Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №18 города Смоленска»
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № от | ПРИНЯТО педагогическим советом протокол № от | УТВЕРЖДЕНО директором МБОУ «СШ №«18» Батюковой Г.В протокол № от |
Индивидуальная программа коррекционной работы
по «ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ»
психолога-педагога с обучающимся(ейся)
1 «Б» класса
с диагнозом – УО, вариант F72
на 2022 – 2023 год.
Ответственный за реализацию программы:
педагог-психолог Легкова А.Н.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предметно-практические действия детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение коррекционной работы «Предметно-практические действия», включает: методическое пособие Pertra.
Под коррекционной работой понимается комплексная деятельность, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания и социализации.
Участники программы: обучающийся 1 «Б» класса, родители, педагоги.
Цель программы: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
Предметные:
освоение простых действий с предметами и материалами;
развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;
формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
Личностные:
развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
формирование положительных качеств личности.
Коррекционные:
корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Социальные:
овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;
развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению.
Достижение поставленных данной коррекционной программой задач осуществляется не путем изолированных упражнений, а в комплексе различных видов содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, элементы ручного труда и т.п.). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности.
Планируемые результаты коррекционной работы
«Предметно-практические действия».
Личностные результаты:
- Развитие самостоятельности;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Предметные результаты:
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;
- уважительно относиться к труду людей;
- усвоить свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, оригами на уровне общего представления;
- запомнить названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними;
- научиться разным способам соединения с помощью клея ПВА, пластилина, ниток, переплетения.
- научиться различные способы выполнения аппликации, разные приемы лепки.
- научиться резать ножницами;
- научиться соединять детали клеем;
- научиться эстетично оформлять изделие аппликацией, проявлять элементы творчества;
- научиться лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание);
- научиться складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования;
- научиться плести в три пряди из различных материалов;
- определять инструменты и приспособления необходимые для работы;
- использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем.
Содержание коррекционной программы
«Предметно-практические действия».
Программа состоит из следующих разделов:
Предметно-практические действия;
Конструирование;
Работа с мозаикой + Дидактические игры;
Работа с пластическими материалами;
Работа с бумагой и фольгой;
Основной формой обучения являются занятие.
Типы занятий:
сообщения новых знаний;
закрепления полученных знаний и умений;
упражнение;
обобщение полученных знаний, умений и навыков;
проверки и оценки знаний, умений и навыков;
повторение полученных знаний;
комбинированный.
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному.
Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами» отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.
Основные методы, формы и средства работы с ребенком УО по коррекции «Предметно-практические действия»:
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств.
Методы обучения:
- действия по образцу;
- выбор по образцу;
- действия по подражанию;
- «жестовая» инструкция;
- совместные действия взрослого и ребенка.
Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие успешного обучение ребенка с умеренной умственной отсталостью.
Средства:
Физические упражнения;
Дидактические игры и упражнения;
Словесные игры;
Показ видео материалов;
Продуктивная деятельность;
Формы работы по реализации программы:
• Индивидуальная
Структура и содержание коррекционного, двигательного занятия:
Материал каждого занятия рассчитан на 25 минут.
Приветствие. ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты) или ДЫХАТЕЛЬНАЯ гимнастика или УПРАЖНЕНИЯ для зрительного анализатора на активацию внимания и мыслительной деятельности;
Вид продуктивной деятельности;
Физразминка;
Релаксация (упражнения на расслабление мышц, снятие мышечного тонуса).
