СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету "История",9 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа по учебному предмету «история» предназначена для описания организации учебного процесса по предмету основного общего образования (9 класс). Согласно федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений; региональному компоненту общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; учебному плану образовательной организации на изучение истории в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету "История",9 класс»


Приложение

к образовательной программе

основного общего образования


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением отдельных предметов»


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

истории и обществознания

Руководитель МО

_________Носкова С. В.

Протокол № 6

от 20.06.2017

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета МБОУ «СОШ №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

Протокол № 10

от 22.06.2017

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

___________ Е. Н. Тюляева

Приказ № 753-О

от 26.06. 2017





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ИСТОРИЯ

для 9 класса

(базовый уровень)

(2 часа в неделю, всего – 70 часов)



















Составитель: Казарян С. А.,

учитель истории и обществознания







г. Мегион, 2018 г.

Аннотация

к программе по учебному предмету история

Данная программа по учебному предмету «история» предназначена для описания организации учебного процесса по предмету основного общего образования (9 класс). Согласно федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений; региональному компоненту общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; учебному плану образовательной организации на изучение истории в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание учебного предмета, учебно-тематический план, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе, контроль реализации программы, список литературы.



































Пояснительная записка к рабочей программе

Программа по истории России предназначена для 9-х классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и программы по истории России (авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России Программы общеобразовательных учреждений, 6-9 кл., М.: Просвещение, 2014), и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану (2 часа в неделю, 70 часов в год).

Одной из важнейших функций изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации. Это в первую очередь относится к отечественной истории. Структура и объем часов настоящей программы в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым Министерством общего и профессионального образования. Ее отличительной чертой является органическое единство новых научных подходов и методических приемов с классическими традициями российской исторической школы.

Главным при этом остается лишь основная цель исторического образования школьников – формирование гражданского самосознания молодых россиян, воспитание патриотизма, приобщение их как к национальным, так и мировым культурным традициям.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегрированное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.

Программа снабжена списком литературы для учителей, в ней даны темы для углубленного изучения предмета, прослеживается соотнесение содержания с другими предметами гуманитарного цикла, перечисляются основные формы контроля, которые преподаватель может использовать при оценке знаний и умений учащихся, а также понятия тем, необходимые для организации дискуссий и семинаров.

Структура программы позволяет более успешно выделить основные взаимосвязи исторического процесса, главное содержание исторического развития нашей Родины. В то же время она нацелена на дополнение основного материала многими сюжетами и позициями, необходимыми в школах с углубленным изучением социально-гуманитарных дисциплин, в том числе с историческим профилем.

Программа содержит ряд новых научных подходов и выводов. Вместе с тем они не подменяют традиционных взглядов и оценок, а приглашают учителя и ученика к дискуссии по наиболее актуальным проблемам отечественной истории. Это позволит строить работу в рамках программы на разных уровнях, с учетом способностей конкретного учащегося.

Изучение истории в 9 классе направлено на достижении следующих целей:

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных традициях, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

Курс рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю), в рамках курса изучаются ряд тем по новейшей истории зарубежных стран (включены в 9 уроков).

Формы контроля:

1. Повторительно-обобщающие уроки по темам: «Россия в конце XIX - начале XXвв», Великая российская революция. 1917-1921 гг, «СССР в период между мировыми войнами - опыт строительства социализма», «Государство и народы СССР в Великой Отечественной войне(1941-1945г.г.)», «СССР в послевоенный период (1945-1953г.г.)», «Построение экономических основ индустриального общества в СССР в 1953-1964г.г», «СССР в середине 1960-1980-х годах: Кризис социально-экономической и политической системы», «СССР в 1985-1991годах: реформирование советской системы», «Новая Россия. 1991-2014годы»

2. Итоговый контроль знаний основных понятий и умений курса 9 класса (тестовая работа) по теме «Россия и мир в XX-XXIв.в..»

В течение изучения материала в учебном году будет проводиться текущий контроль в виде небольших фрагментов уроков.

При реализации программы используются различные образовательные технологии (технология деятельностного подхода, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения и др.), а также электронное обучение посредством комплексной автоматизированной информационной системы.
























Содержание учебного предмета

Тема 1. Россия в конце XIX – начале XX вв.

  • Российское общество на рубеже XIXXX вв.

- Территория Российской империи. Административное деление управление. Численность населения, его этнический и конфессиональный состав. Городское и сельское население. Культурный и образовательный уровень населения. Изменение быта. Особенности процесса модернизации в России начала XX века.

  • Социально-экономическое развитие России

- Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Значение иностранного капитала в развитии экономики. Монополистический капитализм в России и его особенности. Появление новых отраслей производства и технологий (нефтепереработка, электротехническая и химическая промышленность, др.). Русские купцы и промышленники. Рост численности рабочего класса. Сельское хозяйство. Преобладание отсталых методов хозяйствования. Аграрное перенаселение. Основные проблемы социально-экономической модернизации России. Влияние мирового экономического кризиса начала XX века на экономическую жизнь России.

  • Внешняя политика Николая II в 1984-1904 гг.

- Основные направления внешней политики России на рубеже XIX – XX в.в. Мирные инициативы России. Дальневосточная политика Николая II. Отношения с Китаем и Японией. Русско-японская война: причины, ход, значение. Причины поражения России. Портсмутский мир. Россия, Антанта и Тройственный союз.

  • Внутренняя политика России в 1984-1914 гг.

- Личность Николая II. Преемственность политического курса. Борьба консервативных и либеральных сил в высших эшелонах власти: С.Ю.Витте и В.К.Плеве. Рост Влияния Министерства внутренних дел. Обострение политической ситуации в стране в начале XX века. Зубатовский социализм. Либеральные проекты П.Д.Святополк-Мирского.

- Национальная политика. Продолжение процесса русификации национальных окраин. Обострение еврейского вопроса. Национальные движения.

  • Общественно-политические движения в начале XX века.

- Нарастание конфронтации между властью и обществом. Радикализация общественного движения.

- Организационное оформление политических течений, начало формирования российской многопартийности. Образование партии социалистов-революционеров (ПРС). В.М. Чернов. Формирование большевистского и меньшевистского крыла в РСДРП. В.И.Ленин и Ю.О.Мартов.

Первая общероссийская либеральная организация «Союз освобождения». П.Б.Струве и П.Н.Милюков.

  • Начало первой российской революции. 1905г.

- Причины революции. Кровавое воскресенье. Революционные выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. «Союз Союзов». Роль профессиональных союзов в революционных событиях. Восстание на броненосце «Потемкин». Всероссийский крестьянский союз. Булыгинская дума. Деятельность Советов.

- Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября и отношение к нему различных политических сил. Формирование консервативных и либеральных политических партий.

- Декабрьское вооруженное восстание.

  • Политические реформы 1906-1907 гг.

- «Основные законы» 1906г. Выборы в I и II Государственную думу. Партии и думские фракции. Деятельность I и II Государственной думы. Взаимоотношения Думы и правительства. Деятельность фракций, законодательные проекты. Особенности российского парламентаризма. Национальные движения. Рабочее и крестьянское движения 1906-1907г.г. и его значение. Крестьянские наказы. Волнения в армии. Назначение П.А.Столыпина на пост премьер-министра. Роспуск II Государственной думы – окончание революции. Результаты первой российской революции.

  • Социально-экономическое развитие России в 1907-1914 гг.

- Реформы П.А.Столыпина. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Школьная реформа. Выход крестьян из общины. Переселенческая политика. Разрушение общины. Изменения в жизни крестьян и дворянском быту. Первые результаты реформ и их противоречивость.

- Рост внутреннего рынка. Развитие кооперации. Промышленный подъем. Появление новых отраслей промышленности (самолетостроение, автомобилестроение и др.). Развитие транспорта. Рост экспорта сырья и сельскохозяйственной продукции.

- Усиление процесса урбанизации и развитие градостроительства. Изменение в облике городов, в составе и численности населения. Образ жизни и нравы различных слоев городского населения (служащие, лица свободных профессий, промышленники, купцы, рабочие).

  • Политическая жизнь России в 1907-1914 гг.

- Влияние изменений в социально-экономической жизни на общественное сознание. Новый избирательный закон. III и IV Государственные думы. Усиление роли либеральных фракций. Октябристы как правительственная партия.

