СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии для девочек 7-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии для девочек 7-х классов создана на основе Программы  Сасова И. А. Технология: 5-8 классы: программа / И. А. Сасова,  - М.: Вентана-Граф, 2013.- 168 с. Имеется развернутое КТП, пояснительная записка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для девочек 7-х классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО

Протокол № ____

Заместитель директора по УВР

_____________ Е.А. Касимова

Приказ от 29.08.2017 г № 439

от «__»___________ 2017г.

«___» ______________ 2017 г.





ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»



Рабочая программа


Наименование учебного предмета: технология

Класс: 7 а,б,в,г,д,е классы

Учитель: Фадеева Елена Геннадьевна

Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018 учебный год

Количество часов: 70 часов в год; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе программы Сасова И. А. Технология: 5-8 классы: программа / И. А. Сасова, - М.: Вентана-Граф, 2013.- 168 с.

Учебник: Сасова И.А. Технология. Технологии ведения дома: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [И. А. Сасова, М. Б. Павлова, А.Ю.Шарутина др.] под ред. И. А. Сасовой. – 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 208 с.: ил.



Рабочую программу составил (а) ____________Фадеева Е.Г.


Пояснительная записка


Источники составления рабочей программы.


Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

  2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – Москва: Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Программа Сасовой И. А. Технология: 5-8 классы: программа / И. А. Сасова, - М.:Вентана-Граф, 2013.- 168 с.

  4. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии». – Авт. – сост. Атаулова О.В.; под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск, УИПКПРО, 2012. – 88 с.


Рабочая программа адресована обучающимся 7 класса общеобразовательного учреждения, количество часов – 70, из расчёта 2 ч в неделю.


Особенностью программы является то, что овладение обучающимися обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты. Они содержат специальные технико-технологические упражнения, развивающие творческие и интеллектуальные способности обучающихся, самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению.


Цель выполнения проектов заключается в обучении учащихся самостоятельному поиску проблем, требующих решения, в освоении ими поиска необходимой информации, в овладении алгоритмом преобразовательной деятельности.

Проект – это творческое задание интеллектуально-практического характера, результатом выполнения которого являются:

  • Создание материального продукта;

  • Создание интеллектуального продукта;

  • Организация сервисных услуг;

  • Разработка эколого-экономических нововведений;

  • Решение хозяйственно-бытовых задач и др.

Учебный проект представляет собой вид учебной деятельности, включающий:

  • Выявление потребностей людей и общества;

  • Определение конструкторско-технологической или иной творческой задачи по предмету проектирования;

  • Разработку перечня критериев, которым должны соответствовать изделие или услуга, удовлетворяющие конкретную потребность;

  • Выдвижение идей по проектированию и изготовлению изделия;

  • Выбор идеи, наиболее полно соответствующей критериям;

  • Исследование процесса планирования и изготовления изделия и услуги;

  • Изготовление изделия или оказание услуги;

  • Проведение испытаний в реальной ситуации;

  • Оценку процесса проектирования и качества изготовления изделия.


Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определенной цели выполняемой работы и её значимости для обучающихся, его семьи, школы, общества и в переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения в целях получения изделия заданного качества. Выполнение упражнений предусматривает овладение определенными знаниями, умениями и навыками.

Метод проектов является эффективным средством интеграции содержания обучения. Такие сквозные темы, как информационные технологии, черчение и графика, экономика, экология, проходят через большинство предлагаемых проектов. Несмотря на то, что в проект входит большое количество компонентов, программой отводится 60-70% времени на изготовление изделия (включая учебный труд – упражнения на приобретение умений по обработке материалов и использованию инструментов, экспериментов, лабораторно-практические работы с материалами и т.д.).

Образовательная область "Технология" представлена предметом технология, который формирует технологическое мышление, творческое отношение к своей трудовой деятельности, к создаваемому продукту, вырабатывает навыки самостоятельной практической деятельности, создает общественно-ценностную мотивацию выбора профессии.


Общие цели учебного предмета для ступени обучения

Целевые установки технологического образования трехпозиционны.

1. Формирование личности, способной выявлять проблемы (привлекая для этой цели знания из разных областей), определять пути и средства их решения, прогнозировать результаты и возможные последствия вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования процесса и результатов труда.

2. Обучение способам организации труда и видам деятельности, обеспечивающим эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека по удовлетворению выявленных потребностей.

3. Развитие адаптивности к меняющемуся по содержанию труду на основе развития подвижности трудовых функций и активности влияния на совершенствование техники и производственных отношений в процессе преобразующей деятельности.


Основные предполагаемые трехкомпонентные результаты реализации программы

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важных задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному о ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Содержание технологического образования в определённой степени призвано обеспечивать комплекс знаний и умений, необходимой для успешной жизнедеятельности каждого человека и всей страны. Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.


Основной инструментарий для оценивания результатов

Особенностями системы оценки обучающихся являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и т.д.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса. При оценке результатов деятельности образовательного учреждения и его работников основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.


Система оценки и видов контроля

Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, тестирования.

Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, тестирование. Опрос целесообразно проводить по карточкам - заданиям разных типов.

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся

ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.

«2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.


Нормы оценки практической работы

Организация труда

ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.

«4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.

«3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.

«2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.

«4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.

«3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.

«2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделия (работы)

ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом установленных требований.

«4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.

«3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований.

«2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.


Общая характеристика учебного предмета

Обучение школьников технологии строится на основе освоения процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учёта интересов и склонностей обучающихся, возможностью образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания в программе по технологии городских школ для девочек предусматривает изучение направления «Технология ведения дома».

Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана.

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологии, называемой техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Прослеживаются логические связи технологии с остальными предметами учебного плана: информационные технологии, обществознание, биология, физика, искусство, черчение и графика, экономика, экология, а так же история, литература.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Основные базовые ценности определены Фундаментальным ядром содержания общего образования. Они отражают личностные и социальные результаты развития обучающихся:

  • Готовность и способность школьников к самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в сфере созидательного труда и материального производства;

  • Сформированность ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;

  • Осознание школьниками ценностного отношения к природной, социальной, культурной и технической среде;

  • Проявление толерантного отношения и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

  • Сформированность системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий.


Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность - профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая- должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и экономическим путем.

Предмет технология является необходимым компонентом общего образования школьника. Основной целью изучения учебного предмета "Технология" в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Конкретные цели и задачи изучения предмета, требования к уровню освоения учебной программы, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса:

Целевые установки технологического образования трехпозиционны.

