Количество часов по учебному плану в год 70 часов, в неделю 2 часа.
ФГОС основного общего образования второго поколения (2010 г.), в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком МБОУ Березовская СОШ, примерной программы для основного общего образования по технологии (базовый уровень) с учетом авторской программы 5-8 классы/авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 144 с .Рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Учебник: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2015.- 192 с.: ил. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2015.- 193 с.: ил.
Рекомендованы Министерством образования и науки РФ.
задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
Программа предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии).
Данная программа позволяет учителю получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета, а также конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа включает рекомендуемую последовательность, которую можно изменять с учетом оснащенности школ, материальных возможностей обучающихся и социальной востребованности.
Отличие данной разработки состоит в том, что она учитывает интересы как девочек, так и мальчиков, давая им возможность получить первичные представления о всех разделах программы и профессиональные знания и умения по широкому кругу профессий, интересных для обеих категорий обучающихся, облегчающих процесс социальной адаптации, помогающих активизировать и углубить их познавательную деятельность. Изделия для практических работ выбираются учителем и могут варьироваться в зависимости от степени подготовленности учащихся, их пола, интересов.
Базовыми в данной программе являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Технологии домашнего хозяйства», «Художественные ремесла», «Технологии ручной обработки древесины», «Технологии ручной обработки металлов», каждый из которых предусматривает использование общепедагогических дидактических принципов: связь теории с практикой, научность, сознательность и активность усвоения знаний, а значит, достижение дидактической цели, которую надо понять и осознать.
Одним из ведущих разделов программы является «Кулинария», который включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами, ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд, правилами сервировки стола. При изучении разделов «Технологии домашнего хозяйства», «Художественные ремесла» учащиеся знакомятся с различными видами художественных ремесел, с материалами и инструментами, применяемыми в работе, со способами оформления интерьера. На занятиях дети учатся строить чертежи, пользоваться чертежными инструментами: знакомятся с правилами снятия мерок и их условным обозначением, различными способами разработки моделей. Большое внимание при изучении каждого раздела следует уделять соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда. При изучении курса технологии 70 % времени отводится на практическую деятельность, 30 % - на теоретическую. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения используются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы и метод проектов.
Учебный предмет «Технология» выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на предметно-практической деятельности, которая служит необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления). Только так, на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития, обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом. Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе.
№ урока | Тема урока (страницы учебников) | Кол-во час | Виды деятельности | Планируемые результаты обучения | Творческая, исследовательская, проектная деятельность | Формы контроля | Дата |
освоение предметных знаний и умений | универсальные учебные действия (УУД) | План | Факт |
1-2 | Вводное занятие. Творческая проектная деятельность.Учебник «Технологии ведения дома», с. 3-4. Учебник «Индустриальные технологии», с. 5-5 | | Целенаправленное слушание монологической речи - вступительного слова учителя. Беседа о значении понятия «технология», о современных технологиях. Составление тезисного конспекта, краткого конспекта по теме. Рассматривание учебника. Ориентирование по разделам учебника. Отгадывание загадок об инструментах и материалах. Рассматривание изделий, выполненных учащимися, их анализ (характеристика). Изучение требований, содержащихся в инструктаже по охране труда при работе в кабинете технологии, предназначенном для первичного проведения в соответствии с локальными нормативными актами ОУ, эксплуатационной и технической документацией | Узнают значение понятия «технология». Познакомятся с современными технологиями, учебниками, условными обозначениями в учебнике, правилами поведения в кабинете. Научатся ориентироваться в учебнике | Регулятивные: умеют контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке технологии принадлежностей и материалов. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о понятиях «технология», «творческий проект». Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности | Сочинение загадок об инструментах и материалах | Выполнение заданий, наблюдения, устные ответы | 1 нед | |
3-4 | Текстильные материалы и их свойства. Учебник «Технологии ведения дома», с. 82-94 | | Вступительное слово. Запуск проекта «Столовое белье» или «Фартук для работы». Словесно-иллюстративный рассказ «Классификация текстильных волокон». Коллективный поиск ответа на вопрос: как получают натуральные волокна растительного происхождения? Лабораторная работа «Распознавание натуральных волокон» Сообщение теоретических сведений «Изготовление нитей и тканей. Простейшие ткацкие переплетения». Лабораторные работы «Определение долевой и поперечной нити», «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани». Словесно- иллюстративный рассказ «Виды и свойства тек стиль ных материалов». Лабораторная работа «Изучение свойств ткани из хлопка и льна» | Научатся составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения, исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей; изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям; определять направление долевой нити в ткани, исследовать свойства нитей основы и утка; определять лицевую и изнаночную стороны ткани; определять виды переплетения нитей в ткани; проводить анализ прочности окраски тканей; находить и предъявлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину; изучать свойства тканей из хлопка и льна. Познакомятся с профессиями оператора прядильного производства, ткача | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения; строить осознанное и произвольное речевое высказывание, логическую цепь рассуждений; анализировать ин формацию. Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности | Исследование свойств хлопчатобумажных тканей. Творческая работа: создание образца ткани полотняного переплетения с помощью самодельного устройства (рамки) | Устные ответы. Создание коллекции тканей из натуральных волокон. Оформление результатов лабораторных работ | 2нед | |
