СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по социализации обучающихся "Будущее в твоих руках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по социализации обучающихся "Будущее в твоих руках"

Просмотр содержимого документа
«Программа по социализации обучающихся "Будущее в твоих руках"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЙДАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ общеобразовательная ШКОЛА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

215101 Смоленская область, Вяземский район, д. Кайдаково т.3-42-03




Рассмотрено

на заседании педагогического

совета

протокол №1 от 30.08.2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________Т.Н. Тимофеева

Приказ № 117-од от 30 августа 2017г.





Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

"БУДУЩЕЕ В ТВОИХ РУКАХ"

(в рамках учебных предметов в 1-4 классах)








ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

"Будущее в твоих руках" в рамках изучаемых учебных предметов в 1-4 классах

Основание для разработки Программы

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации";

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 года, приказ №271;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (Сан ПиН 2.4.2.1178-02);

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

  • «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;

  • «Концепция развития дополнительного образования детей»;

  • Устав МБОУ Кайдаковской СОШ;

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Кайдаковской СОШ

  • Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "БУДУЩЕЕ В ТВОИХ РУКАХ" МБОУ Кайдаковской СОШ


Субъекты внедрения в Программу воспитания и социализации в школьную реальность

- учителя начальных классов и учителя-предметники, вводящие учеников 1-4 классов в научное познание мира (отношенческое поле процесса обучения)



Основные цели и задачи Программы

Цель Программы:

социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации в рамках изучаемых школьных предметов


Задачи Программы:


В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести)  - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;

• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у младших школьников позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование у обучающегося первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

• развитие патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• формирование первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

• формирование социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.


Перечень направлений ( для ученика)

  1. «Я – ученик»

  2. «Я и моя Родина»

  3. «Я – человек»

  4. «Я и моя семья»

  5. «Я и моя будущая профессия» 

Ожидаемые результаты

  1. Высокий уровень воспитанности личности, выявляемый на основе определенного набора качеств, соответствующих социальным требованиям.

  2. Создание личностного образа и приобретение личностного опыта:

  • личностный образ (параметры: сформированность базовой культуры личности, ценностно-смысловое восприятие мира, стремление к ЗОЖ, осмысленность поступков и осознанность действий);

  • личностный опыт (параметры: ключевые компетенции; способность к самоактуализации, самоорганизации внутреннего потенциала; саморефлексии, нравственная саморегуляция поведения, профессиональные ориентиры)

  1. Активное участие в проектных, исследовательских работах различного уровня в рамках учебных предметов в начальной школе


Сроки реализации Программы

1 класс – 2017-2018 учебный год

2 класс – 2018-2019 учебный год

3 класс – 2019-2020 учебный год

4 класс – 2020-2021 учебный год

Авторы разработчики программы

Гришенкова М.А. – зам. директора по УВР, Гуляева С.А. - руководитель МО учителей начальных классов, Изотова О.С. – руководитель МО классных руководителей начальных классов, творческая группа учителей начальных классов

Организация контроля реализации Программы

Организацию контроля  за реализацией Программы осуществляет администрация МБОУ Кайдаковской СОШ в лице директора Т.Н. Тимофеевой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа духовно-нравственного развития и социализации обучающихся школы «Будущее в твоих руках» в рамках изучаемых учебных предметов учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные духовные традиции, базовые российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России.

Программа является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации более полного достижения национального воспитательного идеала учащихся школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития школьника на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Ведущая, определяющая роль в создании социально - открытого уклада школьной жизни принадлежит всем участникам учебно-воспитательного процесса и вся учебная и воспитательная работа нацелена на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию и культурно-досуговую деятельность.


ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа формируется с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словесно­логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково­символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно­познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик Программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования.

Данная Программа основывается на Требованиях к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития, программы формирования и развития универсальных учебных действий.

Организация воспитания и социализации обучащихся на уровне начального общего образования осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Принципы государственной политики в области образования, сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач социализации обучающихся:

«…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

… защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

… адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».

Последовательная и полная реализация системой образования этих принципов означает, что все граждане, получившие образование, сами становятся их носителями.

Социализацию в качестве категории общественного бытия можно определить как процесс операционального овладения индивидом набором программ деятельности и поведения, характерных для культурных традиций, существующих в актуальном для него жизненном пространстве, а также усвоение им (интериоризация) выражающих эти традиции знаний, ценностей и норм (в том числе конфессиональных), необходимых для взаимодействия и сотрудничества с носителями иных традиций на основе толерантности и межкультурного (в том числе межэтнического) диалога.