- Убийство П.А.Столыпина. Изменение правительственного курса. Спад политической активности масс в первые послереволюционные годы. Идейные поиски в среде социалистов и либералов. «Вехи». Политическое провокаторство: Е.Ф. Азеф и Р.В.Малиновский.

- Нарастание революционных настроений в 1912-1914 гг. Ленский расстрел. Ужесточение национальной политики правительства. Ликвидация автономии Финляндии. Противоречия политической модернизации.

  • Серебряный век русской культуры (начало XXвека)

- Развитие системы образования и рост грамотности населения. Научные открытия русских ученых всемирно-исторического значения. Развитие географической науки. История и общественные науки.

- Влияние общественно-политической жизни страны на русскую литературу. Различия во взглядах на общественную роль литературы. Общественная деятельность Л.Н.Толстого и В.Г.Короленко. А.М.Горький,

-Серебряный век русской литературы. А.А.Блок, В.Я.Брюсов, И.А.Бунин, А.И.Куприн. Новые литературные направления. Вклад русской литературы начала XX века в мировую культуру.

- Архитектура. Ф.О.Шехтель, А.В.Щусев. Развитие живописи. Реализм и новее направления в русской живописи: модерн, символизм, авангард. Художественные общества и выставки. «Мир искусства». Вклад русской живописи начала XX века в мировую культуру. И.Е.Репин. М.А.Врубель. К.С.Петров-Водкин. Р.Р.Фальк. М.Шагал.

- Новые тенденции в развитии русского музыкального и театрального искусства. Творчество А.Н.Скрябина, И.Ф.Стравинского, С.В.Рахманинова, Ф.И.Шаляпина. С.П.Дягилев. А.П. Павлова. Драматический театр в новых общественно-политических условиях. Появление русского кинематографа.

  • Повторительно-Обобщающий урок по теме «Россия в конце XIX- начале XX вв.»

Тема 2. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.

  • Россия в первой Мировой войне.

- Россия в системе международных отношений накануне первой Мировой войны. Вступление России в войну. Патриотический подъем в начале войны. Внутриполитическая ситуация и позиция различных партий.

- Перестройка социально-экономической системы. Рост военного производства. Победы и поражения на фронтах. Роль Восточного фронта в войне. Социально-экономический кризис и рост антивоенных настроений к концу 1916г.

- Показатели политического кризиса к 1917г. («чехарда министров», оценка в обществе деятельности Г.Е.Распутина). «Прогрессивный блок». Политическая и экономическая ситуация в России в начале 1917г.

  • Начало революции 1917г.

- Революционные события февраля 1917г. В Петрограде. Отречение Николая II, падение монархии. Образование Временного правительства. Формирование Советов. Двоевластие в центре, в провинции, в армии.

- Основные политические силы (либералы, умеренные социалисты, радикалы), их программы, лидеры и предлагаемые варианты развития страны.

  • Кризис государственной власти весной-осенью 1917г.

- Апрельский кризис Временного правительства. Создание правительственной коалиции. А.Ф.Керенский. I Всероссийский съезд Советов. Неудачное наступление русской армии в июне 1917г. Обострение национального вопроса. Июльский кризис.

- Государственное совещание. Курс большевиков на вооруженный захват власти. Выступление генерала Корнилова. Провозглашение России республикой. Процесс большевизации Советов. Демократическое совещание, Временный Совет республики. Идея однородного социалистического правительства. Церковный собор и его решения.

  • Установление власти большевиков (октябрь 1917г. – январь 1918г.)

- Подготовка большевиками вооруженного восстания. Переход власти в руки большевиков. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты Советской власти. Установление новой власти на местах. Комитеты спасения Родины и революции.

- Декларация прав народов России. Ликвидация сословного строя. Отделение церкви от государства и школы от церкви. Система центральных и местных органов управления Советского государства. Образование коалиционного большевистско-левоэсеровского правительства. В.И. Ленин. Л.Д. Троцкий. Я.М. Свердлов. М.А. Спиридонова. Начало переговоров с Германией.

- Созыв и роспуск Учредительного собрания. III Всероссийский съезд Советов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

- Образование национальных государств на окраинах бывшей Российской империи.

  • Установление однопартийной диктатуры РКП(б) в Советском государстве.

- Большевики во главе государства. Идеи диктатуры пролетариата и мировой революции.

- Борьба вокруг Брестского мира. IV съезд Советов, распад большевистско-левоэсеровского правительства. Борьба за Советы весной 1918г. Исключение из ВЦИК меньшевиков и правых эсеров. V съезд Советов. Левоэсеровское вооруженное выступление 6 июля 1918г. И его последствия. Формирование однопартийной системы в Советском государстве. Принятие Конституции РСФСР.

- Сращивание партийных и государственных органов. Формализация деятельности Советов и профсоюзов. Роль репрессивных органов в жизни Советского государства. Бюрократизация партийных и государственных органов.

  • Экономическая политика советской власти. «Военный коммунизм».

- Влияние гражданской войны на социальную и экономическую политику большевиков. Национализация промышленности и банков. Централизация управления экономикой, образование Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). Введение и отмена рабочего контроля. Введение натуральной оплаты труда. Всеобщая трудовая повинность.

- Реализация Декрета о земле. Социально-экономические преобразования в деревне. Появление новых типов хозяйств. Переход к чрезвычайной продовольственной политике. Продотряды. Комбеды. Ужесточение продовольственной политики в 1919г., введение продовольственной разверстки. Крестьянские выступления.

- Упразднение товарно-денежных отношений. Запрет частной торговли. Карточная система распределения. Репрессии в отношении представителей эксплуататорских классов. Падение уровня жизни.

- Контроль за духовной жизнью общества со стороны Советского государства. Преследование инакомыслящих. Внедрение атеистического мировоззрения, разрушение храмов, преследование духовенства. Начало эмиграции деятелей науки и культуры.

  • Начало Гражданской войны в России.

- Причины и основные этапы гражданской войны. Первые столкновения между новой властью и ее противниками. Создание Красной Армии. Обострение социальных противоречий в стане весной 1918г. Формирование противоборствующих лагерей: красные и белые. Волнения рабочих. «Демократическая контрреволюция»

- Мятеж чехословацкого корпуса. Комуч. Красный и белый террор. Расправа с членами дома Романовых. Покушение на В.И. Ленина. Рост крестьянских выступлений. Появление «зеленого» движения.

  • Красные против белых. Народы России в Гражданской войне

- Расширение белого движения и иностранная интервенция. Добровольческая армия под командованием А.И. Деникина. Адмирал А.В.Колчак.

- Решающие сражения на фронтах гражданской войны, победа красных. М.В.Фрунзе. Первая Конная армия.

- Советско-польская война. М.Н.Тухачевский. Разгром армии генерала П.Н.Врангеля в Крыму. Завершение гражданской войны. Военные действия в Закавказье, Средней Азии, на Дальнем Востоке. В.К.Блюхер. Установление советской власти и образование советских социалистических республик на окраинах бывшей Российской империи.

  • Крестьянство в Гражданской войне. Политический кризис 1920 – 1921 г.

- Кризис власти РКП (б) и политики «военного коммунизма». Экономическая разруха (упадок промышленности, транспортная проблема, расстройство финансов, нехватка товаров первой необходимости).

Нарастание крестьянских выступлений. Оппоненты большевиков о путях выхода из кризиса. Кронштадское восстание. X съезд РКП (б). Переход к НЭПу.


Тема 3. СССР на путях строительства нового общества

  • Образование Союза Советских Социалистических Республик

- Советские республики после окончания гражданской войны и интервенции – их социально-экономическое, внутриполитическое и международное положение; предпосылки объединения. Дискуссии по вопросу объединения советских республик. Образование СССР. Первая Конституция СССР. Национальная политика и межнациональные отношения в условиях диктатуры РКП (б).

  • Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-х гг.

- СССР в системе послевоенных международных отношений. Идейные основы и основные направления внешней политики. Преодоление дипломатической и экономической изоляции Советского государства. Заключение политических и экономических соглашений со странами Востока (Ираном, Турцией, Афганистаном, Монголией). Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Полоса признания СССР. Дипломатические конфликты с западными странами. - СССР и деятельность Коминтерна. Принцип пролетарского интернационализма. СССР и мировое революционное движение.

