Комитет по управлению образованием
Администрации муниципального района
«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Программа по самообразованию
педагога дополнительного образования/ педагог Щепина Кристина Сергеевна
на период с 2022 по 2025гг
Тема самообразования «Влияние танцевального искусства на эстетическое воспитание обучающихся в хореографической студии»
г. Краснокаменск, 2022
Информационная справка о педагогическом работнике
Высшее 2006г. ВСГКИ специальность «Руководитель хореографического коллектива» Преподаватель « НХТ»
квалификационная категория, Высшая
стаж работы -13лет педагогический стаж
курсы повышения квалификации за последние 3 года ; Профессиональная переподготовка: Диплом о профессиональной переподготовке ООО "Столичный учебный центр" по программе: Педагог дополнительного образования: теория и методика дополнительного образования" с 09.01.2019 по 14.05.2019, ПП № 0011806 №11661 от 14.05.2019, г. Москва - 600 часов. Курсы повышения квалификации. ООО Центр инновационного образования и воспитания
"Методология и технологии дистанционного обучения в образовательной организации" 49 часов город Саратов №470-1334496 17.01.2021г
"Цифровая грамотность педагогического работника" 285 часов для осуществления профессиональной деятельности в сфере общего образования в качестве цифравого куратора №455-1334496 04.12.2020г
"Обработка персональных данных в образовательных организациях" 17 часов №459-1334496 04.12.2020 г.
г.Чита Институт развития Забайкальского края .
курсы повышения квалификации по программе "Современной хореографии" объем 21ч. 06.10-11.10.2021г.
круг профессиональных интересов; Клуб хореографов Забайкальского края; Школа современного балета г. Новосибирск « След»; ДШИ г.Краснокаменск.
Тема самообразования:« Влияние танцевального искусства на эстетическое воспитание обучающихся в хореографической студии».
Обоснование актуальности темы для педагогического работника:
Цель: Изучение основных средств и методов формирования личности хореографическим искусством
Задачи :
- изучить роль древнего танцевального искусства « Танцы древности»
-изучить историю историко бытового танца «Браль», «Баса данс», «Гавот»
- изучить народно сценический танец основу танцевального искусства «Танцы из народа»
-изучит классический танец как основу балетного искусства
-определить роль классического танца в воспитании культуры обучающихся;
- рассмотреть классический танец как средство эстетического воспитания детей;
- определить метод и работы в хореографической студии;
- изучить возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- научить слушать и слышать музыку
Критерии достижения результата (количественные и качественные характеристики):
- итоговая постановка с участием обучающихся Большая форма « Вальс» « Менуэт» «Полька» ;
- участие с созданными постановками в фестивалях и конкурсах разных уровней.
План работы
Период | Задачи | Действия/мероприятия (Что нужно сделать?) | Сроки (Когда?) Месяц, квартал | Планируемый результат | Форма предъявления результата/дата |
2022-2023 учебный год (1 год ) | - изучить роль древнего танцевального искусства « Танцы древности» | Создать базу методических рекомендаций по созданию «Танцы древности». Просмотреть: « История возникновения танцевального искусства» Просмотреть: «история костюма» « Музыкальные инструменты» Игра викторина « Первые танцы древности» | Сентябрь ноябрь | Методическая разработка «Танец и его начало» | Публикация на Мульти урок, Инфоурок (Октябрь) |
- научить слушать и слышать музыку | Теоретическое занятие «Рисуем музыку» | Сентябрь март | Выстовка рисунков | |
изучить историю «Историко бытового танца» | Просмотреть Историю возникновения танца эпохи Возрождения и эпохи Просвещения («Браль», «Баса данс», «Гавот» | январь | Методическая Разработка « Танец в эпоху возрождения просвещения» | Публикация « Портал педагогов» |
| изучить возрастные и индивидуальные особенности обучающихся | Создать базу статей и методических рекомендаций по созданию « Возростные и индивидуальные особенности детей младшего ,среднего и старших возрастов» , « Рекомендации психологов», | март | Методическая разработка«Советы родителям» | |
| | | | | |
2 023 2024(2) | изучить народно сценический танец основу танцевального искусства «Танцы из народа» | Создать базу статей и методических рекомендаций по теме « Народный танец» | сентябрь | Методическая разработка « Танец и его истоки» | Публикация « Мультиурок «Портал педагога» |
| - научить слушать и слышать музыку | Теоретическое занятие «Рисуем музыку» « Эскизы костюмов» | Сентябрь март | Выставка рисунков | |
| Создать хореографическую постановку | Прослушать музыкальный материал «Русский фольклер». | февраль | Участие в конкурсе | |
