(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 (в редакции от 29.12.2014 г. № 1644);
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам.
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
2. Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
1. Владение всеми видами речевой деятельности.
2. Понимание информации устного и письменного сообщения.
3. Владение разными видами чтения.
4. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания на межпредметном уровне.
1 .Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.
2. Усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц.
3. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, стили языка и типы речи, текст, типы текста, основные единицы языка, их признаки, особенности употребления в речи.
4. Овладение основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и умение пользоваться ими в своей практике.
5. Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения.
6. Осознание эстетической функции родного языка.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Учащиеся научатся основным языковым явлениям, речеведческим понятиям, пунктуационным правилам, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
.. - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
№ уро ка | Тема | Тип урока | Предметные универсальные учебные действия | Формы контроля | Дата проведения |
План. | Факт. |
1 | Русский язык в современном мире. | Вводный | Знать: функции русского языка в современном мире. Уметь: выделять микротемы текста | | | |
Повторение изученного в 5-7 классах (7 часов) |
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Уметь соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания. | | | |
3 | Знаки препинания в сложных предложениях. | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные признаки простых и сложных предложений, особенности подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи. Уметь отличать простое предложение от сложного. | | | |
4 | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные орфографические нормы. Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи. | | | |
5 | Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные орфографические нормы. Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | С/Р | | |
6 | Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко упр. 26. | Урок развития речи | Знать стили и типы речи. Уметь пересказывать текст с изменением лица рассказчика, уметь пересказывать текст кратко и подробно | изложение | | |
7 | Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи. | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в письменной речи. Уметь безошибочно писать НЕ с разными частями речи. | | | |
8 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 7 классе». | Урок контроля, проверки знаний | Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам | Диктант с грамматическим заданием | | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7 часов) |
9 | Анализ контрольного диктанта. Основные единицы синтаксиса Текст как единица синтаксиса Предложение как единица синтаксиса. | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные разделы русского языка. Уметь использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в синтаксисе. Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений. | | | |
10 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | Закрепление изученного материала, сообщение новых знаний | Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов. Уметь определять вид словосочетания по морфологическим свойствам главного слова, правильно строить словосочетания и употреблять их в речи. | | | |
11 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | Комбинированный, закрепление изученного материала. | Уметь определять тип связи по морфологическим свойствам зависимого слова, уметь моделировать словосочетания всех видов, производить синтаксический разбор словосочетаний. Знать типы связи слов в словосочетании | Самостоятельная работа | | |
12 | Синтаксический разбор словосочетаний. | Комбинированный, закрепление изученного материала, изучение нового | Знать и соблюдать грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов. Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки. | | | |
13 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | Урок контроля, проверки, оценки и коррекции знаний учащихся | Знать правописание безударных гласных, приставок в прилагательных, окончаний глаголов, правила пунктуации при однородных членах в сложном предложении, тире между главными членами предложения. Уметь производить синтаксический разбор выделенных предложений и составить схемы предложений, разбирать по составу слова, определять в тексте причастия. | Диктант с грамматическим заданием (тест) | | |
14. | Анализ ошибок допущенных в контрольном диктанте. | Урок рефлексии | Знать правописание безударных гласных, приставок в прилагательных, окончаний глаголов, правила пунктуации при однородных членах в сложном предложении, тире между главными членами предложения. Уметь производить синтаксический разбор выделенных предложений и составить схемы предложений, разбирать по составу слова, определять в тексте причастия. | | | |
Простое предложение (3 часа) |
15 | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. | Комбинированный | Знать и понимать структуру простого и сложного предложений. Уметь находить грамматическую основу предложения. Уметь производить синтаксический разбор простого предложения. | | | |
16 | Порядок слов в предложении. Интонация. | Объяснение нового материала | Знать основные виды простых предложений по цели высказывания и интонации. Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, использовать в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения. | | | |
17 | Р/Р Описание памятника культуры . | Урок развития речи | Уметь делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств. Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме. | сочинение | | |
Главные члены предложения (9 часов) |
18 | Главные члены предложения. Подлежащее. | Обобщение и повторение | Уметь определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего. | | | |
19 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | Комбинированный | Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого. | | | |
20 | Составное глагольное сказуемое. | Усвоение новых знаний | Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое. Уметь опознавать и характеризовать сказуемое в предложении, определять способы выражения простого глагольного сказуемого. | | | |
21 | Составное именное сказуемое. | Усвоение новых знаний | Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов. Уметь определять морфологический способ выражения именной части составного именного сказуемого. | Тест (С/Р) | | |
22 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Усвоение новых знаний | Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения. Уметь определять морфологический способ выражения подлежащих и сказуемых, интонационно правильно произносить предложения. | | | |
23 | Повторение материала по теме «Главные члены предложения». | Урок контроля | | Проверочное тестирование | | |
24 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Главные члены предложения». | Урок контроля | | Диктант с грамматическим заданием | | |
25 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Урок контроля | | | | |
26 | Р/Р Сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения «Язык- самая большая ценность народа». | Урок развития речи | Уметь писать изложения с творческим заданием, завершив его собственными размышлениями о пользе леса, его значений для каждого человека. | изложение | | |
Второстепенные члены предложения (9 часов) |
