1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» для 4 класса разработана в соответствии с:
Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
Приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от 18.12.2012г №1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373;
Примерной программой по учебным предметам начальной школы. Москва «Просвещение» 2011, 5-е издание переработанное;
Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МАОУ «Алымская ООШ им. Героя Советского Союза Я.Н. Неумоева».
Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)
Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)
Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011 №МД-883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ"
Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 №МД-1427/03 "Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ"
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики
На основании запросов родителей (законных представителей) обучающихся 4 класса ведется модуль «Основы православной культуры».
Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Курс ОРКСЭ направлен на воспитание способности к духовному развитию, yравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры.
Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Для реализации программного содержания используется :
1.Учебник для учащихся «Основы православной культуры», 4-5 класс, А.В. Кураев. Просвещение. Москва. 2010г
2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю в 4 классе.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ОРКСЭ.
В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
6. Содержание учебного предмета ОРКСЭ.
Введение в православную духовную традицию. (17 часов).
Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Человек и Бог в религии. Христос и его крест. Библия и Евангелие. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Пасха. Во что верят православные христиане. Православное учение о человеке. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Совесть и раскаяние. Православный храм и другие святыни. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. (17 часов).
Как христианство пришло на Русь. Подвиг христианина. Православный храм и другие святыни. Заповеди блаженств . Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Добро и зло в православной традиции. Христианская семья и её ценности. Православие о Божием суде. Защита Отечества. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Христианин в труде
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Четверть | Раздел | Кол-во часов | Проверочные работы | Контрольные работы | Задания творческого и поискового характера | Проектная деятельность |
1 | Введение православную духовную традицию | 9 | 0 | 0 | 3 | 0 |
2 | | | | | |
7 | 0 | 0 | 2 | 0 |
3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | Православие в России | 9 | 0 | 0 | 2 | 0 |
4 | | | | | |
8 | 0 | 0 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 34 | 0 | 0 | 8 | 1 |
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тематическое планирование | Характеристика деятельности обучающихся |
Россия – наша Родина | Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры; Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение; Готовить сообщения по выбранным темам; Иметь представление : об основных понятиях: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья. Историю возникновения культуры; Особенности и традиции религии; Описание основных священных книг, праздников, святынь. |
Культура и религия |
Человек и Бог в православии |
Православная молитва |
Библия и Евангелие |
Проповедь Христа |
Христос и Его крест |
Пасха |
Православное учение о человеке |
Совесть и раскаяние |
Заповеди |
Милосердие и сострадание |
Золотое правило этики |
Храм |
Икона |
Творческие работы учащихся.(Сообщения.) |
Творческие работы учащихся. (Презентации.) |
Подведение итогов (Мини – сочинение «Православные традиции») |
Как христианство пришло на Русь |
Подвиг |
Заповеди блаженств |
Зачем творить добро? |
Чудо в жизни христианина |
Православие о Божием суде |
Таинство Причастия |
Монастырь |
Отношение христианина к природе |
Христианская семья |
Защита Отечества |
Христианин в труде |
Любовь и уважение к Отечеству |
Подготовка творческих проектов учащихся |
Выступление учащихся со своими творческими работами |
Презентация творческих проектов. |
Всего: | 34 ч. |
8. Описание учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса
Имеющиеся в классе | Необходимо приобрести |
Учебник для учащихся «Основы православной культуры» 4 класс. Просвещение. Москва. 2010г | Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4. |
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература. | медиапроектор |
компьютер | |
экран | |
Интернет-единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
Приложение №1
Темы проектов:
«Мое отношение к миру»,
«Мое отношение к людям»,
«Мое отношение к России»,
«С чего начинается Родина»,
«Герои России»,
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,
«Мой дедушка – защитник Родины»,
«Как я понимаю православие»,
9. «Каким я вижу себя в будущем»,
10. «Пожелание будущим четвертоклассникам»,
11. «Подвиг в мирное время»,
12. «История моей малой родины»,
13. «История школы»,
14. «На кого я хочу быть похожим»
15. «История моей семьи»
7