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с картой, глобусом, термометром, распознавание минералов и прочее)

4. По субъекту проверки: проверка в парах (взаимопроверка)/ проверка дежурными/в группах /самопроверка /проверка педагогом

Средства проверки: картографический материал, иллюстрации, схемы, таблицы, макеты, модели, карточки, тесты, авторские тетради для проверки знаний



Тематическое планирование.


п\п

Название темы (раздела)

Количество часов на изучение

Количество контрольных работ

Практические и лабораторные работы, экскурсии , проекты

( сочинения, изложения и др)

Природа вокруг нас

8 ч


Проверочная работа № 1 по теме «Природа вокруг нас»

Практическая работа № 1 «Ориентирование по Солнцу»

Практическая работа № 2 «Ориентирование»

Практическая работа № 3 «Свойства жидких и твердых тел»

Практическая работа № 4 «Свойства воды»

Практическая работа № 5 «Свойства льда и пара»

Практическая работа № 6 «Значение воздуха для жизни»

Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на

природу»

Экскурсия «Ориентирование на местности»

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой

природы в окрестностях школы»

Вода, воздух, горные породы и почва

17 ч


Проверочная работа № 2 по теме «Вода, воздух, горные

породы и почва»

Практическая работа № 7 «Свойства воздуха»

Практическая работа № 8 «Полезные ископаемые»

Проект «Освоение воздушного пространства человеком»

О царствах живой природы

19 ч

Полугодовая промежуточная контрольная работа

Проверочная работа № 3 по теме «О царствах живой

природы»

Практическая работа № 9 «Строение растений»

Практическая работа №10 «Жизнь растений»

Практическая работа №11 «Развитие растения»

Проект «Сохраним мир живой природы»

Человек

11 ч


Проверочная работа № 4 по теме «Человек»

Практическая работа №12 «Строение животных»

Практическая работа №13 «Кожа- первая «одежда»

Практическая работа №14 «Скелет»

Практическая работа №15 «Мышцы»

Практическая работа №16 «Кровеносная система»

Практическая работа №17 «Дыхание»

Практическая работа №18 «Органы чувств»

Человек в обществе

12 ч

Годовая промежуточная контрольная работа

Проверочная работа №5 «Человек в обществе»

Экскурсия «Улицы и памятные места родного города»

Проект «Физкультура и спорт»

Проект «Мой родной край»



итого


67ч


2 ч







«Календарно-тематическое планирование»


п/п

Тема урока, страницы учебника

Кол-во часов



Виды, формы контроля

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

Природа вокруг нас (8 ч)

1

Что нас окружает Что такое экология

(постановка учебной задачи).

Учебник, ч. 1, с. 3–9

1

Текущий. Фронтальная

04.09


2

Экскурсия «Изучение влияния

деятельности человека на природу»

(решение частной задачи).

1

Текущий.

Задания по группам

05.09


3

Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу.

(решение практической задачи).

Учебник, с. 10–13

1

Текущий.

Практическая работа

№1

«Ориентирование по солнцу». Творческий поиск

11.09


4

Ориентирование по компасу и местным признакам.

(решение частной задачи).

Учебник, с. 13–14

1

Текущий. Фронтальная

Практическая работа

№2

«Ориентирование»

12.09




5

Экскурсия «Ориентирование на местности».

(решение частной задачи).

1

Текущий. Дидактическая игра

18.09


6

Явления природы (физические и химические явления).

(решение учебной задачи).

Учебник, с. 15–17

1

Текущий. Фронтальная

19.09


7

Свойства тел и веществ. (решение учебной задачи) Учебник, с. 18–21

1

Текущий.

Практическая работа

№3 «Св-ва жидких и твердых тел»

25.09


8

Проверочная работа № 1 по теме «Природа вокруг нас»

Учебник, с.22-23. тетрадь для проверочных работ с. 4-8

1

Тематический. Самоконтроль

Проверочная работа

26.09


Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч) +1 проект

9

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»

(решение частной задачи).

