ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение»
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения русского родного языка являются:
Осознание русского языка как одной из главных духовно- нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него—к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурами языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарныйинформационныйпоиск,извлекатьипреобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуацияхегоиспользования;обогащение словарногозапасаиграмматическогострояречи;развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретениепрактическогоопытаисследовательскойработыпорусскомуязыку,воспитаниесамостоятельностивприобретении знаний
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательнымстандартомначальногообщегообразованияучебный предмет«Роднойязык(русский)»входитвпредметнуюобласть «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«РОДНОЙЯЗЫК(РУССКИЙ)»
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено наудовлетворениепотребностиобучающихсявизученииродногоязыкакакинструментапознаниянациональнойкультуры исамореализациивней.Учебныйпредмет«Роднойязык(русский)»неущемляетправатехобучающихся,которыеизучают иные(нерусский)родныеязыки,поэтомуучебноевремя,отведённоенаизучениеданнойдисциплины,неможетрассматриваться как время для углублённого изучения основного курса.
«Русскийязык»Всодержаниипредмета«Роднойязык(русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношениенеквнутреннемусистемномуустройствуязыка,а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представленийоязыкекакживом,развивающемсяявлении,одиалектическомпротиворечииподвижностиистабильностикакодной из основных характеристик литературного языка.Как курс, имеющийчастныйхарактер,школьныйкурсрусскогородного языка опирается на содержание основного курса, представленноговобразовательнойобласти«Русскийязыкилитературное чтение», сопровождает и поддерживает его.Основные содержательныелиниинастоящейпрограммысоотносятсясосновными содержательными линиями основного курса русского языкав начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Задачами данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
изучениеисторическихфактовразвитияязыка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение,анализит.п.);
включениеучащихсявпрактическую речевую деятельность
В соответствии с этим в программе выделяются три блока
Первый блок—«Русский язык: прошлое и настоящее»— включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русскогоязыка,обобщемиспецифическомвязыкахикультурах русского и других народов России и мира.
Второй блок—«Язык в действии» —включает содержание, обеспечивающеенаблюдениезаупотреблениемязыковыхединиц,развитиебазовыхуменийинавыковиспользованияязыковыхединицвучебныхипрактическихситуациях;формированиепервоначальныхпредставленийонормахсовременного русского литературного языка, развитие потребности обращатьсякнормативнымсловарямсовременногорусскоголитературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями.Данныйблокориентированнапрактическоеовладениекультуройречи:практическоеосвоениенормсовременногорусскоголитературногоязыка(врамкахизученного);развитиеответственногоиосознанногоотношениякиспользованию русского языка во всех сферах жизни
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованиемчетырёхвидовречевойдеятельностивихвзаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики примененияправилречевогоэтикета. Однимизведущихсодержательных центров данного блока является работа с текстами: развитиеуменийпонимать,анализироватьпредлагаемыетексты и создавать собственные тексты разных функционально - смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
«РОДНОЙЯЗЫК(РУССКИЙ)»
ПЕРВЫЙГОДОБУЧЕНИЯ(33ч)
Раздел1.Русскийязык:прошлоеинастоящее(12ч)
Сведенияобисториирусскойписьменности:какпоявились буквы современного русского алфавита
ОсобенностиоформлениякнигвДревнейРуси:оформление красной строки и заставок
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок Лексическиеединицыснационально-культурнойсемантикой,обозначающиепредметытрадиционногорусскогобыта:
1)домвстарину:чтокакназывалось(изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.)
2) как называлось то,вочтоодевалисьвстарину:(кафтан,кушак,рубаха,сарафан, лапти и т.д.)
Именавмалыхжанрахфольклора(пословицах,поговорках, загадках, прибаутках)
Проектноезадание.Словарьвкартинках
Раздел2.Языквдействии(10ч)
Какнельзяпроизноситьслова(пропедевтическаяработапо предупреждению ошибок в произношении слов)
Смыслоразличительнаярольударения
Звукопись в стихотворном художественном тексте Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа
попредупреждениюошибоквсочетаемостислов)
Раздел3.Секретыречиитекста(9ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослымиДиалоговаяформаустнойречиСтандартные обороты речи для участия в диалоге (Каквежливопопросить? Какпохвалитьтоварища?Какправильнопоблагодарить?)Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание)
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа
Резервучебноговремени—2ч
ВТОРОЙГОДОБУЧЕНИЯ(68ч)
Раздел1.Русскийязык:прошлоеинастоящее(25ч)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки,салазки,санки,волчок,свистулька)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова,называющиедомашнююутварьиорудиятруда(например, ухват,ушат,ступа,плошка,крынка,ковш,решето, веретено,серп,коса,плуг);
2) слова, называющие то, что еливстарину(например,тюря,полба,каша,щи,похлёбка,бублик,ватрушка,калач,коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан,рубаха,лапти)
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которыхсвязаноспредметамииявлениямитрадиционногорусского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки)Сравнение русскихпословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народовСравнениефразеологизмов,имеющихвразныхязыках общийсмысл,норазличнуюобразнуюформу(например,ехать вТулусосвоимсамоваром(рус); ехатьвлессдровами(тат) Проектное задание. Словарь«Почемуэтотакназывается?»
