Нормативно- правовая база:
Программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании»
- Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Примерной программы по предмету «Физическая культура»
- Базисного учебного плана
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательных программах, общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования
- Требований к содержанию образовательного процесса в соответствии с наполнением учебного предмета, установленных Учебным планом ГБОУ «Школа №760 имени А.П.Маресьева»
2. Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию учебного процесса на ступени начального общего образования. В области физической культуры для учащихся она акцентирует внимание на создании основ первоначальных представлений о значении физической культуры и ее влиянии на дальнейшее развитие человека.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе, учитываемым в первую очередь при составлении Программы, является укрепление здоровья, благодаря занятиям спортом, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, самостоятельности в принятии верных решений. А также овладение ключевыми компетенциями, которые помогут применять полученные знания и навыки в дальнейших образовательных и практико-ориентированных, жизненных процессах.
Выполнению основной цели служит реализация следующих образовательных задач, которые решаются учащимися, занимающимися физической культурой:
- формирование представлений о физической культуре и ее значении в жизнедеятельности человека, укрепление здоровья занимающихся и содействие гармоничному развитию личности
- обучение элементам и упражнениям таких видов спорта, как легкая атлетика, гимнастика, подвижные и спортивные игры
- содействие в воспитании нравственных и волевых качеств закладываемой в будущем личности
- приобретение основных качеств и знаний в области физической культуры, касающихся укрепления здоровья
- развитие интереса к самостоятельным и дополнительным занятиям спортом и обучение простейшим способам самоконтроля за физической нагрузкой
3. Общая характеристика учебного предмета
Физическая культура – это учебный предмет в общеобразовательной школе, направленный на получение учащимися фундаментальных теоретических и практико-ориентированных знаний о значении физической культуры, спорта в гармоничном развитии человека; определение степени положительного влияния, которую занятия спортивными видами деятельности на регулярной основе, оказывают для формирования полноценной личности в социуме.
4. Место предмета в учебном плане
Учебный курс по «Физической культуре» в соответствии с требованиями ФГОС относится к предметной области «Физическая культура и Основы безопасности и жизнедеятельности человека». В недельном цикле для учащихся классов, представляющих начальную школу, проводятся три обязательных урока по физической культуре, представленных в базисном (образовательном) учебном плане, подлежащим выполнению всеми общеобразовательными учебными заведениями РФ.
В ГБОУ «Школа №760 имени А.П.Маресьева» Учебный план на 2018-2019 учебный год по предметной области «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов закреплен к выполнению локальным нормативно-правовым документом, составленным на основе федерального законодательства, следующим образом: 2 урока физической культуры в неделю (выполнение базового компонента) и 1 урок в неделю ритмической гимнастики, который проводят специально обученные по этому направлению учителя ( выполнение вариативно-развивающего компонента).
В связи с вышеизложенным, трудоемкость Программы для учеников 4-ого класса составляет 68 учебных часов в году ( 2 урока в течении 34 учебных недель)
5. Содержание учебного предмета
Структура и содержание предмета в Программе предлагаются в конструкции двигательной деятельности с выделением четко выраженных основных учебных разделов: «Знания о физической культуре (информационный компонент)», «Способы двигательной деятельности (операционный компонент)», «Физической совершенствование» (мотивационный компонент).
Раздел «Знания о физической культуре» полностью соответствует познавательной активности в развитии человека. В него включены дидактические единицы о природе, становлении общества, физическом развитии и стремлении к нему человека.
Раздел «Способы двигательной деятельности» включает в себя темы понимания важности самостоятельных занятий физической культурой и спортом, обозначает способы организаций спортивных занятий и контроля за физическим развитием занимающихся.
Содержание раздела «Физическое самосовершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя задания и темы, связанные с освоением жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и умений из представленных в Программе видов спорта, а также общеразвивающих упражнений различной функциональной направленности.
