Администрация МО «Заиграевский район» Управление образования администрации МО «Заиграевский район» МБОУ «Старобрянская СОШ» «Утверждаю» «Согласовано» Программа рассмотрена и директор заместитель по УВР одобрена на заседании МО протокол №___от «__»_____20_ г. ___________ _____________ Руководитель МО_________ Владимирова М.А. Бурлакова О.Ю. Тютрина Н.М. Рабочая программа по русскому языку для учащихся 9 класса. Учителя Тютриной Татьяны Александровны с. Старая Брянь 2021 г |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в 9 классе составлена по учебно -методическому комплекту авторов Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой и др. ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта 2019 г.
2. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г.) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. 5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
7.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Старобрянская СОШ» на 2021-2022 учебный год.
8.Учебный план МБОУ «Старобрянская СОШ» на 2021-2022 учебный год
Раздел I.
Цели изучения учебного предмета
Основные цели изучения русского языка в школе:
формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Достижение указанных целей требует решения следующих задач:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
осуществлять речевой самоконтроль;
проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т. д.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Раздел II. Содержание тем учебного курса и планируемые результаты изучения учебного
предмета «Русский язык»
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 9 классе | Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 9 классе |
Общие сведения о языке. Язык и культура |
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа, говорящего на нём. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова с национальнокультурным компонентом значения. Использование лингвистических словарей (толковых, фразеологических, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов). Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон (повторение). Исторические изменения в словарном составе русского языка, обусловленные внешними факторами: появление новых слов, изменение значений слов, перераспределение между активным и пассивным словарным составом. Использование лингвистических словарей (толковых, словарей устаревшей лексики, словарей иностранных слов, словарей русского языка начала XXI в.) | Выпускник получит возможность научиться: ― опознавать лексические и фразеологические единицы языка, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова с национальнокультурным компонентом значения; объяснять их значение с помощью лингвистических словарей; ― комментировать исторические изменения в словарном составе русского языка, обусловленные внешними факторами; оценивать уместность употребления современных неологизмов и иноязычных слов |
Язык и речь, речевое общение |
Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая (повторение). Речевое общение и факторы, влияющие на его эффективность. Виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо. Аудирование с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации (повторение). Правила эффективного слушания Чтение и его виды: изучающее, ознакомительное, просмотровое (повторение). Приёмы работы с учебной книгой. строение и способы конструирования информационных запросов Говорение. Основные особенности устного высказывания. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с ситуацией общения; коммуникативные цели говорящего и их реализация в соответствии с темой и условиями общения в собственном высказывании (повторение) Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром. Сочинения различных видов (сочинение-описание, сочинениерассуждение, сочинение-миниатюра и др.). Особенности написания тезисов, плана, конспекта, аннотации, реферата (повторение), расписки, заявления, объявления, резюме. Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) русского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний | Аудирование Выпускник научится: - владеть различными видами аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передавать содержание прослушанного текста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; - понимать и уметь формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебнонаучного, публицистического, официальноделового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; - передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). Выпускник получит возможность научиться: ― понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического. (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. Чтение Выпускник научится - владеть практическими умениями ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; - понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационного, аналитического, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); - передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; - владеть навыками работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; - конструировать информационные запросы; - отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: ― понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; ― извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), публично высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Выпускник научится: Говорение - участвовать в диалоге и полилоге, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, в том числе с опорой на иллюстрации, фотографии и др., с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; - оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; - осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: ― выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, - убеждать, следуя морально-этическим и психологическим принципам общения; понимать и комментировать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Письмо. Выпускник научится: - создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности, в том числе с опорой на произведения изобразительного искусства, с учётом целей и ситуации общения (сочинениеописание, сочинение-рассуждение, сочинениеминиатюра, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, аннотация, расписка, заявление, объявление); - излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; ʊ соблюдать в практике письменного общения основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: ― создавать рецензии, рефераты; ― составлять резюме, деловые письма, текст электронной презентации с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств |
Функциональные разновидности языка |