Раздел2.Языквдействии(15ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи)
СмыслоразличительнаярольударенияНаблюдениезаизменениемместаударениявпоэтическомтекстеРаботасословарем ударений
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением
Разные способы толкования значения словНаблюдение за сочетаемостью слов
Совершенствованиеорфографическихнавыков
Раздел3.Секретыречиитекста(25ч)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвалаидр.,сохранениеинициативывдиалоге,уклонениеотинициативы,завершениедиалогаидр.(например,какправильно выразить несогласие; как убедить товарища)
Особенностирусскогоречевогоэтикета
Устойчивыеэтикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; различение этикетных форм обращения в официальнойи неофициальной речевой ситуации; использование обращений ты и вы
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речиРазличные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне)
СвязьпредложенийвтекстеПрактическоеовладениесредствами связи: лексический повтор, местоименный повтор
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музе-ев; повествование об участии в народных праздниках
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова Анализинформациипрочитанногоипрослушанноготекста:
различение главных фактов и второстепенных; выделение наиболее существенных фактов; установление логической связи между фактами
Резервучебноговремени—3ч
ТРЕТИЙГОДОБУЧЕНИЯ(68ч)
Раздел1.Русскийязык:прошлоеинастоящее(25ч)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда—ложь,друг—недруг, брат—братство—побратим)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой,называющиезанятиялюдей(например,ямщик,извозчик, коробейник,лавочник)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой,называющиемузыкальныеинструменты(например,балалайка,гусли,гармонь)
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка,дубрава,сокол,соловей,зорька, солнцеит.п.):уточнениезначений,наблюдениезаиспользованиемвпроизведенияхфольклораихудожественнойлитературы
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? Историямоихимениифамилии(Приобретениеопытапоиска информации о происхождении слов)
Раздел2.Языквдействии(15ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи)
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различныеоттенкизначенияиразличнуюоценку,какспецифика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица,книжонка,книжища;заяц,зайчик,зайчонок,зайчишка,заинька и т.п.) (на практическом уровне)
Спецификаграмматическихкатегорийрусскогоязыка(например, категории рода, падежа имён существительных) Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа)Практическое овладениенормамиправильногоиточногоупотребленияпредлогов,образованияпредложно-падежныхформсуществительных (на практическом уровне)Существительные, имеющие толькоформуединственногоилитолькоформумножественного числа (в рамках изученного)
Совершенствование навыков орфографического оформления текста
Раздел3.Секретыречиитекста(25ч)
Особенностиустноговыступления
Созданиетекстов-повествованийопутешествиипогородам,об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами Создание текстов-рассуждений с использованием различных
способов аргументации (в рамках изученного) Редактированиепредложенныхтекстовсцельюсовершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе)
Смысловойанализфольклорныхихудожественныхтекстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.)Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов
Резервучебноговремени—3ч
ЧЕТВЁРТЫЙГОДОБУЧЕНИЯ(34Ч)
Раздел1.Русскийязык:прошлоеинастоящее(12ч)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный);связанныесобучениемЛексическиеединицыснационально-культурнойсемантикой,называющиеродственныеотношения(например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица)
Пословицы,поговоркиифразеологизмы,возникновениекоторых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семьявместе,такидушанаместеит.д.)Сравнениеспословицами и поговорками других народовСравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мираРусские слова в языках других народов
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке?(Приобретениеопытапоискаинформацииопроисхождении слов) Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля исовременномтолковомсловареРусскиесловавязыкахдругих народов
Раздел2.Языквдействии(6ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи)
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическомуровне)Наблюдениезасинонимиейсинтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне)
Историявозникновенияифункциизнаковпрепинания(врамкахизученного)Совершенствованиенавыковправильного пунктуационного оформления текста
Раздел3.Секретыречиитекста(12ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы
Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа
Приёмы работы с примечаниями к тексту ИнформативнаяфункциязаголовковТипызаголовков
Соотношениечастейпрочитанногоилипрослушанноготекста: установление причинно-следственных отношений этих частей, логических связей между абзацами текстаСоставление плана текста, не разделенного на абзацыИнформационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица
Созданиетекстакакрезультатасобственнойисследовательской деятельности
Оценивание устных и письменных речевых высказываний сточкизренияточного,уместногоивыразительногословоупотребленияРедактированиепредложенныхисобственныхтекстовсцельюсовершенствованияихсодержанияиформы;сопоставление первоначального и отредактированного текстов Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста
Синонимияречевыхформул(напрактическомуровне)
Резервучебноговремени—4ч
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯПРОГРАММЫ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«РОДНОЙЯЗЫК(РУССКИЙ)» НАУРОВНЕНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальнойшколеуобучающегосябудутсформированыследующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотическоговоспитания:
становлениеценностногоотношенияксвоейРодине—России,втомчислечерезизучениеродногорусскогоязыка,отражающего историю и культуру страны;
осознаниесвоейэтнокультурнойироссийскойгражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастностькпрошлому,настоящемуибудущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества,оправахиответственности,уваженииидостоинствечеловека,онравственно-этическихнормахповеденияиправилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственноговоспитания:
признаниеиндивидуальностикаждогочеловекасопоройна собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинениефизическогоиморальноговредадругимлюдям(втомчислесвязанногосиспользованиемнедопустимыхсредствязыка);
