Рабочая программа по курсу
«Основы православной культуры»
Пояснительная записка Статус документа. Данная рабочая программа разработана на основе:
ОБРАЗОВАНИЯ , утвержден приказом МО Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373. / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» / [сост. Е. С. Савинов]. —
4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012.+Примерная основная образовательная программа начального общего образования/ одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. А.Я.Данилюк. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. - М.: «Просвещение», 2014 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по модулям и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. Используемый учебно-методический комплект:
Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В.Кураев. – М.: «Просвещение», 2015 г.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват.
учреждений/ [Б.Х.Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.]; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: «Просвещение», 2011г.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителя общеобразват. организаций /Г.А.Обернихина. – М.: Просвещение, 2014 г.
Электронное пособие по модулю Основы православной культуры курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Цель данного комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами
(окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков; • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учетом многообразия и глубины ее составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В базисном плане образовательного учреждения для преподавания этого курса отведено по 1 часу в неделю в 4 классе. Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля.
В нашем образовательном учреждении на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) будут преподаваться следующие модули:
Основы православной культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Основные задачи комплексного учебного курса:
формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по Основам православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской культуры, Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур, Основам светской этики.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести
Планируемые результаты по учебным модулям.
Основы православной культуры
Выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы мировых религиозных культур
Выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы светской этики
Выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,
на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
Требования к предметным результатам:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Основное содержание курса.
ПРОГРАММА
Учебный курс представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершѐнность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объѐм материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырѐх основных тематических разделов (уроков).
Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвѐртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими еѐ характеристиками.
Основы православной культуры Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и еѐ ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы мировых религиозных культур Россия – наша Родина.
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы светской этики Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время?
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали.
Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Количество часов: 34 (1 час в неделю)
Планирование составлено на основе программы
А.Я.Данилюк. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.- М.: «Просвещение», 2014 г. Учебные пособия: Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В.Кураев. – М.: «Просвещение», 2012 г.
Учебно-тематический план
Модуль «Основы православной культуры»
| Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды учебной деятельности обучающихся |
Личностные | Метапредметные ууд | Предметные |
Россия — наша Родина. | 1 | Российская Федерация или Россия – Отечество, Отчизна, Родина. Материальный и духовный мир человека. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Для чего нужно изучать основы духовно-нравственной культуры народов России? | У обучающихся будут сформированы: основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Обучающиеся получит возможность: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; овладеть навыками смыслового чтения текста, построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладеть логическими действиями анализа | Обучающиеся получит возможность учиться: готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; будут осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни | работа с текстом, иллюстрациями и понятиями; анализ по плану иллюстрации; выразительное чтение; словарная работа; работа с физической настенной картой «Россия в XXI веке»; работа в парах; ответы на вопросы и выполнение тестовых заданий. |
Культура и религия. | 1 | Как человек создаѐт культуру. О чѐм говорит религия. Истоки русской культуры в православной религии. | У обучающихся будут сформированы: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур и религий; развиты навыки сотрудничества со сверстниками | Обучающиеся получит возможность: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; овладеть навыками смыслового чтения текста, построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладеть логическими действиями анализа; | У обучающихся будут формироваться первоначальные представлений о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России; будут осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Беседа по ?? д/з и плана урока; работа с текстом поиск ответа на вопрос; выразительное чтение; словарная работа –работа с понятиями; ответы на вопросы и выполнение тестовых заданий; работа в парах |
