СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу ОРКиСЭ модуль "Основы православной культуры"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу ОРКиСЭ модуль "Основы православной культуры" для 4 класса общеобразовательной школы. УМК А. В. Кураев

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу ОРКиСЭ модуль "Основы православной культуры"»

Рабочая программа по курсу

«Основы православной культуры»

Пояснительная записка Статус документа. Данная рабочая программа разработана на основе:

  • ФГОС (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ) НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ , утвержден приказом МО Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373. / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М. : Просвещение, 2010.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» / [сост. Е. С. Савинов]. —

4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012.+Примерная основная образовательная программа начального общего образования/ одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

  • Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. А.Я.Данилюк. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. - М.: «Просвещение», 2014 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по модулям и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. Используемый учебно-методический комплект:

Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В.Кураев. – М.: «Просвещение», 2015 г.

  • Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват.

учреждений/ [Б.Х.Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.]; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: «Просвещение», 2011г.

  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителя общеобразват. организаций /Г.А.Обернихина. – М.: Просвещение, 2014 г.

  • Электронное пособие по модулю Основы православной культуры курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Цель данного комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами

(окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков; • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учетом многообразия и глубины ее составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В базисном плане образовательного учреждения для преподавания этого курса отведено по 1 часу в неделю в 4 классе. Основные содержательные модули курса:

  • Основы православной культуры

  • Основы исламской культуры

  • Основы буддийской культуры

  • Основы иудейской культуры

  • Основы мировых религиозных культур

  • Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля.

В нашем образовательном учреждении на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) будут преподаваться следующие модули:

  • Основы православной культуры

  • Основы мировых религиозных культур

  • Основы светской этики

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по Основам православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской культуры, Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур, Основам светской этики.

Общие планируемые результаты.

В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:

  • понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

  • осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

  • развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

  • ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести

Планируемые результаты по учебным модулям.

Основы православной культуры

Выпускник научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

  • ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

  • на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

  • устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

  • акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы мировых религиозных культур

Выпускник научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

  • ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;

  • понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

  • устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

  • акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы светской этики

Выпускник научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

  • на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

  • излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

  • устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

  • акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.



Требования к личностным результатам:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и

историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей

многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий;

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование

личностного смысла учения;

  1. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,

на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей;

  1. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать

конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  1. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на

результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Требования к метапредметным результатам:

    1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

    9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

    10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

    14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

    15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета



Требования к предметным результатам:

      1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

      2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

      3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

      4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

      5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

      6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

      7. осознание ценности человеческой жизни.

Основное содержание курса.

ПРОГРАММА

Учебный курс представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершѐнность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объѐм материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырѐх основных тематических разделов (уроков).

Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвѐртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими еѐ характеристиками.

Основы православной культуры Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.

Христианская семья и еѐ ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы мировых религиозных культур Россия – наша Родина.

Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.

Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы светской этики Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время?

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали.

Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Количество часов: 34 (1 час в неделю)

Планирование составлено на основе программы

А.Я.Данилюк. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.- М.: «Просвещение», 2014 г. Учебные пособия: Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В.Кураев. – М.: «Просвещение», 2012 г.

Учебно-тематический план

Модуль «Основы православной культуры»

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды учебной деятельности обучающихся

Личностные

Метапредметные ууд

Предметные

Россия — наша

Родина.

1

Российская Федерация или Россия – Отечество, Отчизна, Родина.

Материальный и духовный мир человека.

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Для чего нужно изучать основы духовно-нравственной культуры народов России?

У обучающихся будут сформированы: основы

российской гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Обучающиеся получит возможность:

овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для

решения различных коммуникативных и познавательных задач;

овладеть навыками смыслового чтения текста,

построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладеть логическими действиями анализа

Обучающиеся получит возможность учиться:

готовности к нравственному самосовершенствованию,

духовному саморазвитию;

будут осознавать ценность

нравственности и духовности в человеческой жизни

  • Слушание объяснений учителя с элементами беседы;

  • работа с текстом, иллюстрациями и понятиями;

  • анализ по плану иллюстрации;

  • выразительное чтение;

  • словарная работа;

  • работа с физической настенной картой «Россия в XXI веке»;

  • работа в парах;

  • ответы на вопросы и выполнение тестовых заданий.

Культура и религия.

1

Как человек создаѐт культуру.

О чѐм говорит религия. Истоки русской культуры в православной религии.

У обучающихся будут сформированы: целостный, социально

ориентированный взгляд на мир в его органичном

единстве и разнообразии культур и религий; развиты навыки

сотрудничества со сверстниками

Обучающиеся получит возможность:

овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для

решения различных коммуникативных и познавательных задач;

овладеть навыками смыслового чтения текста,

построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладеть логическими действиями анализа;

У обучающихся будут формироваться

первоначальные

представлений о религиозной

культуре и еѐ роли в истории и современности России;

будут осознавать ценности

нравственности и духовности в человеческой жизни

  • Беседа по ?? д/з и плана урока;

  • работа с текстом

  • поиск ответа на вопрос;

  • выразительное чтение;

  • словарная работа –работа с понятиями;

  • ответы на вопросы и выполнение тестовых заданий;

  • работа в парах

Человек и

Бог в православии

.

1

Бог - Творец.

Какие дары Бог дал человеку. Как вера в бога может влиять на поступки людей. Особенности восточного христианства.

У обучающихся будут развиты мотивы учебной

деятельности и навыки сотрудничества со сверстниками;

формироваться

личностный смысл учения и эстетические

потребности, ценности и чувства; целостный, социально ориентированный взгляд на религию; уважительное отношение к истории и культуре православия.