Функциональные разновидности современного русского языка: разговорный язык, функциональные стили: научный (научно-учебный), публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы (повторение, обобщение). Официально-деловой стиль. сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официальноделового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: объявление, расписка, доверенность, заявление, резюме; их особенности. формы построения текстов официально-делового стиля речи. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и др.) и их использование в речи (повторение). | Выпускник научится: - владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официальноделовые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); - создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научно-учебного стиля; устный ответ, объяснение, выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи; - оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебнонаучную тему; - различать, анализировать, создавать тексты официально-делового стиля (объявление, расписка, доверенность, заявление); соблюдать нормы построения текстов официально-делового стиля. Выпускник получит возможность научиться: ― анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; ― создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (рецензия, реферат, тезисы как жанры учебно-научного стиля, участие в дискуссиях на учебнонаучные темы; резюме, деловое письмо как жанры официально-делового стиля; комментарий к электронной презентации, информационная заметка, интервью, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле); создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, в соответствии со спецификой употребления языковых средств; ― анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; ― выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. ― выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Выпускник научится: - выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка; ʊ анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительновыразительных средств. Выпускник получит возможность научиться: ― выявлять в художественном тексте фактуальную и концептуальную, явную и скрытую информацию; ― различать тексты художественнопублицистического подстиля |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. |
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении (повторение). Классификация типов сложных предложений. Сложносочинённое предложение. Понятие о сложносочинённом предложении, его строении. Виды сложносочинённых предложений. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Нормы построения сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Повторение темы «Сложносочинённое предложение» | Выпускник научится: - выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения; - распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые); - характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения; - выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями; - понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи; - выделять основные нормы построения сложносочинённого предложения; - выявлять грамматическую синонимию сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами; - проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения; - применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях. Выпускник получит возможность научиться: ― использовать грамматическую синонимию сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами в процессе создания и редактирование собственного текста |
Сложноподчинённое предложение |
Сложноподчинённое предложение Понятие о сложноподчинённом предложении. Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Классификация сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. Нормы построения сложноподчинённого предложения; место придаточного определительного в сложноподчинённом предложении; построение сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным, присоединённым к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который». Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Повторение темы «Сложноподчинённое предложение». | Выпускник научится: - распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения, - различать подчинительные союзы и союзные слова; - различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения; - выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели); - выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей; - выявлять грамматическую синонимию сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами; - понимать основные нормы построения сложноподчинённого предложения, особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи; - проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённого предложения. - применять нормы построения сложноподчинённых предложений и постановки знаков препинания в них. Выпускник получит возможность научиться: ― анализировать и корректировать собственные высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм построения сложноподчинённого предложения; ― использовать грамматическую синонимию сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами в процессе создания и редактирования собственного текста; |
Бессоюзное сложное предложение |
Бессоюзное сложное предложение Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение» | Выпускник научится: - характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений; - понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи; - проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзного сложного предложения; - выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Выпускник получит возможность научиться: ― использовать грамматическую синонимию бессоюзных и союзных сложных предложений в собственной речевой практике; |
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи |
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Применение знаний по синтаксису в практике правописания. | Выпускник научится: - распознавать типы сложных предложений с разными видами связи; - понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи; - употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи; - применять нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи; - проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи. Выпускник получит возможность научиться: - анализировать синонимические средства синтаксиса; ― опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; ― объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; ― анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи |
Раздел III. Учебно - тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Введение | 1 ч. |
2. | Язык и речь, речевое общение | 4 ч. |
3. | Повторение изученного в 8 классе | 6 ч. |
4. | Функциональные разновидности языка | 8 ч. |
5. | Культура речи. Сложное предложение (4 ч) | 4 ч. |
56 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Сложносочиненное предложение Сложноподчиненное предложение Сложное бессоюзное предложение Сложное предложение с разными видами связи. | 12 ч. 33 ч. 16 ч. 7 ч. |
