Программа работы по противодействию и профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися
Пояснительная записка
В современных условиях употребление детьми и молодежью психоактивных веществ, таких, как синтетические наркотики, бездымный табак, бестабачные никотиносодержащие смеси, алкоголь, бытовой гази другие потенциально опасные вещества, превратилось в серьезную социальную, педагогическую и медицинскую проблему. Злоупотребление — это многократное употребление, которое наносит существенный вред здоровью, приводит к психическим, поведенческим расстройствам и формированию зависимости. По данным социологических исследований, прослеживаются тенденции к снижению возраста первой пробы и росту темпов приобщения к употреблению психоактивных веществу девочек. Столь раннее экспериментирование с психоактивными веществами в 3–4 раза повышает опасность быстрого развития зависимости от них.
Поэтому возникла необходимость в создании программы по противодействию и профилактике вредных привычек среди обучающихся.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на здоровый образ жизни.
Задачи:
- показать, что в настоящее время употребление ПАВ остаётся глобальной социальной проблемой;
- формировать у учащихся негативное отношение к ПАВ;
- формировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к наркотикам;
- формировать у учащихся мотивацию на ведение здорового образа жизни;
- оказывать детям и подросткам консультационную и психокоррекционную помощь;
- повышать педагогическую культуру родителей по вопросам профилактики ПАВ.
Профилактика употребления наркотических и психотропных веществ в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления психоактивных веществ несовершеннолетними и формирования здорового и безопасного образа жизни. Основной целью профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной организации является развитие инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, которая направлена на уменьшение уровня вовлеченности в употребление наркотических и психотропных веществ обучающихся.
В настоящее время существует четыре подхода к профилактике наркотических и психотропных веществ.
Информационный подход. Информирование подростков о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации: телевидения, кино, Интернета и т. д., — которые оказывают большое влияние на формирование правосознания ребенка и повышают морально-нравственную устойчивость.
Медико-биологический подход. Предупреждение возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера.
Социально-профилактический подход. Социальная среда и условия могут оказаться основным фактором, формирующим образ действий подростка, характер его поведения. Профилактические мероприятия сосредоточиваются на устранении или смягчении первопричин, конкретных социальных раздражителей, отрицательно воздействующих на поведение.
Психолого-педагогический подход. Развитие толерантного поведения, коррекция негативных черт личности, формирование социально-одобряемого поведения, помощь подростку в преодолении кризисных ситуаций и т. д. Профилактическая деятельность в образовательной среде проводится согласно Концепции комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР) и включает следующие основные принципы:
1. Комплексность — согласованное межведомственное взаимодействие в рамках профилактической работы. Данная деятельность строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями медиков, педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов.
2. Дифференцированность — дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом:
- возраста (старший дошкольный — 5–6 лет, младший школьный — 7–10 лет, средний школьный — 11–14 лет, старший подростковый — 15–16 лет, юношеский — 17–18 лет, молодежь — от 18 лет);
- степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.
3. Аксиологичность — формирование представлений об общепринятых ценностях, о том, «что хорошо, что плохо», т. е. принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения.
4. Многоаспектность:
- образовательный аспект — формирование системы знаний о медицинских, правовых, социально-психологических и морально-этических последствиях злоупотребления психоактивными веществами;
- психологический аспект — формирование навыков уверенного поведения (умения противостоять групповому давлению, умения говорить «нет», эмпатии, навыка разрешения конфликтных ситуаций, принятия решений), формирование адекватной самооценки);
- социальный аспект — формирование позитивных нравственных и моральных ценностей, помощь в социальной адаптации подростка к условиям окружающего социума, в овладении навыками здорового образа жизни.
5. Последовательность — этапность деятельности, не проведение разовых акций, а система действий.
6. Легитимность — деятельность должна быть законна.
Целью Концепции КАПР в образовательной среде является снижение спроса на психоактивные вещества, снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями, алкоголизмом, снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами. Следовательно, основными задачами Концепции КАПР в образовательной среде являются:
- создание системы раннего выявления наркопотребителей,
- оказание несовершеннолетним консультативной помощи,
- оказание психокоррекционной и реабилитационной помощи,
- работа с семьями обучающихся.
Таким образом, Концепция профилактики употребления психоактивных веществ является системой принципов, организационных подходов, мер, которые направлены на исключение условий и причин, способствующих распространению психоактивных веществ в образовательной организации.
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.
2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от ПАВ.
3. Повышение уровня развития умений и навыков:
а) уверенного позитивного поведения;
б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;
в) отстаивания и защиты своей точки зрения;
г) осознанного и уверенного умения сказать ПАВ «Нет».
4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.
Содержание программы
Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий - социальные, педагогические, психологические.
Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.
Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:
Информационно-просвстительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);
Социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);
Организационно-досуговое направление (деятельность образовательных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).
Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.
В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.
Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.