Этапы реализации программы:


2017-2018 учебный год – 1 год обучения

2018-2019 учебный год – 2 год обучения

2019-2020 учебный год – 3 год обучения

2020 – 2021 учебный год – 4 год обучения



ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим».

Содержание учебного процесса должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми людьми. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение обучающегося со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права обучающегося свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения младшего школьника со значимым другим.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни.

Принцип системно-деятельностной подхода. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Приоритетные нравственные установки, выражающиеся в базовых национальных ценностях

Направление программы (для ученика)

Цель воспитательной деятельности

Задачи

 

Критерии эффективности деятельности школы

Стремление ученика к качественному образованию, развитый познавательный интерес, позитивная образовательная динамика результатов

«Я – ученик»



Формирование ценности образования, воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию

  1. Сохранять и развивать школьную образовательную традицию – обучать школьников на основе глубоких фундаментальных и прикладных знаний.

  2. Развивать способность к самостоятельной исследовательской и конструктивной деятельности, формировать культуру продуктивного мышления.

  3. Формировать умения творческой деятельности.

  4. Создать условия для повышения престижа познавательной деятельности.

  5. Совершенствовать организацию самостоятельной работы школьника, при которой реализуется его творческий потенциал.


1. Стремление обучающихся к качественному образованию.

 2.Наличие у школьников развитого познавательного интереса.

 3. Отмечается позитивная динамика образовательных результатов.

 4. Повышение уровня культуры продуктивного мышления – умения ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения.

5. Повышение уровня развития у детей способности анализировать ситуацию и делать выводы; ставить новые вопросы и видеть проблемы в традиционных ситуациях; видеть и внедрять новые идеи; разрабатывать и реализовывать творческие проекты; воспринимать творчество как норму жизни.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры, воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

«Я – человек»


Формирование духовно - нравственных ценностей как процесса гармонизации внутреннего и внешнего мира юного гражданина

1. Формировать духовно-нравственные идеалы, положительные ценностные установки.

2.Формирование здорового образа жизни учащихся и отрицательного отношения к вредным привычкам: курению, алкоголизму и наркомании

3.Организовать комплекс мероприятий по обеспечению информационной безопасности школьника, использовать созидательный потенциал Интернет-пространства.

 4.Формировать культуру поведения, сознательную дисциплину, культуру речи, культуру общения.

 5.Участвовать в экологических проектах.

6.Формировать правовые основы поведения и правовую культуру.

7.Разработать систему художественно-эстетического воспитания школьников.

 8.Привлечение учащихся к научно-исследовательским проектам совместно с социальными партнёрами.

 9.Поддерживать и развивать школьные традиции 

1.  Сформированность у школьников положительных  ценностных установок, позволяющих ориентироваться в информационном  многообразии и в дальнейшем самостоятельно делать выбор в пользу общечеловеческих норм и правил, здорового образа жизни.

 2.      Наличие результатов нравственного воспитания школьников: сознательная дисциплина, уважение к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, её внешний облик.

 3.      У школьников сформированы умения противодействовать асоциальным проявлениям, знания правовых норм поведения, основы правового поведения и правовой культуры.

 4.      Осуществляется художественно-эстетическое воспитание учащихся на основе гармонизации современности и классики в искусстве.

5.      Наличие и обновление школьных традиций.

Формирование ценности семьи

семья — начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности

«Моя семья»



Развитие   форм взаимодействия семьи и школы


1. Включить родительскую общественность и потенциал семьи в образовательный процесс класса


 1.  Организована обратная связь с родителями по вопросам образования и воспитания.

 2.  Родители не только информированы о ходе учебного процесса, но и участвуют в нём, поддерживая ребёнка в реализации творческих проектов.

Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности; уважения к правам, свободам и обязанностям человека

«Моя родина»



Формирование у школьников ценности гражданственности и патриотизма, воспитание социальной ответственности и компетентности

1.Формировать осознание школьниками  понятия Родины (большой и малой).

2.Развивать социальную память – способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

 4.Разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на сохранение культуры города Смоленска, на благо города и горожан, на развитие интереса к истории родного края и его будущему.

 5.Формировать способность к реализации прав и обязанностей гражданина России, жителя Смоленска.

 7.Формировать культуру жителя города - героя 

1.  Уровень развития у детей способности хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

2. Наличие у школьников навыков созидательной деятельности.

  3.  Наличие у школьников опыта проектной деятельности.

