СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по технологии 5 класс (девочки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии  для  5 класса  составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной  программы общего образования МБОУ «Мглинская СОШ №1».на основе примерно. Программы основного общего образования под редакции, авторской программы 5-8 классы /А.Т. Тищенко, Н.В.Синица. -М.; Вентана-Граф,2015 учебный год.

         Рабочая программа ориентирована на использование учебника.

  1. Технология .Технология ведения дома : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) Н.В.Синица,  В. Д. Симоненко  М. : Вентана -Граф, 2013.-192с.ил. ISBN 978-5-360-03720-0

   Рабочая программа рассчитана на 70 часов  в год (2 часа в неделю ),исходя из                      продолжительности учебного года 35 учебных недель).

Просмотр содержимого документа
«Программа по технологии 5 класс (девочки)»

Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы общего образования МБОУ «Мглинская СОШ №1».на основе примерно. Программы основного общего образования под редакции, авторской программы 5-8 классы /А.Т. Тищенко, Н.В.Синица. -М.; Вентана-Граф,2015 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника.

  1. Технология .Технология ведения дома : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) Н.В.Синица, В. Д. Симоненко М. : Вентана -Граф, 2013.-192с.ил. ISBN 978-5-360-03720-0

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю ),исходя из продолжительности учебного года 35 учебных недель).


I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Обучение в основной школе является второй ступенью технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате, обучающиеся должны научиться, самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

    - проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

    -выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

    - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

    - овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

-     планирование образовательной и профессиональной карьеры;

-    бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

-     готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

-    проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

-     алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

-   комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

-     проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

-     самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

-     приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-    выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

-     использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

-     согласование и координация совместной познавательно -трудовой деятельности с другими ее участниками;

-    объективное оценивание вклада своей   познавательно –трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

-    диагностика результатов познавательно–трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

-     соблюдение норм и правил безопасности познавательно –трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

-   рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

-   оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

-    ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

-   распознание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

-     владения кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

-     применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологического процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности.

В трудовой сфере:

-    планирование технологического процесса и процесса труда;

-     подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

-     подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

-    проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

-     выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

-     соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

-     подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

-     контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов.

В мотивационной сфере:

-     оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

-     согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников  познавательно–трудовой деятельности;

-     осознание ответственности за качество результатов труда;

-     наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ;

-     стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

-     моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

-     эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

-     рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

-     формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

-     оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

-     публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.

В физиолого-психологической сфере:

-     развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

-     достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

-     сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» 14 часа

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность 1 час

Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составление части готового проекта пятиклассников.

Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический (основной) этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчет затрат на изготовление. Аналитический (заключительный) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.

Практические работы.

Творческий проект по разделу ««Технологии домашнего хозяйства».

Творческий проект по разделу «Ку­линария».

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Творческий проект по разделу «Художественные ремесла».

Составление портфолио и разработка электронной презентации.

Презентация и защита творческого проекта.

Варианты творческих проектов: «Планирование кухни», «Моя комната», «Интерьер гостиной», «Подставка под горячее», «Кухонная доска», «Набор столовых салфеток», «Фартук для кулинарных работ», «Приготовление завтрака для всей семьи» и др.



Раздел « Технологии домашнего хозяйства» 4 ч

Тема 1. Интерьер жилого дома 2

Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону для приготовления пищи (рабочая зона) и зону приема пищи (зона столовой). Варианты планировки кухни: линейная, параллельная, угловая, П-образная. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Проектирование кухни на компьютере.

Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.

Тема практической работы

Планировка кухни.

Раздел «Электротехника» 2

Тема 1. Бытовые электроприборы на кухне

Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ).

Лабораторно-практическая работа. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне.

Лакирование.

Раздел « Кулинария» 12 ч

Тема 1. Санитария и гигиена 2 ч

Теоретические сведения. Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качеств и предупреждения пищевых отравлений.Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.

Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

Темы лабораторно-практических работ:

Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета кулинарии.