1. Формирование личности, способной выявлять проблемы (привлекая для этой цели знания из разных областей), определять пути и средства их решения, прогнозировать результаты и возможные последствия вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования процесса и результатов труда.

2. Обучение способам организации труда и видам деятельности, обеспечивающим эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека по удовлетворению выявленных потребностей.

3. Развитие адаптивности к меняющемуся по содержанию труду на основе развития подвижности трудовых функций и активности влияния на совершенствование техники и производственных отношений в процессе преобразующей деятельности.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

  • Обеспечение преемственности технологического образования в начальной, основной и старшей школе;

  • Установление требований к воспитанию, социализации, профессиональному самоопределению обучающихся;

  • Создание условий для интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • Включение обучающихся в процессы познания и преобразования материальных духовных ценностей для приобретения опыта реальной предметно-преобразующей инновационной деятельности;

  • Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;

  • Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учётом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;

  • Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умения реализации изготовленной продукции;

  • Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач;

  • Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся;

  • Ознакомление с путями получения профессионального образования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важных задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному о ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Содержание технологического образования в определённой степени призвано обеспечивать комплекс знаний и умений, необходимой для успешной жизнедеятельности каждого человека и всей страны. Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты включают:

  • Овладение знаниями и умениями предметно-преобразующей деятельности;

  • Овладение правилами безопасного труда при обработке различных материалов и изготовлении продуктов труда;

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • Овладение системой социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;

  • Способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметными результатами являются:

  • Освоение обучающими межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использовать в предметно-преобразующей деятельности;

  • Самостоятельность планирования осуществления предметно-преобразующей деятельности;

  • Организация сотрудничества;

  • Построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты включают:

  • Освоение умений, специфических для технологического образования;

  • Виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета;

  • Формирование технологического типа мышления;

  • Владение научно-технической и технологической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами труда.

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • Трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • Умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • Навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;

  • Умениями использовать ИКТ и сеть Интернет для выполнения работ, проектов и их презентации.

В результате изучения технологии обучающийся независимо от изучаемого направления или раздела получает возможность:

Ознакомиться:

  • С основными технологическими понятиями и характеристиками;

  • Назначением и технологическими свойствами материалов;

  • Назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • Видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • Профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

  • Со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • Рационально организовывать рабочее место;

  • Находить необходимую информацию в различных источниках;

  • Применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления или выполнения работ;

  • Выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • Конструировать, моделировать, изготовлять изделия;

  • Выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

  • Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

  • Осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготовляемого изделия (детали);

  • Находить и устранять допущенные дефекты;

  • Проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • Планировать работы с учётом ресурсов и условий;

  • Осуществлять работы с использованием технологический чертежей и карт;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

  • Формирования эстетической среды бытия;

  • Развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

  • Получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

  • Составления технологических карт, чертежей и эскизов изделий;

  • Организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • Изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

  • Изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

  • Пользования ИКТ и сеть Интернет для разработки проектов и их презентации;

  • Контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

  • Выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

  • Оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

  • Построения планов профессионального образования и трудоустройства.


Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Учитываются различные функции контроля, а именно:

- обучающая;

- проверочная;

- воспитывающая;

- корректирующая.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия обучающегося следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения обучающегося метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита творческого проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность обучающегося к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету:

  • устный опрос,

  • тест,

  • самопроверка,

  • взаимопроверка,

  • самостоятельная работа,

  • терминологический диктант,

  • словарная работа,

  • контрольная работа,

  • работа по карточкам,

  • выполнение практических навыков и т.д.


Ввиду того, что в учебном плане нашей школы на уроки технологии в 7-х классах отведено 70 часов, а по программе Сасовой И. А. Технология: 5-8 классы: программа / И. А. Сасова, - М.:Вентана-Граф, 2013.- 168 с., отведено всего 34 час, в данную рабочую программу внесены дополнительные 34 часа и 2 часа выделено на резервное время. Дополнительные 34 часа получены мною за счет увеличения количества часов по следующим темам:

Наименование темы

Количество часов по программе И.А.Сасовой (из расчета 34 ч)

Количество часов по рабочей программе (из расчета 70 ч)


Раздел 2. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность

4

6

2.1. Этапы проектной деятельности

4

4

2.2. Способы представления результатов проектирования

2

2

Раздел 3. Кулинария

10

24

3.3. Технологии обработки пищевых продуктов. Приготовление блюд

10

24

3.3.1. Блюда из мяса

2

6

3.3.2. Блюда из птиц

2

4

3.3.3. Холодные закуски

1

4

3.3.4. Супы

2

4

3.3.5.Десерты

1

2

3.3.6. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду

2

4

Раздел 4. Создание изделий из текстильных материалов

8

24

4.1.Технология обработки ткани.

0

4

4.1.1. Ассортимент и особенности поясных изделий

0

2

4.1.2. Свойства текстильных материалов

0

2

4.2.Конструирование и моделирование швейных изделий

2

20

4.2.1. Графика, черчение

1

2

4.2.2.Швейная машина

0

2

4.3. Технологии изготовления швейных поясных изделий

5

16

В раздел 4 «Создание изделий из текстильных материалов», согласно учебнику для учащихся Сасова И.А. Технология. Технологии ведения дома:7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И. А. Сасова, М. Б. Павлова, А.Ю.Шарутина; под ред. И. А. Сасовой. – 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 208 с.: ил., дополнительно введены темы: Технология обработки ткани (4 ч), Ассортимент и особенности поясных изделий (2), Свойства текстильных материалов (2 ч), Швейная машина (2 ч).


Содержание тем учебного курса

7 класс (70часов, в том числе 2 часа резервного времени)

Раздел 1. Технологии в жизни человека и общества (2 ч)

Тема: Технологии в жизни человека и общества (2 ч)

Понятие «современные наукоёмкие технологии» (информационные, ядерные, генные, космические и др.). Связь наукоёмких технологий с потребностями людей. Поиск информации в сети Интернет и других средствах массовой информации. Современные устройства для обработки текстильных (натуральных и искусственных) и поделочных материалов. Художественная обработка материалов. Планируемые проекты. Проектирование изготовления различных полезных изделий.

Исследовательская и созидательная деятельность

Упражнения и исследования:

Анализ изделий, выполненных обучающимися на уроках технологии.

Анализ изделий массового производства.