6. Результаты освоения учебного предмета:
В результате освоения представленной Программы ученик 4-ого класса научится ( предметные и метапредметные результаты):
- получать знания о взаимосвязи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением уровня физической подготовленности
- правильно составлять комплексы утренней зарядки и физкультминуток
- получит знания о понятии физическая подготовка и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения
- выполнять комплексы оздоровительных упражнений, входящих в утреннюю зарядку
- выполнять простейшие акробатические комбинации и гимнастические упражнения на качественном уровне
-выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках
- выполнять комплексы общеразвивающих и специальных упражнений для освоения технических элементов спортивных игр - баскетбола, волейбола
Также, ученик может научиться ( личностные):
- правилам режима дня и личной гигиены
- определению причин возникновения травм и способам их профилактики
- подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении упражнений разной степени интенсивности
- вести дневник самоанализа своего физического состояния и самочувствия
7. Тематическое содержание
Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Отрабатываемые УУД |
Знания о физической культуре: Становление олимпийского движения современности. Основные олимпийские знаки, символика. Участие первых отечественных спортсменов в Олимпийских играх в историческом контексте и на этапе современности. Умение определить эффективность получаемой нагрузки по ЧСС. Понятие пульсометрия. Травмы, существующие в спорте и их профилактика. Важность в проведении разминки перед началом занятий или выступлений в соревнованиях. | | Знать и объяснять значение олимпийского движения для развития спорта в России и мире. Иметь представление о символике олимпийского движения, его основных атрибутах. Понимать значение основ проведения пульсометрии. Уметь подбирать оптимальную нагрузку для проведения тренировочных и спортивных занятий со сверстниками. | Познавательные, Коммуникативные Регулятивные |
Легкая атлетика с элементами подвижных игр и кроссового бега: Совершенствование навыков бега с высоким подниманием бедра, бег с ускорением,с изменением направлений движения (змейкой, по кругу), бег из разных исходных положений. Совершенствование навыков техники высокого и низкого старта, совершенствование навыков старта по командам, техника выполнения ускорения и финиширования. Совершенствование техники прыжков на1-2 ногах, на месте и с продвижением вперед, левым и правым боком, с места и разбега в длину и высоту. Техника кроссового бега на длинные дистанции- совершенствование. Развитие в медленном беге в чередовании с ходьбой выносливости. | 32 | Уметь и правильно выполнять в совершенном виде беговые задания разных видов, прыжки из разных исходных положений и различными способами. Понимать и уметь объяснить чем бег с низкого старта отличен от бега со старта высокого. Выполнять технику бега с высокого и низкого старта в различных упражнениях. Объяснить и выполнять технику ускорения по команде учителя, а также технику финиширования при беге на короткие и средние дистанции. Выполнять задания на развитие выносливости при элементах кроссового бега. Понимать значение качества выносливость для физического развития. | Познавательные, Коммуникативные Регулятивные |
Гимнастика с элементами акробатики: Совершенствование навыков выполнения команд и приемов - построение в 1-2, 3 шеренги, выполнение команд Смирно, Вольно, Равняйсь. Совершенствование поворотов в строю на месте. Совершенствование поворотов в строю при движении. Размыкание и смыкание приставным шагом. Акробатика - упоры, седы, выполнение перекатов на мате, кувырок вперед и назад. Совершенствование гибкости в выполении упражнения «мост», «стойка на лопатках». Перемещение по гимнастической скамейке ползком, прыжками через скамейку, перемещения по шведской стенке. Поднимание и опускание согнутых ног на низкой перекладине. Совершенствование навыков подтягивания на перекладине и поднимания и опускания туловища в висе. Совершенствование навыков обучения при лазанье по канату и шесту в 2-3 приема. Обучение ходьбе на равновесии на гимнастической скамейке. Обучение прыжкам через «козла». Техника разбега, напрыгивания