эстетическоговоспитания:
уважительноеотношениеиинтерескхудожественнойкультуре,восприимчивостькразнымвидамискусства,традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественнойдеятельности,втомчислевискусствеслова;осознание
важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдениеправилздоровогоибезопасного(длясебяидругих людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной)припоискедополнительнойинформациив процессе языкового образования;
бережноеотношениекфизическомуипсихическомуздоровью,проявляющеесяввыбореприемлемыхспособовречевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудовоговоспитания:
осознаниеценноститрудавжизничеловекаиобщества (втомчислеблагодаряпримерамизхудожественныхпроизведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатамтруда,навыкиучастиявразличныхвидахтрудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий приобсуждениипримеровизхудожественныхпроизведений;
экологическоговоспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе ра-боты с текстами;
неприятиедействий,приносящихейвред;
ценностинаучногопознания:
первоначальныепредставленияонаучнойкартинемира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательныйинтерескизучениюрусскогоязыка,активностьисамостоятельностьвегопознании
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальнойшколеуобучающегосябудутсформированыследующие познавательные универсальные учебные действия
Базовыелогическиедействия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основаниядлясравненияязыковыхединиц,устанавливатьаналогии языковых единиц;
объединятьобъекты(языковыеединицы)поопределённому признаку;
определятьсущественныйпризнакдляклассификацииязыковых единиц; классифицировать языковые единицы;
находитьвязыковомматериалезакономерностиипротиворечиянаосновепредложенногоучителемалгоритманаблюдения;анализироватьалгоритмдействийприработесязыковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы
Базовыеисследовательскиедействия:
спомощьюучителяформулироватьцель,планироватьизменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравниватьнескольковариантоввыполнениязадания,выбиратьнаиболееподходящий(наосновепредложенныхкритериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическоемини-исследование,выполнятьпопредложенномуплану
проектноезадание;
формулироватьвыводыиподкреплятьихдоказательствами наосноверезультатовпроведённогонаблюдениязаязыковым материалом(классификации,сравнения,исследования);формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях
Работасинформацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явномвидеинформациювпредложенномисточнике:вслова- рях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельноилинаоснованиипредложенногоучителемспособаеёпроверки(обращаяськсловарям,справочникам,учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,законныхпредставителей)правилаинформационной безопасности при поиске информации в Интернете (информациионаписанииипроизношениислова,означениислова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализироватьисоздаватьтекстовую,видео,графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированнуюввидетаблиц,схем;самостоятельносоздаватьсхемы,таблицы для представления лингвистической информации
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируютсякоммуникативныеуниверсальныеучебныедействия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции всоответствиисцелямииусловиямиобщениявзнакомойсреде; проявлятьуважительноеотношениексобеседнику,соблюдатьправилаведениядиалогиидискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строитьречевоевысказываниевсоответствииспоставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления
Совместнаядеятельность:
формулироватькраткосрочныеидолгосрочныецели(индивидуальныесучётомучастиявколлективныхзадачах)встандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагови сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строитьдействияпоеёдостижению:распределятьроли,договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственновыполнятьсвоючастьработы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планироватьдействияпорешениюучебнойзадачидляполучения результата;
выстраиватьпоследовательностьвыбранныхдействий
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректироватьсвоиучебныедействиядляпреодоленияречевыхиорфографическихошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате-риалом,находитьорфографическуюипунктуационнуюошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностногоотношениякродномуязыкукакотражениюкультуры, включение учащихся в культурно-языковое пространстворусскогонарода,осмыслениекрасотыивеличиярусского языка;приобщениеклитературномунаследиюрусскогонарода; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствииснормамиустнойиписьменнойречи,правиламиречевогоэтикета;расширениезнанийородномязыкекаксистеме икакразвивающемсяявлении,формированиеаналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров
класс
Кконцуобученияв1классеобучающийсянаучится:
—распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта(дом,одежда),пониматьзначениеустаревшихсловпо указанной тематике;
—использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
—понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
—осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
—осознаватьсмыслоразличительнуюрольударения;
—соотноситьсобственнуюичужуюречьснормамисовременного русского литературного языка (в рамках изученного);
—выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
—различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
—уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и др.);
—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
—использоватьвречиязыковыесредствадлясвободноговыражениямыслейичувствнародномязыкеадекватноситуации общения;
—владеть различными приёмами слушания научно-познавательныхихудожественныхтекстовобисторииязыкаикультуре русского народа;
—анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты
класс
Кконцуобученияво2классеобучающийсянаучится:
—осознаватьрольрусскогородногоязыкавпостижениикультуры своего народа;
—осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;
—распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта(одежда,еда,домашняяутварь,детскиезабавы,игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
—использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
—понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатыхвыражений;связанныхсизученнымитемами;правильноупотреблятьихвсовременныхситуацияхречевогообщения;
—понимать значение фразеологических оборотов, отражающихрусскуюкультуру,менталитетрусскогонарода,элементырусскоготрадиционногобыта(врамкахизученныхтем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
—осознаватьсмыслоразличительнуюрольударениянапримере омографов;
—соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: выбирать из нескольких возможныхсловтослово,котороенаиболееточносоответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
—проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
—пользоватьсяучебнымитолковымисловарямидляопределения лексического значения слова;
—пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебнымисловарямисинонимовиантонимовдляуточнения значения слов и выражений;
—пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
—различать этикетные формы обращения в официальной и не-официальной речевой ситуации;
—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
—использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,уговаривание,похвалу,просьбу,извинение,поздравление;
—использоватьвречиязыковыесредствадлясвободноговыражениямыслейичувствнародномязыкеадекватноситуации общения;
—владеть различными приёмами слушания научно-познавательныхихудожественныхтекстовобисторииязыкаио культуре русского народа;
—анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
—строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ,ответ-добавление,комментированиеответаилиработы одноклассника;
—создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
—создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках
3класс
Кконцуобученияв3классеобучающийсянаучится:
—осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
—распознавать слова с национально-культурным компонентом значения(лексика,связаннаясособенностямимировосприятияиотношениймеждулюдьми;слова,называющиеприродные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
—распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления впроизведенияхустногонародноготворчестваипроизведениях детской художественной литературы;
—использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
—понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатыхвыражений,связанныхсизученнымитемами;правильноупотреблятьихвсовременныхситуацияхречевогообщения;
—понимать значение фразеологических оборотов, отражающихрусскуюкультуру,менталитетрусскогонарода,элементырусскоготрадиционногобыта(врамкахизученныхтем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
—соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
—использоватьучебныйорфоэпическийсловарьдляопределения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
—выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
—проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
—правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных;
—выявлятьиисправлятьвустнойречитипичныеграмматическиеошибки,связанныеснарушениемсогласованияимени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
—пользоватьсяучебнымитолковымисловарямидляопределения лексического значения слова;
—пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
—различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
—использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,уговаривание,похвалу,просьбу,извинение,поздравление;
—выражатьмыслиичувстванародномязыкевсоответствии с ситуацией общения;
—владеть различными приёмами слушания научно-познавательныхихудожественныхтекстовобисторииязыкаио культуре русского народа;
—анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
—проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок,рассказов,загадок,пословиц,притчитп),определять языковые особенностей текстов;
—выявлятьиисправлятьречевыеошибкивустнойречи;
—создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
—создаватьтексты-рассуждениясиспользованиемразличных способов аргументации;
—оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
—редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла
4класс
Кконцуобученияв4классеобучающийсянаучится:
—распознавать слова с национально-культурным компонентом значения(лексика,связаннаясособенностямимировосприятияиотношениймеждулюдьми;скачествамиичувствами людей; родственными отношениями);
—распознаватьрусскиетрадиционныесказочныеобразы,понимать значение эпитетов и сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
—осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
—использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
—понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; связанных с изученными темами; правильно употреблятьихвсовременныхситуацияхречевогообщения;
—понимать значение фразеологических оборотов, отражающихрусскуюкультуру,менталитетрусскогонарода,элементырусскоготрадиционногобыта(врамкахизученныхтем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
—соотноситьсобственнуюичужуюречьснормамисовременного русского литературного языка (в рамках изученного);
—соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
—выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
—проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
—заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
—выявлятьиисправлятьвустнойречитипичныеграмматическиеошибки,связанныеснарушениемкоординацииподлежащегоисказуемоговчисле‚роде(еслисказуемоевыражено глаголом в форме прошедшего времени);
—редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
—соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормыпризаписисобственноготекста(врамкахизученного);
—пользоватьсяучебнымитолковымисловарямидляопределения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
—пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
—пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
—различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
—использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,уговаривание,похвалу,просьбу,извинение,поздравление;
—выражатьмыслиичувстванародномязыкевсоответствии с ситуацией общения;
—строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ,ответ-добавление,комментированиеответаилиработы одноклассника, мини-доклад;
—владеть различными приёмами слушания научно-познавательныхихудожественныхтекстовобисторииязыкаио культуре русского народа;
—владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
—анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
—соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливатьпричинно-следственныеотношенияэтихчастей, логические связи между абзацами текста;
