СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по противодействию и профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на противодействие и профилактику вредных привычек среди обучающихся.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на здоровый образ жизни.

Просмотр содержимого документа
«Программа по противодействию и профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися»



















Программа работы по противодействию и профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися































Пояснительная записка

В современных условиях употребление детьми и молодежью психоактивных веществ, таких, как синтетические наркотики, бездымный табак, бестабачные никотиносодержащие смеси, алкоголь, бытовой гази другие потенциально опасные вещества, превратилось в серьезную социальную, педагогическую и медицинскую проблему. Злоупотребление — это многократное употребление, которое наносит существенный вред здоровью, приводит к психическим, поведенческим расстройствам и формированию зависимости. По данным социологических исследований, прослеживаются тенденции к снижению возраста первой пробы и росту темпов приобщения к употреблению психоактивных веществу девочек. Столь раннее экспериментирование с психоактивными веществами в 3–4 раза повышает опасность быстрого развития зависимости от них.

Поэтому возникла необходимость в создании программы по противодействию и профилактике вредных привычек среди обучающихся.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на здоровый образ жизни.

Задачи:

- показать, что в настоящее время употребление ПАВ остаётся глобальной социальной проблемой;

- формировать у учащихся негативное отношение к ПАВ;

- формировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к наркотикам;

- формировать у учащихся мотивацию на ведение здорового образа жизни;

- оказывать детям и подросткам консультационную и психокоррекционную помощь;

- повышать педагогическую культуру родителей по вопросам профилактики ПАВ.

Профилактика употребления наркотических и психотропных веществ в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления психоактивных веществ несовершеннолетними и формирования здорового и безопасного образа жизни. Основной целью профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной организации является развитие инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, которая направлена на уменьшение уровня вовлеченности в употребление наркотических и психотропных веществ обучающихся.

В настоящее время существует четыре подхода к профилактике наркотических и психотропных веществ.

  • Информационный подход. Информирование подростков о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации: телевидения, кино, Интернета и т. д., — которые оказывают большое влияние на формирование правосознания ребенка и повышают морально-нравственную устойчивость.

  • Медико-биологический подход. Предупреждение возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера.

  • Социально-профилактический подход. Социальная среда и условия могут оказаться основным фактором, формирующим образ действий подростка, характер его поведения. Профилактические мероприятия сосредоточиваются на устранении или смягчении первопричин, конкретных социальных раздражителей, отрицательно воздействующих на поведение.

  • Психолого-педагогический подход. Развитие толерантного поведения, коррекция негативных черт личности, формирование социально-одобряемого поведения, помощь подростку в преодолении кризисных ситуаций и т. д. Профилактическая деятельность в образовательной среде проводится согласно Концепции комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР) и включает следующие основные принципы:

1. Комплексность — согласованное межведомственное взаимодействие в рамках профилактической работы. Данная деятельность строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями медиков, педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов.

2. Дифференцированность — дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом:

- возраста (старший дошкольный — 5–6 лет, младший школьный — 7–10 лет, средний школьный — 11–14 лет, старший подростковый — 15–16 лет, юношеский — 17–18 лет, молодежь — от 18 лет);

- степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

3. Аксиологичность — формирование представлений об общепринятых ценностях, о том, «что хорошо, что плохо», т. е. принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения.

4. Многоаспектность:

- образовательный аспект — формирование системы знаний о медицинских, правовых, социально-психологических и морально-этических последствиях злоупотребления психоактивными веществами;

- психологический аспект — формирование навыков уверенного поведения (умения противостоять групповому давлению, умения говорить «нет», эмпатии, навыка разрешения конфликтных ситуаций, принятия решений), формирование адекватной самооценки);

- социальный аспект — формирование позитивных нравственных и моральных ценностей, помощь в социальной адаптации подростка к условиям окружающего социума, в овладении навыками здорового образа жизни.

5. Последовательность — этапность деятельности, не проведение разовых акций, а система действий.

6. Легитимность — деятельность должна быть законна.

Целью Концепции КАПР в образовательной среде является снижение спроса на психоактивные вещества, снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями, алкоголизмом, снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами. Следовательно, основными задачами Концепции КАПР в образовательной среде являются:

- создание системы раннего выявления наркопотребителей,

- оказание несовершеннолетним консультативной помощи,

- оказание психокоррекционной и реабилитационной помощи,

- работа с семьями обучающихся.

Таким образом, Концепция профилактики употребления психоактивных веществ является системой принципов, организационных подходов, мер, которые направлены на исключение условий и причин, способствующих распространению психоактивных веществ в образовательной организации.















Ожидаемые результаты реализации программы

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от ПАВ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

г) осознанного и уверенного умения сказать ПАВ «Нет».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.





































Содержание программы

Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий - социальные, педагогические, психологические.

Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.

Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:

  • Информационно-просвстительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);

  • Социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);

  • Организационно-досуговое        направление (деятельность образовательных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).

Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.

         Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

Таким образом программа профилактики употребления ПАВ включает:

- диагностические процедуры (основным инструментом диагностики является социально-психологическое тестирование обучающихся). На основании анализа результатов данного тестирования формируется план мероприятий по профилактике. Кроме того, в состав диагностического инструментария входят: «Социомониторинг», методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся» Прихожан, тест «Школьная тревожность» Филлипса и др.;

- общешкольные мероприятия профилактического характера;

- профилактическая деятельность социального педагога школы, классных руководителей, учителей – предметников, педагога - психолога: классные часы, беседы, консультации, психологические занятия;

- психокоррекционные мероприятия педагога - психолога: тренинги, психологические занятия, консультации, беседы;

- профилактическую работу с законными представителями обучающихся;

- привлечение специалистов ОКНБ;



















План мероприятий

Мероприятие

Время проведения

Ответственный

Подготовка и проведение социально-психологического тестирования (СПТ) обучающихся

Сентябрь - октябрь

Директор школы

Анализ результатов СПТ

Ноябрь - декабрь

Педагог – психолог

Проведение мониторинга социальных процессов в классах с высоким процентом учащихся «группы риска» по результатам СПТ


3 четверть

Педагог – психолог

Консультации с классными руководителями по результатам социомониторинга, выдача рекомендаций

3, 4 четверть

Педагог – психолог, специалист по социомониторингу

Представление результатов СПТ на административном совещании

3 четверть

Педагог – психолог

Индивидуальные консультации с классными руководителями

3, 4 четверть

Педагог – психолог

Индивидуальные консультации с учащимися «группы риска»

В течение года

Педагог – психолог

Дополнительная психодиагностика учащихся «группы риска»

Январь - апрель

Педагог – психолог

Разработка индивидуальных планов психологического сопровождения учащихся «группы риска»

Декабрь - январь

Педагог – психолог

Классные часы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся

В течение года

Классные руководители, Педагог – психолог

Психологические занятия с учащимися 11 класса «Стресс. Тревожность. Способы снятия стрессового напряжения»

Март

Педагог – психолог

Психологические занятия с учащимися 9-х классов «Стресс. Способы борьбы со стрессом»

Февраль - май

Педагог – психолог

Изучение уровня тревожности учащихся 8-х классов, разработка рекомендаций по результатам исследования, консультации

Март - апрель

Педагог – психолог

Сопровождение адаптационного периода учащихся 10 класса: посещение уроков, психологическая диагностика, педагогический консилиум

Январь - февраль

Педагог – психолог Администрация

Беседы классных руководителей на родительских собраниях: «Риски взросления: опасные социальные сети, неформальные объединения, зависимое поведение»

Март

Администрация школы, классные руководители

Создание памяток о вреде употребления ПАВ

Март

Педагог – психолог, педагог - организатор

Вовлечение обучающихся, в кружки, клубы, секции, внеурочную деятельность

В течение года

Администрация, классные руководители

Профилактика употребления ПАВ

через предметную деятельность


В течение года (в соответствии с предметной программой)

Учителя химии, биологии, ОБЖ

Беседы "Вредные привычки и здоровый образ жизни" в классе СКК

В течение года

Педагог – психолог

Беседы о значении ведения здорового образа жизни учащимися в классе СКК

1 раз в четверть

Классный руководитель

Осенний день здоровья

Сентябрь

Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы, учителя физической культуры

Консультации с законными представителями учащихся

В течение года

Педагог – психолог

Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики

правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и

деструктивного поведения (правовые, профилактические игры,

беседы и т.п.)

Октябрь

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

Дни правовых знаний и гражданского опыта

Вторая неделя октября

Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы, классные руководители, социальный педагог

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Профориентация: психологические аспекты» (учащиеся 8-х классов)

В течении года

Педагог – психолог классный руководитель


Акция, направленная на пропаганду здорового образа жизни «Здоровым быть модно»


Сентябрь

Педагоги-организаторы

«Здоровье купить нельзя» - беседы о здоровом образе жизни

1 декабря

Педагоги-организаторы

Единый день профилактики

«Подросток и здоровье»

7 апреля

Педагоги-организаторы

Международный день детского телефона доверия

12 мая

Педагоги-организаторы

Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей

В течении года

Педагог-психолог,

классные руководители, социальный педагог

Информационное оповещение через школьный сайт

В течении года

Заместитель директора по ВР,

системный администратор

Индивидуальные консультации

В течении года

Классные руководители, социальный педагог

Работа Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

с семьями по вопросам воспитания, обучения детей

по плану Совета

по профилактике


Социальный педагог


Проведение тематических классных часов по охране жизни и здоровья учащихся

По плану работы классного руководителя

Классные руководители

Конкурс рисунков «Здоровым быть модно!»

Март

Педагоги-организаторы

Профилактическая беседа специалиста ОКНБ «Дорожи своим здоровьем»


Ноябрь-декабрь


Социальный педагог, заместитель директора по ВР

Мероприятия для обучающихся общепрофилактического характера

В течении года по плану программы воспитания СОО, ООО

Заместитель директора по ВР