Раздел 2. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность (6 ч)

Тема 2.2. Этапы проектной деятельности (4 ч)

Конструкторская (чертежи, спецификация, схемы, расчёты и др.) и технологическая (технологическая карта, технологическая схема, маршрутная карта и др.) документация на проектирование и изготовление изделия. Графики и чертежи, диаграммы, эскизы как способ отражения планирования изготовления изделия и результатов исследования.

Тема 2.3. Способы представления результатов проектирования (2 ч)

Записи в ТТР, чертежи, рисунки, технологические карты. Отзывы друзей, учителей, родителей, общественности на проект. Компьютерная презентация результатов проектной деятельности. Рекомендации по использованию полученного продукта труда.

Исследовательская и созидательная деятельность

Упражнения и исследования:

  1. Определение потребностей. Проведение опроса (интервью) и фиксация результатов.

  2. Дизайн-анализ изделия.

  3. Краткая формулировка задачи проекта.

  4. Разработка перечня критериев объекта проектирования.

  5. Способы поиска информации, передачи идей, выбор лучшей идеи.

  6. Планирование исследований по теме проекта.

  7. Способы представления результатов исследований.

  8. Окончательная оценка проекта (анализ изделия пользователем).

  9. Эстетика.

  10. Определение потребностей рынка в конкретной продукции.

  11. Способы презентации проекта.

  12. Техника изображения объектов.


Раздел 3. Кулинария (24 ч)

Тема 3.3. Технологии обработки пищевых продуктов. Приготовление блюд (24 ч)

Последовательность механической обработки при приготовлении нескольких блюд из различных продуктов. Организация труда. Полуфабрикаты. Способы хранения пищевых продуктов.

Тема 3.3.1. Блюда из мяса (6 ч)

Мясо и мясные продукты. Значение мясных продуктов в питании. Сроки хранения мясных продуктов в холодильнике. Признаки доброкачественности мяса и мясных продуктов. Механическая обработка мяса. Инвентарь и оборудование, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Характеристика и использование порционных и мелкокусковых полуфабрикатов из говядины, баранины и свинины. Изделия из рубленного мяса. Правила безопасной работы при механической обработке мяса. Тепловая обработка мяса. Требования к качеству готовых блюд их мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.

Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Пищевая ценность мяса и мясных продуктов. Содержание в них белков, жиров, углево­дов, витаминов. Виды мясных продуктов.

Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести мяса и мясных продуктов. Приготовление блюда из мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Приготовление блюд из мяса.


Тема 3.3.2. Блюда из птиц (4 ч)

Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное использование. Способы определения качества мяса птицы. Схема разделки курицы (разрезания на части). Оборудование и инвентарь, применяемые при механической обработке птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд и подача их к столу.

Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Пищевая ценность продуктов из мяса птицы. Содержание в них белков, жиров, углево­дов, витаминов.

Лабораторно-практические и практические работы. Определение качества мяса и птицы. Приготовление блюд из мяса птиц (по выбору учащейся).


Тема 3.3.3. Холодные закуски (4 ч)

Закуски. Их приготовление и украшение. Физиологическое назначение холодных закусок. Столовая посуда для холодных закусок. Виды холодных закусок. Блюда из яиц, салаты и винегреты, бутерброды, блюда из рыбы, блюда из консервированных овощей и грибов, блюда из мяса и мясных гастрономических продуктов.

Тема 3.3.4. Супы (4 ч)

Супы. Значение супов в рационе питания. Супы на овощных отварах, на молоке и кисломолочных продуктах, на бульонах. Правила приготовления супов. Технология приготовления бульонов рыбного, грибного, овощного. Подача готовых блюд.

Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Пищевая ценность супов. Условия и сроки хра­нения супов и бульонов. Подача готовых блюд. Требования к качеству гото­вых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление супа или бульона (по выбору учащейся).


Тема 3.3.5. Десерты (2 ч)

Десерт как завершение обеда. Виды десерта: чай, кофе, компоты, кисели, фрукты, ягоды, фруктовые желе и муссы. Время приготовления десерта.


Тема 3.3.6. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду (4 ч)

Выявление пожеланий участников обеда к меню или исследование их вкусов. Формулировка задачи проекта. Выбор лучшей идеи приготовления обеда. План работы по приготовлению обеда. Организация рабочего места. Приготовление закусок, супов, вторых блюди и десерта. Последовательность приготовления обеда. Правила этикета за столом и пользования столовыми приборами. Проект по приготовлению обеда для всей семьи.


Упражнения и исследования:

Определение потребностей в приготовлении конкретных блюд.

Составление меню и разработка проекта по его реализации.

Составление технологической карты изготовления конкретного блюда.

Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Подача приготовленных блюд, определение их качества и анализ допущенных отклонений от запланированного.

Окончательная оценка проекта.

Анализ изделия пользователем.

Оценка материальных затрат.

Экологические проблемы при проектировании и приготовлении кулинарных изделий.

Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда.

Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Лабораторно-практические и практические работы. Со­ставление меню обеда. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. Определение калорийности блюд.

Проект (по выбору учащегося): проектирование и изготовление блюд из мяса и мясных продуктов, из круп, бобовых, макаронных изделий или сладких блюд (десерт). Проект «Праздничный обед для всей семьи».


Раздел 4. Создание изделий из текстильных материалов (24 ч)

Тема 4.1.Технология обработки ткани (4 ч)

Тема 4.1.1. Ассортимент и особенности поясных изделий (2 ч)

Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструирование юбок, брюк. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки или брюк. Составление технологических карт. Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу со складками. Моделирование брюк для похода. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD и из Интеренета. Профессия художник по костюму и текстилю

Тема 4.1.2.Свойства текстильных материалов (2 ч)

Сравнение натуральных и химических материалов. Недостатки и преимущества искусственных и синтетических материалов. Декатировка ткани.

Тема 4.2. Конструирование и моделирование швейных изделий (20)

Тема 4.2.1. Графика, черчение (2 ч)

Основные привила оформления чертежей, технических рисунков, эскизов. Анализ формы предмета по чертежу. Схемы, технологические карты, комплексные чертежи и эскизы несложных деталей и сборочных единиц.

Чертёж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или заданным размерам. Копирование готовой выкройки. Рисунки, эскизы и чертежи поясного швейного изделия

Тема 4.2.2.Швейная машина (2ч)

Устранение неполадок в работе с швейной машиной. Усвоение новой операции - подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания.

Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Понятие о поясной одежде. Опреде­ление размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовле­ния поясной одежды. Построение чертежа.

Понятие о моделировании одеж­ды. Моделирование юбок и брюк. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия. Подготовка выкройки к раскрою.

Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия в натуральную величину (проектное изделие). Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.


Тема 4.3. Технологии изготовления швейных изделий (16 ч)

Краткая формулировка задачи проекта по изготовлению поясного изделия (юбки, брюк). Выбор фасона юбки или брюк в соответствии с потребностями пользователя. Выбор ткани для изготовления изделия. Расчёт ткани изделия. Декатирование ткани. Подготовка к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой ткани и подготовка деталей кроя к обработке. Обработка и соединение деталей кроя поясного изделия. Технологическая последовательность изготовления юбки или брюк. Изготовление поясного изделия. В соответствии с запросом потребителя. Проведение примерки.

Приёмы влажно-тепловой обработки. Правила безопасного труда.

Возможные дефекты поясных изделий и способы их устранения. Самооценка обучающимся выполнения проекта. Оценка изделия потребителем.

Исследовательская и созидательная деятельность

Упражнения и исследования:

  1. Краткая формулировка задачи проекта.

  2. Исследования по проектированию и изготовлению изделия.

  3. Составление плана выполнения проекта и технологической карты изготовления изделия.

  4. Подготовка швейной машины к работе.

  5. Выполнение машинных строчек на ткани по размеченным линиям.

  6. Оценка изделия в соответствии с заранее определёнными критериями.

  7. Дизайн-анализ швейных изделий. Моделирование художественной отделки.

  8. Снятие мерок и запись результатов измерений.

  9. Расчёты конструкций по формулам.

  10. Расчёт количества ткани на запланированное изделие.

  11. Экономная раскладка выкроек на ткани и раскрой.

  12. Определение качества готового изделия в соответствии с разработанными критериями.

Теоретические сведения. Технология изготовления поясного швейного изделия. Последова­тельность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки вы­кроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из про­кладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с иголками и булавками. Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соедине­ния детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы утюгом. Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помо­щью инструмента копира. Основные операции при ручных работах: выполнять экономную раскладку выкроек поясного изделия на ткани, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать косую бейку. Выполнять раскрой проектного изделия. Дублировать деталь пояса клеевой прокладкой-корсажем. Основные машинные операции: выполнять подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания. Стачивать косую бейку. Обрабатывать средний шов с застёжкой-молнией на проектном изделии. Подготовка и проведение примерки поясной одежды. Устранение дефектов после при­мерки. Последовательность изготовления поясной одежды. Технология обработки пояса. Обработка застёж­ки. Обработка боковых швов. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия. Профессия технолог-конструк­тор.

Лабораторно-практические и практические работы. Раскрой швейного изделия. Дублирование деталей клеевой прокладкой.

Изготовление образцов ручных и машинных работ. Обработка мелких деталей проектного изделия. Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки про­ектного изделия. Обработка среднего шва, боковых срезов и отрезного изделия; нижнего среза изделия. Окончательная обработка изделия.

Проект (по выбору учащегося): Проектирование и изготовление поясного швейного изделия (юбки, брюки, шорты).


Раздел 5. Художественные ремёсла (6 ч)

Тема 5.1. Вязание крючком и спицами (6 ч)

Краткие сведения из истории вязания. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков в зависимости от толщины ниток и вида изделия. Условные обозначения при вязании крючком. Вязание полотна. Вязание по кругу.

Отпаривание и сборка готового изделия. Основные виды изделия при вязании крючком.

Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель. Кромочные, лицевые и изнаночные петли. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью компьютера.

Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.


Исследовательская и созидательная деятельность

Упражнения и исследования:

  1. Цветовое решение в декоративно-прикладных изделиях, определение традиционного колорита и материалов для изделия.

  2. Определение регионального стиля создания декоративно-прикладного изделия по репродукциям и коллекциям.

  3. Выбор рисунка для конкретного изделия.

  4. Выполнение образцов изделия.

  5. Изготовление образцов вязанных изделий.

  6. Оценка проектирования и изготовления декоративно-прикладного изделия.

  7. Анализ причин допущенных отклонений от проектирования и изготовления изделия.

  8. Исследование традиционного и современного вязания.

  9. Применение компьютера и материалов из сети интернет для составления композиций и выбора цветовой гаммы для художественно-прикладных изделий.

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды вязания. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вяза­нии. Расчёт количества материи и нитей для изделия. Отпаривание и сбор­ка готового изделия.

Основные виды петель . Условные обо­значения, применяемые при вязании.

Лабораторно-практические и практические работы. Вязание полотна (изделия) несколькими спо­собами.

Разработка схемы узора для вязания на ПК.

Проекты (по выбору учащегося): проектирование и изготовление поясного швейного изделия с отделкой вязаными деталями; проектирование и изготовление декоративно-прикладных изделий из разных материалов и выполненных в разной технике.

Раздел 6. Технологии домашнего хозяйства (4 ч)

Тема 6.1. Семейная экономика. Бюджет семьи (4 ч)

Ознакомление с различными аспектами домашнего хозяйства, включая исследования по доходам и расходам семьи. Бюджет, доход, расход, баланс, ресурсы, потребительская корзина, прожиточный минимум. Источники семейных доходов. Расходы семьи. Баланс доходов и расходов. Технология построения семейного бюджета. Рациональное отношение к семейным ресурсам. Построение вручную и на компьютере графика и диаграммы бюджета семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупки. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Изучение отдельных положений законодательства по правам потребителей.

Способы защиты прав потребителей.

Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Представление домашнего хозяйства как субъекта рыночной экономики.

Упражнения и исследования:

  1. Распределение обязанностей в семье.

  2. Сравнение доходов с прожиточным минимумом и потребительской корзиной.

  3. Ведение учёта доходов и расходов семьи.

  4. Народные обычаи и традиции.

  5. Использование графической документации для представления результатов исследования.

  6. Подбор материалов, инструментов и оборудования для выполнения конкретных работ в домашнем хозяйстве.

Исследовательская и созидательная деятельность Теоретические сведения. Понятие о бюджете, доходе, расходе, балансе, ресурсах, потребительской корзине, прожиточном минимуме, об источниках семейных доходов, о расходах семьи, о балансе доходов и расходов.

Лабораторно-практические и практические работы

Проект «Бюджет семьи»

Раздел 7. Электротехнические работы в жилых помещениях (2 ч)

Тема 7.1. Электротехнические работы в жилых помещениях (2 ч)

Представление об элементарных устройствах, участвующих в преобразовании энергии и передаче её от предшествующего элемента к последующему. Схема квартирной электропроводки. Работа счетчика учёта потреблённой электроэнергии. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. наладочных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.


