МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЙДАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ общеобразовательная ШКОЛА
ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
215101 Смоленская область, Вяземский район, д. Кайдаково т.3-42-03
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от 30.08.2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________Т.Н. Тимофеева Приказ № 117-од от 30 августа 2017г. |
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
"БУДУЩЕЕ В ТВОИХ РУКАХ"
(в рамках учебных предметов в 1-4 классах)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Будущее в твоих руках" в рамках изучаемых учебных предметов в 1-4 классах |
Основание для разработки Программы | Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 года, приказ №271; Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (Сан ПиН 2.4.2.1178-02); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»; «Концепция развития дополнительного образования детей»; Устав МБОУ Кайдаковской СОШ; Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Кайдаковской СОШ Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "БУДУЩЕЕ В ТВОИХ РУКАХ" МБОУ Кайдаковской СОШ |
Субъекты внедрения в Программу воспитания и социализации в школьную реальность | - учителя начальных классов и учителя-предметники, вводящие учеников 1-4 классов в научное познание мира (отношенческое поле процесса обучения) |
Основные цели и задачи Программы | Цель Программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации в рамках изучаемых школьных предметов Задачи Программы: В области формирования личностной культуры: • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; • формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности; • формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом; • усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России; • укрепление у младших школьников позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм; • формирование у обучающегося первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора; • осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности; • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. В области формирования социальной культуры: • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации; • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны; • развитие патриотизма и гражданской солидарности; • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования; • формирование первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп; • формирование социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе; • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству; • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям; • усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России; • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры: • укрепление отношения к семье как основе российского общества; • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека; • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.; • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи; • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России. |
Перечень направлений ( для ученика) | «Я – ученик» «Я и моя Родина» «Я – человек» «Я и моя семья» «Я и моя будущая профессия» |
Ожидаемые результаты | Высокий уровень воспитанности личности, выявляемый на основе определенного набора качеств, соответствующих социальным требованиям. Создание личностного образа и приобретение личностного опыта: личностный образ (параметры: сформированность базовой культуры личности, ценностно-смысловое восприятие мира, стремление к ЗОЖ, осмысленность поступков и осознанность действий); личностный опыт (параметры: ключевые компетенции; способность к самоактуализации, самоорганизации внутреннего потенциала; саморефлексии, нравственная саморегуляция поведения, профессиональные ориентиры) Активное участие в проектных, исследовательских работах различного уровня в рамках учебных предметов в начальной школе |
Сроки реализации Программы | 1 класс – 2017-2018 учебный год 2 класс – 2018-2019 учебный год 3 класс – 2019-2020 учебный год 4 класс – 2020-2021 учебный год |
Авторы разработчики программы | Гришенкова М.А. – зам. директора по УВР, Гуляева С.А. - руководитель МО учителей начальных классов, Изотова О.С. – руководитель МО классных руководителей начальных классов, творческая группа учителей начальных классов |
Организация контроля реализации Программы | Организацию контроля за реализацией Программы осуществляет администрация МБОУ Кайдаковской СОШ в лице директора Т.Н. Тимофеевой |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа духовно-нравственного развития и социализации обучающихся школы «Будущее в твоих руках» в рамках изучаемых учебных предметов учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные духовные традиции, базовые российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России.
Программа является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации более полного достижения национального воспитательного идеала учащихся школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития школьника на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Ведущая, определяющая роль в создании социально - открытого уклада школьной жизни принадлежит всем участникам учебно-воспитательного процесса и вся учебная и воспитательная работа нацелена на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию и культурно-досуговую деятельность.
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа формируется с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словеснологическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик Программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования.
Данная Программа основывается на Требованиях к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития, программы формирования и развития универсальных учебных действий.
Организация воспитания и социализации обучащихся на уровне начального общего образования осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Принципы государственной политики в области образования, сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач социализации обучающихся:
«…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
… защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
… адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».
Последовательная и полная реализация системой образования этих принципов означает, что все граждане, получившие образование, сами становятся их носителями.
Социализацию в качестве категории общественного бытия можно определить как процесс операционального овладения индивидом набором программ деятельности и поведения, характерных для культурных традиций, существующих в актуальном для него жизненном пространстве, а также усвоение им (интериоризация) выражающих эти традиции знаний, ценностей и норм (в том числе конфессиональных), необходимых для взаимодействия и сотрудничества с носителями иных традиций на основе толерантности и межкультурного (в том числе межэтнического) диалога.
