Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48
Рассмотрено на заседании педагогического совета МАОУ СОШ№48 Протокол от «30» августа 2017 года № 1 | Утверждено Приказом № _____ от «30» августа 2017 года Директор: Л.Б.Пичугина |
Программа по преемственности между начальным и основным общим образованием
(ФГОС НОО - ФГОС ООО)
МАОУ СОШ № 48
1. Общие положения
Преемственность в образовании - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания одного непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Проблема преемственности между начальным общим образованием и основным общим образованием в образовательном пространстве школы актуальна всегда. Каждая из этих вех в образовании ребенка серьезно и объективно отличается от другой по многим позициям. Меняются физиология ребенка, его психика, с одной стороны; требования школы - с другой стороны; учителя как субъекты образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями - с третьей. Проблемы преемственности в школе носят, в некотором смысле, всеобъемлющий характер.
Основанием преемственности разных уровней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.
Преемственность предполагает принятие общих для всех уровней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:
Целей и задач;
Содержания образования;
Организационных форм;
Планируемых результатов.
Сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учёта интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Неадаптированность ребёнка к обучению ведёт к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.
Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости, повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход от уровня начального общего образования на уровень основного общего образования не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.
Проблема преемственности и адаптации учащихся начальной школы к средней школе требует больших затрат времени, общих усилий педагогического коллектива, административного состава, психологической службы общеобразовательного учреждения при поддержке родителей учащихся и готовности самих учащихся принять новые условия школьной жизни. Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьёзной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. Необходимо:
- иметь чёткие представления о целях и результатах образования на уровне начального общего и основного общего образования;
-наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе ( 5 класс);
- знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителей и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
2. Проблемы адаптационного периода и причины их возникновения
«Переход от уровня НОО на уровень ООО– переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Возникают проблемы: снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Причины возникновения проблем:
- Изменение условий обучения.
Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей. Каждый предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу. Надо выучить всех новых учителей, расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься, а в итоге повышается тревожность.
- Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Обучаясь в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают
«живые» уроки», когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную тетрадь –справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать. Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
- Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.
- Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.
-Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым, в сравнении с начальной школой, методам обучения.
-Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствие с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего, что было наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.
-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.
-Отсутствие ситуации успеха для школьников.
Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
-Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и индивидуальными.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителя перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстникам они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
-Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.
-Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе.
-Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания.
-Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом учащихся в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроке, записей с номерами домашних заданий, отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома.
-Появляются пробелы в знаниях.
В начальной школе пробелы и «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала (класс один, можно успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку, затягивается узел незнаний, появляются двойки.
-Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.
Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Цели программы:
1. Устранение рассогласованности учебно-воспитательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
2. Добиться сохранения и качественного выполнения образовательного стандарта выпускниками начальных классов в основной школе, а также сохранения их здоровья и развития познавательной активности.
3. Изучение трудностей обучения пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у обучающихся и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.
4. Обеспечение непрерывности и преемственности в обучении школьников, включенность обучающихся в новый образовательный модуль.
5. Диагностика сформированности личностных характеристик, универсальных учебных умений, предметных результатов.
6. Реализовать единую линию развития ребенка на этапах начального и основного школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Задачи программы:
1. Выработать четкие представления о целях и результатах образования на уровне НОО и ООО.
2. Наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа в начальной школе и первого этапа в основной.
3. Продемонстрировать возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
4.Проанализировать причины, препятствующие успешности адаптационного периода в классе, наметить пути коррекции.
Главные результаты:
Взаимосвязь и совместная деятельность начальной и основной школы с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Обучающийся проявляет интерес к обучению, верит в свои силы и возможности, чувствует психологическую комфортность при переходе в 5 класс.
Сохранение здоровья обучающихся.
Социальная адаптация детей в новых условиях.
3. План мероприятий по преемственности
1.Создание методической группы учителей, выпускающих 4-е классы и готовящихся принять 5-е классы.
2. Регулярные заседания методической группы учителей 4-5 классов, индивидуальные собеседования в 1четверти 5-го класса по вопросам:
Обсуждение о достижении планируемых результатов освоения учебных программ выпускниками на выходе из начальной школы в основную.
