Рассмотрено на заседании Утверждено.
Педагогического совета 01 сентября 2018 года
Протокол № 1 от Приказ № 82
31 августа 2018 года. Директор школы _______М.С.Карпачева
Программа
МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа»
«Правильное питание».
2018 год
Паспорт программы
Наименование программы | Программа «Правильное питание» на период с 2018 по 2021 гг. |
Основание для разработки программы | 1. Конвенция о правах ребенка. 2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Постановление № 45, от 23.07.2008г. 3. «Об утверждении СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях». |
Цель программы | создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания школьников, увеличение охвата учащихся горячим питанием. |
Основные задачи программы | обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания; обеспечение доступности школьного питания; гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании; предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания; пропаганда принципов здорового и полноценного питания; организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания. |
Этапы и сроки реализации программы | Программа реализуется в период 2018 - 2021 гг. в три этапа: I этап – организационный: *организационные мероприятия; *разработка и написание программы. II этап – 2018 – 2021 г: реализация программы III этап – 2021 г. обобщающий: систематизация накопительного опыта, подведение итогов и анализ реализации программы. |
Ожидаемые результаты реализации программы | наличие пакета документов по организации школьного питания; обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания; обеспечение доступности школьного питания; обеспечение гарантированного качества и безопасности питания и пищевых продуктов, используемых в питании; отсутствие среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания; сохранение и укрепление здоровья школьников; увеличение охвата горячим питанием школьников и работающих сотрудников школы; улучшение санитарно-гигиенического и эстетического состояния школьной столовой. |
Содержание
Введение
Содержание программы.
Направления деятельности школы по внедрению здорового и правильного питания.
Приложение №1
1.Введение
В настоящее время значительный интерес представляют программы, направленные на сохранение здоровья школьников, в которых используются новые образовательные технологии. Программа ориентирована на учащихся общеобразовательной школы. Она дополняет и расширяет знания о правильном питании, а также формирует навыки здорового образа жизни
В содержание программы включены научно обоснованные данные о значении и необходимом количестве основных компонентов пищи для людей разного возраста и рода деятельности, а также о гигиене питания. Представлены материалы о возможном загрязнении продуктов питания. Рассматриваются вопросы рационального питания с учетом экологических аспектов.
2. Содержание программы
Рост образования в обществе – необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. За годы обучения в школе возрастает число заболеваний органов пищеварения.
Программа включает управленческие мероприятия по направлениям:
информационно-аналитическое;
мотивационно-целевое;
планово-прогностическое;
организационно-исполнительское;
контрольно-диагностическое.
Управление по внедрению здорового питания и сохранению здоровья в образовательном процессе предусматривает:
осмысление направлений деятельности всеми субъектами образовательного процесса;
поэтапный анализ реализации направлений деятельности; создание организационных условий для реализации мероприятий..
Факторами, способствующими или препятствующими достижению целей нашей программы, являются следующие нормативно-правовые, финансовые, материальные, кадровые, методические, мотивационные и временные условия работы школы.
Материальные условия
В школе располагается 18 учебных кабинетов, спортивный зал, тренажерный зал, актовый зал, библиотека, столовая. В настоящее время комплекс в целом отвечает техническим, санитарным и противопожарным требованиям, что показала экспертиза, проведенная комиссией по подготовке школы к новому учебному году. Школьная столовая обеспечивает всех учащихся горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. В целом, характеризуя учебно-материальную базу школы, следует отметить достаточный уровень ее оснащения, а также целесообразность и планомерность ее развития и использования в образовательном процессе.
Кадровые условия
Учителя и классные руководители владеют разнообразными традиционными и нетрадиционными формами, приемами и методами организации и проведения педагогического процесса, умеют рационально применять их в своей обучающей деятельности. В работе педагоги успешно используют знание возрастных, физиологических и психологических особенностей своих воспитанников, их интересов, склонностей и способностей. Для учителей и классных руководителей школы характерно плодотворное сотрудничество с родителями обучающихся. Педагоги проявляют творчество и инициативу, что способствует полноценной реализации программы.
3. Направления деятельности школы по внедрению здорового питания
1. Совершенствование нормативно-правовых условий, сохранение и развитие здоровья учащихся.
2. Создание комплекса управленческих условий
3. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся
4. Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по организации здорового питания обучающихся.
5.Проведение ежемесячных классных часов с первого по одиннадцатый классы.
1) Совершенствование нормативно-правовых условий, сохранение и развитие здоровья учащихся.