Этапы реализации программы:
2017-2018 учебный год – 1 год обучения
2018-2019 учебный год – 2 год обучения
2019-2020 учебный год – 3 год обучения
2020 – 2021 учебный год – 4 год обучения
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим».
Содержание учебного процесса должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми людьми. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение обучающегося со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права обучающегося свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения младшего школьника со значимым другим.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни.
Принцип системно-деятельностной подхода. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Приоритетные нравственные установки, выражающиеся в базовых национальных ценностях | Направление программы (для ученика) | Цель воспитательной деятельности | Задачи | Критерии эффективности деятельности школы |
Стремление ученика к качественному образованию, развитый познавательный интерес, позитивная образовательная динамика результатов | «Я – ученик» | Формирование ценности образования, воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию | Сохранять и развивать школьную образовательную традицию – обучать школьников на основе глубоких фундаментальных и прикладных знаний. Развивать способность к самостоятельной исследовательской и конструктивной деятельности, формировать культуру продуктивного мышления. Формировать умения творческой деятельности. Создать условия для повышения престижа познавательной деятельности. Совершенствовать организацию самостоятельной работы школьника, при которой реализуется его творческий потенциал. | 1. Стремление обучающихся к качественному образованию. 2.Наличие у школьников развитого познавательного интереса. 3. Отмечается позитивная динамика образовательных результатов. 4. Повышение уровня культуры продуктивного мышления – умения ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения. 5. Повышение уровня развития у детей способности анализировать ситуацию и делать выводы; ставить новые вопросы и видеть проблемы в традиционных ситуациях; видеть и внедрять новые идеи; разрабатывать и реализовывать творческие проекты; воспринимать творчество как норму жизни. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры, воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | «Я – человек» | Формирование духовно - нравственных ценностей как процесса гармонизации внутреннего и внешнего мира юного гражданина | 1. Формировать духовно-нравственные идеалы, положительные ценностные установки. 2.Формирование здорового образа жизни учащихся и отрицательного отношения к вредным привычкам: курению, алкоголизму и наркомании 3.Организовать комплекс мероприятий по обеспечению информационной безопасности школьника, использовать созидательный потенциал Интернет-пространства. 4.Формировать культуру поведения, сознательную дисциплину, культуру речи, культуру общения. 5.Участвовать в экологических проектах. 6.Формировать правовые основы поведения и правовую культуру. 7.Разработать систему художественно-эстетического воспитания школьников. 8.Привлечение учащихся к научно-исследовательским проектам совместно с социальными партнёрами. 9.Поддерживать и развивать школьные традиции | 1. Сформированность у школьников положительных ценностных установок, позволяющих ориентироваться в информационном многообразии и в дальнейшем самостоятельно делать выбор в пользу общечеловеческих норм и правил, здорового образа жизни. 2. Наличие результатов нравственного воспитания школьников: сознательная дисциплина, уважение к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, её внешний облик. 3. У школьников сформированы умения противодействовать асоциальным проявлениям, знания правовых норм поведения, основы правового поведения и правовой культуры. 4. Осуществляется художественно-эстетическое воспитание учащихся на основе гармонизации современности и классики в искусстве. 5. Наличие и обновление школьных традиций. |
Формирование ценности семьи семья — начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности | «Моя семья» | Развитие форм взаимодействия семьи и школы | 1. Включить родительскую общественность и потенциал семьи в образовательный процесс класса | 1. Организована обратная связь с родителями по вопросам образования и воспитания. 2. Родители не только информированы о ходе учебного процесса, но и участвуют в нём, поддерживая ребёнка в реализации творческих проектов. |
Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности; уважения к правам, свободам и обязанностям человека | «Моя родина» | Формирование у школьников ценности гражданственности и патриотизма, воспитание социальной ответственности и компетентности | 1.Формировать осознание школьниками понятия Родины (большой и малой). 2.Развивать социальную память – способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений. 4.Разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на сохранение культуры города Смоленска, на благо города и горожан, на развитие интереса к истории родного края и его будущему. 5.Формировать способность к реализации прав и обязанностей гражданина России, жителя Смоленска. 7.Формировать культуру жителя города - героя | 1. Уровень развития у детей способности хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений. 2. Наличие у школьников навыков созидательной деятельности. 3. Наличие у школьников опыта проектной деятельности. 4. Сформированность у школьников ответственности за социальный выбор. 5. Уровень развития у детей навыка общественной инициативы, направленной на улучшение жизни своего ближайшего социального окружения, школы, района, города. |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | «Моя будущая профессия» | Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | 1.Осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ 2.Умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов 3.Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам | Умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников. Начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах. Понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни. Навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками. Знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека. Сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНЯ
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты:
обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО,образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебнометодической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с системнодеятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебнопрактические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Основное содержание оценки личностных результатов при получении начального общего образования строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально‑положительном отношении обучающегося к образовательноой организации, ориентации на содержательные моменты образовательной деятельности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
сформированности основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивацию достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности моральноэтических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаковосимволические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным российским религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся:
— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;
— принцип личностно социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
— принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос— получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение— описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:
Критерии эффективности воспитательной системы | Показатели | Методики изучения |
1.Сформированность индивидуальности ученика. | 1. Духовно-нравственная культура личности. Эстетическая культура личности и экологическая культура личности | 1. Методика неоконченных предложений. 2. Уровень воспитанности учащихся |
2. Гражданская культура личности. Культура поведения личности. | 3. Диагностическая программа изучения гражданской зрелости подростка (Н.И. Шиловой) 4. Анкета «Патриот» |
3. Культура здорового образа жизни личности | 5. Анализ уровня тревожности и депрессии. 6. Диагностика уровня здоровья |
4. Культура самоидентификации личности. Культура учебной и трудовой деятельности личности | 7. Анкета самооценки. 8. Методика определения общественной активности (Е.Н. Степанова) 9. Карта учёта достижений. Портфолио ученика |
2. Удовлетворенность учеников, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитания | 1.Комфортность, защищенность личности ученика, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе | 10.Изучение удовлетворённости ученика школьной жизнью (Методика А.А. Андреева) |
2. Удовлетворённость педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе | 11.Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (методика Е.Н. Степанова) |
3. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в школьном коллективе | 12. Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степановой) |
Приложение 1
Примерный план реализации
программы духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся
«Будущее в твоих руках» в рамках изучаемых учебных предметов в УМК «Школа России»
1 класс
Направление программы | Название мероприятия | Характеристика деятельности учащихся | Форма организации | Учебный предмет |
« Моя Родина» | Осенний урожай | Осваивать первичные практические навыки работы над проектом под руководством учителя используя учебник | Проектная деятельность | технология |
| Строим город | Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности . Конструировать (строить ) из бумаги(или коробочек-упаковок) разнообразные дома | Урок - игра | ИЗО |
«Я – человек» | Цветы – украшение Земли | Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы | КТД | ИЗО |
| Играем все! | Участие в коллективных соревнованиях между обучающимися классов | Спортивные игры-состязания | Физическая культура |
« Моя семья» | Моя семья | Рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи используя фотографии из семейного архива Оценивать значение семьи для человека и общества Обсуждать выступления учащихся | Проектная деятельность | Окружающий мир |
| Мои домашние животные | Наблюдать за домашним питомцем и фиксировать результаты наблюдений Презентовать своей проект с демонстрацией фотографий | Проектная деятельность | Окружающий мир |
« Моя будущая профессия» | Чайный сервиз | Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина. Осваивать правила сервировки и правила поведения за столом | Проектная деятельность | Технология |
| Речной флот | Проводить исследование различных материалов на плавучесть Осваивать приемы техники оригами. Осуществлять совместную практическую деятельность | Проектная деятельность | Технология |
«Я – ученик» | Живая азбука | 1.Участвовать в групповом проекте 2.Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. | Проектная деятельность | Русский язык |
| Скороговорки. Составление сборника «Веселые скороговорки» | Создавать совместно со сверстниками и взрослыми собственный информационный объект. Участвовать в презентации своих проектов | Проектная деятельность | Русский язык |
| Сказочная страничка | Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в презентации своих проектов | Проектная деятельность | Русский язык |