—составлятьплантекста,неразделённогонаабзацы;
—приводитьобъяснениязаголовкатекста;
—владетьприёмамиработыспримечаниямиктексту;
—владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказывать текст с изменением лица;
—создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участиивнародныхпраздниках,обучастиивмастер-классах, связанных с народными промыслами;
—создаватьтексткакрезультатсобственногомини-исследования;оформлятьсообщениевписьменнойформеипредставлять его в устной форме;
—оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
—редактироватьпредлагаемыйписьменныйтекстсцельюисправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
—редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;сопоставлять первоначальный и отредактированный тексты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
КЛАСС(165ЧАСОВ) №п/п | Тема,разделкурса | Количество часов | Количество | Виды деятельности | Электронные учебно-методические материалы |
Контрольные работы | Практические работы | |
| | Обучениеграмоте (180ч:100чпредмета«Русскийязык» и70чпредмета«Литературное чтение») |
1 | Развитиеречи | 8 ч. | | | - Работассериейсюжетныхкартинок,выстроенныхвправильнойпоследовательности:анализизображённыхсобытий,обсуждениесюжета,составлениеустногорассказа сопоройнакартинки. - Совместная работа по составлению небольших рассказовповествовательногохарактера(например,рассказослучаяхизшкольнойжизниит.д.). - Совместнаяработапосоставлениюнебольшихрассказовописательногохарактера(например,описаниекакрезультатсовместных наблюдений, описание модели звукового составасловаит.д.) | Электронный учебник (https://e-bookshelf.info/obuchenie/10-obuchenije/622-azbuka-1-klass) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) http://nsc.1september.ru/urok https://urok.1sept.ru/ https://www.n-shkola.ru https://pedsovet.su http://900igr.net |
2 | Слово и предложение | 5 ч. | | | - Моделированиепредложения:определениеколичествасловв предложении и обозначение каждого слова полоской. -Игра «Исправь ошибку в предложении». -Учебныйдиалог«Чтоможносделатьспредметом,а что можно сделать со словом, называющим этот предмет?». |
3 | Фонетика | 27ч | | | - Игровоеупражнение«Скажитак,какя»(отрабатываетсяумениевоспроизводитьзаданныйучителемобразецинтонационноговыделениязвукавслове). - Играсоревнование «Кто запомнит больше слов с заданнымзвуком при прослушивании стихотворения». -Игра«Живыезвуки»:моделированиезвуковогосоставасловавигровыхситуациях - Учебныйдиалог«Чемгласныезвукиотличаютсяпопроизношению от согласных звуков?». Игровоеупражнение«Назовибратца»(парныйпотвёрдости—мягкостизвук) Учебныйдиалог«Чемтвёрдыесогласныезвукиотличаютсяотмягкихсогласныхзвуков?» |
4 | Графика | изучается параллельно сразделом «Чтение» | | | - Игровоеупражнение«Найдинужнуюбукву». - Учебныйдиалог«Зачемнамнужныбуквыьиъ?»,объяснениевходедиалогафункциибуквьиъ. - Рассказучителяобисториирусскогоалфавита,означении алфавитадлясистематизацииинформации. - Играсоревнование«Повториалфавит». |
5 | Чтение | 70ч | | | -Работаспособием«Окошечки»:отработкаумениячитать. - Игровоеупражнение«Завершипредложение». - Рассказучителяоважностидвухвидовчтения:орфографического и орфоэпического, о целях этих двух видов чтения. |
6 | Письмо | 70 ч | | | -Игровоеупражнение«Конструкторбукв». -Игровое упражнение «Назови букву». -Игровое упражнение «Что случилось с буквой». - Моделированиевпроцессесовместногообсужденияалгоритмасписывания. - Учебный диалог «Почему слова пишутся отдельно друг отдруга? Удобно ли читать предложение, записанное безпробеловмеждусловами?» |
7 | Орфографияи пунктуация | изучаетсяпаралле- льно сразделом «Письмо» | | | - Совместныйанализтекстананаличиевнёмсловсбуквосочетаниямижи,ши,ча,ща,чу,щу. - Игра«Ктобольше»:подборизаписьимёнсобственныхназаданнуюбукву. |
| | Систематическийкурс(50ч) |
1 | Общие сведенияоязыке | 1 ч, далеепродолжается изучениево всехразделахкурса | | | - Рассказучителянатему«Язык—средствообщениялюдей» -Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?». - Работасрисункамиитекстомкакосноваанализаособенностейситуацийустногоиписьменногообщения. | http://www.solnet.ee «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/class/1/) |
2 | Фонетика | 4ч | | | -Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка». - Игровоеупражнение«Назовизвук». - Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком». - Учебныйдиалог«Объясняемособенностигласныхисогласныхзвуков» -Игра«Отгадайзвук»(определениезвукапоегохарактеристике). |
3 | Графика | 4ч | | | -Учебныйдиалог«Сравниваемзвуковойибуквенныйсостав слов». - Беседаофункцияхь. - Игровоеупражнение«Ктолучшерасскажетослове». - Играсоревнование«Повториалфавит» |
4 | Орфоэпия | изучаетсяво всехразделахкурса | | | -Дидактическаяигра«Придумайрифму»(предлагаютсясловаизорфоэпическогословарика,книмнужнопридумыватьрифмы). - Творческаяработа:сочинитьрассказ,включиввнеговсесловаиз отрабатываемого в данном учебном году орфоэпического перечня. |
5 | Лексикаи морфология | 12ч | | | -Учебный диалог «На какие вопросы могут отвечать слова?». - Совместное выполнение группировки слов по заданномупризнаку:отвечаютнавопрос«что?»/отвечаютнавопрос «кто?». |
6 | Синтаксис | 5ч | | | - Работа со схемой предложения: умение читать схему предложения,преобразовыватьинформацию,полученнуюизсхемы:составлять предложения, соответствующие схеме, сучётомзнаковпрепинаниявконцесхемы. - Работассюжетнымикартинкамиинебольшимтекстом:выбор фрагментов текста, которые могут быть подписямиподкаждойизкартинок. |
7 | Орфографияи пунктуация | 14ч | 1 | | -Беседа,актуализирующаяпоследовательностьдействийприсписывании. - Наблюдение за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию, установление причин возможнойошибкипризаписиэтихслов. - Орфографическийтренингправильностииаккуратностисписывания. - Творческое задание: придумать небольшой рассказ, включиввнегоопределённоеколичествособственныхимёнсуществительных. -Практическаяработа:использоватьправилоправописаниясобственныхимёнприрешениипрактическихзадач(выборнаписания,например:Орёл—орёл,Снежинка—снежинка,Пушок—пушокит.д.). - Наблюдениезаязыковымматериалом,связаннымспереносом слов, формулирование на основе наблюдения правилапереносаслов. - Орфографический тренинг: отработка правописания сочетанийжи, ши, ча, ща, чу, щу, осуществление самоконтроляприиспользованииправил. - Наблюдение за написанием слов с сочетаниями чк, чн,формулирование правила по результатам наблюдения,соотнесениевыводастекстомучебника. - Орфографическийтренинг:написаниесловссочетаниями чк,чн. |
