Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №7»
г. Курчатова Курской области.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №7»
г. Курчатова, Курской области
Приказ №_____________
от «___»__________20____г.
____________Н.С. Макухина
(Ф.И.О.)
РАССМОТРЕНО
На МО профессионально трудового обучения, физвоспитания, естественно – математического цикла
Протокол № ________
От «____»___________20___г.
Руководитель МО
_______________Е.Л. Писарева
(Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО
На методическом совете школы
Протокол №_________
От «____»___________20___г.
Руководитель методического совета
_________В.В. Маслова
(Ф.И.О.)
Адаптированная рабочая программа
по трудовому обучению
«Ручной труд»
9 класс, обучающийся Батоян Артем
Программу составили:
Учитель – наставник Плавская Е.Ю.
Учитель трудового обучения
Плотников Е.В.
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе
Рабочая программа по профильному обучению «Ручной труд» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Локальных актов образовательного учреждения:
- Учебного плана МКОУ «Школа №7» г Курчатова Курской области;
-Календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по трудовому обучению «Ручной труд» предназначена для обучающихся 9 класса, и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Данная категория обучающихся характеризуется стойким выраженным недоразвитием познавательной деятельности вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы. Развитие обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность обучающихся и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
В «Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2023/2024 учебный год» отсутствует учебно-методический комплект, который можно использовать при изучения курса. В качестве учебных пособий рекомендуется использовать:
1.Ручной труд. Учебное пособие для 5 - 9 классов вспомогательной школы, Б.А. Журавлев, М., «Просвещение», 1989 г.
2. Ручной труд. Учебное пособие для 5 - 9 классов вспомогательной школы, В. А. Мызников, М, «Просвещение», 1971.
3. Интернет - ресурсы
Рабочая программа по курсу
«Ручной труд» для обучающегося 9 класса
(умеренная умственная отсталость – Батоян Артем)
Статус документа Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 9 классе составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (Москва «Просвещение» 2009 года). Данная рабочая программа составлена по примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы):
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Пояснительная записка
Данная программа ориентирована на обучающегося с умеренной умственной отсталостью
Специфические особенности данной категории обучающихся:
выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
своеобразное зрительное поведение: взгляд мимо, «скользящий взгляд», ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
своеобразие движений: произвольные движения неловкие, недостаточно координированы, наличие стереотипных повторений одних и тех же движений;
специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии. Грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации;
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Общая характеристика учебного предмета: «Ручной труд»
Большое значение в коррекционно-воспитательной работе с учениками с умеренной умственной отсталостью отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимостью познания материалов, их свойств, требует различения предметов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.
В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе; что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников.
Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового бучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированное движение.
Большой положительный воспитательный эффект дает выполнение посильной работы, при которой дети испытывают чувство удовлетворения результатами своего труда, чувство значимости своего изделия.
Целью рабочей программы является всестороннее развитие личности учащегося старшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе;
формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению;
способствовать развитию созидательных возможностей личности;
творческих способностей;
формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
освоение практических навыков и умений, приближенных к реальным профессиям, которые пригодятся в реальной жизни, через эстетические восприятия;
повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к самостоятельной жизни.
В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные задачи:
ориентироваться в задании;
составлять план работы, осуществлять контрольные действия;
подбирать материалы и инструменты для работы;
употреблять в речи технические требования;
выполнять изделия, принимая помощь учителя;
работать только на своём рабочем месте, правильно пользоваться нужными материалами и инструментами;
обучение доступным приёмам труда;
развитие способности учащихся к осмысленной трудовой деятельности;
формирование общих трудовых навыков: соблюдение правил техники безопасности, дисциплинарных требований, организации рабочего места, культуры труда;
знакомство с простейшими ручными инструментами и приёмами работы данными инструментами;
знакомство с новыми материалами, их свойствами.
воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда;
Восполнение пробелов развития, обучающихся путем обогащения их чувственного опыта, словарного запаса, организации предметнопрактической деятельности
Общая характеристика учебного процесса
Рабочая программа определяет оптимальный объем знаний и умений по ручному труду, который доступен большинству школьников с нарушениями аутистического спектра. Учитывая особенности этой группы школьников, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Во время урока проводится 1 динамическая пауза. Основу формирования знаний, умений и навыков при работе с детьми с нарушениями аутистического спектра составляет технология личностно-ориентированного обучения, которая реализуется через индивидуальный и дифференцированный подход, учёт психофизических и психоэмоциональных особенностей каждого обучающегося. При обучении детей нужно учитывать различия у школьников с нарушениями аутистического спектра в степени и характере речевого недоразвития, в их познавательных процессах, ощущениях и восприятиях, интеллектуальных нарушениях.
