ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
«Ты не один»
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ | |
Организационно-административная работа | |
Работа с учащимися | |
Работа с семьями | |
Работа с педагогическим коллективом | |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ | |
6.1.Борьба с пропусками занятий по неуважительной причине | |
6.2.Внутришкольный контроль по предупреждению и преодолению неуспешности в обучении | |
6.3.Внеурочная работа с детьми | |
6.4.Пропаганда ЗОЖ | |
6.5.Профилактика наркомании и токсиомании | |
6.6.Правовое воспитание | |
6.7.Роль библиотеки | |
6.8.Предупреждение вовлечения в экстремистские группировки | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
МОНИТОРИНГ | |
КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
• рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
• массовые нарушение прав детей;
• рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
• омоложение преступности;
• увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-№120 от 24.06.1999 г., важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению правонарушений. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности, не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. Проблема девиантного поведения - это проблема общества в целом, и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
Цель образовательных учреждений помочь ребенку адаптироваться к жизни, окружающим людям и обществу в целом. Поэтому задачи этих учреждений многогранны: снять остроту психического напряжения, провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социуме, выявление актуальных проблем, и кризисных ситуаций, приводящих к дезадаптированному состоянию молодых граждан; создание сети молодежных досуговых центров и обеспечение их деятельности, взаимодействие со службами, организациями города и области по вопросам дезадаптации подростков с девиантным поведением.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
• обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
• выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики асоциальных явлений среди несовершеннолетних
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа по профилактике асоциальных явлений «Ты не один» |
Разработчики программы | Педагог-психолог Орлова Олеся Владимировна |
Цель программы | Формирование единого социально-педагогического пространства и создание эффективной системы профилактики асоциального поведения, правонарушений, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков «группы риска» и с ОВЗ |
Задачи программы | Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в делах класса и школы. Включение учащихся в общественно-полезную деятельность, развитие в её рамках толерантности коммуникативной культуры, навыков бесконфликтного поведения. Педагогическая поддержка учащихся в деятельности по поиску жизненных смыслов, самопознанию личности. Оказание социально-психологической помощи детям при решении сложных проблем в их жизни. Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни формированию негативного отношения к вредным привычкам. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. |
Сроки реализации программы | |
Адресаты программы: | МБОУ СОШ №3 |
Кадровое обеспечение программы | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе; формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков. стабилизация числа беспризорных детей подростков; преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних. Формирование у детей и подростков установок здорового образа жизни; Становление гармоничных взаимоотношений школы и семьи, повышение культурно-педагогического уровня родителей, участие родителей в коллективных делах. |
3.НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
Нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального значения:
• Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года.
• Закон «Об образовании» РФ.
• Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г.
• Указы Президента РФ;
• Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
• Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017";
•
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает
предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
• Планирование работы по профилактике правонарушений совместно с ОДН ОП.
• Организация работы школьного Совета профилактики.
• Проведение тематических педагогических советов.
• Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»
• Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте
• Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, непосещающих школу).
• Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
• Анкетирование учащихся 5-9-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
• Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-9 кл.).
• Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
• Диагностика склонности к девиантному поведению (СОП Орел)
• Заполнение карты здоровья учащихся.
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
• реализация системы воспитательной работы школы;
• проведение мероприятий совместно с ОДН ОП;
• классные часы ;
• организация правового просвещения;
• профориентационная работа;
• проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
• Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
• Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
• Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
• выявление причин отклонений в поведении;
• беседы психолога, социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
• психологическая коррекция поведения;
• приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;
• Беседы инспектора ПДН;
• Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
• Направление ходатайств в КДН;
• Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
• Выбор родительского комитета в классах.
• Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.
• Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
• Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
• Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
• Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.
