СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по технологии 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по технологии 5 класс»


Рассмотрено на заседании ШМО:

руководитель ШМО __________/_________ /

Протокол № __

от «___» __________20___г.


Согласовано:

зам. директора по УВР


_________/ /___________ /

«___»августа 20__ г.


Утверждаю:

директор МАОУ Лицей №


____________/__________/

«___»августа 20_____г.















по

ТЕХНОЛОГИИ

(наименование предмета)

на уровень ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5 КЛАСС)

(уровень)

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №2» г.Балаково Саратовской области























Балаково2022













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ


Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека.


Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.


Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.


Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах:


процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах;


открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).


Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий.


В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях:


были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма; проанализирован феномен зарождающегося технологического общества;

исследованы социальные аспекты технологии.


Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым

решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»).


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ


Основной ц е л ь ю освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.


Задачами курса технологии являются:


овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;


овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;


формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;


формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;


развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.


Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания, полученные обучающимися на других предметах.


Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для образования категории «знания», а именно:

понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную предметную область;

алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к желаемому результату при соблюдении определённых условий;

предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей, применяемых в той или иной предметной области;


методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.


Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспекты действительности, которые состоят в следующем:


технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны следующие уровни освоения технологии:


уровень представления; уровень пользователя;

когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);


практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд, осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе технологии;


появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий — информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения учиться.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»


Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.


Современный курс технологии построен по модульному принципу.


Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса технологии.



Модуль «Производство и технология»


В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и подходы к его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено по

«восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии. Освоение технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых для человека продуктов.


Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й промышленной революции.



Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»


В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений, сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном случае возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об универсальном характере технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания уникальных изделий народного творчества.



Модуль «Навыки для жизни»


Раздел Ведение домашнего хозяйства.

Программа вариативного модуля «Навыки для жизни: трудовое обучение» учебного предмета «Технология» направлена на развитие навыков обучающихся, необходимых для повседневной жизнедеятельности.

Основная цель изучения модуля заключается в развитии навыков школьников, необходимых для учёбы, жизни и труда через использование ресурсов образовательной организации и населённого пункта.

Программа вариативного модуля «Навыки для жизни: трудовое обучение» учебного предмета «Технология» (далее – Программа) разработана в соответствии с:

федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержденный приказом Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 287);

концепцией преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года);

примерной рабочей программой основного общего образования «Технология» (для 5-9 классов образовательных организаций) (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №3/21 от 27.09.2021 года);

примерной программой воспитания (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).




МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет "Технология" изучается в 5 классе два часа в неделе, общий объем составляет 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Модуль «Производство и технология»


Раздел. Преобразовательная деятельность человека.


Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального исполнения алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм.


Раздел. Простейшие машины и механизмы.


Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристики передаточных механизмов.


Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические конструкторы. Простые механические модели. Простые управляемые модели.



Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» Раздел. Структура технологии: от материала к изделию.

Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта.


Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии. Технологии и алгоритмы.


Раздел. Материалы и их свойства.


Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных материалов.


Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге. Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей.

Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины. Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов.


Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и проволока.


Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами.


Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические наноструктуры.


Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные соединения углерода.

Раздел. Основные ручные инструменты.


Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы с древесиной. Инструменты для работы с металлом.


Компьютерные инструменты.


Раздел. Трудовые действия как основные слагаемые технологии.


Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений. Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной. Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи.


Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.



ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ

Модуль «Навыки для жизни». «Обслуживающий труд»

Приготовление пищи.

Готовим быстро и вкусно. Полуфабрикаты. Полезный завтрак для всей семьи. Обедаем всей семьей. Готовим ужин дома быстро из доступных продуктов. Рецепты из Интернета.

Ведение домашнего хозяйства.

Санитарные нормы и правила в быту. Уборка помещений. Уход за посудой. Стирка и уход за одеждой, бельем, предметами быта. Уход за обувью, хранение обуви, хранение верхней одежды, хранение изделий из шерсти, хранение меховых изделий. Уход домашними животными и растениями. Мелкий ремонт одежды.

Изготовление текстильных изделий. Способы изготовления текстильных изделий: плетение, вязание, шитье. Уход и мелкий ремонт.