и отталкивания на мостик (Теоретический курс). | 16 | Знать и уметь четко выполнять повороты и перестроения в строю, понимать и объяснить чем колонна отличается от шеренги. Уметь выполнять правильную работу руками и ногами при маршировке в колонне на месте и движении. Выполнять правильно упражнения кувырок вперед и назад, перекаты. Уметь выполнять лазанье по шесту при соблюдении правильной техники. Понимать основные навыки и правильные действия при выполнении подтягивания и поднимания-опускания туловища на перекладине и уметь их выполнять по заданию учителя. Уметь удерживать равновесие при ходьбе по бревну. Понимать и уметь выполнить правильно разбег с отталкиванием при обучении прыжку через козла. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные, Личностные |
Спортивные игры с элементами баскетбола, волейбола (пионербола) Совершенствовать двигательные действия подвижных игр в формате эстафет с предметами и без. Элементы спортивных игр – совершенствование техники подбрасывания и ловли мяча, вращения мяча вокруг туловища, головы, ног. Эстафеты с мячами, игра с мячом «Выжигалы».Совершенствование навыков бросков облегченного мяча в кольцо на точность, совершенствование основных способов ведения мяча в баскетболе. Совершенствование основных способов передач мяча в баскетболе при работе парами и тройками. Ведение мяча в баскетболе: ведение мяча по прямой, с изменением направления, поочередно правой и левой руками. Обучению остановке с мячом в баскетболе прыжком и в шаге. Игра в баскетбол по упрощенным правилам. | 8 | Знать правила основных игр, соблюдать их в игровой ситуации. Овладеть в совершенной форме техникой подбрасывания и уверенной ловли мяча, уметь выполнить наиболее применяемые передачи мяча партнеру при работе в парах-тройках. Выполнять технически правильные действия с мячом при проведении спортивных игр, в соревновательной обстановке. Знать и понимать основные виды передач мяча и уметь их применять по команде учителя. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные, Личностные |
Лыжная подготовка Основные правила ТБ при проведении уроков лыжной подготовки, развитие скоростных, координационных и силовых способностей при передвижении на лыжах. Освоение техники основных лыжных ходов: скольжение попеременным двухшажным с палками и без палок. Обучение с последующим совершенствованием спуска на лыжах в основной стоке, соблюдение стойки лыжника при подъеме. Обучение развороту на лыжах поворотом и переступанием. | 12 | Научиться правильно передвигаться на лыжах по дистанции, применяя технику основных ходов. Закрепить выполнение правильной техники поворотов и разворотов переступанием, уметь соблюдать стойку лыжника на подъеме и спуске, правильно тормозить лыжами и при помощи палок. | Познавательные Коммуникативные Личностные Регулятивные |
8 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Методическая литература:
Лях, В.И., «Примерная программа по Физической культуре по учебнику В.Ляха для 1-4 классов», М, 2017 г.
Матвеев, А.П. «Примерная программа по Физической культуре для 3 –ого класса», М, 2017 г
Лях, В.И. «Мой друг-физкультура: учебник для учащихся 1-4 классов», М, 2017 г.
Технические средства обучения:
Ноутбук, проектор, интерактивный монитор
Музыкальный центр
Учебно-практический инвентарь:
Мячи баскетбольные, волейбольные
Лыжи беговые, лыжные палки
Гимнастический инвентарь - конусы, скакалки, детские перекладины, гимнастические маты, шест для лазанья, шведская стенка, гимнастическое бревно
9 Планируемые результаты освоения Программы
Мальчики |
№ | Упражнения | Оценка |
| | «5» | «4» | «3» |
1 | Прыжок в длину с места (см) | 150 | 135 | 128 |
2 | Челночный бег 3х10м (сек.) | 9.0 | 9.3 | 10.0 |
3 | Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 55 | 45 | 34 |
5 | Наклон вперед сидя ( см) | +11 | +7 | +5 |
6 | Бег 30м ( сек) | 5.2 | 6.3 | 7.0 |
8 | Подтягивание в висе ( раз) | 5 | 4 | 2 |
Девочки «5» «4» «3» |
1 | Прыжок в длину с места (см) | 143 | 130 | 112 |
3 | Челночный бег 3х10м (сек.) | 9.5 | 10.0 | 10.7 |
4 | Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 60 | 40 | 33 |
5 | Поднимание туловиша за 1 мин. | 25 | 19 | 17 |
6 | Наклон вперед сидя ( см) | 14 | 10 | 7 |
7 | Бег 30м ( сек) | 5.7 | 6.5 | 7.0 |
9 | Подтягивание в висе лежа (раз) | 12 | 8 | 6 |