1. Содержание рабочей программы
№ п/п | Наименование раздела рабочей программы | Стр. |
| Содержание рабочей программы | 2 |
| Паспорт рабочей программы | 3 |
| Пояснительная записка | 4-8 |
| Календарно-тематическое планирование к рабочей программе | 9-14 |
2. Паспорт рабочей программы
Тип программы | АООП для обучающихся с ОВЗ задержка психического развития |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса физическая культура 2 класса |
Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа | Программа составлена на основе курса «Плавание» для учащихся общеобразовательных школ В.И. Лях и А.А. Зданевич; соответствующая ФГОС НОО рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Категория обучающихся | Обучающиеся 2 класса МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» по АООП для детей с ОВЗ (задержка психического развития. |
Нормативный срок освоения программы учебного курса | 1 учебный год |
Объём учебной нагрузки в неделю | 1 академический час в неделю |
Объём учебной нагрузки в год | 34 часа в год. |
Форма организации учебной деятельности | Классно-урочная |
3.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Плавание» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Примерной программы по «Плаванию» для учащихся общеобразовательных школ под редакцией В.И. Лях, соответствующая ФГОС НОО рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной образовательной программы МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»
Учебного плана МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» на 2019-2020г
Изучение предмета «Плавание» в начальной школе направлено на достижение следующей цели:
создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, а также психолого-педагогической и социальной поддержки детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья для последующей интеграции в общество, формирование здорового образа жизни.
В рамках реализации этой общей цели программа для учащихся начальной основной школы ориентируется на решение следующих задач:
Углубленному представлению о соблюдение правил техники безопасности во время занятий плаванием;
Воспитание привычки к самостоятельным занятиям «Плаванием»;
Обучение технике плавания и привитие безбоязненного отношения к воде;
Формирование у школьников базы практических умений и теоретических знаний по курсу «Плавание».
, Содействовать гармоническому физическому развитию, воспитывать потребность к регулярным занятиям плаванием и укрепления здоровья;
Овладение учащимися психолого-коррекционными комплексами играми, упражнениями, направленными на снятие излишнего возбуждения и торможения нервной системы при помощи занятий «Плаванием»
Умению осуществлять подбор упражнений, плавательных движений, содействующих реабилитации и снижению функций в нарушении опорно-двигательного аппарата у детей.
Обучение «Плаванию» ориентировано на различные медицинские группы обучающихся (по медицинским показаниям).
Содержание программного материала
Программный материал делится на две части-базовую и вариативную. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Плавания». Данная программа предлагает использовать уроки с подвижными играми на воде при занятиях «Плаванием», как один из вариантов вариативной части базовой программы. Программа направляет деятельность учащихся на изучение истории, техники и тактики олимпийского вида спорта «Плавание» на повышение мотивации к самостоятельным занятиям «Плаванием» и спортом, на сохранение и укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и способностей.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе уроков. Освоение учебного материала в 2019-2020 учебном году осуществляется по следующему календарному учебному графику - 1 академический час в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 33 академических часа в год по классно-урочной форме.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Плавание» учащиеся 2 класса должны:
знать/понимать
Значение «Плавания» для всестороннего развития личности.
Роль и значение занятий «Плаванием» в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
О позитивном влиянии «Плавания» на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное).
Значение личной гигиены учащихся.
О спортивном инвентаре.
О видах плавания на воде.
Уметь:
наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.),
наблюдать за показателями основных физических качеств координации на воде.
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр на воде;
составлять самостоятельно для себя режим дня.
использовать плавание, как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий в бассейне;
выполнять тестовые задания для определения уровня физического развития.
Ученик получит возможность научиться:
Держаться на воде и плавать разными стилями плавания без поддержки учителя.
