СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по питанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рост образования в обществе-необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны.На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложится,помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Программа по питанию»

Рассмотрено на заседании Утверждено.

Педагогического совета 01 сентября 2018 года

Протокол № 1 от Приказ № 82

31 августа 2018 года. Директор школы _______М.С.Карпачева







Программа


МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа»



«Правильное питание».











2018 год






Паспорт программы

Наименование

программы

Программа «Правильное питание» на период с 2018 по

2021 гг.

Основание для

разработки

программы

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

Постановление № 45, от 23.07.2008г.

3. «Об утверждении СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях».

Цель программы

создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания школьников, увеличение охвата учащихся горячим питанием.

Основные задачи программы

обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

 обеспечение доступности школьного питания;

гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;

предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

 пропаганда принципов здорового и полноценного питания;

 организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.

Этапы и сроки реализации программы

Программа реализуется в период 2018 - 2021 гг. в три этапа:

I этап – организационный:

*организационные мероприятия;

*разработка и написание программы.

II этап – 2018 – 2021 г: реализация программы

III этап – 2021 г. обобщающий: систематизация накопительного опыта, подведение итогов и анализ реализации программы.

Ожидаемые результаты реализации программы

 наличие пакета документов по организации школьного питания;

обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

 обеспечение доступности школьного питания;

 обеспечение гарантированного качества и безопасности питания и пищевых продуктов, используемых в питании;

 отсутствие среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

 сохранение и укрепление здоровья школьников;

 увеличение охвата горячим питанием школьников и работающих сотрудников школы;

 улучшение санитарно-гигиенического и эстетического состояния школьной столовой.


Содержание



  1. Введение

  2. Содержание программы.

  3. Направления деятельности школы по внедрению здорового и правильного питания.

  4. Приложение №1


1.Введение

В настоящее время значительный интерес представляют программы, направленные на сохранение здоровья школьников, в которых используются новые образовательные технологии. Программа ориентирована на учащихся общеобразовательной школы. Она дополняет и расширяет знания о правильном питании, а также формирует навыки здорового образа жизни

В содержание программы включены научно обоснованные данные о значении и необходимом количестве основных компонентов пищи для людей разного возраста и рода деятельности, а также о гигиене питания. Представлены материалы о возможном загрязнении продуктов питания. Рассматриваются вопросы рационального питания с учетом экологических аспектов.


2. Содержание программы

Рост образования в обществе – необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. За годы обучения в школе возрастает число заболеваний органов пищеварения.

Программа включает управленческие мероприятия по направлениям:

  • информационно-аналитическое;

  • мотивационно-целевое;

  • планово-прогностическое;

  • организационно-исполнительское;

  • контрольно-диагностическое.

Управление по внедрению здорового питания и сохранению здоровья в образовательном процессе предусматривает:

  • осмысление направлений деятельности всеми субъектами образовательного процесса;

  • поэтапный анализ реализации направлений деятельности; создание организационных условий для реализации мероприятий..


Факторами, способствующими или препятствующими достижению целей нашей программы, являются следующие нормативно-правовые, финансовые, материальные, кадровые, методические, мотивационные и временные условия работы школы.

Материальные условия

В школе располагается 18 учебных кабинетов, спортивный зал, тренажерный зал, актовый зал, библиотека, столовая. В настоящее время комплекс в целом отвечает техническим, санитарным и противопожарным требованиям, что показала экспертиза, проведенная комиссией по подготовке школы к новому учебному году. Школьная столовая обеспечивает всех учащихся горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. В целом, характеризуя учебно-материальную базу школы, следует отметить достаточный уровень ее оснащения, а также целесообразность и планомерность ее развития и использования в образовательном процессе.

Кадровые условия

Учителя и классные руководители владеют разнообразными традиционными и нетрадиционными формами, приемами и методами организации и проведения педагогического процесса, умеют рационально применять их в своей обучающей деятельности. В работе педагоги успешно используют знание возрастных, физиологических и психологических особенностей своих воспитанников, их интересов, склонностей и способностей. Для учителей и классных руководителей школы характерно плодотворное сотрудничество с родителями обучающихся. Педагоги проявляют творчество и инициативу, что способствует полноценной реализации программы.

3. Направления деятельности школы по внедрению здорового питания

1. Совершенствование нормативно-правовых условий, сохранение и развитие здоровья учащихся.

2. Создание комплекса управленческих условий

3. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся

4. Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по организации здорового питания обучающихся.

5.Проведение ежемесячных классных часов с первого по одиннадцатый классы.


1) Совершенствование нормативно-правовых условий, сохранение и развитие здоровья учащихся.


