СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ОУД.08 Физика для СПО

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по ОУД.08 Физика для СПО 

Просмотр содержимого документа
«Программа по ОУД.08 Физика для СПО»

Департамент образования Ивановской области

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Кинешемский политехнический колледж»


Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения общеобразовательных дисциплин

Протокол № __от «___» ______ 2017 г.

Председатель ______________А.В. Козлова


Утверждаю:

Зам. директора по УМР

______________ М.А. Виноградова

«_____» ________________ 2017 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.08 Физика





Профессия

13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования


Уровень подготовки - базовый














2017 г







Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 08. «Физика» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы ППКРС с учетом технического профиля профессионального образования.



Организация разработчик:

областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кинешемский политехнический колледж»


Разработчик:

Охапкин А.Б., преподаватель физики ОГБПОУ «Кинешемский политехнический колледж»


Рецензент:

Стаферова Ю.В., заместитель директора по УВР, заслуженный учитель РФ, преподаватель высшей квалификационной категории ОГБПОУ «Кинешемский педагогический колледж»


СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка

2.Общая характеристика учебной дисциплины

3.Место учебной дисциплины в учебном плане

4.Результаты освоения учебной дисциплины

5. Тематический план, содержание, характеристика основных видов

учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) общеобразовательной учебной дисциплины


6.Планируемые результаты освоения программы учебной

дисциплины

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы учебной дисциплины


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика» предназначена для изучения в ОГБПОУ «Кинешемский политехнический колледж», реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.


Программа разработана на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413)

2. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

3.Фундаментального ядра содержания общего образования/Российская академия наук, Российская академия образования; под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова.М.: Просвещение,2011.

4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.М.: «Просвещение» 2009.

5. Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика», разработанной ФИРО (протокол № 2 заседания Научно-методического совета Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» от 26 марта 2015 г.)

Содержание программы учебной дисциплины «Физика» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможностями применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Для внеаудиторного изучения по физике предлагаются вопросы по те­мам, основной материал которых рассмотрен на аудиторных за­нятиях, индивидуальные задания призваны расширить кругозор студентов, углубить их знания, развить умения исследователь­ской деятельности, проявить элементы творчества. Современный поток информации требует от студентов новых видов умений и навыков работы с ней, которые необходимо сформировать к началу профессиональной деятельности.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Физика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.) В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента

Физика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как «метадисциплину», которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.

Физика является системообразующим фактором для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент последующего обучения студентов.

Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.

Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При освоении профессий СПО технического профиля профессионального образования физика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.

В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по профессиям технического профиля профессионального образования, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», т.к. большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.

Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).

3.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

3.1 Область применения программы

Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В ОГБПОУ «Кинешемский политехнический колледж», реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Физика» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО, относящихся к техническому профилю профессионального образования.


3.2 Учебная дисциплина «Физика» включает следующие разделы:

1.Введение

2. Механика

3.Основы молекулярной физики и термодинамики

4 .Электродинамика

5.Колебания и волны

6. Оптика

7. Основы специальной теории относительности

8.Элементы квантовой физики

9.Эволюция Вселенной


3.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работ

Вид учебной работы


Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

240

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)


в том числе:

180

практические работы

-

лабораторные работы

20

контрольные работы

12

Самостоятельная работа студента (всего)

60

в том числе:


- перевод текстов, составление диалогов, кроссвордов, участие в ролевых играх;

- составление презентаций, реферативных докладов, выполнение творческих и индивидуальных проектов;

- запоминание новой лексики и выполнение грамматических упражнений.


Промежуточная аттестация в форме экзамена

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям
    отечественной физической науки; физически грамотное поведение в
    профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и
    устройствами;

  • готовность к продолжению образования и повышения
    квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное
    осознание роли физических компетенций в этом;

  • умение использовать достижения современной физической науки
    и физических технологий для повышения собственного интеллектуального
    развития в выбранной профессиональной деятельности;

  • самостоятельно добывать новые для себя физические знания,
    используя для этого доступные источники информации;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в
    команде по решению общих задач;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью,
    проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.