Упражнения и исследования:

  1. Последовательное и параллельное соединение элементов электрической цепи.

  2. Чтение и составление электрических схем.

  3. Способы экономии электрической энергии.

  4. Контроль качества готовых изделий.

Учебно-тематический план по технологии 7 класс

Разделы программы и темы

Количество часов

Раздел 1. Технологии в жизни человека и общества

2

1. Технологии в жизни человека и общества

2

Раздел 2. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность

6

2.1. Этапы проектной деятельности

4

2.2. Способы представления результатов проектирования

2

Раздел 3. Кулинария

24

3.3. Технологии обработки пищевых продуктов. Приготовление блюд

24

3.3.1. Блюда из мяса

6

3.3.2. Блюда из птиц

4

3.3.3. Холодные закуски

4

3.3.4. Супы

4

3.3.5.Десерты

2

3.3.6. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду

4

Раздел 4. Создание изделий из текстильных материалов

24

4.1.Технология обработки ткани.

4

4.1.1. Ассортимент и особенности поясных изделий

2

4.1.2. Свойства текстильных материалов

2

4.2.Конструирование и моделирование швейных изделий

20

4.2.1. Графика, черчение

2

4.2.2.Швейная машина

2

4.3. Технологии изготовления швейных поясных изделий

16

Раздел 5. Художественные ремёсла

6

5.1. Вязание крючком и спицами

6

Раздел 6. Технологии домашнего хозяйства

4

6.1. Семейная экономика. Бюджет семьи

4

Раздел 7. Электротехника

2

7.1. Электротехнические работы в жилых помещениях

2

Резервное время

Итого часов

2

70
































Планируемые результаты изучения предмета


Раздел 1. Технологии в жизни человека и общества

Выпускник научится:


  • Отличать природный (нерукотворный) мир от рукотворного;

  • Определять понятие «технология»

  • Формулировать цели и задачи технологии;

  • Приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию;

  • Выявлять влияние технологии на естественный мир.


Выпускник получит возможность научиться:

  • Выявлять потребности людей и способы их удовлетворения;

  • Различать строительные транспортные, коммуникативные, информационные и другие технологии;

  • Находить информацию о существующих современных странах, новейших устройствах, инструментах приспособлениях для обработки конструкционных материалов;

  • Выявлять современные инновационные технологии для решения не только производственных, но и житейских задач;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора оптимальных технологий изготовления изделий и оказания услуг, удовлетворяющих потребности человека, на основе рационального использования всех видов ресурсов.


Раздел 2. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность

Выпускник научится:

Определять основные компоненты проекта;

Определять потребности людей в изделии, запланированном в проекте;

Выявлять аналоги. Вырабатывать идеи выполнения проекта. Определять трудности в реализации проекта. Разрабатывать дизайнерское оформление продукта труда;

Проводить экологическую и экономическую оценку продукта труда;

Моделировать с помощью программ компьютерного проектирования;

Распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать информацию по теме проекта;

Выявлять оптимальное решение задачи проекта;

Составлять конструкторскую и технологическую документацию; выбирать необходимые материалы, инструменты, оборудование.

Выполнять запланированные операции;

Осуществлять контроль качества.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для разработки плана представления результатов проектной деятельности; представления ход исследования; использования компьютера для презентации проекта.

Раздел 3. Кулинария

Выпускник научится:

Обрабатывать пищевые продукты способами, сохраняющими их пищевую ценность;

Реализовывать санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов;

Использовать различные виды оборудования современной кухни;

Выявлять виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

Выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;

Определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;

Составлять меню завтрака, обеда, ужина;

Выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

Соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;

Заготавливать на зиму овощи и фрукты;

Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать «пищевую пирамиду»;

Повышать качество приготовленных продуктов;

Сокращать время и энергетические затраты при приготовлении различных блюд;

Консервировать и заготовлять продукты впрок в домашних условиях;

Готовить национальные блюда;

Составлять индивидуальный режим питания;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления и повышения качества блюд, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдение правил этикета за столом; приготовление блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировка стола и оформление приготовленных блюд.

Раздел 4. Создание изделий из текстильных материалов

Выпускник научится:

Определять назначение и особенности различных швейных изделий;

Различать основные стили в одежде и современные направления моды;

Различать виды традиционных народных промыслов;

Выбирать тип ткани для определённых типов швейных изделий;

Снимать мерки с фигуры человека;

Строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий;

Выбирать модель с учётом особенностей фигуры;

Проводить примерку изделия;

Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом;

Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх;

Выполнять технологические операции по изготовлению швейных изделий;

Проводить влажно-тепловую обработку, разутюживание, заутюживание;

Выполнять не менее трёх видов художественного оформления швейных изделий;

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения;

Находить и предъявлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину;

Проводить анализ прочности окраски тканей;

Находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий, одежды;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

Раздел 5. Художественные ремёсла

Выпускник научится:

Определять региональный стиль декоративно-прикладных изделий по репродукциям и коллекциям;

Выявлять назначение различных художественно-прикладных изделий; виды традиционных народных промыслов;

Выполнять образцы узоров;

Подбирать пряжу для вязания различных изделий;

Изготовлять образцы вязанных изделий;

Выполнять традиционную и современную вышивку;

Использовать компьютер и материалы сети Интернет для составления композиции художественно-прикладных изделий.

Выпускник получит возможность научиться:

Вышивать пасмой, шнуром, бисером, бусинами, стеклярусом;

Изготовлять куклы для кукольного театра,

Выполнять аппликации;

Вязать спицами и крючком;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения различных видов художественного оформления изделий; использования лоскутов ткани для создания изделий (лоскутная техника).

Раздел 6. Технологии домашнего хозяйства

Выпускник научится:

Выбирать объекты труда в зависимости от потребностей людей;

Использовать рациональные способы и средства ухода за одеждой и обувью;

Применять бытовые санитарно-гигиенические средства;

Понимать условные обозначения, определяющие правила эксплуатации изделий, условия стирки, глажения и химической чистки;

Осуществлять простейшие виды ремонтно-отделочных работ;

Соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

Анализировать бюджет семьи, рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи.

Выпускник получит возможность научиться:

Давать характеристику основных функциональных зон и инженерных коммуникаций в жилых помещениях;

Определять назначение и экономическую эффективность основных видов современной бытовой техники;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применение бытовых санитарно-гигиенических средств; применение средств индивидуальной защиты и гигиены.