 4. Сформированность у школьников ответственности за социальный выбор.

5.  Уровень развития у детей навыка общественной инициативы, направленной на улучшение жизни своего ближайшего социального окружения, школы, района, города.

 


Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

«Моя будущая профессия»



Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

1.Осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ

2.Умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов

3.Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам



  1. Умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников.

  2. Начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах.

  3. Понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.

  4. Навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками.

  5. Знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека.

  6. Сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНЯ

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее  - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

  • обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО,образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно­методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно­деятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно­практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.


Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Основное содержание оценки личностных результатов при получении начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально‑положительном отношении обучающегося к образовательноой организации, ориентации на содержательные моменты образовательной деятельности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  • сформированности основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивацию достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;

знания моральных норм и сформированности морально­этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково­символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно­познавательных и практических задач;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

  • людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.


Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • трудолюбие;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.


Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:

1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся:

— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;

— принцип личностно социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

— принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;

— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос— получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение— описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.


Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:


Критерии эффективности воспитательной системы

Показатели

Методики изучения

1.Сформированность индивидуальности ученика.

1. Духовно-нравственная культура личности. Эстетическая культура личности и экологическая культура личности

1. Методика неоконченных предложений.

2. Уровень воспитанности учащихся

2. Гражданская культура личности. Культура поведения личности.

3. Диагностическая программа изучения гражданской зрелости подростка (Н.И. Шиловой)

4. Анкета «Патриот»

3. Культура здорового образа жизни личности

5. Анализ уровня тревожности и депрессии.

6. Диагностика уровня здоровья 

4. Культура самоидентификации личности. Культура учебной и трудовой деятельности личности

7. Анкета самооценки.

8. Методика определения общественной активности

(Е.Н. Степанова)

9. Карта учёта достижений. Портфолио ученика

2. Удовлетворенность учеников, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитания

1.Комфортность, защищенность личности ученика, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе

10.Изучение удовлетворённости ученика школьной жизнью

(Методика А.А. Андреева)

2. Удовлетворённость педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе

11.Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (методика Е.Н. Степанова)

3. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в школьном коллективе

12. Изучение удовлетворённости родителей

работой образовательного учреждения

(методика Е.Н. Степановой)


Приложение 1

Примерный план реализации

программы духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся

«Будущее в твоих руках» в рамках изучаемых учебных предметов в УМК «Школа России»

1 класс

Направление программы

Название мероприятия

Характеристика деятельности учащихся

Форма организации

Учебный предмет

« Моя Родина»


Осенний урожай

Осваивать первичные практические навыки работы над проектом под руководством учителя используя учебник

Проектная деятельность

технология


Строим город

Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности .

Конструировать (строить ) из бумаги(или коробочек-упаковок) разнообразные дома

Урок - игра

ИЗО

«Я – человек»


Цветы – украшение Земли

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Любоваться красотой природы

КТД

ИЗО


Играем все!

Участие в коллективных соревнованиях между обучающимися классов

Спортивные игры-состязания

Физическая культура

« Моя семья»


Моя семья

Рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи используя фотографии из семейного архива

Оценивать значение семьи для человека и общества

Обсуждать выступления учащихся

Проектная деятельность

Окружающий мир


Мои домашние животные

Наблюдать за домашним питомцем и фиксировать результаты наблюдений

Презентовать своей проект с демонстрацией фотографий

Проектная деятельность

Окружающий мир

« Моя будущая профессия»


Чайный сервиз

Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина.

Осваивать правила сервировки и правила поведения за столом

Проектная деятельность

Технология


Речной флот

Проводить исследование различных материалов на плавучесть

Осваивать приемы техники оригами.

Осуществлять совместную практическую деятельность

Проектная деятельность

Технология

«Я – ученик»


Живая азбука

1.Участвовать в групповом проекте

2.Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей.

Проектная деятельность

Русский язык


Скороговорки. Составление сборника «Веселые скороговорки»

Создавать совместно со сверстниками и взрослыми собственный информационный объект.

Участвовать в презентации своих проектов

Проектная деятельность

Русский язык


Сказочная страничка

Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке.

Участвовать в презентации своих проектов

Проектная деятельность

Русский язык


Наш класс – дружная семья. Создание летописи класса.

Участвовать в работе группы.