8 | Развитие речи | 10ч | | | -Работасрисунками,накоторыхизображеныразныеситуацииобщения. - Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются ситуацииобщения,вкоторыхвыражаетсяпросьба. -Моделированиеречевойситуациивежливогоотказасиспользованиемопорныхслов. -Разыгрываниесценок,отражающихситуациивыраженияпросьбы,извинения,вежливогоотказа. -Моделированиеречевойситуации,содержащейизвинение. |
| Резервнавесьучебныйгод—15ч | | | | |
КЛАСС(170ЧАСОВ)
№п/п | Тема,разделкурса | Кол-во часов | Количество | Виды деятельности | Электронные учебно-методические материалы |
Контрольные работы | Практические работы |
1 | Общие сведенияоязыке | 1ч,далеепродолжаетсяизучениевовсехразделахкурса | | | -Рассказ учителянатему «Язык—средствообщения людейиявление культуры». -Учебныйдиалог «Какязык помогаетпонять историюикультуру народа?». - Обсуждение сведений о многообразии языков в РоссийскойФедерации. - Диалоготом,какмыизучаемязык. | Электронный учебник (https://pdf.11klasov.net/14187-russkij-jazyk-2-klass-uchebnik-v-2-chastjah-kanakina-vp-goreckij-vg.html) https://www.uchportal.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) http://nsc.1september.ru/urok http://www.gramota.ru/ https://pedsovet.su http://900igr.net http://www.solnet.ee http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/class/1/) |
2 | Фонетикаи графика | 6ч | 1 | | - Работасосхемой«Звукирусскогоязыка»,характеристиказвуковречисопоройнасхему. -Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике». -Играсоревнование «Приведи пример звука» (в ходе игрынеобходимоприводитьпримерыгласныхзвуков,твёрдых/мягких,звонких/глухихсогласных;парныхинепарныхпотвёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непарныхпозвонкости—глухостисогласныхзвуков). - Наблюдениезаязыковымматериаломсцельюопределенияфункцийь:показательмягкостипредшествующегосогласноговконцеивсерединесловаилиразделительный. - Учебныйдиалогоспособахобозначениязвука[й’]. - Наблюдение за языковым материалом: объяснение различийв звукобуквенном составе слов с буквами е, ё, ю, я (в началесловаипослегласных). - Учебныйдиалог,входекоторогоактуализируетсяспособопределенияколичестваслоговвслове. |
3 | Орфоэпия | изучаетсяво всехразделахкурса | | | -Наблюдение за местом ударения и произношением слов,отрабатываемыхвучебнике. Дидактическаяигра«Придумайрифму». - Творческая работа: сочинить рассказ, включив в него всесловаизотрабатываемоговданномучебномгодуорфоэпическогоперечня. |
4 | Лексика | 10ч | 1 | | -Работа срисунками:объяснять значениесловас опоройнарисунокисистемувопросов. Дидактическая игра «Угадай,какое этослово» (входеигрынужноопознаватьсловапоихлексическимзначениям). - Работа с рисунками, на которых изображены разные значенияслов,напримерсловкорень,иголки,кисть:сопоройнарисункиобъяснитьзначениямногозначныхслов. -Учебныйдиалог,входекотороговысказываютсяпредположенияопричинахпоявлениянесколькихзначенийодногослова. - Учебныйдиалог,входекоторогосравниваютсясловавсинонимическомрядуивыявляютсяразличиямеждусловами. - Дифференцированная работа: реконструкциятекста,связанная с выбором из ряда синонимов наиболее подходящегодлязаполненияпропускавпредложенияхтекста. - Дидактическаяигра«Назовислово,противоположноепозначению». |
5 | Составслова(морфемика) | 14ч | 2 | | - Наблюдениезаязыковымматериаломирисунками:сопоставление значений нескольких родственных слов с опоройна собственный речевой опыт и рисунки, высказываниепредположений о сходстве и различии в значениях слов,выявление слова, с помощью которого можно объяснитьзначениевсехродственныхслов. -Объяснениеучителемприёмаразвёрнутоготолкованиясловакакспособаопределениясвязизначенийродственныхслов. - Совместноесоставлениеалгоритмавыделениякорня. - Дифференцированноезадание:контролироватьправильностьобъединенияродственныхсловвгруппыприработесгруппамисловсомонимичнымикорнями. - Учебныйдиалог«Какразличатьразныесловаиформыодногоитогожеслова?». (задания«Помогисверстникуиздругойстраны,начавшемуучитьрусскийязык,исправитьошибки»(ошибкисвязаныстем,чтословастоятвначальнойформе)) - Наблюдение за образованием слов с помощью суффиксов Наблюдение за образованием слов с помощью приставок,выделениеприставок,спомощьюкоторыхобразованыслова,высказываниепредположенийозначенииприставок. - Наблюдение за образованием слов с помощью приставок,выделениеприставок,спомощьюкоторыхобразованыслова,высказываниепредположенийозначенииприставок. |
6 | Морфология | 19ч | 3 | | - Наблюдениезапредложеннымнаборомслов:чтообозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода,введениепонятия«имясуществительное». - Наблюдениезалексическимзначениемимёнсуществительных. - Наблюдениезапредложеннымнаборомслов:чтообозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода,введениепонятия«глагол». - Наблюдение за лексическим значением глаголов.Дифференцированное задание: группировка глаголов взависимости от того, называют они движение или чувства. - Наблюдениезапредложеннымнаборомслов:чтообозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода,введениепонятия«имяприлагательное». - Наблюдениезалексическимзначениемимёнприлагательных.Дифференцированноезадание:выявлениеобщегопризнакагруппыимёнприлагательных. - Учебный диалог«Чемпохожиичемразличаютсяпредлогииприставки?». |
7 | Синтаксис | 8ч | 2 | | - Обсуждениепроблемноговопроса«Чемразличаютсяпредложениеи„непредложение“?». Наблюдение за связьюслов в предложении. - Учебныйдиалог«Каксоотносятсязнакипрепинаниявконцепредложениясцелевойустановкойпредложения?». Составлениетаблицы«Видыпредложенийпоцеливысказывания»,подборпримеров. |
8 | Орфографияи пунктуация | 50ч | 6 | | - Учебныйдиалог«Какиспользоватьалгоритмпорядкадействийприсписывании?». - Наблюдениезаязыковымматериалом:формулированиенаоснове анализа предложенного материала ответа на вопрос,связанный с правилом переноса слов, уточнение правилапереносаслов(буквый,ь,ъ). - Учебный диалог «Как планировать порядок действий привыявленииместавозможнойорфографическойошибки». - Орфографическийтренинг:подборпроверочныхсловксловамсорфограммой«Проверяемыебезударныегласныевкорнеслова»,записьпарамипроверочногоипроверяемогослов. - Объяснениеучащимисясобственныхдействийприподборепроверочныхсловиуказаниенатипорфограммы. |