Раздел 7. Электротехника

Выпускник научится:

Различать источники, проводники и приёмники (потребители) электроэнергии;

Пользоваться бытовыми электроприборами;

Определять преимущества и недостатки ламп накаливания и энергосберегающих ламп;

Выявлять пути экономии электроэнергии в быту;

Пользоваться электронагревательными приборами: электроплитой, утюгом, СВЧ-печью и др.;

Выполнять правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;

Читать электрические схемы.

Выпускник получит возможность научиться:

Определять элементы управления (выключатель, виды переключателей, их обозначение на электрических схемах);

Различать источники тока: гальванические элементы, генератор постоянного тока;

Оценивать качество сборки, надёжность изделия, удобство его использования;

Составлять технологические карты для выполнения работы;


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для учёта расхода и экономии электрической энергии; экологического применения электроприборов; экономии электрической энергии в быту; оценки эксплуатационных параметров электроприборов; соблюдения правил безопасной эксплуатации.

Тематическое (поурочное) планирование в 7 классе


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Учебные действия

Оборудование, ЭОР

Домашнее задание

Дата



Предметные

Метапредметные

Личностные

по плану

по факту


1

2

3

4

5.1

5.2

5.3

6

7

8

9

10


Раздел 1. Технологии в жизни человека и общества (2 ч)









1-2

1. Технологии в жизни человека и общества

2 ч

Урок усвоения новых знаний

Использовать сеть Интернет для выявления роли технологии в жизни

человека.

Находить в сети Интернет и других СМИ примеры использования наукоёмких и инновационных технологий.

Определять продукты труда, созданные по современным наукоёмким и инновационным технологиям.

Анализировать изделия, выполненные обучающимися на уроках технологии и

изделия массового производства.


Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран.


Стр.3


01.09




Раздел 2. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность (6 ч)









3-6

2.1. Этапы проектной деятельности

Урок комплексного применения знаний и умений

Составлять план практической реализации проекта. выполнения проекта. Составлять конструкторскую и технологическую документацию.

Определять затраты времени, материалов и других средств для выполнения проекта. Оценивать экономическую стоимость материалов и других ресурсов. Выполнять запланированные операции.

Изготовлять изделие по проекту. Представлять свой продукт труда конкретным пользователям для оценки.

Выполнять чертежи, технологические карты по теме проекта.

Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран.

Гл.1

Стр.4-11,

ТТР стр.4-6

7-14.09



7-8

2.2. Способы представления результатов проектирования

Урок комплексного применения знаний и умений

Готовить и проводить компьютерную презентацию результатов работы.


Использовать современные способы представления проекта в виде веб-сайта, видеофильма, видео клипа, выставки, газеты, действующей учебной фирмы, игры, коллекции, макета, модели, оформления кабинета или мастерской, справочника, чертежа, бизнес-плана и др.

Разрабатывать план представления результатов проектной деятельности. Изготавливать изделие по проекту.

Выполнять чертежи рис.1 на стр.5

Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран.

Гл.1

Стр. 11-14,

ТТР стр.4-6

21.09



Раздел 3. Кулинария (24 ч)









9-32

3.3. Технологии обработки пищевых продуктов. Приготовление блюд

24

Комбинированный урок

Знать: правила приготовления и подачи блюд. Правила пользования столовыми приборами для различных блюд.

Уметь:

владеть научно-технической и технической терминологией. Организовывать сотрудничество. Владеть правилами безопасной работы и санитарно-гигиеническими требованиями

Знать: специфику обработки пищевых продуктов, приготовления блюд.

Уметь:

использовать накопленные знания и опыт для создания индивидуального блюда.

Планировать последовательность выполнения технологических операций по приготовлению блюд. Соблюдать условия хранения продуктов. Сервировать стол и дегустировать готовые блюда.

Соблюдать безопасные приёмы кулинарным оборудованием, инструментами и приспособлениями.

Соблюдать последовательность при механической обработке продуктов. Экономить время при подготовке различных блюд. Соблюдать способы хранения продуктов.

Реализовывать санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов.

Определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам.


Тестирование


Лабораторно-практическая и практическая работа по теме урока

Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран. Посуда и инвентарь, используемые на кухне.

Гл.2, стр.

16-25

ТТР стр.48-49

27.09



9-14

3.3.1. Блюда из мяса

6

Комбинированный урок

Определять доброкачественность мяса и мясных продуктов. Подбирать оборудование, инструменты и приспособления для механической обработки мяса. Находить информацию о блюдах из мяса, соусах и гарнирах к мясным блюдам.







15-18

3.3.2. Блюда из птицы

4

Комбинированный урок

Определять качество мяса птиц. Подбирать инструменты и приспособления для механической и кулинарной обработке птиц. Осуществлять механическую кулинарную обработку птиц. Готовить блюда из птицы.

Планировать последовательность приготовления Выполнять требования, предъявляемые к приготовлению блюд из птицы.

Стр.

25-27,

Практ.задание




19-22

3.3.3. Холодные закуски

4

Комбинированный урок

Овладеть навыками нарезки овощей и других продуктов для холодных закусок.. Подбирать инструменты и приспособления для механической и кулинарной обработки овощей. Осваивать способы украшения холодных закусок.Планировать последовательность технологических операций при приготовлении. Осваивать безопасные приёмы труда.

Находить и применять информацию о различных холодных закусках и их влиянии на пищеварение.

Стр.

27-32

ТТР:стр.58-60

Практ.задание




23-26

3.3.4. Супы

4

Комбинированный урок

Знать: правила приготовления и подачи блюд. Правила пользования столовыми приборами для различных блюд.

Уметь:

владеть научно-технической и технической терминологией. Организовывать сотрудничество. Владеть правилами безопасной работы и санитарно-гигиеническими требованиями

Знать: специфику обработки пищевых продуктов, приготовления блюд.

Уметь:

использовать накопленные знания и опыт для создания индивидуального блюда.

Планировать последовательность выполнения технологических операций по приготовлению блюд. Соблюдать условия хранения продуктов. Сервировать стол и дегустировать готовые блюда.

Соблюдать безопасные приёмы кулинарным оборудованием, инструментами и приспособлениями.

Определять качество продуктов для приготовления супов. Готовить бульон. Выбирать оптимальный режим нагревательных приборов. Соблюдать безопасные приёмы труда при работе с горячими жидкостями. Читать и составлять технологическую документацию.

Реализовывать санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов.

Определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам.

Тестирование

Лабораторно-практическая и практическая работа по теме урока

Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран. Посуда и инвентарь, используемые на кухне.