5-6 | Швейные ручные работы. Учебник «Технологии ведения дома», с. 112-119 | | Заслушивание собщений о процессе изготовления в старину. Рассматривание выполненных образцов ткани. Коллективный поиск ответа на вопрос: что означают термины «стежок», «строчка», «шов»? Беседа об инструментах и приспособлениях для ручных работ, о требованиях к выполнению ручных работ. Сообщение теоретических сведений«Основные операции при ручных работах. Прямой, косой и петельный стежки», «Способы переноса линий выкройки на детали кроя». Демонстрация приемов выполнения швейных ручных работ, переноса линий выкройки. Практическая работа «Выполнение упражнений по сметыванию деталей. Выполнение прямого, косого, петельного стежков па образце». Оценка проделанной работы | Узнают значения тер минов «стсжок», «строчка», «шов». Познакомятся с инструментами и приспособлениями для ручных работ, основными ручными операциями при пошиве изделий. Научатся выполнять прямой, косой и петель ный стежки, изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя (с по мощью резца-колесика, прямыми стежками, с помощью булавок); обметывание косыми (или петельными) стежками; заметывание (вподгибку с открытым срезоми вподгибку с закрытым срезом); сметывание | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: умеют строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, извлекать информацию из прослушанного объяснения. Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности, внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; владеют элементами организации умственного и физического труда; осуществляют самооценку способностей при трудовой деятельности в различных сферах | Творческая работа: выполнение вышивки носового платка или салфетки с применением изученных стежков (прямого, косого, петельного) | Выполнение сметывания деталей «Образец стачного шва» и «Образец шва вподгибку» | 3 нед | |
7-8 | Швейная машина и приемы работы на ней. Учебник «Технологии ведения дома» с. 119-131 | | Рассматривание выполненных вышивок. Заслушивание сообщений учащихся на тему «История швейной машины». Сообщение теоретических сведений «Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы. «Как организовать рабочее место?». Словесный рассказ «Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток». Демонстрация приемов устранения неполадок. Сообщение теоретических сведений «Назначение и правила использования регулирующих механизмов». Практическая работа: подготовка швей ной машины к работе. Выполнение образцов строчек. Регулировка швейной машины | Познакомятся с устройством современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Научатся подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку; заправлять верхнюю и нижнюю нитки; выводить нижнюю нитку наверх; выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка; выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад; находить и предъявлять информацию об истории швейной машины. | Регулятивные: умеют запоминать инструкцию; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. Познавательные: умеют осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; выделять существенную информацию из текстов разных видов; презентовать в вербальном виде подготовленную информацию. Личностные: умеют общаться при коллективном выполнении ра бот с учетом общности интересов и возможностей одноклассников, участвуют в творческой деятельности эстетического характера, про являют ответственное отношение к учению | Составление рассказа на тему «История Швейной машины» | Упражнения по пуску и остановке швейной машины, ее заправке, выполнению регулировок | 4 нед | |
9-10 | Машинные швы. Учебник «Технологии ведения дома», с. 127-130, 135-137 | | Коллективное рассуждение по представленным изделиям. Основные операции машинной обработки изделия. Сообщение теоретических сведений «Классификация машинных швов». Выполнение задания: назвать шов (по образцам). Сообщение теоретических сведений «Технология выполнения стачного шва и шва вподгибку». Демонстрация приемов выполнения швов. Практическая работа: выполнение образцов швов и машинных работ Узнают основные операции при машинной обработке изделий. | Узнают основные операции при машинной обработке изделий. Познакомятся с классификацией машинных швов. Научатся различать виды машинных швов, изготовлять образцы машинных швов | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать инструкцию; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют извлекать информацию из разных источников, делать умозаключения и выводы в словесной форме. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к занятиям предметно- практической деятельностью для удовлетворения перспективных потребностей, демонстрируют уважительное отношение к труду | Найти ответ на вопрос: что озна чает ста ринное слово «тачать»? | Выполнение образцов машинных швов | 5 нед | |
11-12 | Изготовление выкроек и раскрой швейного изделия. «Технологии ведения дома», с. 95-112 | | Заслушивание сообщений учащихся о значении слова «тачать». Беседа о понятиях «чертеж» и «выкройка». Поиск ответа на вопрос: чем выкройка отличается от чертежа? Беседа об определении размеров швейных изделий, правилах снятия мерок. Работа по рисункам. Расположение конструктивных линий фигуры. Практическая работа: снятие мерок. Коллективные поиски ответов на вопросы: каковы особенности по строения выкроек подушек для стула, салфетки, фартука? как можно перевести готовую выкройку из журнала? Сообщение теоретических сведений «Подготовка ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани». Коллективное рассуждение. Критерии качества кроя. Практическая работа:выполнение упражнений по раскладке выкройки на ткани | Научатся снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений; рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий; строить чертеж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам; копировать готовую выкройку; определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою; выполнять экономную раскладку выкроек па ткани с учетом на правления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учетом припусков на швы; выкраивать детали швейного изделия. Познакомятся с профессиями закройщика и портного | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познава тельную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свою деятельность, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Коммуникативные: умеют рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск решения поставленных задач; осознанно рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации. Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью, демонстрируют ответственное отношение к учению, владеют элементами организации умственного и физического труда | Творческая работа. Выбор изделия. Изготовление выкройки выбранного изделия. Составление рассказа о профессиях закройщика и портного | Снятие мерок. Выполнение расчетов. Изготовление выкройки изделия. Выполнение декатирования ткани | 6 нед | |
13 | Влажно- тепловая обработка ткани. Учебник «Технологии ведения дома», с. 131-135 | | Заслушивание со общений учащих ся о профессиях закройщика и портного. Словесно-иллюстративный рассказ «Виды современных утюгов и их устройство». Беседа «Правила выполнения влажно-тепловых работ». Словарная работа. Демонстрация приемов выполнения основных операций влажно-тепловой обработки деталей и изделий. Практическая работа: выполнение упражнений по утюжке изделий, влажно- тепловой обработке припусков па шов | Познакомятся с оборудованием для утюжильных работ, термином «влажно-тепло- вая обработка». Научатся проводить влажно-тепловую об работку на образцах машинных швов: при- утюживание, разутюживание, заутюживание | Регулятивные: умеют выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,вносить необходимые дополнения и коррективы. Коммуникативные: умеют участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, строить осознанное и произвольное речевое высказывание. Личностные: проявляют ответственное отношение к учению, желание учиться для удовлетворения перспективных потребностей | Составление рассказа «История утюга» | Утюжка изделий, влажно- тепловая обработка припусков на шов | 7 нед | |
