Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Долинненская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО Подпись_____ Садовская И.В. Протокол №____________ от «____»_________2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Подпись_____ Прокудина А.О. «_____»___________2016 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор Подпись ______ Щербань А.П. Приказ №_____ от «_____»________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД.
2 КЛАСС
УРОВЕНЬ базовый
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ____родной (русский) язык_____
КЛАСС____________2 – Б класс __________________
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2 ч; всего за год __52 ч.
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Франгони Ирина Сергеевна
КАТЕГОРИЯ ---
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса составлена на основе авторской программы «Русский язык»1-4 класс / Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. (Школа России. Сборник программ в 2 ч. Ч 1/ - М.: Просвещение, 2013, с. 283)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На изучение курса отводится 2 часа в неделю. Всего 52 часа.
Цель занятий, проводимых по программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачами курса являются:
обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия выстроены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система обучения, при этом используются следующие типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, контрольные уроки. Выделяют следующие формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, парная.
Уделяется большое внимание на уроке работе учащихся со словарями.
Используются нетрадиционные формы обучения (урок-исследование, урок- игра, урок-конкурс, урок-викторина, урок « Грамматический бой», урок-аукцион, экскурсия, проект работа в группах, коллективное написание сочинений), которые позволяют выявить одаренных детей, открыть образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию деятельностного подхода к обучению русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя со 2 -го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Словообразование (8 ч.)
Корень слова. Понятие о родственных словах.
Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).
Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Лексика (6 ч.)
Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).
Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.
Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.
Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).
Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.
Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.
Фонетика и орфография (17 ч.)
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Части речи (13 ч)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко).Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (8 ч)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Развитие речи
Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.
Текст-описание и текст-повествование.
Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.
Словарь
Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;
Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;
Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся научатся:
Различать изменяемые и неизменяемые слова;
Различать родственные слова и формы слова;
Находить значимые части слова;
Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
Выявлять слова, значение которых требует уточнения;
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Содержательная линия «Орфография»
Обучающиеся научатся:
Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
Различать на письме предлоги и приставки;
Употреблять разделительные ь и ъ знаки;
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
Соблюдать орфоэпические нормы речи;
Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Ожидаемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)
В области коммуникативных УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
В рамках инициативного сотрудничества:
работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);
выполнять работу по цепочке;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)
Обучающиеся научатся:
понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Русский язык»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | количество | примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Учебно-методические комплекты УМК «Школа России» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы) Примерная программа начального общего образования по русскому языку | К Д | Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия |
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв) Касса букв и сочетаний Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме) Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический и словообразовательный Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по русскому языку | Д Ф Д Д К К/Д | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
Электронные справочники, электронные пособия | П | При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Мультимедийный проектор | Д Д | При наличии |
