Рассмотрено на заседании ШМО: руководитель ШМО __________/_________ / Протокол № __ от «___» __________20___г. | Согласовано: зам. директора по УВР _________/ /___________ / «___»августа 20__ г. | Утверждаю: директор МАОУ Лицей № ____________/__________/ «___»августа 20_____г. |
по | ТЕХНОЛОГИИ |
(наименование предмета) на уровень ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5 КЛАСС) |
(уровень) |
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №2» г.Балаково Саратовской области |
Балаково2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах:
процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах;
открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий.
В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях:
были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма; проанализирован феномен зарождающегося технологического общества;
исследованы социальные аспекты технологии.
Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым
решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Основной ц е л ь ю освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Задачами курса технологии являются:
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания, полученные обучающимися на других предметах.
Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для образования категории «знания», а именно:
понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную предметную область;
алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к желаемому результату при соблюдении определённых условий;
предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей, применяемых в той или иной предметной области;
методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.
Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспекты действительности, которые состоят в следующем:
технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны следующие уровни освоения технологии:
уровень представления; уровень пользователя;
когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);
практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд, осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе технологии;
появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий — информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения учиться.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.
Современный курс технологии построен по модульному принципу.
Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса технологии.
Модуль «Производство и технология»
В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и подходы к его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено по
«восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии. Освоение технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых для человека продуктов.
Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й промышленной революции.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений, сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном случае возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об универсальном характере технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания уникальных изделий народного творчества.
Модуль «Навыки для жизни»
Раздел Ведение домашнего хозяйства.
Программа вариативного модуля «Навыки для жизни: трудовое обучение» учебного предмета «Технология» направлена на развитие навыков обучающихся, необходимых для повседневной жизнедеятельности.
Основная цель изучения модуля заключается в развитии навыков школьников, необходимых для учёбы, жизни и труда через использование ресурсов образовательной организации и населённого пункта.
Программа вариативного модуля «Навыки для жизни: трудовое обучение» учебного предмета «Технология» (далее – Программа) разработана в соответствии с:
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержденный приказом Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 287);
концепцией преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года);
примерной рабочей программой основного общего образования «Технология» (для 5-9 классов образовательных организаций) (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №3/21 от 27.09.2021 года);
примерной программой воспитания (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет "Технология" изучается в 5 классе два часа в неделе, общий объем составляет 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Производство и технология»
Раздел. Преобразовательная деятельность человека.
Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального исполнения алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм.
Раздел. Простейшие машины и механизмы.
Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристики передаточных механизмов.
Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические конструкторы. Простые механические модели. Простые управляемые модели.
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» Раздел. Структура технологии: от материала к изделию.
Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта.
Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии. Технологии и алгоритмы.
Раздел. Материалы и их свойства.
Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных материалов.
Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге. Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей.
Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины. Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов.
Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и проволока.
Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами.
Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические наноструктуры.
Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные соединения углерода.
Раздел. Основные ручные инструменты.
Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы с древесиной. Инструменты для работы с металлом.
Компьютерные инструменты.
Раздел. Трудовые действия как основные слагаемые технологии.
Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений. Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной. Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи.
Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.
ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ
Модуль «Навыки для жизни». «Обслуживающий труд»
Приготовление пищи.
Готовим быстро и вкусно. Полуфабрикаты. Полезный завтрак для всей семьи. Обедаем всей семьей. Готовим ужин дома быстро из доступных продуктов. Рецепты из Интернета.
Ведение домашнего хозяйства.
Санитарные нормы и правила в быту. Уборка помещений. Уход за посудой. Стирка и уход за одеждой, бельем, предметами быта. Уход за обувью, хранение обуви, хранение верхней одежды, хранение изделий из шерсти, хранение меховых изделий. Уход домашними животными и растениями. Мелкий ремонт одежды.
Изготовление текстильных изделий. Способы изготовления текстильных изделий: плетение, вязание, шитье. Уход и мелкий ремонт.
Советы начинающим. Информационная безопасность.
Поиск информации в соответствии с критериями технологичности, безопасности организации работ, соответствия возрастным особенностям. Оценка достоверности информации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей; умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации; оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов. Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению
проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Принятие себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия
успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной
деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Производство и технология»
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества; характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; соблюдать правила безопасности;
использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль, сельскохозяйственная продукция);
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов; оперировать понятием «биотехнология»;
классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды; оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека; соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и сформированные универсальные учебные действия;
использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования;
получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов из различных материалов;
характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов; применять ручные технологии обработки конструкционных материалов;
правильно хранить пищевые продукты;
осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую ценность;
выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда; осуществлять доступными средствами контроль качества блюда; проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных изделий;
строить чертежи простых швейных изделий;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ; выполнять художественное оформление швейных изделий;
выделять свойства наноструктур;
приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;
получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их использованием для конструирования новых материалов.
ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ
Модуль «Навыки для жизни» Обслуживающий труд
5-6 классы:
характеризовать преобразовательную деятельность человека по уходу за домом, семьей;
соблюдать правила безопасности, санитарные нормы и правила в быту;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования, средств малой механизации и автоматизации;
выполнять требования хранения, обработки и переработки пищевых продуктов (полуфабрикатов);
выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда из полуфабрикатов;
осуществлять доступными средствами контроль качества блюда;
составлять последовательность выполнения технологических операций по ремонту одежды, обуви, элементов декора;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения мелкого ремонта одежды;
выполнять художественное оформление изделий;
осуществлять поиск информации об использовании различных приемов и технологий ухода за домом, семьей;
оценивать достоверность информации, касающейся использования приемов, технологий по уходу за домом, семьей для жизни в сети Интернет.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Модуль 1. Производство и технология |
1.1. | Преобразовательная деятельность человека | 4 | 0 | 2 | | характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека; | Практическая работа; устный опрос; | resh.edu.ru uchi.ru РЭШ |
1.2. | Простейшие машины и механизмы | 6 | 0 | 4 | | называть способы передачи движения с заданными усилиями и скоростями; называть узлы швейной машины | устный опрос; практическая работа; | resh.edu.ru uchi.ru РЭШ infourok.ru |
Итого по модулю | 10 | |
Модуль 2. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов |
2.1. | Структура технологии: от материала к изделию | 5 | 0 | 1 | | называть основные элементы технологической цепочки; называть основные виды деятельности в процессе создания технологии; объяснять назначение технологии; читать (изображать) графическую структуру технологической цепочки; | Устный опрос; практическая работа; | resh.edu.ru uchi.ru РЭШ |
2.2. | Материалы и изделия | 6 | 0 | 3 | | называть основные свойства бумаги и области её использования; называть основные свойства ткани и области её использования; называть основные свойства древесины и области её использования; называть основные свойства металлов и области их использования; называть металлические детали машин и механизмов; сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла; предлагать возможные способы использования древесных отходов; | Практическая работа; устный опрос; ; | resh.edu.ru uchi.ru РЭШ infourok.ru |
2.3. | Трудовые действия как основные слагаемые технологии | 26 | 0 | 9 | | Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений. Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной. Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи. Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами. | устный опрос; практическая работа; | resh.edu.ru uchi.ru infourok.ru РЭШ |
2.4. | Основные ручные инструменты | 4 | 0 | 2 | | называть назначение инструментов для работы с данным материалом; оценивать эффективность использования данного инструмента; выбирать инструменты, необходимые для изготовления данного изделия; создавать с помощью инструментов простейшие изделия из бумаги, ткани, древесины, железа; | устный опрос; практическая работа; | resh.edu.ru uchi.ru РЭШ infourok.ru |
Итого по модулю | 41 | |
Модуль 3. Навыки для жизни. Элементы ведения домашнего хозяйства |
3.1. | Приготовление пищи. Ведение домашнего хозяйства. Изготовление текстильных изделий. Способы изготовления текстильных изделий: плетение, вязание, шитье. Уход и мелкий ремонт. | 15 | 0 | 8 | | Знать санитарные нормы и правила в быту. Знать виды уборки помещений, способы ухода за посудой. одеждой, бельем, предметами быта, за обувью; правила хранение верхней одежды, изделий из шерсти, меховых изделий. Уход домашними животными и растениями. Знать виды мелкого ремонта. Уметь выполнять аппликацию, пришивать пуговицу. | устный опрос; практическая работа; | resh.edu.ru uchi.ru РЭШ infourok.ru |
3.2. | Советы начинающим. Информационная безопасность. | 2 | 0 | 1 | | Уметь находить информацию в соответствии с критериями технологичности, безопасности организации работ, соответствия возрастным особенностям. Уметь оценивать достоверность информации. | устный опрос; практическая работа; | resh.edu.ru uchi.ru РЭШ infourok.ru |
Итого по модулю | 17 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 0 | 30 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Вводное занятие. Меры безопасности в быту. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
2. | Познание и преобразование внешнего мира — основные виды человеческой деятельности. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
3. | Как человек познает и преобразует мир. Понятие технология. Технологический процесс. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
4. | Алгоритмы и первоначальные представления о технологии. Свойства алгоритмов, основное свойство алгоритма, исполнители алгоритмов (человек, робот). | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
5. | Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
6. | Реклама. Понятие о технологической документации. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; практическая работа |
7 | Составляющие технологии: этапы, операции действия. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
8 | Сырьё и материалы как основы производства. | 1 | 0 | 0 | | тест |
9 | Древесина и её свойства. Лиственные и хвойные породы древесины. | 1 | 0 | 0 | | Тест |
10 | Основные свойства древесины. Инструменты для работы с деревом. Столярный верстак. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
11 | Металлы и их свойства. Чёрные и цветные металлы Свойства металлов. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
12 | Инструменты для работы с металлами. Слесарный верстак. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
13 | Действия при работе с тонколистовым металлом. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