Обучающиеся получит возможность овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

овладеют навыками смыслового чтения текста разных

стилей и жанров, построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладеют логическими действиями анализа и умением осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

научатся описывать различные явления религиозных

традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать

свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества; соотносить нравственные

формы поведения с нормами религиозной культуры;

овладеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

У обучающихся будут формироваться

первоначальные

представлений о религиозной

культуре и еѐ роли в истории и современности России;

готовность к нравственному самосовершенствованию,

духовному саморазвитию; научатся осознавать

ценности нравственности и духовности в человеческой

жизни

  • Беседа по ?? д/з и плана урока; работа с текстом - поиск ответа на вопрос;

  • выразительное чтение;

  • словарная работа –работа с понятиями;

  • анализ иллюстраций по плану;

  • ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий;

  • работа в парах

Православна я молитва.

1

Что такое православие.

Какие молитвы бывают.

Что означает слово «благодать».

Кто такие святые. О молитве «Отче наш»

  • Беседа по ?? д/з и плана урока; работа с текстом - поиск ответа на вопрос;

  • выразительное чтение;

  • анализ текста молитвы «Отче наш»;

  • словарная работа –работа с понятиями;

  • анализ иллюстраций по плану;

  • ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий;

  • работа по группам

Библия и Евангелие.

1

Кто такие христиане.

Что такое Библия.

Ветхий Завет и его сюжеты.

Новый Завет.

Что такое Евангелие.

  • Беседа по ?? д/з и плана урока; работа с текстом - поиск ответа на вопрос;

  • выразительное чтение;

  • словарная работа –работа с понятиями;

  • анализ иллюстраций по плану;

  • анализ текстов священного писания; ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий


Проповедь Христа.

1

Чему учил Христос.

Какое сокровище нельзя украсть. Что такое Нагорная проповедь.

У обучающихся будут развиты мотивы учебной

деятельности и навыки сотрудничества со сверстниками;

формироваться

личностный смысл

учения и эстетические

потребности, ценности и

чувства

Обучающиеся получит возможность овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи

учебной деятельности; адекватно использовать речевые

средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и

познавательных задач; овладеют навыками смыслового чтения текста разных стилей и жанров, построения

речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладеют логическими действиями анализа; научатся

осуществлять информационный поиск для выполнения

учебных заданий; описывать явления православной

религиозной традиции и культуры; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

научатся излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры. У обучающихся будут

формироваться установки на наличие мотивации к

творческому труду, работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным ценностям.

Учащиеся познакомятся с основными нормами

религиозной морали, научатся понимать их значение в

выстраивании конструктивных отношений в обществе;

осознавать ценности

нравственности и духовности в человеческой жизни;

значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

У обучающихся будут формироваться

первоначальные

представлений о религиозной

культуре и еѐ роли в истории и современности России;

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

  • Беседа по ?? д/з и плана урока; работа с текстом - поиск ответа на вопрос;

  • словарная работа –работа с понятиями; анализ схемы «Земное богатство и духовные сокровища»;

  • анализ по плану иллюстраций картин «Нагорная проповедь» и «Сватовство майора»;

  • анализ текста Нагорной проповеди;

  • анализ пословиц и поговорок и стих.

П.Федотова;

  • ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий

Христос и Его Крест.

1

Как Бог стал человеком. Рождество и Крещение – христианские праздники.

Почему Христос не уклонился от казни на Голгофе. Какова символика креста

  • Беседа по ?? д/з и плана урока;

  • работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос; выразительное чтение;

  • словарная работа –работа с понятиями;

  • анализ иллюстраций по плану; работа с рисунком: изображение православного креста и объяснение смысла его элементов;

  • ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий;

  • индивидуальная и парная работа.

Пасха.

1

Православный календарь. Воскресение не только день недели.

Что такое пасха. Как празднуют пасху.

У обучающихся будут развиты мотивы учебной

деятельности и навыки сотрудничества со

взрослыми и сверстниками; формироваться

личностный смысл учения и эстетические

потребности, ценности и чувства; развитие

самостоятельно-сти и

личной ответственности за

свои поступки на основе представлений о

нравственных нормах;

развитие этических чувств, доброжелатель-ности и эмоционально-

нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Обучающиеся получит возможность овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

адекватно использовать речевые средства и средства ин-

формационно-коммуникационных технологий для

решения различных коммуникативных и познавательных задач;

овладеют навыками смыслового чтения текста разных

стилей и жанров, построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладеют логическими действиями анализа; научатся осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

описывать различные явления религиозных традиций и культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества.

У обучающихся будут

развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных

нормах; этические чувства как регуляторы морального поведения;

умения соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры.

Учащиеся познакомятся с основными нормами

религиозной морали, научатся понимать их значение в

выстраивании конструктивных отношений в обществе;

осознавать ценности

нравственности и духовности в человеческой жизни;

значения нравственности, веры и религии в жизни человека и

общества; проявлять заботу о родных и близких, о

нуждающихся в помощи людях.

У обучающихся будут формироваться первоначальные представлений о православной духовной

культуре и еѐ роли в истории и современности России; представления о

нравственности, элементах

общечеловеческих ценностей; готовность к нравственному самосовершенствованию,

духовному саморазвитию; осознание ценности

нравственности и духовности в человеческой жизни.