Человек и Бог в православии . | 1 | Бог - Творец. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в бога может влиять на поступки людей. Особенности восточного христианства. | У обучающихся будут развиты мотивы учебной деятельности и навыки сотрудничества со сверстниками; формироваться личностный смысл учения и эстетические потребности, ценности и чувства; целостный, социально ориентированный взгляд на религию; уважительное отношение к истории и культуре православия. | Обучающиеся получит возможность овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; овладеют навыками смыслового чтения текста разных стилей и жанров, построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладеют логическими действиями анализа и умением осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; научатся описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; овладеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | У обучающихся будут формироваться первоначальные представлений о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; научатся осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Беседа по ?? д/з и плана урока; • работа с текстом - поиск ответа на вопрос; выразительное чтение; словарная работа –работа с понятиями; анализ иллюстраций по плану; ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий; работа в парах |
Православна я молитва. | 1 | Что такое православие. Какие молитвы бывают. Что означает слово «благодать». Кто такие святые. О молитве «Отче наш» | Беседа по ?? д/з и плана урока; • работа с текстом - поиск ответа на вопрос; выразительное чтение; анализ текста молитвы «Отче наш»; словарная работа –работа с понятиями; анализ иллюстраций по плану; ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий; работа по группам |
Библия и Евангелие. | 1 | Кто такие христиане. Что такое Библия. Ветхий Завет и его сюжеты. Новый Завет. Что такое Евангелие. | Беседа по ?? д/з и плана урока; • работа с текстом - поиск ответа на вопрос; выразительное чтение; словарная работа –работа с понятиями; анализ иллюстраций по плану; анализ текстов священного писания; • ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий |
Проповедь Христа. | 1 | Чему учил Христос. Какое сокровище нельзя украсть. Что такое Нагорная проповедь. | У обучающихся будут развиты мотивы учебной деятельности и навыки сотрудничества со сверстниками; формироваться личностный смысл учения и эстетические потребности, ценности и чувства | Обучающиеся получит возможность овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; овладеют навыками смыслового чтения текста разных стилей и жанров, построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладеют логическими действиями анализа; научатся осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; описывать явления православной религиозной традиции и культуры; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; научатся излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры. У обучающихся будут формироваться установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Учащиеся познакомятся с основными нормами религиозной морали, научатся понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. У обучающихся будут формироваться первоначальные представлений о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. | Беседа по ?? д/з и плана урока; • работа с текстом - поиск ответа на вопрос; словарная работа –работа с понятиями; • анализ схемы «Земное богатство и духовные сокровища»; анализ по плану иллюстраций картин «Нагорная проповедь» и «Сватовство майора»; анализ текста Нагорной проповеди; анализ пословиц и поговорок и стих. П.Федотова; |
Христос и Его Крест. | 1 | Как Бог стал человеком. Рождество и Крещение – христианские праздники. Почему Христос не уклонился от казни на Голгофе. Какова символика креста | Беседа по ?? д/з и плана урока; работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос; • выразительное чтение; словарная работа –работа с понятиями; анализ иллюстраций по плану; • работа с рисунком: изображение православного креста и объяснение смысла его элементов; ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий; индивидуальная и парная работа. |
Пасха. | 1 | Православный календарь. Воскресение не только день недели. Что такое пасха. Как празднуют пасху. | У обучающихся будут развиты мотивы учебной деятельности и навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формироваться личностный смысл учения и эстетические потребности, ценности и чувства; развитие самостоятельно-сти и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие этических чувств, доброжелатель-ности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Обучающиеся получит возможность овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно использовать речевые средства и средства ин- формационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; овладеют навыками смыслового чтения текста разных стилей и жанров, построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладеют логическими действиями анализа; научатся осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества. У обучающихся будут развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; этические чувства как регуляторы морального поведения; умения соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры. | Учащиеся познакомятся с основными нормами религиозной морали, научатся понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; проявлять заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях. У обучающихся будут формироваться первоначальные представлений о православной духовной культуре и еѐ роли в истории и современности России; представления о нравственности, элементах общечеловеческих ценностей; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Беседа по ?? д/з и плана урока; • Практическая работа «Делаем пасхальное вареное раскрашенное яйцо»; • словарная работа –работа с понятиями; анализ иллюстраций по плану; анализ текста пасхального гимна; ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий; индивидуальная и групповая работа. |
