ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской программой общеобразовательных учреждений ТЕХНОЛОГИЯ трудовое обучение для 5-11 классов», под редакцией В.Д. Симоненко. Москва. Просвещение. 2008г. Программа рассчитана в 10 классах на 34 часа, в 11 классах на 34 часа . По учебному плану на изучения предмета технологии отводится 1 час в неделю.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
творческая, проектная деятельность;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.
Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями и приобретаемой профессией или специальностью.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с математикой при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий активно используются технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.
Состав УМК
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. / Под ред. В. Д. Симоненко — М.: “Просвещение”, 2006
Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2012г.
Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2012г.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полногообщего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
3. Цели изучения курса
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения технологии ученик должен
Знать/понимать
отрасли современного производства и сферы услуг; ведущие предприятия региона; творческие методы решения технологических задач; назначение и структура маркетинговой деятельности на предприятиях; основные функции менеджмента на предприятии; основные формы оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий; устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ и профессий на региональном рынке труда; источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства; пути получения профессионального образования и трудоустройства.
Уметь
находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации; распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания; решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности; планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда; находить необходимую информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для
повышения эффективности процесса и результатов своего труда на основе применения методов творческой деятельности; использования различных источников информации при выборе товаров и услуг, при трудоустройстве; соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования, построения профессиональной карьеры с учетом состояния здоровья, образовательного уровня, личностных особенностей; составления резюме при трудоустройстве.
Календарно - тематическое планирование – 10 класс по технологии
№ п/п | Тема учебной программы | Кол-во уроков | Прогнозируемый результат. Форма контроля | Домашнее задание |
| Основы предпринимательства | 19 | | |
1,2 | Предпринимательство в экономической структуре общества. Субъекты предпринимательства. Сущность, цели, задачи. | 2 | Знать: Смысл предпринимательства и бизнеса. Условия необходимые для развития предпринимательства. Качества предпринимателя. | §1 |
3 | История становления предпринимательства в России. | 1 | Знать: Зарождение в России предпринимательской деятельности. Кодекс «Русской правды» | §2 |
4 | Ресурсы и факторы производства. | 1 | Знать: Роль предпринимателя в рациональном использовании ресурсов производства. | §3 |
5,6 | Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда. | 2 | Знать: Основные права и обязанности трудового соглашения. | §4 |
7 | Налогообложение в России | 1 | Знать: Виды налогов. Для чего государство взимает налоги?. | §5 |
8 | Предпринимательская фирма | 1 | Знать: Формы предпринимательской деятельности | §6 |
9 | Менеджмент в деятельности предпринимателя. | 1 | Знать: Основные требования Устава, подержание пакета документов. | §7 |
10 | Организация и уровни управления на предприятии. | 1 | Знать: Структуру управления предприятия. Цели менеджера предприятия. | §8 |
11 | Маркетинг в деятельности предприятия. | 1 | Знать: Сущность и стратегии маркетинга. Процесс управления маркетингом. | §10 |
12,13 | Себестоимость продукта | 2 | Знать: Понятие о себестоимости продукта. Цены товаров и услуг. Реализация товаров и услуг. Реклама. | §11 |
14 | Предпринимательская идея | 1 | Знать: Сущность предпринимательской идей. Основные критерии отбора прибыльной идей. Факторы реализации предпринимательской идей. | |
15 | Бизнес-план | 1 | Знать: Основные разделы бизнес- плана. Основные разделы финансового отчета. | §13 |
16 | Бизнес-план ученической «компании», «мастерицы» | 1 | Знать: Описание плана ученической компании. | §14 |
17.18 | Творческий проект «Мое собственное дело» | 2 | Знать: Основные области производства товаров. Цель бизнес-плана. Финансовый план. | §15 |
19 | Имидж и этикет современного делового человека | 7 | | |
20 | Имидж офиса | 1 | Знать: Технологии имиджирования. Модель формирования имиджа организации. | §16 Разработать составл. имиджа собственной фирмы |
21 | Дизайн офиса | 1 | Знать: Визитную карточку офиса. | §17 Разработать эмблему фирмы. |
22 | Имидж сотрудников | 1 | Знать: Составляющие имиджа сотрудников. Сущность понятия «имидж сотрудника» | §18 |
23 | Служебно-деловой этикет. | 1 | Знать: Отмечен понятия «этикет», этика, нормы, морали. Значение «соблюдение субординации». | §19 |
24 | Секретарь-референт. Его роль в офисе. | 1 | Знать: Профессиональные качества секретаря. Основные правила ведения телефонных переговоров секретарем. Основные обязанности секретаря светского характера. | §20 |
25,26 | Творческий проект «Вывеска для офиса». Защита проектов. | 2 | Знать: Составить документацию творческого проекта. Защитить проект. | |
27 | Информационные технологии Техника для мобильной связи. | 7 1 | Знать: что такое радиотелефон, для чего используется автоответчик, отличие аналоговой телефонной связи от цифровой | стр.173-180 |
28 | Мобильные средства связи. | 1 | Знать: что такое роуминг, пейджер, сотов Учебник «Технология» | стр.180-182 |
29 | Офисная оргтехника | 1 | Знать: что такое факс, ксерокс | стр.183-184 |
30 | Периферийное оборудование ПЭВМ | 1 | Знать: что такое сканер, модем, мультимедиа, виртуальная реальность | стр.185-188 |
31 | Печатающие устройства, подключаемые к компьютерам | 1 | Знать: виды принтеров, картридж, тонер | Стр.192-196 |
32 | Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники | 1 | Знать: что такое компьютерные сети, сервер. Клиент, рабочая станция | Стр. 192-196 |
33 | Всемирная компьютерная сеть Интернет. | 1 | Знать: правила безопасной работы в сети Интернет | Стр.196-201 |
34 | Итоговое обобщение и повторение | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование 11 класс.