Учебно-тематический план
№ | Темы занятий | Форма проведения |
1. | Предметно-практические действия 1.1.Наблюдение за движущимися заводными игрушками, ребенок должен сам попробовать завести игрушки, в этом ему помогает психолог, ребенок должен понять закономерность действия с заводной игрушкой; 1.2.катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости; 1.3.перекладывание предметов из одной емкости в другую; открывание и закрывание двери, коробок, матрешек; нажатие на кнопку звонка для длительного (кратковременного) звучания; 1.4.складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; 1.5.нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень; 1.6.закручивание руками крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой, закручивание крышек; складывание двухместной матрешки; 1.7. Шнуровка; 1.8. Шитье на картонке; 1.9.открывание и закрывание ящиков, водопроводных кранов; подбор крышек к разным по размеру коробкам; открывание и закрывание сосудов с завинчивающимися крышками, пробками; 1.10.пользование клавишными и кнопочными выключателями; заполнение мелкими предметами сосудов с широким и узким горлышком; 1.11.набирание ложкой сахара (крупы); 1.12.опускание больших (маленьких) шаров в соответствующие отверстия; 1.13.нанизывание колец на штырь; 1.14.нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур; 1.15.нанизывание колец пирамидки с учетом цвета; удерживание предмета одной (двумя) руками, подбрасывание его, толкание; 1.16.складывание трех составной матрешки; | Аудиторная |
2. | Конструирование. 2.1.Знакомство со строительным материалом (объемными фигурами): куб, параллелепипед (кирпичик), треугольная призма. Действия с ним: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга. 2.2.Постройка и обыгрывание с помощью психолога из наборов строительных материалов: башни из 2—3 кубов одинакового размера; дорожки из брусков одинакового размера; дома из куба и призмы; ворот из кубов и параллелепипеда. 2.3.Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: забор из кубиков; забор из кубиков и кирпичиков; рельсы для поезда; стол и стул. 2.4.Практическое знакомство со счетными палочками Кюизенера. Раскладывание их на столе произвольно. Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета. Накладывание счетных палочек на контурное изображение. Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по образцу): ворота; дорожки, тропинки; окно, домики; конура; грибок, качели; стульчик. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. | Аудиторная |
3. | Работа с мозаикой + Дидактические игры. 3.1.Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения. 3.2.Практическое знакомство с мозаикой, правилами обращения с ней: брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие панели. Заполнение панели мозаикой произвольно. Узнавание и различение мозаики по цвету. Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора). 3.3.Совместно с психологом и по подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. Выкладывание узоров с соблюдением цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками флажки — второй ряд из красной мозаики); курочки и цыплята (один ряд из белой мозаики — курочки, второй ряд из желтой — цыплята). + «Грибочки» Досочки Сегена Кудики Никитиных Квадрат Воскобовича Палочки Кьюизенера Игра для тренировки памяти с султанчиками Блоки Дьенеша Танграмм Рамки вкладыши «Одинаковое-разное» «Четвертый лишний» «Цвет и форма» «Чудесный мешочек» | Аудиторная |
4. | Работа с пластическими материалами. 4.1.Объясняются правила работы с тестом и пластилином. Цвет пластилина, свойства теста и пластилина. Лепка психологом предметов с комментированием. 4.2.Упражнения в узнавании в лепных поделках реальных объектов, в распознавании в ближайшем окружении предметов из теста (хлебобулочные, кондитерские изделия). Формование пластических материалов специальными формами, крышечками от баночек, коробочками и т. д. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. 4.3.Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: -отрывание кусочков теста, пластилина пальцами; сплющивание кусочков теста, пластилина между ладонями; -разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями); -«шлепанье» (похлопывание ладонью по тесту или пластилину); -разрывание кусочков пластилина, теста; -раскатывание небольших кусочков теста и пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); -соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения; -разрезание палочки стекой. 4.4.Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца: забора из палочек (столбиков) одинаковой длины и толщины; лесенки; больших и маленьких бубликов; колец одинакового (разного) диаметра и цвета; цепочки из колец; пирамидки из колец; геометрических фигур. 4.5.Скатывание шара из пластических материалов на подкладной доске и в ладонях. Совместное с психологом изготовление предметов шаровидной формы: большой и маленький мячи; конфеты-шарики разного цвета и размера; бусы, колобок, фрукты. Обыгрывание выполняемых действий под руководством психолога. | Аудиторная |