Стр.

32-35

ТТР

Стр.

60-64




27-28

3.3.5. Десерты

2

Комбинированный урок

Готовить и оформлять десерт. Выбирать оптимальные продукты для десерта. Осваивать приёмы приготовления разных видов десерта и подачи на стол.


Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран. Посуда и инвентарь, используемые на кухне.

Стр.

36-38

ТТР




29-32

3.3.6.Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду.

4

Комбинированный урок

Знать и уметь: сервировать стол; правила приготовления и подачи блюд, пользования столовыми приборами для различных блюд. Владеть правилами безопасной работы и санитарно-гигиеническими требованиями

Знать: правила хорошего тона. Уметь: организовывать сотрудничество; разрабатывать проект.

Подбирать столовое бельё для сервировки стола к обеду. Подбирать столовые приборы и посуду для обеда. Составлять меню обеда. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления обеда. Овладевать навыками эстетического оформления стола. Готовить обед для всей семьи. Сервировать стол и дегустировать готовые блюда




Разработать и создать проект по теме раздела

Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран. Посуда и инвентарь, используемые на кухне.

Стр.

39-65 Выполнение проекта




Раздел 4. Создание изделий из текстильных материалов (24 ч)









33-36

4.1.Технология обработки ткани

4

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Ознакомиться в Интернете с материалами из искусственных и синтетических волокон. Исследовать свойства текстильных материалов из искусственных и синтетических волокон. Определять различия тканей из природных и химических волокон.

Находить информацию о современных материалах из химических волокон и об их применении.

Знакомиться с профессией оператор на производстве химических волокон

Подбирать модель планируемого изделия с учетом требований потребителя. Изучить свойства тканей их химических волокон и правильно ухаживать за ними. Составлять коллекции тканей и нетканых материалов из химических волокон.


Лабораторно-практическая и практическая работа. Анализировать свойства искусственных и синтетических тканей.

Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран. Коллекция образцов текстильных материалов.

Стр. 66-72

ТТР стр.7-10




33-34

4.1.1.Ассортимент и особенности поясных изделий

2


35-36

4.1.2.Свойства текстильных материалов

2

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Стр.

72-77

ТТР: стр.7-10




37-56

4.2. Конструирование и моделирование швейных изделий

20

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Изучать приёмы моделирования юбки с расширением книзу; юбки со складками. Уметь готовить выкройку проектного изделия к раскрою.

Выполнять проект

Знать: основные способы и методы составления схем и чертежей. Уметь: самостоятельно планировать свои действия, организовывать сотрудничество

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Строить чертёж основы поясного изделия. Выполнять эскиз проектного изделия. Моделировать проектное швейное изделие. Изготовлять выкройки проектного изделия.

Знакомиться с профессией технолог-конструктор швейного производства.

Лабораторно-практическая и практическая работа. Строить чертёж прямой юбки, брюк. Находить и представлять информацию о конструктивных особенностях поясной одежды.

Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран.





37-38

4.2. Графика, черчение

2

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей

Выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки.

Проводить анализ изделия по чертежу. Читать схемы, технологические карты, комплексные чертежи несложных изделий. Строить чертёж швейного изделия в заданном масштабе. Выбирать способы графического отображения объекта или процесса.

Уметь читать технические чертежи. Выполнять чертежи и технологические карты к проектам. Разрабатывать технологические (операционные) карты, технической и технологической документации на выбранное изделие.

Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран, линейка, циркуль, транспортир, карандаш, бумага для черчения.

Стр. 77-88

22.12



39-42

4.3. Швейная машина

4

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Знать: устройство машинной иглы, её виды, установку. Уметь: устранять неполадки, связанные с регулировкой натяжения ниток. Владеть правилами безопасной работы

Знать: каким образом самостоятельно организовать рабочее место. Уметь: последовательно выполнять операции на швейной машине.

Исправлять неполадки в работе швейной машины, связанные с регулировкой натяжения ниток. Выполнять замену машинной иглы. Определять вид дефекта строчки по её внешнему виду. Изучать устройство регулятора натяжения верхней нитки. Овладевать приёмами безопасной работы на швейной машине

Лабораторно-практическая и практическая работа.

Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран. Электрическая швейная машина, инструменты и приспособления для выполнения швейных работ.

Стр.

157-158





43-56

4.5. Технологии изготовления швейных изделий

14

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Знать: понятия о поясном швейном изделии. Понятия о моделировании швейных изделий. Последовательность обработки поясного изделия.

Уметь: определять размеры фигуры человека, снимать мерки; строить чертеж основы поясного изделия. Моделировать поясные изделия; изготавливать выкройку. Готовить ткань к раскрою; детали кроя к обработке.

Владеть правилами безопасной работы и санитарно-гигиеническими требованиями


Знать: Как выбрать ткань для изготовления изделия. Рассчитать ткань изделия. фасона юбки или брюк в соответствии с потребностями пользователя. Уметь проводить декатирование ткани и готовить её к раскрою.

Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать косую бейку. Выкраивать детали швейного изделия. Проводить влажно-тепловую обработку. Изготовлять образцы ручных работ: подшивание прямыми потайными, косыми и крестообразными стежками. Выполнять подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания. Обрабатывать средний шов с застёжкой-молнией на проектном изделии. Выполнять подготовку изделия к примерке. Устранять дефекты после примерки. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия. Овладевать безопасными приёмами труда

Выполнять упражнения и исследования № 10,11,12. Практическая работа.

Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран. Электрическая швейная машина, инструменты и приспособления для выполнения швейных работ.

Стр. 77-156

ТТР




Раздел 5. Художественные ремёсла (6 ч)









57-62

5.1. Вязание крючком и спицами

6

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Знать: процесс подготовки и выполнения вязания

Уметь: вязать различными приёмами. Владеть правилами безопасной работы и санитарно-гигиеническими требованиями

Знать: каким образом самостоятельно организовать рабочее место. Уметь: самостоятельно планировать и осуществлять свою деятельность

Находить информацию о истории вязания крючком и спицами. Подбирать крючки, спицы и нитки для вязания. Вязать образцы крючком и спицами. Создавать схемы для вязания с помощью компьютера. Знакомиться с профессией вязальщица текстильно-галантерейных изделий. Соблюдать правила безопасной работы с иглой и утюгом

Практическая работа.

Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран, крючки и спицы различных номеров,инструменты и приспособления для выполнения вязальных работ.

Стр.