1. | Компьютерная поддержка предпринимательства. | 1 | Знакомство с видами услуг, предоставляемыми Интернетом, видами компьютерной техники для реализации прибыльной идеи. | Уметь: - пользоваться электронной почтой, компьютерной техникой | Объяснение нового материала. Устный опрос | Записи |
2. | Информационные технологии в маркетинге | 1 | Знакомство с информационными технологиями, маркетинговой деятельностью | Знать/понимать: - схемы передачи и получения информации | Объяснение нового материала; конспектирование | Записи |
3. | Информационные технологии в швейном производстве и рукоделии | 1 | Знакомство с применением информационных технологий в швейном производстве и рукоделии, процессом автоматизации в швейном производстве | Знать/понимать: Правила работы графического редактора | Объяснение нового материала; конспектирование | Записи |
4. | Возможности использования компьютерной техники в офисах фирм. | 1 | Знакомство и работа в программах «Microsoft Office» | Знать/понимать: Приёмы работы с офисной оргтехники | Объяснение нового материала; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам практической работы (составление технологической карты) | Записи |
5. | Информационные технологии в черчении | 1 | Знакомство с САПР | Уметь: Читать чертёж | Практическая работа Контроль по итогам практической работы | Записи |
6. | Творческий проект «Компьютерная открытка – поздравление» | 1 | Критерии оценки результатов проектной деятельности.. Самооценка проекта. Рецензирование | Уметь: - производить самооценку проекта согласно критериям оценки качества проектного изделия | Практическая работа; самостоятельная работа по самооценки продукта проектирования. Контроль по итогам самостоятельной работы | |
7. | Понятие об основах проектирования | 1 | Знакомство с законами художественного конструирования, правилами экспертизы и оценки изделий. | Уметь: - определять выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа; -формулировать требования к объекту проектирования; - делать выбор материала для проектируемого изделия; - делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа. Уметь: - составлять технологическую карту проектируемого изделия. | самостоятельная работа | Записи |
8. | Алгоритм дизайна. | 1 | Знакомство с системным подходом к дизайнерским проектам, взаимосвязью между дизайном и бизнесом. | самостоятельная работа | Записи |
9. | Создание банка идей | 1 | Знакомство с сущностью банка дизайнерских идей и предложений, критериями оценки качества. | Практическая работа; самостоятельная работа | Записи |
10. | Учебный дизайн – проект | 1 | Выбор сфер деятельности, знакомство с требованиями к выбору объекта проектирования | самостоятельная работа | Записи |
11 | Экспертиза изделия | 1 | Знакомство с понятием экспертизы изделия, , резюме изделия. | Практическая работа; самостоятельная работа | Записи |
12. | Выбор материалов | 1 | Выбор материалов | Практическая работа; самостоятельная работа | Записи |
13. | Составление спецификации | 1 | Что такое спецификация, требования к её составлению | Практическая работа; самостоятельная работа | Записи |
14. | Изучение покупательского спроса изделия. | 1 | Составление анкеты, требования к составлению анкет, анализ анкеты. | самостоятельная работа | Записи |
15. | Составление технологической карты | 1 | Составление технологической карты | самостоятельная работа | Записи |
16-17 | Выполнение дизайн - проекта | 2 | Выполнение дизайн - проекта | Творческая работа по проектированию | |
18 | Понятие профессиональной деятельности. | 1 | Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, ее цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. | Знать/ понимать: что такое профессиональная деятельность. Ее цели и функции; что является фактором успеха в профессиональной деятельности; понятие разделения, специализации и кооперации труда; существующие формы разделения труда; | Лекция – беседа; самостоятельная работа. Устный опрос; контроль по итогам самостоятельной работы | Записи |
19-20 | 1. Производство как преобразовательная деятельность. 2.Материальная и нематериальная сфера производства. . | 2 | 1. производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда ,(орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. 2. материальная и нематериальная сферы производства. Их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. | Знать/ понимать: - понятие «отрасль»; - определение материальной и нематериальной сфер производства; - понятия «производственное предприятие». «производственное объединение», «научно – производственное объединение», «межотраслевой комплекс»; что такое составляющие производства; понятия «средства труда», «средства производства», «орудия производства» | Лекция – беседа; конспектирование, самостоятельная работа | Записи |