  • Беседа по ?? д/з и плана урока; Практическая работа «Делаем пасхальное вареное раскрашенное яйцо»; словарная работа –работа с понятиями;

  • анализ иллюстраций по плану;

  • анализ текста пасхального гимна;

  • ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий;

  • индивидуальная и групповая работа.

Православн ое учение о человеке.

1

У человека есть душа и тело. Что Библия рассказывает о происхождении души.

Чем Бог одарил человека.

Что такое образ Божий в человеке. Когда болит душа.

  • Беседа по ?? д/з и плана урока; работа с текстом - поиск ответа на вопрос;

  • выразительное чтение;

  • работа с понятиями;

  • анализ иллюстраций по плану;

  • ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий;

  • индивидуальная и групповая работа.

Совесть и раскаяние.

1

Что такое в православии добро, зло и грех.

О подсказках совести. Как исправлять ошибки.

  • Беседа по ?? д/з и плана урока;

  • работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос; выразительное чтение;

  • работа с понятиями;

  • анализ иллюстрации мозаики «Христос предсказывает Петру предательство»; ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий; работа в парах.


Заповеди.

Долг и ответственност

ь.

1

Заповеди даны людям от Бога через пророка Моисея.

Какие заповеди даны людям.

Особая 5 заповедь!

Долг и ответственность.

У обучающихся будут развиты мотивы учебной

деятельности и навыки сотрудничества со

взрослыми и сверстниками; формироваться

личностный смысл учения и эстетические

потребности, ценности и чувства; развитие

самостоятельно-сти и

личной ответственности за

свои поступки на основе представлений о

нравственных нормах;

развитие этических чувств, доброжелатель-ности и эмоционально-

нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Обучающиеся получит возможность овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

адекватно использовать речевые средства и средства ин-

формационно-коммуникационных технологий для

решения различных коммуникативных и познавательных задач;

овладеют навыками смыслового чтения текста разных

стилей и жанров, построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладеют логическими действиями анализа; научатся осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

описывать различные явления религиозных традиций и культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества.

У обучающихся будут

развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; этические чувства как регуляторы морального поведения;

умения соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры.

Учащиеся познакомятся с основными нормами

религиозной морали, научатся понимать их значение в

выстраивании конструктивных отношений в обществе;

осознавать ценности

нравственности и духовности в человеческой жизни;

значения нравственности, веры и религии в жизни человека и

общества; проявлять заботу о родных и близких, о

нуждающихся в помощи людях.

У обучающихся будут формироваться первоначальные представлений о православной духовной

культуре и еѐ роли в истории и современности России; представления о

нравственности, элементах

общечеловеческих ценностей; готовность к нравственному самосовершенствованию,

духовному саморазвитию; осознание ценности

нравственности и духовности в человеческой жизни.

  • Беседа по ?? плана урока;

  • работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос;

  • анализ текста библейских заповедей

  • работа с понятиями;

  • анализ видеосюжетов и иллюстраций; ответы на ?? и выполне-ние логических заданий;

  • работа в парах.

Милосердие

и

сострадание.

Любовь к ближнему.

1

Что такое милосердие.

Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

  • Беседа по ?? плана урока;

  • работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос;

  • анализ библейской притчи о добром самарянине;

  • анализ иллюстрации картины Рембранта

«Возвращение блудного сына»;

  • работа с понятиями: разбор слова по составу, работа со словарѐм;

  • анализ пояснений понятия Святого

Дорофея;

  • анализ стихов, поговорок, сказки

«Царевна-лягущка»;

  • ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий; работа в парах.

Золотое правило

нравственност

и.

1

Главное правило человеческих отношений.

Как уберечься от осуждения других людей. Что такое неосуждение.

  • Беседа;

  • работа с текстом;

  • работа по группам;

  • анализ по плану иллюстрации картины

В.Поленова «Христос и грешница» ;

  • знакомство с житием Серафима

Саровского;

  • словарная работа –работа с понятиями; составление правил, которые помогут уберечься от осуждения;

  • ответы на ?? и выполнение логических и тестовых заданий.

Православный храм

1

1) Что люди делают в храмах. 2) Как устроен православный храм.

3) Как устроена колокольня. 4) Зачем существуют правила поведения в общественных местах.

У обучающихся будут развиты мотивы учебной

деятельности и навыки сотрудничества со

взрослыми и сверстниками; формироваться

эстетические потребности, ценности и чувства;

уважительное отношение к истории и культуре;

бережное отношение к

материальным и духовным ценностям.

Обучающиеся получит возможность овладеть логическими действиями анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения

речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

У обучающихся будут развиты умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

учащиеся овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно

использовать речевые средств и средства информационно-

коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач

У обучающихся будут формироваться первоначальные представлений о религиозной культуре и её

роли в истории и современности России; представления об элементах общечеловеческих

ценностей; готовность к духовному саморазвитию;

научатся осознавать ценности

духовности в человеческой

жизни

  • слушание объяснений учителя с элементами беседы;

  • работа с текстом - поиск ответа на вопрос;

  • словарная работа –работа с понятиями;

  • анализ иллюстраций и видеосюжетов; ответы на ?? и выполнение тестовых и логических заданий или экскурсия

Символический язык

православной культуры: христианское

искусство

(иконы)

1

  1. Почему икона так необычна.

  2. Зачем изображают невидимое.

  3. Иконостас в церкви.

  4. Фрески в православном храме.

5)Прикладное искусство.

6) Церковное пение.