14 | Технология изготовления швейных изделий. Учебник «Технологии ведения дома», с. 137-143 | | Заслушивание сообщений учащихся об истории утюга. Рассматривание готовых изделий. Коллективное рассуждение о последовательности изготовления простейших швейных изделий. Практическая работа: составление последовательности изготовления выбранного изделия | Научатся составлять последовательность изготовления простейших швейных изделий (фартука прямоугольной формы без нагрудника, салфетки, подушечки для стула) | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свою деятельность, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение). Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью | | Составление после- дова- тель- ности изготовления разных изделий | 7 нед | |
15-20 | Работа над творческимпроектом. Учебник «Технологии ведения дома», с. 5-9, 144-147 | | Беседа «Что такое проект?». Творческая проектная деятельность: цели и задачи. Этапы выполнения проекта. Коллективный поиск ответов на вопросы (с. 9). Рассматривание проектов, выполненных в прошедшем году. Работа над проектом. Презентация проекта | Познакомятся с примерами творческих проектов пятиклассников. Узнают этапы выполнения проекта. Научатся определять цель и задачи проектной деятельности; выполнять проект по разделу; обрабатывать изделие по индивидуальному плану; осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия; анализировать ошибки, находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий, одежды, инструментов для швейных работ. Овладеют безопасными приемами труда | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют рассуждать, слушать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы. Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение); осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; умеют осуществлять поиск необходимой информации из разных источников. Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев | Творческая работа. Придумывание фасона выбранного изделия, отделки для изделия | Выполнение проекта, его оформление. Презентация проекта | 8 нед 9 нед 10 нед | |
21 | Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы. Учебник «Индустриальные технологии», с. 10-15 | | Коллективная беседа «Виды древесины, ее свойства. Охрана леса». Сообщение теоретических сведений «Пиломатериалы и древесные материалы». Рассматривание пиломатериалов. Лабораторная работа «Распознавание видов древесины и древесных материалов» | Познакомятся с видами древесины и пиломатериалов. Научатся распознавать древесные материалы и пиломатериалы по внешнему виду. Освоят исследовательские навыки при проведении лабораторных работ | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить решение учебной задачи. Коммуникативные: умеют участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, строить осознанное и произвольное речевое высказывание. | Составление рассказа об охране лесов | Оформление результатов лабораторной работы | 11 нед | |
22 | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины. Учебник «Индустриальные технологии», с.21-24 | | Столярный верстак и его устройство. Демонстрация приемов регулировки столярного верстака по высоте. Беседа «Инструменты и приспособления для столярных работ». Отгадывание загадок об инструментах. Рассматривание инструментов и приспособлений. Демонстрация приемов работы с инструментами и приспособлениями. Практическая работа: регулировка столярного верстака. Коллективное рассуждение «Последовательность изготовления изделий из древеси ны (по готовым изделиям)» | Познакомятся с устройством инструментов, столярного верстака. Получат представление о последовательности изготовления изделий из древесины. Научатся организовывать рабочее место, регулировать верстак по высоте, выполнять работы ручными инст- рументами, соблюдать правила безопасного труда | Регулятивные: умеют планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, вступать в учебное сотрудничество, формулировать ответы на вопросы. Познавательные: умеют извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, изделие, иллюстрация и др.); самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к занятиям предметно- практической деятельностью | Выбор изделия для проекта | Выполнение упражнений по регулировке верстака | 11 нед | |
23 | Графическое изображение деталей и изделий. Учебник «Индустриальные технологии», с. 16-20 | | Беседа «Назначение графических изображений деталей и изделий». Коллективный поиск ответа на вопрос: в чем отличие эскиза и техническогорисунка от чертежа? Выполнение задания: назвать инструмент (чертежно- измерительный). Сообщение теоретических сведений «Линии, используемые в чертежах».Беседа «Что такое масштаб?». Практическая работа: чтение чертежей. Выполнение эскиза простейшего изделия | Узнают типы линий, используемых в чертежах, значение термина «масштаб». Научатся различать эскизы, технические рисунки и чертежи, читать и оформлять графическую документацию | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; запоминать инструкцию; планировать, контролировать и выполнять действие по за данному образцу с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, чертеж, иллюстрация и др.); самостоятельно делать выводы; перерабатывать информацию, преобразовывать ее.Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют познавательную активность в области предметной технологической деятельности | Составление рассказа «История циркуля». Творческая работа. Выполнение эскиза выбранного изделия для проекта и чертежа деталей | Выполнение эскиза простейшего изделия. Чтение чертежа | 12 нед | |
24-25 | Разметка и пиление. Учебник «Индустриальные технологии», с. 28-37 | | Заслушивание сообщений учащихся об истории циркуля. Словесно-иллюстративный рассказ «Виды контрольно- измерительных и разметочных инструментов».Рассматривание инструментов.Коллективный поиск ответа на вопрос: как разметить несколько одинаковых деталей? Демонстрация приемов работы с инструментами, техники пиления. Выполнение упражнений по проведению измерений и разметки. Коллективная беседа «Пиление как технологическая операция». Инструменты для пиления древесины. Беседа о правилах безопасности при разметке и пилении. | Познакомятся с видами коитрольно-измерительных разметочных инструментов, инструментами и приспособлениями для пиления древесины. Научатся выполнять приемы экономичной разметки, пиления заготовок | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать инструкцию; планировать, контролировать и выполнять действие по за данному образцу с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать собеседника, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения, наблюдать. Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью, уважительное отношение к труду; выражают желание учиться для удовлетворения перспективных потребностей | Выбор заготовки деталей выбранного для проекта изделия, разметка деталей и их выпиливание | Выполнение упражнений по проведению измерений и разметки | 12 нед 13 нед | |
26 | Строгание. Учебник «Индустриальные технологии», с. 38-42 S | | Коллективное рассуждение «Как выровнять поверхность древесины». Слоесно-иллюстра- тивный рассказ с элементами беседы «Строгание как технологическая операция». Рассматривание инструментов. (с. 38-39). Устройство инструментов для строгания. Правила безопасной работы с инструментами | Познакомятся с инструментами, предназначенными для выравнивания поверхностей древесины, их устройством, правилами безопасной работы с ними. Научатся выполнять строгание заготовок, проверять прямолинейность отстроганной заготовки | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать и удерживать инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: подготавливают рабочее место к работе, знают | Строгание заготовок для выбранного изделия | Строгание заготовок из древесины | 13 нед | |