Срок реализации рабочей программы
Рабочая программа составляется на один учебный год.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Продолжительность урока – 40 мин.
Текущий и итоговый контроль в 9 классе
Текущий контроль осуществляется по безотметочной системе. В конце учебного года на основании промежуточных результатов успеваемости за полугодия делается отметка в классном журнале «усвоил» или «не усвоил» обучающийся учебную дисциплину за год.
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
. Урок формирования новых знаний и умений. Материал для лепки, муляжи, пластилин. . Знакомство с приемами зрительно-тактильного обследование предметов (ощупывание руками пластилина). Урок формирования новых знаний и умений. Материал для лепки, муляжи, пластилин. Упражнения с разрезными картинками со смысловым значением. Урок формирования новых знаний и умений. Материал для лепки, муляжи, пластилин. Урок формирования новых знаний и умений. Урок формирования новых знаний и умений. Наборы геометрических фигур, муляжи, пластилин. | Методические указания: Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков В.В.Воронкова., Зарин А.П., Комарова С.В., Логинова Е.Т. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. Основные общеобразовательные программы: Л.А. Кузнецова Ручной труд 3 класс Москва Издательство «Просвещение» 2017 Л.А. Кузнецова Я. С. Симукова Ручной труд 4 класс Санкт-Петербург филиал издательства «Просвещение» 2013 |
Основные требования к знаниям и умениям обучающегося по окончании 9-го года обучения
Обучающийся может знать
правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами;
иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
свойства материалов: бумаги, ткани;
приемы соединения деталей;
названия инструментов.
Обучающийся может уметь:
самостоятельно ориентироваться в задании,
сравнивать образец с натуральным объектом;
составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
подбирать материалы и инструменты;
придерживаться плана при выполнении изделия;
осуществлять необходимые контрольные действия;
делать отчет о последовательности изготовления изделия;
делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам
понимать речь учителя с употреблением технических терминов;
анализировать свое изделие и изделие товарища;
ориентироваться в изделие при выполнении плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
Технические средства обучения
Наименование объектов | Примечание |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картин | По возможности |
Компьютер, принтер | |
Аудиоцентр, магнитофон | По возможности |
Мультимедийный проектор | По возможности |
Календарно-тематический план.
№ урока | Тема урока | Количество часов | |
1 | День знаний | 1.09 | |
2 | Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности на уроке. | 4.09 | |
3 | Правила поведения и техника безопасности на уроке. | 4.09 | |
4 | Работа с бумагой, картоном, клеем | 5.09 | |
5 | Соединение бумаги без клея | 6.09 | |
6 | Практическая работа | 6.0 | |
7 | Размеры бумаги | 7.09 | |
8 | Практическое занятие | 7.09 | |
9 | Технологические операции с бумагой: разметка деталей | 8.09 | |
10 | Выделение деталей заготовки | 8.09 | |
11 | Практическая работа | 11.09 | |
12 | Формообразование. Сборка | 11.09 | |
13 | Практическая работа | 12.09 | |
14 | Виды работы с бумагой | 12.09 | |
15 | Складывание, вырезание, аппликация | 13.09 | |
16 | Практическая работа | 13.09 | |
17 | Складывание из треугольников | 14.09 | |
18 | Практическое занятие | 14.09 | |
19 | Технология изготовления | 15.09 | |
20 | Геометрические фигуры из бумаги | 15.09 | |
21 | Практическая работа | 18.09 | |
22 | Работа с бумагой и картоном | 18.09 | |
23 | Работа с бумагой и картоном | 19.09 | |
24 | План работы | 19.09 | |
25 | Инструменты к материалам для разметки. | 20.09 | |
26 | Раскрой и склеивание заготовки | 20.09 | |
27 | Практическая работа | 21.09 | |
28 | Нахождение длины в миллиметрах | 21.09 | |
29 | Изготовление геометрических фигур | 22.09 | |