Советы начинающим. Информационная безопасность.

Поиск информации в соответствии с критериями технологичности, безопасности организации работ, соответствия возрастным особенностям. Оценка достоверности информации.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:


проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:


готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;


осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;


освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.


Эстетическое воспитание:


восприятие эстетических качеств предметов труда;


умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.


Ценности научного познания и практической деятельности:


осознание ценности науки как фундамента технологий;


развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.


Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:


осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;


умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.


Трудовое воспитание:


активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей; умение ориентироваться в мире современных профессий.

Экологическое воспитание:


воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;


осознание пределов преобразовательной деятельности человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Овладение универсальными познавательными действиями


Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,

относящихся к внешнему миру;


выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;


самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.


Базовые исследовательские действия:


использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;


формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации; оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;

опытным путём изучать свойства различных материалов;


овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;


строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;


уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов. Работа с информацией:

выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями;

владеть начальными навыками работы с «большими данными»;


владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями


Самоорганизация:


уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;


уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


делать выбор и брать ответственность за решение.


Самоконтроль (рефлексия):


давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению

проекта;


оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.


Принятие себя и других:


признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.



Овладение универсальными коммуникативными действиями.


Общение:


в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;

в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;


в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.


Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия

успешной проектной деятельности;


уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной

деятельности;


владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Модуль «Производство и технология»


характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества; характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;

выявлять причины и последствия развития техники и технологий;


характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;


уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;


научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;


организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; соблюдать правила безопасности;

использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль, сельскохозяйственная продукция);


уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;


получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов; оперировать понятием «биотехнология»;

классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды; оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».


Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека; соблюдать правила безопасности;

организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;

классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;


активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и сформированные универсальные учебные действия;


использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;


выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования;


получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов из различных материалов;


характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов; применять ручные технологии обработки конструкционных материалов;

правильно хранить пищевые продукты;


осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую ценность;


выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда; осуществлять доступными средствами контроль качества блюда; проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;

составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных изделий;


строить чертежи простых швейных изделий;


выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ; выполнять художественное оформление швейных изделий;

выделять свойства наноструктур;


приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;


получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их использованием для конструирования новых материалов.



ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ



Модуль «Навыки для жизни» Обслуживающий труд

5-6 классы:

характеризовать преобразовательную деятельность человека по уходу за домом, семьей;

соблюдать правила безопасности, санитарные нормы и правила в быту;

организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;

классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;

использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;

использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов;

выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования, средств малой механизации и автоматизации;

выполнять требования хранения, обработки и переработки пищевых продуктов (полуфабрикатов);

выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда из полуфабрикатов;

осуществлять доступными средствами контроль качества блюда;

составлять последовательность выполнения технологических операций по ремонту одежды, обуви, элементов декора;

выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения мелкого ремонта одежды;

выполнять художественное оформление изделий;

осуществлять поиск информации об использовании различных приемов и технологий ухода за домом, семьей;

оценивать достоверность информации, касающейся использования приемов, технологий по уходу за домом, семьей для жизни в сети Интернет.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Модуль 1. Производство и технология

1.1.

Преобразовательная деятельность человека

4

0

2


характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;

Практическая работа; устный опрос;

resh.edu.ru uchi.ru РЭШ

1.2.

Простейшие машины и механизмы

6

0

4


называть способы передачи движения с заданными усилиями и скоростями;

называть узлы швейной машины

устный опрос; практическая работа;

resh.edu.ru uchi.ru РЭШ

infourok.ru

Итого по модулю

10


Модуль 2. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов

2.1.

Структура технологии: от материала к изделию

5

0

1



называть основные элементы технологической цепочки;

называть основные виды деятельности в процессе создания технологии; объяснять назначение технологии;

читать (изображать) графическую структуру технологической цепочки;

Устный опрос; практическая работа;

resh.edu.ru uchi.ru РЭШ

2.2.