п/п

Наименование содержания



Сроки

Ответственные

1

Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе

Каждое полугодие

Медицинская сестра, классные руководители

2

Издание локальных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся

Сентябрь

Директор школы


3

Формирование творческой группы по внедрению программы «Правильное питание»

сентябрь

Директор школы

4

Утверждение режима питания, средней стоимости питания

Сентябрь

Директор школы

2)Создание комплекса управленческих условий

1

Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра

Один раз в год

Классные руководители

2

Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся

Два раза в год

Психолог

Классные руководители

3

Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья

раз в год

Директор школы, социальный педагог, классные руководители

4

Проведение методических совещаний на тему «Учет индивидуальных особенностей питания детей»

Один раз в год

Зам.директора по УВР

5

Формирование программ мониторинга, направленных на реализацию программы

« Правильное питание»

В течение года

Зам. директора по УВР



3) Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся

п/п

Наименование содержания

Сроки

Ответственные

1

Оборудование кабинетов школы согласно норм СанПИНа


Директор школы

2

Обеспечение учебно-методической литературой


Директор школы Библиотекарь

3

Приобретение ТСО


Директор школы


4) Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по организации здорового питания обучающихся.

№ п/п

Наименование содержания

Сроки

Ответственные

1

Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по внедрению здорового питания.

В течение года

Директор школы Зам.директора поУВР, социальный педагог

2

С целью контроля сохранения и развития здоровья учащихся:

  • организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей и учителей;

  • анализ способов и форм доведения информации до родителей;

  • анализ использования информационного обеспечения для создания здорового питания.

В течение года

Директор школы Завучи

Социальный педагог

Выполнение задач и обязанностей участников образовательного процесса в решении вопросов здорового питания школьников.

1. Задачи администрации школы:

Составление расписания занятий с обеспечением необходимого режима питания;

  • Контроль качества питания;

  • Контроль обеспечения порядка в столовой;

  • Контроль культуры принятия пищи;

  • Контроль проведения воспитательной работы со школьниками по привитию навыков культуры приема пищи;

 Контроль расходования средств на питание в школьной столовой.

2. Обязанности работников столовой:

 Составление рационального питания на день и перспективного меню

• Включение в меню овощей, фруктов, витаминизированных напитков из натуральных ягод;

• Обеспечение столовой качественными продуктами для приготовления пищи;

• Использование современных технологии приготовления пищи для сохранения питательной ценности продуктов.

3. Обязанности классных руководителей:

• Проведение бесед о культуре питания, рациональном и правильном питании, роли питания для развития организма;

• Воспитание навыков культуры поведения в столовой во время приема пищи;

• Проведение бесед с родителями о подходе к проблеме питания в семье; Организация конкурсов и викторин на тему правильного питания.

4. Обязанности родителей:

• Прививать навыки культуры питания в семье;

• Оказывать помощь в обеспечении школы чистой питьевой водой;

• Выполнять рекомендации классных руководителей и медработников по питанию в семье.

5. Обязанности учащихся:

• Соблюдать правила культуры приема пищи;

• Дежурить по столовой;

• Принимать участие в выпуске тематических газет.


Приложение № 1 Система ежемесячных классных часов.

Содержание работы со школьниками включает: систему ежемесячных классных часов с первого по одиннадцатый классы, проводимых классными руководителями с привлечением к их организации учащихся, медицинского работника и других специалистов в форме бесед, теоретических занятий и тренингов; систему лекций, организационных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий под руководством медицинского работника; систему учебных занятий в начальной школе в рамках курса «Ознакомление с окружающим миром», в средней школе в рамках курсов «Биология», «ОБЖ» и «0бществознание».

1. Система классных часов в 5-классе

п/п

Сроки

Тема классного часа

Кто проводит

1

Сентябрь

Сущность и значение питания. Рациональное питание. Пищевой рацион.

Классный руководитель

2.

Октябрь

Вода как компонент пищи. Возникновение чувства жажды. Устранение водного дефицита.


Классный руководитель

3.

Ноябрь

Значение белков в организме. Незаменимые аминокислоты. Несбалансированное белковое питание. Белковый баланс. Усвояемость белков

пищи.

Классный руководитель

4.

Декабрь

Режим дня

Классный руководитель

5.

Январь

Функции основных систем организма

Классный руководитель, медицинская сестра

6.

Февраль

Роль жиров в организме. Структурные и резервные жиры. Пищевые продукты с высоким содержанием жиров. Холестерин. Физиологические нормы питания.


Классный руководитель,

Медицинская сестра

7.

Март

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Основные свойства и многообразие белков, жиров и углеводов. Биологическая роль углеводов в организме человека.


Классный руководитель

8.

Апрель

Продукты питания в разных странах

Классный руководитель

Медицинская сестра

9.

Май

История открытия витаминов. Витамины, их классификация и роль в организме. Продукты, содержащие витамины.


Классный руководитель

2. Система классных часов в 6-х классах

№ п/п

Сроки

Тема классного часа




Кто проводит

1.

Сентябрь

Энергетическая ценность пищи. Продукты питания. Пищевые вещества. Природные пищевые компоненты. Примеси (чужеродные вещества) пищи.


Классный руководитель

2.

Октябрь

Значение белков в организме. Незаменимые аминокислоты. Несбалансированное белковое питание. Белковый баланс. Усвояемость белков пищи.

Классный руководитель

3.

Ноябрь

Простые и сложные углеводы. Значение углеводов в организме. Клетчатка, пектиновые вещества, крахмал. Нормы питания.


Классный руководитель

4.