Изучение системы контрольно-оценочной деятельности в начальной школе, соблюдение единого орфографического режима, ведение тетрадей, организация домашнего задания.
Сравнительный анализ успеваемости учащихся Н/Ш – 1 четверть 5-го класса.
Выявление положительных и негативных тенденций в обаразовании.
Обсуждение и решение возникающих проблем.
3. Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу.
4.Психологическая поддержка учащихся при переходе из начальной школы в основную. Групповые и индивидуальные занятия с дезадаптивными и учащимися группы риска, консультации для родителей.
5. Посещение учителями основной школы уроков в 4-м классе по своим предметам:
преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене;
преемственность технологий обучения и их элементов,
адаптация форм и методов работы,
активизация обучения младших школьников.
Организация и проведение совместных мероприятий учителями 4-х классов и будущих классных руководителей 5-х классов.
6. Посещение уроков в 5-м классе руководителем методического объединения и педагогами бывшего 4-го класса:
-методы, приёмы, формы, технологии обучения; требования к ученику;
-преемственность в обучении;
-определение уровня комфортности учащихся в период адаптации;
-межличностные отношения в классном коллективе.
7.Диагностика (анкетирование) учащихся и родителей:
-определение уровня комфортности учащихся в период адаптации;
-изучение психологического климата в классном коллективе;
-выявление положительных тенденций и негатива, определение круга претензий со стороны родителей.
8. Определение эффективности:
1) Динамика личностных, предметных и метапредметных результатов к концу 5-го класса.
2) Динамика психологического состояния учеников (анкетирование и тестирование)
3) Сохранение состава класса вышедшего из начальной школы к 6-му году обучения.
4.Организация преемственности между начальной и основной школой
Проблема | Предварительная работа по решению проблемы | Пути решения проблемы | Сроки | Ответственный |
1. Адаптация в условиях предметной системы обучения. | 1. Изучение программ начальной школы - учителем 5 класса, основной школы - учителем начальных классов. 2. Изучение предметных и метапредметных результатов в 4 классах. | Совместные заседания МО учителей, выпускающих 4-е классы и готовящихся принять 5-е классы: -знакомство с программами, методами и приёмами, по которым работала начальная школа; -преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и на уровне ООО; -единые требования к оформлению письменных работ и ведению тетрадей (единый орфографический режим в начальной школе). | Апрель-май | Зам. директора по УВР, учителя, выпускающие 4-е классы и готовящиеся принять 5-е классы, руководитель МО начальных классов |
2. Соблюдение единых требований. | Наблюдение уроков в начальной школе учителями принимающие 5-е классы. | 1. Подготовка учащихся к уроку. 2. Контроль дисциплины. 3. Умение самостоятельно работать, структурировать и применять полученные знания, строить речевые высказывания. 4. Умение соотносить поставленные задачи с достигнутыми. 5.Осуществлять контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. 4.Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Апрель-май | Зам. директора, руководитель МО начальных классов |
3.Формирование детского коллектива в связи с проблемами подросткового возраста. | 1. Изучение психологии подросткового возраста. 2. Знакомство с психологическими особенностями учащихся 2. Знакомство с семьями детей. | 1.Диагностика готовности учащихся 4-го класса к переходу на уровень ООО 2.Изучение личности выпускников начальной школы, возрастных особенностей будущих 5-классников. 3.Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5-го класса. | Август | Педагог-психолог, классные руководители 4 - 5 классов. |
4. Преемственность инновационных технологий между НОО и ООО. | Изучение технологий, используемых в начальных классах. | Преемственность технологий обучения и их элементов в начальной и основной школе. Использование индивидуальных, коллективных и групповых технологий. | Август-сентябрь | Зам. директора по УВР, руководитель МО начальных классов |