Тема 2. Здоровое питание2 ч

Теоретические сведения. Понятие о здоровом питании, об усвояемости пищи; условия, способствующие лучшему пищеварению;  общие сведения о питательных веществах.  Пищевая пирамида. Режим питания. Правила хранения продуктов в холодильнике.

Темы лабораторно-практических работ:

Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания. Составление меню из малокалорийных продуктов.


Тема 3. Бутерброды и горячие напитки 2 ч

Теоретические сведения. Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их вкусовые достоинства и способы заваривания. Сорта кофе и какао. Устройство для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао.

Требования к качеству готовых напитков.

Темы лабораторно-практических работ:

Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.


Тема 4. Блюда из овощей и фруктов 2 ч

Теоретические сведения. Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах полезных веществ, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Влияние её на качество и сохранность продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Методы определения качества овощей и фруктов.

Назначение, правила и санитарные условия механической кулинарной обработки овощей. Причины потемнения картофеля и способы его предотвращения. Особенности механической кулинарной обработки листовых, луковых, пряных, тыквенных, томатных и капустных овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов.

Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов. Преимущества и недостатки различных способов варки овощей. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в овощах в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Темы лабораторно-практических работ:

Приготовление фруктового салата.

Приготовление винегрета.


Тема 5. Блюда из яиц 2 ч

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.

Темы лабораторно-практических работ:

Приготовление блюда из яиц.


Тема 6. Сервировка стола к завтраку 2 ч

Теоретические сведения. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посуды. Способы складывания салфеток. Правила пользования столовыми приборами.

Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом. Прием гостей и правила поведения в гостях. Время и продолжительность визита.

Приглашения и поздравительные открытки.

Темы лабораторно-практических  работ:

Оформление стола к завтраку.



Раздел « Создание изделий из текстильных материалов» 32 ч

Тема 1. Свойства текстильных материалов 4 ч

Теоретические сведения. Современное прядильное производство, ткацкое производство. Пряжа (нити). Долевая нить (основа),  поперечная нить (уток). Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое, атласное. Раппорт.

Отделочное производство. Отбеливание. Крашение: гладко-крашенная, набивная ткань.

Классификация текстильных волокон.  Способы получения натуральных и искусственных волокон растительного происхождения. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства и ткач.

Лабораторно-практическая работа. Определение направления долевой нити в ткани. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.


Тема 2. Конструирование швейных изделий 6 ч


Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок.

Особенности построения выкройки фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы.

          Практическая  работа:                                                                          

 Определение размеров и снятие мерок. Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.


Тема 3. Швейная машина 12 ч

Классификация машин швейного производства. Характеристика и области применения современных швейных  и вышивальных машин с программным управлением. Бытовая швейная машина, её технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.

    Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Челночное устройство универсальной швейной машины.

      Темы лабораторно – практических  работ:

   Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Приемы работы на швейной машине. Устранение неполадок в работе швейной машины. Изготовление образцов машинных работ.


Тема 4. Технология изготовления швейных изделий 10 ч


Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.

Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятие о стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: портновскими булавками и мелом, прямыми стежками.

Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания  —  ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами).

Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Правила безопасной работы утюгом.

Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов в подгибку с открытым срезом и шов в подгибку с открытым обмётанным срезом, шов в подгибку с закрытым срезом).

 Темы лабораторно-практических работ: Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных работ. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Определение качества готового изделия.


Тема 5. Художественные ремёсла 8 ч

Декоративно-прикладное изделие для кухни

Творческий проект «Изделие в технике лоскутного шитья для кухни»

Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно прикладного творчества. Применение лоскутной пластики в народном и современном костюме, интерьере. Знакомство с видами лоскутной пластики. Композиция, цвет в лоскутном шитье. Холодные, тёплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Подготовка доклада к защите проекта.

Практические работы

Зарисовка традиционных орнаментов лоскутной пластики, определение колорита и материалов для шитья изделия. Организация рабочего места. Выполнение эскизов прихватки. Выполнение раскроя по шаблонам. Технология изготовления прихватки из лоскутков. Материалы, инструменты, оборудование. Защита проекта.




















IIIТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п


Наименование раздела, темы.


