СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ритмике 1-3 класс ФГОС ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по ритмике 1-3 класс , с планированием ФГОС ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Программа по ритмике 1-3 класс ФГОС ОВЗ»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Починковская коррекционная школа-интернат».






Утверждено приказом

МКОУ

«Починковской школы-интерната»

136 от 31.08.2017 г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Ритмика»

Классы :1- 3

Учитель: Конончук Ольга Александровна, высшая квалификационная категория

Учитель: Серебрякова Людмила Анатольевна, высшая квалификационная категория

Учитель: Ларькина Екатерина Валерьевна, первая квалификационная категория


Рабочая программа учебного предмета «Ритмика» для 1-3 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью





Починки, 2018 год

  1. Пояснительная записка

Программа создана на основе:

1. Учебного плана МКОУ «Починковская школа- интернат» на 20182019 учебный год.

2.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант 1-4класс на 2016-2020 годы.

Рабочая программа разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей, обучающихся с ОВЗ.


2. Общая характеристика учебного предмета.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

В программу включена игра на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаков и требует большой свободы, точности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, металлофоном и цитрой.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. П. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.


Цель программы:

Формирование музыкально - двигательных навыков. Развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Задачи программы.

Образовательные:

  • учить основам музыкального движения;

  • формировать умение создавать образ персонажа по поставленным задачам;

  • формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и самостоятельного выражения их под музыку.

  • учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений.

  • воспитывать культуру поведения;

Воспитательные:

  • воспитывать умения эмоционального выражения закрепощенности и творчества в движениях.

Специфические средства воздействия на обучюащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

Основные типы учебных занятий:

урок изучения нового учебного материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, практическое занятие, урок-презентация, урок-викторина, уроки -путешествия

Основным типом урока является комбинированный.

Виды и формы организации учебного процесса

коллективная;

групповая;

индивидуальная работа;

работа в парах.


3. Место предмета в учебном плане


На основании учебного плана МКОУ «Починковская школа- интернат» на 20182019 учебный год и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант 1-4класс на 2016-2020 годы, нагрузка :1 класс - 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.

2 класс - 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.

3 класс - 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.

Учебный предмет «Ритмика» входит в коррекционно-развивающую область.


4. Ценностные ориентиры содержание курса

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа, оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.


5. Результаты освоения учебного предмета.

1 класс

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты:

Ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Развитие двигательной активности;

Формирование способности к эмоциональному вос­приятию учебного материала;

осознавать роль танца в жизни ;

Развитие танцевальных навыков

Метапредметные

Познавательные

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Регулятивные

использование речи для регуляции своего действия;

адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


2 класс

Личностные результаты

Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все иг­ровые и плясовые движения.

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • самовыражение ребенка в движении, танце.

Познавательные

Обучающиеся должны уметь:

  • понимать и принимать правильное исходное положение в соответ­ствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

  • организованно строиться (быстро, точно);

  • сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

  • самостоятельно определять нужное направление движе­ния по словесной инструкции учителя, по звуковым и му­зыкальным сигналам;

  • соблюдать темп движений, обращая внимание на музы­ку, выполнять общеразвивающие упражнения в определен­ном ритме и темпе;

  • правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».

Коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совме­стной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

3 класс

Личностные результаты

Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки.Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все иг­ровые и плясовые движения.

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • самовыражение ребенка в движении, танце.

Познавательные

  • понимать и принимать правильное исходное положение в соответ­ствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

  • организованно строиться (быстро, точно);

  • сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

  • самостоятельно определять нужное направление движе­ния по словесной инструкции учителя, по звуковым и му­зыкальным сигналам;

  • соблюдать темп движений, обращая внимание на музы­ку, выполнять общеразвивающие упражнения в определен­ном ритме и темпе;

  • правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».

Коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совме­стной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.



6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

·         Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.

·         Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

·         Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).

УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.


2 класс

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. Д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.

Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).

УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Круговые движения кистью (напряженное и свободное). Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.

Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот двумя руками одновременно в среднем темпе на детском пианино, разучивание гаммы в пределах одной октавы на аккордеоне и духовой гармонике.

Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочередно в разных вариациях.

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.

Танцы и пляски

Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».

Парная пляска. Чешская народная мелодия.

Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.

Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».

Обучающиеся должны уметь:

принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

организованно строиться (быстро, точно);

сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;

соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;

ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.


3 класс

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.

Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.

Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки (большие и маленькие). Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.

УПРАЖНЕНИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Сгибание и разгибание кистей рук, встряхивание, повороты, сжимание пальцев в кулак и разжимание. Упражнение для кистей рук с барабанными палочками.

