Рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной школы составлена на основе требований ФГОС второго поколения к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментального ядра содержания образования[1], основных направлений примерной программы по русскому языку для основной школы[2], программы основного общего образования Мазанской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней, с опорой на авторскую рабочую программу к учебнику (Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2014)[3], с учетом методического письма для общеобразовательных организаций Республики Крым и методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы, разработанных Крымским республиканским институтом последипломного педагогического образования (август 2014 г.)
В соответствии с требованиями ФГОС данная рабочая программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
Структура документа: рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику предмета; описание места учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты; содержание учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета.
Основные цели изучения русского языка в школе:
•воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
[1]Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
[2]Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
[3]Программы для общеобразовательных учреждений. «Русский язык. 5-9 кл.»/ Под ред. Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровскаой, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицина, М: «Просвещение», 2011.