СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по родному русскому языку 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по родному русскому языку 2 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение»

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

Целями изучения русского родного языка являются:

  • Осознание русского языка как одной из главных духовно- нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка;

  • формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него—к родной культуре;

  • овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурами языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;

  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарныйинформационныйпоиск,извлекатьипреобразовывать необходимую информацию;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуацияхегоиспользования;обогащение словарногозапасаиграмматическогострояречи;развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  • приобретениепрактическогоопытаисследовательскойработыпорусскомуязыку,воспитаниесамостоятельностивприобретении знаний

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательнымстандартомначальногообщегообразованияучебный предмет«Роднойязык(русский)»входитвпредметнуюобласть «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«РОДНОЙЯЗЫК(РУССКИЙ)»

Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено наудовлетворениепотребностиобучающихсявизученииродногоязыкакакинструментапознаниянациональнойкультуры исамореализациивней.Учебныйпредмет«Роднойязык(русский)»неущемляетправатехобучающихся,которыеизучают иные(нерусский)родныеязыки,поэтомуучебноевремя,отведённоенаизучениеданнойдисциплины,неможетрассматриваться как время для углублённого изучения основного курса.

«Русскийязык»Всодержаниипредмета«Роднойязык(русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношениенеквнутреннемусистемномуустройствуязыка,а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Содержание курса направлено на формирование представленийоязыкекакживом,развивающемсяявлении,одиалектическомпротиворечииподвижностиистабильностикакодной из основных характеристик литературного языка.Как курс, имеющийчастныйхарактер,школьныйкурсрусскогородного языка опирается на содержание основного курса, представленноговобразовательнойобласти«Русскийязыкилитературное чтение», сопровождает и поддерживает его.Основные содержательныелиниинастоящейпрограммысоотносятсясосновными содержательными линиями основного курса русского языкав начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Задачами данного курса являются:

  • совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

  • изучениеисторическихфактовразвитияязыка;

  • расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение,анализит.п.);

  • включениеучащихсявпрактическую речевую деятельность

В соответствии с этим в программе выделяются три блока

Первый блок—«Русский язык: прошлое и настоящее»— включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русскогоязыка,обобщемиспецифическомвязыкахикультурах русского и других народов России и мира.

Второй блок—«Язык в действии» —включает содержание, обеспечивающеенаблюдениезаупотреблениемязыковыхединиц,развитиебазовыхуменийинавыковиспользованияязыковыхединицвучебныхипрактическихситуациях;формированиепервоначальныхпредставленийонормахсовременного русского литературного языка, развитие потребности обращатьсякнормативнымсловарямсовременногорусскоголитературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями.Данныйблокориентированнапрактическоеовладениекультуройречи:практическоеосвоениенормсовременногорусскоголитературногоязыка(врамкахизученного);развитиеответственногоиосознанногоотношениякиспользованию русского языка во всех сферах жизни

Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованиемчетырёхвидовречевойдеятельностивихвзаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики примененияправилречевогоэтикета. Однимизведущихсодержательных центров данного блока является работа с текстами: развитиеуменийпонимать,анализироватьпредлагаемыетексты и создавать собственные тексты разных функционально - смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

«РОДНОЙЯЗЫК(РУССКИЙ)»

ПЕРВЫЙГОДОБУЧЕНИЯ(33ч)

Раздел1.Русскийязык:прошлоеинастоящее(12ч)

Сведенияобисториирусскойписьменности:какпоявились буквы современного русского алфавита

ОсобенностиоформлениякнигвДревнейРуси:оформление красной строки и заставок

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок Лексическиеединицыснационально-культурнойсемантикой,обозначающиепредметытрадиционногорусскогобыта:

1)домвстарину:чтокакназывалось(изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.)

2) как называлось то,вочтоодевалисьвстарину:(кафтан,кушак,рубаха,сарафан, лапти и т.д.)

Именавмалыхжанрахфольклора(пословицах,поговорках, загадках, прибаутках)

Проектноезадание.Словарьвкартинках

Раздел2.Языквдействии(10ч)

Какнельзяпроизноситьслова(пропедевтическаяработапо предупреждению ошибок в произношении слов)

Смыслоразличительнаярольударения

Звукопись в стихотворном художественном тексте Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа

попредупреждениюошибоквсочетаемостислов)

Раздел3.Секретыречиитекста(9ч)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослымиДиалоговаяформаустнойречиСтандартные обороты речи для участия в диалоге (Каквежливопопросить? Какпохвалитьтоварища?Какправильнопоблагодарить?)Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание)

Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа

Резервучебноговремени—2ч

ВТОРОЙГОДОБУЧЕНИЯ(68ч)

Раздел1.Русскийязык:прошлоеинастоящее(25ч)

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки,салазки,санки,волчок,свистулька)

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие предметы традиционного русского быта:

1) слова,называющиедомашнююутварьиорудиятруда(например, ухват,ушат,ступа,плошка,крынка,ковш,решето, веретено,серп,коса,плуг);

2) слова, называющие то, что еливстарину(например,тюря,полба,каша,щи,похлёбка,бублик,ватрушка,калач,коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;

3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан,рубаха,лапти)

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которыхсвязаноспредметамииявлениямитрадиционногорусского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки)Сравнение русскихпословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народовСравнениефразеологизмов,имеющихвразныхязыках общийсмысл,норазличнуюобразнуюформу(например,ехать вТулусосвоимсамоваром(рус); ехатьвлессдровами(тат) Проектное задание. Словарь«Почемуэтотакназывается?»