159-190

ТТР




Раздел 6. Технологии домашнего хозяйства (4 ч)









63-66

6.1. Семейная экономика. Бюджет семьи

4

Комбинированный урок

Знать: первоначальные понятия о ведении домашнего хозяйства. Виды доходов сеьми.

Уметь применять знания на практике.


Знать: основные методы планирования семейного бюджета.

Уметь: самостоятельно планировать свои действия, организовывать сотрудничество

Оценивать имеющиеся и возможные доходы семьи. Анализировать потребности членов семьи. Планировать совместно с членами семьи недельные, месячные и годовые расходы с учётом её состава. Анализировать качественные и потребительские свойства товара. Планировать возможную индивидуальную трудовую деятельность для увеличения доходов семьи.

Анализировать полученные знания и умения для создания собственного бизнес проекта.

Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран

Стр.

191-206




Раздел 7. Электротехника (2 ч)









67-68

7.1. Электротехнические работы в жилых помещениях

2

Урок усвоения новых знаний

Изучить план-схему квартирной электропроводки.


Самостоятельно организовать рабочее место. Уметь: планировать и осуществлять свою деятельность,

использовать полученные знания в быту и на практике

Составлять простейшие схемы электропроводки в жилых помещениях. Определять затраты электроэнергии и её стоимость по показаниям электросчетчика. Соблюдать правила безопасного труда при электротехнических работах

Учить правила безопасной работы при выполнении электромонтажных работ.

Учебник, ТТР, компьютер, проектор, экран





69-70

Резервное время

2











Итого: Уроков: 68

Резервное время: 2

Часов: 70









Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса


Литература для учителя:

  1. Сасова, И. А. Технология: 5-8 классы: программа / И. А. Сасова, - М.:Вентана-Граф, 2013.- 168 с.

  2. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии». – Авт. – сост. Атаулова О.В.; под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск, УИПКПРО, 2012. – 88 с.

Литература для учащихся:

  1. Сасова И.А. Технология. Технологии ведения дома:7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И. А. Сасова, М. Б. Павлова, А.Ю.Шарутина; под ред. И. А. Сасовой. – 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 208 с.: ил.

  2. Сасова И.А. Технология. Технологии ведения дома: 7 класс: тетрадь творческих работ: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ И. А. Сасова, М. Б. Павло­ва, А.Ю.Шарутина; под ред. И. А. Сасовой. 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013.

  3. http//pedsovet.su

http//tehnolodi.su

http//Metodisti/ru

http//www.uchportal.ru

http//festival.1septembe/ru

http//www.booking.org/ru

http//www.it-n.ru

Приложения к программе

Приложение 1

Перечень некоторых упражнений для овладения проектной деятельностью

Из этого перечня учитель выбирает упражнения, которые считает необходимыми на конкретном уроке в 5-7 классах.

1. Уточнение задачи

1.1. Проведение интервью.

1.2. Определение потребностей людей (общества).

1.3. Краткая формулировка задачи проекта.

1.4. Определение перечня критериев, которым должно удов­летворять изделие или услуга.

2. Выработка идей

2.1. Атрибутивный анализ.

2.2. Выбор идеи, наиболее полно соответствующей критериям.

3. Планирование изготовления изделия или оказания услуги

3.1. Планирование технологической последовательности операций.

3.2. Подбор инструментов, оборудования, технологической оснастки.

4. Изготовление изделия или оказание услуги

4.1. Определение перечня знаний, умений и навыков для из­готовления изделия.

4.2. Способы овладения умениями и навыками для выполне­ния проекта.

4.3. Минимизация отходов.

5. Оценка проекта

5.1. Анализ пользователя.

5.2. Самоанализ.

5.3. Оценка результатов проектирования и изготовления из­делий.


Приложение 2

Примерный перечень проектов

1. Я иду в гости (этикет).

2. Из истории посуды, столовых приборов.

3. Подарок своими рукам (вязание).

4. Виды десерта.

5. Семейный праздник.

6. Русские узоры.

7. Подарок для друга.

8. Интерьер моей квартиры.

9. Поясное швейное изделие.

10. Мой дом, мой двор.

11. Костюмы в творчестве А.С. Пушкина.

12. Салфетки дли праздничного стола.

13. Юбка, сшитая своими руками.

14. Одежда для отдыха (Пляжная юбка. Шорты)

15. Изделия народных промыслов.

16. Блюда для праздничного обеда (из мяса птицы, морепродуктов).

17. Виды десерта.

18. Мягкая игрушка.



Оснащение учебного процесса

Занятия по технологии (обслуживающий труд) проводятся на базе кабинета № 110. Кабинет и лаборатория (кухня) расположены на 1 этаже. По санитарным нормам рабочая площадь – не менее 5,4 м2 на одного обучающего, соответствует нормам для комбинированной мастерской.

Рабочие места обучающихся укомплектованы соответствующим оборудованием и инструментами: имеется 2 умывальника с бумажными полотенцами, 2 мойки для посуды. Температура в мастерской в холодное время поддерживается не ниже 18 С при относительной влажности 40-60%.

Электрическая проводка к рабочим столам стационарная.

Учебно-материальная база имеет рекомендованный Министерством образования и науки РФ набор инструментов, электроприборов, машин, оборудования согласно утверждённому Перечню средств обучения и учебного оборудования:


  1. Огнетушитель – 1шт.

  2. Манекен – 1шт.

  3. Доска гладильная – 2шт.

  4. Утюг электрический – 2шт.

  5. Швейные машины с электрическим приводом – 11 шт.

  6. Швейные машины с ручным приводом – 2 шт.

  7. Швейные машины с ножным приводом - 1 шт.

  8. Диэлектрический коврик.

  9. Коллекции: «Лен», «Шерсть», «Шелк», «Хлопок», «Нитки», «Ткани», «Волокна»

  10. Электрическая плита с 4-мя конфорками и духовым шкафом – 1шт.

  11. Чайник электрический – 2 шт.

  12. Кастрюли – 3 шт.

  13. Тарелки глубокие, мелкие

  14. Вилки, ложки, ножи

  15. Сахарницы – 2 шт.

  16. Салатницы – 2 шт.

  17. Бокалы – 13 шт.

18.Ножницы закройщика большие – 5 шт.

19. Шило, отвертки, масленки.

20. Шпульки.

В учебно-методический комплект для образовательной области «Технология» входят учебники, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов в мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, технические средства обучения. Кабинет обслуживающего труда оснащен техническими средствами обучения:

  1. Компьютер,

  2. Мультимедийный проектор и экран,

  3. Музыкальный центр.










36




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!