Нормативно- правовая база:
Программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании»
- Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Примерной программы по предмету «Физическая культура»
- Базисного учебного плана
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательных программах, общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования
- Требований к содержанию образовательного процесса в соответствии с наполнением учебного предмета, установленных Учебным планом ГБОУ «Школа №760 имени А.П.Маресьева»
2. Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию учебного процесса на ступени начального общего образования. В области физической культуры для учащихся она акцентирует внимание на создании основ первоначальных представлений о значении физической культуры и ее влиянии на дальнейшее развитие человека.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе, учитываемым в первую очередь при составлении Программы, является укрепление здоровья, благодаря занятиям спортом, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, самостоятельности в принятии верных решений. А также овладение ключевыми компетенциями, которые помогут применять полученные знания и навыки в дальнейших образовательных и практико-ориентированных, жизненных процессах.
Выполнению основной цели служит реализация следующих образовательных задач, которые решаются учащимися, занимающимися физической культурой:
- формирование представлений о физической культуре и ее значении в жизнедеятельности человека, укрепление здоровья занимающихся и содействие гармоничному развитию личности
- обучение элементам и упражнениям таких видов спорта, как легкая атлетика, гимнастика, подвижные и спортивные игры
- содействие в воспитании нравственных и волевых качеств закладываемой в будущем личности
- приобретение основных качеств и знаний в области физической культуры, касающихся укрепления здоровья
- развитие интереса к самостоятельным и дополнительным занятиям спортом и обучение простейшим способам самоконтроля за физической нагрузкой
3. Общая характеристика учебного предмета
Физическая культура – это учебный предмет в общеобразовательной школе, направленный на получение учащимися фундаментальных теоретических и практико-ориентированных знаний о значении физической культуры, спорта в гармоничном развитии человека; определение степени положительного влияния, которую занятия спортивными видами деятельности на регулярной основе, оказывают для формирования полноценной личности в социуме.
4. Место предмета в учебном плане
Учебный курс по «Физической культуре» в соответствии с требованиями ФГОС относится к предметной области «Физическая культура и Основы безопасности и жизнедеятельности человека». В недельном цикле для учащихся классов, представляющих начальную школу, проводятся три обязательных урока по физической культуре, представленных в базисном (образовательном) учебном плане, подлежащим выполнению всеми общеобразовательными учебными заведениями РФ.
В ГБОУ «Школа №760 имени А.П.Маресьева» Учебный план на 2018-2019 учебный год по предметной области «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов закреплен к выполнению локальным нормативно-правовым документом, составленным на основе федерального законодательства, следующим образом: 2 урока физической культуры в неделю (выполнение базового компонента) и 1 урок в неделю ритмической гимнастики, который проводят специально обученные по этому направлению учителя ( выполнение вариативно-развивающего компонента).
В связи с вышеизложенным, трудоемкость Программы для учеников 2-ого класса составляет 68 учебных часов в году ( 2 урока в течении 34 учебных недель)
5. Содержание учебного предмета
Структура и содержание предмета в Программе предлагаются в конструкции двигательной деятельности с выделением четко выраженных основных учебных разделов: «Знания о физической культуре (информационный компонент)», «Способы двигательной деятельности (операционный компонент)», «Физической совершенствование» (мотивационный компонент).
Раздел «Знания о физической культуре» полностью соответствует познавательной активности в развитии человека. В него включены дидактические единицы о природе, становлении общества, физическом развитии и стремлении к нему человека.
Раздел «Способы двигательной деятельности» включает в себя темы понимания важности самостоятельных занятий физической культурой и спортом, обозначает способы организаций спортивных занятий и контроля за физическим развитием занимающихся.
Содержание раздела «Физическое самосовершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя задания и темы, связанные с освоением жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и умений из представленных в Программе видов спорта, а также общеразвивающих упражнений различной функциональной направленности.
