СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету "Русский язык" 4 класс (136 часов). УМК "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  уроков "Русского языка" для 4 класса. УМК "Школа России". Программа расчитана на 136 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету "Русский язык" 4 класс (136 часов). УМК "Школа России"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с:

  • Примерной основной образовательной программы отдельных предметов, курсов для начальной школы.

  • Авторской программы образовательной системы «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.


Планируемые результаты изучения учебного предмета


Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебнопознавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • этические чувства—стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;

  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты


РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Ученик научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Выпускник научится:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Выпускник научится:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.



ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

    • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

    • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

    • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

    • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

    • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

    • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

    • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

    • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

    • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.


Содержание учебного предмета

Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка в объеме 641 час.

1 класс 165 часов (5 часов в неделю, 33 недели), Резерв в 1 классе в количестве 7 часов учитель использует для повторения и закрепления полученных знаний.

2 класс 170 часов (5 часов в неделю, 34 недели),

3 класс 170 часов (5 часов в неделю, 34 недели),

4 класс 136 часов (4 часа в неделю, 34 недели)


4 класс

Повторение (9 часов)

Наша речь и наш язык.(2) Текст.(2) Предложение.(2) Обращение.(1) Главные и второстепенные члены предложения.(2) Основа предложения. Словосочетание.(1) (Проверочная работа.)

Предложение (7 часов)

Однородные члены предложения. (4) Простые и сложные предложения (3) (Проверочная работа.)

Слово в языке и речи (17час)

Лексическое значение слова.(3) Состав слова. Значимые части слова.(2) Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.(3) Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.(2) Части речи. (7) (Контрольный диктант) Повторение и углубление представлений о частях речи. (3) Наречие.(4) (Проверочная работа)

Имя существительное (34 часа)

Изменение по падежам.(4) Три склонения имен существительных.(7) Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.(21) (Контрольный диктант) Обобщение знаний об имени существительном (2 ч) Проект «Говорите правильно!»(Контрольный диктант)

Имя прилагательное (26 часов)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. (3) Проект «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А. С. Пушкина». Изменение по падежам имен прилагательных. (1) Правописание падежных окончаний имен прилагательных.(8) Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. (5) Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе.(5) Проект. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Обобщение знаний об имени прилагательном (4) (Контрольный диктант)

Личные местоимения (8 часов)

Личные местоимение. (2) Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений (6).(Проверочная работа)

Глагол(3 1час)

Повторение, углубление представления о глаголе, как части речи (2) Неопределенная форма глагола.(4) Спряжение глагола.(5) (Контрольный диктант) Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. (2) Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.(10) Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.(3) Обобщение знаний о глаголе (5) (Контрольный диктант)

Повторение (4 часа)



Раздел

Всего часов

Проверочные работы, тесты

Контрольная работа

Задания творческого характера

Проектная деятельность

1

Повторение

9

0

1

4

0

2

Предложения

7

1

0

2

0

3

Слово в языке и речи.

17

1

1

3

0

4

Имя существительное

34

1

2

4

1

5

Имя прилагательное

26

0

1

6

1

6

Личные местоимения

8

1

0

1

0

7

Глагол

31

1

2

7

0

8

Повторение

4

0

1

0

0

Итого

136

5

8

27

2


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС

урока

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

РАЗДЕЛ 1 «Повторение» (9 часов)

1

Знакомство с учебником Русский язык». Наша речь и наш язык. Уточнение представления о речи и ее значении.

Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

2

Язык и речь. Формулы вежливости.

Формирование представления о речи и языке.

Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст

3

Текст и его план.

Уточнение представления об особенностях текста.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст.

части текста и обосновывать правильность их выделения.

Составлять план текста.

4

Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Развитие умения передавать содержание теста с опорой на вопросы плана.

Самостоятельно подготовиться к написанию изложения.

Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного

5

Предложение как единица речи.

Актуализация знаний о предложении как единице речи.

Контрольное списывание №1

Составлять из каждой группы слов предложение.

Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст


6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Развитие умения классифицировать предложения по цели высказывания и интонации.


Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения

7

Диалог.

Обращение.

Актуализация знаний о диалоге и обращении.

Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме

8

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Актуализация знаний о главных и второстепенных членах предложения. Словосочетание.


Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения

9

Контрольный диктант по теме «Повторение»


Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

РАЗДЕЛ 2 «Предложение» (7 часов)

10

Однородные члены предложения (общее понятие) Ознакомление с особенностями однородных членов предложения.

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами

11

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Ознакомление с видами связи.

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Продолжать ряд однородных членов.

12

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Развитие умения находить однородные члены в предложении.

Словарный диктант №1

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами . Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).Продолжать ряд однородных членов.

13

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень». Развитие умения составлять текст с однородными членами.

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности .Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану

14

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Актуализация знаний о простом и сложном предложениях.

Сравнивать простые и сложные предложения.

Выделять в сложном предложении его основы

15

Сложное предложение и предложение с однородными членами. Формирование умения различать сложные предложения и предложения с однородными членами.

Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения

16

Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Развитие умения передавать содержание теста с опорой на вопросы плана.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

Раздел 3 «СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ» (17 ч)


17

Слово и его

о лексическом значении слова.

Актуализация знаний

Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи

18

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

Актуализация знаний по теме.



Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове

19

Синонимы, антонимы, омонимы.

Актуализация знаний по теме. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.


Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи

20

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Актуализация знаний по теме.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

21

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Развитие умения распознавать однокоренные слова.

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок

22

Развитие навыков разбора слов по составу. Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Работать с памяткой «Разбор слова по составу».

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава .Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Моделировать слова

23

Правописание гласных и согласных в корнях слов. Развитие умения проверять орфограммы данного вида.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове .Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Анализировать разные способы проверки орфограмм.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

24

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

Совершенствование умения проверять данные орфограммы.

Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова».

Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов


25

Правописание приставок и суффиксов.

Актуализация знаний по теме.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

26

Разделительные твердый и мягкий знаки.

Повторения правила написания слов с данными орфограммами.



Работать с орфографическим словарём.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Сочинять объявление

27

Изложение повествовательного текста.

Развитие умения передавать содержание теста с опорой на вопросы плана.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

28

Склонение имен существительных и имен прилагательных.

Развитие умения распознавать части речи и определять их признаки.

Различать изученные части речи.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи

29

Имя числительное. Глагол.

Актуализация знаний по теме.

Различать изученные части речи.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи

30

Наречие как часть речи.

Ознакомление с существенными признаками наречия как части речи

Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте

31

Правописание наречий.

Развитие умения распознавать в тексте наречия.

Классифицировать наречия по значению и вопросам.

Образовывать наречия от имён прилагательных

32

Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Обучение умению соотносить текст и содержание картины.

Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника

33

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Раздел 4 «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» (34 ч)

34

Распознавание падежей имен существительных. Актуализация знаний о склонении имен существительных.

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам

35

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.

Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим.Различать именительный и винительный падежи

36

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.

Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах

37

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах.

Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

Различать имена существительные в начальной и косвенной формах

38

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных.

Ознакомление с общими представлениями о трех типах склонения.

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.

Подбирать примеры существительных 1-го склонения


39

Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

Ознакомление с признаками имен существительных 1-го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения

40

Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» Развитие умения описывать картину, передавать свое отношение.

Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя)

41

2-е склонение имён существительных

Ознакомление с признаками имен существительных 2-го склонения.

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Классифицировать имена существительные по склонениям

42

3-е склонение имён существительных.

Ознакомление с признаками имен существительных 3-го склонения.

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

Классифицировать имена существительные по склонениям

43

Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Отработка умения распознавать существительные 1-го, 2-го и 3-го склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.


Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения

44

Изложение повествовательного текста.

Развитие умения передавать содержание теста с опорой на план.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

45

Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова

46

Именительный и винительный падежи.

Актуализация знаний по теме.

Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного. Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах

47

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

Закрепление знания признаков родительного падежа.

Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже.

48

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Развитие умения различать падежи имен существительных с одинаковыми окончаниями

Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения


49

Правописание окончаний имен прилагательных в дательном падеже.

Развитие умения распознавать существительные в дательном падеже.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

50

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

Развитие умения определять падеж.

Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж, дательный падеж имени существительного. Ставить имена существительные в форму родительного, дательного падежа. Доказывать, что окончание написано правильно

51

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

Развитие умения распознавать существительные в творительном падеже.

Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц

52

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

Развитие умения распознавать существительные в предложном падеже.

Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и

53

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

Развитие умения распознавать существительные в предложном падеже.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями

54

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания.

Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа

55

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания.

Указывать падеж и склонение имён существительных

56

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания.

Указывать падеж и склонение имён существительных

57

Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»

Развитие умения описывать картину, передавать свое отношение.

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница»

58

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

59

Склонение имен существительных во множественном числе.

Ознакомление с изменением имен существительных по падежам во множественном числе.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Определять границы предложений


60

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

Развитие умения распознавать именительный и винительный падежи имен существительных во множественном числе.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Определять границы предложений


61

Родительный падеж множественного числа.

Развитие умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

62

Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. Отработка навыков правописания.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

63

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. Развитие умения изменять существительные множественного числа по падежам.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

64

Изложение повествовательного текста.

Развитие умения передавать содержание теста с опорой на план.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

65

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Обобщение знаний. Проверочная работа.


Указывать падеж имён существительных. Правильно писать падежные окончания.

66

Контрольный диктант за первое полугодие

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации

67

Наши проекты.

Обобщение знаний о формах множественного числа имен существительных.

Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже

Раздел 5 Имя прилагательное (26 часов)

68

Имя прилагательное как часть речи.

Актуализация знаний.

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов

69

Род и число имён прилагательных.

Актуализация знаний о взаимосвязи имен прилагательных и имен существительных.

Определять род и число имён прилагательных.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное»

70

Описание игрушки.