  • Социально-экономическое развитие СССР в годы НЭПа.

-Основные направления нэпа: продналог, частичная денационализация промышленности, привлечение в экономику иностранного капитала, концессии. Проблема многоукладности народного хозяйства.

Перестройка системы управления государственным сектором экономики. Планирование в государственном секторе. Денежная реформа. Восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства. Расширение торговой сети и сферы услуг. Кооперативное движение.

- Изменение социальной структуры общества: рост численности пролетариата, появление нэповской буржуазии, увеличение числа государственных служащих.

- Рост уровня жизни в городе и деревне. Изменение быта горожан и сельских жителей. Социальная политика государства. Трудности НЭПа. Ножницы цен. Безработица. Жилищная проблема. Кризис хлебозаготовок. Переход к нормированному распределению товаров.

  • Политическая жизнь СССР в 20-е гг. XX в.

- Противоречия между экономической и политической системами СССр в период НЭПа. Продолжение процесса сращивания партийного и государственного аппарата. Группы и течения в коммунистической партии. Резолюция X съезда РКП(б) «О единстве партии». Дискуссии в правящей партии о путях построения социализма, внутрипартийной демократии.

- Борьба за личную власть в руководстве ВКП(б) в период болезни и смерти В.И.Ленина. Расправа И.В.Сталина с политическими оппонентами в коммунистической партии. Окончательная ликвидация оппозиционных партий (эсеров, меньшевиков). Начало формирования режима личной власти И.В.Сталина. Курс на построение социализма в одной стране.

  • Ускоренное строительство социализма в 30-е гг. XX в. – модернизация промышленности.

- Курс на создание плановой экономической системы. Отход от НЭПа. Возвращение к чрезвычайным мерам в экономике. Централизация хозяйственной жизни. Разработка и принятие пятилетних планов.

- Индустриализация. Решение проблем финансирования. Система ГУЛАГа как дополнительный источник рабочей силы. Стройки первых пятилеток. Военно-промышленный комплекс в экономике. Появление новых отраслей промышленности. Курс на создание закрытой экономической системы. Первые итоги индустриализации, цена успехов.

  • Коллективизация сельского хозяйства.

- Причины, цели и способы проведения коллективизации. Репрессии в отношении крестьян. Политика ликвидации кулачества как класса. Сопротивление крестьянства насильственной коллективизации. Результаты и последствия сплошной коллективизации.

  • Оформление политической системы СССР в 30-е гг. XX в.

- Формирование тоталитарного режима. Сосредоточение рычагов государственного управления в руках Политбюро ЦК ВКП (б) во главе с И.В.Сталиным. Окончательная ликвидация оппозиционных настроений в партии.

- Массовые репрессии. Политические судебные процессы. Возрастание роли НКВД в системе органов государственной власти. ГУЛАГ, Последствия репрессивной политики.

- Преобразование в органах государственной власти. Конституция 1936г.: несоответствие демократического характера Конституции и социально-политических реалий советского общества.

- Общественные организации в СССР как проводники партийной политики. Национальная политика. Фактическое превращение СССР в унитарное государство.

  • Духовная жизнь СССР, культура 20-30-х годов.

- Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества и ее идеологизация в 20-е г.г. Борьба с религиозным мировоззрением Ии инакомыслящими. Изменения в системе образования. Классовый подход при приеме в высшие учебные заведения. Отражение событий революции и гражданской войны в литературе. Пролеткульт. Эмиграция деятелей науки и культуры из СССР. Развитие школьного и среднего профессионального образования в условиях экономической модернизации. Расширение сети высших учебных заведений. Формирование советской интеллигенции. Создание системы идеологического контроля за духовной жизнью общества.

- Развитие науки и техники. Открытия советских ученых. Советские изобретатели и конструкторы. Наука под идеологическим давлением. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в исторической и других общественных науках.

Социалистический реализм как официальное художественное направление. Искусство и литература на службе политическому режиму. Репрессии против творческой интеллигенции и проявление оппозиционных настроений. Архитектура и искусство. Социалистический реализм в изобразительном искусстве: достижения и потери. Театр и кинематограф как орудие идеологии.

  • Внешняя политика Советского Союза в 1930-х годах.

- Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Политика коллективной безопасности в Европе. М.М.Литвинов. Вступление СССР в Лигу Наций. Советско-французский договор о взаимопомощи.

- Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Советская помощь республиканцам в период гражданской войны в Испании.

- Дальневосточная политика СССР. Советско-китайский конфликт на КВЖД. Помощь СССР Китаю в борьбе с японской агрессией. Советско-японский вооруженный конфликт в районе озера Хасан.

- Изменение приоритетов советской внешней политики после подписания Мюнхенского соглашения. В.М. Молотов. Сближение с Германией. Неудача советско-англо-французских переговоров летом 1939 г. Заключение пакта о ненападении с Германией. Разграничение сфер влияния в Европе.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «СССР на путях строительства нового общества»


Тема 4. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. (7ч)

  • Советский Союз в предвоенные годы.

- Внешняя политика СССР в условиях начала войны. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии. Расширение экономического и политического сотрудничества с Германией.

- Советско-финская война 1939-1940 гг. Исключение СССР из Лиги Наций. Результаты советско-финской войны. Расширение территории СССР в 1940 г. Присоединение Бессарабии и Северной Буковины. Образование советских республик в Прибалтике и их вступление в состав СССР.

- Советско-японский конфликт в районе реки Халхин-Гол. Договор о ненападении с Японией.

- Меры государства по укреплению военной мощи. Ужесточение трудовой дисциплины. Рост военного производства. Разработка новых видов вооружений. Перевооружение армии.

  • Начало Великой Отечественной войны.

- Периодизация Великой Отечественной войны. Силы и планы сторон накануне войны.

- Начало войны. Патриотический подъем в стране. Неудачи Красной Армии летом и осенью 1941 г. Преобразование органов государственного и военного управления. Оборона Москвы. Провал германского плана молниеносной войны.

- Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941-1942 гг. советские полководцы Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С.Конев, К.К. Рокоссовский, Б. М. Шапошников. Герои Московской битвы. Военное и политическое значение битвы за Москву. Начало формирования антигитлеровской коалиции.

  • Немецкое наступление в 1942 г. Предпосылки коренного перелома.

- Ситуация на фронте весной 1942 г. планы воюющих сторон. Наступление немецкой армии на юге летом 1942 г. начало Сталинградской битвы.

- Положение на территориях, подвергшихся немецкой оккупации. Борьба с оккупационным режимом. Партизанское движение: территория, численность. Роль партизанского движения в борьбе с немецко-фашистской агрессией. Крупнейшие партизанские соединения. С.А. Ковпак.

- Образование антигитлеровской коалиции. Начало военных поставок по ленд-лизу. Итоги начального периода войны.

  • Советский тыл в Великой Отечественной войне.

- Людские и экономические потери СССР в первые месяцы войны. Падение уровня жизни населения. Карточная система. Моральное состояние общества. Неоправданность надежд германского командования на внутреннюю нестабильность советского режима. Народный характер Великой Отечественной войны – главная политическая предпосылка коренного перелома.

- Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Тыл в годы Великой Отечественной войны. Эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Рост военного производства как фактор, обусловивший победу СССР в войне. Труд женщин и детей. Сельское хозяйство в годы войны.

- Сплочение советского народа перед лицом общего врага. Вклад ученых и деятелей культуры в победу. Национальные отношения в СССР в годы войны. Православная церковь в годы войны.

  • Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

- Сталинградская битва. Окружение и разгром немецких армий под Сталинградом – начало коренного перелома. Массовый героизм советских солдат и офицеров -0 важнейший фактор победы под Сталинградом.

- Наступление Красной Армии зимой 1942 – весной 1943 гг.: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках фронта.

- Планы воюющих сторон на лето 1943г. Битва на Курской дуге и ее значение.

- Переход стратегической инициативы к Красной Армии. Освобождение Левобережной Украины. Битва за Днепр.

- Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.

  • СССР на завершающем этапе второй Мировой войны.

- Стратегическая обстановка к началу 1944 г. Операции советских войск зимой-весной 1944 г.: наступление в районе Ленинграда, Корсунь-Шевченковская и Ясско-Кишиневская операции, освобождение Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии – операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР.