метапредметных:

  • использовать различные виды познавательной деятельности для
    решения физических задач, применять основные методы познания
    (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных
    сторон окружающей действительности;

  • использовать основные интеллектуальные операции: постановка
    задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение,
    систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов,
    формулирование выводов для изучения различных сторон физических
    объектов, физических явлений и физических процессов, с которыми
    возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые
    для их реализации;

  • использовать различные источники для получения физической
    информации, умение оценить её достоверность;

  • анализировать и представлять информацию в различных видах;

  • публично представлять результаты собственного исследования,
    вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы
    представляемой информации.

предметных:

• сформированность представлений о роли и месте физики
в современной научной картине мира; понимание физической сущности
наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики
в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;

  • владение основополагающими физическими понятиями,
    закономерностями, законами и теориями; уверенное использование
    физической терминологии и символики;

  • владение основными методами научного познания,
    используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;

  • умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать
    зависимость между физическими величинами, объяснять полученные
    результаты и делать выводы;

  • сформированность умения решать физические задачи;

  • сформированность умения применять полученные знания для
    объяснения условий протекания физических явлений в природе, в
    профессиональной сфере и для принятия практических решений
    в повседневной жизни;

  • сформированность собственной позиции по отношению
    к физической информации, получаемой из разных источников.


5.Тематический план, содержание, характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) общеобразовательной учебной дисциплины

ОУД.08 Физика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, индивидуальный проект (если предусмотрены)


Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение


2


Тема 1.1. Введение

Содержание учебного материала:

2

Физика - фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

1

2

Физическая величина. Погрешности измерений физических величин Физические законы. Границы применимости физических законов Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

1

2

Лабораторные работы: не предусмотрено

*


Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы: не предусмотрено

*


Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата по выбору: «Величайшие открытия физики», «Галилео Галилей - основатель точного естествознания». «Значение открытий Галилея». «Современная физическая картина мира».

3

2-3

Раздел 2. Механика


38


Тема 2.1. Кинематика

Содержание учебного материала:

9

Механическое движение. Виды механического движения.

1

2

Перемещение. Путь. Скорость.

1

Равномерное прямолинейное движение.

1

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

1

Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение.

1

Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

1

Равномерное движение по окружности.

1

Лабораторные работы:

1


Исследование движения тела под действием постоянной силы.

1

Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:

1


Контрольная работа по кинематике

1


Самостоятельная работа обучающихся:

3

2-3


Подготовка реферата «Леонардо да Винчи - ученый и изобретатель»



Тема 2.2. Законы механики Ньютона

Содержание учебного материала:

15


Первый закон Ньютона.

1

2

Сила. Масса.

1

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

1

Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики.

1

Сложение сил.

1

Третий закон Ньютона. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

1

Закон всемирного тяготения.

1

Гравитационное поле.


Силы в механике. Сила тяжести.

1

Вес. Невесомость.

1

Способы измерения массы тел.

1

Зависимость силы упругости от деформации.

1

Силы трения.

1

Лабораторные работы:

1

2

Изучение особенностей силы трения (скольжения)

1


Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:

1


Контрольная работа по разделу

1


Самостоятельная работа обучающихся:

8



Подготовка презентации: Движение тела переменной массы.

Подготовка презентации: Исаак Ньютон - создатель классической физики.

Подготовка презентации: Силы трения.

Подготовка презентации: Роль Циолковского в развитии космонавтики.

2

2

2

2

2-3

Тема 2.3. Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала:

14

2

Импульс.

1

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

1

Работа силы. Работа потенциальных сил.

1

Мощность. Энергия

1

Кинетическая энергия.

1

Потенциальная энергия.

1

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно

1

Закон сохранения механической энергии.

1

Применение законов сохранения.

1

Лабораторные работы:

4

Изучение закона сохранения импульса.

1

2-3

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

1

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

1

Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника.

1

Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:

1


Контрольная работа по разделу

1


Самостоятельная работа обучающихся:

4



Работа с дополнительной литературой и подготовка сообщений: Законы сохранения в механике. Работа с дополнительной литературой и подготовка сообщений: Королев Сергей Павлович - конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.