| Оформить результаты деятельности по изучению темы с обучающимися в виде презентации . | Презентация « Как танцевали наши предки» | март | | Публикация Мультиурок |
| Изучить понятия: «Балетный театр | Создать базу Видео материала « История становления русской балетной школы», « Балетный театр 20 века» Просмотреть: Мастер классы «Классического училища А.Я. Вогановой » «Жизнь знаменитых людей» М.Петпа, М. Плсецкая, Г.Уланова, А.Истомина | апрель | Методическая разработка « Русская балетная школа» | Публикация «Портал педагога» |
2024 2025гг (3) | рассмотреть классический танец как средство эстетического воспитания детей | Создать базу Видео материала классических балетов и лебретто к ним: « Лебединое озеро», « Щелкунчик», «Спящая красавица» Тест « Классический танец» | Сентябрь декабрь | Методическая разработка « Балетный театр» | Публикация «Инфоурок» |
| - научить слушать и слышать музыку | Теоретическое занятие «Рисуем музыку» « Эскизы костюмов» | Сентябрь март | Выставка рисунков | |
| Оформить результаты деятельности по изучению темы с обучающимися в виде презентации . | Презентация « Русская школа классического танца» | ноябрь | | |
| Создать хореографическую постановку | Прослушать произведения русских композиторов ; Ф.Шопена, П.И.Чайковского | Февраль март | Участие в конкурсе | |
| | | | | |
Список литературы
Красовская В.М Заподноевропеский балетный театр очерки истории : От истоков до середины XVIII века- М: Искусство, 3979-259с,40ил.
Воганова А.Я « Классический танец»
3.Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. – М.: Просвещение, 1985. – 454 с.
4.Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Минск: Современная литература, 2000. – 494 с.
5.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). – М.: ВЛАДОС, 2002. – 207 с.
Приложения;
Ссылки :
https://yandex.ru/video/preview/4802568164586538162
https://yandex.ru/video/preview/575611786201335397720век
https://yandex.ru/video/preview/9702275925323208301 Ваганова А.Я
http://www.myshared.ru/slide/864114/ первые танцы
https://compedu.ru/publication/prezentatsiia-istoriia-tantsev.html история танцев
https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2019/03/07/prezentatsiya-rasskazhite-detyam-o-balete расскажите детям о балетеhttps://infourok.ru/prezentaciya-po-slushanyu-muzyki-russkij-tanec-v-baletah-russkih-i-sovetskih-kompozitorov-4330352.html народный танец
https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-urokasrednevekoviy-tanec-1637543.html танец средневековья
https://yandex.ru/video/preview/6091247805241027934 классическая музыка
https://lemuzika.pro/search/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86 народная музыка
https://infourok.ru/statya-vozrastnie-osobennosti-detey-3200516.html возрастные особенности детей
https://detki.guru/razvitie-rebenka/vozrastnye-etapy-razvitiya.html возрастные особенности детей
оценочные материалы
Викторина № 1
Викторина:
1.Назвать героиню оперы.
2.Назвать танец.
3. Назвать танец.
4. Назвать танец.
5.Назвать балет.
6. Назвать танец.
7. Назвать инструмент.
8. Назвать танец.
9. Назвать танец.
10.Назвать жанр произведения.
Тест№2
1.Перечислить виды искусств_________________________________________
__________________________________________________________________
2.Как называются ровные шаги в музыке?______________________________
3.Перечислить элементы музыкальной речи_____________________________
__________________________________________________________________
4.Перечислить русские народные танцы________________________________
__________________________________________________________________
5.Самый популярный танец Украины__________________________________
6.Назвать танцы Белоруссии__________________________________________
__________________________________________________________________
7.К какой национальности относится танец «Чардаш»?___________________
8.К какому виду искусства относится балет?____________________________
9.Перечислить балеты П.И.Чайковского________________________________
__________________________________________________________________
Тест№3
1.Па-де-де - это танец двоих, как правило, влюбленных героев
2.Вариация –сольный танец
3.Па де труа" - "Pasdetrois". В балете это название обозначает музыкально-танцевальную форму, исполняемую тремя танцовщиками - "танец втроём".
4.Фуете- Фигура классического женского танца, состоящая в повороте на пальцах одной ноги и одновременном круговом движении в воздухе другой ноги.( вращение на месте на одной ноге)
5.Вариация –сольный танец героя
6. Балет – вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
7. либретто - от итал. libretto – «книжечка», это литературная основа сюжета, его подробный сценарий.