1

Текущий. Фронтальная

02.10


10

Свойства воды в жидком состоянии. Вода – растворитель

(постановка учебной задачи).

Учебник, с. 26–30

1

Текущий.

Практическая работа

№4 «Св-ва воды»

03.10


11

Свойства льда, снега и пара. (решение практической задачи) Учебник, с. 30–33

1

Текущий. Практическая работа№ 5 « Св-ва льда и пара»

09.10


12

Родники.

(решение учебной задачи)

Учебник, с. 34–35

1

Текущий.

Творческая работа в парах

10.10


13

Водоёмы (река, озеро, пруд, водохранилище) (решение учебной задачи) Учебник, с. 35–38

1

Текущий. Фронтальная

16.10


14

Облака, роса, туман, иней, изморозь

(решение учебной задачи)

Учебник, с. 38–41

1

Текущий. Фронтальная

Творческая работа в парах

17.10


15

Круговорот воды в природе (решение учебной задачи) Учебник, с. 41–42

1

Текущий. Фронтальная

23.10


16

Использование и охрана воды

(решение частной задачи)

1

Текущий. Фронтальная

Творческая работа

24.10



Учебник, с. 43–46

17

Значение воздуха для жизни. Состав воздуха (решение учебной задачи) Учебник, с. 47–50

1

Текущий. Фронтальная

Практическая работа

№ 6 «Значение воздуха для жизни»

06.11


18

Свойства воздуха

(решение частной задачи)

Учебник, с. 51–53

1

Текущий. Фронтальная

Практическая работа

№ 7 «Свойства воздуха»

07.11


19

Ветер

(решение учебной задачи)

Охрана воздуха

(решение частной задачи)

Учебник, с. 54–57

1

Текущий. Фронтальная

13.11


20

Горные породы

(решение практической задачи)

Учебник, с. 58–59

1

Текущий. Фронтальная

14.11


21

Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)

(решение учебной задачи)

Учебник, с. 60–63

1

Текущий. Фронтальная

Практическая работа

№ 8 «Полезные ископаемые»

20.11


22

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых

(решение практической задачи)

Учебник, с. 63–67

1

Текущий. Фронтальная

21.11


23

Почва

(решение частной задачи)

Учебник, с. 68–75

1

Текущий. Фронтальная

27.11


24

Проверочная работа № 2 по теме «Вода воздух, горные породы и почва»

Учебник, с. 72-73,тетрадь для проверочных работ с. 10-15

1

Тематический. Проверочная работа. Самоконтроль

28.11


25

Проектная деятельность «Освоение воздушного пространства человеком» Учебник, с. 74-75

1

Тематический. Индивидуальная. фронтальная

04.12


О царствах живой природы (18 ч)+ 1 проект

26

Четыре царства живой природы

(постановка учебной задачи).

Учебник, с. 76–79

1

Текущий. Фронтальная

05.12


27

Строение растений (решение практической задачи).

Учебник, с. 80–84

1

Текущий.

Практическая работа

№9 «Строение

11.12





растения»



28

Разнообразие растений

Дикорастущие и культурные растения

(решение частной задачи).

Учебник, с. 85–88

1

Текущий. Фронтальная Работа в парах

12.12


29

Жизнь растений

(решение частной задачи)

Учебник, с. 89–92

1

Текущий.

Практическая работа

№10 «Жизнь растений»

18.12


30

Размножение и развитие растений Развитие растений из семян

(решение учебной задачи).

Учебник, с. 93–96

1

Текущий.

Практическая работа

№11 «Развитие растения»

19.12


31

Полугодовая промежуточная контрольная работа

(контроль и оценка знаний).

1

Индивидуальная (контрольная работа), самоконтроль

25.12


32

Анализ и работа над ошибками (рефлексия деятельности).