2

2

2-3

Раздел 3. Основы молекулярной физики и термодинамики


24


Тема 3.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.

Содержание учебного материала:

7


Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия.

1

2

Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение.

1

Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

1

Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры.

1

Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

1

Газовые законы.

1

Лабораторные работы: не предусмотрено

*


Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:

1


Контрольная работа по МКТ

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

5



Подготовка презентации по выбору: «Безконтактные методы контроля температуры», «Ломоносов Михаил Васильевич - ученый энциклопедист».

Разработка конспекта: «Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов».

2


3

2-3

Тема 3.2. Основы термодинамики.

Содержание учебного материала:

6


Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа.

1

2

Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса.

1

Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс.

1

Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя.

1

Второе начало термодинамики. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

1

Лабораторные работы: не предусмотрено

*


Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:

1



Контрольная работа по термодинамике

1


Самостоятельная работа обучающихся:

3



Подготовка реферата по выбору: Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин. Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины. Экологические проблемы и возможные пути их решения


2-3

Тема 3.3. Свойства паров.

Содержание учебного материала:

3


Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы.

1


Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике

1


Лабораторные работы:

1

2


Измерение влажности воздуха.

1

Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы: не предусмотрено

*


Самостоятельная работа обучающихся:

3



Разработка конспекта: Физические свойства атмосферы.



Тема 3.4. Свойства жидкостей.

Содержание учебного материала:

4

2

Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя.

1


Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

1


Лабораторные работы:

2


Измерение поверхностного натяжения жидкости.

1

2

Наблюдение процесса кристаллизации

1

2

Контрольные работы: не предусмотрено

*


Самостоятельная работа обучающихся:

2



Подготовка презентаций по выбору: «Жидкие кристаллы».

Применение жидких кристаллов в промышленности


2-3

Тема 3.5. Свойства твердых тел.

Содержание учебного материала:

6

2

Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука.

1


Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

1


Лабораторные работы:

3


Изучение деформации растяжения.

1


Изучение теплового расширения твердых тел.

1


Изучение особенностей теплового расширения воды.

1


Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:

1


Контрольная работа по разделу

1


Самостоятельная работа обучающихся:

2



Работа с дополнительной литературой и подготовка сообщений по выбору: «Влияние дефектов на физические свойства кристаллов». «Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой». «Методы определения плотности»


2-3

Раздел 4. Электродинамика


54


Тема 4.1. Электрическое поле

Содержание учебного материала:

12

2

Взаимодействие заряженных тел. Электрические заряды. Закон сохранения заряда.

1

Закон Кулона.

1

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

1

Работа сил электростатического поля.

1

По­тенциал. Разность потенциалов.

1

Эквипотенциальные поверхности.

1

Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля.

1

Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков.

1

Проводники в электрическом поле.

1

Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею.

1

Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

1

Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:

1


Контрольная работа по электростатике

1


Самостоятельная работа обучающихся:

8



Поиск и анализ информации сайтов сети интернет: «Виды электрических разрядов».

Поиск и анализ информации сайтов сети интернет: «Электрические разряды на службе человека».

Поиск и анализ информации сайтов сети интернет: «Молния - газовый разряд в природных условиях».

Поиск и анализ информации сайтов сети интернет: «Плазма - четвертое состояние вещества».

2

2


2


2

2-3

Тема 4.2. Законы постоянного тока.

Содержание учебного материала:

17

2

Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока.

1

Сила тока и плотность тока.

1

Закона Ома для участка цепи без ЭДС.

1

Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника.

1

Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.

1

Электродвижущая сила источника тока.

1

Закон Ома для полной цепи .

1

Параллельное соединение проводников.

1

Последовательное соединение проводников.

1

Соединение источников электрической энергии в батарею.

1

Закон Джоуля — Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.

1

Лабораторные работы:

5

2-3

Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников.

1


Изучение закона Ома для полной цепи.

1


Определение коэффициента полезного действия электрического чайника.

1


Определение температуры нити лампы накаливания.

1


Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.

1


Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:

1


Контрольная работа по разделу

1


Самостоятельная работа обучающихся:

8



Подготовка презентаций по выбору: «Андре Мари Ампер - основоположник электродинамики». Законы Кирхгофа для электрической цепи.

