СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету «Родной (русский) язык» для 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету «Родной (русский) язык» для 10 класса»

Раздел I. Пояснительная записка

Программа по предмету «Родной (русский) язык» для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Рабочая программа составлена на основе:

  1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России).

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательной программе в образовательном учреждении – декабрь, 2018.

  7. Методические рекомендации СКИРО ПК и ПРО по организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края в 2020-2021 учебном году. Авторы Н. Г. Масюкова, А.Г. Кунникова

  8. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программу основного общего образования (Протокол от 31.01.2018 № 2/18)

  9. Учебный план МБОУЛ №3 на 2020-2021 учебный год

  10. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУЛ №3 г. Светлограда.

  11. Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным). Основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2020-2021 учебном году в МБОУЛ № 3: в 10-х классах согласно учебному плану предполагает изучение родного (русского) языка на базовом уровне в объеме 34 часа (1 час в неделю).



Сведения об авторской программе

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

  2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

  3. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577)

Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования


Раздел II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Родной (русский) язык»

Личностные результаты:

  1. Осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

  2. Представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

  3. Воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за сохранение традиций в области культуры речи;

  4. Формирование убеждения в том, что именно овладение языком открывает надежный путь для того, чтобы стать языковой личностью, для самореализации, для достижения успехов в разных областях деятельности;

  5. Понимание, что любовь к родному языку развивается постепенно, и в старших классах, когда на основе работы с текстом, на основе внимания к тому, как живет слово в «безукоризненных образцах», появляется возможность осознать красоту и гармонию языковой системы, взаимосвязи и взаимообусловленности языковых уровней и прийти к убеждению, что, изучая язык, совершенствуя свою речь, ученик проходит сложный, очень важный и во многом радостный путь самопознания, открывая в себе способности к творчеству;

  6. Осознание взаимосвязи таких понятий, как «язык» и «речь», «язык» и «культура», «любовь к родному языку» и «любовь к родине»;

  7. Формирование убеждения в необходимости постоянно совершенствовать свою речь, умение общаться;

  8. Осознание эстетической ценности русского языка, потребности бережно относиться к слову, необходимости постоянно обращаться к словарям, к чтению (перечитыванию) «безукоризненных образцов» русской классической литературы;

  9. Опора при изучении родного языка не только на знания, на теорию, но и на чувство слова, на языковую интуицию, а для развития чувства языка — особенно внимательное отношение к такому виду речевой деятельности, как чтение;

  10. Понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, что это надежный путь познания окружающего нас мира и, главное, это путь самопознания, духовно-нравственного совершенствования, это тот путь, который помогает нам стать языковой личностью;

  11. Осознание того, что успешное овладение родным языком открывает путь к достижению успехов во всех сферах учебной и профессиональной деятельности


Метапредметные результаты:

Регулятивные

  • Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные

  • Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные

  • Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

  • Совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • Владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • Овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;

  • Развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Предметные результаты:

  • Умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • Понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание и истолкование значения крылатых выражений; фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

  • Характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов россии и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;

  • Осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

  • Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

  • Соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

  • Использование различных словарей, в том числе мультимедийных;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • Определять тему, основные мысли текста;

  • Объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия);

  • Находить ключевые слова в тексте; Определять стиль текста, тип речи;

  • Находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля;

  • Определять способ связи между предложениями в тексте;

  • Производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.);

  • Производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения;

  • Объяснять орфограммы и знаки препинания;

  • Владеть выразительным чтением текста как искусством звучащего слова: уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы - короткие и более продолжительные.


Система оценивания проектной и исследовательской деятельности

При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:

1) содержательный компонент;

2) деятельностный компонент;

3) результативный компонент.

При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:

1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;

2) правильность выбора используемых методов исследования;

3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;

4) доказательность принимаемых решений;

5) наличие аргументации выводов и заключений.

При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:

1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;

2) характер взаимодействия участников проекта.

При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:

1) качество формы предъявления и оформления проекта;

2) презентация проекта;

3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;

4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;

5) новизна представляемого проекта.

Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента:

0 баллов

отсутствие данного компонента в проекте

1 балл

наличие данного компонента в проекте

2 балла

высокий уровень представления данного компонента в проекте


Оценка метапредметных результатов

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Приложение № 1


№ урока

Вид контроля

Дата

Урок 3

Вводная контрольная работа

РР. Проект. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре», «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях»


Урок 6

РР. Проект. Роль и уместность заимствований в современном русском языке


Урок 11

Контрольная работа за 1 полугодие

РР. Проект. Понимаем ли мы язык Пушкина?


