СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по окружающему миру для 1 класса с тематическим планированием.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цели курса «Окружающий мир» в начальной школе:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. По программе в 1 классе — 66 ч (33 учебные недели).
Результаты изучения курса.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание курса.
Человек и природа.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Человек и общество.
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Президент Российской Федерации — глава государства.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта.
Правила безопасной жизни.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Тематическое планирование (66 ч).
Учебник «Окружающий мир» 1 класс для общеобразовательных учреждений в 2частях,
автор А. А. Плешаков – М.: Просвещение, 2011г. (Школа России).
№ | Тема урока. | Кол-во ча-сов. | Тип | Элементы содержания. | Требования | Вид | Элементы |
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| ||
1 четверть - 18 ч (учебник и тетрадь – 1 часть) |
| |||||||||
1 | Вводный урок. «Задавайте вопросы!» С. 3 - 8 С. 3 | 1 | Вводный урок. | Знакомство с учебником и учебными пособиями; с постоянными персонажами учебника - Муравьём Вопросиком и Мудрой Черепахой. | Учащиеся осваивают первоначальные умения: -задавать вопросы; -вступать в учебный диалог; -пользоваться условными обозначениями учебника; -различать способы и средства познания окр. мира; -оценивать результаты своей работы на уроке. | Текущий. |
|
| ||
Раздел «Что и кто?» (20 ч) (8 практических работ) |
| |||||||||
2 | Что такое Родина? С. 9 - 11 С. 4 | 1 | Комбини-рованный. | Знакомство с целями и задачами раздела. Родина – это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; -сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; -рассказывать о малой родине и Москве как столице государства | Фронтальный опрос.
|
|
| ||
3 | Что мы знаем о народах России? С. 12 - 13 С. 5 - 6 | 1 | Комбини-рованный. | Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; -работать в паре: рассказывать (по фотографиям и | Беседа по вопросам. |
|
| ||
|
|
| религии. Единство народов России. | личным впечатлениям) о национальных праздниках; -обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; -работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
|
| |||
4 | Что мы знаем о Москве? С. 14 - 15 С. 7 | 1 | Комбини-рованный. | Москва-столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. Жизнь москвичей - наших сверстников. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; -узнавать достопримечательности столицы; -работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстников; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронтальный опрос. |
|
| ||
5 | Проект « Моя малая Родина». С. 16 - 17 С. 8 - 9 | 1 | Изучение нового. | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | В ходе выполнения проекта с помощью взрослых учатся: -фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; -находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; -интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; -составлять устный рассказ; -выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии; -оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Беседа. |
|
|
| |
6 | Что у нас над головой? С. 18 - 19 С. 10 | 1 | Комбини-рованный. | Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; -моделировать форму Солнца; -работать в паре: моделировать форму созвездий; -работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения | Текущий. | Созвездие. Полярная звезда. Большая Медведица. |
|
| |
|
|
|
| за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям тетради); -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
|
|
| ||
7 | Что у нас под ногами? С. 20 - 21 С. 10 - 11 | 1 | Комбини-рованный. | Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; -практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; -различать гранит, кремень, известняк; -работать в паре: использовать полученную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
8 | Что общего С. 22 - 23 С. 12 - 13 | 1 | Комбини-рованный. | Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. | -понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; -практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; -работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Значение листьев. |
|
| |
9 | Что растёт на подоконнике? С. 24 - 25 С. 13 - 14 | 1 | Комбини-рованный. | Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам; -практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; -различать изученные растения; -работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку; -приводить примеры комнатных растений; -рассказывать об особенностях любимого растения; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
10 | Что растёт на клумбе? С. 26 - 27 С. 15 - 16 | 1 | Комбини-рованный. | Наиболее распространённые растения цветника (гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; -практическая работа определять растения цветника с помощью атласа-определителя; -работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; -рассказывать о любимом цветке; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронтальный опрос. | Соцветие. Виды семян и плодов. |
|
| |
11 | Что это за листья? С. 28 - 29 С. 16 - 18 | 1 | Комбини-рованный. | Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; -узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; -сравнивать и группировать листья по различным признакам; -практическая работа в группе: определять деревья по листьям; -описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронтальный опрос. |
|
|
| |
12 | Что такое хвоинки? С. 30 - 31 С. 19 - 21 | 1 | Комбини-рованный. | Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна - хвойные деревья. Хвоинки - видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -различать лиственные и хвойные деревья; -практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа–определителя; -сравнивать ель и сосну; -описывать дерево по плану; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Хвойные деревья. Хвоя. |
|
| |
13 | Кто такие насекомые? С. 32 - 33 С. 22 - 23 | 1 | Комбини-рованный. | Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; -работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых; -сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
14 | Кто такие рыбы? С. 34 - 35 С. 24 | 1 | Комбини-рованный. | Рыбы - водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; -моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; -работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; -приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа - определителя; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
15 | Кто такие птицы? С. 36 - 37 С. 25 - 26 | 1 | Комбини-рованный. | Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; -практическая работа: исследовать строение пера птицы; -работать в паре: узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; -описывать птицу по плану; -сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