слушание лекции с элементами беседы;

  • анализ произведений искусства; работа с текстом - поиск ответа на вопрос;

  • словарная работа –работа с понятиями; анализ иллюстраций, видеосюжетов, музыкальных фрагментов;

  • сравнение живописной картины и иконы;

  • выполнение тестовых и логических заданий;

  • составление кроссворда

Подведение итогов. Как

подготовить творческий проект.

1

1.Подведение итогов.

2. Как подготовить творческий проект.

У обучающихся будут развиты мотивы учебной деятельности и навыки

сотрудничества со сверстниками; формироваться

мотивация к творческому

труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Обучающиеся овладеют логическими действиями обобщения, построения рассуждений, отнесения к

известным понятиям; способностью принимать и

сохранять цели и задачи учебной деятельности; научатся

осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; планировать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ

реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Обучающиеся получит возможность учиться:

готовности к нравственному самосовершенствованию,

духовному саморазвитию; овладеть основами курса;

понять значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

  • Контрольная работа: составление

кроссворда по изученным темам; работа в группах;

  • работа с памяткой «Как подготовить творческий проект»

  • анализ творческих проектов учащихся


Как христианств о пришло на Русь.

Православие в России.

1

  1. Что такое христианская церковь;

  2. Что такое крещение; 3) Когда и как Русь стала православной;

4) Как изменилась жизнь на Руси после крещения.

У обучающихся будут развиты мотивы учебной

деятельности и навыки сотрудничества со сверстниками;

формироваться

эстетические потребности, ценности и чувства;

уважительное отношение к истории и культуре.

Обучающиеся получит возможность:

овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и

познавательных задач;овладеть навыками смыслового

чтения текста, построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладеть логическими действиями анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения

рассуждений, отнесения к известным понятиям; научатся осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Обучающиеся поймут значение веры и религии в жизни

человека и общества; получат

первоначальные представления об исторической роли

православной религии в становлении российской

государственности. У

обучающихся будут

формироваться первоначальные

представления о традиционной религии, еѐ роли в истории России.

  • Беседа по ?? плана урока;

  • работа с текстом - поиск ответа на вопрос;

  • словарная работа –работа с понятиями;

  • анализ иллюстраций;

  • работа с картой и выполнение заданий на контурной карте;

  • работа со схемой «Последствия крещения Руси»;

•• заполнение кроссворда;

выполнение индивидуальных заданий

Подвиг.

1

Что такое подвиг;

О человеческой жертвенности.

У обучающихся будут развиты мотивы учебной деятельности;

самостоятельно-сти и

личной ответственности за

свои поступки на основе представлений о

нравственных нормах

формироваться личностный смысл учения и

эстетические потребности, ценности и чувства;

стремление проявлять заботу о родных и близких, о

нуждающихся в помощи людях.

Обучающиеся получит возможность овладеть навыками смыслового чтения текстов

различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; научатся объяснять смысл нравственных заповедей христианства;

действиями установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

У обучающихся будут формироваться представления о нравственности, элементах

общечеловеческих ценностей; осознание ценности

нравственности в человеческой жизни.

  • Беседа по ??д/з и плана урока;

  • работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос;

  • словарная работа: работа с понятиями;

  • анализ жизненных ситуаций;

  • решение ребусы;

  • ответы на ?? и выполнение логических индивидуальных заданий

Заповеди блаженств.

1

Когда христиане бывают счастливы

Как плач может обернуться радостью

Когда сердце бывает чистым

  • анализ текста христианских заповедей, Нагорной проповеди, поговорок и пословиц о счастье;

  • работа с текстом - поиск ответа на вопрос;

  • анализ эпизода их жизни актѐра

И.Смактуновского;

  • работа с понятиями, разбор слова по составу;

  • анализ иллюстраций и музык.

фрагмента;

  • выполнение логических заданий.

Добро и зло

в

православной традиции.

1

Как подражают Христу

Чему радуются святые

У обучающихся будут развиты самостоятельность и личная ответственность за

свои поступки на основе представлений о

нравственных нормах;

этические чувства как

регуляторы морального поведения;

начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний.

У обучающихся будут формироваться личностный

смысл православного учения

и эстетические потребности, ценности и чувства;

стремление проявлять заботу о родных и близких, о

нуждающихся в помощи людях.

Обучающиеся получит возможность овладеть навыками логических действий сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; навыками

смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых

высказываний в соответствии с задачами

коммуникации; овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; научатся объяснять смысл притчи; определять значения слов; соотносить понятия с определениями;

соотносить текст с рисунком;

осуществлять информационный поиск для выполне ния учебных заданий.

Учащиеся познакомятся с основными нормами

православной морали, научатся понимать их значение в

выстраивании конструктивных отношений в обществе;

осознавать ценности

нравственности и духовности в человеческой жизни.

У обучающихся будут формироваться первоначальные

представлений о православной духовной культуре;

представления о

нравственности, элементах

общечеловеческих ценностей; готовность к нравственному самосовершенствованию,

духовному саморазвитию; осознание ценности

нравственности и духовности в человеческой жизни.

  • анализ текста притчи об апостоле Петре, решившем покинуть Рим; притчи о неком дикаре и царе;

  • работа с текстом - поиск ответа на вопрос;

  • словарная работа –работа с понятиями, разбор слова по составу;

  • анализ иллюстраций и музык. фрагмента;

  • выполнение рисунка креста Христова, Петрова и Андреевского

Чудо в жизни

христианина

.

1

О Святой Троице.

Что такое чудо.

Какие бывают чудеса.

Как Бог творит чудеса.

Чему нас учат чудеса.