Материалы и изделия

6

0

3



называть основные свойства бумаги и области её использования; называть основные свойства ткани и области её использования; называть основные свойства древесины и области её использования; называть основные свойства металлов и области их использования; называть металлические детали машин и механизмов;

сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла;

предлагать возможные способы использования древесных отходов;

Практическая работа; устный опрос;

;

resh.edu.ru uchi.ru РЭШ

infourok.ru

2.3.

Трудовые действия как основные слагаемые технологии

26

0

9


Измерение и счёт как универсальные трудовые действия.

Точность и погрешность измерений. Действия при работе с бумагой.

Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной. Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи.

Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.

устный опрос; практическая работа;

resh.edu.ru uchi.ru


infourok.ru РЭШ

2.4.

Основные ручные инструменты

4

0

2



называть назначение инструментов для работы с данным материалом; оценивать эффективность использования данного инструмента; выбирать инструменты, необходимые для изготовления данного изделия;

создавать с помощью инструментов простейшие изделия из бумаги, ткани, древесины, железа;

устный опрос; практическая работа;

resh.edu.ru uchi.ru РЭШ

infourok.ru

Итого по модулю

41


Модуль 3. Навыки для жизни. Элементы ведения домашнего хозяйства

3.1.

Приготовление пищи.

Ведение домашнего хозяйства.

Изготовление текстильных изделий.

Способы изготовления текстильных изделий: плетение, вязание, шитье. Уход и мелкий ремонт.



15

0

8



Знать санитарные нормы и правила в быту.

Знать виды уборки помещений, способы ухода за посудой. одеждой, бельем, предметами быта, за обувью; правила хранение верхней одежды, изделий из шерсти, меховых изделий. Уход домашними животными и растениями. Знать виды мелкого ремонта.

Уметь выполнять аппликацию, пришивать пуговицу.


устный опрос; практическая работа;

resh.edu.ru uchi.ru РЭШ

infourok.ru

3.2.

Советы начинающим. Информационная безопасность.


2

0

1


Уметь находить информацию в соответствии с критериями технологичности, безопасности организации работ, соответствия возрастным особенностям.

Уметь оценивать достоверность информации.



устный опрос; практическая работа;

resh.edu.ru uchi.ru РЭШ

infourok.ru

Итого по модулю

17


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

30



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Вводное занятие. Меры безопасности в быту.

1

0

0


Устный опрос;

2.

Познание и преобразование внешнего мира — основные виды человеческой деятельности.

1

0

0


Устный опрос;

3.

Как человек познает и преобразует мир. Понятие технология. Технологический процесс.

1

0

0


Устный опрос;

4.

Алгоритмы и первоначальные представления о технологии. Свойства алгоритмов, основное свойство алгоритма, исполнители алгоритмов (человек, робот).

1

0

1


Практическая работа;

5.

Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта


1

0

0


Устный опрос

6.

Реклама. Понятие о технологической документации.


1

0

1


Устный опрос; практическая работа

7

Составляющие технологии: этапы, операции действия.

1

0

0


Устный опрос;

8

Сырьё и материалы как основы производства.

1

0

0


тест

9

Древесина и её свойства.

Лиственные и хвойные породы древесины.

1

0

0


Тест

10

Основные свойства древесины.

Инструменты для работы с деревом. Столярный верстак.


1

0

0


Устный опрос;

11

Металлы и их свойства. Чёрные и цветные металлы

Свойства металлов.


1

0

1


Практическая работа;

12

Инструменты для работы с металлами. Слесарный верстак.


1

0

0


Устный опрос;

13

Действия при работе с тонколистовым металлом.


1

0

1


Практическая работа;

14

Пластмассы и их свойства. Различные виды пластмасс. Использование пластмасс в промышленности и быту.


1

0

0


Устный опрос;

15.

Действия при работе с бумагой

Инструменты работы с бумагой: ножницы, нож, клей.


1

0

0


Устный опрос;

16.

Основные ручные инструменты. Практическая деятельность: создавать с помощью инструментов простейшие изделия из бумаги

1

0

1



Практическая работа;

17

Изучение волокон растительного происхождения. Характеристика и свойства


1

0

0


Устный опрос

18

Производство текстильных материалов

1

0

0


тест

19

Понятие о пряже и прядении

1

0

0


Устный опрос

20

Свойства тканей из натуральных растительных волокон

1

0

1


практическаяработа

21

Понятие о машине и механизме.