5. Преемственность форм и методов организации учебной деятельности. | Изучение форм и методов организации учебной деятельности учителями начальных классов и основной школы. | Адаптация форм и методов работы. Активизация обучения младших школьников. | Сентябрь | Зам. директора по УВР, руководитель МО начальных классов |
6. Осуществление обратной связи. | Изучение вопроса при посещении уроков учителей – предметников учителями начальной школы. | 1.Использование приемов связи в 5 классах. 2. Обеспечение преемственности между уровнем НОО и ООО. 3.Диагностика учащихся и родителей: -определение уровня комфортности учащихся в период адаптации; -изучение психологического климата в классном коллективе. 4. Организация коррекционной работы | Сентябрь-октябрь | Зам. директора. |
7. Особенности работы с обучающимися разного уровня обученности. | 1. Изучение зон развития обучающихся: - групп низкого уровня обученности; - психологических особенностей учащихся «группы риска»; - групп повышенного уровня обученности. 2. Организация коррекционной работы | Построение урока с учетом этих особенностей. | Октябрь | Педагог-психолог, учителя-предметники. |
8.Педагогический консилиум. | Подведение итогов адаптации учащихся 5 классов. | Подведение итогов адаптации учащихся: -характеристика класса, проблемы, трудности; -анализ состояния здоровья учащихся; -адаптация 5-классников, межличностные отношения в классных коллективах; -анализ посещённых уроков, рекомендации; - результаты проверки школьной документации, рекомендации; -комплектование группы дезадаптивных и «отвергнутых» в коллективе учащихся; -выводы и предложения по работе педконсилиума. | Октябрь | Педагог-психолог. |
9. Единая система: - итоговое повторение и контроль в 4 классах; - повторение и стартовый контроль в 5 классах. | Разработка единой системы повторения и контроля. | Использование системы повторения и контроля в 4 -5 классах. | 1 четверть | Зам. директора. |
10.Итоги реализации преемственности в обучении учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. | Реализация преемственности в обучении учащихся. | Сравнительный анализ успеваемости учащихся; Н/Ш – 1 четверть 5-го класса,4 год. Выявление положительных тенденций и негатива. Составление плана мероприятий по устранению недостатков. | | |
5. Работа педагога-психолога в решении проблемы адаптации учащихся
Особая роль в реализации преемственности в обучении учащихся при переходе из начальной школы в среднюю отводится педагогу-психологу, который оказывает поддержку учащимся во время всего адаптационного периода, а также тесно сотрудничает с учителями, родителями, классным руководителем.
Основная цель психолого-педагогической деятельности в период адаптации – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель достигается за счет последовательного решения педагогом- психологом следующих задач:
1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
2. Создавать систему психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период адаптации, позволяющую им не только приспособиться к новым условиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
3. Совершенствовать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
В психолого-педагогической работе в период адаптации пятиклассников к обучению в средней школе реализуются следующие задачи:
- совершенствовать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;
- знакомить учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни;
- создавать условия для снижения тревожности.
Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящаяся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психического развития.
В рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся педагогом-психологом осуществляются следующие направления деятельности:
методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификации содержания обучения она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников;
профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку, наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов;
коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации или самоопределении ( работа проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики);
аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, оценки эффективности работы и коррекции рабочих планов.