27 | Сверление отверстий в деталях из древесины. Учебник «Индустриальные технологии», с. 43-49 | | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Сверление как технологическая операция». Рассматривание деталей с отверстиями. Коллективный поиск ответов на вопросы: чем различаются отверстия в разных деталях? Для чего нужна струбцина при сверлении? Сообщение Теоретических сведений «Глухие и сквозные отверстия». Рассматривание сверл. Типы сверл и их устройство. Словесно- иллюстративный рассказ «Коловорот и дрель, их назначение и устройство». Рассматривание струбцины. Демонстрация приемов сверления отверстий. Правила безопасности при сверлении. Беседа о профессии станочника- сверловщика | Познакомятся с инструментами для сверления отверстий, правилами безопасной работы с ними, профессией станочника- сверловщика. Узнают о видах отверстий и типах сверл, их устройстве. Научатся закреплять сверло в патроне коловорота или дрели, различать глухие и сквозные отверстия, выполнять сверление сквозных и глухих отверстий в заготовках из древесины с помощью коловорота или дрели | Регулятивные: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы, делать выводы. Познавательные: умеют анализировать информацию, готовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о профессии станочника-сверловщика. Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью | Работа над проектом. Сверление отверстий в деталях выбранного изделия | Выполнение упражнений по сверлению отверстий в заготовках из древесины | 14 нед | |
28 | Соединение деталей из древесины гвоздями. Учебник «Индустриальные технологии», с. 49-55 | | Беседа «Неподвижные соединения». Понятие о сборке изделия. Коллективный поиск ответа на вопрос: как можно соединить детали из древесины? Рассматривание гвоздей, раскладывание их по выделенным признакам. Работа с учебником. Типы гвоздей. Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы «Инструменты для соединения деталей изделия с помощью гвоздей».Виды соединений на гвоздях. Демонстрация приемов выполнения соедине ния деталей изделия с помощью гвоздей, выпрямления гвоздей. Правила безопасного труда. Беседа о профессии плотника (с. 54) | Получат представление о сборке изделий. Познакомятся с типа ми гвоздей, инструментами для выполнения соединения на гвоздях, видами соединений, профессией плотника. Научатся выпрямлять гвозди, вытаскивать их из детали, забивать доски | Регулятивные: выполняют ко троль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,вносят необходимые дополнения и коррективы. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и пони мать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; делают умозаключения и выводы в словесной форме; осознанно читают тексты; рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о профессии плотника.Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью, уважительное отношение к труду | Составление рассказа о профессии плотника | Выполнение упражнений по выполнению со единения деталей на гвоздях | 14 нед | |
29 | Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами. Учебник «Индустриальные технологии», с. 55-60 | | Соединение дета лей из древесины шурупами и само- резами. Рассуждение о преимуществах этого способа соединения. Рассматривание шурупов и саморсзов. Виды шурупов и саморезов. Демонстрация приемов выполнения соединения деталей из древесины шурупами и само- резами. Правила безопасной работы. Беседа о профессии столяра-сборщика. Выполнение задания (с. 59-60 | Получат представление о способах соединения деталей из древесины. Узнают о видах шурупов и саморезов. Научатся выбирать подходящие для конкретного соединения шурупы или саморезы, выполнять соединение деталей с помощью шурупов и саморезов. Познакомятся с профессией столяра- сборщика, правилами безопасной работы | Регулятивные: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному плану с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют формулировать проблему, делать умозаключения словесной форме; рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о профессии столяра- сборщика. Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев и выводы в словесной | Поиск в Интернете информации о новейших инструментах и приспособлениях для со единения деталей. Работа над проектом. Сборка изделия | Выполнение упражнений по соедине- нию деталей саморе- зами или шурупами | 15 нед | |
30 | Соединение деталей из древесины клеем. Учебник «Индустриальные технологии», с. 61-63 | | Коллективная беседа о способе со единения деталей из древесины клеем. Словесно- иллюстративный рассказ о видах клея. Демонстрация приемов склеивания деталей из древесины Выполнение задания (с. 62-63) | Познакомятся с технологией склеивания деталей из древесины. правилами безопасной работы, видами клея. Научатся выполнять склеивание деталей из древесины с соблюдением правил безопасности | Регулятивные: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, запоминать инструкцию. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать собеседника, правильно выражать свои мысли. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск информации из разных источников,расширяющей и дополняющей представление о современных видах клея. Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью | | Выполнение упражнений по склеиванию деталей из древесины | 15 нед | |
31-32 | Зачистка поверхностей деталей из древесины. Отделка изделий из древесины. Учебник «Индустриальные технологии», с. 63-70 | | Рассматривание напильников. Коллективное формулирование вывода по итогам наблюдения об отличиях разных видов напильников и их назначении. Демонстрация приемов работы напильником при выполнении зачистки поверхности деталей из древесины. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Шлифовальная шкурка: назначение и виды». Демонстрация приемов выполнения зачистки поверхности шлифовальной шкуркой. Правила безопасной работы. Выполнение практической работы (с. 66, 69-70) Коллективный поиск ответа на вопрос: зачем нужна отделка? Словесно- иллюстративный рассказ «Виды отделки». Беседа о профессии лакировщика. Демонстрация приемов выполнения отделки | Познакомятся с новыми технологиями обработки деталей и изделий из древесины зачисткой и отделкой, профессией лакировщика .Узнают о назначении напильников, шлифовальной шкурки, их видах. Научатся выполнять операции зачистки и отделки деталей и изделий из древесины с соблюдением правил безопасности | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанной работе. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; участвуют в коллективных обсуждениях; правильно выражают свои мысли, формулируют ответы на вопросы. Познавательные: умеют анализировать информацию; осознанно читают тексты; рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о профессиях людей, работающих на деревообрабатывающих и мебельных предприятиях. Личностные: проявляют положи тельное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью | Работа над проектом. Зачистка и отделка изделия | Выполнение упражнений по зачистке и отделке деталей из древесины | 16 нед | |