Раздел2.Языквдействии(15ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи)

СмыслоразличительнаярольударенияНаблюдениезаизменениемместаударениявпоэтическомтекстеРаботасословарем ударений

Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением

Разные способы толкования значения словНаблюдение за сочетаемостью слов

Совершенствованиеорфографическихнавыков

Раздел3.Секретыречиитекста(25ч)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвалаидр.,сохранениеинициативывдиалоге,уклонениеотинициативы,завершениедиалогаидр.(например,какправильно выразить несогласие; как убедить товарища)

Особенностирусскогоречевогоэтикета

Устойчивыеэтикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; различение этикетных форм обращения в официальнойи неофициальной речевой ситуации; использование обращений ты и вы

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речиРазличные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне)

СвязьпредложенийвтекстеПрактическоеовладениесредствами связи: лексический повтор, местоименный повтор

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музе-ев; повествование об участии в народных праздниках

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова Анализинформациипрочитанногоипрослушанноготекста:

различение главных фактов и второстепенных; выделение наиболее существенных фактов; установление логической связи между фактами

Резервучебноговремени—3ч

ТРЕТИЙГОДОБУЧЕНИЯ(68ч)

Раздел1.Русскийязык:прошлоеинастоящее(25ч)

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда—ложь,друг—недруг, брат—братство—побратим)

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений)

Лексические единицы с национально-культурной семантикой,называющиезанятиялюдей(например,ямщик,извозчик, коробейник,лавочник)

Лексические единицы с национально-культурной семантикой,называющиемузыкальныеинструменты(например,балалайка,гусли,гармонь)

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка,дубрава,сокол,соловей,зорька, солнцеит.п.):уточнениезначений,наблюдениезаиспользованиемвпроизведенияхфольклораихудожественнойлитературы

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий

Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? Историямоихимениифамилии(Приобретениеопытапоиска информации о происхождении слов)

Раздел2.Языквдействии(15ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи)

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различныеоттенкизначенияиразличнуюоценку,какспецифика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица,книжонка,книжища;заяц,зайчик,зайчонок,зайчишка,заинька и т.п.) (на практическом уровне)

Спецификаграмматическихкатегорийрусскогоязыка(например, категории рода, падежа имён существительных) Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа)Практическое овладениенормамиправильногоиточногоупотребленияпредлогов,образованияпредложно-падежныхформсуществительных (на практическом уровне)Существительные, имеющие толькоформуединственногоилитолькоформумножественного числа (в рамках изученного)

Совершенствование навыков орфографического оформления текста

Раздел3.Секретыречиитекста(25ч)

Особенностиустноговыступления

Созданиетекстов-повествованийопутешествиипогородам,об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами Создание текстов-рассуждений с использованием различных

способов аргументации (в рамках изученного) Редактированиепредложенныхтекстовсцельюсовершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе)

Смысловойанализфольклорныхихудожественныхтекстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.)Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов

Резервучебноговремени—3ч

ЧЕТВЁРТЫЙГОДОБУЧЕНИЯ(34Ч)

Раздел1.Русскийязык:прошлоеинастоящее(12ч)

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный);связанныесобучениемЛексическиеединицыснационально-культурнойсемантикой,называющиеродственныеотношения(например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица)

Пословицы,поговоркиифразеологизмы,возникновениекоторых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семьявместе,такидушанаместеит.д.)Сравнениеспословицами и поговорками других народовСравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мираРусские слова в языках других народов

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке?(Приобретениеопытапоискаинформацииопроисхождении слов) Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля исовременномтолковомсловареРусскиесловавязыкахдругих народов

Раздел2.Языквдействии(6ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи)

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическомуровне)Наблюдениезасинонимиейсинтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне)

Историявозникновенияифункциизнаковпрепинания(врамкахизученного)Совершенствованиенавыковправильного пунктуационного оформления текста

Раздел3.Секретыречиитекста(12ч)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы

Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа

Приёмы работы с примечаниями к тексту ИнформативнаяфункциязаголовковТипызаголовков

Соотношениечастейпрочитанногоилипрослушанноготекста: установление причинно-следственных отношений этих частей, логических связей между абзацами текстаСоставление плана текста, не разделенного на абзацыИнформационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица

Созданиетекстакакрезультатасобственнойисследовательской деятельности

Оценивание устных и письменных речевых высказываний сточкизренияточного,уместногоивыразительногословоупотребленияРедактированиепредложенныхисобственныхтекстовсцельюсовершенствованияихсодержанияиформы;сопоставление первоначального и отредактированного текстов Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста

Синонимияречевыхформул(напрактическомуровне)

Резервучебноговремени—4ч

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯПРОГРАММЫ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«РОДНОЙЯЗЫК(РУССКИЙ)» НАУРОВНЕНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальнойшколеуобучающегосябудутсформированыследующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:

гражданско-патриотическоговоспитания:

становлениеценностногоотношенияксвоейРодине—России,втомчислечерезизучениеродногорусскогоязыка,отражающего историю и культуру страны;

осознаниесвоейэтнокультурнойироссийскойгражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

сопричастностькпрошлому,настоящемуибудущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

первоначальные представления о человеке как члене общества,оправахиответственности,уваженииидостоинствечеловека,онравственно-этическихнормахповеденияиправилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственноговоспитания:

признаниеиндивидуальностикаждогочеловекасопоройна собственный жизненный и читательский опыт;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинениефизическогоиморальноговредадругимлюдям(втомчислесвязанногосиспользованиемнедопустимыхсредствязыка);

эстетическоговоспитания:

уважительноеотношениеиинтерескхудожественнойкультуре,восприимчивостькразнымвидамискусства,традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественнойдеятельности,втомчислевискусствеслова;осознание

важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдениеправилздоровогоибезопасного(длясебяидругих людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной)припоискедополнительнойинформациив процессе языкового образования;

бережноеотношениекфизическомуипсихическомуздоровью,проявляющеесяввыбореприемлемыхспособовречевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудовоговоспитания:

осознаниеценноститрудавжизничеловекаиобщества (втомчислеблагодаряпримерамизхудожественныхпроизведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатамтруда,навыкиучастиявразличныхвидахтрудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий приобсуждениипримеровизхудожественныхпроизведений;

экологическоговоспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе ра-боты с текстами;

неприятиедействий,приносящихейвред;

ценностинаучногопознания:

первоначальныепредставленияонаучнойкартинемира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательныйинтерескизучениюрусскогоязыка,активностьисамостоятельностьвегопознании

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальнойшколеуобучающегосябудутсформированыследующие познавательные универсальные учебные действия

Базовыелогическиедействия:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основаниядлясравненияязыковыхединиц,устанавливатьаналогии языковых единиц;