  • Беседа по ?? плана урока;

  • Осмысление статьи учебника;

  • словарная работа –работа с понятиями;

  • анализ иллюстраций;

  • анализ текста стихов Р.Сэфа, Странника Вадима, Л.В.Филатова,отрывка из романа «Алые паруса» А.Грина; рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»;

  • анализ высказываний выдающихся мыслителей;

  • анализ музыкальных фрагментов;

  • примеры чудес встречающихся в жизни человека.


Православие о Божьем суде.

1

Как видеть в людях Христа Почему христиане верят в бессмертие

У обучающихся будут формироваться

представления о

нравственной ответственности человека за содеянное, стремление

проявлять заботу о родных и

близких, о нуждающихся в помощи людях; будут

развиты самостоятельность и личная ответственность за

свои поступки на основе представлений о

религиозных и

нравственных нормах;

развиты этические чувства

как регуляторы морального поведения; начальные

формы регуляции своих эмоциональных состояний.

Обучающиеся получит возможность овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного

построения речевых высказываний в соответствии с

задачами коммуникации; объяснять смысл притчи; определять значения слов; соотносить понятия с

определениями; соотносить текст с рисунком; овладеют логическими действиями сравнения, обобщения,

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Обучающиеся научатся осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Обучающиеся полу-чат возможность учиться:

готовности к нравственному само-совершенствованию, духовному саморазвитию.

Узнают основные нормы религиозной морали, поймут их значение в выстраивании

конструктивных отношений в обществе; должны понять

значение нравственности, веры и религии в жизни человека и

общества; У обучающихся будут формироваться первоначальных представлений о православной

религии, еѐ роли в культу-ре, истории и современности

России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Воспитание у обучающихся нравственности, основанной на свободе совести и

вероисповедания, духовных

традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

  • беседа;

  • анализ текста притчи о Божьем суде,

«Повести о Светомире - царевиче»

В.Иванова и отрывка из древне-русской летописи;

  • работа с текстом - поиск ответа на вопрос;

  • словарная работа –работа с понятиями;

  • работа с небылицами-перевертышами

«Мужик и телега»;

  • анализ иллюстраций икон «Божий суд»,

«Успенье Богоматери»,«Троица» и картины

Д.Баутса «Святой Христофор»;

  • анализ стихотв. В.Берестова «Как хорошо уметь…» и Д.Мережковского «Пока живу…»

Таинство Причастия.

1

Как Христос передал Себя ученикам.

Что такое Причастие.

Что такое церковное Таинство.

  • Беседа по ??д/з и плана урока;

  • работа с текстом и иллюстрациями

картин и икон - поиск ответа на вопрос и

анализ;

  • анализ текста и заполнение сравнительных таблиц по церковным таинствам;

  • словарная работа: работа с понятиями, разбор слова по составу;

  • ответы на ?? и выполнение логических заданий

  • составление перечня вопросов священнику;

  • работа в парах и индивидуально

Монастырь.

1

Почему люди идут в монахи?

От чего отказываются монахи? Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу?

У обучающихся будут формироваться

представления о

нравственной ответственности человека за

содеянное. У обучающихся

будут развиты навыки сотрудничества со

взрослыми и сверстниками;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе

представлений о

религиозных и

нравственных нормах;

развиты этические чувства

как регуляторы морального поведения; начальные

формы регуляции своих эмоциональных состояний.

Обучающиеся получит возможность научиться анализировать моральные и этические требования,

предъявляемые к человеку в религиозных культурах; анализировать важность соблюдения человеком

нравственных и моральных норм; осуществлять

информационный поиск для выполнения учебных заданий;

излагать своѐ мнение по поводу значения нравственности в жизни людей, общества; приводить примеры

проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы; анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения.

Обучающиеся овладеют навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; логическими действиями установления аналогий и причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; способностью принимать и

сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться выявлять элементы

общечеловеческих ценностей; проявлять заботу об окружающих.

Овладеют основами религиозной морали, научатся понимать еѐ значение в

выстраивании конструктивных отношений в обществе. У обучающихся будут сформированы

первоначальных

представлений о религиозной

культуре и еѐ роли в истории и современности России;

осознание ценности

нравственности и духовности в человеческой жизни.

  • школьная лекция о знаменитых монастырях с элементами беседы; анализ текста жития Святого

Александра Невского, Святого Луки;

  • анализ легенды о царевиче Иоасафе; работа с текстом - поиск ответа на вопрос;

  • словарная работа –работа с понятиями, разбор слова по составу;

  • анализ иллюстраций и музык.

Фрагмента;

  • выполнение индивидуальных логических заданий.

Отношение христианина к природе.

1

Что делает человека выше природы

Какую ответственность несет

человек за сохранение природы

  • Беседа по ??д/з и плана урока;

  • работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос;

  • словарная работа: работа с понятиями;

  • анализ жизненных ситуаций;

  • знакомство с биографией

М.В.Ломоносова;

  • анализ иллюстраций картин

Верещагина В.П. «Всемирный потоп»,

Айвазовского И.К. «Сошествие Ноя с

Арарата»,

Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда «Третий день творения».

  • анализ музык. фрагмента;

  • анализ стих . В.Афанасьева «Всюду Бог!»;

  • работа по группам.


Христианска я семья и еѐ ценности.

1

Что такое семья и на чѐм она основана.

Что такое венчание у христиан.

Что означает обручальное кольцо.