| Наш класс – дружная семья. Создание летописи класса. | Участвовать в работе группы. Распределять работу в группе; Находить нужную информацию в соответствии с заданием | Проектная деятельность | Русский язык |
| Математика вокруг нас: числа в загадках, пословицах и поговорках; Форма размер, цвет. Узоры и орнаменты | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях | Проектная деятельность | Математика |
| Мой класс и моя школа | Коллективно составлять рассказ о школе и классе Презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями | Проектная деятельность | Окружающий мир |
| Украшаем класс к Новому году | Освоение практической проектной деятельности. Коллективное оформление класса | Проектная деятельность | Технология |
2 класс
Направление программы | Название мероприятия | Характеристика деятельности учащихся | Форма организации | Учебный предмет |
« Моя Родина» | В гости к осени. В гости к зиме. В гости к весне | Наблюдение за осенними явлениями в неживой и живой природе | экскурсия | Окружающий мир |
| Страны мира | Готовить сообщения (индивидуальные, в парах, группах) Презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций | Проектная деятельность | Окружающий мир |
| Деревенский двор | Составлять рассказ об уходе за домашними животными Конструирование объемных геометрических фигур животных из разверток Оформлять изделие по собственному замыслу Создавать и оформлять коллективную тематическую композицию | Проектная деятельность | Технология |
| Аквариум | Составлять рассказ о аквариумах и аквариумных рыбках Составлять композицию из природных материалов | Проектная деятельность | Технология |
«Я – человек» | И в шутку и всерьез | Создание информационного объекта – занимательных заданий по русскому языку | Проектная деятельность | Русский язык |
| Мой любимый детский журнал | Находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление | Проектная деятельность | Литературное чтение |
| Мой любимый писатель-сказочник | Создавать собственный информационный проект | Проектная деятельность | Литературное чтение |
| Играем все! | Участие в коллективных соревнованиях между обучающимися классов | Спортивные игры-состязания | Физическая культура |
« Моя семья» | Математика вокруг нас: узоры на посуде | Собирать материал по заданной теме. Составлять собственные узоры и орнаменты | Проектная деятельность | Математика |
| Родословная | Интервьюировать родителей о представителей старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях Составлять родословное древо семьи Презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа | Проектная деятельность | Окружающий мир |
« Моя будущая профессия» | «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата | Собирать информацию по теме «Оригами» Читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и изготавливать по нему. | Проектная деятельность | Математика |
| С.Маршак Двенадцать месяцев | Инсценировка сказки | КТД | Литературное чтение |
| Все профессии важны | Рассказывать о труде людей известных детям профессий Собрать материал в «Большую книгу профессий» | Проектная деятельность | Технология |
| Праздничный стол | Осваивать технику изготовления из пластических материалов(пластилина, глины, слоеного теста) | Проектная деятельность | Технология |
| Убранство избы | Изучение особенностей профессии печник, истопник Составлять рассказ об устройстве печи, печной утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, используемых печником. Практическая работа по собственному замыслу | Проектная деятельность | Технология |
«Я – ученик» | В словари – за частями речи | Работа с разными словарями, выполнений практической работы | Проектная деятельность | Русский язык |
| Обобщающий урок года | Выставка детских работ, репродукций. | Урок-игра | ИЗО |
3 класс
Направление программы | Название мероприятия | Характеристика деятельности учащихся | Форма организации | Учебный предмет |
« Моя Родина» | Зимняя страничка | Подбирать слова –имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвященные зимней природе. | Проектная деятельность | Русский язык |
| Разнообразие природы нашего края | Составление коллективной «Книги родного края» | Проектная деятельность | Окружающий мир |
| Экономика родного края | Собирать и оформлять материалы в виде коллективной книги-справочника | Проектная деятельность | Окружающий мир |
| Музей путешествий | Собирать экспонаты для музея Составлять этикетки. Оформлять экспозицию музея | Проектная деятельность | Окружающий мир |
| Детская площадка | Изготовление коллективной тематической композиции из объемных моделей. используя технологическую карту | Проектная деятельность | Технология |
| Удивительный транспорт | Фантазировать, создавать образы фантастических машин | КТД | ИЗО |
| Труд художника на улицах твоего города | Создавать из отдельных детских работ коллективную композицию | КТД | ИЗО |
«Я – человек» | Тайна имени | Наблюдать над толкованием значения имен. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своем имени | Проектная деятельность | Русский язык |
| Богатства, отданные людям | Изготовление коллективного творческого проекта | Проектная деятельность | Окружающий мир |
| Играем все! | Участие в коллективных соревнованиях между обучающимися классов | Спортивные игры-состязания | Физическая культура |
« Моя семья» | Труд художника для твоего дома | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров | Урок-игра | ИЗО |
« Моя будущая профессия» | Школа кулинаров | Практическая работа – определение питательных веществ в продуктах питания | Проектная деятельность | Окружающий мир |
| Кто нас защищает | Интервьюирование взрослых Оформление материалов в коллективном альбоме | Проектная деятельность | Окружающий мир |