План мероприятий по преемственности
№ п/п | Мероприятие | Сроки выполнения | Ответственный |
1 | Диагностика учащихся 4-х классов. Исследование особенностей поведения и общения, отношения к себе и окружающим, тревожности и мотивации - Методика сочинения (авторы Е.И. Афанасьева и Н.Л. Васильева) -тест школьной тревожности Филлипса. | Апрель- май | Педагог- психолог |
2 | Психопрофилактика учащихся 4-х классов: -психологическая игра для 4-классников « впереди у нас – 5-ый класс». | Май | Педагог- психолог |
3 | Родительские собрания по результатам психологической диагностики в 4-х классах. | Май | Педагог- психолог |
4 | Диагностика учащихся: -определение уровня комфортности учащихся в период адаптации; -изучение психологического климата в классном коллективе; -изучение уровня тревожности в адаптационном периоде. -посещение уроков (метод наблюдения) | Сентябрь | Педагог- психолог |
5 | Психологическая поддержка учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Групповые и индивидуальные занятия с дезадаптивными и учащимися группы риска, консультации для родителей. | Адаптационный период | Педагог- психолог |
6 | Коррекционно-развивающая работа для учащихся, испытывающими трудности в школьной адаптации или самоопределении | Адаптационный период | Педагог- психолог |
7 | Родительское собрание « Ваш ребёнок – пятиклассник». (-возрастные особенности 5-классников; - проблемы адаптации; -рекомендации родителям по снятию напряженности учащихся в период адаптации). | Сентябрь | Педагог- психолог |
8 | Психолого-педагогический консилиум «Адаптация пятиклассников в среднем звене». | Октябрь | Председатель консилиума Педагог- психолог |
6. Работа заместителя директора по ПР в решении проблемы адаптации учащихся
| Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Работа с обучающимися и классными коллективами: - посещение уроков и классных часов с целью знакомства с социальным окружением детей, знакомство с Уставом школы, повторение прав и обязанностей обучающихся; - индивидуальная работа с детьми группы «риска» по социализации и привлечению к посещению кружков и секций; - социологическое исследование (социометрический статус ребёнка в коллективе) | Конец учебного года и начало учебного года | Зам.директора по ПР |
2. | Работа с родителями: - участие в классных родительских собраниях с вопросом «О влиянии семейной атмосферы на процесс адаптации пятиклассников; - индивидуальные консультации родителей «Дети учатся жить у жизни». | Конец учебного года и начало учебного года | Зам.директора по ПР |
3. | Работа с педагогическим коллективом: - уточнение категорий детей в социальном паспорте класса; - знакомство с ним нового классного руководителя; - рекомендации педагогам по работе с различными категориями детей. | Конец учебного года и начало учебного года | Зам.директора по ПР |
4. | Участие в работе ПМП-консилиума по адаптации пятиклассников в среднем звене. | По плану работы консилиума | Зам.директора по ПР |
5. | Участие в работе Совета профилактики и правонарушений с детьми, испытывающими трудности в поведении. | По плану заседаний Совета профилактики | Зам.директора по ПР |
6. | Участие в работе службы медиации по разрешению возникающих конфликтных ситуаций. | По мере поступления запросов. | Зам.директора по ПР |
Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − уровень НОО, который формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает накопленный в начальной школе потенциал.
7. Работа с родителями – законными представителями
Родители (законные представители) обучающихся являются полноправными участниками образовательного процесса. В сложный период перехода из начальной школы в среднюю необходимо активное привлечение родителей для оказания поддержки и помощи своим детям. Организацию работы с родителями можно выстроить по следующим направлениям:
Знакомство и собеседования с будущим классным руководителем и учителями 5-го класса.
Проведение тематических родительских собраний в рамках «Школы для родителей» на темы: «Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы»; «Особенности перехода детей от начального к основному общему образованию»; «Соблюдение единых требований к организации обучения и выполнения домашних заданий в начальной и средней школе».
Посещение открытых уроков учителей 5-х классов, обучаясь еще в четвертом.
Приглашение родителей на открытые мероприятия методических недель учителей предметников и учителей начальных классов.
Организация индивидуальных собеседований с родителями и классными руководителями 4 и 5 классов с целью построения индивидуального маршрута обучения.
Психологическое консультирование родителей и обучающихся в случае возникновения проблем.
Организация «круглых столов» для родителей для разрешения возникших вопросов и проблем.
Анкетирование и опросы родителей для определения уровня готовности к обучению в 5 классе; уровня адаптации в 5 классе.
Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − уровень НОО, который формирует те компетенции, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает накопленный в начальной школе потенциал.
Приложение 1
Опросник №1
для 5-х классов «Отношение к учебным предметам»
Предмет | Изучаю с интересом | Равнодушен | Не люблю |
Русский язык | | | |
Литература | | | |
Английский язык | | | |
Математика | | | |
История | | | |
Биология | | | |
Физическая культура | | | |
Технология | | | |
ИЗО | | | |
Музыка | | | |
Информатика и ИКТ | | | |
ОБЖ | | | |
Обществознание | | | |
Немецкий язык | | | |
Данный опросник уточняет список «проблемных» предметов, т.е. тех, которые могут вызвать дезадаптацию.
Опросник №2
для 5-х классов «Черты идеального учителя»
Инструкция: отметь знаком «+» те общие черты учителей, которые вызывают у тебя симпатию. Нужно выбрать только пять черт из десяти.
Черты учителя | Мне нравится |
Хорошо знает предмет | |
Строгий, даёт прочные знания | |
Относится ко мне по-человечески | |
Считается с моими возможностями | |
Общается с нами после уроков | |
Не требует многого | |
Интересно на уроках | |
Даёт работать самостоятельно, сделать что-то своё | |
Выделяет меня из класса (относится ко мне иначе, чем к другим) | |
Допускает короткую дистанцию между собой и учениками | |
Опросник №3
для 5-х классов «Самочувствие учащихся в школе»
Инструкция: отметить значком «+» те чувства, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.
Наиболее часто я испытываю в школе: | Да |
спокойствие | |
усталость | |
скуку | |
радость | |
уверенность в себе | |
беспокойство | |
неудовлетворённость собой | |
раздражение | |
сомнение | |
обиду | |
чувство унижения | |
страх | |
тревогу за будущее | |
благодарность | |
симпатию к учителям | |
желание приходить сюда | |
После обработки анкет получаем сумму баллов в процентах, на основе которых можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы до 45 – 50%. Если чувство набирает меньшее число голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний.
Анкета для родителей по адаптации уч-ся 5 класса
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты для определения степени адаптации учащихся 5 классов к школе.
Анкета анонимная, фамилию указывать не нужно.
1. Охарактеризуйте, пожалуйста, как Ваш ребёнок справляется с усвоением школьного учебного материала? (Выберите только один вариант ответа)
1.1. Плохо усваивает программный материал по всем предметам
1.2. Плохо усваивает материал по одному из основных предметов, допускает много ошибок, неаккуратно выполняет задания (по какому)________________________
1.3. Хорошо усваивает программный материал по всем предметам, правильно и безошибочно выполняет школьные задания
2. Охарактеризуйте, пожалуйста, как Ваш ребёнок выполняет школьные задания. (Выберите только один вариант ответа)
2.1. Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию
2.2. Выполнение школьных заданий требует от ребёнка определенной степени напряжения
2.3. Иногда ребёнок работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для его завершения
2.4. Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений
2.5. Ребёнок работает легко, свободно, без особого напряжения
3. Насколько самостоятелен Ваш ребёнок при выполнении школьных заданий? (Выберите только один вариант ответа)
3.1. Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого
3.2. Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого
3.3. Ребёнок иногда обращается за помощью к взрослому, но чаще выполняет задания сам
3.4. Ребёнок работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого
3.5. Ребёнок сам справляется со школьным заданием
4. С каким настроением чаще всего Ваш ребёнок ходит в школу? (Выберите только один вариант ответа)
4.1. У ребёнка преобладает депрессивное настроение. У ребёнка часто бывают вспышки гнева, злости
4.2. У ребёнка бывают проявления отрицательных эмоций: тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность
4.3. У ребёнка иногда бывают проявления сниженного настроения
4.4. Ребёнок спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения
4.5. Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идет в школу
5. Определите, пожалуйста, повысилась, понизилась или осталась на прежнем уровне, по сравнению с 4 классом, успеваемость Вашего ребёнка.
5.1. Успеваемость повысилась
5.2. Успеваемость понизилась
5.3. Успеваемость осталась на прежнем уровне
5.4. Затрудняюсь ответить
6. Охарактеризуйте, пожалуйста, взаимоотношения Вашего ребёнка с классным руководителем. (Выберите только один вариант ответа)
6.1. При общении с учителем смущается, говорит тихо, запинается
6.2. Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным
6.3. Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам
6.4. Стремится выполнять все требования учителя, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью
6.5. Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним
7. Оцените, пожалуйста, уровень адаптации Вашего ребёнка к школе на данный момент.
7.1. Низкий уровень адаптации
7.2. Уровень адаптации ниже среднего
7.3. Средний уровень адаптации
7.4. Уровень адаптации выше среднего
7.5. Высокий уровень адаптации
8. Как Вы считаете, что необходимо сделать в школе, для облегчения адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. (Напишите)_______________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие в опросе!