Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа, говорящего на нём. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова с национальнокультурным компонентом значения. Использование лингвистических словарей (толковых, фразеологических, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов). Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон (повторение). Исторические изменения в словарном составе русского языка, обусловленные внешними факторами: появление новых слов, изменение значений слов, перераспределение между активным и пассивным словарным составом. Использование лингвистических словарей (толковых, словарей устаревшей лексики, словарей иностранных слов, словарей русского языка начала XXI в.) | Выпускник получит возможность научиться: ― опознавать лексические и фразеологические единицы языка, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова с национальнокультурным компонентом значения; объяснять их значение с помощью лингвистических словарей; ― комментировать исторические изменения в словарном составе русского языка, обусловленные внешними факторами; оценивать уместность употребления современных неологизмов и иноязычных слов |
Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая (повторение). Речевое общение и факторы, влияющие на его эффективность. Виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо. Аудирование с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации (повторение). Правила эффективного слушания Чтение и его виды: изучающее, ознакомительное, просмотровое (повторение). Приёмы работы с учебной книгой. строение и способы конструирования информационных запросов Говорение. Основные особенности устного высказывания. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с ситуацией общения; коммуникативные цели говорящего и их реализация в соответствии с темой и условиями общения в собственном высказывании (повторение) Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром. Сочинения различных видов (сочинение-описание, сочинениерассуждение, сочинение-миниатюра и др.). Особенности написания тезисов, плана, конспекта, аннотации, реферата (повторение), расписки, заявления, объявления, резюме. Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) русского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний | Аудирование Выпускник научится: - владеть различными видами аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передавать содержание прослушанного текста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; - понимать и уметь формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебнонаучного, публицистического, официальноделового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; - передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). Выпускник получит возможность научиться: ― понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического. (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. Чтение Выпускник научится - владеть практическими умениями ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; - понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационного, аналитического, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); - передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; - владеть навыками работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; - конструировать информационные запросы; - отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: ― понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; ― извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), публично высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Выпускник научится: Говорение - участвовать в диалоге и полилоге, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, в том числе с опорой на иллюстрации, фотографии и др., с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; - оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; - осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: ― выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, - убеждать, следуя морально-этическим и психологическим принципам общения; понимать и комментировать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Письмо. Выпускник научится: - создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности, в том числе с опорой на произведения изобразительного искусства, с учётом целей и ситуации общения (сочинениеописание, сочинение-рассуждение, сочинениеминиатюра, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, аннотация, расписка, заявление, объявление); - излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; ʊ соблюдать в практике письменного общения основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: ― создавать рецензии, рефераты; ― составлять резюме, деловые письма, текст электронной презентации с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств |
Функциональные разновидности современного русского языка: разговорный язык, функциональные стили: научный (научно-учебный), публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы (повторение, обобщение). Официально-деловой стиль. сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официальноделового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: объявление, расписка, доверенность, заявление, резюме; их особенности. формы построения текстов официально-делового стиля речи. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и др.) и их использование в речи (повторение). | Выпускник научится: - владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официальноделовые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); - создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научно-учебного стиля; устный ответ, объяснение, выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи; - оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебнонаучную тему; - различать, анализировать, создавать тексты официально-делового стиля (объявление, расписка, доверенность, заявление); соблюдать нормы построения текстов официально-делового стиля. Выпускник получит возможность научиться: ― анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; ― создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (рецензия, реферат, тезисы как жанры учебно-научного стиля, участие в дискуссиях на учебнонаучные темы; резюме, деловое письмо как жанры официально-делового стиля; комментарий к электронной презентации, информационная заметка, интервью, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле); создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, в соответствии со спецификой употребления языковых средств; ― анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; ― выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. ― выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Выпускник научится: - выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка; ʊ анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительновыразительных средств. Выпускник получит возможность научиться: ― выявлять в художественном тексте фактуальную и концептуальную, явную и скрытую информацию; ― различать тексты художественнопублицистического подстиля |
Сложноподчинённое предложение Понятие о сложноподчинённом предложении. Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Классификация сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. Нормы построения сложноподчинённого предложения; место придаточного определительного в сложноподчинённом предложении; построение сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным, присоединённым к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который». Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Повторение темы «Сложноподчинённое предложение». | Выпускник научится: - распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения, - различать подчинительные союзы и союзные слова; - различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения; - выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели); - выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей; - выявлять грамматическую синонимию сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами; - понимать основные нормы построения сложноподчинённого предложения, особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи; - проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённого предложения. - применять нормы построения сложноподчинённых предложений и постановки знаков препинания в них. Выпускник получит возможность научиться: ― анализировать и корректировать собственные высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм построения сложноподчинённого предложения; ― использовать грамматическую синонимию сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами в процессе создания и редактирования собственного текста; |