6. Результаты освоения учебного предмета:
В результате освоения представленной Программы ученик 2-го класса научится ( предметные и метапредметные) результаты:
- изложению фактов истории спорта и наиболее популярных спортивных видов
- измерению индикаторов физического развития (рост, вес, основы самоконтроля)
- обнаружению ошибок при выполнении учебных заданий, основных двигательных действий и сумеет найти варианты их исправления
- бережному обращению со спортивным инвентарем и снарядами
- организации отдыха и проведению досуга средствами физической культуры и спорта
Также, ученик может научиться ( личностные результаты):
- проявлению положительных качеств личности, умению применять взаимовыручку в сложных жизненных ситуациях
- проявлению дисциплинированности, трудолюбия, выдержки, системности при стремлении к достижению цели
- оказанию помощи сверстникам и уважения к ним
- обеспечение безопасности и сохранности природы при организации и проведении соревнований, спортивных праздников, проводимых ивне школы
7. Тематическое содержание
Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Отрабатываемые УУД |
Знания о физической культуре: Эффективная польза для человека от систематических занятий спортом. Становление олимпийского движения современности. Основные олимпийские знаки, символика. Физические упражнения и их отличие от простых действий. Комплекс утренней гимнастики, утренняя зарядка. Подвижные игры и их проведение в помещении и на улице. | | Знать и объяснять значение физической культуры и ее роль в жизни человека. Иметь представление о символике олимпийского движения, его основных атрибутах. Понимать значение основ утренней гимнастики в деле физического развития. Уметь организовывать со сверстниками подвижные игры на уроках и досуге. | Познавательные, коммуникативные регулятивные |
Нормы техники безопасности. Знакомство с основными разделами предмета «Физическая культура» на вводном уроке | 1 | Знать нормы ТБ при занятиях спортом, получить информацию о проведенном инструктаже. Понимать: какие основные учебные разделы будут изучаться на уроках | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Легкая атлетика с элементами подвижных игр и кроссового бега: Совершенствование навыков бега с высоким подниманием бедра, бег с ускорением,с изменением направлений движения (змейкой, по кругу), бег из разных исходных положений. Обучение техники высокого и низкого старта, совершенствование навыков старта по командам, техника выполнения ускорения и набегания на финиш. Совершенствование техники прыжков на1-2 ногах, на месте и с продвижением вперед, левым и правым боком, с места и разбега в длину и высоту. Техника кроссового бега на длинные дистанции- обучение. Развитие в медленном беге в чередовании с ходьбой выносливости. | 31 | Уметь и правильно выполнять в совершенном виде беговые задания разных видов, прыжки из разных исходных положений и различными способами. Понимать и уметь объяснить чем бег с низкого старта отличен от бега со старта высокого. Выполнять технику бега с высокого и низкого старта в различных упражнениях. Объяснить и выполнять технику ускорения по команде учителя, а также технику финиширования при беге на короткие и средние дистанции. Выполнять задания на развитие выносливости при элементах кроссового бега. Понимать значение качества выносливость для физического развития. | Познавательные, коммуникативные регулятивные |
Гимнастика с элементами акробатики: Совершенствование навыков выполнения команд и приемов - построение в 1-2 шеренги, выполнение команд Смирно, Вольно, Равняйсь. Совершенствование поворотов в строю на месте. Обучение поворотам в строю при движении. Размыкание и смыкание приставным шагом. Акробатика - упоры, седы, выполнение перекатов на мате, кувырок вперед и назад. Перемещение по гимнастической скамейке ползком, прыжками через скамейку, перемещение по шведской стенке. Поднимание и опускание согнутых ног на низкой перекладине. Обучение подтягиванию на перекладине и подниманию и опусканию туловища в висе. Совершенствование навыков обучения при лазанье по канату в 2-3 приема. | 16 | Знать и уметь четко выполнять повороты и перестроения в строю, понимать и объяснить чем колонна отличается от шеренги. Уметь выполнять правильную работу руками и ногами при маршировке в колонне на месте и движении. Выполнять правильно упражнения кувырок вперед и назад, перекаты. Уметь выполнять лазанье по шесту при соблюдении правильной техники. Понимать основные навыки и правильные действия при выполнении подтягивания и поднимания-опускания туловища на перекладине и уметь их выполнять по заданию учителя. | Познавательные, коммуникативные регулятивные, личностные |