Православн ое учение о человеке. | 1 | У человека есть душа и тело. Что Библия рассказывает о происхождении души. Чем Бог одарил человека. Что такое образ Божий в человеке. Когда болит душа. | Беседа по ?? д/з и плана урока; • работа с текстом - поиск ответа на вопрос; выразительное чтение; работа с понятиями; анализ иллюстраций по плану; ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий; индивидуальная и групповая работа. |
Совесть и раскаяние. | 1 | Что такое в православии добро, зло и грех. О подсказках совести. Как исправлять ошибки. | Беседа по ?? д/з и плана урока; работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос; • выразительное чтение; работа с понятиями; анализ иллюстрации мозаики «Христос предсказывает Петру предательство»; • ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий; • работа в парах. |
Заповеди. Долг и ответственност ь. | 1 | Заповеди даны людям от Бога через пророка Моисея. Какие заповеди даны людям. Особая 5 заповедь! Долг и ответственность. | У обучающихся будут развиты мотивы учебной деятельности и навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формироваться личностный смысл учения и эстетические потребности, ценности и чувства; развитие самостоятельно-сти и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие этических чувств, доброжелатель-ности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Обучающиеся получит возможность овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно использовать речевые средства и средства ин- формационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; овладеют навыками смыслового чтения текста разных стилей и жанров, построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладеют логическими действиями анализа; научатся осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества. У обучающихся будут развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; этические чувства как регуляторы морального поведения; умения соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры. | Учащиеся познакомятся с основными нормами религиозной морали, научатся понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; проявлять заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях. У обучающихся будут формироваться первоначальные представлений о православной духовной культуре и еѐ роли в истории и современности России; представления о нравственности, элементах общечеловеческих ценностей; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Беседа по ?? плана урока; работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос; анализ текста библейских заповедей работа с понятиями; анализ видеосюжетов и иллюстраций; • ответы на ?? и выполне-ние логических заданий; работа в парах. |
Милосердие и сострадание. Любовь к ближнему. | 1 | Что такое милосердие. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. | Беседа по ?? плана урока; работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос; анализ библейской притчи о добром самарянине; анализ иллюстрации картины Рембранта «Возвращение блудного сына»; работа с понятиями: разбор слова по составу, работа со словарѐм; анализ пояснений понятия Святого Дорофея; анализ стихов, поговорок, сказки «Царевна-лягущка»; |
Золотое правило нравственност и. | 1 | Главное правило человеческих отношений. Как уберечься от осуждения других людей. Что такое неосуждение. | В.Поленова «Христос и грешница» ; Саровского; словарная работа –работа с понятиями; • составление правил, которые помогут уберечься от осуждения; ответы на ?? и выполнение логических и тестовых заданий. |
Православный храм | 1 | 1) Что люди делают в храмах. 2) Как устроен православный храм. 3) Как устроена колокольня. 4) Зачем существуют правила поведения в общественных местах. | У обучающихся будут развиты мотивы учебной деятельности и навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формироваться эстетические потребности, ценности и чувства; уважительное отношение к истории и культуре; бережное отношение к материальным и духовным ценностям. | Обучающиеся получит возможность овладеть логическими действиями анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; У обучающихся будут развиты умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; учащиеся овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно использовать речевые средств и средства информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач | У обучающихся будут формироваться первоначальные представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России; представления об элементах общечеловеческих ценностей; готовность к духовному саморазвитию; научатся осознавать ценности духовности в человеческой жизни | слушание объяснений учителя с элементами беседы; работа с текстом - поиск ответа на вопрос; словарная работа –работа с понятиями; анализ иллюстраций и видеосюжетов; • ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий или экскурсия |
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы) | 1 | Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Иконостас в церкви. Фрески в православном храме. 5)Прикладное искусство. 6) Церковное пение. | слушание лекции с элементами беседы; анализ произведений искусства; • работа с текстом - поиск ответа на вопрос; словарная работа –работа с понятиями; • анализ иллюстраций, видеосюжетов, музыкальных фрагментов; сравнение живописной картины и иконы; выполнение тестовых и логических заданий; составление кроссворда |