Подготовка презентации: «Якоби Борис Семенович - физик и изобретатель».

Подготовка презентации: «Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости».

Подготовка презентаций по выбору: «Электронная проводимость металлов». «Сверхпроводимость».

2


2

2


2


Тема 4.3. Электрический ток в различных средах

Содержание учебного материала:

4


Электрический ток в металлах. Электронный газ. Работа выхода...

1

2

Электрический ток в электролитах. Электролиз. Законы Фарадея. Применение электролиза в технике.

1

Электрический ток в газах и вакууме. Ионизация газа. Виды газовых разрядов. Понятие о плазме. Свойства и применение электронных пучков.

1

Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

1

Лабораторные работы: не предусмотрено



Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:



Самостоятельная работа обучающихся:

2



Работа с дополнительной литературой и подготовка сообщений по выбору: «Акустические свойства полупроводников». «Биполярные транзисторы».

«Криоэлектроника (микроэлектроника и холод)». «Полупроводниковые датчики температуры». «Пьезоэлектрический эффект его применение».

2



2-3

Тема 4.4. Магнитное поле.

Содержание учебного материала:

10


Магнитное поле. Опыт Эрстеда.

1

2

Вектор индукции магнитного поля.

1

Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера.

1

Взаимодействие токов.

1

Магнитный поток.

1

Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.

1

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Отклонение электронного пучка магнитным полем

1

Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц

1

Электроизмерительные приборы

1

Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:

1


Контрольная работа по разделу

1


Самостоятельная работа обучающихся:

3



Подготовка реферата по выбору: «Ленц Эмилий Христианович - русский физик»,

«Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции)», «Природа ферромагнетизма», «Эрстед Ханс Кристиан — основоположник электромагнетизма»


2-3

Тема 4.5. Электромагнитная индукция.

Содержание учебного материала:

11


Опыты Фарадея.

1

2

Электромагнитная индукция.

1

Вихревое электрическое поле.

1

Самоиндукция.

1

Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника

1

Энергия магнитного поля.

1

Трансформатор.

1

Электродвигатель.

1

Работа электрогенератора

1

Лабораторные работы:

1


Изучение явления электромагнитной индукции

1


Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:

1


Контрольная работа по разделу

1


Самостоятельная работа обучающихся:

3



Разработка конспекта по выбору: «Асинхронный двигатель». «Использование электроэнергии в транспорте».


2-3

Раздел 5. Колебания и волны


22


Тема 5.1. Механические колебания.

Содержание учебного материала:

4


Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Резонанс.

1

2

Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении.

1

Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.

1

Лабораторные работы:

1


Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити

1


Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:



Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрено

*


Тема 5.2. Упругие волны.

Содержание учебного материала:

2

2

Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн.

1


Звуковые волны. Ультразвук и его применение. Частота колебаний и высота тона звука.

1


Лабораторные работы: не предусмотрено



Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы: не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

2



Работа с дополнительной литературой и подготовка сообщений по выбору: «Ультразвук. (Получение, свойства, применение)», «Физика и музыка».



Тема 5.3. Электромагнитные колебания.

Содержание учебного материала:

11


Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

1

2

Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания.

1

Переменный ток. Генератор переменного тока.

1

Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока.

1

Закон Ома для электрической цепи переменного тока.

1

Резонанс в последовательной цепи переменного тока

1

Работа и мощность переменного тока.

1

Генераторы тока.

1

Трансформаторы.

1

Токи высокой частоты.

1

Получение, передача и распределение электроэнергии

1

Лабораторные работы: не предусмотрено



Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы: не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

6



Подготовка презентаций по выбору: «Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия»,

«Переменный электрический ток и его применение»,

Подготовка презентаций по выбору: «Производство, передача и использование электроэнергии», «Трансформаторы»,

Подготовка презентации: «Фарадей Майкл — создатель учения об электромагнитном поле».

2


2


2


Тема 5.4. Электромагнитные волны

Содержание учебного материала:

5

2

Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны.