5. | Работа с бумагой и фольгой. 5.1.Практическое знакомство с бумагой и фольгой. Упражнения с бумагой и фольгой: -сминание; -разглаживание ладонью; -разрывание; -отрывание небольших кусочков; -сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении); -разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. 5.2.Свойства бумаги и фольги. Цвет бумаги и фольги. Наблюдение за использованием бумаги и фольги. 5.3.Сминание отходов бумаги (фольги) в комки, помещение их в корзину для мусора. 5.4.Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги, фольги, выполнение с ними игровых действий. 5.5.Обертывание тонкой цветной бумагой, фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: конфеты в обертке, «волшебная палочка», вазочка — стакан, обернутый фольгой. 5.6.Складывание бумаги (фольги). Приемы складывания: расположение листа на столе; сгибание части листа; совмещение сторон и углов листа; проглаживание линии сгиба. 5.7.Участие в изготовлении педагогом летающих игрушек (проглаживание линии сгиба), выполнение с ними игровых действий. 5.8.Складывание бумажных салфеток. Размещение их в салфетницах. 5.9.Составление наборов цветной бумаги (3—4 листа). 5.10.Складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое. Составление из них с помощью педагога «книжечек». 5.11.Подвижная аппликации из готовых деталей: «Мои игрушки», «Листопад», «Овощи рассыпались» и др. 5.12.Составление предметных изображений, состоящих из одной части. 5.13.Узнавание, нахождение, показывание, называние предметных изображений, накладывание их на контурное изображение, включение в несложные композиции. 5.14.Предметная аппликация из готовых форм: «Солнышко лучистое», «Румяный колобок», «Пушистая елочка», «Мой кораблик», «Воздушный шарик» и др. | Аудиторная |
6. | Работа с нитками и тканью. 6.1..Знакомство с тканью. Действия с тканью: захват, удержание, сминание, разглаживание, вытягивание. Обыгрывание выполняемых действий с помощью психолога; 6.2.Наблюдения за шитьем и пришиванием пуговиц, выполняемым педагогом; 6.3.Применение ниток. Свойства ниток: толщина, цвет, прочность. 6.4.Разрывание тонких, непрочных ниток. 6.5.Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы. 6.6.Сматывание ниток в клубок. Размотка трикотажного срыва. | Самостоятельная |
7. | Работа с природными материалами. 7.1.Экскурсия в природу с целью сбора природных материалов. 7.2.Узнавание, различение, называние растений и собираемых природных материалов (желуди, листья, каштаны). Вместе с психологом сбор природных материалов (поднимание, отрывание). 7.3.Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов. 7.4.Составление букетов из осенних листьев. Подвижная аппликация из сухих листьев. 7.5.Накладывание совместно с психологом сухих листьев на соответствующее контурное изображение без наклеивания; 7.6. Раскрашивание природного материала (листья, снег, лед, ветки); | Самостоятельная |
8. | Работа с нитками. 8.1.Разрывание ниток (нитей) разной длины и толщины. Сортировка (группировка) ниток и лоскутов ткани по цвету. 8.2.Наматывание ниток на картонку, катушку, сматывание в клубок. 8.3.Скручивание нескольких толстых ниток в одну. 8.4.Изготовление изделий из толстых ниток: | Самостоятельная |
9. | Работа с бумагой. Закрепление приобретенных навыков и умений на занятиях с психологом. 9.1.сгибание листа пополам; 9.2.складывание листа бумаги, фольги с угла на угол, по средней линии; разглаживание листа от центра к краю; 9.3.разрывание бумаги, фольги по сгибу. 9.4.Изготовление закладки из цветной бумаги путем сгибания. 9.5.Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (фольги) на полосе картона в определенной последовательности слева направо или чередуя по цвету. 9.6.Составление предметных изображений, состоящих из одной (двух) частей. Узнавание, нахождение, показывание, называние предметных изображений, состоящих из одной (двух) частей, накладывание их на контурное изображение, составление целого из частей, включение в несложные композиции. 9.7.Предметная аппликация из готовых форм: «Скворечник», «Веселый снеговик», «Подводное царство» и др. 9.8.Изготовление из бумаги стола, скамейки (без применения клея), елочных украшений. Обыгрывание выполняемых действий | Самостоятельная |
10. | Работа с пластическими материалами. 10.1.Практическое закрепление приобретенных ранее навыков и умений на занятии с психологом: 10.2.работа с пластическими материалами (раскатывания, разминания, разрывания, сплющивания). 10.3. Формование пластических материалов различными формами. Обыгрывание выполняемых действий вместе с мамой. 10.4.Лепка по образцу и самостоятельно; 10.5.Отщипывание пальцами кусочков пластилина и скатывание мелких шариков. Лепка мелких шарообразных предметов из теста и пластилина: вишни, бусы, конфеты. 10.6.Сплющивание шара между ладонями. Лепка по подражанию и по образцу предметов плоской формы: лепешки, блины, шляпки грибов. Обыгрывание выполняемых действий. 10.7.Вдавливание небольших углублений на поверхности шара большим (указательным) пальцем. Лепка изделий путем вдавливания: миска, тарелка, блюдце. 10.8.Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. Лепка по подражанию и по образцу предметов овальной и конической формы: слива, огурец, морковь, яйцо, батон. 10.9.Сплющивание и вытягивание шара для получения грушевидной формы. 10.10.Лепка предметов грушевидной формы: груша, перец. Обыгрывание ситуаций с использованием данных поделок. 10.11.надавливание на пластилиновый шарик для прикрепления его к основе (доска, картон); 10.12.размазывание пластилина по поверхности, контуру (солнышко, туча, дождик); 10.13.дополнение пластилиновой картинки мелкими деталями (белые точки на шляпке мухомора, яблоки на дереве, точки на спине у божьей коровки).Обыгрывание выполняемых действий с мамой. | Самостоятельная |
