СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.07 «Физика» Профессия/специальность 43.01.09 «Повар, кондитер»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.07 «Физика» Профессия/специальность 43.01.09 «Повар, кондитер»»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОЛЧАНОВСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


общеобразовательной учебной дисциплины

ОУД.07 «Физика»


Профессия/специальность 43.01.09 «Повар, кондитер»






















2018г




Одобрена Разработана на основе Федерального

методическим объединением государственного образовательного

стандарта среднего общего образования

(приказ Минобрнауки России от 17мая 2012г. №413),

примерной программы общеобразовательной

учебной дисциплины

Физика

рекомендованной ФГАУ «ФИРО»

(протокол №3 от 21.07.2015г.)

Федерального государственного образовательного

стандарта по профессии/специальности среднего

профессионального образования

19.01.17 «Повар, кондитер»




Протокол № ___________

от « »____________20_____г.

Председатель Заместитель директора по учебно-производственной

методического объединения работе

___________/____________________ ____________/_____________________________

подпись ФИО подпись ФИО






Составил (автор):_Ивлева Оксана Геннадьевна, преподаватель физики, ОГБПОУ «МУЦПК»

ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ






Рецензенты:_Шендель Анастасия Геннадьевна, преподаватель химии, ОГБПОУ «МУЦПК»_

ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ

















СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка

    1. Область применения программы общеобразовательной учебной дисциплины

    2. Общая характеристика общеобразовательной учебной дисциплины

    3. Место общеобразовательной учебной дисциплины в учебном плане

    4. Результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины

    5. Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины

    6. Изменения, внесенные в рабочую программу

2 Структура и содержание образовательной учебной дисциплины

2.1 Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2 Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины

3 Характеристика основных видов деятельности студентов на уровне учебных действий

4 Условия реализации программы

4.1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы общеобразовательной учебной дисциплины

4.2 Рекомендуемая литература: для студентов, преподавателей, интернет-ресурсы

5 Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины
















1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Физика


    1. Область применения программы: реализация среднего общего образования в пределах ППКРС по профессии «Повар, кондитер», в соответствии с примерной программой общеобразовательной дисциплины «Физика», с учетом естественнонаучного профиля получаемого профессионального образования. Программа предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.

Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно - научной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно – научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария.

Физика является системообразующим фактором для естественно – научных учебных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин. Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.

    1. Общая характеристика учебной дисциплины Физика.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер».

При освоении профессий СПО естественно-научного профиля профессионального образования физика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.

В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно - научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Физика позволяет познакомить обучающихся с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.

Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у обучающихся подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.

Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

    1. Место дисциплины в структуре ОПОП: Физика является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. В учебном плане ППКРС учебная дисциплина «Физика» входит в состав базовых учебных дисциплин.

1.4. Результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

- сформированность умения решать физические задачи;

- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, необходимых для качественного освоения ППКРС по профессии на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.


1.5 Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:

максимальная учебная нагрузка - 162 часа;

обязательная аудиторная учебная нагрузка, включая лабораторные работы - 108 часов;

внеаудиторная самостоятельная работа – 54 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

теоретические занятия

лабораторные работы

практические занятия

контрольные работы

108


83

9

16

7


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов

54

Итоговая аттестация в форме экзамена


Тематический план



Вид учебной деятельности

Количество часов

Введение

1

1.Механика

12

2.Астрономия

35

3.Молекулярная физика. Термодинамика

12

4. Оптика

10

5.Электродинамика

18

6. Колебания и волны

12

7. Элементы квантовой физики

8

Итого

108

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.

Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.

Асинхронный двигатель.

Астероиды.

Астрономия наших дней.

Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.

Бесконтактные методы контроля температуры.

Законы сохранения в механике.

Значение открытий Галилея.

Использование электроэнергии в транспорте.

Классификация и характеристики элементарных частиц.

Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.

Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.

Молния — газовый разряд в природных условиях.

Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники.

Переменный электрический ток и его применение.

Плазма — четвертое состояние вещества.

Планеты Солнечной системы.

Полупроводниковые датчики температуры.

Применение жидких кристаллов в промышленности.

Применение ядерных реакторов.

Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.

Современные средства связи.

Солнце — источник жизни на Земле.

Трансформаторы.

Управляемый термоядерный синтез.

Ускорители заряженных частиц.

Физика и музыка.

Физические свойства атмосферы.

Галактика (Галактика, галактики)

Гелиоцентрическая система мира

Геоцентрическая система мира

Магнитная буря

Запуск искусственных небесных тел


54

Промежуточная аттестация в форме экзамена

Всего

162

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира

1

1

Раздел 1. Механика

12

2

Тема 1.1. Кинематика

Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость.

Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение.

1

2

Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.

1

2

Тема 1.2. Законы механики Ньютона

Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс.