У обучающихся будут формироваться основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

У обучающихся будут развиты

самостоятельность и

личная ответственность за свои поступки на основе

представлений о семейных и общественных

ценностях; этические

чувства как регуляторы

морального поведения;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Обучающиеся научатся анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в религиозных культурах;

осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

излагать своѐ мнение по поводу значения морали и нравственности в жизни людей, общества;

приводить примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы;

анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения;

анализировать пословицы и поговорки.

Обучающиеся овладеют навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; логическими действиями установления аналогий и при-

чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Обучающиеся овладеют основами религиозной морали, поймут еѐ значение в выстраивании

конструктивных отношений в обществе.

Обучающиеся получат возможность научиться выявлять элементы

общечеловеческих ценностей;

проявлять заботу о родных и близких;

У обучающихся будут формироваться первоначальные представления о религиозной культуре и еѐ

роли в истории и современности России;

осознание ценности

нравственности и духовности в человеческой жизни.

Обучающиеся должны осознать важность

соблюдения человеком

нравственных и моральных норм.

  • Беседа по ??д/з и плана урока;

  • работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос;

  • словарная работа: работа с понятиями;

  • анализ жизненных ситуаций;

  • работа с логическими схемами;

  • знакомство с жития святых;

  • анализ музык. видеосюжетов;

  • работа в группах

Защита Отечества.

1

Когда война бывает справедливой.

О святых защитниках Родины.

  • Беседа по ?? д/з и плана урока;

  • работа с текстом, иллюстрациями и понятиями;

  • работа в группах;

  • выразительное чтение;

  • анализ стих. Н.С.Гумилѐва

«Наступление»;

  • анализ иллюстрации картин и икон;

  • анализ пословиц и поговорок;

  • анализ жития святых и русских былин; сравнение справедливой о несправедливой войны; словарная работа, работа с понятиями;

ответы на ?? и выполнение логических и тестовых заданий.

Христианин в труде.

Отношение к труду.

1

О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

У обучающихся будут развиты навыки

сотрудничества со

сверстниками; умение договориться о

распределении ролей в

совместной деятельности;

навыки адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе

представлений о

нравственных нормах; У обучающихся будут

формироваться мотивации к бережному отношению к

материальным и духовным ценностям; проявление

уважительного отношения к защитникам Отечества

Обучающиеся получит возможность овладеть логическими действиями анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения

рассуждений, отнесения к известным понятиям; навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения

речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

У обучающихся будут развиты умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

учащиеся овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно

использовать речевые средств и средства информационно-

коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач

Обучающиеся овладеют основами религиозной и

трудовой морали, поймут еѐ значение в выстраивании

конструктивных отношений в обществе.

Обучающиеся получат возможность научиться выявлять элементы

общечеловеческих ценностей;

проявлять заботу о родных и близких;

У обучающихся будут формироваться

первоначальные

представления о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России.

Обучающиеся должны осознать важность

соблюдения человеком

н равственных и моральных норм.

  • Беседа по ?? д/з и плана урока;

  • работа с текстом, иллюстрациями и понятиями;

  • работа в группах;

  • выразительное чтение;

  • анализ Заповедей Рая;

  • анализ иллюстраций;

  • анализ пословиц и поговорок; анализ отрывка из Библии и из сочинения А.С.Пушкина «Преподобный

Савва Игумен»

  • сравнение труда физического, умственного и духовного; словарная работа, работа с понятиями;

ответы на ?? и выполнение логических и тестовых заданий.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Что такое Родина.

Символы России.

Великие деятели культуры и

науки, знаменитые воины России

Обучающиеся получит возможность овладеть навыком принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности; адекватно использовать речевых средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и

познавательных задач; овладеют навыками смыслового чтения текста, построения речевых высказываний в

соответствии с задачами коммуникации; умением

реализовать межпредметные связи с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным

искусством. Овладеют логическими действиями анализа; научатся слушать собеседника и вести диалог;

признавать возможность существования различных точек

зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

  • Беседа по ?? д/з и плана урока;

  • работа с текстом, иллюстрациями и понятиями;

  • сообщения учащихся;

  • работа в группах;

  • выразительное чтение;

  • анализ стихов;

  • анализ иллюстрации; словарная работа, работа с понятиями;

ответы на ?? и выполнение логических и тестовых заданий.

Подведение итогов.

2

Игра «Что,? Где? Когда?»

У обучающихся будут развиты мотивы учебной деятельности и навыки

сотрудничества со сверстниками; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в

Обучающиеся овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; обучающиеся осваивают

способы решения проблем творческого и поискового характера; начальные формы познавательной и

личностной рефлексии; умениям понимать причины

успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Учащиеся учатся понимать значение нравственных и религиозных норм в

выстраивании конструктивных отношений в обществе;

осознавать ценности

нравственности и духовности в человеческой жизни;

  • выполнение заданий игры по

группам,

  • ответы на вопросы,

  • работа в группах

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.


Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры » и т.д. «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество)»и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи,

песни, кухня народов России и

т.д.)

информационной

деятельности, на основе представлений о

нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе.

У обучающихся формируется мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным ценностям.

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата; работать в материальной и информационной среде начального

общего образования в соответствии с содержанием

учебного предмета; использовать знаково-символических

средств представления информации для создания моделей

изучаемых объектов и процессов; активно использовать речевых средства и средства информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ) для решения

коммуникативных и познавательных задач; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети

Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Обучающиеся овладеют навыками

осознанно строить речевое высказывание в соответствии

с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и

письменной формах; логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и

причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Обучающиеся научатся слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою

точку зрения и оценку событий; научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

религии в жизни человека и общества. У обучающихся

формируются представлений о православной духовной

культуре и еѐ роли в истории и современности России; представления о

нравственности, элементах

общечеловеческих ценностей; готовность к нравственному самосовершенствованию,

духовному саморазвитию; осознание ценности

нравственности и духовности в человеческой жизни.