9 | Развитиеречи | 30ч | | | - Учебный диалог, в ходе которого учащиеся учатся определять особенностиситуации общения:цели, задачи,составучастников,место,время,средствакоммуникации.Обобщение результатов диалога: сообщение учителя о том, что вситуацииобщенияважноудерживатьцельобщения,учитывать, с кем и где происходит общение, поскольку от этихособенностейситуациизависитвыборязыковыхсредств. - Ролевыеигры,разыгрываниесценокдляотработкиуменийведенияразговора:начать,поддержать,закончитьразговор,привлечьвниманиеит.п. - Ролеваяигра,вкоторуювключенаотработкаэтикетныхвыражений. - Ролеваяигра«Наблюдатели». - Речевойтренинг:приразыгрыванииситуацийанализироватьсобственнуюуспешностьучастиявдиалоге,успешность участиявнёмдругойстороны. - Работасрепродукциямикартин,рассматривание, анализ собственногоэмоциональногооткликанакартину. - Экскурсиявхудожественныймузей(приналичиивместе проживания). - Учебный диалог «Сравниваем слово, предложение, текст». - Учебный диалог «Какие могут быть цели при созданиитекстов?». - Наблюдение за особенностями текстаописания, установлениеегоособенностей. - Учебныйдиалог«Чтоважнодлясоставлениятекстарассуждения?». - Обсуждение особенностей жанра поздравления в ходеанализапредложенныхпримеровпоздравлений,анализструктурытекстовпоздравлений. |
| Резерв—32ч | | | | |
КЛАСС(170ЧАСОВ)
№п/п | Тема,разделкурса | Кол-во часов | Количество | Виды деятельности | Электронные учебно-методические материалы |
Контрольные работы | Практические работы |
1 | Сведенияо русскомязыке | 1ч,далеепродолжаетсяизучениевовсехразделахкурса | | | -Рассказпояснениеучителянатему«РусскийязыккакгосударственныйязыкРоссийскойФедерации».Учебный диалог, в ходе которого формулируются суждения омногообразии языкового пространства России и о значениирусского языка как государственного языка РоссийскойФедерации. - Учебныйдиалог«Каквыбиратьисточникинформациипривыполненииминиэксперимента?». | Электронный учебник (https://relasko.ru/forum/66-19424-1) https://www.uchportal.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) http://nsc.1september.ru/urok http://www.gramota.ru/ https://pedsovet.su http://900igr.net http://www.solnet.ee http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/class/1/) |
2 | Фонетика играфика | 2ч | 1 | | -Упражнение:определитьсущественныйпризнакдляклассификациизвуков. - Дифференцированноезадание:нахождениеошибокпри выполнениизаданиярасставитьфамилиивалфавитном порядке. |
3 | Орфоэпия | изучается вовсех разделах курса | | | - Дидактическаяигра«Придумайрифму»(предлагаются словаизорфоэпическогословарика,книмнужнопридумыватьрифмы). -Дидактическое упражнение: придумать предложения сотрабатываемым словом из орфоэпического словарика. - Играсоревнование«Гдепоставитьударение». |
4 | Лексика | 5ч | 1 | | - Учебныйдиалог«Какможноузнатьзначениенезнакомогослова?». -Рассказучителя«Способытолкованиялексическогозначенияслова». Наблюдениезаструктуройсловарнойстатьи.. - Наблюдениезаупотреблениемсловвпереносномзначениисиспользованиемюмористическихрисунков. - Учебный диалог «По каким причинам слова выходят изупотребления?»,высказываниепредположенийспоследующим сопоставлением предположений с информацией в учебнике. - Проектное задание: составление (в процессе коллективнойдеятельностиилисамостоятельно)словаряустаревшихсловпоматериаламработысосказкаминауроках«Литературногочтения». |
5 | Составслова(морфемика) | 8ч | 2 | | -Учебныйдиалог«Чемпохожиродственныеслова,чемониразличаются?Какнайтикореньслова?».Наблюдениезагруппами родственныхслов, поискдлякаждой группыслова, с помощью которого можно объяснить значениеродственныхслов. -Дифференцированноезадание:контролироватьправильностьобъединенияродственныхсловвгруппыприработесгруппамисловсомонимичнымикорнями. - Объяснениеролиизначениясуффиксов/приставок. - Тренинг в разборе слов по составу в соответствии с отрабатываемым алгоритмом, корректировка с помощью учителясвоих учебных действий для преодоления ошибок привыделениивсловекорня,окончания,приставки,суффикса. |
6 | Морфология | 43ч | 4 | | - Учебный диалог «По каким признакам мы распределяемслова по частям речи?». Составление по результатам диалогатаблицы«Частиречи»,погоризонталивстрокахтаблицыотраженыследующиепараметры:«Значение»,«Вопросы», «Какиепризнакинеизменяются»,«какиепризнакиизменяются». - Дифференцированноезадание:нахождениеврядуимёнсуществительных такого слова, которое по какомутограмматическомупризнакуотличаетсяотостальныхсловвряду. -Наблюдениезасоотнесениемформыимениприлагательногос формой именисуществительного, формулирование выводапо результатам наблюдения, соотнесение собственныхвыводовсинформациейвучебнике. - Наблюдение за грамматическими признаками глаголов(число,время,родвпрошедшемвремени),формулированиевыводов по результатам наблюдений, соотнесение собственныхвыводовсинформациейвучебнике. - Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматическиххарактеристик(изчислаизученных). - Наблюдениезарольюместоименийвтексте. |
7 | Синтаксис | 13ч | 2 | | - Учебныйдиалог,направленныйнаактуализациюзнанийо видах предложений по цели высказывания и по эмоциональнойокраске. Дифференцированноезадание:определениепризнакаклассификациипредложений. - Работа с таблицей: по горизонтали в строках — вид поэмоциональной окраске, по вертикали в столбцах — вид поцеливысказывания,подборпримеровдляячеектаблицы. - Наблюдение за предложениями с однородными членами.Объяснениевыборанужногосоюзавпредложениисоднороднымичленами. |
8 | Орфографияи пунктуация | 50ч | 6 | | - Учебный диалог «Как планировать свои действия по решениюорфографическойзадачи?». -Проектное задание: составление собственного словарикатрудных слов (тех, написание которых не удаётся сразузапомнить,принаписаниикоторыхрегулярновозникаютсомненияит.д.). -Проблемнаяситуация,требующаяиспользованиядополнительныхисточников информации: уточнение написаниясловпоорфографическомусловарю(втомчисленаэлектронномносителе). -Проектное задание: созданиесобственных текстовс максимальнымколичествомвключённыхвнихсловарныхслов. |
9 | Развитиеречи | 30ч | | | - Учебный диалог «Чем различаются тема текста иосновнаямысльтекста?Какопределитьтемутекста?Какопределитьосновнуюмысльтекста?». - Совместноесоставлениепланатекста. - Обобщениерезультатовпроведённогонаблюденияпри составлениитаблицы«Тритипатекстов»,встрокахтаблицы отраженыследующиепараметрысравнениятекстов:«Цель созданиятекста»,«Особенностипостроениятекста»,«Особенностиязыковыхсредств». - Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления орезультатахгрупповойработы,наблюдения,выполненногоминиисследования,проектногозадания. - Ролеваяигра«Наблюдатели»,цельигры—оценкаправильности выбора языковых и неязыковых средств устногообщения на уроке и на переменах. |
| Резерв—18ч | | | | |
КЛАСС(170ЧАСОВ)
№п/п | Тема,разделкурса | Кол-во часов | Количество | Виды деятельности | Электронные учебно-методические материалы |
Контрольные работы | Практические работы |