8. Гран батман- Поднятие ноги на 180 градусов
9.Танцевальное искусство средневековья – две эпохи 1. Романская 2. Готическая
10.Танцевальное искусство эпохи возрождения 16 век –Идеал эпохи-Античность
11. Танцевальное искусство 17 века - стили Классицизм ,Барокко
12. первый балет поставленный в 17 веке «Балет об Орфее и Эвредике»
13. Романтизм — это мощное художественное направление, в основе которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности14.Какой вид искусства был взят Пьером Башоном за основу 5 позиций в классическом танце ( Фехтование)
Тест №4
1. Перечислить разновидности первых балетов 15 века_________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Что характерно для балетов 16 века________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какой новый жанр возник в 17 веке_______________________________________
4. Кто писал музыку для комедий-балетов___________________________________
5. Кто является основателем нового балетного жанра 17 века____________________
________________________________________________________________________
6. Кто ставил танцы для комедий-балетов____________________________________
7. Эпоха Просвещения (век)_______________________________________________
8. Задачи эпохи Просвещения______________________________________________
________________________________________________________________________
9. Назвать балетмейстеров эпохи Просвещения________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
10. Какие преобразования ввел в балет Жан Жорж Новер. Результат его деятельности_____________________________________________________________
Тест№5
1. При правлении, какого монарха танцевальное искусство достигла своего развития____________________________
2. Балетмейстер, первым поставивший балет «Сильфида»___________________
3. Первая исполнительница главной партии в балете «Сильфида»
_____________________________________
4. Назвать балет, который является вершиной романтизма___________________
5. Из каких балетов эти действующие лица:
Альберт_____________________ Фея Драже__________________
Мэдж_______________________ Принц Коклюш__________________
Джеймс_____________________ Кукла солдат__________________________
Охотник____________________
6. Назвать танцовщиц эпохи романтизма_________________________________
______________________________________
Кроссворд№6
О тгадайте все слова по горизонтали, и в выделенном столбике вы получите ключевое слово, означающее искусство танца.
1. Муза танца в Древней Греции.
2. Группа танцовщиков в балетном спектакле.
3. Оркестровое вступление к балету или опере.
4. Дуэтный танец в классическом балете.
5. Язык выразительных жестов и мимики в балете.
6. Немецкий писатель-романтик, автор сказки «Щелкунчик».
7. Текст балета или оперы.
8. Русский композитор, автор балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
9. Европейская страна, в которой сложилось искусство классического танца.
10. Французский балетмейстер, постановщик балетов П. Чайковского.11. Сольный танец в классическом балете.
Тест по хореографии: №7
Назовите приспособление, служащее опорой танцовщикам:
а) станок;
б) палка;
в) обруч.
Обувь балерины?
а) балетки;
б) джазовки;
в) пуанты.
Как с французского языка переводится слово demi plie?
а) полуприседание;
б) приседание;
в) полное приседание.
Международный день танца?
а) 30 декабря;
б) 29 апреля;
в) 28 мая.
Автор балета «Лебединое озеро»:
а) Чайковский П.И.;
б) Петипа М. И.;
в) Прокофьев С..
Сколько точек направления в танцевальном классе?
а) 7;
б) 6;
в) 8.
Назовите богиню танца:
а) Майя Плисецкая;
б) Айседора Дункан;
в) Терпсихора.
Краковяк:
а) польский народный танец;
б) украинский народный танец;
в) белорусский народный танец.
Направление движения или поворота к себе, во внутрь:
а) en dehors;
б) en dedans;
в) rond.
Что означает en face?
а) спиной к зрителям;
б) лицом к зрителям;
в) боком к зрителям.
Первая позиция ног:
а) пятки сомкнуты вместе, носочки разведены и направлены в разные стороны;
б) стопы расположены на расстоянии одной стопы друг от друга, пяточки направлены друг к другу, носочки разведены разные стороны;
в) стопы вместе.
Как называется балетная юбка?
а) пачка;
б) зонтик;
в) карандаш.
Подготовительное движение для исполнения упражнений:
а) реверанс;
б) поклон;
в) preparation.
Что такое партерная гимнастика?
а) гимнастика на полу;
б) гимнастика у станка;
в) гимнастика на улице.
Сколько позиций рук в классическом танце?
а) 2;
б) 4;
в) 3.
Ответы на вопросы:
а 8. а 15. б
в 9. б
а 10. б
б 11. а
а 12. а
в 13. в
в 14. а