СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ОРКиСЭ, модуль "Основы православной культуры"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по ОРКиСэ (модуль "Основы православной культуры") 

Просмотр содержимого документа
«Программа по ОРКиСЭ, модуль "Основы православной культуры"»


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» для 4 класса разработана в соответствии с:

  • Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

  • Приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от 18.12.2012г №1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373;

  • Примерной программой по учебным предметам начальной школы. Москва «Просвещение» 2011, 5-е издание переработанное;

  • Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МАОУ «Алымская ООШ им. Героя Советского Союза Я.Н. Неумоева».

  • Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)

  • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)

  • Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011 №МД-883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ"

  • Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 №МД-1427/03 "Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ"

Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

  • Основы православной культуры;

  • Основы исламской культуры;

  • Основы буддийской культуры;

  • Основы иудейской культуры;

  • Основы мировых религиозных культур;

  • Основы светской этики

На основании запросов родителей (законных представителей) обучающихся 4 класса ведется модуль «Основы православной культуры».


Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса:

  • Знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  • Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

  • Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Курс ОРКСЭ направлен на воспитание способности к духовному развитию, yравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры.

Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

Для реализации программного содержания используется :

1.Учебник для учащихся «Основы православной культуры», 4-5 класс, А.В. Кураев. Просвещение. Москва. 2010г

2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.


3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю в 4 классе.


4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ОРКСЭ.

В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса


Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

    • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

    • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

    • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

    • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

    • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

    • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

    • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

    • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

    • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

    • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.


6. Содержание учебного предмета ОРКСЭ.


Введение в православную духовную традицию. (17 часов).

Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Человек и Бог в религии. Христос и его крест. Библия и Евангелие. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Пасха. Во что верят православные  христиане. Православное учение о человеке. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Совесть и раскаяние. Православный храм и другие святыни. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Православие в России. (17 часов).

Как христианство пришло на Русь. Подвиг христианина. Православный храм и другие святыни. Заповеди блаженств . Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Добро и зло в православной традиции. Христианская семья и её ценности. Православие о Божием суде. Защита Отечества. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Христианин в труде

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


Четверть

Раздел

Кол-во часов

Проверочные работы

Контрольные работы

Задания творческого и поискового характера

Проектная деятельность

1

Введение православную духовную традицию

9

0

0

3

0

2






7

0

0

2

0

3

1

0

0

0


0

3

Православие в России

9

0

0

2

0

4






8

0

0

1

1

ИТОГО:

34

0

0

8

1


7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

Россия – наша Родина

Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;

Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;

Готовить сообщения по выбранным темам;

Иметь представление :

об основных понятиях: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.

Историю возникновения культуры;

Особенности и традиции религии;

Описание основных священных книг, праздников, святынь.


Культура и религия

Человек и Бог в православии

Православная молитва

Библия и Евангелие

Проповедь Христа

Христос и Его крест

Пасха

Православное учение о человеке

Совесть и раскаяние

Заповеди

Милосердие и сострадание

Золотое правило этики

Храм

Икона

Творческие работы учащихся.(Сообщения.)

Творческие работы учащихся. (Презентации.)

Подведение итогов (Мини – сочинение «Православные традиции»)

Как христианство пришло на Русь

Подвиг

Заповеди блаженств

Зачем творить добро?

Чудо в жизни христианина

Православие о Божием суде

Таинство Причастия

Монастырь

Отношение христианина к природе

Христианская семья

Защита Отечества

Христианин в труде

Любовь и уважение к Отечеству

Подготовка творческих проектов учащихся

Выступление учащихся со своими творческими работами

Презентация творческих проектов.

Всего:

34 ч.



8. Описание учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса


Имеющиеся в классе

Необходимо приобрести

Учебник для учащихся «Основы православной культуры» 4 класс. Просвещение. Москва. 2010г

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4.

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

медиапроектор

компьютер


экран


Интернет-единая коллекция цифровых образовательных ресурсов




























Приложение №1


Темы проектов:


  1. «Мое отношение к миру»,

  2. «Мое отношение к людям»,

  3. «Мое отношение к России»,

  4. «С чего начинается Родина»,

  5. «Герои России»,

  6. «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,

  7. «Мой дедушка – защитник Родины»,

  8. «Как я понимаю православие»,

9. «Каким я вижу себя в будущем»,

10. «Пожелание будущим четвертоклассникам»,

11. «Подвиг в мирное время»,

12. «История моей малой родины»,

13. «История школы»,

14. «На кого я хочу быть похожим»

15. «История моей семьи»


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!