16 | Кто такие звери? С. 38 - 39 С. 27 - 28 | 1 | Комбини-рованный. | Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; -практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; -работать в паре: узнавать зверей на рисунке, осуществлять самопроверку; -устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Страницы для любозна-тельных. Что такое зоопарк? С. 40 - 41 |
|
| |
17 | Что окружает нас дома? С. 42 - 43 С. 29 - 30 | 1 | Комбини-рованный. | Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -характеризовать назначение бытовых предметов; -находить на рисунке предметы определённых групп; -работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку; -приводить примеры предметов разных групп; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Телефоны экстренной помощи. |
|
| |
18 | Что умеет компьютер? С. 44 - 45 С. 31 | 1 | Практи-ческий. | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -определять составные части компьютера; -характеризовать назначение его частей; -сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; -работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; -моделировать устройство компьютера; -соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронтальный опрос. | Знакомство с компью-тером, простейшие приемы работы с ним. |
|
| |
II четверть – 15 ч |
|
| ||||||||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? С. 46 - 47 С. 32 - 33 | 1 | Комбини-рованный. | Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; -характеризовать опасность бытовых предметов; -работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; -моделировать устройство светофора; -оценивать своё обращение с предметами домового обихода и поведение на дороге; -сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Телефоны экстренной помощи. |
|
| |
20 | На что похожа наша планета? С. 48 - 49 С. 33 | 1 | Комбини-рованный. | Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -выдвигать предположения и доказывать их; -использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; -работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; -моделировать форму Земли; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Солнечная система. Планеты солнечной системы. |
|
| |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». С. 50 - 54 С. 34 | 1 | Практи-ческий. | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | -выполнять тестовые задания учебника; -выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; -обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Практическая работа. |
|
|
| |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) (10 практических работ) |
|
| ||||||||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». С. 56 - 57 С. 35 Проект. С. 58 - 59 С. 36 - 37 | 1 | Проект. | Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; -называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; -рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; -оценивать значение семьи для человека и общества В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: -отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; -интервьюировать членов семьи; -оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; -составлять экспозицию выставки; -оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Текущий. |
|
|
| |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? С. 60 - 61 С. 38 - 40 | 1 | Комбини-рованный. | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -прослеживать по рисунку – схеме путь воды; -обсуждать необходимость экономии воды; -выяснять опасность употребления загрязнённой воды; -практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Беседа по вопросам. | Очисти-тельные сооруже-ния. |
|
| |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? С. 62 - 63 С. 40 - 41 | 1 | Комбини-рованный. | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых приборов. Способы выработки электричества и доставки её потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; -запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; -анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; -обсуждать необходимость экономии электроэнергии; -практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Беседа. | Электро-станции, аккумуля-торы. |
|
| |
25 | Как путешествует письмо? С. 64 - 65 С. 42 - 43 | 1 | Комбини-рованный. | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; -работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; -различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; -работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | История марки, конверта. |
|
| |
26 | Куда текут реки? С. 66 - 67 С. 43 - 45 | 1 | Комбини-рованный. | Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; -сравнивать реку и море; -различать пресную и морскую воду; -практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по изготовлению «морской воды»; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Пресная, морская вода. Исток реки, устье реки. |
|
| |
27 | Откуда берутся снег и лёд? С. 68 - 69 С. 45 - 47 | 1 | Практи-ческий. | Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; -наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Практическая работа. |
|
|
| |
28 | Как живут растения? С. 70 - 71 С. 48 - 49 | 1 | Комбини-рованный. | Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; -прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; -формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; -практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Части растений. |
|
| |
29 | Как живут животные? С. 72 - 73 С. 50 - 51 | 1 | Комбини-рованный. | Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; -работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; -практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; -оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Жилища животных. |
|
| |
30 | Как зимой помочь птицам? С. 74 - 75 С. 52 - 54 Для любознательных. С. 76 - 77 | 1 | Комбини-рованный. | Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; -обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; -практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; -запомнить правила подкормки птиц; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Природные столовые. |
|
| |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? С. 78 - 79 С. 54 - 55 | 1 | Комбини-рованный. | Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; -обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; -практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; -сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Переработ-ка мусора. |
|
| |
32 | Откуда в снежках грязь? С. 80 - 81 С. 56 - 57 | 1 | Комбини-рованный. | Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; -обсуждать источники появления загрязнений в снеге; -формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; -сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронтальный опрос. |
|
|
| |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». С. 82 - 87 С. 58 | 1 | Проверка знаний. | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | -выполнять тестовые задания учебника; -выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; -обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Фронтальный опрос. |
|
|
| |
III четверть – 19 ч (учебник и тетрадь – 2 часть) |
|
| ||||||||
Раздел « Где и когда?» (11 ч) |
|
| ||||||||