27-28 | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. | Усвоение новых знаний | Знать роль второстепенных членов предложения. Уметь определять роль второстепенных членов предложения | | | |
29 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | Усвоение новых знаний | Знать основные признаки и функции определения. Уметь использовать определения для характеристики предмета. Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения. | | | |
30 | Приложение. Знаки препинания при нём. | Усвоение новых знаний | Знать основные признаки и функции приложения. Уметь распознавать приложения, использовать приложения как средство выразительности речи. | | | |
31 | Обстоятельство. | Усвоение новых знаний | Знать основные признаки и функции обстоятельства. Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства в речи | С/Р (тест) | | |
32 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | Урок повторения и закрепления | Знать основные признаки и функции всех членов предложения. Уметь производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения. | | | |
33 | Р/Р «Характеристика человека». | Урок развития речи | Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | Сочинение (устное) | | |
34 | Повторение по теме «Второстепенные члены предложения». | Урок повторения и закрепления | Знать основные признаки и функции всех членов предложения. Уметь производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения. | Практическая работа | | |
35 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». | Урок проверки, контроля, коррекции знаний | Уметь на письме выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, определять синтаксическую роль слов в предложении | Тест | | |
Односоставные предложения (10 часов) |
36 | Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. | Усвоение новых знаний | Знать структурные особенности односоставных предложений. Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения | | | |
37 | Определённо-личные предложения. | Усвоение новых знаний | Знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения | | | |
38 | Неопределённо-личные предложения. | Усвоение новых знаний | Знать структурно-грамматические особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложении. Уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными | | | |
39 | Р/Р Инструкция. | Урок развития речи | Знать синтаксические особенности официально-делового стиля. Уметь составить текст-инструкцию для бытовой ситуации общения. | Составление текста (инструкции) | | |
40 | Безличные предложения. | Усвоение новых знаний | Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи. Уметь опознавать безличные предложения в тексте, и умело употреблять в собственной речи. | С/Р (практика +тест) | | |
41 | Р/Р Рассуждение. | Урок развития речи | Знать основные признаки публицистического стиля. Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию текста. Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать аргументы, соблюдать нормы русского литературного языка. | Подбор аргументов к высказыванию | | |
42 | Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. | Усвоение новых знаний | Знать структурные особенности и функции неполных предложений. Знать общее понятие неполных предложений, понимать их назначение, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных. Уметь употреблять предложения для создания экспрессии речи, различать неполные и односоставные предложения. | | | |
43 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | Повторительно-обобщающий | Знать структурные особенности и функции односоставных предложений. Уметь производить синтаксический разбор односоставных предложений | Практическая работа | | |
44 | Повторение по теме «Односоставные предложения». | Урок контроля | Знать особенности и функции односоставных предложений. Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями | Тест | | |
45 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения». | Урок контроля | | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | |
Простое осложнённое предложение (15 часов) |
46 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Понятие об осложненном предложении. | Усвоение новых знаний | Знать особенности и функции однородных членов предложения. Уметь опознавать однородные члены , соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | | | |
47 | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. | Закрепление изученного | Знать особенности и функции однородных членов предложения. Уметь опознавать однородные члены, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | | | |
48 | Однородные и неоднородные определения. | Усвоение новых знаний | Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений. Уметь различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | | | |
49 | Однородные и неоднородные определения. | Закрепление изученного | Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений. Уметь различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | С/Р | | |
50 | Р/Р Изложение. Текст – сравнительная характеристика (по упр. 263). | Урок развития речи | Понимать особенности такого вида текста как сравнительная характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | Изложение | | |
51-52 | Однородные члены , связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Усвоение новых знаний | Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия. | | | |
53 | Однородные члены связанные, сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Закрепление изученного | Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами. | Практическая работа | | |
54 | Р/Р. Сочинение-описание по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» (упр.281). | Урок развития речи | Знать, что такое отзыв, его структуру Уметь составлять связный рассказ- описание по картине, давать оценку произведению живописи, выражать личное отношение к увиденному на картине | Сочинение | | |
55 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. | | | |
56 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. | Закрепление изученного | Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. | С/Р | | |
57 | Синтаксический разбор предложений с однородными членами. | Урок закрепления изученного | Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей. Уметь производить синтаксический разбор предложений с однородными членами | | | |
58 | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | Урок закрепления изученного | Знать грамматические и пунктуационные нормы. Уметь производить пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов | | | |
59 | Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения». | Повторительно-обобщающий | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений. | Практическая работа (тест) | | |
60 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». | Урок контроля | Уметь на письме соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы | Контрольный диктант | | |
Обособленные члены предложения (17 часов) |
61 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. | Усвоение новых знаний | Иметь представление об обособлении Уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами | | | |
62 | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Знать условия обособления и функции согласованных определений. Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста. | | | |
63 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Знать условия обособления согласованных. Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов | | | |
64 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений. | Закрепление изученного | Знать условия обособления несогласованных определений. Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов | С/Р | | |