Подведение итогов. Как подготовить творческий проект. | 1 | 1.Подведение итогов. 2. Как подготовить творческий проект. | У обучающихся будут развиты мотивы учебной деятельности и навыки сотрудничества со сверстниками; формироваться мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Обучающиеся овладеют логическими действиями обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; научатся осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Обучающиеся получит возможность учиться: готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; овладеть основами курса; понять значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | кроссворда по изученным темам; • работа в группах; работа с памяткой «Как подготовить творческий проект» анализ творческих проектов учащихся |
Как христианств о пришло на Русь. Православие в России. | 1 | Что такое христианская церковь; Что такое крещение; 3) Когда и как Русь стала православной; 4) Как изменилась жизнь на Руси после крещения. | У обучающихся будут развиты мотивы учебной деятельности и навыки сотрудничества со сверстниками; формироваться эстетические потребности, ценности и чувства; уважительное отношение к истории и культуре. | Обучающиеся получит возможность: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;овладеть навыками смыслового чтения текста, построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладеть логическими действиями анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; научатся осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. | Обучающиеся поймут значение веры и религии в жизни человека и общества; получат первоначальные представления об исторической роли православной религии в становлении российской государственности. У обучающихся будут формироваться первоначальные представления о традиционной религии, еѐ роли в истории России. | Беседа по ?? плана урока; работа с текстом - поиск ответа на вопрос; словарная работа –работа с понятиями; анализ иллюстраций; работа с картой и выполнение заданий на контурной карте; работа со схемой «Последствия крещения Руси»; •• заполнение кроссворда; выполнение индивидуальных заданий |
Подвиг. | 1 | Что такое подвиг; О человеческой жертвенности. | У обучающихся будут развиты мотивы учебной деятельности; самостоятельно-сти и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах формироваться личностный смысл учения и эстетические потребности, ценности и чувства; стремление проявлять заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях. | Обучающиеся получит возможность овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; научатся объяснять смысл нравственных заповедей христианства; действиями установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | У обучающихся будут формироваться представления о нравственности, элементах общечеловеческих ценностей; осознание ценности нравственности в человеческой жизни. | Беседа по ??д/з и плана урока; работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос; словарная работа: работа с понятиями; анализ жизненных ситуаций; решение ребусы; ответы на ?? и выполнение логических индивидуальных заданий |
Заповеди блаженств. | 1 | Когда христиане бывают счастливы Как плач может обернуться радостью Когда сердце бывает чистым | анализ текста христианских заповедей, Нагорной проповеди, поговорок и пословиц о счастье; работа с текстом - поиск ответа на вопрос; анализ эпизода их жизни актѐра И.Смактуновского; работа с понятиями, разбор слова по составу; анализ иллюстраций и музык. фрагмента; |
Добро и зло в православной традиции. | 1 | Как подражают Христу Чему радуются святые | У обучающихся будут развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; этические чувства как регуляторы морального поведения; начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний. У обучающихся будут формироваться личностный смысл православного учения и эстетические потребности, ценности и чувства; стремление проявлять заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях. | Обучающиеся получит возможность овладеть навыками логических действий сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; научатся объяснять смысл притчи; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; осуществлять информационный поиск для выполне ния учебных заданий. | Учащиеся познакомятся с основными нормами православной морали, научатся понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. У обучающихся будут формироваться первоначальные представлений о православной духовной культуре; представления о нравственности, элементах общечеловеческих ценностей; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | анализ текста притчи об апостоле Петре, решившем покинуть Рим; притчи о неком дикаре и царе; работа с текстом - поиск ответа на вопрос; словарная работа –работа с понятиями, разбор слова по составу; анализ иллюстраций и музык. фрагмента; выполнение рисунка креста Христова, Петрова и Андреевского |
Чудо в жизни христианина . | 1 | О Святой Троице. Что такое чудо. Какие бывают чудеса. Как Бог творит чудеса. Чему нас учат чудеса. | Беседа по ?? плана урока; Осмысление статьи учебника; словарная работа –работа с понятиями; анализ иллюстраций; анализ текста стихов Р.Сэфа, Странника Вадима, Л.В.Филатова,отрывка из романа «Алые паруса» А.Грина; рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»; анализ высказываний выдающихся мыслителей; анализ музыкальных фрагментов; примеры чудес встречающихся в жизни человека. |