Исполнение гаммы на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике в пределах одной октавы в быстром темпе. Разучивание несложных мелодий. Исполнение различных ритмов на барабане и бубне.

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, лавне, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.

Танцы и пляски

Дружные тройки. Полька. Музыка И. Штрауса.

Украинская пляска «Коло». Украинская народная мелодия.

Парная пляска. Чешская народная мелодия.

Танец с хлопками. Карельская народная мелодия.

7. Календарно-тематическое планирование

Учебно-тематический план

1 класс

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

7

2

Ритмико-гимнастические упражнения:

а) общеразвивающие упражнения;

б) упражнения на координацию движений;

в) упражнение на расслабление мышц.

5

3

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

7

4

Игры под музыку

7

5

Танцевальные упражнения

7


Итого:

33


2 класс

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

3

2

Ритмико-гимнастические упражнения:

а) общеразвивающие упражнения;

б) упражнения на координацию движений;

в) упражнение на расслабление мышц.

10

3

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

4

4

Игры под музыку

6

5

Танцевальные упражнения

11


Итого:

34

3 класс

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

5

2

Ритмико-гимнастические упражнения:

а) общеразвивающие упражнения;

б) упражнения на координацию движений;

в) упражнение на расслабление мышц.

6

3

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

2

4

Игры под музыку

5

5

Танцевальные упражнения

16


Итого:

34


1 класс, 33 часа


пп

Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Результаты

план

факт



I четверть, 9 уроков

9.




1

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Построение. Правильное исходное положение.

1


07.09


Уметь чётко, организованно перестраиваться.

2

Ритмико-гимнастические упражнения


Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами.

1


14.09


Уметь сочетать движения рук и ног


3-4



Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Исполнение различных ритмов на детском пианино.

2



21.09

28.09


Уметь выполнять несложные упражнения.


5-6

Игры под музыку.


Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамики.


2



05.10

12.10


Уметь самостоятельно сменять движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз.

7


Упражнения на ориентировку в пространстве.

Пальчики и ручки. Русская народная мелодия.

1


19.10


Уметь различать основные характерные движения.


8-9

Танцевальные упражнения.


Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг.

2

26.10

09.11


Уметь выполнять бодрый, топающий, спокойный шаг.



2 четверть, 7 уроков





10

Упражнения на ориентировку в пространстве.


Перестроение в круг из шеренги в цепочки.

1

16.11


Уметь перестраиваться из шеренги в цепочки.


11

Ритмико-гимнастические упражнения

Упражнения на координацию движений.

1


23.11


Уметь координировать движения.


12-13

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Отстукивание простых ритмичных рисунков на барабане.

2

30.11

07.12


Уметь выполнять упражнения под музыку с постепенным ускорением.

14

Игры под музыку.

Выполнение имитационных упражнений и игр.

1


14.12


Уметь быстро реагировать на приказ музыки.

15-16

Танцевальные упражнения.

Подружились. Музыка Т.Вилькорейской.

2

21.12

28.12


Уметь танцевать детский танец.




3 четверть, 9 уроков





17-18

Упражнения на ориентировку в пространстве.


Ходьба и бег в различном направлении.

2

11.01

2019

18.01


Уметь сохранять правильную дистанцию.

19

Ритмико-гимнастические упражнения.

Упражнения на расслабление мышц.

1

25.01


Знать несколько основных упражнений на расслабление.

20-21

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Исполнение различных ритмов на духовой гармонике.

2


01.02

08.02


Уметь сопровождать игру пением.

22-23

Игры под музыку.


Игры с пением, речевым сопровождением.

2


22.02

01.03


Уметь сопровождать игру пением.

Уметь исполнять характерные движения танца.

24-25

Танцевальные упражнения.


Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.

2

15.03

22.03


Уметь выполнять более сложные упражнения. Уметь исполнять характерные движения танца.



4 четверть, 8 уроков





26-27

Упражнения на ориентировку в пространстве.


Упражнения с предметами.

2

05.04

12.04


Уметь самостоятельно выполнять несколько упражнений с предметами.

28-29

Ритмико-гимнастические упражнения.

Упражнение на координацию движений, расслабление мышц.


2

19.04

26.04


Уметь быстро и чётко реагировать на приказ музыки.

30

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Упражнения на пианино, барабане, духовой гармонике.

1

03.05


Уметь выполнять несложные ритмы.

31

Танцевальные упражнения.

Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.

1


10.05


Уметь выполнять игровые и плясовые движения.

32-33

Игры под музыку.