Урок 21

Контрольная работа. Нормы литературного языка.


Урок 26, 27

РР. Защита проекта. Сборник «бывальщин», альманах рассказов, сборник стилизаций, личная страничка для школьного портала


Урок 34

Итоговая контрольная работа

РР. Устное выступление: «круглый стол» на тему: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.Паустовский)




Раздел III. Содержание тем учебного курса

Язык и культура (11 часов)

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в жизни общества и государства. Русский язык – язык русской художественной литературы. История русского литературного языка. Лексические заимствования. Причины заимствований. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Русский язык как развивающееся явление. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Внешние и внутренние факторы языковых изменений. Группы лексических единиц по степени устарелости. Исконно русская лексика. Речевой этикет. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

Культура речи (11 часов)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции

Речь. Речевая деятельность. Текст (10 часов)

Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности. и логичность речи. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Строение текста. Средства связи предложений в тексте. Типы речи. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Официально-деловой стиль. Научный стиль. Публицистический стиль. Язык художественной литературы.

Обобщение. Повторение (2 часа)

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Язык и культура

11

Культура речи

11

Речь. Речевая деятельность. Текст

10

Обобщение. Повторение

2

ИТОГО

34



Календарно – тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 10 классе



№ п/п

Тема урока

Колич. часов

Дата

Примечание

Подготовка к ВПР, ЕГЭ

Язык и культура (11 ч)

1

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в жизни общества и государства

1



2

Русский язык – язык русской художественной литературы. История русского литературного языка

1


1.1, 1.4

3

Вводная контрольная работа

РР. Проект. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре», «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях»

РК: Языковые традиции Ставрополья

1



4

Лексические заимствования. Причины заимствований. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой

1


2.19.2

5

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске

1


10.3

6

РР. Проект. Роль и уместность заимствований в современном русском языке

1


2.2

7


Национально-культурная специфика русской фразеологии

1



8

Русский язык как развивающееся явление. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Внешние и внутренние факторы языковых изменений

1


2.3, 2.4, 9.4

9

Группы лексических единиц по степени устарелости. Исконно русская лексика. Речевой этикет

1



10

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа

1



11

Контрольная работа за 1 полугодие

РР. Проект. Понимаем ли мы язык Пушкина?

1



Культура речи (11 ч)

12

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1


9.1, 1.1, 1.2

13

Практикум. Орфоэпия русского языка. РК: Орфоэпические ошибки - результат местных говоров

1



14

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1



15

Практикум. Лексика русского языка. РК: Лексические ошибки на примере краеведческого материала

1



16

Практикум. Лексические нормы русского языка. РК: Лексические ошибки на примере краеведческого материала

1



17

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1


4.1

18

Практикум. Грамматические (морфологические) нормы.

1


4.3

19

Практикум. Грамматические (синтаксические) нормы

1


6.1

20

Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции

1


8.3

21

Контрольная работа. Нормы литературного языка.

1



22

Анализ контрольной работы.

1


8.4

Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

23

Язык и речь. Виды речевой деятельности и логичность речи

1


10.1

24

Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Строение текста. Средства связи предложений в тексте.

1


10.4

25

РР. Работа над проектом. Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала

1


6.4

26


РР. Защита проекта. Сборник «бывальщин», альманах рассказов, сборник стилизаций, личная страничка для школьного портала

1



6.6

27

РР. Защита проекта. Сборник «бывальщин», альманах рассказов, сборник стилизаций, личная страничка для школьного портала

1


6.5

28

Типы речи

1


10.1

29

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Язык художественной литературы.

1


10.4

30

Функциональные разновидности языка. Официально-деловой. Научный стиль. Публицистический

1



31

Практикум. Анализ текстов разной структуры, типовой принадлежности, стилистической принадлежности

1



32

Практикум. Создание тестов (по разделу)

1



Обобщение. Повторение (2 часа)

33

Богатство русского родного языка по стилистике, по лексической структуре, по синтаксическому строению.

1


7.17

34

Итоговая контрольная работа

РР. Устное выступление: «круглый стол» на тему: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.Паустовский)

РК: Осуществление речевого самоконтроля лицеистами

1


7.18


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!