1


Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Излучение и прием электромагнитных волн

1


Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

1


Лабораторные работы:

1


Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока

1


Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:

1


Контрольная работа по разделу

1


Самостоятельная работа обучающихся:

4



Поиск и анализ информации сайтов сети интернет по выбору: «Попов Александр Степанович - русский ученый, изобретатель радио», «Развитие средств связи и радио», Поиск и анализ информации сайтов сети интернет по выбору: «Современная спутниковая связь», «Современные средства связи», «Шкала электромагнитных волн».

2


2

2-3

Раздел 6. Оптика


12

2

Тема 6.1. Природа света

Содержание учебного материала:

4


Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света.

1


Полное отражение.

1


Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

1


Лабораторные работы:

1


Изучение изображения предметов в тонкой линзе.

1


Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы: не предусмотрено

1


Самостоятельная работа обучающихся:

4



Подготовка презентации: «Оптические явления в природе»,

Подготовка презентации: «Свет - электромагнитная волна».

2

2

2-3

Тема 6.2. Волновые свойства света

Содержание учебного материала:

8

2

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках.

1


Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике

1


Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии.

1


Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения

1


Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

1


Лабораторные работы:

2

2-3

Изучение интерференции и дифракции света.

1


Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий

1


Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:

1


Контрольная работа по разделу

1


Самостоятельная работа обучающихся:

3



Подготовка реферата по выбору: «Голография и ее применение», «Дифракция в нашей жизни». «Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики».
«Рентгеновские лучи. История открытия. Применение».


2-3

Раздел 7. Основы специальной теории относительности


6


Тема 7.1. Основы специальной теории относительности

Содержание учебного материала:

6

2

Инвариантность модуля скорости света в вакууме.

1


Постулаты Эйнштейна.

1


Пространство специальной теории относительности.

1


Время специальной теории относительности.

1


Связь массы и энергии свободной частицы

1


Энергия покоя

1


Лабораторные работы: не предусмотрено



Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы: не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:






2-3

Раздел 8. Элементы квантовой физики


14


Тема 8.1. Квантовая оптика

Содержание учебного материала:

2

2

Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно чёрного тела. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны.

1


Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Давление света. Понятие о корпускулярно-волновой природе света.

1


Лабораторные работы: не предусмотрено



Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы: не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

4



Работа с дополнительной литературой и подготовка сообщений по выбору: «Макс Планк». «Нанотехнология - междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники».
Работа с дополнительной литературой и подготовка сообщений по выбору: «Столетов Александр Григорьевич — русский физик». «Фотоэлементы». «Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта»

2



2

2-3

Тема 8.2. Физика атома

Содержание учебного материала:

3

2

Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода.

1


Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Бору

1


Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Квантовые генераторы

1


Лабораторные работы: не предусмотрено



Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы: не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

3



Подготовка реферата по выбору: «Конструкция и виды лазеров».
«Лазерные технологии и их использование».
«Модели атома. Опыт Резерфорда».
«Нильс Бор — один из создателей современной физики».


2-3

Тема 8.3. Физика атомного ядра

Содержание учебного материала:

9

2

Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада.

1


Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова.

1


Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.

1


Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер.

1


Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор.

1


Получение радиоактивных изотопов и их применение.

1


Биологическое действие радиоактивных излучений.

1


Элементарные частицы.

1


Лабораторные работы: не предусмотрено



Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:

1


Контрольная работа по разделу

1


Самостоятельная работа обучающихся:

3



Разработка конспекта по выбору: «Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов».
«Классификация и характеристики элементарных частиц».
«Курчатов Игорь Васильевич - физик, организатор атомной науки и техники».
«Метод меченых атомов».

«Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц».
«Применение ядерных реакторов».
«Ускорители заряженных частиц».


2-3

Раздел 9. Эволюция Вселенной


8


Тема 9.1. Строение и развитие Вселенной

Содержание учебного материала:

4

2

Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной.

1


Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная.

1


Модель горячей Вселенной.

1


Строение и происхождение Галактик. Тёмная материя и тёмная энергия

1


Лабораторные работы: не предусмотрено



Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы: не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

2



Подготовка презентаций по выбору: «Вселенная и темная материя».
«Нуклеосинтез во Вселенной».
«Реликтовое излучение».

«Черные дыры».