- Освобождение стран Восточной Европы. Крымская (Ялтинская) конференция.

- Берлинская операция. Капитуляция Германии. Окончание Великой Отечественной войны. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

- Потсдамская конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Итоги второй мировой войны.

  • Повторительно-обобщающий урок на тему: «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг»

Тема 5. СССР в послевоенный период 1945-1953 гг.

  • Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. Начало «холодной войны».

- Коренные изменения в международной обстановке после второй мировой войны. Положение СССР на международной арене после второй мировой войны. СССР и Организация Объединенных Наций. Территориальные приобретения СССР. Основные направления внешней политики СССР. Начало «холодной войны».

- Поддержка Советским Союзом коммунистического движения в европейских странах. Приход к власти коммунистов в Восточной Европе, образование социалистического лагеря во главе с СССР. Разрыв отношений между СССР и Югославией. Начало организационного оформления советского блока, образование СЭВ. Берлинский кризис 1949 г., раскол Германии. Создание атомного оружия в СССР, начало гонки термоядерных вооружений. Складывание биполярного мира.

- Корейская война. Советская помощь Северной Корее. Осознание необходимости поиска путей к нормализации отношений между СССР и США.

  • Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.

- Экономические последствия войны. Восстановление экономики. Отказ СССР от участия в новых международных экономических структурах (Банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и т.п.), широкомасштабное использование труда заключенных.

- Переход промышленности на выпуск гражданской продукции. Восстановление промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Надежды на перемены аграрной политики.

- Восстановление путей сообщения, развитие транспорта. Торговля. «Черный рынок». Отмена карточной системы. Итоги экономического развития СССР в первые послевоенные годы.

  • Политическое развитие СССР в 1945-1953 гг. Национальная политика.

-Изменения в советской политической системе. Рост демократических настроений в обществе. Изменения в государственных и партийных структурах. Ужесточение политического режима. Национальная политика, репрессированные народы.

  • Духовная жизнь советского общества в первые послевоенные годы.

- Развитие науки и культуры. Надежды на ослабление идеологического контроля за общественной жизнью после войны. Усиление идеологического давления на общество. Подавление оппозиционных настроений. Преследование инакомыслящих. Борьба с западным влиянием в культуре. Репрессии против деятелей науки, литературы и искусства. Идеологизированные научные дискуссии и их влияние на развитие науки.

- Появление подпольных антисталинских организаций. Новый виток репрессий во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Смерть И.В. Сталина. Наследие сталинского политического режима.

  • Повторительно-обобщающий урок по теме «Советский Союз в послевоенный период (1945-1953г.г.)».

Тема 6. «СССР в 1953 г. – середине 60-х гг.XX в.»

  • Изменения в политической системе в 1953-1964 гг. Эволюция национальной политики.

- Проблема выбора пути после смерти И.В. Сталина. Борьба за власть, победа Н.С. Хрущева. Начало процесса реабилитации. XX съезд КПСС, критика сталинизма. Десталинизация. Национальная политика, восстановление прав репрессированных народов.

- Реорганизация системы государственного управления, предоставление больших прав местным руководителям. Вывод о полной и окончательной победе социализма и о начале строительства коммунизма в СССР. XXII съезд КПСС. Принятие новых программы и устава партии. Попытки демократизации внутрипартийной жизни. Итоги политического реформирования.

- Рост недовольства политическим курсом Н.С. Хрущева среди части партийного и государственного руководства. Экономические проблемы и нарастание недовольства населения. Заговор и снятие Н.С. Хрущева с партийных и государственных постов. Приход к власти Л.И.Брежнева.

  • Перемены в социально-экономической системе в 1953-1964 гг.

- Дискуссии о путях социально-экономического развития в середине 50-х гг. Промышленное развитие СССР, усиление дисбаланса между легкой и тяжелой промышленностью.

- Научно-техническая революция и развитие наукоемких отраслей. Создание новых научных центров и научно-исследовательских институтов. Научные и технические успехи СССР в 50-60-е гг.: освоение космического пространства, развитие атомной энергетики, авиа- и судостроения. Приоритет научных разработок для нужд военно-промышленного комплекса. Влияние соперничества СССР и США на развитие научно-технического прогресса.

- Сельское хозяйство – преобладание экстенсивных методов хозяйствования. Освоение целины: успехи и неудачи. Реорганизация МТС. Улучшение жизни колхозников. Наступление на подсобные хозяйства. Нехватка продовольствия, начало закупок хлеба за границей.

- Социальная политика: рост заработной платы, массовое жилищное строительство, повышение уровня жизни населения, реформа образования. Рост цен на продукты питания. Противоречивость результатов экономической политики Н.С. Хрущева.

  • Духовная жизнь страны в середине 50-х - начале 60-х гг.

- Влияние десталинизации на духовную жизнь советского общества, «оттепель». Сохранение системы идеологического контроля. Критика советской действительности и ее преследование со стороны властей. Частичное разрушение «железного занавеса». Самосознание и культура молодого поколения («шестидесятников»).

- Отражение жизни советского общества в произведениях литературы и искусства. А.И. Солженицын. Встречи руководителей ЦК КПСС с деятелями литературы и искусства. Границы «оттепели». Практика идеологических проработок в отношении деятелей литературы и искусства. Б.Л. Пастернак. Взаимоотношения церкви и государства. Возобновление гонений против церкви. Противоречивость духовной жизни советского общества в 50-60-е гг.

  • Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.

- Смена ориентиров советской внешней политики. Поиск диалога со странами Запада. Прекращение корейской войны.

- Политика СССР в отношении стран Восточной Европы. Создание Организации Варшавского Договора. Нормализация советско-югославских отношений. Начало кризиса международной системы социализма. Участие советских войск в венгерских событиях.

- Суэцкий кризис и отношение к нему СССР. Встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в Женеве в 1955 г. Установление дипломатических отношений с ФРГ. Визит Н.С.Хрущева в США. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Итоги внешней политики СССР в 50-х - начале 60-х гг.

  • Повторительно-обобщающий урок.

Тема 7. СССР в середине 60-80-х гг. Кризис социально-экономической и политической системы (5 ч)

  • Политическое развитие СССР.

- Нарастание консервативных тенденций в политической жизни. Возврат к прежним структурам управления. Усиление партийного контроля за деятельностью государственных органов. Развитие системы льгот и привилегий для партийного и государственного аппаратов. Усиление роли армии и органов безопасности. Л.И. Брежнев.

- Конституция 1977 г. Концепция «развитого социализма». Закрепление руководящей роли коммунистической партии в жизни советского общества. Вывод об образовании новой социальной и интернациональной общности – советского народа.

- Кризисные явления в советской политической системе. Развитие коррупции. Критика советской политической системы диссидентами. Правозащитное движение. Необходимость реформирования политической системы.

  • Социально-экономическое развитие СССР в середине 60-80-х гг.

- Экономические дискуссии середины 60-х гг., проблема экономического стимулирования производителя. Экономическая реформа 1965 г. Продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства, убыточность большинства колхозов и совхозов. Реформы в промышленности: неэффективные попытки внедрения принципов хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости.

- Усиление административного управления экономикой. Падение темпов роста производительности труда. Достижения советской науки. Сохранение приоритетности развития научных исследований для нужд военно-промышленного комплекса. Увеличение военных расходов, разрастание военно-промышленного комплекса.

- Развитие транспорта. Начало активной разработки нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Преобладание вывоза сырья в советском экспорте. Теневая экономика. Необходимость изменения хозяйственного механизма.

  • Духовная жизнь советского общества в 60-х - начале 80-х гг.

- Влияние кризиса советской системы на духовную жизнь общества. Усиление идеологического давления на общество. Рост оппозиционных настроений. Усиление цензуры и борьба с буржуазными веяниями. Эмиграция оппозиционных деятелей литературы и искусства. Отражение советской действительности в произведениях литературы, искусства и в кинематографе. Официально-охранительная и неофициозная тенденции в советской культуре.

  • Национальная политика и национальные движения.

- Нарастание противоречий между Центром и республиками. Образование националистических групп и организаций. Возникновение «инакомыслия».

- Всплеск национализма в союзных республиках.

  • Внешняя политика СССР в середине 60-80-х гг.