30 | Практическая работа | 22.09 | |
31 | Соединение линий из квадрата | 25.09 | |
32 | Практическая работа | 25.09 | |
33 | Технология изготовления игрушки | 26.09 | |
34 | Практическая работа | 26.09 | |
35 | Изготовление игрушки | 27.09 | |
36 | Практическая работа | 27.09 | |
37 | Работа с бумагой и картоном | 28.09 | |
38 | Разметка заготовок по размерам | 28.09 | |
39 | Практическая работа | 29.09 | |
40 | Выполнение работ по шаблону | 29.09 | |
41 | Изготовление геометрической конструкции из бумаги | 02.10 | |
42 | Практическая работа | 02.10 | |
43 | Подвижное соединение деталей | 03.10 | |
44 | Практическая работа | 03.10 | |
45 | Технология изготовления игрушки | 04.10 | |
46 | Практическая работа | 04.10 | |
47 | Детали, материал | 05.10 | |
48 | Практическая работа | 05.10 | |
49 | Сбор и склейка деталей | 06.10 | |
50 | Практическая работа | 06.10 | |
51 | Технология изготовления аппликации | 09.10 | |
52 | Практическая работа | 09.10 | |
53 | Выкраивание квадратов | 10.10 | |
54 | Разметка на квадрате треугольников | 10.10 | |
55 | Практическая работа | 11.10 | |
56 | Составление орнамента в прямоугольнике | 11.10 | |
57 | Практическая работа | 12.10 | |
58 | Знакомство с природой | 12.10 | |
59 | Знакомство с природным материалом | 13.10 | |
60 | Различные материалы для поделок | 13.10 | |
61 | Практическая работа | 16.10 | |
62 | Изготовление поделок из шишек | 16.10 | |
63 | Практическая работа | 17.10 | |
64 | Практическая работа | 17.10 | |
65 | Сбор различных природных материалов для поделок | 18.10 | |
66 | Практическая работа | 18.10 | |
67 | Практическая работа | 19.10 | |
68 | Выполнение работ из природного материала | 19.10 | |
69 | Выполнение работ из природных материалов | 20.10 | |
70 | Выполнение работ из природных материалов | 20.10 | |
71 | Выполнение работ из природных материалов | 23.10 | |
72 | Выполнение работ из природных материалов | 23.10 | |
73 | Выполнение работ из природных материалов | 24.10 | |
74 | Выполнение работ из природных материалов | 24.10 | |
75 | Выполнение поделки «Сова» из природных материалов | 25.10 | |
76 | Выполнение поделки «Сова» из природных материалов | 25.10 | |
77 | Практическая работа | 26.10 | |
78 | Практическая работа | 26.10 | |
79 | Выполнение поделки «Леший» | 27.10 | |
80 | Практическая работа | 27.10 | |
81 | Вводный инструктаж | 07.11 | |
82 | ТБ при работе в мастерских | 07.11 | |
83 | Поделка «Журавль» из природный материалов | 08.11 | |
84 | Поделка «Журавль» из природный материалов | 08.11 | |
85 | Практическая работа | 09.11 | |
86 | Практическая работа | 09.11 | |
87 | Подготовка материалов для изготовления поделок | 10.11 | |
88 | Подготовка материалов для изготовления поделок | 10.11 | |
89 | Поделка «Уточка» | 13.11 | |
90 | Поделка «Уточка» | 13.11 | |
91 | Практическая работа | 14.11 | |
92 | Практическая работа | 14.10 | |
93 | Практическая работа | 15.11 | |
94 | Практическая работа | 15.11 | |
95 | Практическая работа | 16.11 | |
96 | Практическая работа | 16.11 | |
97 | Практическая работа | 17.11 | |
98 | Практическая работа | 17.11 | |
99 | Сборка деталей металлического конструктора | 20.11 | |
100 | Сборка деталей металлического конструктора | 20.11 | |
101 | Практическая работа | 21.11 | |
102 | Практическая работа | 21.11 | |
103 | Сборка «Лестница- стремянка» | 22.11 | |
104 | Практическая работа | 22.11 | |
105 | Сборка деталей металлического конструктора | 23.11 | |
106 | Сборка деталей металлического конструктора | 23.11 | |
107 | Сборка деталей металлического конструктора | 24.11 | |
108 | Сборка деталей металлического конструктора | 24.11 | |
109 | Практическая работа | 27.11 | |
110 | Практическая работа | 27.11 | |
111 | Практическая работа | 28.11 | |
112 | Сборка деталей металлического конструктора | 28.11 | |
113 | «Указатель ветра» | 29.11 | |
114 | Сборка ящика из готовых деталей | 29.11 | |
115 | Сборка ящика из готовых деталей | 30.11 | |
116 | Сборка ящика из готовых деталей | 30.11 | |