• Проведение родительского всеобуча:
Тема | Содержание |
Профориентация школьников | Профориентация, её цели и задачи Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком. |
По профилактике употребления ПАВ | 1) ПАВ и его влияние на организм ребенка. 2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ. 3) Устойчивость подростка в обществе. 4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ 5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка, 6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ. |
По профилактике правонарушений и преступлений | 1) Права и обязанности семьи. 2) Права, обязанности и ответственность родителей. 3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни. 4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме 5) Причина детских суицидов. 6) Свободное время и развлечения учащихся. |
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Планируемые результаты:
1 блок | -разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений, -создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» правонарушений, |
2 блок | -получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи, - получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи, - получение информации о состоянии здоровья учащихся |
3 блок | - сформировать у учащихся образ жизни, -сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека, -сформировать жизненную позицию ребёнка |
4 блок | -создание приоритетного родительского воспитания, -организация педагогического просвещения родителей, -построение демократической системы отношений детей и взрослых |
5. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Исполнители | Ожидаемый результат |
| 5.1. Организационно-административная работа: |
-
| Сверка списков обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, ОДН ОП №6, КДН, многодетных семей, малообеспеченных, опекаемых, детей-инвалидов и других социальных категорий. Формирование банка данных по этим категориям учащихся | ежегодно | Зам. дир. по ВР, Соц. педагог | Учет семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявление, реабилитация и социальное сопровождение неблагополучных семей и детей |
-
| Ведение картотеки на педагогически запущенных детей и учащихся, состоящих на учете ОДН ОП №6, КДН и ЗП, ВШПУ | Весь период | Соц. педагог |
-
| Регулярное проведение заседаний Совета профилактики школы. | 1 р. в месяц | чл. профсовета | Выявление причин и коррекция асоциального поведении обучающихся |
-
| Организация совместной работы с КДН, участковым инспектором ОДН ОП №6, «Компас» | Весь период | Зам. дир. по ВР | Осуществление межведомственного взаимодействия при проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня противоправных действий среди несовершеннолетних |
-
| Регулярное проведение в школе профилактических дней. | пятница месяца | Зам. дир. по ВР | Выявление причин и коррекция асоциального поведении обучающихся |
-
| Проведение месячников по профилактике правонарушений. | ноябрь апрель | Зам. дир. по ВР | Предупреждение асоциального поведения и правонарушений в детской и молодежной среде |
-
| Проведение месячника по борьбе с безнадзорностью. | сентябрь | Зам. дир. по ВР | Предупреждение асоциального поведения и правонарушений в детской и молодежной среде |
-
| Проведение совещаний при директоре, включающих вопросы профилактической работы. | Весь период. | Зам. дир. по ВР | Административный контроль |
-
| Организация работы школы в каникулярный период | ежегодно | Зам. дир. по ВР | Привлечение к работе с подростками, оставшимися дома в дни каникул, учителей школы, педагогов доп.образования, руководителей кружков и секций |
-
| Сбор информации о занятости учащихся в кружках и секциях | ежегодно | Зам. дир. по ВР | Организация досуговой занятости учащихся |
-
| Организация работы библиотеки по профилактике | В течение года | Библиотекарь | Предупреждение асоциального поведения и правонарушений |
5.2. Работа с учащимися: |
-
| Проведение месячника правовых знаний, с привлечением к участию в них учащихся, состоящих на ВШПУ | ежегодно | Зам. дир. по ВР | Предупреждение асоциального поведения и правонарушений в детской и молодежной среде |
-
| Организация встреч учащихся с представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками, специалистами КДН и ЗП, ОДН ОП № | Весь период | Зам. дир. по ВР | Повышение уровня правовой культуры учащихся, предупреждение правонарушений. |
-
| Оформление стенда «Подросток и закон» | Весь период | Зам. дир. по ВР, организатор | Повышение уровня правовой культуры учащихся |
-
| Классные часы о правах и обязанностях | Весь период | Кл.рук. | Предупреждение асоциального поведения и правонарушений в детской и молодежной среде |
-