Обучение составлению текста-описания.

Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке

71

Склонение имен прилагательных.

Обучение определению падежа имени прилагательного.

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе».

Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий,-ья, -ов, -ин).Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных».Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения

72

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов»


Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения».Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины

73

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Обучение написанию падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице


74

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

Отработка правописания.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного

75

Именительный, винительный, родительный падежи.

Закрепление правил правописания.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного

76

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Отработка правописания.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного

77

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»

78

Выборочное изложение описательного текста.

Наши проекты. Развитие навыков письменного пересказа описательного текста.

Находить имена прилагательные и определять их роль


79

Склонение имен прилагательных женского рода. Обучение написанию падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

Определять падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице


80

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

Отработка правописания.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного

81

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

Отработка правописания.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного

82

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

Отработка правописания.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах, проверять правильность написанного

83

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных.

Развитие умения определять падеж.

Определять падежные окончания имён прилагательных женского рода.


84

Изложение описательного текста.

Развитие умения передавать содержание описательного текста.

Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца


85

Контрольное списывание №2

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

86

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Отработка умения правильно писать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.


87

Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости».

Развитие умения описывать картину, передавать свое отношение.

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».

Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам

88

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа .

Отработка распознавания и правописания.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями

89

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

Отработка распознавания и правописания.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного.Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями

90

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Отработка распознавания и правописания.



Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного.Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями.

91

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Развитие умения определять падеж имен прилагательных


Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного


92

Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам


93

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Раздел 6 Местоимение (8 часов)

94

Местоимение как часть речи.

Ознакомление с особенностями местоимения как части речи

Находить местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений

95

Личные местоимения.

Ознакомление с грамматическими признаками личных местоимений.

Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенные формы личных местоимений

96

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

Ознакомление с изменением местоимений по падежам.

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

97

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

Ознакомление с изменением местоимений по падежам.

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

98

Изменение личных местоимений по падежам.

Развитие умения склонять личные местоимения, определять лицо, число, падеж.

Раздельно писать предлоги с местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.

99

Изложение повествовательного текста с элементами описания. Развитие умения передавать содержание теста с опорой на лан.

Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста


100

Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение».

Закрепление изученного.

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи».

Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

101

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Раздел 7 ГЛАГОЛ (31ч)

102

Роль глаголов в языке. Актуализация знаний.

Различать глаголы среди других слов в тексте

103

Изменение глаголов по временам. Развитие умения определять время глаголов и изменять по временам.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении)

104

Неопределённая форма глагола.

Развитие умения распознавать глаголы в неопределенной форме.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь)

105

Изменение глаголов по временам. Обучение образованию разных временных форм глаголов.

Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола


106

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств

107

Анализ изложения. Спряжение глаголов.

Ознакомление с изменением глаголов по лицам и числам.

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов .Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.)

108

Спряжение глаголов.

Формирование умения спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.)

109

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Формирование умения писать мягкий знак в окончаниях.

Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени

110

Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».Развитие умения описывать картину, передавать свое отношение.

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины

111

Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени.

Формирование умения правильно писать личные окончания глаголов Ι и ΙΙ спряжения.

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов»

112

Ознакомление со словарями и сборниками пословиц и поговорок.

Собирать информацию и на ее основе создавать сборник по теме проекта. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Анализировать и оценивать свои результаты.

113

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Ознакомление со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме.

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола

114

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола


115

Ознакомление со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме.

116

117

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола


118

119

Возвратные глаголы.

Ознакомление с понятием.

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола.

Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени

120

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. Развивать умение распознавать глаголы формы 3-го лица и в неопределенной форме.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени

121

Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах. Отрабатывать умение распознавать глаголы формы 3-го лица и в неопределенной форме.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени

122

Развитие речи. Состаление текста на спортивную тему. Слово с непроверяемым написанием: свобода.


Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы)

123

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Развитие умения распознавать глаголы прошедшего времени.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов

124

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Развитие умения правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы

125

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

Развитие умения правильно писать глаголы с данной орфограммой

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.


126

Изложение повествовательного текста по вопросам.

Развитие умения составлять план текста.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств

127

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

128

Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного о глаголе.



Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь).Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос

129

Обобщение по теме «Глагол».

Отработка умения применять полученные знания.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь).Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос

130

Обобщение по теме «Глагол».

Отработка умения применять полученные знания.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь).Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос

131

Обобщение по теме «Глагол».

Отработка умения применять полученные знания.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь).Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос

132

Изложение повествовательного текста.

Развитие умения передавать содержание теста с опорой на план.


Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств

Раздел 8 Повторение (4 часа)

133

Состав слова. Закрепление знаний об орфограммах в корне слова. Распознавание орфограмм в словах различных частей речи

Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. Применять свои знания для выполнения заданий

134

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств

135

Итоговый контрольный диктант

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

136

Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного материала.

Применить свои знания для выполнения заданий



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!