Экранно-звуковые пособия |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку | Д Д Д Д | |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К Д Д Д К | |
Игры и игрушки |
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам: дом, зоопарк, транспорт и др. Настольные развивающие игры | П Ф | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | План дата проведения | Факт дата |
Словообразование ( 8 часов) |
-
| Родственные и однокоренные слова | 18.10 | |
-
| Вежливые слова – откуда они. | 20.10 | |
-
| Р/р с элементами культуры речи. | 25.10 | |
-
| Азбука вежливости. Как писать письмо. | 27.10 | |
-
| Слогообразующая роль гласных звуков. | 08.11 | |
-
| Правила переноса слов. | 10.11 | |
-
| Р/р Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам | 15.11 | |
-
| Слово и формы этого слова. Родственные слова. | 17.11 | |
Лексика ( 6 часов) |
-
| Слова, у которых несколько значений. | 22.11 | |
-
| Разные слова, которые одинаково звучат и пишутся. | 24.11 | |
-
| Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. | 29.11 | |
-
| Р/р Составление текста описания с использованием синонимов. | 01.12 | |
-
| Слова с противоположным значением, которые по-разному звучат и пишутся | 06.12 | |
-
| Р/р Пословицы | 08.12 | |
Фонетика и орфография ( 17 часов) |
-
| Различие звуков и букв. Обозначение звуков на письме | 13.12 | |
-
| Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме. | 15.12 | |
-
| Развитие речи с элементами культуры речи. Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костёр во дворе» | 20.12 | |
-
| Чередование гласных звуков в корнях слов. | 22.12 | |
-
| Проверяемые и проверочные слова | 12.01 | |
-
| Непроверяемые орфограммы | 17.01 | |
-
| Р/р Восстановление деформированного текста по рисункам. | 19.01 | |
-
| Проверочная работа «Орфограммы в словах» | 24.01 | |
-
| Развитие речи с элементами культуры речи. Как написать поздравление? | 26.01 | |
-
| Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 02.02 | |
-
| Проект «Рифма» | 07.02 | |
-
| Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 09.02 | |
-
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. | 14.02 | |
-
| Правописание гласных и согласных в корне слова. Проверочная работа | 16.02 | |
-
| Разделительный Ь знак. | 21.02 | |
-
| Разделительный Ъ знак. | 28.02 | |
-
| Правило написания разделительного мягкого знака в словах. Р/р № 15 Составление устного рассказа по серии рисунков. | 02.03 | |
Части речи (13 часов) |
-
| Имя существительное как часть речи. | 07.03 | |
-
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 09.03 | |
-
| Заглавная буква в именах собственных. Р/р «Русские сказки» | 14.03 | |
-
| Общее представление о глаголе. | 16.03 | |
-
| Правописание частицы НЕ с глаголом | 21.03 | |
-
| Имя прилагательное и его связь с именем существительным | 23.03 | |
-
| Изменение частей речи по числам. Понятие «единственное и множественное число» | 04.04 | |
-
| Р/р Восстановление деформированного текста | 06.04 | |
-
| Виды текста: повествование и описание. | 11.04 | |
-
| Р/р Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения) | 13.04 | |
-
| Местоимение. Значение и употребление в речи местоимения. | 18.04 | |
-
| Роль предлогов в речи | 20.04 | |
-
| Правописание предлогов с именами существительными | 25.04 | |
Повторение ( 8 часов) |
-
| Повторение по теме «Слово и его значение» | 27.04 | |
-
| Повторение по теме «Текст», «Предложение» | 02.05 | |
-
| Повторение по теме «Части речи». | 04.05 | |
-
| Повторение по теме «Звуки и буквы». | 11.05 | |
-
| Повторение по теме «Правила правописания». | 16.05 | |
-
| Повторение и закрепление изученного материала. | 18.05 | |
-
| Обобщение знаний по курсу родного (русского) языка 2 класс | 23.05 | |
-
| Резервный час | 25.05 | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Контроль за уровнем учебных достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктанты служат средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчётом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст, включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок, а также каллиграфический навык. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
ДИКТАНТ
| Первое полугодие | Второе полугодие |
1 класс | - | 15-20 слов |
2 класс | 20-30 слов | 30-40 слов |
3 класс | 40-50 слов | 55-60 слов |
4 класс | 60-70 слов | 75-80 слов |
«5» - нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, соответствует нормам каллиграфии
«4» - допущено 1-2 орфографические ошибки; работа выполнена чисто, допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии
«3» - допущено 3-5 орфографических ошибок, работа написана небрежно
«2» - более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск, перестановка, замена и вставка лишних букв в словах;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла;
• неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове;
• 2 негрубые ошибки.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая пропущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Грамматическое задание – средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических заданий после диктанта вводится не более 4 видов грамматических разборов и выставляется две оценки (за диктант и задание отдельно).