Православие о Божьем суде. | 1 | Как видеть в людях Христа Почему христиане верят в бессмертие | У обучающихся будут формироваться представления о нравственной ответственности человека за содеянное, стремление проявлять заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях; будут развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о религиозных и нравственных нормах; развиты этические чувства как регуляторы морального поведения; начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний. | Обучающиеся получит возможность овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; объяснять смысл притчи; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; овладеют логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Обучающиеся научатся осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. | Обучающиеся полу-чат возможность учиться: готовности к нравственному само-совершенствованию, духовному саморазвитию. Узнают основные нормы религиозной морали, поймут их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе; должны понять значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; У обучающихся будут формироваться первоначальных представлений о православной религии, еѐ роли в культу-ре, истории и современности России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Воспитание у обучающихся нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. | беседа; анализ текста притчи о Божьем суде, «Повести о Светомире - царевиче» В.Иванова и отрывка из древне-русской летописи; работа с текстом - поиск ответа на вопрос; словарная работа –работа с понятиями; работа с небылицами-перевертышами «Мужик и телега»; анализ иллюстраций икон «Божий суд», «Успенье Богоматери»,«Троица» и картины Д.Баутса «Святой Христофор»; |
Таинство Причастия. | 1 | Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное Таинство. | Беседа по ??д/з и плана урока; работа с текстом и иллюстрациями картин и икон - поиск ответа на вопрос и анализ; анализ текста и заполнение сравнительных таблиц по церковным таинствам; словарная работа: работа с понятиями, разбор слова по составу; ответы на ?? и выполнение логических заданий составление перечня вопросов священнику; работа в парах и индивидуально |
Монастырь. | 1 | Почему люди идут в монахи? От чего отказываются монахи? Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу? | У обучающихся будут формироваться представления о нравственной ответственности человека за содеянное. У обучающихся будут развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о религиозных и нравственных нормах; развиты этические чувства как регуляторы морального поведения; начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний. | Обучающиеся получит возможность научиться анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в религиозных культурах; анализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм; осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; излагать своѐ мнение по поводу значения нравственности в жизни людей, общества; приводить примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы; анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения. Обучающиеся овладеют навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; логическими действиями установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | Обучающиеся получат возможность научиться выявлять элементы общечеловеческих ценностей; проявлять заботу об окружающих. Овладеют основами религиозной морали, научатся понимать еѐ значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе. У обучающихся будут сформированы первоначальных представлений о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Александра Невского, Святого Луки; анализ легенды о царевиче Иоасафе; • работа с текстом - поиск ответа на вопрос; словарная работа –работа с понятиями, разбор слова по составу; анализ иллюстраций и музык. Фрагмента; |
Отношение христианина к природе. | 1 | Что делает человека выше природы Какую ответственность несет человек за сохранение природы | Беседа по ??д/з и плана урока; работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос; словарная работа: работа с понятиями; анализ жизненных ситуаций; знакомство с биографией М.В.Ломоносова; Верещагина В.П. «Всемирный потоп», Айвазовского И.К. «Сошествие Ноя с Арарата», Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда «Третий день творения». |
Христианска я семья и еѐ ценности. | 1 | Что такое семья и на чѐм она основана. Что такое венчание у христиан. Что означает обручальное кольцо. | У обучающихся будут формироваться основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. У обучающихся будут развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о семейных и общественных ценностях; этические чувства как регуляторы морального поведения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Обучающиеся научатся анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в религиозных культурах; осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; излагать своѐ мнение по поводу значения морали и нравственности в жизни людей, общества; приводить примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы; анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения; анализировать пословицы и поговорки. Обучающиеся овладеют навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; логическими действиями установления аналогий и при- чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | Обучающиеся овладеют основами религиозной морали, поймут еѐ значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Обучающиеся получат возможность научиться выявлять элементы общечеловеческих ценностей; проявлять заботу о родных и близких; У обучающихся будут формироваться первоначальные представления о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Обучающиеся должны осознать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. | Беседа по ??д/з и плана урока; работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос; словарная работа: работа с понятиями; анализ жизненных ситуаций; работа с логическими схемами; знакомство с жития святых; анализ музык. видеосюжетов; работа в группах |
Защита Отечества. | 1 | Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. | Беседа по ?? д/з и плана урока; работа с текстом, иллюстрациями и понятиями; работа в группах; выразительное чтение; анализ стих. Н.С.Гумилѐва «Наступление»; анализ иллюстрации картин и икон; анализ пословиц и поговорок; анализ жития святых и русских былин; • сравнение справедливой о несправедливой войны; • словарная работа, работа с понятиями; ответы на ?? и выполнение логических и тестовых заданий. |