Подвижные игры с элементами спортивных игр: баскетбол, волейбол (пионербол) Совершенствование двигательных действий и знаний правил подвижных игр: «Воробьи-вороны», «Рыбак», «Третьий -лишний», «Салки», «День и ночь» Совершенствовать двигательные действия подвижных игры в формате эстафеты с предметами и без. Элементы спортивных игр- обучение подбрасыванию и ловле мяча, вращению мяча вокруг туловища, головы, ног. Эстафеты с мячами, игра с мячом «Выжигалы».Совершенствование навыков бросков облегченного мяча в кольцо на точность, обучение основным способам ведения мяча в баскетболе. Обучение основным передачам мяча в баскетболе при работе парами и тройками. | 8 | Знать правила основных игр, соблюдать их в игровой ситуации. Научиться организовывать подвижные игры со сверстниками. Овладеть техникой подбрасывания и уверенной ловли мяча, уметь выполнить наиболее применяемые передачи мяча партнеру при работе в парах-тройках. Выполнять технически правильные действия с мячом при проведении спортивных игр, в соревновательной обстановке. Знать и понимать основные виды передач мяча и уметь их применять по команде учителя. | Познавательные, коммуникативные регулятивные, личностные |
Лыжная подготовка Основные правила ТБ при проведении уроков лыжной подготовки, развитие скоростных, координационных и силовых способностей при передвижении на лыжах. Освоение техники основных лыжных ходов: скольжение попеременным двухшажным с палками и без палок. Обучение с последующим совершенствованием спуска на лыжах в основной стоке, соблюдение стойки лыжника при подъеме. Обучение развороту на лыжах поворотом и переступанием. | 12 | Научиться правильно передвигаться на лыжах по дистанции, применяя технику основных ходов. Закрепить выполнение правильной техники поворотов и разворотов переступанием, уметь соблюдать стойку лыжника на подъеме и спуске, правильно тормозить лыжами и при помощи палок. | Познавательные, коммуникативные личностные регулятивные |
8 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Дополнительная литература:
Лях, В.И., «Примерная программа по Физической культуре по учебнику В.Ляха для 1-4 классов», М, 2017 г.
Матвеев, А.П. «Примерная программа по Физической культуре для 2 –ого класса», М, 2017 г
Лях, В.И. «Мой друг-физкультура: учебник для учащихся 1-4 классов», М, 2017 г.
Технические средства обучения:
Ноутбук, проектор, интерактивный монитор
Музыкальный центр
Учебно-практический инвентарь:
Мячи баскетбольные, волейбольные
Лыжи беговые, лыжные палки
Гимнастический инвентарь - конусы, скакалки, детские перекладины, гимнастические маты, шест для лазанья, шведская стенка,
9 Планируемые результаты освоения Программы
Мальчики |
№ | Упражнения | Оценка |
| | «5» | «4» | «3» |
1 | Прыжок в длину с места (см) | 142 | 128 | 115 |
2 | Челночный бег 3х10м (сек.) | 9.2 | 9.8 | 10.4 |
3 | Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 45 | 35 | 24 |
4 | Поднимание туловиша за 1 мин. | 33 | 28 | 20 |
5 | Наклон вперед сидя ( см) | +9 | +6 | +4 |
6 | Бег 30м ( сек) | 5.3 | 6.5 | 7.1 |
8 | Подтягивание в висе ( раз) | 4 | 3 | 2 |
Девочки «5» «4» «3» |
1 | Прыжок в длину с места (см) | 133 | 124 | 98 |
3 | Челночный бег 3х10м (сек.) | 9.7 | 10.5 | 11.2 |
4 | Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 48 | 35 | 28 |
5 | Поднимание туловиша за 1 мин. | 23 | 17 | 14 |
6 | Наклон вперед сидя ( см) | 12 | 8 | 5 |
7 | Бег 30м ( сек) | 5.7 | 6.6 | 7.2 |
9 | Подтягивание в висе лежа (раз) | 10 | 6 | 4 |