Декабрь

Моя семья

Классный руководитель

5.

Январь

Режим дня

Классный руководитель

6.

Февраль

Гигиена тела

Классный руководитель

7.

Март

Правильное питание

Классный руководитель

8.

Апрель

История открытия витаминов. Витамины, их классификация и роль в организме. Продукты, содержащие витамины.


Классный руководитель, медицинская сестра

9.

Май

Химические элементы организма человека. Роль макро- и микроэлементов в питании человека. Содержание элементов в продуктах питания.

Классный руководитель

3. Система классных часов в 7-х классах

п/п

Сроки

Тема классного часа

Кто проводит

1.

Сентябрь

Физиологические нормы и режим питания. Питание и двигательная активность. Воздействие двигательной активности на организм человека. Нормы питания взрослых людей. Режим питания.

Классный руководитель

2.

Октябрь

Роль жиров в организме. Структурные и резервные жиры. Пищевые продукты с высоким содержанием жиров. Холестерин. Физиологические нормы питания.


Классный руководитель

3.

Ноябрь

Пищевой рацион детей и подростков. Особенности возрастной физиологии детей и подростков

Классный руководитель

4.

Декабрь

Влияние наркотиков на жизненный стиль человека

Классный руководитель, Медицинская сестра

5.

Январь

Стресс, его психологические и физиологические проявления. Способы совладения со стрессом

Классный руководитель

6.

Февраль

Правила личной гигиены подростков

Классный руководитель, медицинская сестра

7.

Март

Гигиена учебного труда и отдыха

Классный руководитель, медицинская сестра

8.

Апрель

Потребности организма подростка в основных веществах и энергии

Классный руководитель,

9.

Май

Гипо- и авитаминозы, их предупреждение.


Классный руководитель,



4. Система классных часов в 8-х классах

№ п/п

Сроки

Тема классного часа

Кто проводит

1.

Сентябрь

Режим питания подростков. Значение белков, жиров в детском питании. Предупреждение гиповитаминозов у детей.

Классный руководитель

2.

Октябрь

Простые и сложные углеводы. Значение углеводов в организме. Клетчатка, пектиновые вещества, крахмал. Нормы питания.


Классный руководитель

3.

Ноябрь

Правила выбора гигиенических средств ухода за телом

Классный руководитель,

4.

Декабрь

Признаки утомления органов зрения и слуха. Способы снятия утомления.

Классный руководитель,

5.

Январь

Пищевая гигиена

Классный руководитель

6.

Февраль

Инфекционные заболевания и иммунитет подростка

Классный руководитель, медицинская сестра

7.

Март

Болезни, передаваемые через пищу

Классный руководитель,

8.

Апрель

Употребление психоактивных веществ как слабость воли, болезнь

Классный руководитель,

9.

Май

Генетически модифицированные продукты питания. Проблемы, связанные с их потреблением. Трансгенные методы. Оценка новых продуктов питания.

Классный руководитель

5. Система классных часов в 9 -11 классах

№ п/п

Сроки

Тема классного часа

Кто проводит

1.

Сентябрь

Режим дня и питания. Гигиена питания. Профилактика заболеваний пищеварительного тракта.


Классный руководитель

2.

Октябрь

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Основные свойства и многообразие белков, жиров и углеводов. Биологическая роль углеводов в организме человека.


Классный руководитель

3.

Ноябрь

Гигиена тела - основа здорового образа жизни

Классный руководитель,

фельдшер

4.

Декабрь

Режим дня и оптимальные условия функционирования организма человека

Классный руководитель

5.

Январь

Питание - основа жизни

Классный руководитель

6.

Февраль

Примеси, загрязняющие пищу. Нитраты, нитриты, пестициды, соли металлов. Хранение и упаковка продуктов питания.


Классный руководитель

7.

Март

Гипо- и авитаминозы, их предупреждение.


Классный руководитель

8.

Апрель

Психоактивные вещества как фактор риска в жизни человека

Классный руководитель,

9.

Май

Микробные пищевые отравления. Кишечная палочка, сальмонеллез, ботулизм. Токсичные вещества.




Классный руководитель


Список литературы


1. Покровский А.А. Беседы о питании. М., 1984

2. Книга о здоровье: Сборник. Сост. Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н.Лосева. Под ред. Ю.П.Лисицына. М., 1988

3. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М, 1986

4. Конь И.Я. Рациональное питание в сохранении здоровья детей. Физиология роста и развития детей и подростков, Под ред. А.А.Баранова, Л.А. Щеплягиной, 2000;

5. Педагогика здоровья: сборник научно-методических трудов. Выпуск 5.

6. Воронова Е.А.Здоровый образ жизни. Ростов-на-Дону, 2008.

7. Лифляндский В.Г. Витамины и минералы от А до Я. Издательский дом Нева-Москва, Петербург – 2006;

8. М. Безруких, Т. Филиппова, А. Макеева Учебно -методический комплекс программы «разговор о правильном питании». Образовательная программа «Правильное питание», «Две недели в лагере здоровья», М., 2013г. ( разработано по возрастам: 6-8 лет, 9-11, 12-13 лет)