1

2

Второй закон Ньютона. Основной закон классической механики.

1

2

Третий закон Ньютона.

1

2

Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике

1

2

ПЗ. Практикум по решению задач

1

3

Тема 1.3. Законы сохранения в механике

Закон сохранения импульса. Реактивное движение

1

2

Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.

1

2

Закон сохранения механической энергии

1

2

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Виды механического движения.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Сложение сил. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Невесомость. Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

ЛР. Исследование движения тела под действием постоянной силы

1

2



Контрольная работа

1

2

Самостоятельная работа

Решение задач по темам: «Виды движения», «Средняя и мгновенная скорости», «Ускорение», «Законы Ньютона», «Сила упругости», «Сила трения», «Сила всемирного тяготения», «Сила тяжести и вес».

Самостоятельное изучение тем: «Свободное падение тел», «Вращательное движение тел». «Угловая и линейная скорости вращения», «Роль сил трения», «Первая космическая скорость», «Невесомость», «Постулаты теории относительности», «Относительность времени»

20

3

Раздел 2. Астрономия

35


Введение

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

2

1

Тема 2.1 Практические основы астрономии

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах.

2

2

Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

2

2

Тема 2.2

Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира..

2

2

Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе

2

2

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.

2

2

Тема 2.3

Природа тел Солнечной системы


Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета.

Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.

2

2

Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

2

2

Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

2

2

Тема 2.4

Солнце и звезды


Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.

2

2

Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд.

1

2

Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

2

2

Тема 2.5.

Строение и развитие Вселенной

Наша звездная система – Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной.

Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной.

2

2

Строение и происхождение Галактик

1

2

Тема 2.6 Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики.

Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд.

2

2

Происхождение Солнечной системы

1

2

Демонстрации

Солнечная система (модель).


2


Фотографии планет, сделанные с космических зондов.


2


Карта Луны и планет.


2


Строение и эволюция Вселенной.


2

Лабораторные работы

ЛР Почему солнце желтое?

1


ЛР Построение созвездий

1


Практические занятия

ПЗ Закон Кеплера

1


ПЗ Решение задач на определение массы планет

1


ПЗ Закон Кеплера

1



Контрольная работа

1

2

Самостоятельная работа

Решение задач на определение массы планеты, линейного диаметра, эксцентриситета орбиты.

8

3

Раздел 3. Основы молекулярной физики и термодинамики

12


Тема 3.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.

Основные положения молекулярно-кинетической теории.

1

2

Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия.

1

2

Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение.

1

2

Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

1

2

Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры.

1

2

Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

1

2

ПЗ. Практикум по решению задач

1

2

Тема 3.2. Основы термодинамики

Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнения теплового баланса.

1

2

Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя.

1

2

Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

1

2

Демонстрации

Движение броуновских частиц. Диффузия. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изотермический и изобарный процессы. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы. Модели тепловых двигателей. Кипение воды при пониженном давлении. Психрометр и гигрометр. Явление поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.

Лабораторные работы

ЛР. Измерение влажности воздуха

1

2



Контрольная работа

1

2

Самостоятельная работа

Решение задач по темам «Уравнение состояния идеального газа», «Изопроцессы»

Самостоятельное изучение тем «Виды деформаций твердых тел», «Принцип действия теплового двигателя», «КПД тепловых двигателей».

12

3

Раздел 4. Оптика

10


Тема 4.1. Природа света

Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение.

1

2


Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы

1

2

Тема 4.2. Волновые свойства света

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.

2

2


Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии.

1

2


Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения.

1

2


Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

1

2

Демонстрации

Законы отражения и преломления света Полное внутреннее отражение. Оптические приборы.

Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Лабораторные работы

ЛР. Изучение изображения предметов в тонкой линзе

1

2


ЛР. Изучение интерференции и дифракции света

1

2



Контрольная работа

1

2

Самостоятельна работа

Решение задач по темам

Самостоятельное изучение тем

7

3

Раздел 5. Электродинамика

18


Тема 5.1. Электрическое поле

Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

1

2

Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля.

1

2

Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле.

Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

1

2

ПЗ. Практикум по решению задач

1

2

Тема 5.2. Законы постоянного тока

Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока.

1

2

Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.

1

2

Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи.

1

2

Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля – Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.

1

2

ПЗ. Практикум по решению задач

1

2

Тема 5.3. Электрический ток в полупроводниках

Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

1


2

Тема 5.4. Магнитное поле

Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током.

1

2

Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.

Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.

1

2

ПЗ. Практикум по решению задач

1

2

Тема 5.5. Электромагнитная индукция

Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

1

2

ПЗ. Практикум по решению задач

1

2



2

Демонстрации

Взаимодействие заряженных частиц Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы Тепловое действие электрического поля Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод. Транзистор.

Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с токами. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Электродвигатель Электроизмерительные приборы. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости. изменения силы тока и индуктивности проводника. Работа электрогенератора. Трансформатор

Лабораторные работы

ЛР. Изучение закона Ома для участка цепи

1

2

ЛР. Изучение явления электромагнитной индукции

1

2



Контрольная работа

1

2

Самостоятельная работа

Решение задач по темам «Закон Кулона», «Напряженность электрического поля», «Работа электрических сил», «Электроемкость», «Закон Ома для участка цепи», «Закон Ома для полной цепи», «Правило Ленца», «Закон электромагнитной индукции», «Самоиндукция»

Самостоятельное изучение тем «Электризация и ее проявления», «Поляризация диэлектриков», «Электрический ток в вакууме», «Плазма», «Электроизмерительные приборы»

23

3

Раздел 6. Колебания и волны

12


Тема 6.1 Механические колебания

Колебательные движения. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы.

1

2

Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.

1

2

Тема 6.2 Упругие волны

Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны.

1

2

Интерференция волн. Понятие о дифракции волн.

Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

1

2

Тема 6.3 Электромагнитные колебания

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

1

2

Затухающие электромагнитные колебания.

Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания.

1

2

Переменный ток. Генератор переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока.

1

2

Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

1

2

Тема 6.4 Электромагнитные волны

Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны.

1

2

Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн

1

2

Демонстрации

Свободные и вынужденные механические колебания. Резонанс. Образование и распространение упругих волн. Частота колебаний и высота тона звука. Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в последовательной цепи переменного тока. Излучение и прием электромагнитных волн. Радиосвязь.

Лабораторные работы

ЛБ Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).

1

2


Контрольная работа

1

2

Самостоятельная работа

Решение задач по темам Свободные и вынужденные механические колебания. Резонанс. Образование и распространение упругих волн. Частота колебаний и высота тона звука. Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока.

13

3

Раздел 7. Элементы квантовой физики

8


Тема 7.1. Квантовая оптика

Квантовая гипотеза Планка. Фотоны.

Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

1



2


Тема 7.2. Физика атома

Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода.

Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда.

Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы

1

2

Тема 7.3 Физика атомного ядра

Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада

Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова.

1

2

Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.

Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер.

1

2

Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор.

1

2

Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.

1

2

ПЗ. Практикум по решению задач

1

2

Демонстрации

Фотоэффект. Линейчатые спектры различных веществ. Излучение лазера (квантового генератора). Счетчик ионизирующих излучений.


Контрольная работа

1

2

Самостоятельная работа

Решение задач по темам «Фотоэффект», «Термоядерные реакции»

Самостоятельное изучение тем «Термоядерный синтез», «Применение ядерной энергии»

7

3














3.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Введение

Умение постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений.

Представление границы погрешностей измерений при построении графиков.

Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.

Умение предлагать модели явлений.

Указание границ применимости физических законов.

Изложение основных положений современной научной картины мира.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.

Использование Интернета для поиска информации.

МЕХАНИКА

Кинематика

Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени.

Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени.

Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени.

Приведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений.

Указание использования поступательного и вращательного движений в технике.

Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей.

Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических величин.

Представление информации о видах движения в виде таблицы.

Законы сохранения в механике

Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тела в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела.

Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.

Указание границ применимости законов механики.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения.

АСТРОНОМИЯ

Введение

Представление об астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии).

Представление Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия).

Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил).

Представление об изменении вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Вычисление горизонтальных систем координат. Установление связи систем координат созвездий по карте Звездного неба.

Определение экваториальной системы координат.

Определение географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой).

Установление связи времени с географической долготой.



Строение Солнечной системы


Представление о движении планет, конфигурации планет, периодах обращения планет.

Представления о развитии Солнечной системы.

Решение задач с применением законов Кеплера.

Обобщение законов Кеплера и законов Ньютона.

Определение расстояний до тел Солнечной системы.

Определение размеров небесных тел.

Приведение примеров в развитии представлений Солнечной системы.

Установление связи между законами астрономии и физики.

Вычисление расстояний в Солнечной системе.

Применение законов в учебном материале.

Вычисление размеров небесных тел с помощью астрономических величин.

Использование Интернета для поиска информации.

Природа тел Солнечной системы



Понятие системы «Земля-Луна». Влияние Луны на жизнь на Земле.

Проведение сравнительного анализа Земли и Луны.

Определение планет Солнечной системы.

Проведение сравнительного анализа планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов.

Определение астероидов и метеоритов, комет и метеоров.

Установление основных закономерностей в системе «Земля-Луна».

Проведение сравнительного анализа планет Солнечной системы. Оформление таблиц при сравнительном анализе.

Проведение сравнительного анализа между небольшими телами в Солнечной системе. Оформление таблиц при сравнительном анализе.