65 | Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему. | Урок развития речи | Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отобрать аргументы с целью обогащения речи, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение | Устное выступление | | |
66 | Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. | | | |
67 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | Усвоение новых знаний | Знать условия обособления и функции обстоятельств. Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями. | | | |
68 | Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | Закрепление изученного | Знать условия обособления и функции обстоятельств. Уметь определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи | С/Р | | |
69 | Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. | Усвоение новых знаний | Знать условия обособления обстоятельств с союзом КАК Уметь правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с союзом КАК | | | |
70 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | Усвоение новых знаний | Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Уметь правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с, выраженных существительными с предлогами. | | | |
71 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Знать основные признаки и функции уточняющих членов предложения. Уметь опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания. | | | |
72 | Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов. | Усвоение новых знаний | Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами предложения, соблюдать интонацию уточнении. | | | |
73 | Обособление дополнений с предлогами. | Усвоение новых знаний | Уметь производить смысловой анализ предложений с обособленными дополнениями с предлогами | С/Р | | |
74 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | Закрепление изученного | Знать основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. | Практическая работа | | |
75 | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | Повторительно-обобщающий | Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений, отличать в обособлении согласованные определений и приложения, различать в обособлении определения, выраженные причастным оборотом, и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом | | | |
76 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения». | Урок контроля | Уметь грамотно употреблять обособленные и уточняющие члены предложения в различных синтаксических конструкциях Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены | Контрольная работа | | |
77 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения». | Урок контроля | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | |
Обращение (4 часа) |
78 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. | Усвоение новых знаний | Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | | | |
79 | Употребление обращений. | Усвоение новых знаний | Знать особенности употребления обращений в речи. Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения | | | |
80 | Р/Р Эпистолярный жанр. Составление делового письма. | Урок развития речи | Уметь употреблять формы обращений в деловой речи и личной переписке, составлять письма | Составление делового письма. | | |
81 | Контрольное тестирование по теме «Обращение». | Урок развивающего контроля. | Знать особенности употребления обращений в речи. Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения | Тест | | |
Вводные и вставные конструкции(10 часов) |
82 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | Усвоение новых знаний | Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. | | | |
83 | Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Знать группы вводных слов и словосочетаний по значению, их стилистические функции. Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов. | | | |
84 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | Усвоение новых знаний | Знать значения вводных слов, их стилистические функции. Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями | | | |
85 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | Закрепление изученного | Знать значения вводных слов, их стилистические функции. Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями | С/Р | | |
86 | Р/Р Контрольное сжатое изложение. | Урок развития речи | Знать основные средства связи предложений в тексте, способы компрессии текста. Уметь использовать вводные слова в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, производить синонимическую замену вводных конструкций, уметь сжимать текст. | Изложение | | |
87 | Промежуточная итоговая аттестация. Контрольная работа. | Урок контроля | | Тест | | |
88 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | Усвоение новых знаний | Знать особенности употребления вставных конструкций, их стилистические функции. Уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме. | | | |
89 | Междометия в предложении. | Усвоение новых знаний | Иметь представление о междометиях, уметь опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с междометиями | | | |
90 | Повторение материала по теме «Обращения, вводные слова и междометия». | | | Практическая работа | | |
91 | Контрольный тест по теме «Вводные и вставные конструкции». | Урок контроля | Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, | Тест | | |
Чужая речь(7 часов) |
92 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. | Усвоение новых знаний | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку. | | | |
93 | Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Усвоение новых знаний | Знать понятие «прямая речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи . Уметь опознавать чужую речь и комментирующее высказывание, интонационно выделять в речи. | С/Р | | |
94 | Р/Р Диалог. | Усвоение новых знаний | Знать понятие «диалог», обосновывать постановку знаков препинания при диалоге. Уметь выразительно читать предложения с прямой речью (воспроизводить в речи особенности языка говорящего), правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге. | | | |
95 | Р/Р Рассказ. | Урок развития речи | Знать типологические особенности текста повествовательного характера. Уметь составить рассказ по данному началу с включением диалога, правильно ставить знаки препинания при диалоге. Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы. | сочинение | | |
96 | Цитата и знаки препинания при ней. | Усвоение новых знаний | Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании. Уметь опознавать чужую речь в форме цитаты в тексте, использовать цитаты в устной и письменной речи, правильно ставить знаки препинания при них. | | | |
97 | Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь». | Усвоение новых знаний | Знать структурные особенности и функции предложений с чужой речью. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | | | |
98 | Итоговая контрольная работа. | Урок контроля | Уметь грамотно употреблять предложенияс чужой речью. Уметь определять и выделять на письме прямую и косвенную речь, цитаты, правильно оформлять диалог | Контрольная работа (тест) | | |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (7 часов) |
99 -100 | Анализ итоговой контрольной работы. Синтаксис и морфология. | Повторительно-обобщающий | Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических и морфологических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | | | |
101-102 | Синтаксис и пунктуация. | Повторительно-обобщающий | Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания. | | | |
103-104 | Синтаксис и культура речи. | Повторительно-обобщающий | Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | | | |
105 | Заключительный урок. | | | | | |