2-3

Тема 9.2. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

Содержание учебного материала:

3

2

Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики.

1


Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд.

1


Происхождение Солнечной системы

1


Лабораторные работы: не предусмотрено



Практические занятия: не предусмотрено

*


Контрольные работы:

1


Годовая контрольная работа

1


Самостоятельная работа обучающихся:

2

2-3


Работа с дополнительной литературой и подготовка сообщений по выбору: «Астероиды».
«Астрономия наших дней».
«Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира».
«Планеты Солнечной системы».
«Происхождение Солнечной Системы».
«Рождение и эволюция звезд».

«Солнце - источник жизни на Земле».
«Управляемый термоядерный синтез».



Тематика индивидуальных проектов:

Движение тела переменной массы.

Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции).

Безконтактные методы контроля температуры.

Голография и ее применение.
Законы Кирхгофа для электрической цепи.

Использование электроэнергии в транспорте.

Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.

Черные дыры



Всего:

180




Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Введение

■ Умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.
■ Развить способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.
■ Производить измерения физических величин и оценивать границы погрешностей измерений.
■ Представлять границы погрешностей измерений при построении графиков.
■ Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.
■ Предлагать модели явлений.
■ Указывать границы применимости физических законов.
■ Излагать основные положения современной научной картины мира.
■ Приводить примеры влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.
■ Использовать Интернет для поиска информации.

1. Механика

Кинематика

■ Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекции скорости от времени.
■ Представлять механическое движение тела графиками зависимости координат и проекции скорости от времени.
■ Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени.
■ Проводить сравнительный анализ равномерного и равнопеременного движений.
■ Указать использование поступательного и вращательного движений в технике.
■ Приобретать опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей.
■ Разработать возможную систему действий и конструкцию для экспериментального определения кинематических величин.
■ Представлять информацию о видах движения в виде таблицы.

Законы механики Ньютона

  • Объяснение демонстрационных экспериментов, подтверждающих закон инерции

  • Измерение массы тела

  • Измерение силы взаимодействия тел

  • Вычисление значения сил по известным значениям масс взаимодействующих тел и их ускорений

  • Вычисление значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел

  • Сравнение силы действия и противодействия

  • Применение закона всемирного тяготения при расчетах сил и ускорений взаимодействующих тел

  • Сравнение ускорения свободного падения на планетах Солнечной системы

  • Выделение в тексте учебника основных категорий научной информации


Законы сохранения в механике

■ Применять закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.
■ Измерять работу сил и изменение кинетической энергии тела.
■ Вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела.
■ Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле.
■ Определять потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жёсткости тела.
■ Применять закон сохранения механической энергии при расчётах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. ■ Указывать границы применимости законов механики.
■ Указать учебные дисциплины, при изучении которых используются законы сохранения.

2. Основы молекулярной физики и термодинамики

Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ

■ Выполнять эксперименты, служащие обоснованию молекулярно - кинетической теории. (МКТ)
■ Решать задачи с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.
■ Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.
■ Определять параметры вещества в газообразном состоянии и происходящие процессы по графикам зависимости р(Т), V(T), p(V)
■ Исследовать экспериментально зависимости р(Т), V(T), p(V)) Представлять графиками изохорный, изобарный и изотермический процессы.
■ Вычислять среднюю кинетическую энергию теплового движения молекул по известной температуре вещества.
■ Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.
■ Указать границы применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ.

Основы термодинамики

■ Измерять количество теплоты в процессах теплопередачи.
■ Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Рассчитывать изменения внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты с использованием первого закона термодинамики. ■ Рассчитывать работу, совершённую газом,

по графику зависимости р (V).
■ Вычислять работу газа, совершённую при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычислять КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснять принципы действия тепловых машин. Показать роль физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей.
■ Излагать суть экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предлагать пути их решения.
■ Указать границы применимости законов термодинамики.
■ Уметь вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
■ Указать учебные дисциплины, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики».

Свойства паров, жидкостей, твердых тел

■ Измерять влажность воздуха.
■ Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.
■ Исследовать экспериментально тепловые свойства вещества. Приводить примеры капиллярных явлений в быту, природе, технике. ■ Исследовать механические свойства твердых тел. Применять физические понятия и законы в учебном материале профессионального характера.
■ Использовать Интернет для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалах.

