СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру "Зеленая тропинка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу «Зелёная тропинка» разработана на основе программы  Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет», авторской программы  А.А.Плешакова «Зелёная тропинка», программы дошкольной подготовки.

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру "Зеленая тропинка"»

Рабочая программа по курсу дошкольной подготовки

«Зелёная тропинка»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Зелёная тропинка» разработана на основе программы  Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет», авторской программы  А.А.Плешакова «Зелёная тропинка», программы дошкольной подготовки.

Рабочая программа рассчитана на 56 часов в год (по 2 занятия в неделю продолжительностью 25 минут).

Для реализации программного содержания используются учебные пособия:

• А.А.Плешаков «Зелёная тропинка»: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.

• А.А.Плешаков «От земли до неба. Атлас-определитель» М.:

Просвещение, 2016.

         •А.А.Плешаков, А.А.Румянцева «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»М.: Просвещение, 2016.

Курс  «Зеленая тропинка» нацелен  на развитие у детей 5 – 7 лет универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению, основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания.

Данный курс обеспечивает систематизацию и научную коррекцию накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Вместе с тем это и опыт последовательного приобщения ребёнка к свойственным естественно-научным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях.

Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развёртывания соответствующего учебного содержания в начальной школе.

В основу подготовки детей 5 – 7 лет к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность: непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется  продуктивной деятельностью: рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой, моделированием. При этом основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности – умений работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также развитию творческих способностей детей.

При освоении курса дети овладевают такими важными для последующего обучения умениями, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, делить объекты на группы, составлять целое из частей, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом осуществляется формирование предпосылок универсальных учебных действий (прежде всего – познавательных), необходимое для успешного освоения программы начальной школы.  Наибольшее внимание уделяется логическим действиям: анализу, синтезу, сравнению, сериации, классификации, установлению причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений.

Материал курса представлен в следующих разделах:

- Звёзды, Солнце и Луна;

- Чудесный мир растений и грибов;

- Наши друзья – животные;

- Круглый год;

- Окружающий мир и наша безопасность.

С целью организации наблюдений в природе, распознавания природных объектов в природном окружении последовательность рассмотрения отдельных вопросов изменена относительно порядка их изложения в курсе. Так материалы раздела «Круглый год» планируется изучать в соответствии с сезонными изменениями в природе. Для изучения раздела «Окружающий мир и наша безопасность» не выделяется отдельных занятий, его содержание включено в темы других разделов курса.

 

Содержание программы

Раздел «Окружающий мир и наша безопасность»

Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.

Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность.  Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.

Раздел «Звёзды, Солнце и Луна»

Наблюдение звездного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».

     Приключения Солнечного Зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с Солнечным Зайчиком, совместное сочинение сказки о Солнечном Зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.

Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Раскрашивание радуги на рисунке.

Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.

Раздел «Зелёное чудо – растения»

Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.

Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.

Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах, в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.

Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне или Первые уроки экологической этики».

Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.

Раздел «Наши друзья – животные»

Животные нашей местности.Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.

 Насекомые (бабочки и жуки), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).

Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыбок.

Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

       Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске.

Расположение изображений зверей  в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).

Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.

Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

Правила безопасности при встречах и общении с животными.

Раздел «Круглый год»

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями (положение солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей.

Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.

Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.

Планируемые результаты:

владеть универсальными предпосылками учебной деятельности – уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;

- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели.

- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;

- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.

 







Календарно-тематическое планирование:

п/п

Дата

план.

Тема занятия

Страницы рабочей тетради

1.


Знакомство с детьми. Ознакомление детей с пособием, особенности работы в нём. Времена года.

 

2.


Времена года. Осень.Признаки осени.

62-66

3.


Времена года. Осень.

71-72

4.


Времена года. Осень. Правила безопасности в осеннее время.

 

5.


Как узнать растения?

12

6.


Травы, кустарники, деревья.

13-14

7.


Травянистые растения.

15

8.


Кустарники.

16

9.


Деревья.

17-18

10.


Декоративные растения.

19-20

11.


Твоя мастерская.

32

12.


Овощи и фрукты.

21-23

13.


Овощи и фрукты.

25

14.


Съедобные и ядовитые растения.

26-27

15.


Лекарственные растения.

28-29

16.


Мхи и папоротники.

30

17.


Грибы.

31

18.


Отношение людей к растениям и грибам: каким оно должно быть?

 

19.


Обобщение изученного по разделу «Зелёное чудо – растения».

 

20.


Звёздное небо.

4

21.


Звёздное небо. Наблюдение. Правила безопасности.

 

22.


Солнце и Луна.

5

23.


Приключения Солнечного Зайчика. Свет и тень.

6-7

24.


Радуга.

8

25.


Народные приметы.

9

26.


Обобщение изученного по разделу «Звёзды, Солнце и Луна».

10

27.


Времена года. Зима. Признаки зимы.

67-68

28.


Времена года. Зима. Птицы зимой.

73-74

29.


Времена года. Зима. Правила безопасности в зимнее время.

73

30.


Как узнать животных?

33-34

31.


Как узнать животных?

35-36

32.


В живом уголке.

37

33.


Домашние животные.

38

34.


Породы собак.

43

35.


В мире насекомых.

44

36.


В мире насекомых. Бабочки.

45-46

37.


Коллективное панно «Бабочки».

 

38.


В мире рыб.

47-48

39.


В мире рыб.

48-49

40.


В мире птиц.

50-51

41.


В мире птиц.

52-53

42.


В мире зверей.

55-56

43.


В мире зверей.

57

44.


Какие ещё бывают животные?

58

45.


Отношение людей к животным: каким оно должно быть?

 

46.


Отношение людей к животным: каким оно должно быть?

59

47.


Обобщение изученного по разделу «Наши друзья – животные».

 

48.


Времена года. Весна. Правила безопасности в весеннее время.

67-68

49.


Времена года. Весна. Растения, цветущие весной.

75-76

50.


Времена года. Весна. Птицы весной.

77

51.


Времена года. Лето.

69,78

52.


Времена года. Лето. Растения, цветущие летом.

79

53.


Времена года. Лето. Правила безопасности в летнее время.

78

54.


Обобщение изученного по разделу «Круглый год».

80

55.


Отношение людей к природе: каким оно должно быть?

 

56.


Игра «В мире природы».