- Международная обстановка в середине 60-х гг. отношения СССР со странами Восточной Европы. «Пражская весна» 1968 г., ввод войск стран ОВД в Чехословакию. Ухудшение отношений с Китаем, вооруженные столкновения на советско-китайской границе.

- Достижение военно-стратегического паритета с Западом. Начало разрядки международной напряженности. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

- Размещение советских ядерных ракет в Восточной Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Окончание разрядки. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада, возобновление гонки ядерных вооружений. Отношения СССР со странами «третьего мира». Противоречия советской внешней политики.

  • Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в середине 60-80-х гг. Кризис социально-экономической и политической системы»

Тема 8. . Перестройка в СССР (1985-1991 гг.)

  • Предыстория и начало перестройки в СССР.

- Предпосылки коренных преобразований. Экономические эксперименты Ю.В. Андропова. Осознание властью необходимости экономических реформ. М.С. Горбачев. Апрельский (1985) пленум ЦК КПСС, курс на ускорение социально-экономического развития страны. Ставка на внеэкономические стимулы. Провозглашение политики перестройки и гласности.

  • Экономические реформы: от плановой экономики – к рыночной.

- Экономическая реформа 1987 г. Развитие арендного подряда в сельском хозяйстве. Противодействие консервативных сил экономической реформе. Падение промышленного и сельскохозяйственного производства, ухудшение жизни населения. Начало инфляционного процесса. Массовые забастовки. Программы перехода к рыночной экономике (программа союзного правительства и программа «500 дней»). Непоследовательный характер экономических реформ в СССР и их неудача.

  • Перемены в духовной жизни в годы перестройки.

- Особенности политики гласности. Ослабление идеологического контроля за духовной жизнью общества. Критика сталинизма. Возобновление процесса реабилитации жертв политических репрессий. Переоценка исторического прошлого.

- Отражение в литературе изменений в общественной жизни. Развитие театра и кинематографа. Роль средств массовой информации в изменении духовных ориентиров советского общества. Борьба консервативных и демократических тенденций в культурной жизни.

  • Реформа советской политической системы. Национальная политика

- Кадровая революция. Борьба реформаторских и консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Б.Н.Ельцин.

- Демократизация внутрипартийной жизни. XIX партийная конференция. Политическая реформа 1988 г.

- Усиление роли Советов. I Съезд народных депутатов СССР. Развитие начал парламентаризма. Изменения в советской Конституции. Введение поста президента СССР. Появление политических партий и общественно-политических движений. Возрождение многопартийности. Внутрипартийная борьба в КПСС. Основные течения внутри КПСС.

- Национальная политика. Межнациональные отношения и конфликты. Возникновение национальных движений.

- Выборы в органы власти союзных республик 1990 г. Новое руководство РСФСР и его курс на радикальные реформы. Отношения между союзными республиками и центром.

- Развитие центробежных тенденций. Проблема заключения нового союзного договора. Августовский политический кризис 1991 г. Крушение КПСС. Провозглашение независимости союзными республиками. Распад СССР. Образование СНГ.

  • Внешняя политика СССР. «Новое политическое мышление».

- Изменение концепции и ориентиров советской внешней политики. Провозглашение принципов «нового политического мышления». Начало процесса ядерного разоружения. Подписание договора о ликвидации ракет средней дальности. Развитие гуманитарного и экономического сотрудничества со странами Запада. Подписание договора о сокращении стратегических наступательных вооружений.

- Отношения со странами «третьего мира». Отказ от вмешательства в региональные конфликты. Вывод советских войск из Афганистана.

- Отношения со странами Восточной Европы. Отказ от вмешательства во внутренние дела восточноевропейских стран. Приход к власти демократических сил в странах ОВД. Рост антисоветских настроений. Вывод советских войск из стран Восточной Европы. Роспуск СЭВ и ОВД. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Неоднозначность политического курса М.С. Горбачева. Ослабление внешнеполитических позиций СССР.

  • Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в 1985-1991 гг.: реформирование советской системы»

Тема 9. Россия в конце XX в.

  • «Революция сверху» в экономике.

- Выбор пути экономических преобразований. Е.Т.Гайдар. либерализация цен и ее последствия. Экономические противоречия между центром и регионами. Начало приватизации, ее издержки. Развитие честного предпринимательства. Падение промышленного производства.

- Преобразование колхозов и сохранение различных типов сельских коллективных хозяйств как основных производителей продовольствия. Развитие фермерства. Проблема введения частной собственности на землю.

- Изменение социальной структуры российского общества. Социальные последствия экономических реформ. Появление новых социальных групп.

Место России в мировой экономике.

  • Реформа политической системы.

- Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Основные политические силы.

- Октябрьские события 1993 г. Выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.

- Стабилизация политической жизни после 1993 г. Развитие многопартийности в России и её особенности. Выборы в Государственную Думу 1995 г. Изменение в расстановке политических сил. Президентские выборы 1996 г. Победа Б.Н.Ельцина.

  • Российский федерализм и проблема межнациональных отношений.

- Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Подписание Федеративного договора. Заключение двусторонних договоров между центром и субъектами Федерации. Два варианта разрешения противоречий между центром и регионами: урегулирование отношений с Татарстаном, силовое решение в Чечне.

  • Внешняя политика Российской Федерации.

- Прекращение «холодной войны». Основные направления внешней политики России. Отношения со странами Запада. Российско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Завершение вывода российских войск из Германии и Прибалтики. Интеграция России в европейские структуры. Принятие России в Совет Европы.

- Отношения с блоком НАТО. Программа «Партнерство во имя мира». Проблема расширения НАТО на восток. Договор между Россией и НАТО 1997 г.

- Нормализация российско-китайских отношений. Договор о границе. Развитие экономических и культурных связей с Китаем. Российско-японские отношения, проблема Курильских островов. Военные и экономические связи с Индией. - Отношения со странами Ближнего Востока.

- Россия и страны СНГ. Роль России в разрешении региональных конфликтов (Молдавия, Таджикистан, Грузия, Нагорный Карабах). Договор о коллективной безопасности. Экономические связи между Россией и странами СНГ. Российско-украинские отношения. Проблема Черноморского флота. Отношения с Белоруссией. Заключение договора о создании содружества с Белоруссией в апреле 1997 г. Отношения с Прибалтийскими республиками. Проблема границ.

  • Духовная жизнь российского общества.

- Влияние социально-экономических и политических преобразований на духовную жизнь общества. Кризис советских духовных ценностей. Развитие плюрализма в духовной сфере. Усиление влияния религии на общественное сознание. Поиск новых духовных приоритетов российского общества. Возрождение национального самосознания и традиций народов России.

- Культура в новых социально-экономических условиях. Развитие молодежной субкультуры. Массовая культура. Развитие литературы. Театральная жизнь. Кризис российского кинематографа. Восстановление храмов. Музеи.

- Наука и образование в современной России. Перестройка работы научных учреждений в условиях перехода к рыночной экономике. Проблемы фундаментальной науки. Включение российской науки в мировой научный процесс.

- Реформирование высшего и среднего образования. Становление негосударственной системы образования. Развитие национальной школы в республиках.

Тема 10. Россия в начале XXI в.

Укрепление российской государственности. Новые государственные символы России. Реформа управления. Итоги политического развития страны в 2000-2018 гг. Переход к рыночной экономике. Отношения власти и церкви в начале XXI в. Внешняя политика России. Россия и мировой экономический кризис. Россия в системе международных отношений. Выборы в Государственную думу 2012 г. Президентские выборы 2018 г. Отношения между Россией и Западом по украинскому вопросу.





Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых явлений и процессов;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, сообщения;

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;

  • определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
































Контроль реализации программы


Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.






Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

1.

Россия в конце XIX - начале XX вв.

10

9

1

2.

Революция и Гражданская война в России

8

7

1

3

СССР на путях строительства нового общества

11

10

1

4.

Великая Отечественная война. (1941-1945 гг.)

8

7

1

5.

СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.)

5

4

1

6.

СССР в 1953 – середине 60-х гг. XX века

5

4

1

7.

СССР в середине 1960 – середине 1980-х годах XX века

5

4

1

8.

Перестройка в СССР (1985-1991)

5

4

1

9.

Россия в конце ХХ века.

6

5

1

10

Россия в начале ХХI века.