«5» – выполнено без ошибок
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Контрольное списывание – способ проверки умения списывать с печатного текста. Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.
| Первое полугодие | Второе полугодие |
1 класс | - | 20-25 слов |
2 класс | 30-40 слов | 40-50 слов |
3 класс | 50-60 слов | 65-70 слов |
4 класс | 70-80 слов | 80-90 слов |
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления
«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки
«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах
8. Подчеркни орфограммы в словах.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1 раз в неделю с целью осуществления текущего контроля и 2 раза в год с целью тематического контроля.
| Первое полугодие | Второе полугодие |
1-й класс | - | 5-6 слов |
2-й класс | 8-10 слов | 10-12 слов |
3-й класс | 10-12 слов | 12-15 слов |
4-й класс | 12-15 слов | 15-18 слов |
«5» - нет ошибок и исправлений;
«4» - 1 ошибка и 1 исправление;
«3» - 2 ошибки и 1 исправление;
«2» - 3-5 ошибок.
Критерии оценки работ творческого характера
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д.
На начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении, при этом орфографический навык ещё не автоматизировался и учащийся не может контролировать одновременно создание текста и орфографию. Поэтому во 2 классах рекомендуется ставить одну отметку – за содержание. При этом орфографические и пунктуационные ошибки исправляются, но не влияют на отметку.
В начальной школе за обучающие сочинения и изложения отрицательная оценка не выставляется и в классный журнал не заносится. Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения в журнал выставляется одна отметка – за содержание.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение в конце учебного года, в четвертом – 1 контрольное изложение в конце 2 четверти и 1 контрольное сочинение в конце 3 четверти. За контрольные изложения и сочинения в тетради выставляются две оценки: за содержание и грамматику, а в журнал выставляется одна оценка - за содержание.
ИЗЛОЖЕНИЕ
Изложение проверяет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложения предлагаются тексты повествовательного характера с чёткой сюжетной линией. Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, увеличиваются на 15-20 слов больше, чем в диктанте; тексты для 4 класса – увеличиваются до 25-30 слов. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажение при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Классификация ошибок, влияющих на снижение оценки:
1.Фактические: существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания (Ф).
2. Логические: пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые, парадоксальные суждения (Л).
3. Речевые: употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и те же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учёта их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечивых слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений (Р).
Недочёты: - отсутствие красной строки;
- незначительное нарушение логики событий авторского текста при написании изложений.
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильно и последовательно воспроизведен авторский текст,
- логически последовательно раскрыта тема, отсутствуют фактические ошибки;
- правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочёта);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1 -2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- содержание передано правильно и достаточно точно, раскрыта тема;
- в построении и употреблении слов нет существенных недостатков;
- богат словарь;
- имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности;
-незначительно нарушена последовательность изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые недочёты (допускается не более 3 речевых недочетов в содержании и построении текста).
б) грамотность: 1- 2 орфографические и 1 пунктуационная ошибки,
1-2 исправления;
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены некоторые отступления от авторского текста;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- есть недочёты в построении и употреблении слов (допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста);
б) грамотность:
- 3 – 6 орфографические и 1-2 пунктуационных ошибок, 1–2 исправления;
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др.;
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- отсутствует связь между частями, отдельными предложениями;
- имеется место употребления слов в несвойственном им значении;
- крайне однообразен словарь;
- есть недочёты в построении и употреблении слов (допущено более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста);
б) грамотность:
- 7-8 орфографических ошибок, 3-4 пунктуационных, 3-5 исправлений
СОЧИНЕНИЕ
«5» - логически последовательно раскрыта тема;
- правильно построены предложения и употреблены слова;
- допускается не более одного речевого недочёта.
- нет фактических и орфографических ошибок ;
- допущено 1–2 исправления.
«4» - последовательно раскрыта тема;
- незначительно нарушена последовательность изложения мыслей;
- в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков
- имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности,
- 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы;
– допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений;
- беден словарь;
- допускается не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста.
- 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы,
- пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др.,
- нарушена последовательность изложения мыслей,
- отсутствует связь между частями, отдельными предложениями,
- крайне однообразен словарь,
- 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.