Таким образом программа профилактики употребления ПАВ включает:
- диагностические процедуры (основным инструментом диагностики является социально-психологическое тестирование обучающихся). На основании анализа результатов данного тестирования формируется план мероприятий по профилактике. Кроме того, в состав диагностического инструментария входят: «Социомониторинг», методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся» Прихожан, тест «Школьная тревожность» Филлипса и др.;
- общешкольные мероприятия профилактического характера;
- профилактическая деятельность социального педагога школы, классных руководителей, учителей – предметников, педагога - психолога: классные часы, беседы, консультации, психологические занятия;
- психокоррекционные мероприятия педагога - психолога: тренинги, психологические занятия, консультации, беседы;
- профилактическую работу с законными представителями обучающихся;
- привлечение специалистов ОКНБ;
План мероприятий
Мероприятие | Время проведения | Ответственный |
Подготовка и проведение социально-психологического тестирования (СПТ) обучающихся | Сентябрь - октябрь | Директор школы |
Анализ результатов СПТ | Ноябрь - декабрь | Педагог – психолог |
Проведение мониторинга социальных процессов в классах с высоким процентом учащихся «группы риска» по результатам СПТ | 3 четверть | Педагог – психолог |
Консультации с классными руководителями по результатам социомониторинга, выдача рекомендаций | 3, 4 четверть | Педагог – психолог, специалист по социомониторингу |
Представление результатов СПТ на административном совещании | 3 четверть | Педагог – психолог |
Индивидуальные консультации с классными руководителями | 3, 4 четверть | Педагог – психолог |
Индивидуальные консультации с учащимися «группы риска» | В течение года | Педагог – психолог |
Дополнительная психодиагностика учащихся «группы риска» | Январь - апрель | Педагог – психолог |
Разработка индивидуальных планов психологического сопровождения учащихся «группы риска» | Декабрь - январь | Педагог – психолог |
Классные часы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся | В течение года | Классные руководители, Педагог – психолог |
Психологические занятия с учащимися 11 класса «Стресс. Тревожность. Способы снятия стрессового напряжения» | Март | Педагог – психолог |
Психологические занятия с учащимися 9-х классов «Стресс. Способы борьбы со стрессом» | Февраль - май | Педагог – психолог |
Изучение уровня тревожности учащихся 8-х классов, разработка рекомендаций по результатам исследования, консультации | Март - апрель | Педагог – психолог |
Сопровождение адаптационного периода учащихся 10 класса: посещение уроков, психологическая диагностика, педагогический консилиум | Январь - февраль | Педагог – психолог Администрация |
Беседы классных руководителей на родительских собраниях: «Риски взросления: опасные социальные сети, неформальные объединения, зависимое поведение» | Март | Администрация школы, классные руководители |
Создание памяток о вреде употребления ПАВ | Март | Педагог – психолог, педагог - организатор |
Вовлечение обучающихся, в кружки, клубы, секции, внеурочную деятельность | В течение года | Администрация, классные руководители |
Профилактика употребления ПАВ через предметную деятельность | В течение года (в соответствии с предметной программой) | Учителя химии, биологии, ОБЖ |
Беседы "Вредные привычки и здоровый образ жизни" в классе СКК | В течение года | Педагог – психолог |
Беседы о значении ведения здорового образа жизни учащимися в классе СКК | 1 раз в четверть | Классный руководитель |
Осенний день здоровья | Сентябрь | Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы, учителя физической культуры |
Консультации с законными представителями учащихся | В течение года | Педагог – психолог |
Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) | Октябрь | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
Дни правовых знаний и гражданского опыта | Вторая неделя октября | Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы, классные руководители, социальный педагог |
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Профориентация: психологические аспекты» (учащиеся 8-х классов) | В течении года | Педагог – психолог классный руководитель |
Акция, направленная на пропаганду здорового образа жизни «Здоровым быть модно» | Сентябрь | Педагоги-организаторы |
«Здоровье купить нельзя» - беседы о здоровом образе жизни | 1 декабря | Педагоги-организаторы |
Единый день профилактики «Подросток и здоровье» | 7 апреля | Педагоги-организаторы |
Международный день детского телефона доверия | 12 мая | Педагоги-организаторы |
Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей | В течении года | Педагог-психолог, классные руководители, социальный педагог |
Информационное оповещение через школьный сайт | В течении года | Заместитель директора по ВР, системный администратор |
Индивидуальные консультации | В течении года | Классные руководители, социальный педагог |
Работа Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с семьями по вопросам воспитания, обучения детей | по плану Совета по профилактике | Социальный педагог |
Проведение тематических классных часов по охране жизни и здоровья учащихся | По плану работы классного руководителя | Классные руководители |
Конкурс рисунков «Здоровым быть модно!» | Март | Педагоги-организаторы |
Профилактическая беседа специалиста ОКНБ «Дорожи своим здоровьем» | Ноябрь-декабрь | Социальный педагог, заместитель директора по ВР |
Мероприятия для обучающихся общепрофилактического характера | В течении года по плану программы воспитания СОО, ООО | Заместитель директора по ВР |