| Океанариум | Осваивать технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов Коллективное оформление композиции из осьминогов и рыбок. | Проектная деятельность | Технология |
| С.Маршак «Сказка про козла» | Инсценировка сказки | КТД | Литературное чтение |
«Я – ученик» | Рассказ о слове | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении Составлять словарную статью о слове | Проектная деятельность | Русский язык |
| Семья слов | Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом | Проектная деятельность | Русский язык |
| Имена прилагательные в загадках | Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок | Проектная деятельность | Русский язык |
| Сочиняем волшебную сказку | Придумывать и презентовать свои сказочные истории | Проектная деятельность | Литературное чтение |
| Праздник поэзии | Проект. Конкурс чтецов | Проектная деятельность | Литературное чтение |
| Математические сказки | Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей , отношений, чисел геометрических фигур, математических терминов | Проектная деятельность | Математика |
| Задачи-расчеты | Выполнять задания творческого, и поискового характера. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами | Проектная деятельность | Математика |
4 класс
Направление программы | Название мероприятия | Характеристика деятельности учащихся | Форма организации | Учебный предмет |
« Моя Родина» | Создание календаря исторических событий | Составлять летопись современных событий | Проектная деятельность | Литературное чтение |
| Они защищали Родину | Представлять информацию о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине | Проектная деятельность | Литературное чтение |
| Экскурсии в природные сообщества | Наблюдать за объектами и явлениями природы родного края Фиксировать результаты наблюдений Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах | экскурсии | Окружающий мир |
| Моя Россия | Самостоятельная работа по теме проекта | Проектная деятельность | Окружающий мир |
«Я – человек» | Говорите правильно! | Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имен существительных множественного числа в родительном падеже | Проектная деятельность | Русский язык |
| Природа и мы | Самостоятельно составлять текст для энциклопедического словаря | Проектная деятельность | Литературное чтение |
| Творческие работы учащихся | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Проектная деятельность | ОРКСЭ |
| Играем все! | Участие в коллективных соревнованиях между обучающимися классов | Спортивные игры-состязания | Физическая культура |
«Я – ученик» | Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина | Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ имен прилагательных | Проектная деятельность | Русский язык |
| Математика вокруг нас: математический сборник «Наш город», математических задач и заданий | Создание коллективного математического справочника Сотрудничество со взрослыми и сверстниками | Проектная деятельность | Математика |
Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной деятельности
Учебно-исследовательская и проектная деятельности обучающихся направлена на развитие метапредметных умений.
Включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения является важным инструментом развития познавательной сферы, приобретения социального опыта, возможностей саморазвития, повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получения и самостоятельного открытия новых знаний у младшего школьника. Главная особенность развития учебно-исследовательской и проектной деятельности – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в своей познавательной деятельности. Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.
В ходе освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и осознает при этом содержание и формы учебной деятельности. Обучающийся выступает в роли субъекта образовательной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятельным, активным творцом, который планирует свою деятельность, ставит задачи, ищет средства для решения поставленных задач.
Основными задачами в процессе учебно-исследовательского и проектного обучения является развитие у ученика определенного базиса знаний и развития умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Данные умения обеспечивают необходимую знаниевую и процессуальную основу для проведения исследований и реализации проектов в урочной и внеурочной деятельности.
Развитие умений младших школьников проводится с учетом использования вербальных, знаково-символических, наглядных средств и приспособлений для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем, алгоритмов и эвристических средств решения учебных и практических задач, а также особенностей математического, технического моделирования, в том числе возможностей компьютера.
Исследовательская и проектная деятельность проходит как в индивидуальной, так и в групповой форме, что помогает учителю простроить индивидуальный подход к развитию ребенка. Границы исследовательского и проектного обучения младших школьников определяются целевыми установками, на которые ориентирован учитель, а также локальными задачами, стоящими на конкретном уроке.
Для расширения диапазона применимости исследовательского и проектного обучения следует дифференцировать задания по степени трудности: путем постепенного усложнения непосредственно самих заданий и/или увеличением степени самостоятельности ребенка, регулируемой мерой непосредственного руководства учителя процессом научно-практического обучения.
В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками информации. Они обеспечивают получение необходимой знаниевой и процессуальной основы для проведения исследований и реализации проектов при изучении учебных предметов. В качестве результата следует также включить готовность слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия.
47