СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по родному (русскому) языку 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по родному (русскому) языку 8 класс»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №32»

Учитель русского языка и литературы Миронова Е.В.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (приказ Министерством образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», с изменениями и дополнениями.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», с изменениями.

Программы общеобразовательных учреждений программы В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011, рекомендованные Министерством образования и науки РФ;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями и дополнениями.

Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г. о. Саранск РМ.

В 8 Г классе обучается ребенок с ОВЗ Щипалкин Иван. С целью реализации права на образование детей с ОВЗ с учетом их возможностей здоровья и психофизических особенностей, обучение и коррекция развития таких детей, обучающихся в обычном классе ОУ общего типа, осуществляется по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ. К детям с ОВЗ осуществляется индивидуальный подход с учетом их психофизических особенностей, так как эти дети обучаются в одном классе с детьми, не имеющими нарушения развития, на основании Письма МОиН РФ от 18.04.08г.; АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами». Во время обучения к этому ребенку осуществляется индивидуальный подход с учетом нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата, ведущей руки (левой), так как эти дети обучаются в одном классе с детьми, не имеющими нарушения развития. Согласно рекомендациям по работе с данными учащимися необходимо учитывать уровень физической нагрузки, учитывать ведущую левую руку.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА


Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство

межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой егодуховной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитическимыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами; имея при этом особый статус, он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Уровень владения родным русским языком влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.


Цели и задачи предмета

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формированиепознавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

  • расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие проектного и исследовательского мышления,

приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.




Место предмета «Родной (русский) язык» в базисном учебном плане

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 245 часов.

В 8 классе 35 часов (1 час в неделю)


Используемый учебно-методический комплект:

Русский родной язык: учебное пособие для общеобразовательных организаций / (О.М.Александрова и др.) – 2-е изд. , М.-Просвещение, 2020г.


Планируемые результаты освоения предмета

«Родной (русский) язык»


Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

- осознание роли русского родного языка в жизни человека;

- осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно- характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов- символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание и характеристика;


- понимание и истолкование значений фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

- понимание значений пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений и умение истолковать эти значения; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

- умение охарактеризовать слова с точки зрения происхождения: исконно русские и заимствованные; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;

- умение распознавать и характеризовать с помощью словарей заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние);

- понимание особенностей старославянизмов и умение распознавать их, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка;

- понимание стилистических различий старославянизмов и умение дать стилистическую характеристику старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

- понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание с помощью словарей слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира;

- понимание общих особенностей освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

- понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;

- умение определять значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;

- умение определять значения современных неологизмов и характеризовать их по сфере употребления и стилистической окраске;

- умение определять различия между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально- культурного своеобразия диалектизмов;

- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; наличие общего представления об активных процессах в современном русском языке;

- соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

- приобретение опыта использования словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения с помощью современных средств устной и письменной коммуникации)


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Язык и культура (10 ч)


Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому. Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и у других народов.

Раздел 2. Культура речи (10 ч)


Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед е в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [фʼ] и [вʼ]; произношение мягкого [нʼ] перед ч и щ.

Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.

Оновные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своём составе количественно- именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского пола (врач пришёл – врачпришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительного; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины). Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестёр – обоих братьев).

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имён; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)


Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации.

Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства.

Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии. 37

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в

том числе электронного), страницы дневника и т. д.

Резерв учебного времени – 5 ч.


Тематическое планирование

п/п

Тема учебного занятия


Кол-во часов

Планируемые результаты обучения


Виды и формы контроля знаний

Дата

Личностные УУД

Предметные УУД

Метапредметные УУД



Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

План

Факт


Язык и культура (10 ч)


1

Язык и культура

1

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова.


Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.


Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимыедей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Орфографический практикум.



2

Особенности исконно русской лексики

1

Испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова.

Выполняет учебно-познавательные действия;осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси-фикации, устанав-ливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах сучетам конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимыедей-ствия, опера-ции, действует по плану.




3

Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

1

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков

Орфографический и пунктуационный

практикум

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах сучетам конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимыедей-ствия, опера-ции, действует по плану.




Орфографический и пунктуационный

практикум



4

Старославянизмы. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка

1

Испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.


Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы

различных учебных задач.


Строит небольшие монологические высказывания осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимыедей-ствия, опера ции, действует - по плану.

Анализ текста



5

Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

1

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков

Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.



Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Орфографический и пунктуационный

практикум




6

Иноязычная лексика в разговорной речи


1

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков

Иноязычная лексика в разговорной речи,

Орфографический и пунктуационный
практикум

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;


Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимыедей-ствия, опера-ции, действует по плану.




7

Проект «Роль и уместность заимствований в современном русском языке»

1

Проявляет же-лание осваивать новые ви-ды деятельности, участвует в творческом, со-зидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Создает проект

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Проект



8

Речевой этикет в русской культуре

1

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому



Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимыедей-ствия, опера-ции, действует по плану.




9

Особенности речевого этикета в русской культуре

1

Осознает вои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому


Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.







Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.


Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы.




10

Русский человек в обращении к другим


1

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов

понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.



строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.






Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимыедей-ствия, опера-ции, действует по плану.


Рассказ, беседа,



Культура речи (10 ч)

1

Основные орфоэпические нормы и ошибки современного русского языка

1

Проявляет же-лание осваивать новые ви-ды деятельности, участвует в творческом, со-зидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Типичные орфоэпические ошибки в современной речи:
произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих;
безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных
по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного
происхождения.






Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимыедей-ствия, опера-ции, действует по плану.


Вопросы и задания



2

Типичные орфоэпические ошибки в современной речи

1

Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.


Типичные орфоэпические ошибки в современной речи:
произношение безударного [а] после ж и ш; произношение
сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;
произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого
[н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи







Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимыедей-ствия, опера-ции, действует по плану.


Орфографический и пунктуационный
практикум



3.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

Смыслообразование- устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Терминология и точность речи. Нормы употребления
терминов в научном стиле речи.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Строит небольшие монологические высказывания осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимыедей-ствия, опера-ции, действует по плану.


Анализ текста научного стиля.



4.

Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи

1

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе

Особенности употребления терминов в

публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные

речевые ошибки‚ связанные с

употреблением терминов. Нарушение точности

словоупотребления заимствованных слов

Понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.















Строит небольшие высказывания осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.


Выразительное чтение, описание иллюстраций



5.

Основные грамматические нормы и ошибки современного русского
литературного языка

1

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.

Выполняет учебно-познавательные действия;осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.





6.

Нормы построения словосочетаний по типу согласования


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества

Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное

такси, обеих сестер – обоих братьев).

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимыедей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Вопросы и задания



7.

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с

подлежащим

1

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с

подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало,

сколько, столько, большинство, меньшинство.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.


Строит небольшие монологические высказывания осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимыедей-ствия, опера-ции, действует по плану.




8.

Отражение вариантов
грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках

1

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Работа со словарями.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Работа со словарной статьей



9.

Речевой этикет. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ

1

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Активные процессы в речевом этикете. Изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Вопросы и задания



10.

Речевая агрессия.

1

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Этикетные речевые тактики и
приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии.
Синонимия речевых формул.

Понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.


Вопросы и задания



Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

1.

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания

1

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее

Вступает в учебный диалог, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану

Вопросы и задания



2.

Основные методы, способы и средства получения и переработки

информации

1

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Выполняет учебно-познавательные действия;осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации


Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Вопросы и задания



3.

Текст как единица языка и речи.

1

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе

Эффективные приёмы слушания.


Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее

Вступает в учебный диалог, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану




4.

Структура и способы аргументации

1

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Выполняет учебно-познавательные действия;осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Элементы анализа текста,



5.

Доказательство и его структура

1

Даёт объективную оценку своей деятельности по выполнению задания.

Доказательство и его структура. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации

Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Организовывает и осуществляет сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формулирует и удерживает учебную задачу




6.

Способы опровержения доводов оппонента

1

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств.




Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения

Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Построение текста-расуждения



7.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.

1

Осуществляют самоконтроль и самопроверку

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.


Принимать и сохранять учебную задачу.




8

Научный стиль речи. Реферат.

1

Формирует нравственно-эстетические представления

Понимает чувства других людей и сопереживает им.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности.


Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии


Использует знаково-символические средства

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, сотрудничает, работая в паре.

Принимает и сохраняет учебную цель и задачу

Реферат.




9.

Язык художественной литературы

1

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе

Язык художественной литературы

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее

Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану

Анализ художественного текста



10

Р.Р. Сочинение в жанре письма другу (в

том числе электронного), страницы дневника

1

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся

Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимыеопе-рации, дейст-вует по плану

Сочинение




Итоговое повторение. Резерв (5 часов)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!