Рабочая программа по курсу дошкольной подготовки
«Зелёная тропинка»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Зелёная тропинка» разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет», авторской программы А.А.Плешакова «Зелёная тропинка», программы дошкольной подготовки.
Рабочая программа рассчитана на 56 часов в год (по 2 занятия в неделю продолжительностью 25 минут).
Для реализации программного содержания используются учебные пособия:
• А.А.Плешаков «Зелёная тропинка»: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.
• А.А.Плешаков «От земли до неба. Атлас-определитель» М.:
Просвещение, 2016.
•А.А.Плешаков, А.А.Румянцева «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»М.: Просвещение, 2016.
Курс «Зеленая тропинка» нацелен на развитие у детей 5 – 7 лет универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению, основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания.
Данный курс обеспечивает систематизацию и научную коррекцию накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Вместе с тем это и опыт последовательного приобщения ребёнка к свойственным естественно-научным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях.
Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развёртывания соответствующего учебного содержания в начальной школе.
В основу подготовки детей 5 – 7 лет к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность: непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется продуктивной деятельностью: рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой, моделированием. При этом основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности – умений работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также развитию творческих способностей детей.
При освоении курса дети овладевают такими важными для последующего обучения умениями, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, делить объекты на группы, составлять целое из частей, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом осуществляется формирование предпосылок универсальных учебных действий (прежде всего – познавательных), необходимое для успешного освоения программы начальной школы. Наибольшее внимание уделяется логическим действиям: анализу, синтезу, сравнению, сериации, классификации, установлению причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений.
Материал курса представлен в следующих разделах:
- Звёзды, Солнце и Луна;
- Чудесный мир растений и грибов;
- Наши друзья – животные;
- Круглый год;
- Окружающий мир и наша безопасность.
С целью организации наблюдений в природе, распознавания природных объектов в природном окружении последовательность рассмотрения отдельных вопросов изменена относительно порядка их изложения в курсе. Так материалы раздела «Круглый год» планируется изучать в соответствии с сезонными изменениями в природе. Для изучения раздела «Окружающий мир и наша безопасность» не выделяется отдельных занятий, его содержание включено в темы других разделов курса.
Содержание программы
Раздел «Окружающий мир и наша безопасность»
Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.
Раздел «Звёзды, Солнце и Луна»
Наблюдение звездного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».
Приключения Солнечного Зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с Солнечным Зайчиком, совместное сочинение сказки о Солнечном Зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.
Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Раскрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.
Раздел «Зелёное чудо – растения»
Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.
Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.
Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах, в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.
Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне или Первые уроки экологической этики».
Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Раздел «Наши друзья – животные»
Животные нашей местности.Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.
Насекомые (бабочки и жуки), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыбок.
Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске.
Расположение изображений зверей в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).
Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.
Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».
Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Раздел «Круглый год»
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями (положение солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей.
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Планируемые результаты:
- владеть универсальными предпосылками учебной деятельности – уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели.
- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;
- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п | Дата план. | Тема занятия | Страницы рабочей тетради |
1. | | Знакомство с детьми. Ознакомление детей с пособием, особенности работы в нём. Времена года. | |
2. | | Времена года. Осень.Признаки осени. | 62-66 |
3. | | Времена года. Осень. | 71-72 |
4. | | Времена года. Осень. Правила безопасности в осеннее время. | |
5. | | Как узнать растения? | 12 |
6. | | Травы, кустарники, деревья. | 13-14 |
7. | | Травянистые растения. | 15 |
8. | | Кустарники. | 16 |
9. | | Деревья. | 17-18 |
10. | | Декоративные растения. | 19-20 |
11. | | Твоя мастерская. | 32 |
12. | | Овощи и фрукты. | 21-23 |
13. | | Овощи и фрукты. | 25 |
14. | | Съедобные и ядовитые растения. | 26-27 |
15. | | Лекарственные растения. | 28-29 |
16. | | Мхи и папоротники. | 30 |
17. | | Грибы. | 31 |
18. | | Отношение людей к растениям и грибам: каким оно должно быть? | |
19. | | Обобщение изученного по разделу «Зелёное чудо – растения». | |
20. | | Звёздное небо. | 4 |
21. | | Звёздное небо. Наблюдение. Правила безопасности. | |
22. | | Солнце и Луна. | 5 |
23. | | Приключения Солнечного Зайчика. Свет и тень. | 6-7 |
24. | | Радуга. | 8 |
25. | | Народные приметы. | 9 |
26. | | Обобщение изученного по разделу «Звёзды, Солнце и Луна». | 10 |
27. | | Времена года. Зима. Признаки зимы. | 67-68 |
28. | | Времена года. Зима. Птицы зимой. | 73-74 |
29. | | Времена года. Зима. Правила безопасности в зимнее время. | 73 |
30. | | Как узнать животных? | 33-34 |
31. | | Как узнать животных? | 35-36 |
32. | | В живом уголке. | 37 |
33. | | Домашние животные. | 38 |
34. | | Породы собак. | 43 |
35. | | В мире насекомых. | 44 |
36. | | В мире насекомых. Бабочки. | 45-46 |
37. | | Коллективное панно «Бабочки». | |
38. | | В мире рыб. | 47-48 |
39. | | В мире рыб. | 48-49 |
40. | | В мире птиц. | 50-51 |
41. | | В мире птиц. | 52-53 |
42. | | В мире зверей. | 55-56 |
43. | | В мире зверей. | 57 |
44. | | Какие ещё бывают животные? | 58 |
45. | | Отношение людей к животным: каким оно должно быть? | |
46. | | Отношение людей к животным: каким оно должно быть? | 59 |
47. | | Обобщение изученного по разделу «Наши друзья – животные». | |
48. | | Времена года. Весна. Правила безопасности в весеннее время. | 67-68 |
49. | | Времена года. Весна. Растения, цветущие весной. | 75-76 |
50. | | Времена года. Весна. Птицы весной. | 77 |
51. | | Времена года. Лето. | 69,78 |
52. | | Времена года. Лето. Растения, цветущие летом. | 79 |
53. | | Времена года. Лето. Правила безопасности в летнее время. | 78 |
54. | | Обобщение изученного по разделу «Круглый год». | 80 |
55. | | Отношение людей к природе: каким оно должно быть? | |
56. | | Игра «В мире природы». | |