11. | Работа с мозаикой. 11.1.Повторение и закрепление умений и навыков полученных на занятиях с психологом; 11.2.Выкладывание по подражанию и по образцу: прямого длинного ряда из одноцветной мозаики; двух параллельных длинных прямых рядов из мозаики двух цветов; чередующегося ряда через один элемент (красный — синий — красный — синий); 11.3.Выкладывание узоров с соблюдением цвета: «Елочки и грибочки» (зеленый, красный, зеленый, красный); «Башня и флаг» (вертикально 3 белых и 1 красный элемент); «Гуси с гусятами» (1 белый элемент, 2 желтых, 1 белый, 2 желтых); «Ромашка», «Цветок на стебле» (1 желтый элемент, вокруг 6 элементов белого цвета). | Самостоятельная |
12. | Элементарное конструирование. 12.1.Повторение и закрепление уже приобретенных умений и навыков с мамой; 12.2.Работа со строительным материалом (объемными фигурами), действия с ним: ощупывание, манипулирование, прием наложения друг на друга (постройка башни из 2—4 кубов одного размера, разного размера; постройка стола (куб и параллелепипед), скамейки (кубы и параллелепипед); прием приложения друг к другу (постройка дорожек из кубов, параллелепипедов), постройка стула, дивана, кровати). 12.3.Выполнение построек из одноцветных деталей, выбирая из разноцветных. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя («Комната для куклы»). 12.4.Складывание из счетных палочек (спичек и других материалов) различных фигур по показу, образцу и словесной инструкции: дерево, куст, елочка, кормушка, лестница. Накладывание счетных палочек на их контурное изображение с учетом цвета: флажок, травка, колодец, качели. Обыгрывание выполняемых действий;. 12.5.Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 2—3 частей, разрезанных по диагонали; из 4—5 частей, разрезанных по горизонтали и вертикали; | Самостоятельная |
13. | Дидактические игры «Грибочки» Досочки Сегена Кудики Никитиных Квадрат Воскобовича Палочки Кьюизенера Игра для тренировки памяти с султанчиками Блоки Дьенеша Танграмм Рамки вкладыши «Найди свою пару» «Разложи игрушки» «Положи куда надо» | Самостоятельная |
14. | Предметные действия. 14.1.Обучение ощупыванию предметов двумя и одной рукой. Узнавание знакомых предметов на ощупь (при выборе из 2—3). 14.2.Поиск предметов в окружающем пространстве. Нахождение собственных вещей, учебных принадлежностей, предметов личного пользования. Нахождение парных предметов. Нахождение предметов, соответствующих показанной картинке. 14.3. Выполнение подражательных движений рук: «Мельница», «Замочек», «Бокс», «Топор». Воспроизведение действий, движений, изображенных на картинке. Упражнения для пальцев рук. 14.4. Выполнение подражательных действий со сменой вида движений: «стучим — прячем». 14.5. Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Узнавание, различение и называние предметов по цвету (основные цвета), форме, размеру. 14.6.Группировка по цвету (размеру) предметов двух контрастных цветов (размеров). Раскладывание их в коробки, ведерки, стаканы соответствующего цвета (размера). 14.7.Раскладывание однородных предметов разных форм на две группы. 14.8.Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку — цвет (форма, размер). Выкладывание их в ряд. 14.9.Размещение плоскостных вкладок типа «доски Сегена» (3—5 фигур). 14.10.Узнавание и различение предметов по размеру (длинный — короткий). 14.11.Различение на ощупь величины предметов (большой, маленький) при выборе из двух резко контрастных по величине. | Самостоятельная |
15. | Работа с фольгой. Закрепление приобретенных навыков и умений на занятиях с психологом. 15.1.сгибание листа пополам; 15.2.складывание листа бумаги, фольги с угла на угол, по средней линии; разглаживание листа от центра к краю; 15.3.разрывание бумаги, фольги по сгибу. 15.5.Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (фольги) на полосе картона в определенной последовательности слева направо или чередуя по цвету. 15.6.Составление предметных изображений, состоящих из одной (двух) частей. Узнавание, нахождение, показывание, называние предметных изображений, состоящих из одной (двух) частей, накладывание их на контурное изображение, составление целого из частей, включение в несложные композиции. 15.7.Изготовление из фольги объемных и плоских предметов: шарики разного цвета и размера, кубики, столбики, колбаска, лепешка (монетка), колечко (из колбаски), украшения для новогодней елки и т. д. Обыгрывание выполняемых действий. | Самостоятельная |
16. | Работа с тканью. Закрепление приобретенных навыков работы с нитками и тканью на занятии с психологом. Действия с тканью: 16.1.складывание в коробку, мешок; 16.2.заворачивание в ткань, различную по фактуре, предметов разной формы; 16.3.укрывание (раскрывание) тканью куклы, себя самого, товарища. | Самостоятельная |
17. | Работа с природными материалами. 17.1.Сбор природных материалов с мамой во время прогулки; 17.2.Узнавание, различение, называние растений и собираемых природных материалов (желуди, листья, каштаны). 17.3.Сортировка природных материалов. 17.4.Составление букетов из осенних листьев. Аппликация из сухих листьев. 17.5.Накладывание совместно с мамой сухих листьев на соответствующее контурное изображение без наклеивания; 17.6. Раскрашивание природного материала (листья, снег, лед, ветки); | Самостоятельная |