Распределять работу в группе;

Находить нужную информацию в соответствии с заданием

Проектная деятельность

Русский язык


Математика вокруг нас:

числа в загадках, пословицах и поговорках; Форма размер, цвет. Узоры и орнаменты

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях

Проектная деятельность

Математика


Мой класс и моя школа

Коллективно составлять рассказ о школе и классе

Презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями

Проектная деятельность

Окружающий мир


Украшаем класс к Новому году

Освоение практической проектной деятельности. Коллективное оформление класса

Проектная деятельность

Технология



2 класс

Направление программы

Название мероприятия

Характеристика деятельности учащихся

Форма организации

Учебный предмет

« Моя Родина»


В гости к осени.

В гости к зиме.

В гости к весне

Наблюдение за осенними явлениями в неживой и живой природе

экскурсия

Окружающий мир


Страны мира

Готовить сообщения (индивидуальные, в парах, группах)

Презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций

Проектная деятельность

Окружающий мир


Деревенский двор

Составлять рассказ об уходе за домашними животными

Конструирование объемных геометрических фигур животных из разверток

Оформлять изделие по собственному замыслу

Создавать и оформлять коллективную тематическую композицию

Проектная деятельность

Технология


Аквариум

Составлять рассказ о аквариумах и аквариумных рыбках

Составлять композицию из природных материалов

Проектная деятельность

Технология

«Я – человек»


И в шутку и всерьез

Создание информационного объекта – занимательных заданий по русскому языку

Проектная деятельность

Русский язык


Мой любимый детский журнал

Находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление

Проектная деятельность

Литературное чтение


Мой любимый писатель-сказочник

Создавать собственный информационный проект

Проектная деятельность

Литературное чтение


Играем все!

Участие в коллективных соревнованиях между обучающимися классов

Спортивные игры-состязания

Физическая культура

« Моя семья»


Математика вокруг нас: узоры на посуде

Собирать материал по заданной теме.

Составлять собственные узоры и орнаменты

Проектная деятельность

Математика


Родословная

Интервьюировать родителей о представителей старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях

Составлять родословное древо семьи

Презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа

Проектная деятельность

Окружающий мир

« Моя будущая профессия»


«Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата

Собирать информацию по теме «Оригами»

Читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и изготавливать по нему.

Проектная деятельность

Математика


С.Маршак Двенадцать месяцев

Инсценировка сказки

КТД

Литературное чтение


Все профессии важны

Рассказывать о труде людей известных детям профессий

Собрать материал в «Большую книгу профессий»

Проектная деятельность

Технология


Праздничный стол

Осваивать технику изготовления из пластических материалов(пластилина, глины, слоеного теста)

Проектная деятельность

Технология


Убранство избы

Изучение особенностей профессии печник, истопник

Составлять рассказ об устройстве печи, печной утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, используемых печником. Практическая работа по собственному замыслу

Проектная деятельность

Технология

«Я – ученик»


В словари – за частями речи

Работа с разными словарями, выполнений практической работы

Проектная деятельность

Русский язык


Обобщающий урок года

Выставка детских работ, репродукций.

Урок-игра

ИЗО



3 класс

Направление программы

Название мероприятия

Характеристика деятельности учащихся

Форма организации

Учебный предмет

« Моя Родина»


Зимняя страничка

Подбирать слова –имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвященные зимней природе.

Проектная деятельность

Русский язык


Разнообразие природы нашего края

Составление коллективной «Книги родного края»

Проектная деятельность

Окружающий мир


Экономика родного края

Собирать и оформлять материалы в виде коллективной книги-справочника

Проектная деятельность

Окружающий мир


Музей путешествий

Собирать экспонаты для музея

Составлять этикетки.

Оформлять экспозицию музея

Проектная деятельность

Окружающий мир


Детская площадка

Изготовление коллективной тематической композиции из объемных моделей. используя технологическую карту

Проектная деятельность

Технология


Удивительный транспорт

Фантазировать, создавать образы фантастических машин

КТД

ИЗО


Труд художника на улицах твоего города

Создавать из отдельных детских работ коллективную композицию

КТД

ИЗО

«Я – человек»


Тайна имени

Наблюдать над толкованием значения имен.

Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своем имени

Проектная деятельность

Русский язык


Богатства, отданные людям

Изготовление коллективного творческого проекта

Проектная деятельность

Окружающий мир


Играем все!