33-34 | Работа над творческим проектом. Учебник «Индустриальные технологии», с. 6-9, 80-90 | | Коллективная беседа о технологических процессах и этапах работы над проектом | Систематизируют знания по разделу «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов». Научатся самостоятельно планировать свою деятельность; проявлять творческую инициативу; изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам; оформлять документацию по проекту; проводить презентацию своей работы | Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке, адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Познавательные: умеют строить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию, отвечать на вопросы. Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев | Выбор пособа презентации проекта | Оформление документа ции по проекту. Презентация проекта | 17 нед | |
35-36 | Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы. Учебник «Индустриальные технологии», с. 97-102 | | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Черные и цветные металлы, история их появления и свойства». Рассказ о получении тонколистового металла. Беседа о применении тонколистового металла. Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы «Проволока: получение и использование». Рассматривание образцов искусственных материалов. Коллективный поиск ответа на вопрос: как называются эти материалы? Беседа о видах пластмасс и их использовании. Выполнение лабораторной работы (с. 100-101). Профессия вальцовщика и волочильщика | Узнают о видах черных и цветных металлов, получении тонколистового металла и проволоки, искусственных материалах. Познакомятся со сферой применения металлов и пластмасс, их свойствами, профессиями вальцовщика и волочильщика. Научатся различать различные виды материалов, находить информацию, выполнять лабораторную работу и оформлять ее | Регулятивные: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, принимать и сохранять учебную задачу урока, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, оценивать работу по заданным критериям, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, умеют анализировать ее, осознанно читают тексты с целью освоения и использования; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о профессиях вальцовщика и волочильщика, материалах, используемых человеком в технике и повседневной жизни. Личностные: проявляют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью | Поиск ответа на вопрос с использованием ИКТ: какие материалы используются человеком в технике и повседневной жизни? Поиск идей для | Оформление результатов лабораторной работы | 18 нед | |
37 | Рабочее место для ручной обработки металлов. Учебник «Индустриальные технологии» с. 102-106 | | Рассматривание устройства слесарного верстака. Коллективный поиск ответа на вопрос: в чем отличие слесарного верстака от столярного? Демонстрация приемов регулировки верстака по высоте. Рассматривание слесарных тисков. Слесарные тиски и их устройство. Практическая работа (с. 105-106). Рассматривание представленных инструментов для ручной обработки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной работы. Беседа о профессии слесаря | Познакомятся с устройством слесарного верстака и слесарных тисков, инструментами для ручной обработки тонколистового металла и проволоки, профессией слесаря, правилами безопасной работы при выполнении слесарных работ. Научатся регулировать верстак по высоте, определять исправность основных видов инструментов | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об инструментах для ручной обработки металлов и профессии слесаря. Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности | Составление рассказа «Что я знаю о профессии слесаря» ' | Ознакомление с уст ройством слесарного верстака и тисков | 19 нед | |
38 | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Учебник «Индустриальные технологии», с. 110-112, 115-118 | | Коллективная работа (с. 110-112). Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки. Сообщение теоретических сведений. Правка как слесарная операция. Демонстрация приемов правки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной работы | Познакомятся с технологией изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки, способами правки тонколистового металла и проволоки | Регулятивные: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать, контролировать и выполнять действие с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать собеседника, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, формулировать ответы на вопросы. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технологии изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки. Личностные: проявляют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью | | Выполнение правки тонколистового металла и проволоки | 19 нед | |
39-40 | Разметка и резание заготовок из тонковолок нистого металла и проволоки Учебник «Индустриальные технологии», с. 118-126 | | Сообщение теоретических сведений «Технологические операции - разметка и резание».Словесно-иллюстративный рас сказ «Инструменты для разметки заготовок из тонко- листового металла и проволоки». Демонстрация приемов разметки заготовок. Словесно-иллюстративный рас сказ «Инструменты для резания тонколистового металла». Демонстрация приемов резания заготовок из тонколистового металла и проволоки. Выполнение практической работы (с.122-123, 127) | Познакомятся с новыми технологическими операциями - разметка и резание тонколистового металла и проволоки; инструментами для разметки и резания; профессиями слесаря-разметчика, слесаря-инструментальщика, резчика; правилами безопасной работы. Научатся выполнять разметку деталей из то металла, резание заготовок из тонколистового металла и проволоки | Регулятивные: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать инструкцию; планировать, проговаривать вслух последовательность осваиваемых действий, контролировать и выполнять действие с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют анализировать информацию; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; анализируют план работы, выделяя основные этапы; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о профессиях слесаря-разметчика, слесаря-инструмен- талыцика, резчика. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют ответственное отношение к учению | Поиск информации о профессиях слесаря- разметчика, слесаря-инс-трументальщика, резчика Составление рассказа | Выполнение упражнений по разметке и резанию проволоки и деталей из тонколис-тового металла | 20 нед | |
41 | Гибка заото- вок из тонколистового Металла и проволоки. Отделка Изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы. Учебник «Индуст риальные | | Заслушивание со общений учащихся о профессиях слесаря-разметчика, слссаря-инструменталыцика, резчика. Словесно-иллюстративный рассказ «Приспособления для гибки заготовок из тонколистового ме талла и проволоки». Демонстрация приемов гибки. Словесно-иллюстративный рассказ | Познакомятся с технологией выполнения гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки, приспособлениями для гибки, технологией отделки изделий из металла окрашиванием, правилами без опасной работы. Научатся выполнять гибку заготовок из тонколистового металла и проволоки и отделку изделий из металла окрашиванием | Регулятивные: умеют планировать, проговаривать вслух последователь ность осваиваемых действий, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют представлять подготовленную информации в словесной форме; анализировать информацию, | Исследование «Новейшие способы отделки изделий из металла» | Выполнение упражнений по гибке заготовок из тонколистового металла и проволоки | 21 нед | |