Христианин в труде. Отношение к труду. | 1 | О первом грехе людей. Какой труд напрасен. | У обучающихся будут развиты навыки сотрудничества со сверстниками; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; навыки адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; У обучающихся будут формироваться мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявление уважительного отношения к защитникам Отечества | Обучающиеся получит возможность овладеть логическими действиями анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; У обучающихся будут развиты умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; учащиеся овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно использовать речевые средств и средства информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач | Обучающиеся овладеют основами религиозной и трудовой морали, поймут еѐ значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Обучающиеся получат возможность научиться выявлять элементы общечеловеческих ценностей; проявлять заботу о родных и близких; У обучающихся будут формироваться первоначальные представления о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России. Обучающиеся должны осознать важность соблюдения человеком н равственных и моральных норм. | Беседа по ?? д/з и плана урока; работа с текстом, иллюстрациями и понятиями; работа в группах; выразительное чтение; анализ Заповедей Рая; анализ иллюстраций; анализ пословиц и поговорок; • анализ отрывка из Библии и из сочинения А.С.Пушкина «Преподобный Савва Игумен» сравнение труда физического, умственного и духовного; • словарная работа, работа с понятиями; ответы на ?? и выполнение логических и тестовых заданий. |
Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Что такое Родина. Символы России. Великие деятели культуры и науки, знаменитые воины России | Обучающиеся получит возможность овладеть навыком принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно использовать речевых средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; овладеют навыками смыслового чтения текста, построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; умением реализовать межпредметные связи с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством. Овладеют логическими действиями анализа; научатся слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Беседа по ?? д/з и плана урока; работа с текстом, иллюстрациями и понятиями; сообщения учащихся; работа в группах; выразительное чтение; анализ стихов; анализ иллюстрации; • словарная работа, работа с понятиями; ответы на ?? и выполнение логических и тестовых заданий. |
Подведение итогов. | 2 | Игра «Что,? Где? Когда?» | У обучающихся будут развиты мотивы учебной деятельности и навыки сотрудничества со сверстниками; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в | Обучающиеся овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; обучающиеся осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; начальные формы познавательной и личностной рефлексии; умениям понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Учащиеся учатся понимать значение нравственных и религиозных норм в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; | группам, ответы на вопросы, работа в группах |
Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры » и т.д. «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество)»и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) | информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. У обучающихся формируется мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета; использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; активно использовать речевых средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Обучающиеся овладеют навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. Обучающиеся научатся слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | религии в жизни человека и общества. У обучающихся формируются представлений о православной духовной культуре и еѐ роли в истории и современности России; представления о нравственности, элементах общечеловеческих ценностей; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | индивидуальными проектами; защита творческих проектов у чащимися; рецензирование и оценивание творческих работ одноклассников. |
Календарно-тематическое планирование
Урок № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Целевая установка урока (уроков) | | | | Дата |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 9 | 10 |
1 | Россия — наша Родина. | 1 | Познакомить учащихся с новым предметом «Основы духовно- нравственной культуры народов России», с учебником «Основы православной культуры». Расширить первичное представление о родном крае, о Родине. Показать значение Родины в жизни человека. Дать представление учащимся о духовном мире человека, о культурных традициях и значении их сохранения. Воспитание у учащихся патриотических чувств | Изучение нового материала и первичное закрепление. | Урок-путешествие | Стр.4-5, вопросы | |
2 | Культура и религия. | 1 | Познакомить учащихся с сутью религии как важнейшей частью большинства духовных традиций. Дать представление о связи религии и культуры, о культуре как системе материальных и духовных ценностей созданных человеком. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей | Комбинированный | Традиционная. | Стр.6-7, вопросы | |
3 | Человек и Бог в православии. | 1 | Начать знакомство учащихся с религиозными православными традициями. Дать представление о том как вера в Бога может влиять на человека. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе осознания религиозных православных традиций. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей | Комбинированный | Традиционная. | Стр.8-11, вопросы | |
4 | Православная молитва. | 1 | Продолжить знакомство учащихся с православными духовными традициями, определить что такое молитва и какие бывают молитвы в православии. Дать представление о святых и благодати в православии. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе восприятия православных духовных ценностей. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей | Комбинированный. | Традиционная. | Стр.12-15, вопросы | |