| Организация каникулярного времени учащихся, состоящих на ВШПУ | Весь период | Соц. педагог | Организация досуговой занятости учащихся, предупреждение правонарушений |
-
| Организация досуга подростков, привлечение к подготовке и проведению мероприятий. | Весь период | Кл. рук, соц. педагог, ст. вожатая | Предупреждение асоциального поведения и правонарушений |
-
| Организация индивидуальных консультаций для учащихся | Весь период | Соц. педагог, педагог-психолог | Выявление причин асоциального поведения |
-
| Просмотр и обсуждение видеофильмов | Ноябрь, апрель | Кл.рук., соц. педагог, педагог-психолог | Формирование установок здорового образа жизни, профилактика вредных привычек |
-
| Выпуск листовок и стенгазет по профилактике алкоголизма и наркомании «Спасибо, нет!» | Ноябрь, апрель | Кл.рук., соц. педагог, педагог-психолог | Формирование установок здорового образа жизни, профилактика вредных привычек |
-
| Профилактические беседы с привлечением психолога, врачей, работников ОДН ОП №, КДН | Ноябрь, апрель | Зам. дир. по ВР | Профилактика асоциального поведения и правонарушений |
-
| Проведение спортивных мероприятий: - «Мама, папа, я – спортивная семья», - Дни здоровья | В теч.года | Уч. физ. к-ры | Формирование установок здорового образа жизни, профилактика вредных привычек |
-
| Физкультурно-спортивная работа: школьные соревнования | Ежемесячно | Уч. физ. к-ры | Формирование установок здорового образа жизни, профилактика вредных привычек |
5.3. Работа с семьями |
1 | Выявление семей, в которых неблагоприятные условия для жизни и учебы ученика. | Сентябрь | Соц. педагог, Кл. рук. | Учет семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявление, реабилитация и социальное сопровождение неблагополучных семей и детей |
2 | Ведение картотеки на семьи «группы риска». | Весь период | Соц. педагог | Учет неблагополучных семей |
3 | Рейды в семьи, состоящие на учете «группа риска» , составление акта обследования жилищно-бытовых условий | Весь период | Соц. педагог | Улучшение условий жизни ребенка |
4 | Организация консультаций для родителей. | Весь период | Соц. педагог, педагог-психолог | Повышение психолого-педагогической культуры родителей |
5 | Приглашение родителей, уклоняющихся от воспитания детей, на заседания профилактического совета, в КДН. | Раз в месяц | Зам. дир. по ВР, Кл. рук. | Стабилизация отношений в семье, контроль родителей за занятостью детей |
6 | Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками, специалистами КДН и ЗП, ОДН ОП № | Весь период | Зам. дир. по ВР, соц. педагог, кл. рук. | Повышение правовой культуры родителей |
7 | Проведение тематических родительских собраний, педагогического всеобуча родителей. | 1 раз в месяц | Кл. рук. | Правовое просвещение родителей, повышение психолого-педагогической культуры родителей |
5.4. Работа с педагогическим коллективом: |
1 | Проведение методических объединений классных руководителей по проблемам воспитания «трудных» детей и профилактической работы. | Весь период | Зам. дир. по ВР | Повышение психолого-педагогической культуры классных руководителей |
2 | Отчеты классных руководителей о проведенной работе с учащимися и их семьями, состоящими на учете «группы риска» | Весь период | Кл. рук. | Предупреждение асоциального поведения и правонарушений |
3 | Организация встреч классных руководителей с представителями правоохранительных органов. | Весь период | Зам. дир. по ВР кл. рук. | Повышение правовой культуры классных руководителей |
4 | Психологическая коррекция взаимоотношений учителей с учащимися, состоящими на учете «группы риска» | Весь период | Соц.педагог, педагог-психолог | Психолого-педагогическая поддержка учителей |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
6.1. Борьба с пропусками занятий по неуважительной причине
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Установить ежедневный контроль классными руководителями за посещаемостью уроков, в случае пропуска занятий обучающимся выяснить у родителей причины отсутствия | В течение года | Кл. руководители |
2. | Установить контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщиков» | еженедельно | Классные руководители |
3. | При систематических прогулах, подключать работников полиции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав | По необходимости | Соц. педагог |
4. | Принимать меры по отношению к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка | По необходимости | Классные руководители, |
5. | Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Совета по профилактике | 1 раз в месяц | Классные руководители, соц. педагог |
6. | Посещение на дому учащихся, прогуливающих занятия | В течение года | Классные руководители, соц. педагог |