3. Электродинамика

Электростатика

■ Вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов.
■ Вычислять напряжённость электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.

■ Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерять разность потенциалов.
■ Измерять энергию электрического поля заряженного конденсатора.
■ Вычислять энергию электрического поля заряженного конденсатора.
■ Разработать план и возможную схему действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества.
■ Проводить сравнительный анализ гравитационного и электростатического полей.

Постоянный ток

■ Измерять мощность электрического тока. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.
■ Выполнять расчёты силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснять на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком в режиме потребителя.
■ Определять температуру нити накаливания. Измерять электрический заряд электрона.
■ Объяснение природы электрического тока в металлах, электролитах, газах, вакууме и полупроводниках

■ Применение электролиза в технике

■ Проведение сравнительного анализа несамостоятельного и самостоятельного газовых разрядов

■ Снимать вольтамперную характеристику диода.
■ Проводить сравнительный анализ полупроводниковых диодов и триодов.
■ Использовать интернет для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники.
■ Устанавливать причинно-следственные связи.

Магнитные явления

■ Измерять индукцию магнитного поля. Вычислять силы, действующие на проводник с током в магнитном поле.
■ Вычислять силы, действующие на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.
■ Исследовать явления электромагнитной индукции,самоиндукции.
■ Вычислять энергию магнитного поля.

■ Объяснять принцип действия электродвигателя.
■ Объяснять принцип действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснять принцип действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. ■ Объяснять роль магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека.
■ Приводить примеры практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств.
■ Проводить сравнительный анализ свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей.
■ Объяснять на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как «метадисциплину».

4. Колебания и волны

Механические колебания

■ Исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний.
■ Исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от его массы и жёсткости пружины. Вычислять период колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычислять период колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жёсткости пружины.
■ Выработать навыки воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.
■ Приводить примеры автоколебательных механических систем. Проводить классификацию колебаний.

Упругие волны

■ Измерять длину звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн.
■ Наблюдать и объяснять явления интерференции и дифракции механических волн.
■ Представлять области применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, медицине. ■ Излагать суть экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека.

Электромагнитные колебания

■ Наблюдать осциллограммы гармонических колебаний силы тока в цепи.
■ Измерять электроёмкость конденсатора. Измерять индуктивность катушки.
■ Исследовать явление электрического резонанса в последовательной цепи.
■ Проводить аналогию между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы.
■ Рассчитывать значения силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока.
■ Исследовать принцип действия трансформатора. Исследовать принцип действия генератора переменного тока.
■ Использовать интернет для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии.

Электромагнитные волны

■ Осуществлять радиопередачу и радиоприём. Исследовать свойства электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.
■ Развивать ценностное отношение к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснять принципиальное различие природы упругих и электромагнитных волн. Излагать суть экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами.
■ Объяснять роль электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной.

5. Основы специальной теории относительности

Основы специальной теории относительности

■ Объяснение значимости опыта Майкельсона- Морли

■ Формулирование постулатов

■ Объяснение эффекта замедления времени

■ Расчет энергии покоя, импульса, энергии свободной частицы

■ Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами

6. Оптика

Природа света

■ Применять на практике законы отражения и преломления света при решении задач.
■ Определять спектральные границы чувствительности человеческого глаза.

■ Строить изображения предметов, даваемые линзами.
■ Рассчитывать расстояние от линзы до изображения предмета.
■ Рассчитывать оптическую силу линзы.
■ Измерять фокусное расстояние линзы.
■ Испытывать модели микроскопа и телескопа.

Волновые свойства света

■ Наблюдать явление интерференции электромагнитных волн.
■ Наблюдать явление дифракции электромагнитных волн.
■ Наблюдать явление поляризации электромагнитных волн.
■ Измерять длину световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдать явление дифракции света. Наблюдать явление поляризации и дисперсии света. Находить различия и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.
■ Приводить примеры появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечислять методы познания, которые использованы при изучении указанных явлений.