5 | Библия и Евангелие. | 1 | Познакомить учащихся с содержанием священных христианских книг. Дать представление о том как и почему появились священные книги. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе осознания необходимости священных писаний для верующих людей. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей | Комбинированный. | Традиционная. | Стр.16-19, вопросы | |
6 | Проповедь Христа. | 1 | Продолжить знакомство учащихся с православными духовными традициями, определить чему учил людей Христос в Нагорной проповеди. Дать представление о духовных сокровищах. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе восприятия православных духовных ценностей. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей | Комбинированный | Традиционная. | Стр.20-23, вопросы | |
7 | Христос и Его Крест. | 1 | Познакомить учащихся с процессом Боговоплощения Христа и символикой православного креста. Дать представление о христианских праздниках: Рождестве и Крещении. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе осознания необходимости страдания и жертвенного служения правде ради спасения человечества. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей | Комбинированный. | Урок-исследование. | Стр.24-27 вопросы | |
8 | Пасха. | 1 | Познакомить учащихся с православным календарѐм. Дать представление о христианском празднике Пасхе и традициях еѐ празднования. Воспитание чувства уважения к христианским традициям и развитие духовности на основе стремления сохранять традиции. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей | Комбинированный. | Урок-тренинг. | Стр.28-31, вопросы | |
9 | Православное учение о человеке. | 1 | Продолжить знакомство учащихся с православными духовными традициями, определить что Библия рассказывает о происхождении души человека. Дать представление о об образе Божьем в человеке. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе восприятия православных духовных ценностей. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей | Комбинированный | Урок-исследование. | Стр.32-35, вопросы | |
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Развивать представления учащихся о совести как внутреннем чувстве и достоинстве человека. Дать представление о раскаянии (покаянии) как изменении оценки своим отрицательным поступкам. Воспитание чувства ответственности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей. | Комбинированный | Традиционная. | Стр.36-39, вопросы | |
11 | Заповеди. Долг и ответственность. | | 1 | Дать представление учащимся о долге и ответственности в понимании христиан; о том, что такое заповеди, чему они учат и почему их нужно соблюдать. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе восприятия духовных ценностей православной религии. Продолжить формирование понятийного аппарата, развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей. | Изучение нового материала и первичное закрепление. | Традиционная. | Стр.40-41 вопросы | |
12 | Милосердие и сострадание. | | 1 | Продолжить знакомство с общечеловеческими духовными нравственными ценностями. Развивать представления учащихся о милосердии и сострадании, о том что нравственность – это результат преобразовательной деятельности человека. Воспитание чувства ответственности и уважения к людям, милосердия и стремления совершать бескорыстные добрые дела. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей. | Комбинированный | Урок-тренинг. | Стр.42-45, вопросы | |
13 | Золотое правило нравственности. | | 1 | Познакомить учащихся с золотым правилом нравственности, известном у всех народов издавна, определить его значимость для человека и общества. Дать представление о том как применять золотое правило в жизни общества. Воспитание уважения к нормам морали. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей. | Комбинированный | Традиционная. | Стр.46-47, вопросы | |
14 | Православный храм | | 1 | Продолжить знакомство учащихся с религиозными культурными ценностями. Дать представление о храме - священном сооружении у христиан и его предназначении. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе осознания религиозных традиций. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Урок-путешествие | Стр.48-51, вопросы | |
15 | Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы) | | 1 | Продолжить знакомство учащихся с религиозными культурными ценностями. Дать представление о произведениях религиозной православной культуры. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе восприятия культурных духовных ценностей. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей | Комбинированный | Урок-путешествие | Стр.52-55, вопросы | |
16 | Подведение итогов. Как подготовить творческий проект. | | 1 | Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам православной культуры. Познакомить учащихся с основными требованиями подготовки творческого проекта на уроках ОРКиСЭ. Воспитание уважения к учебному труду. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей | Обобщение и систематизация знаний и умений. | Повторительно-обобщающий | Стр.56-57 вопросы Выбрать вместе с родителями или одноклассниками тему для творческого проекта | |
17 | Как христианство пришло на Русь. Православие в России. | | 1 | Познакомить учащихся с истоками христианства в России. Дать представление о том как и почему была крещены Русь; каковы были последствия крещения Руси. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе осознания религиозных традиций. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Урок-путешествие | Стр.58-61, вопросы | |