42-44 | Работа над творческим проектом. Учебник «Индустриальные технологии», с. 156-162 | | Коллективная беседа об этапах работы над проектом. Рассматривание изделий из тонко листового металла и проволоки. Выполнение практической работы: изготовление изделия и оформление документации. Презентация | Познакомятся с при мерами творческих проектов. Научатся самостоятельно планировать свою деятельность; определять цель и задачи проект ной деятельности; обрабатывать изделие по индивидуальному плану; осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия; анализировать ошибки; изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам; оформлять документацию по проекту; проводить презентацию своей работы | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Коммуникативные: умеют рассуждать, правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к предмету | | Изготовле ние изделия, оформление документа ции по проекту, презентация изделия | 21 нед 22 нед | |
45 | Санитария и гигиена на кухне. Учебник «Технологии ведения дома», с. 29-37 | | Вступительное слово. Запуск проекта «Приготовление воскресного завтрака». Словесный рассказ «Санитария и гигиена на кухне». Коллективная беседа «Набор посуды для приготовления пищи». Рассматривание образцов посуды. Беседа о правилах ухода за посудой. Рассматривание образцов моющих и чистящих средств для ухода за посудой. Чтение на этикетках информации о способе применения средства. Правила безопасной работы на кухне. Показ приемов оказания первой помощи при порезах и ожогах. Разгадывание кроссворда на тему «Посуда» | Познакомятся с санитарно-гигиеническими требованиями к лицам, приготовляющим пищу, приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд; правилами мытья посуды; моющими и чистящими средствами для ухода за посудой, поверхностью стен и пола; правилами безопасной работы на кухне и приемами оказания первой помощи. Научатся находить на этикетке информацию о способе применения моющего или чистящего средства | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, умеют делать умозаключения и выводы в словесной форме; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах посуды, кухонных приспособлениях. Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности | Поиск информации об истории появления отдельных видов посуды, новейших кухонных приспособлениях | Нахождение информации о способе применения того или иного средства для ухода за посудой | 23 нед | |
46 | Здоровое питание. Учебник «Технологии ведения дома», (с.29, 37) | | Питание как физиологическая потребность. Коллективная беседа «Пищевые (питательные) вещества». Значение белков, жиров, угле- водов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Словесный рассказ «Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах». Пищевые отравления. Коллективный поиск ответа на вопрос: какие правила надо соблюдать для того, чтобы избежать пищевых отравлений Словесный рассказ «Первая помощь при отравлениях». Выполнение практической работы: составление своей пирамиды питания | Научатся находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных веществ и микроэлементов; определять индивидуальныйрежим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды. Освоят исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному алгоритму с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют самостоятельно формулировать проблему; делать умозаключения и выводы в словесной форме; осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера, поиск существенной информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о питании. Личностные: проявляют интерес к предмету, осознают важность его изучения | Поиск информации о значении термина «витамин», продуктах - чемпионах по содержанию различных витаминов | Составление своей пирамиды питания | 23 нед | |
47-48 | Бутерброды и горячие напитки. Учебник «Технологии ведения дома», с. 42-51 | | Сообщения о витаминах. Словесный рассказ «Из истории появления хлеба». Значение хлеба в питании человека. Коллективная беседа «Продукты, используемые для приготовления бутербродов». Игра «Узнай продукт» (по вкусу). Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов». Инструменты и приспособления для нарезки. Коллективный поиск ответа на вопрос: какие требования предъявляются к качеству готовых бутербродов? Демонстрация способов подачи бутербродов, рассматривание образцов и слайдов. Коллективная беседа «Виды горячих напитков». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства». Демонстрация приемов заваривания и подачи чая. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Сорта и виды кофе». Рассматривание устройств для размола зерен кофе, приборов для приготовления кофе. | Познакомятся с профессией пекаря. Научатся приготовлять и оформлять бутерброды; определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах; подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере; приготовлять горячие напитки (чай, кофе, какао); проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе; находить и предъявлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки; дегустировать бутерброды и горячие напитки беседы «Какао: полезные свойства, выращивание и переработка». Демонстрация приемов приготовления какао. Игра «Узнай напиток». Практическая работа (с. 46, 51) | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать инструкцию; планировать и проговаривать этапы работы; следовать составленному плану; вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать собеседника, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы, планировать и согласо- ванно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют результативно мыслить и работать с информацией в современном мире; находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, дополнительной литературе; самостоятельно формулировать проблему; делать умозаключения и выводы в словесной форме; осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера. Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности, уважительное отношение к профессии повара. | Составление рассказа о профессии повара, об истории чая, кофе, какао | Приготовление бутербродов и горячих напитков; оформление, подача бутербродов и напитков; дегустация продуктов | 24 нед | |
49-50 | Блюда из овощей и фруктов. Учебник «Технологии ведения дома», с. 58-66 | | Сообщения об истории хлеба, кофе, чая, какао; профессии повара. Рассказ «Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов». Игра «Узнай овощ или фрукт» (по вкусу).Коллективный поиск ответа на вопросы: как хранят овощи? как определить доброкачественность овощей по внешнему виду? Рассказ с показом приемов «Методы определения количества нитратов в овощах». Способы удаления лишних нитратов из овощей. Демонстрация способов механической кулинарной обработки различных овощей. Рассказ «Особенности обработки различных овощей». Рассматривание инструментов и приспособлений для нарезки овощей. Демонстрация приемов пользования ими. Коллективная беседа «Салаты: технология приготовления и украшение блюд». Рассматривание слайдов. Рассказ «Значение и виды тепловой обработки продуктов». Коллективная беседа «Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей». Рассказ с демонстрацией приемов приготовления «Салаты и винегреты из вареных овощей».