1

Текущий. Фронтальный, индивидуальный

26.12








33

Охрана растений

(решение частной задачи).

Учебник, с. 97–98

1

Текущий. Фронтальная

15.01


34

Строение животных

(решение учебной задачи).

Учебник, с. 99–100

1

Текущий. Фронтальная

Практическая работа

№12 «Строение животных»

16.01


35

Разнообразие животных (решение учебной задачи). Учебник, с. 101–105

1

Текущий. Фронтальная

22.01


36

Домашние и дикие животные

(решение частной задачи).

Учебник, с. 106–108

1

Текущий. Фронтальная

23.01


37

Как животные воспринимают мир

(решение учебной задачи).

Учебник, с. 109–111

1

Текущий.

Работа в группах

29.01


38

Передвижение и дыхание животных

(решение учебной задачи).

Учебник, с. 112–115

1

Текущий. Фронтальная

30.01


39

Питание животных

(решение частной задачи).

Учебник, с. 116–119

1

Текущий. Фронтальная

05.02


40

Размножение и развитие животных

(решение частной задачи).

Учебник, с. 120–123

1

Текущий.

Работа в парах

06.02


41

Охрана животных

(решение частной задачи).

Учебник, с. 124–125

1

Текущий. Работа в парах

12.02


42

Грибы и бактерии.

(решение частной задачи).

Учебник, с. 126–129

1

Текущий. Работа в парах

13.02


43

Проверочная работа № 3 по теме «О царствах живой природы».

Учебник с.130-131, тетрадь для проверочных работ с. 16- 21

1

Тематический. Проверочная работа. Самоконтроль

19.02


44

Проектная деятельность «Сохраним мир живой природы»

Учебник, с. 132–133

1

Тематический. Индивидуальная. фронтальная

20.02


Человек (10 ч) + 1 проект

45

Человек – часть живой природы

(постановка учебной задачи).

Учебник, ч. 2, с. 3–10

1

Текущий. Фронтальная

27.02


46

Кожа – первая «одежда» (решение учебной задачи) Учебник, с. 11–15

1

Текущий. Фронтальная

Практическая работа

№13 «Кожа- первая

«одежда»

28.02


47

Скелет

(решение учебной задачи)

Учебник, с. 15–18

1

Текущий. Фронтальная

Практическая работа

№14 «Скелет»

05.03


48

Мышцы

(решение практической задачи)

Учебник, с. 19–21

1

Текущий.

Практическая работа

№15 «Мышцы»

06.03


49

Кровеносная система (решение практической задачи)

Учебник, с. 22–25

1

Текущий.

Практическая работа

№16 «Кровеносная система»

12.03


50

Дыхание

(решение практической задачи)

Учебник, с. 26–30

1

Текущий.

Практическая работа

№17 «Дыхание»

13.03


51

Питание и выделение вредных веществ

(решение учебной задачи)

Учебник, с. 30–35

1

Текущий. Фронтальная

19.03


52

Органы чувств

(решение учебной задачи)

Учебник, с. 35–37

1

Текущий.

Практическая работа

№18 «Органы чувств» Работа в парах

20.03




53

Нервная система

Эмоции и темперамент (решение учебной задачи). Учебник, с. 38–43

1

Текущий. Фронтальная Работа в парах

02.04


54

Проверочная работа № 4 по теме «Человек». Учебник с.44-45, тетрадь для проверочных работ с. 22- 27

1

Тематический. Проверочная работа. Самоконтроль

03.04


55

Проектная деятельность «Физкультура и спорт»

1

Тематический. Индивидуальная. Фронтальная

09.04


Человек в обществе (12 ч)

56

Народы нашей страны (постановка учебной задачи). Учебник, с. 48–52

1

Текущий. Фронтальная

10.04


57

Традиции народов нашей страны

(решение учебной задачи).

Учебник, с. 53–56

1

Текущий. Фронтальная

16.04


58

Путешествие по ленте времени

(решение учебной задачи).