Количество часов


Дата

по плану

фактически

I

Технологии творческой и опытнической деятельности (4ч)



1

Первичный инструктаж. Введение

1


2

Исследовательская и созидательная деятельность

1


3-4

Этапы выполнения проекта

2


I I

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (2 ч)



5-6

Интерьер жилого дома 

Практическая работа №1

«Планировка кухни»

2


I I I

Раздел «Электротехника» (2 ч)



7-8

Бытовые электроприборы на кухне.

Лабораторно-практическая работа № 1. « Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне»

2


IV

Раздел «Кулинария» (12 ч)



9-10

Санитария и гигиена.

Лабораторно-практическая работа

 № 2. «Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета кулинарии»

2


11-12

Здоровое питание. Практическая работа № 2 «Составление меню из малокалорийных продуктов»

2


13-14

Бутерброды и горячие напитки .

Лабораторно-практическая работа № 3. « Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку»

2



15-16

Блюда из овощей и фруктов.

Лабораторно-практических работ №4

«Приготовление фруктового салата».

«Приготовление винегрета».

2



17-18

Блюда из яиц.

Лабораторно-практическая работа№5. «Приготовление блюда из яиц».

2



19-20

Сервировка стола к завтраку.

Лабораторно-практическая работа

 № 6. «Оформление стола к завтраку».

2



V

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» 2 часа



21-22

Защита творческого проекта

2



VI

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» 

(32ч)




Тема 1. Свойства текстильных материалов (4ч)




23-24

Технология изготовления ткани .

Лабораторно-практическая работа

. «Определение направления долевой нити в ткани».

2



25-26

Текстильные материалы и их свойства

Лабораторно-практическая работа № 8. « Изучение свойств тканей из хлопка и льна»

2




Тема 2. «Конструирование швейных изделий» (6ч)



27-28

Конструирование швейных изделий

Практическая  работа № 2.  «Определение размеров и снятие мерок».

2



29-30

31-32

Изготовление выкройки выбранного изделия.

Практическая  работа №3.  «Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 величину по своим меркам или по заданным размерам»


4




Тема 3. «Швейная машина» (12ч)



33-34

Швейная машина.

Лабораторно-практическая работа № 9.  «Заправка верхней и нижней нитей».

2



35-36

37-38

Швейная машина

Лабораторно-практическая  работа

№ 10. «Приемы работы на швейной машине».

4



39-40

Неполадки в швейной машине

Лабораторно-практическая работа

 № 11. «Устранение неполадок в работе швейной машины».

2



41-42

43-44

Машинные швы

Лабораторно-практическая работа

 № 12-№13. «Изготовление образцов машинных работ».

4




Тема 4. Технология изготовления швейных изделий (10ч)



45-46

Раскрой швейного изделия

Лабораторно-практическая работа№14 «Раскрой швейного изделия»

2



47-48

Ручные швейные работы

Лабораторно-практическая работа

 № 15. «Изготовление образцов ручных работ».

2



49-50

Последовательность изготовления изделия

Лабораторно-практическая работа

 № 16. «Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя».

2



51-52

Окончательная отделка швейных изделий. ВТО.

Лабораторно-практическая работа

 № 19. «Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия».

2



53-54

Защита творческого проекта

2



VII



Тема 5. «Художественные ремесла» (8ч)




55-56

Декоративно-прикладное искусство.

Лабораторно-практическая работа№20. «Технология изделий из лоскутков»

1



57-58

Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

Лабораторно-практическая работа№21. «Создании предметов декоративно-прикладного искусства.

1



59-60

Орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте.

Лабораторно-практическая работа№22«Подбор лоскутков по цвету»

2



61-62

Лоскутное шитьё.

Практическая работа №4-«Изготовление образца изделия из лоскутков».

2



63-64

Технологии лоскутного шитья. Практическая работа №4-«Технология изготовления лоскутного шитья».

2



65-66

Защита творческого проекта. Творческий проект . «Прихватка».

2


VIII

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» ( 4 часа)



67-68

Выполнение проекта .

2


69-70

Технологии лоскутного шитья. Практическая работа №4-«Технология изготовления лоскутного шитья».

2





Итоговый творческий проект «Прихватка»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!