Беседа «Требования к качеству и оформлению готовых блюд». Практическая работа (с. 63, 66) | Научатся определять Доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов; выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов; читать технологическую документацию; соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте; готовить салат из сырых овощей или фруктов; готовить гарниры и блюда из вареных овощей; осуществлять органолептическую оценку готовых блюд; находить и предъявлять информацию об овощах, используемых в кулинарии, блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека; о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов; выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Освоят безопасные приемы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей, тепловой обработки овощей | Регулятивные: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; планировать и проговаривать этапы работы; следовать составленному плану; вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать собеседника, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли; проявляют вежливое, уважительное отношение ко всем членам группы. Познавательные: умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера, существенной информации. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к предмету; владеют элементами организации умственного и физического труда; осуществляют самооценку способностей при трудовой деятельности в различных сферах | Поиск информации об истории появления овощей в питании человека | Приготовление Блюда из овощей. Дегустация овощей | 25 нед | |
51-52 | Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Учебник «Технологии ведения дома», с. 51-58 | | Заслушивание сообщений учащихся об истории появления овощей в питании человека. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека». Игра «Угадай продукт (крупа, бобовые)» (на ощупь).Словесно-иллюстративный рассказ «Посуда для приготовления блюд». Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Беседа «Требования к качеству каши». Словесно- Иллюстративный рассказ с элементами беседы «Применение бобовых в кулинарии». Технология приготовления. Коллективная беседа «Технология приготовления блюд из макаронных изделий Подача готовых блюд. Лабораторная работа (с. 57). Практическая работа (с. 57-58) | Познакомятся с устройством кашеварки. Научатся читать маркировку и штриховые коды на упаковках; определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы; готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу; определять консистенцию блюда; готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий; находить и предъявлять информацию о крупах и продуктах их переработки, о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий; дегустировать блюда из круп, бобо вых и макаронных изделий | Регулятивные: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать и проговаривать этапы работы, следовать составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать собеседника, согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли; проявляют вежливое, уважительное отношение ко всем членам группы. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют самостоятсльно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; осуществ ляют поиск информации из разных источников. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к предмету | Поиск информации об истории появления в питании человека круп, бобовых и макаронных изделий | Приготовление блюд из круп, бобовых или макаронных изделий. Оформление результатов лабораторной работы | 26 нед | |
| |
53-54 | Блюда из яиц. Учебник «Технологии ведения дома», с. 66-71 | | Заслушивание со общений учащихся об истории появления круп, макаронных изделий. Рассказ «Значение яиц в питании человека». Коллективная беседа «Использование яиц в кулинарии». Рассказ с демонстрацией приемов работы «Способы определения свежести яиц». Рассказ о способах хранения яиц. Коллективная беседа «Технология приготовления блюд из яиц». Рассматривание приспособлений для взбивания яиц. Рассказ с демонстрацией приемов варки яиц, их жаренья. Беседа «Подача готовых блюд». Лабораторная работа (с. 70). Практическая работа (с. 71) | Научатся определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды; готовить блюда из яиц; находить и предъявлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам | Регулятивные: умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке, планировать и проговаривать этапы работы, следовать состав ленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника; результативно мыслить и работать с информацией в современном мире; ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя). Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев | Поиск информации о видах яиц, используемых человеком в питании; о способах оформления яиц к народным праздникам | Приготовление блюд из яиц. Оформление результатов лабораторной работы | 27 нед | |
55-56 | Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Учебник «Технологии ведения дома», с.71-76 | | Заслушивание сообщений учащихся о видах яиц, способах их оформления к народным праздникам Коллективный поиск ответа на вопрос: что такое меню? Рассказ о калорийности продуктов. Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы «Сервировка стола к завтраку». Особенности сервировки стола к завтраку. Способы складывания салфеток. Практическая работа: складывание салфеток. Ролевая игра «Хозяйка и гости за столом» | Научатся подбирать столовое белье для сервировки стола к завтраку, столовые приборы и посуду для завтрака; составлять меню завтрака; рассчитывать количество и стоимость продуктов для стола; сервировать стол к завтраку (овладение навыками эстетического оформления стола); складывать салфетки | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать инструкцию; планировать, контролировать и выполнять действие по за данному образцу с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать учителя и одноклассников, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, умеют ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного, перерабатывать полученную информацию - делать выводы в результате совместной работы всего класса); осуществляют поиск информации из разных источников. Личностные: участвуют в творческой деятельности эстетического характера | Творческая работа. Работа над проектом «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи» | Составление меню завтрака. Сервировка стола к завтраку | 28 нед | |
|
57-58 | Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции при создании Предметов ДПИ. Учебник «Технологии ведения дома», с. 149-169 | | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Понятие ДПИ». Традиционные и современные виды ДПИ России. Рассматривание изделий или слайдов. Заслушивание сообщений учащихся о народных умельцах своего региона и их творчестве. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Приемы украшения праздничной одежды в старину». Рассматривание изделий или слайдов. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Понятие о композиции». Правила, приемы и средства композиции. Практическая работа (с. 169) | Познакомятся с работами мастеров ДПИ родного края, основами композиции при создании предметов ДПИ. Научатся анализировать особенности ДПИ народов России; находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона, способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину; составлять орнамент, зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать инструкцию; планировать, контролировать и выполнять действие по за данному образцу с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осуществляют поиск необходимой информации из разных источников. Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности; сориентированы на эстетическое восприятие произведений ДПИ, творчества народных умельцев, уважительное отношение к истории страны | Поиск информации и составление рассказа о народных умельцах своего региона и их творчестве | Создание композиции в графиче ском редакторе | 29 нед | |