Имитационные упражнения и игры, построенные на подражательных образах. (зверей, птиц, человека).

2

17.05

24.05


Уметь выполнять имитационные упражнения и подражательные игры.



2 класс


п/п

Тема

урока

Упражнения на ориентировку в пространстве

Ритмико-гимнастические упражнения

Упражнения с музыкальными инструментами

Игры под музыку

Танцевальные упражнения

Кол-во

часов


Дата проведения

план

факт

I четверть

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

Ходьба вдоль стен, с чёткими поворотами в углах зала. Лёгкий бег.

Комплекс №1.

Круговые движения кистью (свободные).

Игра «Строим дом».

Повторение элементов по

программе 1 класса.

1

05.09


2

Общеразвива-ющие упражнения

Ходьба вдоль стен с чёткими поворотами в углах зала. Лёгкий бег. Перестроение в круг из шеренги.

Комплекс №1.

Круговые движения кистью (напряжённые).

Игра «Строим дом».

Тихая ходьба.

1

12.09


3

Упражнения на координацию движений

Ходьба в колонне по одному. Бег между предметами. Построение в пары.

Комплекс №1.

Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне.

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки (громко, умеренно, тихо).

Настороженная ходьба.

1

19.09


4

Упражнения для кисти и пальцев рук

Ходьба между предметами. Бег «змейкой». Построение в пары.

Комплекс №1.

Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постоянным ускорением.

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки (громко, умеренно, тихо).

Высокий шаг.

1

26.09


5

Упражнения на

координацию движений

Ходьба между предметами. Построение в пары. Бег парами.

Комплекс №2.

Разучивание гаммы в пределах до1 – до2 на детском металлофоне правой рукой в медленном темпе.

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером регистров (высокий, средний, низкий).

Неторопливый танцевальный бег.

1

03.10


6

Игры под музыку

Ходьба с передачей предмета. Бег парами.

Комплекс №2.

Разучивание гаммы в пределах до1 – до2 на детском металлофоне правой рукой в среднем темпе.

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером регистров (высокий, средний, низкий).

Мягкий, пружинящий шаг.

1

10.10


7

Разучивание русского народного танца «Берёзка»

Ходьба с передачей предмета (мяч). Лёгкий бег на полупальцах.

Комплекс №2.

Противопоставление первого пальца остальным.

Логоритмическая игра «Хлопаем – топаем».

Стремительный бег.

Разучивание русского народного танца «Берёзка»

1

17.10


8

Разучивание русского народного танца «Берёзка»

Ходьба и бег с выполнением несложных заданий.

Комплекс №2.

Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой.

Логоритмическая игра «Хлопаем – топаем».

Мягкий, пружинящий шаг.

Стремительный бег.

1

24.10


9

Упражнения на расслабление мышц

Ходьба в колонне по одному. Бег с выполнением несложных заданий.

Детская аэробика.

Шумовой оркестр

(«Урожайная»).

Игры под музыку по желанию детей.

Повторение танцевальных упражнений I четверти.

1

31.10


II четверть

10

Разучивание танцевальных движений

Ходьба по прямой линии. Бег со сменой направления. Перестроение из колонны парами в колонну по одному.

Комплекс №3.

Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане двумя палочками.

Инсценирование песни «Как на тоненький ледок».

Поскоки с ноги на ногу.

1


14.11


11

Игры под музыку

Ходьба с собиранием кубиков. Бег на месте. Перестроение из колонны парами в колонну по одному.

Комплекс №3.

Исполнение гаммы в пределах до1 – до2 на детском левой рукой в медленном темпе.

Инсценирование песни «Как на тоненький ледок».

Лёгкие поскоки.

1

21.11


12

Упражнения на координацию движений

Ходьба со сменой направления. Обегание предметов. Построение круга из движения врассыпную.

Комплекс №3.

Исполнение гаммы в пределах до1 – до2 на детском пианино левой рукой в среднем темпе.

Передача в движении разницы в двухчастной музыке.

Шаг с притопом на месте.

1

28.11


13

«Парная

пляска» (разучивание)

Ходьба с высоким подниманием колен. Стремительный бег.

Комплекс №3.

Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане поочерёдно в разных вариациях.

Передача в движении разницы в двухчастной музыке.

«Парная пляска».

1

05.12


14

«Парная

пляска» (разучивание)

Ориентировка в направлении движений вперёд, назад, направо, налево.

Комплекс №4.

Исполнение восходящей гаммы в пределах 5 нот двумя руками одновременно в медленном темпе на детском пианино.

Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

«Парная пляска».