№ п/п | Наименование содержания | Сроки | Ответственные |
1 | Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе | Каждое полугодие | Медицинская сестра, классные руководители |
2 | Издание локальных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся | Сентябрь | Директор школы |
3 | Формирование творческой группы по внедрению программы «Правильное питание» | сентябрь | Директор школы |
4 | Утверждение режима питания, средней стоимости питания | Сентябрь | Директор школы |
2)Создание комплекса управленческих условий
1 | Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра | Один раз в год | Классные руководители |
2 | Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся | Два раза в год | Психолог Классные руководители |
3 | Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья | раз в год | Директор школы, социальный педагог, классные руководители |
4 | Проведение методических совещаний на тему «Учет индивидуальных особенностей питания детей» | Один раз в год | Зам.директора по УВР |
5 | Формирование программ мониторинга, направленных на реализацию программы « Правильное питание» | В течение года | Зам. директора по УВР |
3) Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся
№ п/п | Наименование содержания | Сроки | Ответственные |
1 | Оборудование кабинетов школы согласно норм СанПИНа | | Директор школы |
2 | Обеспечение учебно-методической литературой | | Директор школы Библиотекарь |
3 | Приобретение ТСО | | Директор школы |
4) Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по организации здорового питания обучающихся.
№ п/п | Наименование содержания | Сроки | Ответственные |
1 | Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по внедрению здорового питания. | В течение года | Директор школы Зам.директора поУВР, социальный педагог |
2 | С целью контроля сохранения и развития здоровья учащихся: организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей и учителей; анализ способов и форм доведения информации до родителей; анализ использования информационного обеспечения для создания здорового питания. | В течение года | Директор школы Завучи Социальный педагог |
Выполнение задач и обязанностей участников образовательного процесса в решении вопросов здорового питания школьников.
1. Задачи администрации школы:
Составление расписания занятий с обеспечением необходимого режима питания;
Контроль качества питания;
Контроль обеспечения порядка в столовой;
Контроль культуры принятия пищи;
Контроль проведения воспитательной работы со школьниками по привитию навыков культуры приема пищи;
Контроль расходования средств на питание в школьной столовой.
2. Обязанности работников столовой:
Составление рационального питания на день и перспективного меню
• Включение в меню овощей, фруктов, витаминизированных напитков из натуральных ягод;
• Обеспечение столовой качественными продуктами для приготовления пищи;
• Использование современных технологии приготовления пищи для сохранения питательной ценности продуктов.
3. Обязанности классных руководителей:
• Проведение бесед о культуре питания, рациональном и правильном питании, роли питания для развития организма;
• Воспитание навыков культуры поведения в столовой во время приема пищи;
• Проведение бесед с родителями о подходе к проблеме питания в семье; Организация конкурсов и викторин на тему правильного питания.
4. Обязанности родителей:
• Прививать навыки культуры питания в семье;
• Оказывать помощь в обеспечении школы чистой питьевой водой;
• Выполнять рекомендации классных руководителей и медработников по питанию в семье.
5. Обязанности учащихся:
• Соблюдать правила культуры приема пищи;
• Дежурить по столовой;
• Принимать участие в выпуске тематических газет.
Приложение № 1 Система ежемесячных классных часов.
Содержание работы со школьниками включает: систему ежемесячных классных часов с первого по одиннадцатый классы, проводимых классными руководителями с привлечением к их организации учащихся, медицинского работника и других специалистов в форме бесед, теоретических занятий и тренингов; систему лекций, организационных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий под руководством медицинского работника; систему учебных занятий в начальной школе в рамках курса «Ознакомление с окружающим миром», в средней школе в рамках курсов «Биология», «ОБЖ» и «0бществознание».
1. Система классных часов в 5-классе
п/п | Сроки | Тема классного часа | Кто проводит |
1 | Сентябрь | Сущность и значение питания. Рациональное питание. Пищевой рацион. | Классный руководитель |
2. | Октябрь | Вода как компонент пищи. Возникновение чувства жажды. Устранение водного дефицита. | Классный руководитель |
3. | Ноябрь | Значение белков в организме. Незаменимые аминокислоты. Несбалансированное белковое питание. Белковый баланс. Усвояемость белков пищи. | Классный руководитель |
4. | Декабрь | Режим дня | Классный руководитель |
5. | Январь | Функции основных систем организма | Классный руководитель, медицинская сестра |
6. | Февраль | Роль жиров в организме. Структурные и резервные жиры. Пищевые продукты с высоким содержанием жиров. Холестерин. Физиологические нормы питания. | Классный руководитель, Медицинская сестра |
7. | Март | Питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Основные свойства и многообразие белков, жиров и углеводов. Биологическая роль углеводов в организме человека. | Классный руководитель |
8. | Апрель | Продукты питания в разных странах | Классный руководитель Медицинская сестра |
9. | Май | История открытия витаминов. Витамины, их классификация и роль в организме. Продукты, содержащие витамины. | Классный руководитель |