7

5

2

Итого:

70

59

11

Календарно-тематический план (история 9 классы, Казарян С. А.)


п/п

Дата/ неделя

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Тип урока

Виды контроля

Требования к уровню подготовки

Дополнительные знания, умения

(требования повышенного уровня)

Наглядные пособия и технические средства

Домашнее

задание



Тема 1. Россия в конце XIX - начале XX вв. (10 ч)



1

05.09

Государство и российское общество на рубеже XIX – XX вв.

1

Изучение нового материала

Вопросы

Знать характеристику российского общества, особенности российской модернизации и её влиянии на российское общество

Уметь работать с картой и текстом учебника

Учебник П.1,

карта

П.1, читать, с 10 № 1- 4 (устно). В контурной карте стр. 2-3 обвести границу Российской империи конца XIX - начало XX в.


2

08.09

Экономическое развитие России.

1

Комбинированный

Индивидуальные задания, устный ответ на вопросы

Знать особенности об уровне социально-экономического развития страны

Уметь работать с текстом учебника, документом, делать выводы

Учебник П.2,

карта

П.2, выучить термины стр. 16. В контурной карте обозначить все промышленные предприятия - атлас стр.4, опережающее задание: сообщения «Реформы С.Ю.Витте», «Реформы В.К.Плеве», «деятельность П.Д. Святополк-Мирского»


3

12.09

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

1

Комбинированный

Устный развернутый ответ на вопросы, задания

Знать политическую систему Российской империи начала 20 в

Уметь работать с историческим документом, излагать сквозные вопросы темы, анализировать , обобщать

Учебник

П.3

схемы, таблица

П.3, выучить термины, законспектировать программу РСДРП. Знать термин «диктатуру пролетариата», а так же стр. 26


4

15.09

Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.

1

Изучение нового материала

Проверка заполнения таблицы

Знать основные направления внешней политики России в начале 20в., причины, повод и последствия войны с Японией

Уметь работать с историческим документом, картой, самостоятельно делать выводы

Учебник П.4, карта, схемы

П.4, атлас.

Таблица «Дальневосточная политика России»,


5

19.09

Первая российская революция 1905 г. Реформы политической системы.

1

Комбинированный

Работа с документами, заполнение таблицы

Знать причины, характер, последствия первой российской революции

Уметь анализировать, обобщать, делать выводы, работать с историческим документом

Учебник П.5, карта

П.5, вопросы, задания с. 26 . Презентации


6

22.09

Экономические реформы.

1

Комбинированный

Работа над понятиями, фронтальная беседа, задания

Знать содержание и значение реформ Столыпина

Уметь участвовать в обсуждении, высказывать свое мнение, работать с исторической картой, самостоятельно делать выводы

Учебник П.6, карта

П.6, читать, отвечать на вопросы с.48 (устно). Учить термины с.47 – 48 9выписать их в тетрадь). Рассмотреть раздел «учимся быть историками», выбрать тему для обсуждения


7

26.09

Политическая жизнь России в 1907-1914 гг.

1

Комбинированный

Фронтальная беседа, самостоятельная работа

Знать причины ужесточения внутренней и национальной политики, национальных настроений в обществе

Уметь участвовать в обсуждении, высказывать свое мнение, работать с исторической картой, самостоятельно делать выводы

Учебник

П.7

П.7, читать, отвечать на вопросы с. 53, учить даты с. 53, рассмотреть с.54 и выбрать тему для историч. исследования.



8

29.09

Духовная жизнь Серебряного века

(начало XX века)

1

Комбинированный

Работа в группах

Знать достижения русской культуры начала 20 века

Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой, делать выводы, грамотно излагать материал на поставленные вопросы

Учебник

П. 8, карточки-задания, репродукции

П.8, читать, выучить термины с. 61, сообщения из доп.- ой литературы. Презентации


9

03.10

Россия в Первой Мировой войне

1

Изучение новой темы

Вопросы, задания

Знать причины, цели, итоги участия России в войне

Уметь работать с исторической картой, самостоятельно формулировать записывать в тетрадь главное из рассказа учителя

Учебник П.9

карта

П. 9, читать, отвечать на вопросы с. 71, готовить сообщения, таблица стр. 71. Учить термины с. 70-71.

В уч. Всеобщ.ист. П.№ 2-3 (анализировать)


10

06.10

Повторительно-обобщающий урок: «Россия в конце XIX - начале XX вв.»

1

Повторение и обобщение

Решение тестовых заданий, фронтальная беседа

Обобщить и повторить знания по теме

Учебник П.1-9, тестовые задания

П. 1-9, повторение


2. Великая российская революция. 1917-1921 гг. (8 ч)


11

10.10

Свержение монархии.

1

Комбинированный

Работа с документами стр.76, заполнение таблицы

Знать причины революции, падения монархии, внутреннюю политику

Знать: основные события февраля - октября 1917 г.

Уметь: определять сущность "двоевластия", работать с исторической картой, таблицей, высказывать оценочные суждения, подтверждать их фактами

Учебник П.10

схема таблица

П.10, читать, отвечать на вопросы с.79, термины и дата с.10 знать; из раздела "учимся быть историками" выбрать вопрос для исторического исследования.

В уч. Всеобщ.ист. П.№ 4


12

13.10

Россия весной-летом 1917 г.

1

Комбинированный

Работа с документом, заполнение таблицы

Знать причины революции, падения монархии, внутреннюю политику

Уметь анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, формулировать определения отдельных исторических понятий

Учебник П.11,

схема таблица

П.11,заполнить таблицу.

В уч. Всеобщ. ист. П.№ 5-6


13

17.10

Октябрьская революция.

1

Комбинированный

Вопросы, задания

Знать события октябрьской революции 1917 г.

Уметь анализировать первые декреты советской власти; работать со схемами, таблицами; устанавливать причинно-следственные связи, объяснять мотивы действий людей изучаемой эпохи

Учебник П.12, иллюстрации, документы,видиофильм

П.12, читать. отвечать на вопросы с. 93. Выучить даты и термины с. 92 (переписать их в тетрадь).

В уч. Всеобщ.ист. П.№7


14

20.10

Формирование советской государственности

1

Изучение новой темы

Тесты, вопросы

Знать причины и ход складывания однопартийной политической системы

Уметь работать с историческим документом, анализировать их, делать выводы, излагать сквозные вопросы темы

Учебник П.13, карта

П.13 читать, отвечать на вопросы с. 102. Выучить термины с. 102 и даты и перенести их в тетрадь.

В уч. Всеобщ.ист. П.№8


15

24.10

Начало Гражданской войны.

1

Изучение нового материала

Заполнение таблицы, работа с документом, вопросы

Знать причины гражданской войны и иностранной интервенции, целей политической и экономической программы белого движения, причин его поражения

Уметь работать с дополнительной литературой, устанавливать причинно-следственный связи между историческими явлениями

Учебник П.14, карта, документы

П.14,

Опережающее задание - сообщение «Возникновение Махновского движения – «Зеленые»


16

27.10

На фронтах Гражданской войны.

1

Изучение нового материала

Заполнение таблицы, работа с документом, вопросы

Знать причины гражданской войны и иностранной интервенции, целей политической и экономической программы белого движения, причин его поражения

Уметь работать с дополнительной литературой, устанавливать причинно-следственную связи между историческими явлениями

Учебник П.15, карта, документы

П.15, читать, отвечать на вопросы (устно). Карты.


17

07.11

Экономическая политика красных и белых. Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

1

Комбинированный

Вопросы, устно задания

Знать причины поражения белого движения, представление о процессе возникновении советских государств

Уметь работать с дополнительной литературой, устанавливать причинно-следственный связи между историческими явлениями


Учебник П.16-17 карта, схема

П.16-17, вопросы 1-5 стр. 124, 129 (устно). Презентации, доклады, сообщения.


18

10.11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.».

1

Повторение и обобщение

Тест

Повторение и обобщение знаний по теме

Учебник П.10-17, тесты

П.10-17, инд. задания



Тема 3. СССР на путях строительства нового общества (11часов)



19

14.11

Переход к НЭПу.