1

12.12


15

Упражнения на расслабление мышц

Ориентировка в направлении движений в круг, из круга.

Комплекс №4.

Исполнение нисходящей гаммы в пределах 5 нот двумя руками одновременно в медленном темпе на детском пианино.

Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Переменные притопы.

1

19.12


16

Общеразвивающие упражнения на выработку осанки

Ходьба на месте. Бег парами. Перестроение из колонны парами в колонну по одному.

Комплекс №4.

Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах 5 нот двумя руками одновременно в среднем темпе на детском пианино.

Шумовой оркестр («Зимняя пляска»).

Игры под музыку по желанию детей.

Переменные притопы.

Повторение хороводов, плясок к Новому году.

1

26.12


III четверть

17

Упражнения на детском музыкальном инструменте

Ходьба вдоль стен с чёткими поворотами, резкими взмахами рук. Лёгкий бег.

Комплекс №5

Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне.

Игра «Карусель» (разучивание).

Шаг с притопом на месте и постепенным продвижением вперёд.

1

16.01


18

Разучивание танца «Полька»

Ходьба с высоким подниманием колен.

Перестроение из шеренги в круг.

Комплекс №5

Простукивание на бубне сильных акцентов в музыке.

Игра «Карусель».

Шаг с притопом с продвижением в разные стороны. Разучивание танца «Полька»

1



23.01


19

Разучивание танца «Полька»

Ходьба между предметами. Построение в пары. Лёгкий бег.

Комплекс №5

Одновременное сгибание пальцев рук одной руки и разгибание другой в медленном темпе.

Передача в движении разницы в двухчастной музыке.

Шаг с притопом с продвижением в разные стороны. Разучивание танца «Полька»

1





30.01


20

Выполнение движений в соответствии с характером музыки

Ходьба с сохранением правильной осанки. Бег «змейкой».

Комплекс №5

Поочерёдное сгибание пальцев рук с постепенным ускорением темпа музыки.

Передача в движении разницы в двухчастной музыке.

Прыжки с выбрасыванием ноги вперёд, назад, в стороны.

1

06.02


21

Игра на детском музыкальном инструменте

Выполнение во время ходьбы заданий с предметами. Бег с передачей бубна.

Комплекс №5

Пальчиковая игра «Паук – паучина»».

Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане.

Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений.

Поскоки с ноги на ногу, лёгкие поскоки на полупальцах.

1

13.02


22

Разучивание танца «Хоровод»

Выполнение во время ходьбы заданий с предметами. Бег с собиранием игрушек.

Комплекс №6

Пальчиковая игра «Паук – паучина».

Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений.

Круговое движение по прямой, подбоченясь, с приподнятыми руками.

1

20.02


23

Разучивание танца «Хоровод»

Ходьба с выбрасыванием прямой ноги. Обегание и собирание игрушек.

Комплекс №6

Пальчиковая игра «Паучок».

Игра «Кто быстрее?» (разучивание).

Круговое движение по прямой, подбоченившись, с приподнятыми руками.

1

27.02


24

Музыкальные игры с предметами

Построение круга из шеренги. Бег с выполнением несложных заданий.

Комплекс №6

Пальчиковая игра «Паучок».

Игра «Кто быстрее?».

Шаг с поскоками.

Руки свободно висят вдоль корпуса.

1

06.03


25

Выполнение ритмико-гимнастических упражнений

Ходьба с высоким подниманием колен. Бег врассыпную.

Комплекс №6

Исполнение несложных ритмических рисунков на металлофоне.

Игра «Квач» (разучивание).

Шаг с поскоками. Руки скрещены на груди.

1



13.03


26

Игра на детском музыкальном инструменте

Выполнение ходьбы и бега с заданиями для рук и ног.

Составление комплекса из знакомых упражнений.

Разучивание попевки «Андрей – воробей» на детской трубочке, показ ритмического рисунка на детских музыкальных инструментах.

Игра «Квач».

Приставные шаги с приседанием. Повторение танцевальных упражнений, разученных в III четверти.

1







20.03


IV четверть


27

Выполнение упражнений на выработку осанки

Ходьба вдоль стен с заданиями для рук. Обегание предметов.

Комплекс №7

Круговые движения кистью (свободные и напряжённые).

Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа под попевку «Жучка».

Переменный шаг.

Руки свободно висят вдоль корпуса.

1

03.04


28

Инсценирование знакомых песен

Ходьба по диагонали с чёткими поворотами в углах зала. Перестроение из круга в шеренги.

Комплекс №7

Пальчиковая игра «Дождик».

Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа под песню

«Чебурашка».

Переменный шаг. Руки скрещены на груди.

1



10.04


29

Игры с пением и речевым сопровождением

Ходьба шеренгой. Перестроение из одного круга в 2.

Комплекс №7

Пальчиковая игра «Дождик».

Игра «Гуси и волк» (разучивание).

Боковые шаги с полуприседанием.

1


17.04


30

Выполнение упражнений на ориентировку в пространстве

Ходьба шеренгой. Бег с передачей игрушки.

Комплекс №7

Символы – жесты: я, вы, мы, весь мир, да, нет.

Игра «Гуси и волк».

Движения парами: бег, ходьба с приседанием.

1



24.04


31

Разучивание танца «Подружки»

Ходьба с заданиями для ног, бег с собиранием пирамидок.

Комплекс №8

Пальчиковая игра «Два козлёнка».

Игра «Весёлые танцоры» (разучивание).

Движения парами: бег, ходьба с приседанием.

1



08.05


32

Разучивание танца «Подружки»

Построение круга из движения врассыпную.

Комплекс №8

Пальчиковая игра «Два козлёнка».

Игра «Весёлые танцоры».

Движения парами: кружение с продвижением.

1



15.05


33

Игры под музыку

Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.

Комплекс №8

Пальчиковая игра «Пять утят».

Игры под музыку, разученные в IV четверти.

Повторение танцевальных упражнений IV четверти.

1




22.05


34

Повторение пройденного

Ходьба и бег с высоким подниманием колен.

Ориентировка в направлении движений.

Комплекс №8

Пальчиковая игра «Пять утят».

Игры под музыку по желанию детей.

Повторение некоторых танцев, хороводов, разученных за год.

1




29.05



3 класс


Раздел

программы

Тема


Количество часов

Дата проведения

план

факт

1 четверть

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

Ходьба в соответствии с метрической пульсацией

1

7.09


2-3

Перестроение из одно­го круга в два

2

14.09

21.09


4

Ритмико-гимнастические упражнения

Общеразвивающие упражнения

1

28.09


5

Танцевальные упражнения

Повторение элементов танца по программе 2 класса

1

5.10


6

Упражнения на ориентировку в пространстве

Построение в колонны по три

1

12.10


7

Танцевальные упражнения

Шаг на носках, шаг польки

1

19.10


8

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Игры под музыку

Упражнение для кистей рук с барабанными палочками.

Игры под музыку


1

26.10


2 четверть

9

Танцевальные упражнения


Широкий, высокий бег

1

9.11


10

Сильные поскоки, боковой галоп

1

16.11


11

Элементы русской пляски

1

23.11


12

Движения парами: боковой галоп, поскоки

1

30.11


13

Ос­новные движения народных танцев

1

7.12


14

Дружные тройки. Полька. Музыка И. Штрауса

1

14.12


15

Игры под музыку

Игры под музыку

1

21.12


16

Танцевальные упражнения


Украинская пляска «Коло». Украинская народная мелодия

1

28.12



3 четверть




17

Парная пляска. Чешская народная мелодия

1

11.01


18

Ритмико-гимнастические упражнения

Упражнения на координацию движений

1

18.01


19

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Исполнение различных ритмов на барабане и бубне

1

25.01


20

Игры под музыку

Игры под музыку

1

1.02


21

Танцевальные упражнения

Пляска мальчиков «Чеботуха»

1

8.02


22

Ритмико-гимнастические упражнения

Упражнения на расслабление мышц

1

15.02


23

Танцевальные упражнения

Танец с хлопками

1

22.02


24

Ритмико-гимнастические упражнения

Упражнения на координацию движений

1

1.03


25

Танцевальные упражнения

Карельская народная мелодия

1

15.03


26

Ритмико-гимнастические упражнения

Упражнения на расслабление мышц

1

22.03


4 четверть

27

Танцевальные упражнения

Русская народная мелодия

1

5.04


28

Украинская народная мелодия

1

12.04


29

Игры под музыку

Игры под музыку

1

19.04


30

Ритмико-гимнастические упражнения

Упражнения на координацию движений

1

26.04


31

Танцевальные упражнения

Полька. Движение парами.

1

3.05


32-33

Игры под музыку

Игры под музыку

2

10.05

17.05


34

Ритмико-гимнастические упражнения

Упражнения на расслабление мышц


1

24.05






8. Описание материально – технического обеспечения

образовательного процесса.

музыкальные инструменты;

технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка)

музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, компакт-диски, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, методическая литература).

Информационное обеспечение образовательного процесса

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 

Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!