2. Система классных часов в 6-х классах
№ п/п | Сроки | Тема классного часа | Кто проводит |
1. | Сентябрь | Энергетическая ценность пищи. Продукты питания. Пищевые вещества. Природные пищевые компоненты. Примеси (чужеродные вещества) пищи. | Классный руководитель |
2. | Октябрь | Значение белков в организме. Незаменимые аминокислоты. Несбалансированное белковое питание. Белковый баланс. Усвояемость белков пищи. | Классный руководитель |
3. | Ноябрь | Простые и сложные углеводы. Значение углеводов в организме. Клетчатка, пектиновые вещества, крахмал. Нормы питания. | Классный руководитель |
4. | Декабрь | Моя семья | Классный руководитель |
5. | Январь | Режим дня | Классный руководитель |
6. | Февраль | Гигиена тела | Классный руководитель |
7. | Март | Правильное питание | Классный руководитель |
8. | Апрель | История открытия витаминов. Витамины, их классификация и роль в организме. Продукты, содержащие витамины. | Классный руководитель, медицинская сестра |
9. | Май | Химические элементы организма человека. Роль макро- и микроэлементов в питании человека. Содержание элементов в продуктах питания. | Классный руководитель |
3. Система классных часов в 7-х классах
№ п/п | Сроки | Тема классного часа | Кто проводит |
1. | Сентябрь | Физиологические нормы и режим питания. Питание и двигательная активность. Воздействие двигательной активности на организм человека. Нормы питания взрослых людей. Режим питания. | Классный руководитель |
2. | Октябрь | Роль жиров в организме. Структурные и резервные жиры. Пищевые продукты с высоким содержанием жиров. Холестерин. Физиологические нормы питания. | Классный руководитель |
3. | Ноябрь | Пищевой рацион детей и подростков. Особенности возрастной физиологии детей и подростков | Классный руководитель |
4. | Декабрь | Влияние наркотиков на жизненный стиль человека | Классный руководитель, Медицинская сестра |
5. | Январь | Стресс, его психологические и физиологические проявления. Способы совладения со стрессом | Классный руководитель |
6. | Февраль | Правила личной гигиены подростков | Классный руководитель, медицинская сестра |
7. | Март | Гигиена учебного труда и отдыха | Классный руководитель, медицинская сестра |
8. | Апрель | Потребности организма подростка в основных веществах и энергии | Классный руководитель, |
9. | Май | Гипо- и авитаминозы, их предупреждение. | Классный руководитель, |
4. Система классных часов в 8-х классах
№ п/п | Сроки | Тема классного часа | Кто проводит |
1. | Сентябрь | Режим питания подростков. Значение белков, жиров в детском питании. Предупреждение гиповитаминозов у детей. | Классный руководитель |
2. | Октябрь | Простые и сложные углеводы. Значение углеводов в организме. Клетчатка, пектиновые вещества, крахмал. Нормы питания. | Классный руководитель |
3. | Ноябрь | Правила выбора гигиенических средств ухода за телом | Классный руководитель, |
4. | Декабрь | Признаки утомления органов зрения и слуха. Способы снятия утомления. | Классный руководитель, |
5. | Январь | Пищевая гигиена | Классный руководитель |
6. | Февраль | Инфекционные заболевания и иммунитет подростка | Классный руководитель, медицинская сестра |
7. | Март | Болезни, передаваемые через пищу | Классный руководитель, |
8. | Апрель | Употребление психоактивных веществ как слабость воли, болезнь | Классный руководитель, |
9. | Май | Генетически модифицированные продукты питания. Проблемы, связанные с их потреблением. Трансгенные методы. Оценка новых продуктов питания. | Классный руководитель |
5. Система классных часов в 9 -11 классах
№ п/п | Сроки | Тема классного часа | Кто проводит |
1. | Сентябрь | Режим дня и питания. Гигиена питания. Профилактика заболеваний пищеварительного тракта. | Классный руководитель |
2. | Октябрь | Питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Основные свойства и многообразие белков, жиров и углеводов. Биологическая роль углеводов в организме человека. | Классный руководитель |
3. | Ноябрь | Гигиена тела - основа здорового образа жизни | Классный руководитель, фельдшер |
4. | Декабрь | Режим дня и оптимальные условия функционирования организма человека | Классный руководитель |
5. | Январь | Питание - основа жизни | Классный руководитель |
6. | Февраль | Примеси, загрязняющие пищу. Нитраты, нитриты, пестициды, соли металлов. Хранение и упаковка продуктов питания. | Классный руководитель |
7. | Март | Гипо- и авитаминозы, их предупреждение. | Классный руководитель |
8. | Апрель | Психоактивные вещества как фактор риска в жизни человека | Классный руководитель, |
9. | Май | Микробные пищевые отравления. Кишечная палочка, сальмонеллез, ботулизм. Токсичные вещества. | Классный руководитель |
Список литературы
1. Покровский А.А. Беседы о питании. М., 1984
2. Книга о здоровье: Сборник. Сост. Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н.Лосева. Под ред. Ю.П.Лисицына. М., 1988
3. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М, 1986
4. Конь И.Я. Рациональное питание в сохранении здоровья детей. Физиология роста и развития детей и подростков, Под ред. А.А.Баранова, Л.А. Щеплягиной, 2000;
5. Педагогика здоровья: сборник научно-методических трудов. Выпуск 5.
6. Воронова Е.А.Здоровый образ жизни. Ростов-на-Дону, 2008.
7. Лифляндский В.Г. Витамины и минералы от А до Я. Издательский дом Нева-Москва, Петербург – 2006;
8. М. Безруких, Т. Филиппова, А. Макеева Учебно -методический комплекс программы «разговор о правильном питании». Образовательная программа «Правильное питание», «Две недели в лагере здоровья», М., 2013г. ( разработано по возрастам: 6-8 лет, 9-11, 12-13 лет)