7. | Систематизация и обобщение изученного. | 7 ч |
8. | Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах. | 5 ч. |
| ИТОГО | 102 ч. |
Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе
(102 ч.)
| Тема урока | Материал учебника | Всего часов | Дата план | Дата проведено | |
Введение. Язык. Речь. (5ч.) |
1-2 | Введение. Язык как зеркало национальной культур | § 1 | 2 | | | |
3-4 | Русский язык как развивающееся явление | § 2 | 2 | | | |
5 | Развитие речи (аудирование, чтение) | § 2 | 1 | | | |
Повторение изученного в 8 классе (6 ч.) |
6 7 | Повторение изученного в 8 классе | § 3 | 2 | | | |
8 9 | Виды речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение. | § 4 | 2 | | | |
10 11 | Контрольный диктант и работа над ошибками | | 2 | | | |
Функциональные разновидности современного русского языка (8 ч) | |
12 13 | Функциональные разновидности современного русского языка. Официально-деловой стиль | § 5 | 2 | | | |
14 15 | Русский язык - язык русской художественной литературы | § 6 | 2 | | | |
16 17 | Р/Р. Сочинение-рассуждение | § 6 | 2 | | | |
18 19 | Изложение. Контрольная работа по стилистике | § 6 | 2 | | | |
Культура речи. Сложное предложение (4 ч) | |
20 21 | Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений | § 7 | 2 | | | |
22 23 | Сочинение-рассуждение | § 7 | 2 | | | |
Сложносочинённое предложение (12 ч) |
24 25 | Понятие о сложносочинённом предложении, его строении | § 8 | 2 | | | |
26 27 | Виды сложносочинённых предложений. Смысловые отношения между частями ССП | § 9 | 2 | | | |
28 | Р. Р. Подробное изложение | § 9 | 1 | | | |
29 30 | Знаки препинания в ССП предложениях | § 10 | 2 | | | |
31 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП предложения | § 11 | 1 | | | |
32 33 | Повторение темы «Сложносочинённое предложение» | § 12 | 2 | | | |
34 35 | Контрольная работа. Работа над ошибкам | | 2 | | | |
Сложноподчинённое предложение (33 ч.) |
36 | Понятие о СПП | § 13 | 1 | | | |
37 38 39 | Союзы и союзные слова в СПП. Знаки препинания в СПП | § 14 | 3 | | | |
40 41 | Развитие речи. Сочинениерассуждение | § 14 | 2 | | | |
42 43 | Классификация сложноподчинённых предложений | § 15 | 2 | | | |
44 45 | СПП с придаточными определительными | § 16 | 2 | | | |
46 47 | Р.Р. Сочинение в жанре экскурсионного сообщения | § 16 | 2 | | | |
48 49 | СПП с придаточными изъяснительными | § 17 | 2 | | | |
50 51 | Группы СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени | § 18 | 2 | | | |
52 | СПП с придаточными места | § 19 | 1 | | | |
53 54 | Р.Р. Составление плана текста | § 19 | 2 | | | |
55 56 57 | СПП с придаточными причины, цели и следствия | § 20 | 3 | | | |
58 59 60 | СПП с придаточными условия, уступки | § 21 | 3 | | | |
61 62 | СПП с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительными | § 22 | 2 | | | |
63 64 | СПП с несколькими придаточными. | § 23 | 2 | | | |
65 | Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения | § 24 | 1 | | | |
66 67 | Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» | § 25 | 2 | | | |
68 | Контрольный диктант./ Тестовая работа по теме «СПП» | | 1 | | | |
Сложное бессоюзное предложение (16ч.) |
69 70 | Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП) | § 26 | 2 | | | |
71 72 | Виды бессоюзных сложных предложений | § 27 | 2 | | | |
73 74 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | § 28 | 2 | | | |
75 76 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. | § 29 | 2 | | | |
77 78 | Р.Р. Дебаты | § 29 | 2 | | | |
79 80 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в БСП. | § 30 | 2 | | | |
81 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП | § 31 | 1 | | | |
82 | Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение» | § 32 | 1 | | | |
83 | Тестовая работа по теме «БСП» | | 1 | | | |
Сложное предложение с разными видами связи (7ч.) |
84 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | § 33 | 1 | | | |
85 86 | Развитие речи. Сочинение- рассуждение | § 33 | 2 | | | |
87 88 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | § 34 | 2 | | | |
89 90 | Контрольная работа. Работа над ошибками | | 2 | | | |
Повторение и систематизация изученного (7 ч) | |
91 92 | Повторение изученного в 5-9 классах | § 35 | 2 | | | |
93 94 | Сочинение-рассуждение | § 35 | 2 | | | |
95 96 97 | Контрольная работа в формате итоговой аттестации. Работа над ошибками | | 3 | | | |
Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (5ч.) |
98 99 100 101 102 | Повторение пунктуации. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. | | | | | |
Специфика контроля
Информация о ходе усвоения учебного материала получается в процессе следующих видов контроля:
Предварительный. Проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется в начале учебного года или перед изучением новой темы.
Текущий. Осуществляется учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроках.
Периодический. Подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце полугодия с учетом данных текущего контроля.
Тематический. Осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.
Комбинированный (уплотненный). Сочетание устного и письменного опроса.
Итоговый контроль. Он осуществляется в конце каждого учебного года, а также по окончании курса обучения в школе.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие
формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный
методы контроля: устный, письменный (различные виды диктантов, тестовых работ, проверочные, срезовые самостоятельные работы, сочинение, изложение, контрольное списывание, взаимоконтроль, самоконтроль)
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
для учителя и учеников:
Список интернет-ресурсов для учителя и учащихся http://www.gramota.ru/
Справочно-информационный портал «грамота.ру». http://www.gramota.ru/spravka/
Справочная служба русского языка. http://www.gramma.ru
Портал «Культура письменной речи». http://rusgram.narod.ru
Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка http://www.ruscorpora.ru
Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система. http://www.ets.ru/livelang/rus.htm
Новое в русском языке. http://www.rusyaz.ru/
Справочная служба русского языка. http://www.gramota.ru/slovari/
Словари русского языка. http://www.slovari.ru/
Русские словари. http://dic.academic.ru/
Словари и энциклопедии на Академике. http://supercook.ru/spr-01-encyclopaedia.html
Энциклопедии и словари. http://www.slovopedia.com/
Эловопедия. http://dazor.narod.ru/books/slovari/slovari-russkogo-yazyka.htm
Словари русского языка онлайн. http://enc-dic.com/
Энциклопедии и словари. http://www.slovari.ru/
Электронная библиотека словарей русского языка. http://www.speakrus.ru/dict/
Словари русского языка для скачивания. http://www.rubricon.com/