34 | Когда учиться интересно? С. 4 - 5 С. 3 | 1 | Изучение нового. | Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учёбы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; -работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; -рассказывать о своём учителе; -формулировать выводы из коллективного обсуждения; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
35 | Проект «Мой класс и моя школа» С. 6 – 7 С. 4 - 5 | 1 | Беседа. | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | В ходе выполнения проекта с помощью взрослых учатся: -фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. -коллективно составлять рассказ о школе и классе; -презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); -оформлять фотовыставку; -оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
|
|
|
| |
36 | Когда придёт суббота? С. 8 - 9 С. 6 - 8 | 1 | Комбини-рованный. | Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; -работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; -называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; -сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Календарь. |
|
| |
37 | Когда наступит лето? С. 10 - 11 С. 9 - 10 | 1 | Комбини-рованный. | Последовательность смены времен года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -анализировать схему смены времен года и месяцев; -называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы, использовать цветные фишки для выполнения заданий; -характеризовать природные явления в разные времена года; -называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; -работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; -наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
38 | Где живут белые медведи? С. 12 - 13 С. 11 - 12 | 1 | Комбини-рованный. | Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; -рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; -приводить примеры животных холодных районов; -устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Антарктида |
|
| |
39 | Где живут слоны? С. 14 - 15 С. 12 - 13 | 1 | Комбини-рованный. | Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; -работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; -приводить примеры животных жарких районов; -устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Саванна. |
|
| |
40 | Где зимуют птицы? С. 16 - 17 С. 14 - 15 Для любознательных. С. 18 - 19 | 1 | Комбини-рованный. | Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -различать зимующих и перелётных птиц, группировать птиц с использованием цветных фишек; -работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку; -объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; -приводить примеры зимующих и перелётных птиц; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Перелётные птицы. |
|
| |
41 | Когда появилась одежда? С. 20 - 21 С. 15 - 16 | 1 | Комбини-рованный. | История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и ее назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная). | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -прослеживать с помощью иллюстраций к учебнику историю появления одежды и развития моды; -описывать одежду людей по рисунку; -отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; -работать в паре: различать типы одежды в зависимости от ее назначения, подбирать одежду для разных случаев; -работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
42 | Когда изобрели велосипед? С. 22 - 23 С. 17 - 18 | 1 | Комбини-рованный. | История появления и усовершенствование велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трехколесный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -сравнивать старинные и современные велосипеды; -работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; -обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; -запомнить правила безопасности езды на велосипеде; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Изобрете-ния. |
|
| |
43 | Когда мы станем взрослыми? С. 24 - 25 С. 18 - 19 | 1 | Комбини-рованный. | Отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -сравнивать жизнь взрослого и ребенка; -определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; -работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием; -рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Профессии людей. |
|
| |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». С. 26 - 30 | 1 | Комбини-рованный. | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | -выполнять тестовые задания учебника; -выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; -обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Текущий. |
|
|
| |
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) (3 практические работы) |
|
| ||||||||
45 | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? С. 31 – 32 - 33 С. 21 - 22 | 1 | Комбини-рованный. | Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звезд. Созвездие Льва. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца; -работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; -использовать атлас-определитель для получения нужной информации; -моделировать созвездие Льва; -работать со взрослыми: наблюдать картину звездного неба, находить в нем созвездие Льва; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Созвездия. Размеры звёзд. |
|
| |
46 | Почему Луна бывает разной? С. 34 - 35 С. 22 - 23 | 1 | Комбини-рованный. | Луна – спутник Земли, ее особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещение ее поверхности Солнцем; -формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; -моделировать из пластилина форму Луны; -рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учеными, осуществлять самопроверку; -работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Луноходы. |
|
| |
47 | Почему идет дождь и дует ветер? С. 36 - 37 С. 23 - 24 | 1 | Комбини-рованный. | Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -наблюдать за дождями и ветром; -работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек); -отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; -объяснять причины возникновения дождя и ветра, осуществлять самопроверку; -сочинять и рассказывать сказку по рисунку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Виды дождей. |
|
| |
48 | Почему звенит звонок? С. 38 - 39 С. 25 - 26 | 1 | Комбини-рованный. | Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; -практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; -обсуждать, почему и как следует беречь уши; -высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку; -сочинять и рассказывать сказку по рисунку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Эхо. |
|
| |
49 | Почему радуга разноцветная? С. 40 - 41 С. 26 - 27 | 1 | Комбини-рованный. | Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -описывать чувства, возникающие при виде радуги; -называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; -запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приема; -высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; -работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку; -сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
50 | Почему мы любим кошек и собак? С. 42 - 43 С. 27 | 1 | Комбини-рованный. | Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); -обсуждать наше отношение к домашним питомцам; -рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; -практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; -участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