объединятьобъекты(языковыеединицы)поопределённому признаку;

определятьсущественныйпризнакдляклассификацииязыковых единиц; классифицировать языковые единицы;

находитьвязыковомматериалезакономерностиипротиворечиянаосновепредложенногоучителемалгоритманаблюдения;анализироватьалгоритмдействийприработесязыковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

Базовыеисследовательскиедействия:

спомощьюучителяформулироватьцель,планироватьизменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравниватьнескольковариантоввыполнениязадания,выбиратьнаиболееподходящий(наосновепредложенныхкритериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическоемини-исследование,выполнятьпопредложенномуплану

проектноезадание;

формулироватьвыводыиподкреплятьихдоказательствами наосноверезультатовпроведённогонаблюдениязаязыковым материалом(классификации,сравнения,исследования);формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях

Работасинформацией:

выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

согласно заданному алгоритму находить представленную в явномвидеинформациювпредложенномисточнике:вслова- рях, справочниках;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельноилинаоснованиипредложенногоучителемспособаеёпроверки(обращаяськсловарям,справочникам,учебнику);

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,законныхпредставителей)правилаинформационной безопасности при поиске информации в Интернете (информациионаписанииипроизношениислова,означениислова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализироватьисоздаватьтекстовую,видео,графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать лингвистическую информацию, зафиксированнуюввидетаблиц,схем;самостоятельносоздаватьсхемы,таблицы для представления лингвистической информации

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируютсякоммуникативныеуниверсальныеучебныедействия

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции всоответствиисцелямииусловиямиобщениявзнакомойсреде; проявлятьуважительноеотношениексобеседнику,соблюдатьправилаведениядиалогиидискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строитьречевоевысказываниевсоответствииспоставленной

задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления

Совместнаядеятельность:

формулироватькраткосрочныеидолгосрочныецели(индивидуальныесучётомучастиявколлективныхзадачах)встандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагови сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строитьдействияпоеёдостижению:распределятьроли,договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

ответственновыполнятьсвоючастьработы; оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы



К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

планироватьдействияпорешениюучебнойзадачидляполучения результата;

выстраиватьпоследовательностьвыбранныхдействий

Самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректироватьсвоиучебныедействиядляпреодоленияречевыхиорфографическихошибок;

соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате-риалом,находитьорфографическуюипунктуационнуюошибку;

сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям

ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностногоотношениякродномуязыкукакотражениюкультуры, включение учащихся в культурно-языковое пространстворусскогонарода,осмыслениекрасотыивеличиярусского языка;приобщениеклитературномунаследиюрусскогонарода; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствииснормамиустнойиписьменнойречи,правиламиречевогоэтикета;расширениезнанийородномязыкекаксистеме икакразвивающемсяявлении,формированиеаналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров

  1. класс

Кконцуобученияв1классеобучающийсянаучится:

—распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта(дом,одежда),пониматьзначениеустаревшихсловпо указанной тематике;

—использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

—понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

—осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

—осознаватьсмыслоразличительнуюрольударения;

—соотноситьсобственнуюичужуюречьснормамисовременного русского литературного языка (в рамках изученного);

—выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

—различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

—уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и др.);

—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

—использоватьвречиязыковыесредствадлясвободноговыражениямыслейичувствнародномязыкеадекватноситуации общения;

—владеть различными приёмами слушания научно-познавательныхихудожественныхтекстовобисторииязыкаикультуре русского народа;

—анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты

  1. класс

Кконцуобученияво2классеобучающийсянаучится:

—осознаватьрольрусскогородногоязыкавпостижениикультуры своего народа;

—осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;

—распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта(одежда,еда,домашняяутварь,детскиезабавы,игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

—использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

—понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатыхвыражений;связанныхсизученнымитемами;правильноупотреблятьихвсовременныхситуацияхречевогообщения;

—понимать значение фразеологических оборотов, отражающихрусскуюкультуру,менталитетрусскогонарода,элементырусскоготрадиционногобыта(врамкахизученныхтем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

—осознаватьсмыслоразличительнуюрольударениянапримере омографов;

—соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: выбирать из нескольких возможныхсловтослово,котороенаиболееточносоответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

—проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

—пользоватьсяучебнымитолковымисловарямидляопределения лексического значения слова;

—пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебнымисловарямисинонимовиантонимовдляуточнения значения слов и выражений;

—пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

—различать этикетные формы обращения в официальной и не-официальной речевой ситуации;

—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

—использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,уговаривание,похвалу,просьбу,извинение,поздравление;

—использоватьвречиязыковыесредствадлясвободноговыражениямыслейичувствнародномязыкеадекватноситуации общения;

—владеть различными приёмами слушания научно-познавательныхихудожественныхтекстовобисторииязыкаио культуре русского народа;

—анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

—строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ,ответ-добавление,комментированиеответаилиработы одноклассника;

—создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;

—создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках

3класс

Кконцуобученияв3классеобучающийсянаучится:

—осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;

—распознавать слова с национально-культурным компонентом значения(лексика,связаннаясособенностямимировосприятияиотношениймеждулюдьми;слова,называющиеприродные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);

—распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления впроизведенияхустногонародноготворчестваипроизведениях детской художественной литературы;

—использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

—понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатыхвыражений,связанныхсизученнымитемами;правильноупотреблятьихвсовременныхситуацияхречевогообщения;

—понимать значение фразеологических оборотов, отражающихрусскуюкультуру,менталитетрусскогонарода,элементырусскоготрадиционногобыта(врамкахизученныхтем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

—соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

—использоватьучебныйорфоэпическийсловарьдляопределения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

—выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

—проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

—правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных;

—выявлятьиисправлятьвустнойречитипичныеграмматическиеошибки,связанныеснарушениемсогласованияимени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

—пользоватьсяучебнымитолковымисловарямидляопределения лексического значения слова;

—пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

—различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

—использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,уговаривание,похвалу,просьбу,извинение,поздравление;

—выражатьмыслиичувстванародномязыкевсоответствии с ситуацией общения;