Использование интернета для поиска информации.

Солнце и звёзды

Изложение общих сведений о Солнце.

Изучение термоядерного синтеза при изучении внутреннего строение Солнца. Источники энергии.

Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.

Определение расстояний до звёзд.

Определение пространственной скорости звёзд.

Изучение эффекта Доплера. Применение эффекта Доплера.

Проведение классификации звёзд.

Изучение диаграммы «Спектр-светимость».

Изучение развития звёзд.

Строение и развитие Вселенной

Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп.

Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана.

Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях.

Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т.д.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях.

Формулировка проблем термоядерной энергетики.

Объяснение влияния солнечной активности на Землю.

Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения.

Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы.

ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ

Основ молекулярной кинетической теории. Идеальный газ

Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ).

Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.

Определение параметров веществ в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости Р (Т), V(T), P(V).

Экспериментальное исследование зависимости Р (Т), V(T), P(V).

Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов.

Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества.

Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ.

Основы термодинамики

Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики.

Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости P(V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей.

Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения.

Указание границ применимости законов термодинамики.

Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики».

Свойства паров, жидкостей, твердых тел

Измерение влажности воздуха.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике.

Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера.

Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов.

3.ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов.

Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.

Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов.

Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора.

Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора.

Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества.

Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей.

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком – в режиме потребителя.

Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона.

Снятие вольтамперной характеристики диода.

Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов.

Использование интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники.

Установка причинно-следственных связей.

Магнитные явления

Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле.

Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.

Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля.

Объяснение принципа действия электродвигателя.

Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц.

Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека.

Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств.

Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей.

Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину.

4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Механические колебания

Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний.

Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины.

Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.

Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний.

Упругие волны

Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн.

Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн.

Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека.

Электромагнитные колебания

Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи.

Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивности катушки.

Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи.

Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы.

Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока.

Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока.

Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии.

Электромагнитные волны

Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами.

Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной.

5. ОПТИКА

Природа света

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Умение строить изображения предметов, даваемых линзами.

Расчет расстояния от линзы до изображения предмета.

Расчет оптической силы линзы.

Измерение фокусного расстояния линзы.

Испытание моделей микроскопа и телескопа.

Волновые свойства света

Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн.

Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн.

Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн.

Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.

Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений.

6. ЭЛМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

Квантовая оптика

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений.

Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте.

Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона.

Перечисление приборов установки, в которых применяется без -инерционность фотоэффекта.

Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики ив развитии современной физики.

Физика атома

Наблюдение линейчатых спектров.

Расчет частоты волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое.

Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов.

Исследование линейчатого спектра.

Исследование принципа работы люминесцентной лампы.

Наблюдение и объяснение принципа действия лазера.

Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике.

Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера.

Физика атомного ядра

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера.

Расчет энергии связи атомных ядер.

Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада.

Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений.

Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.).

Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности.
















3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий и плакатов по дисциплине;

- комплект DVD-дисков «Школьный физический эксперимент»;

- комплект наборов для проведения лабораторных работ («Механика», «Оптика», «Тепловые ялвения», «Электричество», «Электродинамика», «Электростатика»).


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Дмитриева В.Ф Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред.проф. образования.- М., 2016.

  2. Дмитриева В.Ф Физика для профессий и специальностей технического профиля: сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений сред.проф. образования.- М., 2016.

  3. Дмитриева В.Ф, Васильева Л. И.Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные работы: учеб.пособие для учреждений сред.проф. образования.- М., 2016.

  4. Дмитриева В.Ф, Васильева Л. И.Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учебное пособие для образовательных учреждений сред.проф. образования.- М., 2016.

  5. Фирсов А. В Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред.проф. образования.- М., 2016.


Дополнительные источники:

1. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.П. Левитан. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 224 стр.


Интернет-ресурсы:

1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

3. Физика.ru. Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей http://fizika.ru

4. Вся физика. Физический энциклопедический словарь http://all-fizika.com

5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (преподавание физики) http://festival.1september.ru/physics/

6. Учительский портал (все предметы) http://www.uchportal.ru/

7.http://www.gomulina.orc.ru

8.pentest.rusff.ruviewtopic.php?id=29

9.bookitut.ruKurs-obshhej-astronomii.html

10.http://www.myastronomy.ru

11. http://www.astronews.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися домашних заданий (ВСР).


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:


физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная

контрольные работы

практические занятия

лабораторные работы

внеаудиторная самостоятельная работа

скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд

физические законы классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики

Умения:


описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект

практические занятия

лабораторные работы

внеаудиторная самостоятельная работа (выполнение домашнего задания)

отличать гипотезы от научных теорий

делать выводы на основе экспериментальных данных

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

применять полученные знания для решения физических задач

определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле

измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей

Итоговая аттестация в форме экзамен






























22




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!