индивидуальными проектами;

защита творческих проектов

у чащимися; рецензирование и оценивание творческих работ одноклассников.

Календарно-тематическое планирование

Урок № п/п

Тема урока

Кол-во часов

Целевая установка урока (уроков)

Дата

1

2

3

5

6

7

9

10

1

Россия — наша Родина.

1

Познакомить учащихся с новым предметом «Основы духовно- нравственной культуры народов России», с учебником «Основы православной культуры». Расширить первичное представление о родном крае, о Родине. Показать значение Родины в жизни человека.

Дать представление учащимся о духовном мире человека, о культурных традициях и значении их сохранения.

Воспитание у учащихся патриотических чувств

Изучение нового материала и первичное

закрепление.

Урок-путешествие

Стр.4-5, вопросы

2

Культура и религия.

1

Познакомить учащихся с сутью религии как важнейшей частью большинства духовных традиций. Дать представление о связи религии и культуры, о культуре как системе материальных и духовных ценностей созданных человеком. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей

Комбинированный

Традиционная.

Стр.6-7, вопросы

3

Человек и Бог в православии.

1

Начать знакомство учащихся с религиозными православными традициями. Дать представление о том как вера в Бога может влиять на человека. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе осознания религиозных православных традиций. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей

Комбинированный

Традиционная.

Стр.8-11, вопросы

4

Православная молитва.

1

Продолжить знакомство учащихся с православными духовными традициями, определить что такое молитва и какие бывают молитвы в православии.

Дать представление о святых и благодати в православии. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе восприятия православных духовных ценностей.

Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей

Комбинированный.

Традиционная.

Стр.12-15, вопросы

5

Библия и Евангелие.

1

Познакомить учащихся с содержанием священных христианских книг. Дать представление о том как и почему появились священные книги. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе осознания необходимости священных писаний для верующих людей.

Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей

Комбинированный.

Традиционная.

Стр.16-19, вопросы

6

Проповедь Христа.

1

Продолжить знакомство учащихся с православными духовными традициями, определить чему учил людей Христос в Нагорной проповеди.

Дать представление о духовных сокровищах. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе восприятия православных духовных ценностей.

Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей

Комбинированный

Традиционная.

Стр.20-23, вопросы

7

Христос и Его Крест.

1

Познакомить учащихся с процессом Боговоплощения Христа и символикой православного креста. Дать представление о христианских праздниках: Рождестве и Крещении. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе осознания необходимости страдания и жертвенного служения правде ради спасения человечества. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей

Комбинированный.

Урок-исследование.

Стр.24-27 вопросы

8

Пасха.

1

Познакомить учащихся с православным календарѐм. Дать представление о христианском празднике Пасхе и традициях еѐ празднования. Воспитание чувства уважения к христианским традициям и развитие духовности на основе стремления сохранять традиции. Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей

Комбинированный.

Урок-тренинг.

Стр.28-31, вопросы

9

Православное учение о человеке.

1

Продолжить знакомство учащихся с православными духовными традициями, определить что Библия рассказывает о происхождении души человека.

Дать представление о об образе Божьем в человеке. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе восприятия православных духовных ценностей.

Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей

Комбинированный

Урок-исследование.

Стр.32-35, вопросы

10

Совесть и раскаяние.

1

Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Развивать представления учащихся о совести как внутреннем чувстве и достоинстве человека. Дать представление о раскаянии (покаянии) как изменении оценки своим отрицательным поступкам. Воспитание чувства ответственности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей.

Комбинированный

Традиционная.

Стр.36-39, вопросы


11

Заповеди.

Долг и ответственность.


1

Дать представление учащимся о долге и ответственности в понимании христиан; о том, что такое заповеди, чему они учат и почему их нужно соблюдать.

Воспитание нравственности и развитие духовности на основе восприятия духовных ценностей православной религии. Продолжить формирование понятийного аппарата, развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей.

Изучение нового материала и первичное

закрепление.

Традиционная.

Стр.40-41 вопросы

12

Милосердие и сострадание.


1

Продолжить знакомство с общечеловеческими духовными нравственными ценностями. Развивать представления учащихся о милосердии и сострадании, о том что нравственность – это результат преобразовательной деятельности человека. Воспитание чувства ответственности и уважения к людям, милосердия и стремления совершать бескорыстные добрые дела. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей.

Комбинированный

Урок-тренинг.

Стр.42-45, вопросы

13

Золотое правило нравственности.


1

Познакомить учащихся с золотым правилом нравственности, известном у всех народов издавна, определить его значимость для человека и общества. Дать представление о том как применять золотое правило в жизни общества.

Воспитание уважения к нормам морали.

Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей.

Комбинированный

Традиционная.

Стр.46-47, вопросы

14

Православный храм


1

Продолжить знакомство учащихся с религиозными культурными ценностями. Дать представление о храме - священном сооружении у христиан и его предназначении. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе осознания религиозных традиций.

Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей

Урок первичного изучения и

закрепления новых знаний

Урок-путешествие

Стр.48-51, вопросы

15

Символический язык православной культуры:

христианское искусство (иконы)


1

Продолжить знакомство учащихся с религиозными культурными ценностями.

Дать представление о произведениях религиозной православной культуры.

Воспитание нравственности и развитие духовности на основе восприятия культурных духовных ценностей.

Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей

Комбинированный

Урок-путешествие

Стр.52-55, вопросы

16

Подведение итогов.

Как подготовить творческий проект.


1

Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам православной культуры. Познакомить учащихся с основными требованиями подготовки творческого проекта на уроках ОРКиСЭ.

Воспитание уважения к учебному труду.

Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей

Обобщение и систематизация

знаний и умений.

Повторительно-обобщающий

Стр.56-57 вопросы

Выбрать вместе с родителями или

одноклассниками тему для

творческого проекта

17

Как христианство пришло на Русь.

Православие в России.


1

Познакомить учащихся с истоками христианства в России.

Дать представление о том как и почему была крещены Русь; каковы были последствия крещения Руси. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе осознания религиозных традиций.

Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей

Урок первичного изучения и

закрепления новых знаний

Урок-путешествие

Стр.58-61, вопросы

18

Подвиг.


1

Продолжить знакомство учащихся с христианскими ценностями. Дать представление о подвиге и человеческой жертвенности в понимании христианина. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе восприятия традиционных у христиан ценностей.

Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей

Комбинированный

Традиционная.

Стр.62-63,вопросы

Вместе с родителями

выясните, кто из

ваших близких был на войне

19

Заповеди блаженств.


1

Дать представление учащимся о том, что такое заповеди, чему они учат. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе восприятия духовных ценностей христианства. Продолжить формирование понятийного аппарата, развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей.

Комбинированный

Традиционная.

Стр.64-67, вопросы

20

Добро и зло в православной традиции.

1


Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями.

Развивать представления учащихся о добре и зле, умение дарить людям теплоту и доброту.

Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей

Комбинированный

Урок-исследование.

Стр.68-69,вопросы

Найти жизнеописания

православных святых

21

Чудо в жизни христианина.

1


Дать чѐткое представление о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан. Познакомить учащихся с христианским пониманием чуда, как проявление всемогущества Божьего. Учащиеся должны уяснить в чём состоит внутренняя связь трѐх христианских добродетелей: веры, надежды, любви; осознать, что для верующего человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека.

Комбинированный

Урок-исследование.

Стр.70-71, вопросы

22

Православие о Божьем суде.

1

Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Дать представление о христианском видении в людях Христа и вере в бессмертие. Развивать представления учащихся о добре и зле, умение дарить людям теплоту и доброту. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей

Комбинированный

Урок-тренинг.

Стр.72-75,вопросы

23

Таинство Причастия.

1

Дать представление о церковных христианских таинствах и роли церкви и священника в жизни верующего человека. Познакомить учащихся с христианским пониманием благодати и Христовой силы. Учащиеся должны уяснить как главная надежда христианина связана с литургией; осознать, что для верующего человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей

Комбинированный

Урок-путешествие

Стр.76-79, вопросы

24

Монастырь.

1

Продолжить знакомство учащихся с религиозными культурными ценностями. Дать представление о монашестве у христиан и его предназначении. Воспитание нравственности и развитие духовности на основе осознания религиозных традиций.

Развитие общеучебных умений, навыков, компетентностей

Комбинированный

Урок-путешествие

Стр.80-83,вопросы

25

Отношение христианина к природе.

1

Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Дать

представление об отношении христианина к природе и об ответственности человека за свои поступки. Развивать представления учащихся о бережном отношении к природе и всем живым существам. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей

Комбинированный

Традиционная.

Стр.84-85, вопросы Сочинение «В чём проявляется

милосердие к животным»

26

Христианская семья и еѐ ценности.

1

Показать значение семьи в жизни каждого человека, выяснить, как православное христианство относится к семье. Формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.

Комбинированный

Урок-исследование.

Стр.86-87, вопросы

написать

сочинение «Моя семья»

27

Защита Отечества.

1

Дать представление о священной Отечественной войне. Познакомить детей с легендарными личностями, святыми защитниками Родины, которые в разное историческое время защищали Отечество от внешнего врага. Расширить первичное представление о Родине.

Показать значение Родины в жизни человека.

Дать представление учащимся о духовном мире человека, о культурных традициях и значении их сохранения.

Воспитание у учащихся патриотических чувств

Комбинированный

Традиционная.

Стр.88-91,вопросы

Сочинение на тему «О святых защитниках

Родины»

28

Христианин в труде. Отношение к труду.

1

Продолжить знакомство учеников с христианскими ценностями. Дать представление о труде физическом, умственном и духовном в понимании христиан. Развивать представления учащихся о том что благополучие – это результат преобразовательной деятельности человека.

Воспитание чувства ответственности и уважения к людям труда, стремление совершать бескорыстные добрые дела. Развитие общеучебных умений и навыков, компетентностей

Комбинированный

Традиционная.

Стр.92-93,вопросы опережающее задание:

сообщения о символах государства

29

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Познакомить детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли свой вклад в процветание России. Расширить первичное представление о

Родине. Показать значение Родины в жизни человека.

Дать представление учащимся о духовном мире человека, о культурных традициях и значении их сохранения.

Воспитание у учащихся патриотических чувств

Комбинированный.

Традиционная.

Стр.94-95 Подготовиться к повторению

30-31

Подведение итогов.

2

Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам мировых православной культуры

Обобщение и систематизация знаний и умений.

Повторительно-обобщающий

Подготовиться к защите творческих проектов

32-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

3

Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам православной культуры

Комплексное применение знаний и умений.

Зачёт


СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003.

Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003.

Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А. Тишкова. М., 1999.

Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000—2010.

Религии народов современной России. А—Я: словарь. М., 2002.

Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.

Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993—1995.

Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1—2. М., 2002.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!