Участие в коллективных соревнованиях между обучающимися классов

Спортивные игры-состязания

Физическая культура

« Моя семья»


Труд художника для твоего дома

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров

Урок-игра

ИЗО

« Моя будущая профессия»


Школа кулинаров

Практическая работа – определение питательных веществ в продуктах питания

Проектная деятельность

Окружающий мир


Кто нас защищает

Интервьюирование взрослых

Оформление материалов в коллективном альбоме

Проектная деятельность

Окружающий мир


Океанариум

Осваивать технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов

Коллективное оформление композиции из осьминогов и рыбок.

Проектная деятельность

Технология


С.Маршак «Сказка про козла»

Инсценировка сказки

КТД

Литературное чтение

«Я – ученик»


Рассказ о слове

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении

Составлять словарную статью о слове

Проектная деятельность

Русский язык


Семья слов

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом

Проектная деятельность

Русский язык


Имена прилагательные в загадках

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок

Проектная деятельность

Русский язык


Сочиняем волшебную сказку

Придумывать и презентовать свои сказочные истории

Проектная деятельность

Литературное чтение


Праздник поэзии

Проект. Конкурс чтецов

Проектная деятельность

Литературное чтение


Математические сказки

Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей , отношений, чисел геометрических фигур, математических терминов

Проектная деятельность

Математика


Задачи-расчеты

Выполнять задания творческого, и поискового характера.

Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами

Проектная деятельность

Математика



4 класс

Направление программы

Название мероприятия

Характеристика деятельности учащихся

Форма организации

Учебный предмет

« Моя Родина»


Создание календаря исторических событий

Составлять летопись современных событий

Проектная деятельность

Литературное чтение


Они защищали Родину

Представлять информацию о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине

Проектная деятельность

Литературное чтение


Экскурсии в природные сообщества

Наблюдать за объектами и явлениями природы родного края

Фиксировать результаты наблюдений

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

экскурсии

Окружающий мир


Моя Россия

Самостоятельная работа по теме проекта

Проектная деятельность

Окружающий мир

«Я – человек»


Говорите правильно!

Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имен существительных множественного числа в родительном падеже

Проектная деятельность

Русский язык


Природа и мы

Самостоятельно составлять текст для энциклопедического словаря

Проектная деятельность

Литературное чтение


Творческие работы учащихся

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Проектная деятельность

ОРКСЭ


Играем все!

Участие в коллективных соревнованиях между обучающимися классов

Спортивные игры-состязания

Физическая культура

«Я – ученик»


Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль.

Проводить лексический анализ имен прилагательных

Проектная деятельность

Русский язык


Математика вокруг нас: математический сборник «Наш город», математических задач и заданий

Создание коллективного математического справочника

Сотрудничество со взрослыми и сверстниками

Проектная деятельность

Математика



Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной деятельности



Учебно-исследовательская и проектная деятельности обучающихся направлена на развитие метапредметных умений.

Включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения является важным инструментом развития познавательной сферы, приобретения социального опыта, возможностей саморазвития, повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получения и самостоятельного открытия новых знаний у младшего школьника. Главная особенность развития учебно-исследовательской и проектной деятельности – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в своей познавательной деятельности. Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.

В ходе освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и осознает при этом содержание и формы учебной деятельности. Обучающийся выступает в роли субъекта образовательной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятельным, активным творцом, который планирует свою деятельность, ставит задачи, ищет средства для решения поставленных задач.

Основными задачами в процессе учебно-исследовательского и проектного обучения является развитие у ученика определенного базиса знаний и развития умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Данные умения обеспечивают необходимую знаниевую и процессуальную основу для проведения исследований и реализации проектов в урочной и внеурочной деятельности.

Развитие умений младших школьников проводится с учетом использования вербальных, знаково-символических, наглядных средств и приспособлений для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем, алгоритмов и эвристических средств решения учебных и практических задач, а также особенностей математического, технического моделирования, в том числе возможностей компьютера.

Исследовательская и проектная деятельность проходит как в индивидуальной, так и в групповой форме, что помогает учителю простроить индивидуальный подход к развитию ребенка. Границы исследовательского и проектного обучения младших школьников определяются целевыми установками, на которые ориентирован учитель, а также локальными задачами, стоящими на конкретном уроке.

Для расширения диапазона применимости исследовательского и проектного обучения следует дифференцировать задания по степени трудности: путем постепенного усложнения непосредственно самих заданий и/или увеличением степени самостоятельности ребенка, регулируемой мерой непосредственного руководства учителя процессом научно-практического обучения.

В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками информации. Они обеспечивают получение необходимой знаниевой и процессуальной основы для проведения исследований и реализации проектов при изучении учебных предметов. В качестве результата следует также включить готовность слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия.















47



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!