—владеть различными приёмами слушания научно-познавательныхихудожественныхтекстовобисторииязыкаио культуре русского народа;

—анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

—проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок,рассказов,загадок,пословиц,притчитп),определять языковые особенностей текстов;

—выявлятьиисправлятьречевыеошибкивустнойречи;

—создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

—создаватьтексты-рассуждениясиспользованиемразличных способов аргументации;

—оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

—редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла

4класс

Кконцуобученияв4классеобучающийсянаучится:

—распознавать слова с национально-культурным компонентом значения(лексика,связаннаясособенностямимировосприятияиотношениймеждулюдьми;скачествамиичувствами людей; родственными отношениями);

—распознаватьрусскиетрадиционныесказочныеобразы,понимать значение эпитетов и сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

—осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

—использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

—понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; связанных с изученными темами; правильно употреблятьихвсовременныхситуацияхречевогообщения;

—понимать значение фразеологических оборотов, отражающихрусскуюкультуру,менталитетрусскогонарода,элементырусскоготрадиционногобыта(врамкахизученныхтем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

—соотноситьсобственнуюичужуюречьснормамисовременного русского литературного языка (в рамках изученного);

—соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

—выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

—проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

—заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

—выявлятьиисправлятьвустнойречитипичныеграмматическиеошибки,связанныеснарушениемкоординацииподлежащегоисказуемоговчисле‚роде(еслисказуемоевыражено глаголом в форме прошедшего времени);

—редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;

—соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормыпризаписисобственноготекста(врамкахизученного);

—пользоватьсяучебнымитолковымисловарямидляопределения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

—пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

—пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

—различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

—использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,уговаривание,похвалу,просьбу,извинение,поздравление;

—выражатьмыслиичувстванародномязыкевсоответствии с ситуацией общения;

—строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ,ответ-добавление,комментированиеответаилиработы одноклассника, мини-доклад;

—владеть различными приёмами слушания научно-познавательныхихудожественныхтекстовобисторииязыкаио культуре русского народа;

—владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

—анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

—соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливатьпричинно-следственныеотношенияэтихчастей, логические связи между абзацами текста;

—составлятьплантекста,неразделённогонаабзацы;

—приводитьобъяснениязаголовкатекста;

—владетьприёмамиработыспримечаниямиктексту;

—владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказывать текст с изменением лица;

—создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участиивнародныхпраздниках,обучастиивмастер-классах, связанных с народными промыслами;

—создаватьтексткакрезультатсобственногомини-исследования;оформлятьсообщениевписьменнойформеипредставлять его в устной форме;

—оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

—редактироватьпредлагаемыйписьменныйтекстсцельюисправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

—редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;сопоставлять первоначальный и отредактированный тексты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
  1. КЛАСС(165ЧАСОВ)
    №п/п Тема,разделкурса Количество часов Количество Виды деятельности Электронные учебно-методические материалы
    Контрольные работы Практические работы


    Обучениеграмоте (180ч:100чпредмета«Русскийязык» и70чпредмета«Литературное чтение»)
    1

    Развитиеречи

    8 ч.

    - Работассериейсюжетныхкартинок,выстроенныхвправильнойпоследовательности:анализизображённыхсобытий,обсуждениесюжета,составлениеустногорассказа

    сопоройнакартинки.

    - Совместная работа по составлению небольших рассказовповествовательногохарактера(например,рассказослучаяхизшкольнойжизниит.д.).

    - Совместнаяработапосоставлениюнебольшихрассказовописательногохарактера(например,описаниекакрезультатсовместных наблюдений, описание модели звукового составасловаит.д.)

    Электронный учебник (https://e-bookshelf.info/obuchenie/10-obuchenije/622-azbuka-1-klass) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) http://nsc.1september.ru/urok https://urok.1sept.ru/ https://www.n-shkola.ru https://pedsovet.su http://900igr.net
    2

    Слово

    и предложение

    5 ч.

    - Моделированиепредложения:определениеколичествасловв предложении и обозначение каждого слова полоской.

    -Игра «Исправь ошибку в предложении».

    -Учебныйдиалог«Чтоможносделатьспредметом,а что можно сделать со словом, называющим этот предмет?».

    3 Фонетика 27ч

    - Игровоеупражнение«Скажитак,какя»(отрабатываетсяумениевоспроизводитьзаданныйучителемобразецинтонационноговыделениязвукавслове).

    - Игра­соревнование «Кто запомнит больше слов с заданнымзвуком при прослушивании стихотворения».

    -Игра«Живыезвуки»:моделированиезвуковогосоставасловавигровыхситуациях

    - Учебныйдиалог«Чемгласныезвукиотличаютсяпопроизношению от согласных звуков?».

    Игровоеупражнение«Назовибратца»(парныйпотвёрдости—мягкостизвук)

    Учебныйдиалог«Чемтвёрдыесогласныезвукиотличаютсяотмягкихсогласныхзвуков?»

    4

    Графика

    изучается параллельно сразделом «Чтение»

    - Игровоеупражнение«Найдинужнуюбукву».

    - Учебныйдиалог«Зачемнамнужныбуквыьиъ?»,объяснениевходедиалогафункциибуквьиъ.

    - Рассказучителяобисториирусскогоалфавита,означении алфавитадлясистематизацииинформации.

    - Игра­соревнование«Повториалфавит».

    5

    Чтение

    70ч

    -Работаспособием«Окошечки»:отработкаумениячитать.

    - Игровоеупражнение«Завершипредложение».

    - Рассказучителяоважностидвухвидовчтения:орфографического и орфоэпического, о целях этих двух видов чтения.

    6

    Письмо

    70 ч

    -Игровоеупражнение«Конструкторбукв».

    -Игровое упражнение «Назови букву».

    -Игровое упражнение «Что случилось с буквой».

    - Моделированиевпроцессесовместногообсужденияалгоритмасписывания.

    - Учебный диалог «Почему слова пишутся отдельно друг отдруга? Удобно ли читать предложение, записанное безпробеловмеждусловами?»

    7

    Орфографияи пунктуация


    изучаетсяпаралле-

    льно сразделом

    «Письмо»


    - Совместныйанализтекстананаличиевнёмсловсбуквосочетаниямижи,ши,ча,ща,чу,щу.