Ожидаемый результат:
повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями плавания, как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
4.Календарно тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
| Техника безопасности и правила поведения в бассейне. Правила гигиены в бассейне. | Повторить технику безопасности в бассейне | 2-6.09. 2019г | |
| Диагностика умений и навыков. | Упражнения на дыхание | 9-13.09. 2019 | |
| ОРУ и специальные упражнения на суше и воде | Нарисовать любимый вид спорта | 16-20.09. 2019 | |
| Имитация подготовительных и дыхательных упражнений на суше | Комплекс УГГ | 23-27.09 2019 | |
| Подводящие упражнения для обучения дыханию в воду | Повторить технику безопасности на воде | 30.09-4.10 2019 | |
| Специальные упражнения на дыхание, подвижная игра "Нырялки" | Сообщение "Оздоровительное плавание" | 14-18.10. 2019 | |
| Погружения и выдохи в воду, п/и | Комплекс утренней гимнастики | 21-25.10. 2019 | |
| Лежание и всплывание на воде, упражнение "звездочка" | подобрать пословицы о воде | 28.10-1.11 2019 | |
| Скольжение на воде с разным исходным положением рук | Повторить технику безопасности на воде | 4-8.11 2019 | |
| Упражнения в воде с предметами. | Упражнения на дыхание | 11-15.11 2019 | |
| Комплекс упражнений в воде. Работа ног у бортика. Игра «Мяч тренеру» | Упражнения на координацию | 25-29.11 2019 | |
| Значения плавания для здоровья. Выдохи в воду, работа у бортика на координацию | Комплекс ОРУ | 2-6.12. 2019 | |
| Учить лежать в воде на груди и на спине. | Виды плавания | 9-13.12. 2019 | |
| Учить скольжению в воде на груди и на спине. | Упражнение на осанку | 16-20.12. 2019 | |
| Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине. | Упражнения на дыхание | 23-27.12. 2019 | |
| Учить выполнять попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине. | Форма для занятий в бассейне | 9-10.01. 2020 | |
| Совершенствовать технику движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине. | «Личная гигиена» сообщение | 13-17.01. 2020 | |
| Учить спаду в воду ногами, подвижная игра «Водолазы» | Комплекс ОРУ | 20-24.01. 2020 | |
| Плавание кролем при помощи работы рук с доской | Упражнение на пресс 5раз | 27-31.01. 2020 | |
| Выдохи в воду с поворотом головы на вдох в «кроле» у бортика | Приседания 5 раз | 3-7.02. 2020 | |
| Совершенствовать выдохи в воду с поворотом головы на вдох в «кроле» с плавательной доской | Гимнастика для глаз | 10-14.02. 2020 | |
| Учить согласованию движений рук с дыханием в «кроле» | Комплекс ОРУ | 24-28.02. 2020 | |
| Совершенствовать технику движений рук в стиле «кроль» с дыханием | Упражнения на координацию | 2-6.03. 2020 | |
| Учить плаванию кролем на груди с полной координацией движений и дыханием | Техника безопасности на воде | 9-13.03. 2020 | |
| Совершенствовать технику плавания «кроль» на груди в полной координацией движений и дыханием | «Лечебное плавание» | 16-20.03 2020 | |
| Плавание на груди с помощью работы ног и рук на задержке дыхания.(индивидуально) | История плавания | 23-27.03. 2020 | |
| Проплывание повторных отрезков 10-15м | Комплекс УГГ | 30.03-3.04 2020 | |
| Проплывание повторных отрезков 15м | Комплекс ОРУ | 13-17.04 2020 | |
| Игры и развлечения на воде | «Игры на воде» | 20-24.04 2020 | |
| Комплекс упражнений в воде. Игровое упражнение «Торпеда» «Звезда» | Упражнения на координацию | 27-30.04. 2020 | |
| Комплекс упражнений в воде Игровое упражнение «Поплавок» | Упражнение на гибкость | 4-8.05. 2020 | |
| Комплекс упражнений в воде Игровое упражнение «Звезда» | Гимнастика для глаз | | |
| Контрольное тестирование | Упражнение на дыхание | 11-15.05. 2020 | |
| Купание и плавание в естественных водоемах летом | Техника безопасности у воды летом | 18-22.05 2020 | |
Приложение №1
Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой по разделу «Плавания»
Рабочей программой предусмотрен входящий и итоговый контроль (диагностика) умений и навыков детей, который проводится в начале и конце учебного года в рамках НОД. Диагностика направлена на выявление уровня освоения детьми таких заданий, как: умение произвольно делать выдохи в воду, лежать на воде; скользить (при помощи ног и без них), плавать способом «кроль» 6-7 метров.
