СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку на ступень 5-9классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработана программа по русскому языку на ступень с 5 по 9 классы

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку на ступень 5-9классы»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе документов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный

приказом Минобразования России от 17.12.2010 №1897 №1089 ( с изменениями и дополнениями).

2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Фыркальская СОШ № 13

утвержденная приказом № 105 от 31.08.2015г( с последующими изменениями и дополнениями).

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются

следующие умения и качества:

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к

совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения

Курса «Русский язык»является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию,

включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности

своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и

технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,

концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,

воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной

текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять

план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать

еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и

делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнѐром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; создавать

тексты различного типа,стиля,жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и

диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:


5-й класс

по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик

слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со

словарем; не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать

лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;

давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного

анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для

изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения

основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

по морфологии: различать части речи по наличию у слова определѐнных морфологических

признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных

частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить

морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое

слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве

главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации;

определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по

количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию

второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные

слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился

ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический

разбор предложения;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно

писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с

непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте,

правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными

пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и

исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим

чтением; владеть отдельными приѐмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;

выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему,

основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения,

пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний,

повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно

подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в

собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию,

многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать

мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;

озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.


6-й класс

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться

разными видами словарей;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор

изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые

слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;

по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический

разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;

по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным,

местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения

с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно

писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с

непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте;

правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными

правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять

пунктуационные ошибки;

по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные группы

слов, исходя из их тексто образующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты

форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен

прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план

текста, подбирать эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи ;видеть в

художественном тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать

(устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и

систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать

сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге,

находить и устранять повторы, недочѐты; читать учебно-научные тексты изучающим

чтением.

7-й класс

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: пользоваться разными видами словарей;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и

Словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью

характерных для изученных частей речи способов словообразования;

по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический

разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;

по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного

из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными

видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно

писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с

непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять

предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить

исправлять пунктуационные ошибки;

по связной речи, чтению и работе с информацией: составлять предложения с учѐтом

текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с

деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно

использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в

тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать

подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать

тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека;

создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи.

8-й класс

по фонетике: производить фонетический разбор слов;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;

по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим

значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим

словарѐм;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор

слов; различать словоизменение и словообразование;

по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о

любой части речи и еѐ категориях;

по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний ;различать и

составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами;

с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями;

производить синтаксический разбор простых предложений.

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать

выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать

орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно

писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить

орфографический разбор слов;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах;

пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака

препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки

препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения;

по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать стилистически обоснованно

разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования

сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими

задачами; читать и пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты

публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения,

с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию.

9-й класс

производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный,

морфологический, синтаксический, стилистический;

по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений;

составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой

речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно

писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам;

правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами;

производить орфографический разбор слов;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте;

пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения;

по связной речи, чтению и работе с информацией: заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения;

содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи

чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях; писать изложение текста с дополнительным заданием с использованием разных типов речи; писать изложение текста с элементами сочинения с использованием разных типов речи; создавать тексты всех стилей и типов речи, готовить доклад на тему школьной программы, составлять тезисы, конспект;

писать рецензию, реферат; читать тексты разных стилей и жанров изучающим и

ознакомительным чтением; производить полный анализ текста.







2.Содержание учебного предмета:

Язык – важнейшее средство общения. Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды.

Слушание и его приѐмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Повторение изученного в начальных классах. I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах.

Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях

существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях

наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов.

Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.

III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям.

Правка текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи; I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные,

вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания:

знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения.

Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Пунктуационный разбор простого предложения.

II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги.

Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение -

повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки.

Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные

буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ѐ, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости

согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника;

произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение

употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем.

Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы ,З, и сна конце приставок. Правописание

чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг,-рос- - -раст-.Буквы ѐ и о после шипящих в корне. Буквы ,Ы, и ,И, после, Ц,.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование.

Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени

существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях

исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен

существительных.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Морфологический разбор слов.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени

прилагательного в предложении.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ,Ь, на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Полные и краткие прилагательные.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Морфологический разбор имѐн прилагательных.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Сочинение с описанием животного в рассказе.

Глагол. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Не с глаголом.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-

чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных

окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- -

-пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.

Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.

Морфологический разбор глагола.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным

существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе.



6 класс

Язык. Речь. Общение;

Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.

Повторение изученного в 5 классе; Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.

Текст; Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.

Основные признаки текста.

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному

предложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике.

Лексика. Культура речи; Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова.

Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Словари русского языка.

Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения.

Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

Фразеология. Культура речи; Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.

Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Фразеологический словарь.

Словообразование. Орфография. Культура речи; Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).

Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо.

Этимология слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Имя существительное; Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе).

Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые

имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего

рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание

гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Морфологический разбор имени существительного.

Р.Р. Написание письма. Публичное выступление о происхождении имѐн. Составление текста-описания по

личным впечатлениям.

Имя прилагательное; Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе).

Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имѐн прилагательных.

Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Имя числительное; Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.

Морфологический разбор имени числительного.

Местоимение; Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя.

Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения.

Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.

Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов.

Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Морфологический разбор местоимения.

Глагол; Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение.

Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.

Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах

повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.

Морфологический разбор глагола.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология.

Синтаксис.

7 класс

РАЗДЕЛ I. Раздел I. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Раздел II.

Повторение пройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.

Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

Раздел III. Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия.

Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.

Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия.

Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.

Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.

Описание действий как вид текста.

Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги.

Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы.

Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.

Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль.

Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

8 класс.

Функции русского языка в современном мире.

Повторение пройденного в V-VII.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание.

I. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании:

согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам

главного слова (глагольные, именные, наречные).

II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические

по значению словосочетания.

Простое предложение.

I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого

предложения. Логическое ударение.

II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения.

I. Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения.

I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение

(ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность

определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

III. Ораторская речь, ее особенности.

IV. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения.

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими

синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения.

I. Понятие о неполных предложениях.

II. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения.

I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения,

связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при

однородных членах.

III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращения, вводные слова и междометия

III. Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными

словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

IV. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения.

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими

членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

V. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь.

VI. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

VII. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

VIII. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.


9 класс

Повторение и систематизация пройденного в VIII классе.

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Международное значение русского языка.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах.

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложное предложение.

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения.

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения.

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными

второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на

лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения.

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи.

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке и речи.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков.

Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.



Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи в 5 – 9

классах.

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

III. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.



















































3. Тематическое планирование:

5 класс

Содержание

Количество часов

1

Язык - важнейшее средство общения

3

2

Повторение изученного в начальных классах

18

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

24

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

13

5

Лексика. Культура речи.

9

6

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

1

8

Имя существительное.

23

9

Имя прилагательное

12

10

Глагол

26

11

Повторение изученного.

13


Итого:

164 часов



6 класс

Содержание

Количество часов

1

Введение

3

2

Повторение изученного в 5 классе

9

3

Текст

5

4

Лексика. Культура речи

12

5

Фразеология. Культура речи

4

6

Словообразование и Орфография. Культура речи

34

7

Существительное

25

8

Прилагательное

25

9

Числительное

18

10

Местоимение

25

11

Глагол

31

12

Повторение и систематизация изученного в 6 классе

13


Итого

204 часов



7 класс

Содержание

Количество часов

1

Введение

1

2

Повторение изученного в 5-6 классах

15

3

Морфология и орфография. Культура речи

114

4

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

6






136 часов













8 класс

Содержание

Количество часов

1

Введение

1

2

Повторение изученного в 5-7 классах

4

3

Синтаксис и пунктуация

86

4

Повторение изученного в 8 классе

10





Итого

101 часов



9 класс

Содержание

Количество часов

1

Введение Повторение пройденного в 5-8 классах

11

2

Синтаксис сложного предложения

5

3

Сложносочиненное предложение

10

4

Сложноподчиненное предложение

32

5

Бессоюзное предложение

10

6

Сложное предложение с разными видами связи

13

7

Систематизация изученного по фонетике, лексике,

грамматике, правописанию, культуре речи

16





Итого

97 часов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!