    - Игра«Ктобольше»:подборизаписьимёнсобственныхназаданнуюбукву.



    Систематическийкурс(50ч)
    1

    Общие сведенияоязыке

    1 ч, далеепродолжается изучениево всехразделахкурса

    - Рассказучителянатему«Язык—средствообщениялюдей»

    -Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?».

    - Работасрисункамиитекстомкакосноваанализаособенностейситуацийустногоиписьменногообщения.

    http://www.solnet.ee «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/class/1/)
    2 Фонетика

    -Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка».

    - Игровоеупражнение«Назовизвук».

    - Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком».

    - Учебныйдиалог«Объясняемособенностигласныхисогласныхзвуков»

    -Игра«Отгадайзвук»(определениезвукапоегохарактеристике).

    3 Графика

    -Учебныйдиалог«Сравниваемзвуковойибуквенныйсостав слов».

    - Беседаофункцияхь.

    - Игровоеупражнение«Ктолучшерасскажетослове».

    - Игра­соревнование«Повториалфавит»

    4 Орфоэпия изучаетсяво всехразделахкурса

    -Дидактическаяигра«Придумайрифму»(предлагаютсясловаизорфоэпическогословарика,книмнужнопридумыватьрифмы).

    - Творческаяработа:сочинитьрассказ,включиввнеговсесловаиз отрабатываемого в данном учебном году орфоэпического перечня.

    5 Лексикаи морфология 12ч

    -Учебный диалог «На какие вопросы могут отвечать слова?».

    - Совместное выполнение группировки слов по заданномупризнаку:отвечаютнавопрос«что?»/отвечаютнавопрос

    «кто?».

    6 Синтаксис

    - Работа со схемой предложения: умение читать схему предложения,преобразовыватьинформацию,полученнуюизсхемы:составлять предложения, соответствующие схеме, сучётомзнаковпрепинаниявконцесхемы.

    - Работассюжетнымикартинкамиинебольшимтекстом:выбор фрагментов текста, которые могут быть подписямиподкаждойизкартинок.

    7

    Орфографияи пунктуация

    14ч 1

    -Беседа,актуализирующаяпоследовательностьдействийприсписывании.

    - Наблюдение за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию, установление причин возможнойошибкипризаписиэтихслов.

    - Орфографическийтренингправильностииаккуратностисписывания.

    - Творческое задание: придумать небольшой рассказ, включиввнегоопределённоеколичествособственныхимёнсуществительных.

    -Практическаяработа:использоватьправилоправописаниясобственныхимёнприрешениипрактическихзадач(выборнаписания,например:Орёлорёл,Снежинкаснежинка,Пушокпушокит.д.).

    - Наблюдениезаязыковымматериалом,связаннымспереносом слов, формулирование на основе наблюдения правилапереносаслов.

    - Орфографический тренинг: отработка правописания сочета­нийжи, ши, ча, ща, чу, щу, осуществление самоконтроляприиспользованииправил.

    - Наблюдение за написанием слов с сочетаниями чк, чн,формулирование правила по результатам наблюдения,соотнесениевыводастекстомучебника.

    - Орфографическийтренинг:написаниесловссочетаниями

    чк,чн.

    8

    Развитие речи

    10ч

    -Работасрисунками,накоторыхизображеныразныеситуацииобщения.

    - Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются ситуацииобщения,вкоторыхвыражаетсяпросьба.

    -Моделированиеречевойситуациивежливогоотказасиспользованиемопорныхслов.

    -Разыгрываниесценок,отражающихситуациивыраженияпросьбы,извинения,вежливогоотказа.

    -Моделированиеречевойситуации,содержащейизвинение.


    Резервнавесьучебныйгод—15ч



  2. КЛАСС(170ЧАСОВ)



№п/п Тема,разделкурса Кол-во часов Количество Виды деятельности Электронные учебно-методические материалы
Контрольные работы Практические работы
1 Общие сведенияоязыке 1ч,далеепродолжаетсяизучениевовсехразделахкурса

-Рассказ учителянатему «Язык—средствообщения людейиявление культуры». -Учебныйдиалог «Какязык помогаетпонять историюикультуру народа?». - Обсуждение сведений о многообразии языков в РоссийскойФедерации. - Диалоготом,какмыизучаемязык. Электронный учебник (https://pdf.11klasov.net/14187-russkij-jazyk-2-klass-uchebnik-v-2-chastjah-kanakina-vp-goreckij-vg.html) https://www.uchportal.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) http://nsc.1september.ru/urok http://www.gramota.ru/ https://pedsovet.su http://900igr.net http://www.solnet.ee http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/class/1/)
2 Фонетикаи графика 1

- Работасосхемой«Звукирусскогоязыка»,характеристиказвуковречисопоройнасхему.

-Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике».

-Игра­соревнование «Приведи пример звука» (в ходе игрынеобходимоприводитьпримерыгласныхзвуков,твёрдых/мягких,звонких/глухихсогласных;парныхинепарныхпотвёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непарныхпозвонкости—глухостисогласныхзвуков).

- Наблюдениезаязыковымматериаломсцельюопределенияфункцийь:показательмягкостипредшествующегосогласноговконцеивсерединесловаилиразделительный.

- Учебныйдиалогоспособахобозначениязвука[й’].

- Наблюдение за языковым материалом: объяснение различийв звуко­буквенном составе слов с буквами е, ё, ю, я (в началесловаипослегласных).

- Учебныйдиалог,входекоторогоактуализируетсяспособопределенияколичестваслоговвслове.

3 Орфоэпия изучаетсяво всехразделахкурса

-Наблюдение за местом ударения и произношением слов,отрабатываемыхвучебнике. Дидактическаяигра«Придумайрифму».

- Творческая работа: сочинить рассказ, включив в него всесловаизотрабатываемоговданномучебномгодуорфоэпическогоперечня.
4 Лексика 10ч 1

-Работа срисунками:объяснять значениесловас опоройнарисунокисистемувопросов.

Дидактическая игра «Угадай,какое этослово» (входеигрынужноопознаватьсловапоихлексическимзначениям).