7. Элементы квантовой физики

Квантовая оптика

■ Наблюдать фотоэлектрический эффект. Объяснять законы Столетова и давление света на основе квантовых представлений
■ Рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэлектрическом эффекте.
■ Определять работу выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерять работу выхода электрона.
■ Перечислять приборы установки, в которых применяется безинерционность (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.)
■ Понимать ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценность овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности.

Физика атома

■ Вычисление длины волны де Бройля частицы с известным значением импульса

Физика атомного ядра

■ Представление о характере четырёх типов фундаментальных взаимодействий элементарных частиц в виде таблицы

8. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Строение и развитие Вселенной

■ Наблюдать звёзды, Луну и планеты в телескоп. Наблюдать солнечные пятна с помощью телескопа и солнечного экрана.
■ Использовать Интернет для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях
■ Обсуждать возможные сценарии эволюции Вселенной. Использовать Интернет для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценивать информацию с позиции ее свойств: достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.д.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

■ Вычислять энергию, освобождающуюся при термоядерных реакциях.
■ Формулировать проблемы термоядерной энергетики.
■ Объяснять влияние Солнечной активности на Землю.
■ Понимать роль космических исследований, их научное и экономическое значение.
■ Обсуждать современные гипотезы происхождения Солнечной системы.


6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы



7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Для реализации ОУД.08 «Физика» в наличии имеется учебный кабинет, оснащённый типовым оборудованием и в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

В состав кабинета физики входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02), и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты:
    «Физические величины и фундаментальные константы»,
    «Международная система единиц СИ», «Периодическая система
    химических элементов Д.И.Менделеева», портреты выдающихся
    ученых-физиков и астрономов);

  • информационно-коммуникативные средства;

  • экранно-звуковые пособия;

  • технические средства обучения;

  • демонстрационное оборудование (общего назначения и
    тематические наборы);

  • лабораторное оборудование (общего назначения и тематические
    наборы);

  • статические, динамические, демонстрационные и раздаточные
    модели;

  • вспомогательное оборудование;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на
    средства обучения, инструкции по их использованию и технике
    безопасности;

  • библиотечный фонд.



Информационное обеспечение программы общеобразовательной учебной дисциплины



Учебные издания для обучающихся

Основная литература:

1.Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. – М.: 2011

2.Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. – М.: 2011

Дополнительная литература:

  1. Касьянов В.А. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: 2002

  2. Касьянов В.А. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: 2005

  3. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы М.: Издательство «Просвещение», 1982 г.


Учебные издания для преподавателя

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445.

Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 №273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от

  1. № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № ВЦ-АЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от

  1. № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
    внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480.

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.

Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - М.: 2014

Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учебное пособие для образовательных учреждений среднего профессионального образования М.:2013

Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. - М.: 2014

Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, А.В.Коржуев, О.В.Муртазина. -М.: 2015

Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического
профиля. Методические рекомендации: методическое

пособие/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. -М.: 2010

Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (Электронное приложение). - М.: 2015

Касьянов В.А. Физика. 10 кл. Углубленный уровень: учебник. - М.: 2014

Касьянов В.А. Физика. 11 кл. Углубленный уровень: учебник. —М.: 2014

Интернет- ресурсы

http://fcior.edu.rU/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.17/p/page.html - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии.

http://www.booksgid.com - Books Gid. Электронная библиотека.

http://globalteka.ru/index.html - Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов.

http://window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

http://st-books.ru - Лучшая учебная литература.

www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность.

http://www.alleng.ru/edu/phys.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Физика.

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://fiz.lseptember.ru/ - Учебно-методическая газета «Физика».

http://dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии.

http://n-t.ru/nl/fz/ - Нобелевские лауреаты по физике.

http://nuclphys.sinp.msu.ru/ - Ядерная физика в интернете.

http://college.ru/fizika/ - Подготовка к ЕГЭ

http://kvant.mccme.ru/ - Научно-популярный физико-математический журнал «Квант».

http://yos.ru/natural-sciences/scategory/18-phisic.htm Естественнонаучный журнал для молодежи «Путь в науку»

1См. Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!