1 | Сведенияо русскомязыке | 1ч, далеепродолжаетсяизучениевовсехразделахкурса | | | - Учебный диалог «Почемукаждомународуважносохранятьсвойязык?Какобщатьсяразным народам, проживающим в одной стране?», в ходедиалогаформулируютсясужденияомногообразииязыкового пространства России и о значении русского языка какязыкамежнациональногообщения. - Обсуждениевозможностииспользованиялингвистическогоминиисследования, проектного задания как методовизученияязыка. -Учебныйдиалог«Каквыбиратьисточникинформациипривыполненииминиисследования,проектногозадания?». - Учебныйдиалог«Покакимпризнакаммыумеемхарактеризоватьзвуки?». | Электронный учебник (https://online.pubhtml5.com/tqtb/eaut/#p=1; https://pubhtml5.com/tqtb/pdyb) https://www.uchportal.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) http://nsc.1september.ru/urok http://www.gramota.ru/ https://pedsovet.su http://900igr.net http://www.solnet.ee http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/class/1/) |
2 | Фонетикаи графика | 2ч | 1 | | - Наблюдение за местом ударения и произношением слов,отрабатываемыхвучебнике. -Дидактическаяигра«Придумай рифму» (предлагаютсясловаизорфоэпическогословарика,книмнужнопридуматьрифмы). |
3 | Орфоэпия | изучаетсяво всехразделахкурса | | | -Играсоревнование «Где поставить ударение?». -Проектноезадание«Ударениевсловах,которыепришливрусскийязыкизфранцузскогоязыка». |
4 | Лексика | 2ч | 1 | | - Комментированноевыполнениезадания:выборизрядасинонимов слова, которое подходит для заполнения пропуска впредложениитекста,объяснениесвоеговыбора. - Работасрисунками:соотнесениерисунковссоответствующимиимфразеологизмами. -Дифференцированное задание: работа со словарём фразеологизмов,выписываниезначений2—3фразеологизмов. |
5 | Составслова(морфемика) | 3ч | 1 | | - Учебный диалог «Что мы помним о частях слова?», в ходедиалога даётся устная характеристика частей слова позаданнымпризнакам(значение,способвыделения,способобозначения). -Упражнение:проведениепопредложенномуалгоритмуразборасловапосоставу. |
6 | Морфология | 12ч | 5 | | -Работастаблицей«Частиречи»,анализсодержаниятаблицы,установлениеоснованиядлясравненияслов,относящихсякразнымчастямречи. -Упражнение:группировкасловнаоснованиитого,какойчастьюречиониявляются. -Упражнение: соотнесениесловинаборовихграмматическиххарактеристик. -Упражнение:нахождениевтексте(например,впоэтическом)имёнсуществительныхсзаданнымиграмматическимихарактеристиками..Совместноевыполнениезадания:анализтекстананаличиевнёмглаголов,грамматическиехарактеристикикоторыхданы. - Дифференцированноезадание:поискошибоквпроведенииразборасловакакчастиречи. |
7 | Синтаксис | 3ч | 2 | | -Учебныйдиалог,входекоторогосравниваютсяпредложение,словосочетание,слово,обосновываютсяихсходствоиразличия. -Наблюдениезаразличиямипростыхисложныхпредложений. Упражнение:группировкапредложенийпоопределённомупризнаку. -Работастаблицей:погоризонталивстрокахвидпоэмоциональнойокраске,повертикаливстолбцахвидпоцеливысказывания,подборпримеровдляячеектаблицы. -Совместныйанализалгоритмасинтаксическогоразборапредложений,отработкапроведенияразборапопредложенному алгоритму. |
8 | Орфографияи пунктуация | 6ч | 6 | | -Учебный диалог «Как планировать свои действия по решениюорфографическойзадачи?». -Моделированиеалгоритмовпримененияизучаемыхвданномклассеорфографическихправил,следованиесоставленнымалгоритмам. - Упражнениенаразвитиеконтроля:установлениеприработес дидактическим текстом соответствия написания словорфографическимнормам,нахождениеорфографическихошибок. - Проектное задание: составление собственного словарикатрудных слов (тех, написание которых не удаётся сразузапомнить,принаписаниикоторыхрегулярновозникаютсомненияит.д.). -Созданиеситуациидляоценкисвоихвозможностей:выборупражненийназакреплениеорфографическогоматериала. -Проблемнаяситуация,требующаяиспользованиядополнительныхисточников информации: уточнение написаниясловпоорфографическомусловарю(втомчисленаэлектронномносителе). -Проектное задание:создание собственныхтекстовс максимальнымколичествомвключённыхвнихсловарныхслов. -Проектное задание: составление собственных текстовдиктантовназаданнуюорфограммуилинаборорфограмм. |
9 | Развитие речи | 8ч | | | -Творческиезадания:создаватьустныеиписьменныетекстыразныхтипов(описание,рассуждение,повествование). -Творческое задание: составление текстов разных типов(описание, повествование, рассуждение) на одну и ту жетему. - Совместноевыполнениезадания:анализтекстовпокритериям:правильность,богатство,выразительность. -Творческоезадание:подготовканебольшогопубличноговыступления |
| | | | | |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Родной язык (русский)»
№ | Тема | Дата | Примечание |
План | Факт |
1 | По одёжке встречают… | 07.09 | | |
2 | Ржаной хлебушко калачу дедушка. | 14.09 | | |
3 | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. | 21.09 | | |
4 | Каша – кормилица наша. | 28.09 | | |
5 | Любишь кататься, люби и саночки возить. | 05.10 | | |
6 | Делу время, потехе час. | 12.10 | | |
7 | В решете воду не удержишь. | 19.10 | | |
8 | Самовар кипит, уходить не велит. | 26.10 | | |
9 | Представление результатов выполнения проектных заданий: «Музеи самоваров в России» | 09.11 | | |
10 | Помогает ли ударение различать слова? | 16.11 | | |
11 | Для чего нужны синонимы? | 23.11 | | |
12 | Для чего нужны синонимы? | 30.11 | | |
13 | Для чего нужны антонимы? | 07.12 | | |
14 | Для чего нужны антонимы? | 14.12 | | |
15 | Как появились по словицы и фразеологизмы? | 21.12 | | |
16 | Как появились пословицы и фразеологизмы? | 28.12 | | |
17 | Как можно объяснить значение слова? | 11.01 | | |
18 | Как можно объяснить значение слова? | 18.01 | | |
19 | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | 25.01 | | |
20 | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | 01.02 | | |
21 | Практическая работа «Учимся читать фрагменты стихов и сказок» | 08.02 | | |
22 | Учимся вести диалог. | 15.02 | | |
23 | Учимся вести диалог. | 22.02 | | |
24 | Составляем развернутое толкование значения слова. | 29.02 | | |
25 | Составляем развернутое толкование значения слова | 07.03 | | |
26 | Составляем развернутое толкование значения слова | 14.03 | | |
27 | Устанавливаем связь предложений в тексте. | 28.03 | | |
28 | Устанавливаем связь предложений в тексте. | 04.04 | | |
29 | Создаем тексты-инструкции и тексты-повествования. ) Контрольное тестирование | 11.04 | | |
30 | Создаем тексты-инструкции и тексты-повествования. | 18.04 | | |
31 | Презентация проектов об участии в праздниках | 25.04 | | |
32 | Творческая проверочная работа « Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году » | 16.05 | | |
33 | Экскурсия в музей | 23.05 | | |
34 | Игра – обобщение «Поиски клада» | | | |