- Работа с рисунками, на которых изображены разные значенияслов,напримерсловкорень,иголки,кисть:сопоройнарисункиобъяснитьзначениямногозначныхслов.

-Учебныйдиалог,входекотороговысказываютсяпредположенияопричинахпоявлениянесколькихзначенийодногослова.

- Учебныйдиалог,входекоторогосравниваютсясловавсинонимическомрядуивыявляютсяразличиямеждусловами.

- Дифференцированная работа: реконструкциятекста,связанная с выбором из ряда синонимов наиболее подходящегодлязаполненияпропускавпредложенияхтекста.

- Дидактическаяигра«Назовислово,противоположноепозначению».

5 Составслова(морфемика) 14ч 2

- Наблюдениезаязыковымматериаломирисунками:сопоставление значений нескольких родственных слов с опоройна собственный речевой опыт и рисунки, высказываниепредположений о сходстве и различии в значениях слов,выявление слова, с помощью которого можно объяснитьзначениевсехродственныхслов.

-Объяснениеучителемприёмаразвёрнутоготолкованиясловакакспособаопределениясвязизначенийродственныхслов.

- Совместноесоставлениеалгоритмавыделениякорня.

- Дифференцированноезадание:контролироватьправильностьобъединенияродственныхсловвгруппыприработесгруппамисловсомонимичнымикорнями.

- Учебныйдиалог«Какразличатьразныесловаиформыодногоитогожеслова?». (задания«Помогисверстникуиздругойстраны,начавшемуучитьрусскийязык,исправитьошибки»(ошибкисвязаныстем,чтословастоятвначальнойформе))

- Наблюдение за образованием слов с помощью суффиксов Наблюдение за образованием слов с помощью приставок,выделениеприставок,спомощьюкоторыхобразованыслова,высказываниепредположенийозначенииприставок.

- Наблюдение за образованием слов с помощью приставок,выделениеприставок,спомощьюкоторыхобразованыслова,высказываниепредположенийозначенииприставок.

6 Морфология 19ч 3

- Наблюдениезапредложеннымнаборомслов:чтообозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода,введениепонятия«имясуществительное».

- Наблюдениезалексическимзначениемимёнсуществительных.

- Наблюдениезапредложеннымнаборомслов:чтообозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода,введениепонятия«глагол».

- Наблюдение за лексическим значением глаголов.Дифференцированное задание: группировка глаголов взависимости от того, называют они движение или чувства.

- Наблюдениезапредложеннымнаборомслов:чтообозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода,введениепонятия«имяприлагательное».

- Наблюдениезалексическимзначениемимёнприлагательных.Дифференцированноезадание:выявлениеобщегопризнакагруппыимёнприлагательных.

- Учебный диалог«Чемпохожиичемразличаютсяпредлогииприставки?».

7 Синтаксис 2

- Обсуждениепроблемноговопроса«Чемразличаютсяпредложениеи„непредложение“?».

Наблюдение за связьюслов в предложении.

- Учебныйдиалог«Каксоотносятсязнакипрепинаниявконцепредложениясцелевойустановкойпредложения?».

Составлениетаблицы«Видыпредложенийпоцеливысказывания»,подборпримеров.

8

Орфографияи пунктуация

50ч 6

- Учебныйдиалог«Какиспользоватьалгоритмпорядкадействийприсписывании?».

- Наблюдениезаязыковымматериалом:формулированиенаоснове анализа предложенного материала ответа на вопрос,связанный с правилом переноса слов, уточнение правилапереносаслов(буквый,ь,ъ).

- Учебный диалог «Как планировать порядок действий привыявленииместавозможнойорфографическойошибки». - Орфографическийтренинг:подборпроверочныхсловксловамсорфограммой«Проверяемыебезударныегласныевкорнеслова»,записьпарамипроверочногоипроверяемогослов.

- Объяснениеучащимисясобственныхдействийприподборепроверочныхсловиуказаниенатипорфограммы.

9

Развитиеречи

30ч

- Учебный диалог, в ходе которого учащиеся учатся определять особенностиситуации общения:цели, задачи,составучастников,место,время,средствакоммуникации.Обобщение результатов диалога: сообщение учителя о том, что вситуацииобщенияважноудерживатьцельобщения,учитывать, с кем и где происходит общение, поскольку от этихособенностейситуациизависитвыборязыковыхсредств.

- Ролевыеигры,разыгрываниесценокдляотработкиуменийведенияразговора:начать,поддержать,закончитьразговор,привлечьвниманиеит.п.

- Ролеваяигра,вкоторуювключенаотработкаэтикетныхвыражений.

- Ролеваяигра«Наблюдатели». - Речевойтренинг:приразыгрыванииситуацийанализироватьсобственнуюуспешностьучастиявдиалоге,успешность участиявнёмдругойстороны. - Работасрепродукциямикартин,рассматривание, анализ собственногоэмоциональногооткликанакартину. - Экскурсиявхудожественныймузей(приналичиивместе проживания).

- Учебный диалог «Сравниваем слово, предложение, текст».

- Учебный диалог «Какие могут быть цели при созданиитекстов?».

- Наблюдение за особенностями текста­описания, установлениеегоособенностей.

- Учебныйдиалог«Чтоважнодлясоставлениятекста­рассуждения?».

- Обсуждение особенностей жанра поздравления в ходеанализапредложенныхпримеровпоздравлений,анализструктурытекстов­поздравлений.


Резерв—32ч





  1. КЛАСС(170ЧАСОВ)



№п/п Тема,разделкурса Кол-во часов Количество Виды деятельности Электронные учебно-методические материалы
Контрольные работы Практические работы
1

Сведенияо русскомязыке


1ч,далеепродолжаетсяизучениевовсехразделахкурса

-Рассказ­пояснениеучителянатему«РусскийязыккакгосударственныйязыкРоссийскойФедерации».Учебный диалог, в ходе которого формулируются суждения омногообразии языкового пространства России и о значениирусского языка как государственного языка РоссийскойФедерации.

- Учебныйдиалог«Каквыбиратьисточникинформациипривыполнениимини­эксперимента?».