21-22 | 1.Система нормирования труда, её назначение. 2.Система оплаты труда. | 2 | 1. система нормирования труда, ее назначение. Виды норм труда. Организации. Устанавливающие и контролирующие нормы труда. 2. система оплаты труда. Тарифная система и ее элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повременная и договорная формы оплаты труда. Виды, примечание и способы расчета. Роль формы заработной платы в стимулировании труда | Знать/ понимать: - понятие «нормирование труда»; - виды норм труда; -понятие «тарифная система»; - что такое тарифная система, тарифная ставка | Объяснение нового материала; конспектирование; самостоятельная работа. Устный опрос; контроль по итогам самостоятельной работы | Записи |
23-24 | 1.Понятие культура труда. 2.Понятие «мораль» и «нравственность» труда. | 2 | 1. понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Умение организовывать свое рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности. 2. понятие «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и ее виды. | Знать/ понимать: - что входит в понятие «культура труда»; - что такое научная организация труда; - какими мерами обеспечивается безопасность труда; - понятие охраны труда; - что такое этика; -что означают понятия «мораль» и «нравственность»; - какие нормы поведения предписывает профессиональная этика; - виды профессиональной этики | Лекция – беседа; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос | Записи |
25-26 | 1.Этапы профессионального становления. 2.Понятие карьера. | 2 | 1. Этапы и результаты профессионального становления личности. Выбор профессии. Профессиональная обученность. Профессиональная комплектность. Профессиональное мастерство. 2. понятия карьеры. Должностного роста, призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех. Планирование профессиональной карьеры | Знать/понимать: - основные этапы профессионального становления; - значение понятий «профессиональная обученность» и «профессиональная компетентность», «профессиональное мастерство»; -сущность понятий «профессиональная карьера», «должностной рост», «призвание»; - из чего складывается профессиональная подготовка Уметь: - планировать будущую профессиональную карьеру; - правильно оценивать собственные профессиональные данные | Лекция – беседа; дискуссия; диспут, практическая работа. Устный опрос | Записи |
27-28 | 1.Рынок труда и профессий. 2.Способы изучения рынка труда и профессий. | 2 | 1 – 2. Рынок руда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования | Знать/ понимать: - что такое рынок труда и профессий; - что понимается под конъюнктурой рынка труда и профессий; - способы изучения рынка труда и профессий; - источники информации о рынке труда и профессий. Уметь: - находить и анализировать информацию о ситуации на рынке труда и профессий | Лекция; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам практической работы | Записи |
29-30 | 1.Профессиональная консультационная помощь. Цели и задачи. 2.Методы профессиональной консультации. | 2 | 1. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Справочно-информационные, диагностические, медико-психологические, корректирующие, развивающие, формирующие центры профессиональной консультации. Методы и их работы. | Знать/ понимать: - что такое профконсультационная помощь; - виды профессионального консультирования; - как и где можно получать профконсультационную помощь | Объяснение нового материала; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос | Записи |
31 | Виды и формы получения профессионального образования | 1 | Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг | Знать/ понимать: - в чем отличие общего и профессионального образования; - виды профессионального образования; формы получения профессионального образования; -что входит в понятие «рынок образовательных услуг». Уметь: - находить нужную информацию о рынке образовательных услуг | Объяснение нового материала, беседа; практическая работа | Записи |
32 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства | 1 | Формы самопрезентации. Автобиография как форма самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. Типичные ошибки при собеседовании. Правила самопрезентации при посещении организации | Знать/ понимать: - какие существуют виды самопрезентации; - сущность и назначение профессионального резюме и автобиографии; -правила поведения при собеседовании. Уметь: -составлять профессиональное резюме; - написать автобиографию | Лекция-беседа; практическая работа. Устный опрос | Записи |
33 | Планирование профессиональной карьеры | 1 | 1-2. определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и учебного заведения | Знать/ понимать: - сущность и назначение автобиографии как формы самопрезентации. Уметь: - планировать свои действия по достижению намеченных жизненных целей | Лекция-беседа; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам проектной деятельности | Записи |
34 | Планирование профессиональной карьеры | 1 | |