1

Изучение новой темы

Тест, вопросы

Знать основные положения, кризисы и результаты НЭП, причины свертывания

Уметь анализировать содержание исторической карты, обобщать и применять эти знания, формулировать определения отдельных исторических понятий

Учебник П.18, задания

П.18, читать, отвечать на вопросы стр.138 (устно). Выучить новые термины и даты с.138 и выписать их в тетрадь


20

17.11

Образование Союза Советских Социалистических Республик.

1

Изучение новой темы

Вопросы, задания

Знать причины, предпосылки и проекты построения СССР

Уметь анализировать содержание исторической карты, обобщать и применять эти знания, формулировать определения отдельных исторических понятий

Учебник

П.19, декларация «Об образовании СССР», карта

П.19, вопросы, задания с.145 № 1,2

П. № 19 читать, отвечать на вопросы (устно) с. 145. Выучить новые термины и даты с.145 и выписать их в тетрадь.


21

21.11

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-х гг.


1

Комбинированный урок

Устные ответы на вопросы, задания

Знать внешнеполитическую деятельность страны, причины внешнеполитических конфликтов

Уметь излагать главные вопросы темы, высказывать свое мнение, составлять план-конспект параграфа учебника

Учебник П.20, карта

П.20, читать, отвечать на вопросы с.150-151 (устно) Знать даты. Проработать раздел "учимся быть историками".

В уч. Всеобщ. ист. П.№ 7


22

24.11

Политическая жизнь СССР в 20-е гг. XX в.

1

Изучение новой темы

Тест, вопросы

Знать изменения, произошедшие в политической сфере Советского государства, причины внутрипартийной борьбы

Учебник П.21

П.21,

Доклад «Деятельность НКВД»


23

28.11

Духовная жизнь СССР в 1920-х годах.

1

Комбинированный урок

Вопросы, задания

Знать направления культурной политики советской власти, достижения и потери российской культуры 20-х гг

Уметь работать с дополнительной литературой

Учебник

П.22, научно-популярная справочная литература

П.22, таблица, вопросы и задания


24

01.12

Социалистическая индустриализация.

1

Изучение новой темы

Тест, вопросы

Знать план, ход и итоги индустриализации

Уметь работать с дополнительной литературой, устанавливать причинно-следственный связи между историческими явлениями

Учебник П.23, таблица

П.23, вопросы, задания


25

05.12

Коллективизация сельского хозяйства.

1

Изучение новой темы

Тест, вопросы

Знать цели, ход и итоги коллективизации, связь коллективизации с индустриализацией

Уметь работать с дополнительной литературой, устанавливать причинно-следственный связи между историческими явлениями

Учебник П.24, таблица

П.24, вопросы, задания


26-27

08.12; 12.12


Политическая система СССР в 1930-е г

2

Изучение нового материала

Вопросы, задания

Знать причины возникновения в СССР тоталитарного режима, понятие

Уметь анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, аргументировано высказывать свое мнение

Учебник П.25, карта

П.25, читать, отвечать на вопросы (устно)


28-29

15.12;

19.12

Духовная жизнь в 30-е гг. ХХ в.

2

Комбинированный

Проверка записей, вопросы

Знать причины, содержание и последствия культурной революции

Уметь составлять план-конспект

Учебник, П.26, таблица

П.26, план-конспект


30

22.12

Внешняя политика Советского Союза в 1930-х годах.

1

Изучение нового материала

Вопросы, задания

Знать причины изменения внешней политики СССР

Уметь делать сравнительную характеристику исторических событий, оценивать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи

Учебник П.27, карта

П.27, вопросы

сообщения


31

26.12

Повторительно-обобщающий урок по теме: «СССР на путях строительства нового общества».

1

Контроль знаний

Тесты

Обобщение и повторение знаний по теме

Учебник П.18-27, тесты

П.18-27, повторение



Тема 4. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) (8часов)



32

29.12

СССР накануне Великой Отечественной войны

1

Изучение нового материала

Вопросы, задания, сообщения

Знать события внешней и внутренней политики СССР накануне войны

Уметь работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы

Учебник П.28, карта, документы

П.28, вопросы, задания


33

12.01

Начало Великой Отечественной войны.


1

Комбинированный

Вопросы, задания

Знать причины поражений Красной Армии в начале войны

Уметь работать с картой, с историческими документами, анализировать, делать выводы

Учебник, п.29, карта, таблица

П.29, сообщения, карта


34

13.01

Немецкое наступление 1942 г. Предпосылки коренного перелома.



1

Комбинированный

Вопросы, тест

Знать планы сторон, ход военных действий

Уметь работать с картой, с историческими документами, анализировать, делать выводы

Учебник П.30, иллюстрации, таблица, карта

П.30, вопросы,

сообщения


35

19.01

Советский тыл в Великой Отечественной войне.

1

Комбинированный

Задания, вопросы

Знать о героическом труде советского народа в годы войны

Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы

Учебник П.31, задания

П.31, вопросы, задания, сообщения


36

16.01

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

1

Изучение новой темы

Тест, вопросы

Знать ход и итоги коренного перелома в войне

Уметь работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать сквозные вопросы

Учебник П.32, карта, таблица, карта, документы

П.32, вопросы, задания


37

19.01

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.

1

Комбинированный

Проверить конспект

Знать о вкладе различных народов СССР в победу над Германией

Учебник П.33, документы

П.33, сообщения.

В уч. Всеобщ.ист. П.№10


38

23.01

СССР на завершающем этапе второй Мировой войны.



1

Комбинированный

Тест. вопросы

Знать ход военных действий на завершающем этапе войны

Уметь работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать сквозные вопросы

Учебник, п.34, документы, карта

П.34, вопросы.

В уч. Всеобщ.ист. П.№11


39

26.01

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война.1941-1945гг.»

1

Контроль знаний

Тест

Повторение и обобщение знаний по теме

Учебник П.28-34, задания тестовые

П. 28-34 повторение



5. СССР в послевоенный период (1945 - 1953 гг.) 5 часов



40

30.01

Восстановление экономики.

1

Изучение новой темы

Конспект

Знать о состоянии советской экономики после войны и об итогах восстановительного периода

Учебник П.35, карта

П.35, читать, отвечать на вопросы (устно). Атлас


41

02.02

Политическое развитие.

1

Комбинированный

Вопросы

Знать политическую систему СССР после войны

Уметь работать с историческими документами, делать выводы, излагать сквозные вопросы темы

Учебник

П.36, иллюстрации, таблица

П.36, вопросы и задания, с.259, 260.

В уч. Всеобщ. ист. П.№


42

06.02

Идеология и культура.

1

Комбинированный

Вопросы, задания, сообщения

Знать проблемы развития и достижения культуры и науки в СССР, причины противоречивого развития культуры

Уметь работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать сквозные вопросы

Учебник П.37, иллюстрации

П. 37, вопросы, задания


43

09.02

Внешняя политика СССР. Начало «холодной войны»



1

Изучение новой темы

Проверить конспект, тест

Знать основные события послевоенной внешней политики СССР

Уметь работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, составлять конспект

Учебник П.38, документы, карта

П.38, читать, отвечать на вопросы (устно).

В уч. Всеобщ.ист. П.№ 12-14


44

13.02

Повторительно-обобщающий урок: «Советский Союз в послевоенный период (1945-1953)»

1

Повторение и обобщение

Тест

Повторение и обобщение знаний по теме

Учебник П.35-38, задания

П.35-38, повторение, инд. задания



Тема 6. СССР в 1953 – середине 60-х гг. XX века (5 часов)



45

16.02

Изменения политической системы.

1

Изучение новой темы

Вопросы, задания

Знать содержание реформ политической системы, изменения

Уметь работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы

Учебник, п.39, ксерокопии документов

П.39, вопросы, задания; сообщение «Реформы Г.М.Маленкова».

В уч. Всеобщ. ист. П.№ 15-16


46

20.03

Экономика СССР в 1953-1964 гг.

1

Комбинированный

Заполнение таблицы, вопросы

Знать главные направления экономических и социальных реформ, значение экономических реформ в период оттепели

Уметь работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать сквозные вопросы

Учебник

П.40, таблица

П.40, заполнить таблицу


47

27.03

«Оттепель» в духовной жизни.

1

Комбинированный

Вопросы, задания

Знать особенности развития культуры, науки, образования в период оттепели

Уметь работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать сквозные вопросы


Учебник П.41

карточки репродукции

П.41, вопросы, задания, сообщения


48

02.03

Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.