6.2. Внутришкольный контроль по предупреждению и преодолению не успешности в обучении
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Контролировать список учащихся, имеющих проблемы в обучении | 1 раз в четверть | Соц.педагог |
2. | Приглашать на беседу учащихся и их родителей, детей «группы риска» | По мере необходимости | Классные руководители, соц. педагог |
3. | Учителям-предметникам составлять план работы с неуспешными учащимися, учитывая их индивидуальные особенности | 1 раз в четверть | Педагогический коллектив |
4. | Осуществлять ежедневный контроль за посещаемостью учащихся | В течение года | Классные руководители |
5. | Приглашать на совещание при директоре Совет по профилактике учащихся «группы риска» | По мере необходимости | Соц. педагог |
6. | Осуществлять проверку журналов с целью контроля опроса неуспешных учащихся | 1 раз в месяц | Зам по ВР |
7. | Посещение уроков учителей с целью проверки индивидуальной работы на уроке с неуспешными детьми | В течение года | Соц. педагог |
8. | Посещение занятий по психологической коррекции | По расписанию | Педагоги-психологи |
6.3. Внеурочная работа с детьми
Основной целью раздела является выбор направлений по упорядочению работы с детьми и подростками, создание единого управляемого воспитания детей и подростков.
Задачи:
расширение сферы занятости детей и подростков во внеурочное время;
пропаганда здорового образа жизни;
развитие творческих способностей детей и подростков;
профилактика преступности среди несовершеннолетних
-
Направления внеурочной деятельности:
№ | Название программы | Направленность | ФИО руководителя, |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
Пропаганда здорового образа жизни
Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
В пропаганде здорового образа жизни используются такие мероприятия:
беседа медработника (педиатра, нарколога, школьного медработника) в классе по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета ;
проблемная беседа или дискуссия, подготовленная при поддержке классного руководителя самими учениками;
«классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов кинолент, записи, телепередачи,
В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: болезни наркоманов, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, эпидемии, обратить внимание на такие проблемы, как: преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков; милосердие, доброта и здоровье; природа и здоровье; любовь и здоровье; здоровье и успешная карьера; мода и здоровье; музыка и здоровье; модная фигура и здоровье; искусство и здоровье; спорт и здоровье; компьютерные игры и здоровье; СМИ и здоровье.
При этом роль классного руководителя должна заключаться в режиссуре, направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений
№ | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
1. | Оформление стенд с освещением в нем школьных, районных, окружных спортивных мероприятий и здорового образа жизни | В течение года | Организатор, соц.педагог |
2. | Обеспечить периодическое проведение родительских конференций по наиболее актуальным проблемам воспитания оздоровления школьников | В течение года | Классные руководители |
3. | Проведение общешкольных спортивных соревнований по теннису | Октябрь февраль | учитель физической культуры |
4. | Участие в акции «За здоровый образ жизни» | март | Коллектив МБОУ СОШ №3 |
5 | Общешкольные мероприятия спортивно-оздоровительной направленности | В течение года | Организатор, учитель физической культуры |
Профилактика наркомании и токсикомании
Профилактическая работа включает в себя определенные виды деятельности по следующим направлениям:
распространение информации о последствиях употребления наркотических средств;
формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, о ВИЧ-инфекции и умения принимать правильные решения;
взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу
Школа обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:
возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;
свободный доступ к семье ребенка для анализа и контроля ситуации;
возможность привлечения специалистов по профилактике.
Профилактические мероприятия
№ | Содержание мероприятий | Сроки | Исполнители |
1. | Организовать планомерную работу всех классов по предупреждению наркомании и токсикомании | постоянно | классные руководители |
2. | Провести анкетирование учащихся 5-9 кл. | Ноябрь | Классные руководители |
3. | Обследование семей детей «группы риска» | 1 раз в четверть | Классные руководители |
4. | Проведение классных часов по вопросам наркомании | По плану | Классные руководители |
Правовое воспитание
Правовая активность одна из главных характеристик современной личности
Цель правое воспитание в школе.
Исходя из этого задачами правового воспитания являются:
создание высоконравственной личности, способной в правовом пространстве, даже при минимуме конкретных правовых знаний, не нарушать законы;
формирование устойчивой линии активного поведения и умение управлять собственным поведением, в рамках закона, а не за его пределами;
помочь выработать внутреннюю потребность человека в правомерном поведении, позволяющим руководить своими действиями в рамках закона;
научить школьников грамотно ориентироваться в правовом пространстве;
осознание ценности права и осуществление выбора варианта правомерного поведения;
сформировать навыки законопослушного поведения.
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки проведение | Ответственный |
1. Работа с учащимися |
1.1 | Беседы с сотрудниками ГИБДД | По плану | Зам. директора по ВР |
1.2 | Классные часы: «Шалость и проступок», «Человек. Государство. Закон.» и др. | По плану | Кл.руководители |
1.3 | Конкурс рисунков и плакатов: «Мой безопасный мир», «Мы за здоровый образ жизни», «Подросток и закон» | По плану | Классные руководители |
2. Правовое обучение учителей |
2.1. | Знакомство с нормативно-правовыми документами по профилактике асоциального поведения | По плану | Соц.педагог |
3. Правовое обучение родителей |
3.1. | Тематические родительские собрания по правовому воспитанию | По плану | Кл. руководители |
Роль библиотеки
Библиотека один из важных центров воспитания духовной нравственности через художественные произведения.
Роль библиотеки – подготовить учащихся к самообразованию.
Цель: овладение знаниями. По инициативе самой личности в отношении предмета занятий.
Для реализации цели ставится задача: формирование у детей мотивов их познавательной самостоятельности:
знакомство с библиотекой с 1 класса;
запись в библиотеку детей «группы риска»;
выявлять интересы читателей, подобрать им литературу
связь с районной библиотекой;
наглядное оформление знаменательных дат.
6.8 Предупреждение вовлечения в экстремистские группировки
В школе необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистки настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению литературы, пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь, идеи фашизма все чаще стали привлекаться учащиеся старших классов
Педагогический коллектив проводит работу в этом направлении с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности.
Необходимо акцентировать внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучения культурному диалогу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений.
Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
С этой целью нами была составлена Программа «Ты не один» по профилактике правонарушений, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков
МОНИТОРИНГ
| | | | | |
всего учащихся | | | | | |
Неполные семьи | | | | | |
Малообеспеченные семьи | | | | | |
Многодетные семьи | | | | | |
Неблагополучные семьи | | | | | |
Опекаемые | | | | | |
Состоят на учете ОДН ОП | | | | | |
Состоят на пед.учете | | | | | |
КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Отслеживание эффективности всей программы | - появление у подростков устойчивых интересов; - положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД; -уменьшение количества детей «группы риска» - уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска». |
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы | -проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия. |
Конечный результат реализации программы | Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М., 1998.
Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск, 1995.
Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991
Белкин А.С. Теория и методика педагогической диагностики отклонений в поведении школьников. – М., 1998.
Белоусова О.В., Галстукова О.В. Социальный педагог в школе. Методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008. – 56 с.
Будыхо В.П. Преодоление отклонений от норм нравственного поведения у младших школьник. – М., 2000.
Воспитание трудного ребенка./Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Владос, 2001.
Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Социальное здоровье России. 1993 г.
Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. – М., 1999.
Клейбер Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.
Колесов Д.В. Не допустить беды: о сущности и профилактике наркомании и токсикомании. М., 1988.
Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков, ж. Классный руководитель, 2003 № 4.
Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е.Ю.Ляпина. – Волгоград: Учитель, 2008. -231 с.
Северов А.П. Психологические особенности асоциального поведения несовершеннолетних. – Киев, 1999.