Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку составлена на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273- ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.№1897 с внесенными изменениями.
Постановления № 393-СФ «О Федеральном законе «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вступило в силу 28 июля 2018 г.
Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253.
ООП НОО;
В соответствии с учебным планом МБОУ гимназии на 2019-2020 учебный год.
Примерной программы по курсу «русский язык» (1-4) автор: Нечаева Н.В. Сборник учебных программ для начальной школы (система Л. В. Занкова.) - Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Цели учебного предмета Родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса.
В соответствии с этим курс родного языка направлен на достижение следующих целей:
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний;
первое знакомство с фактами истории родного языка;
осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи обучения русскому родному языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
стетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
ФГОС НОО устанавливает следующие требования к предметным результатам предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»:
Родной язык:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Описание места в учебном плане учебного предмета Родной язык
Согласно учебному плану МБОУ гимназии на изучение предмета Родной язык в 4 классе отводится 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета Родной язык
Личностные УУД:
В результате освоения учебного предмета Русский родной язык у обучающегося будут сформированы:
такие личностные универсальные учебные действия как:
широкая мотивационная основа учебной деятельности при сочетании социальных, учебно-познавательных и внешних мотивов на базе положительного отношения к школе и учению;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, анализа причин успеха, результата и внешних оценок своей деятельности (со стороны учителя, товарищей, родителей);
ценностно-смысловые установки, отражающие личностные качества и социальные компетентности;
осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык.
Обучающийся получит возможность для формирования:
важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять в памяти цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
планировать свои действия для решения задачи (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно);
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Учащийся получит возможность научиться:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое чтение, осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного), передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и «Справочными материалами» учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
Коммуникативные УУД:
Учащийся получит возможность научиться:
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, в общей беседе, в совместной деятельности (в парах, в группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, умению включения в культурно-языковое поле своего народа,
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться для формирования следующих общих предметных результатов:
понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения; формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремление к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявления собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), правилами культуры речевого поведения (в объеме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объеме материала изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использование этих знаний и умений для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объеме материала изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процесс выполнения письменных работ.
Содержание учебного предмета «Родной русский язык»
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволят расширить представления учащихся об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры русского народа; о русской языковой картине мира; о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации; развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Данная программа состоит из трёх разделов:
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и
мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Раздел 3. Секреты речи и текста
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы.
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Тематическое планирование учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 12 |
2 | Язык в действии | 6 |
3 | Секреты речи и текста | 12 |
4 | Резерв учебного времени | 4 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
план | факт |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее. «Делу - время, потехе - час». Слова, называющие игры, забавы, игрушки. | 06.09 | 06.09 |
2 | Слова, называющие предметы традиционного русского быта. Что ели и во что одевались в старину. | 13.09 | 13.09 |
3 | Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). | 20.09 | 20.09 |
4 | Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. | 27.09 | 27.09 |
5 | Пословицы, поговорки и фразеологизмы. Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. | 04.10 | 04.10 |
6 | Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. | 18. 10 | 18. 10 |
7 | Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. | 25.10 | 25.10 |
8 | Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). | 01.11 | 01.11 |
9 - 10 | Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). | 08.11. 15.11 | 08.11. 15.11 |
11 | Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). | 29.11 | 29.11 |
12 | История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). | 06.12 | 06.12 |
13 | Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. | 13.12 | 13.12 |
14 | Пословицы, поговорки, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями. | 20.12 | 20.12 |
15 | Поиск информации о происхождении слов «Откуда это слово появилось в русском языке». | 27.12 | 27.12 |
16 | Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). | 10.01 | 10.01 |
17 | Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. | 17.01 | 17.01 |
18 | Информативная функция заголовков. Типы заголовков. | 24.01 | 24.01 |
19 | Составление плана текста, не разделенного на абзацы. | 31.01 | 31.01 |
20 | Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. | 07.02 | 07.02 |
21 | Как можно объяснить значение слова?» Наблюдение за сочетаемостью слов. | 14.02 | 14.02 |
22 | Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. Разные способы толкования значения слов. | 28.02 | 28.02 |
23 | Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. | 06.03 | 06.03 |
24 | Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | 13.03 | 13.03 |
25 | Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. | 20.03 | 20.03 |
26 | Текст. Письменная речь. Работа с текстом повествования Редактирование текста. | 27.03 | |
27 | Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности по данному плану (о птице). | 03.04 | |
28 | Текст. Работа с текстом повествования. Повествование об участии в народных праздниках. | 17.04 | |
29 | Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать сочинение (о посещении цирка, театра и др.) | 24.04 | |
30 | Письменная речь. Редактирование текста. Составление развёрнутого толкования значения слова. | 08.05 | |
31 | Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. | 15.05 | |
32 | Текст. Работа с текстом повествования. Повествование об участии в народных праздниках. | 22.05 | |
33 | Годовая промежуточная аттестация по пройденному материалу в форме творческой работы: «Великие люди России» (сочинение). | 29.05 | |
34 | Итоговое повторение. | | |
Корректировка программы № 1
26 | Текст. Письменная речь. Работа с текстом повествования. Редактирование текста. | 10.04 | 10.04 |
27 | Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности по данному плану (о птице). | 17.04 | 17.04 |
28 | Текст. Работа с текстом повествования. Повествование об участии в народных семейных праздниках. | 24.04 | 24.04 |
29 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | 08.05 | |
30 | Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать сочинение (о посещении цирка, театра и др.) | 15.05 | |
31 | Письменная речь. Редактирование текста. Составление развёрнутого толкования значения слова. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. | 22.05 | |
32 | Текст. Работа с текстом повествования. Повествование об участии в народных праздниках. | 29.05 | |
33 | Итоговое повторение. | | |
Корректировка программы № 2
26 | Текст. Письменная речь. Работа с текстом повествования. Редактирование текста. | 10.04 | 10.04 |
27 | Текст. Смысловая цельность и связность текста. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности по данному плану (о птице). | 17.04 | 17.04 |
28 | Работа с текстом повествования. Повествование об участии в народных и семейных праздниках. Учимся писать сочинение. | 24.04 | 24.04 |
29 | Текст. Письменная речь. Редактирование текста. Составление развёрнутого толкования значения слова. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. | 08.05 | 08.05 |
30 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | 15.05 | 15.05 |
31 | Итоговое повторение. | 22.05 | |
32 | Итоговое повторение | 29.05 | |
33 | Итоговое повторение. | | |
18