1

Комбинированный

Вопросы, задания, тест

Знать основные направления внешней политики СССР, особенности взаимоотношений между СССР и США

Уметь работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать сквозные вопросы


Учебник

п.42,

карта документ


П.42, вопросы, задания, сообщения.

В уч. Всеобщ.ист. П.№16-17


49

06.03

Повторительно-обобщающий урок.

1

Повторение и обобщение

Тест

Повторение и обобщение знаний по теме

Учебник

П.39-42

П.39-42, повторение


7. СССР в середине 1960-1980-х годах ХХ в. (5 часов)



50

09.03

Консервация политического режима.

1

Изучение новой темы

Вопросы, задания

Знать о возрождении неосталинизма в СССР и о «золотом веке» номенклатуры

Учебник, П.43, документы

П.43, сообщения, отвечать на вопросы (устно)


51

13.03

Экономика «развитого социализма»

1

Изучение новой темы

Вопросы, задания

Знать главные результаты экономического развития, причины наступающего экономического кризиса в СССР

Уметь работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать сквозные вопросы


Учебник П.44, карточки

П.44, вопросы (устно)


52

16.03

Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. ХХ в.

1

Комбинированный

Вопросы

Знать особенности духовной жизни советского государства

Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы

Учебник П.45

П.45, вопросы (устно),сообщения


53

20.03

Повторительно-обобщающий урок: «Советский Союз в послевоенный период (1945-1953 гг.)»

1

Изучение новой темы

Тест

Повторение и обобщение знаний по теме


Учебник П.43-45, карта, таблица

П.43-45, вопросы;

Опережающее сообщение «М.С.Горбачев – курс на ускорение социально-экономического развития страны».

В уч. Всеобщ.ист. П.№ 15


54

23.03

Политика разрядки: надежды и результаты

«Страны Европы и Азии во второй половине XX века»

1

Изучение новой темы

Вопросы

Знать причины перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США

Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы

Учебник П.46, политическая карта

П.46, вопросы (устно);

Сообщение «Программа 500 дней». Экономическая реформа 1987, М. С. Горбачёв и др.

В уч. Всеобщ. ист. П.№ 16


Тема 8. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) (5 часов)




Повторение и обобщение



Учебник, п.48-52

П.48-52

55

03.04

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги

1

Изучение новой темы

Вопросы

Знать причины распада СССР

Уметь работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы

Учебник П.47, документы

П.47, сообщения


56

06.04

Экономические реформы 1985 – 1991 гг.

1

Комбинированный

Вопросы задания

Знать основные результаты экономических преобразований, причины нарастания экономического кризиса

Уметь излагать главные вопросы темы, аргументировано высказывать свое мнение, составлять план-конспект параграфа учебника и фрагмента исторического документа

Учебник

П.48, программа «500 дней», ксерокопии документов

П.48, вопросы, задания


57

10.04

Политика гласности.

1

Комбинированный

Вопросы, задания

Знать причины появления системы «коллективного руководства» после смерти Сталина, итоги, последствия XX съезда КПСС, эволюцию национальной политики

Уметь работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы, излагать сквозные вопросы. Знать суть гласности

Учебник, П.49,

документы

П.49, вопросы, задания.

В уч. Всеобщ. ист. П.18


58

13.04

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

1

Изучение новой темы

Заполнение таблицы

Знать основные внешнеполитические события, итоги политики «нового мышления»

Уметь работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы, излагать сквозные вопросы

Учебник, П.50

карта

П.50 читать, отвечать на вопросы (устно), конспект в тетрадь.

В уч. Всеобщ. ист. П.19


59

17.04

Повторительно-обобщающий урок по теме «Перестройка в СССР (1985-1991»

1

Контроль знаний

Тест

Повторение и обобщение знаний по теме

Учебник П.47-50

П.47-50, повторение,




Тема 9. Россия в конце ХХ в. (6 часов)



60

20.04

Российская экономика на пути к рынку.

1

Изучение новой темы

Вопросы, задания

Знать результаты экономических реформ в России, причины экономического кризиса

Уметь работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать сквозные вопросы

Учебник П.51, таблица

П.51, читать, отвечать на вопросы (устно).

В уч. Всеобщ. ист. П.17-18


61

24.04

Политическая жизнь в 1992-1999 гг.

1

Комбинированный

Решение задач исторических

Знать основные события политической жизни в 90-е гг, особенности политической системы

Уметь излагать главные вопросы темы, аргументировано высказывать свое мнение, составлять план-конспект параграфа учебника и фрагмента исторического источника

Учебник П.52, документы

П.52, вопросы,

Сообщения.



62

25.04

Духовная жизнь России.

1

Изучение новой темы

Вопросы

Знать основные проблемы духовной жизни российского общества

Уметь излагать главные вопросы темы, аргументировано высказывать свое мнение, составлять план-конспект параграфа и исторического документа

Учебник П.53,

карта

П.53, таблица. В уч. Всеобщ. ист. П.28-29



63

27.04

Строительство обновлённой Федерации

1

Комбинированный

Вопросы

Знать о конституции 1993г. И о результатах нового федеративного устройства России

Учебник П.54,

Карта

документы

П.54, вопросы, задания, с.363 №1-5


64

03.05

Геополитическое положение и внешняя политика России

1

Изучение новой темы

Вопросы

Знать и дать свою оценку об основных направлениях внешней политики России 90-х гг. ХХ в.

Учебник П.55

карта

П.55, вопросы.

В уч. Всеобщ. ист. П.№30-31


65

04.05

Геополитическое положение и внешняя политика России

1

Комбинированный

Решение задач исторических

Знать и дать свою оценку об основных направлениях внешней политики России 90-х гг. ХХ в.

П.55

П.55, повторение



Тема 10. Россия в начале XXI в. (5 часов)



66

08.05

Политическое развитие. Экономика России в 2000-2007 гг.


1

Изучение новой темы

Заполнение таблицы, работа в группах

Знать основные проблемы, которые стоят перед Россией на пороге 21 века, особенности современного положения России

Уметь работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать сквозные вопросы

Учебник П.56-57 политическая карта мира, ксерокопии документов

П.56-57, читать, отвечать на вопросы (устно)


67

11.05

Повседневная и духовная жизнь общества.

1

комбинированный

Защита презентаций

Знать какие изменения произошли в духовной жизни российского общества в 2000-2019 гг.

Учебник

П.58, полит.карта

П.58, читать, отвечать на вопросы (устно), сообщение


68

15.05

Контрольная работа за год: «Россия и мир в ХХ - начале XXI вв.»

1

Контроль знаний

Тест

Контроль и систематизация знаний по теме

Учебник, П..1-58, документы

П.1-58, повторение


69

18.05

Внешняя политика России.

1

комбинированный

Вопросы

Знать о внешней политике России с 2000 по 2019г.

Учебник

П.59, документы

П.59, сообщение, читать, отвечать на вопросы (письменно)


70

22.05

Повторение пройденного курса «Россия в XX и XXIвеках».

1

комбинированный

Вопросы

Повторение

Учебник

П. 1-59, документы

П. 1-59, читать, отвечать на вопросы (устно)


Список литературы


  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт История России XX века. Учебник для 9кл. М.: Просвещение, 2014.

  2. Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история.XX – начало XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций /Н. В. Загладин. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 272с.

  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 – 400 с.

  4. История России. XXвек. Дополнительные материалы к учебнику «История России. XXвек». 9кл. М, 2010.

  5. Поурочные планы к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XX век» / авт. - сост. Н.С. Кочетов. Волгоград, 2014.

  6. Данилов А. А. , Косулина Л. Г. Поурочные разработки к учебнику «История России. XX век»: (9класс): КН. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012 – 174 с.

  7. Программы общеобразовательных школ. История. Обществознание. 5-11кл. М., 2015.

  8. Симонова Е.В. методическое пособие к учебнику «История государства и народов России. 9кл.». М., 2004.

  9. Сороко-Цюпа А.О. Методические рекомендации по «Новейшей истории зарубежных стран XX - XXI века». М., 2004.

  10. К.В. Волкова Контрольно - измерительные материалы. История России: 9 класс (первое, второе полугодие) М.: ВАКО, 2015.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей