ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УНЕЧСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТРПАНСПОРТА
имени героя россии а.в.рассказы
г. Унеча Брянской области
«Согласовано» «Утверждаю»
И.о Зам директора по ВР Директор _________В.М.Боровков
_____________ Н.В.Братякова
«____» сентября 2024 год «____» сентября 2024год
ПРОГРАММА
по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения
на 2024 – 2025 учебный год
г.Унеча
2024г.
1.Пояснительная записка
Данная Программа направлена на обеспечение организации деятельности психолога по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения, составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и содержат описание модели профилактической работы по предотвращению рисков суицида и суицидальных намерений среди обучающихся общеобразовательных организаций. При реализации данной программы поддерживается приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ);
Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");
Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»); Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. №2106); Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); Федеральный Закон РФ от 24 июня 2010 г. №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в ОУ Министерства образования и науки РФ от 18.01.16 №7-149;
Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида".
2. Место и роль профилактики суицидального и саморазрушающего поведения в психолого-педагогическом сопровождении
В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Самоубийства в Российской Федерации являются важной социальной проблемой национального масштаба. Уровень самоубийств в нашей стране остаётся одним из самых высоких в мире. По состоянию на апрель 2016 года он составляет 15,4 случаев суицида на 100 тыс. населения. Одной из самых напряженных остается в нашей стране ситуация по самоубийствам среди подростков. По данным ВОЗ, около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. По числу случаев суицида среди молодых людей Россия входит в пятерку лидеров. По разным оценкам, мы занимаем первое или четвертое место. Так, по заявлению Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, согласно статистике, на 100 тыс. молодых людей в возрасте 15-19 лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза. Врачи констатируют, что из каждых 100 тысяч детей в возрасте 10-14 лет 2,5 кончают с собой, а из подростков 15-19 лет — 16,3. Среднемировая величина почти в три раза ниже. Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и всех должностных лиц образовательной организации понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы.
3. Цели и задачи программы
Цель программы: профилактика суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- разработка и проведение психологических мероприятий и проектов, направленных на профилактику суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения;
- проведение комплекса мероприятий для выявления обучающихся группы лиц, склонных к суицидальному и саморазрушающему поведению и их комплексное психолого-педагогическое сопровождение (выявление причины склонности, психокоррекция поведения);
- осуществление психологического просвещения учащихся, педагогов, родителей (законных представителей) в области профилактики, причин, признаков и опасностей суицидального и саморазрушающего поведения;
- разработка психологических рекомендаций для учащихся, родителей и педагогов по устранению суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения;
- повышение уровня самооценки, уровня социально – психологической адаптации детей и подростков.
- формирование осознанного и ответственного отношения к своей жизни и здоровью у учащихся общеобразовательного учреждения;
- оформление и ведение документации по реализации программы (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
4. Теоретико-методологическая основа разработки Программы
Теоретико-методологической основой разработки Программы стали следующие теоретические концепции, предложенные ниже.
Социологическая концепция исходит из того, что в основу суицидального поведения закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции. По мнению представителей этой концепции, большинство суицидальных действий направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими.
Основатель индивидуальной психологии А. Адлер рассматривает суицид как результат кризиса, приводящей к регрессии, крайней стадией которого является суицидальная попытка.
К. Меннингер, разделяя точку зрения Фрейда, выделил три взаимосвязанных бессознательных механизма: месть/ненависть (желание убить), депрессия/ безнадежность (желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым).
Точка зрения основателя трансактного анализа – Э.Берна, заключается в трактовке суицидального поведения как результата формирования и развития жизненного сценария под влиянием «родительских предписаний».
Согласно концепции автора теории личностных конструктов G.Kelli суицид – это акт, совершаемый с целью доказать достоверность своей жизни, либо акт ухода от действительности из-за «фатализма или тотальной тревоги». Представители экзистенциально-гуманистического направления полагают, что основная причина самоубийства – утрата смысла жизни.
Авторы отмечают присутствие у суицидентов чувство невыносимой душевной боли, изолированности от общества, ощущение безнадёжности и беспомощности. А.Т. Beck, представитель когнитивно-бихевиорального направления, в причинах самоубийства видит роль негибкого мышления («Жизнь ужасна, альтернатива ей только смерть…»), которое ведёт к невозможности выработки оптимальных решений своих проблем.
В концепции суицидального поведения А.Г. Амбрумовой используется интегративный подход: суицидальное поведение рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого субъективно неразрешимого микросоциального конфликта. Согласно этой теории, суицид представляет собой один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации и определяется личностными особенностями человека, его жизненным опытом, интеллектом, характером и стойкостью интерперсональных связей. По мнению авторов (Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я., 1978) на суицидальное поведение подростков значительное влияние имеют межличностные отношения со сверстниками и родителями. Так, в предпубертатном периоде преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном – «сексуальные» и «любовные».
Таким образом, современные исследователи рассматривают суицидальное поведение как многофакторное явление, в генезе которого играют роль клинические, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы, а сам суицид – явление неоднородное: в одних случаях это обдуманные, заранее запланированные действия, в других – импульсивные. Исходя из описанной многофакторности суицидального и саморазрушающего поведения, для его профилактики должен использоваться системный подход психолого-педагогического сопровождения.
Так, сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами:
1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе социализации;
2) созданием социально-психологических условий для устранения рисков суицидального и саморазрушающего поведения у каждого ребенка, успешности его социальной адаптации;
3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в социальной адаптации и обучении навыков самостоятельного разрешения личностных проблем, коррекции собственного психоэмоционального состояния, увеличения мотивации к жизни. Современная ситуация и обновление нормативно-правовой базы в области образования и психолого-педагогического сопровождения предъявляет новые требования к структуре психологического сопровождения и профилактике суицидального и саморазрушающего поведения, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе профилактической и коррекционной деятельности.
5. Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения
В современных условиях предупредить суицидальное и саморазрушающее поведение учащихся возможно только при реализации системного подхода. Системный подход включает в себя следующие направления деятельности психолога.
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возникшей ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 2. Диагностика (индивидуальная и групповая) - выявление явлений и признаков дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся и их психического состояния, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной траектории работы с ребенком.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для предупреждения и коррекции дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательной организации.
4. Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новой модели поведения, возможности ее приобретения и реализации в жизни.
5. Психологическое просвещение участников образовательного процесса - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
6. Организационно-методическая работа - разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на развитие универсальных учебных действий, преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся; оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). Основные объекты деятельности в рамках реализации программы:
- подростки, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- учащиеся, нуждающиеся в срочной психоэмоциональной поддержке.
- неблагополучные семьи.
Календарное планирование
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Диагностика выявления студентов группы риска по суициду. Методы: - индивидуальные беседы - наблюдение - анкетирование - Опросник детской депрессии (М.Ковач) - Опросник способов поведения (Р.Лазарус) | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог |
2 | Информирование обучающихся и их родителей о едином общероссийском номере детского телефона доверия, о действующих на муниципальном уровне службах оказания помощи детям и подросткам; размещение соответствующей информации на тематических стендах, в местах, доступных для обучающихся и родителей | Постоянно | Педагог-психолог |
3 | Организационный этап социально-психологического тестирования | Сентябрь | Педагог-психолог |
4 | Семинар для классных руководителей по проведению СПТ | Сентябрь | Педагог-психолог |
5 | Оказание методической и практической психологической и медицинской помощи обучающимся техникума | Постоянно | Педагог-психолог |
6 | Родительские собрания: «Профилактика стресса в подростковом возрасте», «Моя семья и мой ребенок», «Возрастные особенности В течении всего периода Классные руководители, педагог- подростков», «Проблемы подросткового возраста», «Усиления контроля, доступом в Интернет», «Общение- лучшее средство воспитания». | Октябрь | Педагог-психолог |
7 | Социально-психологическое тестирование студентов | Октябрь | Педагог-психолог Классные руководители |
8 | Организация встреч обучающихся с представителями духовенства, культуры и искусства, врачами, юристами по формированию жизненных установок и ценностного отношения к жизни | Не реже 1 раза в полугодие по согласованию | Педагог-психолог Социальный педагог Зав. библиотекой |
9 | Тренинговые и коррекционные занятия «Мы разные, но мы вместе», «Будь уверенным, не будь агрессивным» | Ноябрь | Педагог-психолог |
10 | Проведение цикла бесед «Как прекрасен этот мир» с обучающимися 1 курса по вопросам предупреждения подросткового суицида | Ноябрь Апрель | Классные руководители |
11 | Психологический час «Общаемся без конфликтов» | Декабрь | Педагог-психолог |
12 | Лекторий со студентами «Грех и добродетель» Взгляд православия на суицид, табакокурение, сквернословие | Декабрь | Педагог-психолог |
13 | Классный час «Выход из трудных жизненных ситуаций» | Январь | Педагог-психолог |
14 | Мастер-класс для педагогов «Суицид или крик души» | Январь | Педагог-психолог |
15 | Классный час «Мы выбираем жизнь» | февраль | Педагог-психолог |
16 | Психологические занятие «Учимся слышать и понимать друг друга» | февраль | Педагог-психолог |
17 | Беседа со студентами «Живи в полную силу!» | февраль | Педагог-психолог |
18 | Исследования уровня агрессивности и тревожности у студентов техникума | В течении года | Педагог-психолог Социальный педагог |
19 | Организация серии общетехникумовских мероприятий «Здоровый образ жизни» | Февраль Апрель | Руководитель физвоспитания Педагоги-организаторы |
20 | Проведение психологических тренингов «Личностный рост» | февраль | Педагог-психолог |
21 | Проведение профилактических занятий по улучшению межличностных отношений в семье | Не реже 1 раза в полугодие | Педагог-психолог |
22 | Тренинговые занятия «Скажи стрессу нет», «Жизнь- это бесценный дар», с целью профилактики саморазрушающегося поведения, формирования ценностного отношения к жизни, развития адекватной самооценки и коммуникативных навыков | Ежемесячно | Педагог-психолог |
23 | Проведение диагностических исследований по выявлению обучающихся, склонных к различным видам рисков | Не реже 1 раза в полугодие | Педагог-психолог Социальный педагог |
24 | Беседы «Профилактика стрессовых ситуаций и методы их устранения» | Май | Педагог-психолог |
25 | Консультирование | В течение учебного года (по запросу) | Педагог-психолог Социальный педагог |
26 | Организация на совещаниях педагогов обзора и обсуждения документов: - уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 о преступлениях сексуального характера); - административный кодекс РФ (ст.164 «О правах и обязанностях родителей»); - Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30); - нормативные документы по профилактике безнадзорности и защите прав детей | Не реже 1 раза в полугодие | Заместитель директора по ВР |
27 | Семинар для классных руководителей «Подростковый суицид: причины и профилактика»» | апрель | Педагог-психолог |
28 | Семинар для педагогов «Суицид и его последствия в подростковом возрасте» | март | Педагог-психолог |
29 | Консультативно-просветительское взаимодействие | В течение учебного года (по запросу) | Педагог-психолог |
30 | Подготовка и распространение памяток среди родителей о профилактике суицидов среди несовершеннолетних | 1 раз в полугодие | Педагог-психолог Социальный педагог |
31 | Выступления на родительских собраниях по вопросам причин суицидального поведения обучающихся | По согласованию | Педагог-психолог Приглашенные специалисты |
32 | Консультативно-просветительское взаимодействие | В течение учебного года (по запросу) | Педагог-психолог |
33 | Выявление и постановка на учет семей, в которых дети находятся в социально опасном положении (СОП) или в трудной жизненной ситуации (ТЖС) | ежемесячно | Социальный педагог |
34 | Обеспечение контроля за ситуацией в семьях, в которых подростки находятся в социально опасном положении (рассмотрение материалов на заседаниях КДН, совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, посещение на дому данных семей, индивидуальная работа с родителями | Постоянно | Заместитель директора по ВР Педагог-психолог Социальный педагог |
35 | Организация и проведение занятий со студентами колледжа «Если тебе тяжело – НАПИШИ ПИСЬМО!». | В течение года (по запросу) | Педагог-психолог Социальный педагог |
36 | Организация благотворительной и волонтерской деятельности (волонтерские отряды для помощи ветеранам, пожилым людям, инвалидам, проведение благотворительных акций и других мероприятий) | В течение года | Заместитель директора по ВР Педагог-психолог Социальный педагог |
37 | Организация и проведение флеш-моб акций для студентов и педагогов | ежемесячно | Педагог-психолог Социальный педагог |
38 | Классные часы (рекомендуемые темы): В поисках хорошего настроения Профилактика негативных привычек Мы выбираем жизнь Как прекрасен этот мир Жизнь – это бесценный дар Выход из трудных жизненных ситуаций Как научиться жить без драки? Как преодолевать тревогу? Способы решения конфликтов с родителями Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом Способы саморегуляции эмоционального состояния «Как сказать, нет!» | В течении года | Классные руководители |
39 | Психолого-педагогическая поддержка обучающихся при подготовке к экзаменам. Разработка информационных памяток «Диета для тех, кто хочет ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ». Цель: осуществление педагогического просвещения обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) в области профилактики, причин, признаков и опасностей суицидального и саморазрушающего поведения | В течении года | Педагог-психолог Социальный педагог |
40 | Формирование педагогической компетенции родителей, повышение их информированности и ответственность в сфере предупреждения суицидальных настроений у несовершеннолетних, в вопросах правовых последствий неисполнения ими обязанностей по обучению и воспитанию детей, жестокого обращения с ними | постоянно | Классные руководители, педагог-психолог |
41 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска | постоянно | Социальный педагог, педагог-психолог |
Педагог-психолог ______________________С.Н.Ланько