117 | Устройство молока и клещей | 04.12 | |
118 | Работа молотком и клещами | 04.12 | |
119 | Работа молотком и клещами | 05.12 | |
120 | Работа молотком и клещами | 05.12 | |
121 | Работа молотком и клещами | 06.12 | |
122 | Соединение деталей с помощью гвоздей | 06.12 | |
123 | Соединение деталей с помощью гвоздей | 07.12 | |
124 | Практическая работа | 07.12 | |
125 | Практическая работа | 08.12 | |
126 | Пиление по линиям разметки. Миллиметровая линейка | 08.12 | |
127 | Пиление по линиям разметки. Миллиметровая линейка | 11.12 | |
128 | Практическая работа | 11.12 | |
129 | Практическая работа | 12.12 | |
130 | Изготовление деталей строительного материала | 12.12 | |
131 | Практическая работа | 13.12 | |
132 | Практическая работа | 13.12 | |
133 | Практическая работа | 14.12 | |
134 | Практическая работа | 14.12 | |
135 | Практическая работа | 15.12 | |
136 | Практическая работа | 15.12 | |
137 | | | |
138 | | | |
139 | | | |
140 | | | |
141 | | | |
142 | | | |
143 | | | |
144 | | | |
145 | | | |
146 | | | |
147 | | | |
148 | | | |
149 | | | |
150 | | | |
151 | | | |
152 | | | |
153 | | | |
154 | | | |
155 | | | |
156 | | | |
157 | | | |
158 | | | |
159 | | | |
160 | | | |
161 | | | |
162 | | | |
163 | | | |
164 | | | |
165 | | | |
166 | | | |
167 | | | |
168 | | | |
169 | | | |
170 | | | |
171 | | | |
172 | | | |
173 | | | |
174 | | | |
175 | | | |
176 | | | |
177 | | | |
178 | | | |
179 | | | |
180 | | | |
181 | | | |
182 | | | |
183 | | | |
184 | | | |
185 | | | |
186 | | | |
187 | | | |
188 | | | |
189 | | | |
190 | | | |
191 | | | |
192 | | | |
193 | | | |
194 | | | |
195 | | | |
196 | | | |
197 | | | |
198 | | | |
199 | | | |
200 | | | |
201 | | | |
202 | | | |
203 | | | |
204 | | | |
205 | | | |
206 | | | |
207 | | | |
208 | | | |
209 | | | |
210 | | | |
211 | | | |
212 | | | |
213 | | | |
214 | | | |
215 | | | |
216 | | | |
217 | | | |
218 | | | |
219 | | | |
220 | | | |
221 | | | |
222 | | | |
223 | | | |
224 | | | |
225 | | | |
226 | | | |
227 | | | |
228 | | | |
229 | | | |
230 | | | |
231 | | | |
232 | | | |
233 | | | |
234 | | | |
235 | | | |
236 | | | |
237 | | | |
238 | | | |
249 | | | |
240 | | | |
241 | | | |
| | | |
242 | | | |
243 | | | |
244 | | | |
245 | | | |
246 | | | |
247 | | | |
248 | | | |
249 | | | |
250 | | | |
251 | | | |
252 | | | |
253 | | | |
254 | | | |
255 | | | |
256 | | | |
257 | | | |
258 | | | |
259 | | | |
260 | | | |
261 | | | |
262 | | | |
263 | | | |
264 | | | |
265 | | | |
266 | | | |
267 | | | |
268 | | | |
269 | | | |
270 | | | |
271 | | | |
272 | | | |
273 | | | |
274 | | | |
275 | | | |
276 | | | |
277 | | | |
278 | | | |
279 | | | |
280 | | | |
281 | | | |
282 | | | |
283 | | | |
284 | | | |
285 | | | |
286 | | | |
287 | | | |
288 | | | |
289 | | | |
290 | | | |
291 | | | |
292 | | | |
293 | | | |
294 | | | |
295 | | | |
296 | | | |
297 | | | |
298 | | | |
299 | | | |
300 | | | |
301 | | | |
302 | | | |
303 | | | |
304 | | | |
305 | | | |
306 | | | |
307 | | | |
308 | | | |
309 | | | |
310 | | | |
311 | | | |
312 | | | |
313 | | | |
314 | | | |
315 | | | |
316 | | | |
317 | | | |
318 | | | |
319 | | | |
320 | | | |
321 | | | |
322 | | | |
323 | | | |
324 | | | |
325 | | | |
326 | | | |
327 | | | |
328 | | | |
329 | | | |
330 | | | |
331 | | | |
332 | | | |
335 | | | |
336 | | | |
337 | | | |
338 | | | |
339 | | | |
340 | | | |
Методическая литература для учителя.
1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011. 2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием
интеллекта». М «Владос», 2009г.
Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением
интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными
нарушениями развития» М. «Владос», 2007г.
«Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М.
Головкина г. Переяславль, 2007 г.
Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных 13. учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования
и науки Российской Федерации. Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М.,
«Просвещение», 1976.