Электронный учебник (https://relasko.ru/forum/66-19424-1) https://www.uchportal.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) http://nsc.1september.ru/urok http://www.gramota.ru/ https://pedsovet.su http://900igr.net http://www.solnet.ee http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/class/1/)
2

Фонетика играфика

1
-Упражнение:определитьсущественныйпризнакдляклассификациизвуков. - Дифференцированноезадание:нахождениеошибокпри выполнениизаданиярасставитьфамилиивалфавитном порядке.
3

Орфоэпия

изучается вовсех разделах курса

- Дидактическаяигра«Придумайрифму»(предлагаются словаизорфоэпическогословарика,книмнужнопридумыватьрифмы). -Дидактическое упражнение: придумать предложения сотрабатываемым словом из орфоэпического словарика. - Игра­соревнование«Гдепоставитьударение».
4

Лексика

1

- Учебныйдиалог«Какможноузнатьзначениенезнакомогослова?».

-Рассказучителя«Способытолкованиялексическогозначенияслова».

Наблюдениезаструктуройсловарнойстатьи..

- Наблюдениезаупотреблениемсловвпереносномзначениисиспользованиемюмористическихрисунков.

- Учебный диалог «По каким причинам слова выходят изупотребления?»,высказываниепредположенийспоследующим сопоставлением предположений с информацией в учебнике.

- Проектное задание: составление (в процессе коллективнойдеятельностиилисамостоятельно)словаряустаревшихсловпоматериаламработысосказкаминауроках«Литературногочтения».

5

Составслова(морфемика)

2

-Учебныйдиалог«Чемпохожиродственныеслова,чемониразличаются?Какнайтикореньслова?».Наблюдениезагруппами родственныхслов, поискдлякаждой группыслова, с помощью которого можно объяснить значениеродственныхслов.

-Дифференцированноезадание:контролироватьправильностьобъединенияродственныхсловвгруппыприработесгруппамисловсомонимичнымикорнями.

- Объяснениеролиизначениясуффиксов/приставок.

- Тренинг в разборе слов по составу в соответствии с отрабатываемым алгоритмом, корректировка с помощью учителясвоих учебных действий для преодоления ошибок привыделениивсловекорня,окончания,приставки,суффикса.
6

Морфология

43ч 4

- Учебный диалог «По каким признакам мы распределяемслова по частям речи?». Составление по результатам диалогатаблицы«Частиречи»,погоризонталивстрокахтаблицыотраженыследующиепараметры:«Значение»,«Вопросы»,

«Какиепризнакинеизменяются»,«какиепризнакиизменя­ются».

- Дифференцированноезадание:нахождениеврядуимёнсуществительных такого слова, которое по какому­тограмматическомупризнакуотличаетсяотостальныхсловвряду.

-Наблюдениезасоотнесениемформыимениприлагательногос формой именисуществительного, формулирование выводапо результатам наблюдения, соотнесение собственныхвыводовсинформациейвучебнике.

- Наблюдение за грамматическими признаками глаголов(число,время,родвпрошедшемвремени),формулированиевыводов по результатам наблюдений, соотнесение собственныхвыводовсинформациейвучебнике.

- Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматическиххарактеристик(изчислаизученных).

- Наблюдениезарольюместоименийвтексте.

7

Синтаксис

13ч 2

- Учебныйдиалог,направленныйнаактуализациюзнанийо видах предложений по цели высказывания и по эмоциональнойокраске.

Дифференцированноезадание:определениепризнакаклассификациипредложений.

- Работа с таблицей: по горизонтали в строках — вид поэмоциональной окраске, по вертикали в столбцах — вид поцеливысказывания,подборпримеровдляячеектаблицы.

- Наблюдение за предложениями с однородными членами.Объяснениевыборанужногосоюзавпредложениисоднороднымичленами.

8

Орфографияи пунктуация

50ч 6

- Учебный диалог «Как планировать свои действия по решениюорфографическойзадачи?».

-Проектное задание: составление собственного словарикатрудных слов (тех, написание которых не удаётся сразузапомнить,принаписаниикоторыхрегулярновозникаютсомненияит.д.).

-Проблемнаяситуация,требующаяиспользованиядополнительныхисточников информации: уточнение написаниясловпоорфографическомусловарю(втомчисленаэлектронномносителе).

-Проектное задание: созданиесобственных текстовс максимальнымколичествомвключённыхвнихсловарныхслов.
9

Развитиеречи

30ч

- Учебный диалог «Чем различаются тема текста иосновнаямысльтекста?Какопределитьтемутекста?Какопределитьосновнуюмысльтекста?».

- Совместноесоставлениепланатекста.

- Обобщениерезультатовпроведённогонаблюденияпри составлениитаблицы«Тритипатекстов»,встрокахтаблицы отраженыследующиепараметрысравнениятекстов:«Цель созданиятекста»,«Особенностипостроениятекста»,«Особенностиязыковыхсредств».

- Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления орезультатахгрупповойработы,наблюдения,выполненногомини­исследования,проектногозадания.

- Ролеваяигра«Наблюдатели»,цельигры—оценкаправильности выбора языковых и неязыковых средств устногообщения на уроке и на переменах.

Резерв—18ч







  1. КЛАСС(170ЧАСОВ)


№п/п Тема,разделкурса Кол-во часов Количество Виды деятельности Электронные учебно-методические материалы
Контрольные работы Практические работы
1

Сведенияо русскомязыке


1ч, далеепродолжаетсяизучениевовсехразделахкурса

- Учебный диалог «Почемукаждомународуважносохранятьсвойязык?Какобщатьсяразным народам, проживающим в одной стране?», в ходедиалогаформулируютсясужденияомногообразииязыкового пространства России и о значении русского языка какязыкамежнациональногообщения.

- Обсуждениевозможностииспользованиялингвистическогомини­исследования, проектного задания как методовизученияязыка.

-Учебныйдиалог«Каквыбиратьисточникинформациипривыполнениимини­исследования,проектногозадания?».

- Учебныйдиалог«Покакимпризнакаммыумеемхарактеризоватьзвуки?».