Учебник, с. 57–60

1

Текущий. Работа в парах

17.04


59

Города и сёла

(решение частной задачи).

Учебник, с. 61–64

1

Текущий. Фронтальная

23.04


60

Названия городов. Кремль – центр города

(решение частной задачи).

Учебник, с. 65–75

1

Текущий. Фронтальная Работа в парах

24.04


61

Улицы города

(решение частной задачи).

Учебник, с. 76–79

1

Текущий. Фронтальная

Творческая работа

«Улицы города»

30.04


62

Герб – символ города Памятные места городов

(решение частной задачи)

Учебник, с. 80–87

1

Текущий. Работа в парах Фронтальная

07.05


63

Современный город .Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)» (решение частной задачи)

Учебник, с. 88–91

1

Текущий. Фронтальная Работа в парах

08.05


64

Что такое государство Москва – столица России (решение частной задачи). Учебник, с. 92–100

1

Текущий. Фронтальная Работа в группах

14.05


65

Конституция – основной закон страны.

Права ребёнка

(решение учебной задачи).

Учебник, с. 101–108

1

Текущий. Фронтальная

15.05


66

Проверочная работа №5 «Человек в обществе»

Учебник, с. 121–123,тетрадь для проверочных работ с. 36-45

1

Тематический. Проверочная работа. Самоконтроль

21.05


67

Символы государства. Государственный

герб России. Государственный флаг России Государственный гимн России

(решение учебной задачи).

Учебник, с. 109–120

1

Текущий. Фронтальная

22.05


ИТОГО

67






Перечень контрольных и проверочных работ, практических работ, экскурсий,

проектная деятельность


п\п

Тема

Дата

Проверочные работы

1

Проверочная работа № 1по теме «Природа вокруг нас»

29.09

2

Проверочная работа № 2 по теме «Вода, воздух, горные

породы и почва»

28.11

3

Полугодовая промежуточная контрольная работа

22.12

4

Проверочная работа № 3 по теме «О царствах живой

природы»

09.02

5

Проверочная работа № 4 по теме «Человек»

06.04

6

Проверочная работа №5 «Человек в обществе»

22.05

Практические работы

1

Практическая работа № 1 «Ориентирование по Солнцу»

08.09

2

Практическая работа № 2 «Ориентирование»

12.09

3

Практическая работа № 3 «Свойства жидких и твердых тел»

22.09

4

Практическая работа № 4 «Свойства воды»

03.10

5

Практическая работа № 5 «Свойства льда и пара»

06.10

6

Практическая работа № 6 «Значение воздуха для жизни»

27.10

7

Практическая работа № 7 «Свойства воздуха»

07.11

8

Практическая работа № 8 «Полезные ископаемые»

17.11

9

Практическая работа № 9 «Строение растений»

08.12

10

Практическая работа №10 «Жизнь растений»

15.12

11

Практическая работа №11 «Развитие растения»

19.12

12

Практическая работа №12 «Строение животных»

09.01

13

Практическая работа №13 «Кожа- первая «одежда»

20.02

14

Практическая работа №14 «Скелет»

27.02

15

Практическая работа №15 «Мышцы»

02.03

16

Практическая работа №16 «Кровеносная система»

06.03

17

Практическая работа №17 «Дыхание»

13.03

18

Практическая работа №18 «Органы чувств»

20.03

Экскурсии

1

Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на

природу»

05.09

2

Экскурсия «Ориентирование на местности»

15.09

3

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой

природы в окрестностях школы»

29.09

4

Экскурсия «Улицы и памятные места родного города

(села)»

11.05

Проектная деятельность

1

Проект «Освоение воздушного пространства человеком»

01.12

2

Проект «Сохраним мир живой природы»

13.02

3

Проект «Физкультура и спорт»

10.04

4

Проект «Мой родной край»

29.05

























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!