18 | Подвиг. | | 1 | Продолжить знакомство учащихся с христианскими ценностями. Дать представление о подвиге и человеческой жертвенности в понимании христианина. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе восприятия традиционных у христиан ценностей. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей | Комбинированный | Традиционная. | Стр.62-63,вопросы Вместе с родителями выясните, кто из ваших близких был на войне | |
19 | Заповеди блаженств. | | 1 | Дать представление учащимся о том, что такое заповеди, чему они учат. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе восприятия духовных ценностей христианства. Продолжить формирование понятийного аппарата, развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей. | Комбинированный | Традиционная. | Стр.64-67, вопросы | |
20 | Добро и зло в православной традиции. | 1 | | Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Развивать представления учащихся о добре и зле, умение дарить людям теплоту и доброту. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей | Комбинированный | Урок-исследование. | Стр.68-69,вопросы Найти жизнеописания православных святых | |
21 | Чудо в жизни христианина. | 1 | | Дать чѐткое представление о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан. Познакомить учащихся с христианским пониманием чуда, как проявление всемогущества Божьего. Учащиеся должны уяснить в чём состоит внутренняя связь трѐх христианских добродетелей: веры, надежды, любви; осознать, что для верующего человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека. | Комбинированный | Урок-исследование. | Стр.70-71, вопросы | |
22 | Православие о Божьем суде. | 1 | Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Дать представление о христианском видении в людях Христа и вере в бессмертие. Развивать представления учащихся о добре и зле, умение дарить людям теплоту и доброту. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей | Комбинированный | Урок-тренинг. | Стр.72-75,вопросы | |
23 | Таинство Причастия. | 1 | Дать представление о церковных христианских таинствах и роли церкви и священника в жизни верующего человека. Познакомить учащихся с христианским пониманием благодати и Христовой силы. Учащиеся должны уяснить как главная надежда христианина связана с литургией; осознать, что для верующего человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей | Комбинированный | Урок-путешествие | Стр.76-79, вопросы | |
24 | Монастырь. | 1 | Продолжить знакомство учащихся с религиозными культурными ценностями. Дать представление о монашестве у христиан и его предназначении. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе осознания религиозных традиций. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей | Комбинированный | Урок-путешествие | Стр.80-83,вопросы | |
25 | Отношение христианина к природе. | 1 | Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Дать представление об отношении христианина к природе и об ответственности человека за свои поступки. Развивать представления учащихся о бережном отношении к природе и всем живым существам. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей | Комбинированный | Традиционная. | Стр.84-85, вопросы Сочинение «В чём проявляется милосердие к животным» | |
26 | Христианская семья и еѐ ценности. | 1 | Показать значение семьи в жизни каждого человека, выяснить, как православное христианство относится к семье. Формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье. | Комбинированный | Урок-исследование. | Стр.86-87, вопросы написать сочинение «Моя семья» | |
27 | Защита Отечества. | 1 | Дать представление о священной Отечественной войне. Познакомить детей с легендарными личностями, святыми защитниками Родины, которые в разное историческое время защищали Отечество от внешнего врага. Расширить первичное представление о Родине. Показать значение Родины в жизни человека. Дать представление учащимся о духовном мире человека, о культурных традициях и значении их сохранения. Воспитание у учащихся патриотических чувств | Комбинированный | Традиционная. | Стр.88-91,вопросы Сочинение на тему «О святых защитниках Родины» | |
28 | Христианин в труде. Отношение к труду. | 1 | Продолжить знакомство учеников с христианскими ценностями. Дать представление о труде физическом, умственном и духовном в понимании христиан. Развивать представления учащихся о том что благополучие – это результат преобразовательной деятельности человека. Воспитание чувства ответственности и уважения к людям труда, стремление совершать бескорыстные добрые дела. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей | Комбинированный | Традиционная. | Стр.92-93,вопросы опережающее задание: сообщения о символах государства | |
29 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Познакомить детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли свой вклад в процветание России. Расширить первичное представление о Родине. Показать значение Родины в жизни человека. Дать представление учащимся о духовном мире человека, о культурных традициях и значении их сохранения. Воспитание у учащихся патриотических чувств | Комбинированный. | Традиционная. | Стр.94-95 Подготовиться к повторению | |
30-31 | Подведение итогов. | 2 | Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам мировых православной культуры | Обобщение и систематизация знаний и умений. | Повторительно-обобщающий | Подготовиться к защите творческих проектов | |
32-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 3 | Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам православной культуры | Комплексное применение знаний и умений. | Зачёт | | |
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003.
Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003.
Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А. Тишкова. М., 1999.
Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000—2010.
Религии народов современной России. А—Я: словарь. М., 2002.
Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.
Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993—1995.
Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1—2. М., 2002.