Показатель | Оценка |
высокий | средний | низкий |
умение делать выдохи в воду | ребенок спокойно, не закрывая глаз делает 15 выдохов в воду подряд. | ребенок делает выдох неуверенно (боится выдохнуть в воду). | ребенок боится опустить лицо в воду, сделать выдох. |
умение лежать на воде | ребенок делает вдох, ложится на воду, правильно фиксирует позу «звездочки» на длительное время (счет до 9-11). | ребенок делает вдох, ложится на воду, но фиксирует позу «звездочки» на короткое время (счет до 3) или выполняет ее неправильно. | ребенок делает вдох, пытается лечь на воду, но боится оторвать ноги от дна бассейна, до конца опустить лицо в воду. |
умение скользить на груди без помощи ног | ребенок правильно выполняет упражнение - скользит на расстояние до 3 метров. | ребенок отталкивается от бортика, но до ориентира про скользить не может (скользит на расстояние 1-1,5 метра). | ребенок во время выполнения упражнения пытается оттолкнуться от бортика, но сразу ставит ноги на дно, не может лечь на воду. |
умение работать ногами во время скольжения | ребенок выполняет скольжение, правильно работает ногами. | ребенок пытается выполнить упражнение, ложится на воду, но неправильно работает ногами (сильно напрягает ноги; сильно сгибает их в коленях; широко разводит ноги во время движения). | ребенок во время выполнения упражнения пытается оттолкнуться от бортика, но сразу ставит ноги на дно, не может лечь на воду. |
умение плавать произвольным способом | ребенок проплывает заданное расстояние, совмещает работу рук, ног и дыхания. | ребенок может проплыть 2-3 метра, но периодически отталкивается ногами от дна бассейна. | ребенок пытается выполнить упражнение, но сразу ставит ноги на дно. |
Приложение №2
Характеристика заболеваний, противопоказания и рекомендации
Заболевания | Противопоказания и ограничения | Рекомендации |
Сердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.) | Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, интенсивным напряжением мышц брюшного пресса | Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в и.п. лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег, бег в медленном темпе |
Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) | Упражнения, вызывающие длительную задержку дыхания и интенсивное напряжение мышц брюшного пресса | Дыхательные упражнения. Тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха. Ускоренная ходьба, бег, плавание, бег на лыжах, прогулки на воздухе |
Заболевания почек (нефрит, нефроз, пиелонефрит) | Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждением тела | При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (с разрешением врача) ограничивается время пребывания в воде (5–10 мин. – первый год обучения, 10–15 мин. – второй и последующие годы обучения) |
Нарушения нервной системы | Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнение в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр | Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения |
Заболевания органов зрения | Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и на голове | Упражнения на пространственную ориентировку, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз |
Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени | Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки | |
Учебно-методическое обеспечение.
1.УМК Физическая культура, 1-4 класс / В.И. Лях – Просвещение изд., - М.: 2016, 176 с.
2. Л.Б. Кофман «Настольная книга учителя физической культуры» М: И-ФиС-2000г
3 В.И. Лях «Тесты в физическом воспитании школьников» Пособие для учителя; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998г
4.В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева «Плавание» Самара-2002 Издательство Сам ГПУ
5.Твой Олимпийский учебник 10 издание М: И-«Советский спорт»
6.Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп А.Н. Каинов, И.Ю.Шалаева Издательство «Учитель» г. Волгоград 2009г
7.Начинающему учителю физической культуры М.В. Видякин; Волгоград: издательство «Учитель»2004г
9