1

0

0


Устный опрос

22

Подготовка швейной машины к работе


1

0

1


Практическая работа

23

Приемы работы на швейной машине

1

0

1


Практическая работа;

24

Приемы работы на швейной машине

1

0

1


Практическаяработа,устный опрос;

25

Швейные машинные работы.

1

0

0


Устный опрос;

26

Швейные машинные работы.

1

0

1


Практическая работа;

27

Конструирование швейных изделий

1

0

0


Устный опрос

28

Конструирование швейных изделий

1

0

1


Практическая работа;

29

Построение чертежа швейного изделия.


1

0

0


Устный опрос;

30

Построение чертежа швейного изделия.


1

0

1


Практическая работа

31

Раскладка выкройки на ткани. Припуски на швы

1

0

1


Практическаяработа

32

Выкраивание деталей швейного изделия

1

0

1


Практическая работа;

33

Инструменты и приспособления для ручных работ

1

0

0


Устный опрос

34

Основные операции при ручных работах: перенос линий выкройки на детали кроя; временное соединение деталей

1

0

1


Практическая работа

35

Основные операции при ручных работах: обмётывание

1

0

1


Практическая работа

36

Основные операции при ручных работах: временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).


1

0

1


Практическая работа

37

Операции влажно-тепловой обработки Рабочее место и оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно- тепловых работ.

1

0

0


Устный опрос;

38.

Основные операции влажно-тепловой обработки. Правила безопасной работы утюгом.

1

0

1


Практическая работа

39.

История создания изделий из лоскутов.

1

0

0


Устный опрос;

40.

Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль»,

«изба» и др.


1

0

1


Практическая работа;

41.

Понятие о стёжке (выстёгивании).

1

0

1


Практическая работа

42.

Соединение лоскутного верха, прокладки и подкладки прямыми ручными стежками.


1

0

1


Практическая работа;

43.

Виды обработки срезов лоскутного изделия.

1

0

0


Устный опрос;

44.


Технология обработки срезов лоскутного изделия двойной подгибкой.

1

0

1


Практическая работа


45.

Физиология питания.

1

0

0


Устный опрос;

46.

Бытовые электроприборы и инструменты на кухне

1

0

0


Устный опрос;

47.

Бутерброды

1

0

1


Устный опрос; практическая работа

48.

Горячие напитки

1

0

1


Практическая работа;

49.

Технология приготовления блюд из макаронных изделий

1

0

0


Устный опрос


50.

Технология приготовления блюд из круп, бобовых изделий

1

0

1


Практическая работа;

51.

Пищевая ценность овощей и фруктов

1

0

0


Устный опрос;

52.

Значение и виды тепловой обработки овощей

1

0

0


Устный опрос;

53.

Значение яиц в питании человека

1

0

0


Устный опрос;

54.

Технология приготовления блюд из яиц

1

0

1


Практическая работа

55.

Сервировка стола к завтраку

1

0

1


Практическая работа;

56.

Правила поведения за столом

1

0

0


тест

57.

Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Цветовое решение кухни.

1

0

0


Устный опрос

58.

Проектирование кухни

1

0

1


Практическая работа

59.

Санитарные нормы и правила в быту.


1

0

0


тест

60.

Санитария и гигиена на кухне.


1

0

0


Устный опрос;

61.

Мелкий ремонт одежды. Аппликация

1

0

1


Практическая работа

62.

Пришивание пуговиц

1

0

1


практическаяработа

63.

Уход за обувью. Хранение меховых изделий

1

0

0


Устный опрос;


64.

Уход за текстильными изделиями.


1

0

0


тест

65.

Уход за домашними животными

1

0

0


Устный опрос;

66.

Виды уборки помещения.

1

0

0


Устный опрос

67.

Информационная безопасность

1

0

0


Устный опрос;

68.

Советы по Интернету.


1

0

0


Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

30




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Технология. 5 класс/Тищенко А.Т.Синица Н.В Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акцционерное общество «Издательство Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

методическое пособие


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

resh.edu.ru uchi.ru РЭШ

infourok.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

компьютер


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