51 | Проект «Мои домашние питомцы». С. 44 - 45 С. 28 - 29 | 1 | Комбини-рованный. | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение знаний, обсуждение способов и сроков работы. | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: -наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; -фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; -составлять рассказ о своей кошке (собаке), ее характере, повадках, играх; -презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); -оформлять фотовыставку; -оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Текущий. |
|
|
| |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? С. 46 - 47 С. 30 - 33 | 1 | Комбини-рованный. | Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; -рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе; -формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; -устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; -сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
IV четверть – 14 ч |
|
| ||||||||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? С. 48 - 49 С. 34 | 1 | Комбини-рованный. | Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; -передавать голосом звуки леса; -объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; -работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; -оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»; -формулировать правила поведения на природе; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
54 | Зачем мы спим ночью? С. 52 - 53 С. 35 | 1 | Комбини-рованный. | Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -сравнивать рисунки учебника, делая выводы о значении сна в жизни человека; -работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку; -оценивать правильность своей подготовки ко сну; -рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зеленые страницы»; -определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? С. 54 - 55 С. 36 - 38 | 1 | Комбини-рованный. | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку; -работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; -сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; -запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Витамины. |
|
| |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? С. 56 - 57 С. 38 - 39 | 1 | Комбини-рованный. | Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приемов чистки зубов и мытья рук. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук; -отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; -рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; -практическая работа в паре: осваивать приемы чистки зубов и мытья рук; -запомнить, что зубная щетка и полотенце у каждого человека должны быть личные; -формулировать основные правила гигиены; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Правила гигиены. |
|
| |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? С. 58 - 59 С. 39 - 40 | 1 | Комбини-рованный. | Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -различать средства связи и средства массовой информации; -рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; -объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов; -работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприемники); -обсуждать назначение Интернета; -моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
58 | Зачем нужны автомобили? С. 60 - 61 С. 41 | 1 | Комбини-рованный. | Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -классифицировать автомобили и объяснять их назначение; -работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; -использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; -сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Виды транспорта. |
|
| |
59 | Зачем нужны поезда? С. 62 - 63 С. 42 - 43 | 1 | Комбини-рованный. | Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -классифицировать поезда в зависимости от их назначения; -работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; -использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Виды транспорта. |
|
| |
60 | Зачем строят корабли? С. 64 - 65 С. 44 - 45 | 1 | Комбини-рованный. | Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -классифицировать корабли в зависимости от их назначения; -рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; -работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Виды транспорта. |
|
| |
61 | Зачем строят самолеты? С. 66 - 67 С. 46 | 1 | Комбини-рованный. | Самолеты – воздушный транспорт. Виды самолетов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолета. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -классифицировать самолеты в зависимости от их назначения; -рассказывать о своих впечатлениях от полета на самолете; -работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолета, проводить самопроверку и взаимопроверку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Виды транспорта. |
|
| |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? С. 68 - 69 С. 47 | 1 | Комбини-рованный. | Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае). | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; -обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; -работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; -рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае; -участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. | Основы безопасно-го движения. |
|
| |
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? С. 70 - 71 С. 48 - 49 | 1 | Комбини-рованный. | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолете. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолете; -участвовать в ролевой игр, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
64 | Зачем люди осваивают космос? С. 72 - 73 С. 50 - 51 | 1 | Комбини-рованный. | Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полетов в космос, Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; -работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку; -моделировать экипировку космонавта; -участвовать в ролевой игре «Полет в космос»; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? С. 74 - 75 С. 52 - 53 | 1 | Комбини-рованный. | Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -находить в тексте учебника ответы на вопросы; -приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; -оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; -участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий. |
|
|
| |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». С. 76 - 83 С. 54 | 1 | Комбини-рованный. | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | -выполнять тестовые задания учебника; -выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; -обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Фронтальный опрос. |
|
|
|
Учебно–методические средства обучения.
Учебники:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1класс. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочие тетради:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2011.
Печатные пособия:
Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру. 1 класс.
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства:
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 1 класс.