14 | Пластмассы и их свойства. Различные виды пластмасс. Использование пластмасс в промышленности и быту. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
15. | Действия при работе с бумагой Инструменты работы с бумагой: ножницы, нож, клей. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
16. | Основные ручные инструменты. Практическая деятельность: создавать с помощью инструментов простейшие изделия из бумаги | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
17 | Изучение волокон растительного происхождения. Характеристика и свойства | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
18 | Производство текстильных материалов | 1 | 0 | 0 | | тест |
19 | Понятие о пряже и прядении | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
20 | Свойства тканей из натуральных растительных волокон | 1 | 0 | 1 | | практическаяработа |
21 | Понятие о машине и механизме. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
22 | Подготовка швейной машины к работе | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
23 | Приемы работы на швейной машине | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
24 | Приемы работы на швейной машине | 1 | 0 | 1 | | Практическаяработа,устный опрос; |
25 | Швейные машинные работы. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
26 | Швейные машинные работы. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
27 | Конструирование швейных изделий | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
28 | Конструирование швейных изделий | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
29 | Построение чертежа швейного изделия. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
30 | Построение чертежа швейного изделия. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
31 | Раскладка выкройки на ткани. Припуски на швы | 1 | 0 | 1 | | Практическаяработа |
32 | Выкраивание деталей швейного изделия | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
33 | Инструменты и приспособления для ручных работ | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
34 | Основные операции при ручных работах: перенос линий выкройки на детали кроя; временное соединение деталей | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
35 | Основные операции при ручных работах: обмётывание | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
36 | Основные операции при ручных работах: временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами). | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
37 | Операции влажно-тепловой обработки Рабочее место и оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно- тепловых работ. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
38. | Основные операции влажно-тепловой обработки. Правила безопасной работы утюгом. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
39. | История создания изделий из лоскутов. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
40. | Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
41. | Понятие о стёжке (выстёгивании). | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
42. | Соединение лоскутного верха, прокладки и подкладки прямыми ручными стежками. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
43. | Виды обработки срезов лоскутного изделия. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
44. | Технология обработки срезов лоскутного изделия двойной подгибкой. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
45. | Физиология питания. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
46. | Бытовые электроприборы и инструменты на кухне | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
47. | Бутерброды | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; практическая работа |
48. | Горячие напитки | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
49. | Технология приготовления блюд из макаронных изделий | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
50. | Технология приготовления блюд из круп, бобовых изделий | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
51. | Пищевая ценность овощей и фруктов | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
52. | Значение и виды тепловой обработки овощей | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
53. | Значение яиц в питании человека | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
54. | Технология приготовления блюд из яиц | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
55. | Сервировка стола к завтраку | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
56. | Правила поведения за столом | 1 | 0 | 0 | | тест |
57. | Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Цветовое решение кухни. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
58. | Проектирование кухни | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
59. | Санитарные нормы и правила в быту. | 1 | 0 | 0 | | тест |
60. | Санитария и гигиена на кухне. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
61. | Мелкий ремонт одежды. Аппликация | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
62. | Пришивание пуговиц | 1 | 0 | 1 | | практическаяработа |
63. | Уход за обувью. Хранение меховых изделий | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
64. | Уход за текстильными изделиями. | 1 | 0 | 0 | | тест |
65. | Уход за домашними животными | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
66. | Виды уборки помещения. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
67. | Информационная безопасность | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
68. | Советы по Интернету. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 0 | 30 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология. 5 класс/Тищенко А.Т.Синица Н.В Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акцционерное общество «Издательство Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
методическое пособие
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
resh.edu.ru uchi.ru РЭШ
infourok.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