Электронный учебник (https://online.pubhtml5.com/tqtb/eaut/#p=1; https://pubhtml5.com/tqtb/pdyb)
https://www.uchportal.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) http://nsc.1september.ru/urok http://www.gramota.ru/ https://pedsovet.su http://900igr.net http://www.solnet.ee http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/class/1/)
2

Фонетикаи графика

1

- Наблюдение за местом ударения и произношением слов,отрабатываемыхвучебнике.

-Дидактическаяигра«Придумай рифму» (предлагаютсясловаизорфоэпическогословарика,книмнужнопридуматьрифмы).

3

Орфоэпия

изучаетсяво всехразделахкурса

-Игра­соревнование «Где поставить ударение?». -Проектноезадание«Ударениевсловах,которыепришливрусскийязыкизфранцузскогоязыка».
4

Лексика

1

- Комментированноевыполнениезадания:выборизрядасинонимов слова, которое подходит для заполнения пропуска впредложениитекста,объяснениесвоеговыбора.

- Работасрисунками:соотнесениерисунковссоответствующимиимфразеологизмами.

-Дифференцированное задание: работа со словарём фразеологизмов,выписываниезначений2—3фразеологизмов.

5

Составслова(морфемика)

1

- Учебный диалог «Что мы помним о частях слова?», в ходедиалога даётся устная характеристика частей слова позаданнымпризнакам(значение,способвыделения,способобозначения).

-Упражнение:проведениепопредложенномуалгоритмуразборасловапосоставу.

6

Морфология

12ч 5

-Работастаблицей«Частиречи»,анализсодержаниятаблицы,установлениеоснованиядлясравненияслов,относящихсякразнымчастямречи.

-Упражнение:группировкасловнаоснованиитого,какойчастьюречиониявляются.

-Упражнение: соотнесениесловинаборовихграмматическиххарактеристик.

-Упражнение:нахождениевтексте(например,впоэтическом)имёнсуществительныхсзаданнымиграмматическимихарактеристиками..Совместноевыполнениезадания:анализтекстананаличиевнёмглаголов,грамматическиехарактеристикикоторыхданы.

- Дифференцированноезадание:поискошибоквпроведенииразборасловакакчастиречи.

7

Синтаксис

2

-Учебныйдиалог,входекоторогосравниваютсяпредложение,словосочетание,слово,обосновываютсяихсходствоиразличия.

-Наблюдениезаразличиямипростыхисложныхпредложений.

Упражнение:группировкапредложенийпоопределённомупризнаку.

-Работастаблицей:погоризонталивстрокахвидпоэмоциональнойокраске,повертикаливстолбцахвидпоцеливысказывания,подборпримеровдляячеектаблицы.

-Совместныйанализалгоритмасинтаксическогоразборапредложений,отработкапроведенияразборапопредложенному алгоритму.

8

Орфографияи пунктуация

6

-Учебный диалог «Как планировать свои действия по решениюорфографическойзадачи?».

-Моделированиеалгоритмовпримененияизучаемыхвданномклассеорфографическихправил,следованиесоставленнымалгоритмам.

- Упражнениенаразвитиеконтроля:установлениеприработес дидактическим текстом соответствия написания словорфографическимнормам,нахождениеорфографическихошибок.

- Проектное задание: составление собственного словарикатрудных слов (тех, написание которых не удаётся сразузапомнить,принаписаниикоторыхрегулярновозникаютсомненияит.д.).

-Созданиеситуациидляоценкисвоихвозможностей:выборупражненийназакреплениеорфографическогоматериала.

-Проблемнаяситуация,требующаяиспользованиядополни­тельныхисточников информации: уточнение написаниясловпоорфографическомусловарю(втомчисленаэлектрон­номносителе).

-Проектное задание:создание собственныхтекстовс максимальнымколичествомвключённыхвнихсловарныхслов.

-Проектное задание: составление собственных текстовдиктантовназаданнуюорфограммуилинаборорфограмм.

9

Развитие речи



-Творческиезадания:создаватьустныеиписьменныетекстыразныхтипов(описание,рассуждение,повествование).

-Творческое задание: составление текстов разных типов(описание, повествование, рассуждение) на одну и ту жетему.

- Совместноевыполнениезадания:анализтекстовпокритериям:правильность,богатство,выразительность.

-Творческоезадание:подготовканебольшогопубличноговыступления



















Календарно-тематическое планирование учебного предмета

«Родной язык (русский)»


Тема

Дата

Примечание

План

Факт

1

По одёжке встречают… 

07.09



2

Ржаной хлебушко калачу дедушка. 

14.09



3

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

21.09



4

Каша – кормилица наша. 

28.09



5

Любишь кататься, люби и саночки возить. 

05.10



6

Делу время, потехе час.

12.10



7

В решете воду не удержишь. 

19.10



8

Самовар кипит, уходить не велит.

26.10



9

Представление результатов выполнения проектных заданий: «Музеи самоваров в России»

09.11



10

Помогает ли ударение различать слова? 

16.11



11

Для чего нужны синонимы?

23.11



12

Для чего нужны синонимы?

30.11



13

Для чего нужны антонимы?

07.12



14

Для чего нужны антонимы?

14.12



15

Как появились по словицы и фразеологизмы?

21.12



16

Как появились пословицы и фразеологизмы? 

28.12



17

Как можно объяснить значение слова? 

11.01



18

Как можно объяснить значение слова? 

18.01



19

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

25.01



20

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

01.02



21

Практическая работа «Учимся читать фрагменты стихов и сказок»

08.02



22

Учимся вести диалог.

15.02



23

Учимся вести диалог.

22.02



24

Составляем развернутое толкование значения слова.

29.02



25

Составляем развернутое толкование значения слова

07.03



26

Составляем развернутое толкование значения слова

14.03



27

Устанавливаем связь предложений в тексте.

28.03



28

Устанавливаем связь предложений в тексте.

04.04



29

Создаем тексты-инструкции и тексты-повествования. ) Контрольное тестирование

11.04



30

Создаем тексты-инструкции и тексты-повествования.

18.04



31

Презентация проектов об участии в праздниках

25.04



32

Творческая проверочная работа « Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году »

16.05



33

Экскурсия в музей

23.05



34

Игра – обобщение «Поиски клада»













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!