59-60 | Выпиливание лобзиком. Выжигание по дереву. Учебник «Индустриальные технологии», с. 71-79 | | Словесно-иллюстративные рассказы с элементами беседы «Технология художественно- прикладной обработки материалов», «Технология выжигания по дереву Беседа о материалах, инструментах и приспособлениях для выпиливания лобзиком. Демонстрация организации рабочего места при выпиливании лобзиком, приемов замены пилки в лобзике, выпиливания; при выжигании, приемов работы. Практические работы (с. 79). Правила безопасности труда при выпиливании и выжигании. Выполнение упражнений по замене пилки в лобзике. | Научатся выпиливать изделия из древесины и искусственных материалов лобзиком, отделывать изделия из древесины выжиганием, изготовлять изделия декоративно- прикладного творчества по эскизам и чертежам, соблюдать правила безопасного труда | Регулятивные: умеют планировать свою деятельность, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи. Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существовании различных точек зрения и права каждого иметь свою; принимать участие в коллективных обсуждениях, поиске ответов на вопросы. Познавательные: умеют самостоятельно формулировать проблему, анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение);осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск способов решения проблем творческого характера; осуществляют поиск необходимой информации из разных источников. Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие | Выбор Изделия для проекта, разработка орнамента или рисунка для изделия или подбор их в литературе | Выполнение упражнений по выпиливанию лобзиком и выжиганию | 30 нед | |
61-62 | Лоскутное шитье. Учебник «Технологии ведения дома», с. 170-177 | | Вступительное слово Заслушивание сообщений учащихся об истории лоскутного шитья. Просмотр мультимедийной презентации с комментированием слайдов. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Традиционные узоры в лоскутном шитье: спираль, изба и др.». Коллективная беседа «Материалы для лоскутного шитья, их под готовка к работе».Инструменты и приспособления. Демонстрация приемов изготовления изделий в технике лоскутного шитья с их комментированием. Практическая работа (с. 176-177) | Познакомятся с раличными видами техники лоскутного шитья. Научатся разрабатывать узор для лоскутного шитья; изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги; подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия; изготовлять образцы лоскутных узоров; обсуждать наиболее удачные работы; находить и предъявлять информацию об истории лоскутного шитья | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать инструкцию; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение); осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск способов решения проблем творческого характера, необходимой информации из разных источников. Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, творчества народных умельцев, уважительное отношение к истории страны | Поиск информации и составление рассказа об истории лоскутного шитья. Выбор изделия для проекта | Изго товле ние об разцов лоскут ных узоров | 31 нед | |
63-64 | Работа над творческим проектом. Учебник «Индустриальные технологии», с. 110-112. Учебник «Технологии ведения дома», с. 71-76 | | Коллективная беседа об этапах работы над проектом. Рассматривание вариантов изделий. Практическая работа: изготовление изделия и оформление документации. Презентация проектов | Познакомятся с примерами творческих проектов. Получат знания по разделу «Художественные ремесла». Научатся самостоятельно планировать свою деятельность, определять цель и задачи проектной деятельности, обрабатывать изделие по индивидуальному плану, осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки, изготовлять изделия, оформлять документацию по проекту, проводить презентацию своей работы | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Коммуникативные: умеют рассуждать, правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют самостоятельно формулировать проблему; делать умозаключения и выводыв словесной и письменной форме; осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера, существенной информации. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к предмету | | Выбор варианта изделия, оформление документации по проекту | 32 нед | |
65-66 | Технологии ремонта деталей интерьера. Учебник «Индустриальные технологии», с. 163-176 | | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Интерьер жилого помещения». Рассматривание слайдов или иллюстраций (с. 164-167). Выполнение задания. Определение назначения помещения по его интерьеру. Коллективная беседа о требованиях, предъявляемых к интерьеру. Регулирование микроклимата в доме Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Беседа «Правила пользования бытовой техникой». Словесно -иллюстративный рассказ с элементами беседы «Способы и средства ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебелью, их мелкий ремонт». | Познакомятся со средствами ухода за мебелью. Научатся выполнять восстановление лакокрасочных покрытий на мебели, соблюдать правила безопасности, оценивать микроклимат в помещении, подбирать бытовую технику по рекламным проспектам, разрабатывать план размещения осветитель ных приборов, разрабатывать варианты размещения бытовых приборов. Освоят технологии удаления пятен с обивки мебели | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познава тельную инициативу в учебном сотрудничестве, запоминать инструкцию; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, правильно выражать свои мысли, формулировать ответы на вопросы. Познавательные: умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ. сравнение); осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск необходимой информации из разных источников. Личностные: проявляют интерес к предметно-практической деятельности | Поиск информации о способах и средствах по ремонту деталей интерьера и уходу за ними;о современных интерьерах жилых помещений разного назначения | Разработка плана размещения осветительных приборов в жилом помещении | 33 нед | |
67-68 | Технологии ремонта одежды и обуви и уход за ними | | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Средства для ухода за одеждой и обувью Выполнение задания. Изучение инструкций по применению средств ухода за обувью и одеждой. Демонстрация приемов ухода за одеждой и обувью с их комментированием. Коллективная беседа «Экологические аспекты применения современных химических средств в быту». Заслушивание сообщений учащихся о профессиях в сфере обслуживания и сервиса | Познакомятся с профессиями в сфере обслуживания и сервиса. Научатся выполнять мелкий ремонт одежды, чистку обуви; соблюдать правила безопасности и гигиены. Освоят технологии удаления пятен с одежды | Регулятивные: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать инструкцию; контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности. Коммуникативные: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. Познавательные: умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение); осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск необходимой информации из разных источников. Личностные: проявляют интерес к предметно-практической деятельности | Поиск информации о профессиях в сфере обслуживания и сервиса | Чистка и стирка одежды | 34 нед | |
69-70 | Обобщение материала за год. | | | | | | | 35 нед | |