СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по трудовому обучению для 1 класса VIII вид

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по трудовому обучению для учащихся с ограниченными возможностями для 1 класса (VIII вид)

Просмотр содержимого документа
«Программа по трудовому обучению для 1 класса VIII вид»

трудовое обучение 1 класс



Пояснительная записка


Обучение труду в первом классе направлено на решение следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика;

  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

  • формирование организационных умений в труде.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании;

  • предварительно планировать ход работы над изделием;

  • контролировать свою работу.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики.

Уроки трудового обучения должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

В первом классе предусмотрены следующие виды труда:

  • работа с глиной и пластилином;

  • работа с природными материалами;

  • работа с бумагой и картоном;

  • работа с нитками.

Изучение каждого блока начинается с вводного занятия.

При проведении практических работ по трудовому обучению необходимо особое внимание обратить на соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.




Содержание программы



Тема

Количество часов

Содержание программы

Формируемые понятия

Формируемые умения

Универсальные учебные действия

Вводное занятие

2

Расширение знаний учащихся об окружающих предметах природного и рукотворного мира.

Природный мир.

Рукотворный мир.

Труд. Профессия.

Правильное поведение на уроках трудового обучения.

Соблюдение правил безопасной работы.

Организация рабочего места.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Рациональное использование материалов.

Анализ образца. Планирование выполнения работы.

Отчет о проделанной работе.

Работа с пластилином.

32

Изготовление изделий из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и ширины.

Лепка по образцу предметов классической формы.

Лепка по образцу игрушек, грибов, предметов шаровидной формы.

Лепка по образцу предметов с применением инструментов.

Лепка по образцу и по представлению деталей для макетов на темы сказок.

Свойства пластилина.

Способы подготовки пластилина к работе.

Вытягивание. Примазывание.

Стека.

Материалоотходы.

Подставка.

Раскатывание (столбики).

Скатывание (шар).

Вдавливание. Разминание. Вытягивание одного конца столбика. Соединение плоских деталей с объемными примазыванием.

Лепка по образцу цифр и букв.

Лепка стилизованной фигуры человека.

Расположение и закрепление деталей на подставке.

Работа с природными материалами

12

Экскурсия на природу. Составление композиций из засушенных листьев.

Изготовление по образцу несложных объемных деталей.

Изготовление по образцу многодетальных изделий.

Элементарные понятия о природных материалах.

Правила безопасной работы с природными материалами.

Свойства материалов, используемых для работы.

Наклеивание природного материала на бумагу.

Умение сочетать цвет пластилина и природного материала.

Соединение пластилина с природным материалом.

Изготовление по образцу птиц и животных.

Соединение деталей с помощью пластилина.

Работа с бумагой с применением режущих материалов

70

Упражнения в сгибании и разгибании бумаги по прямым линиям.

Изготовление различных предметов из бумаги методом сгибания.

Упражнения в резании бумаги различными способами.

Изготовление изделий с использованием клея.

Составление по образцу композиций из геометрических фигур.

Составление орнамента в полосе, квадрате.

Изготовление по образцу растительного орнамента.

Свойства бумаги. Сгибание.

Основные и дополнительные цвета бумаги.

Клеящие составы.

Правила безопасной работы с инструментами.

Аппликация. Орнамент.

Порядок выполнения аппликации.

Правила безопасной работы.

Геометрический орнамент. Растительный орнамент.

Правила составления орнамента.


Сгибание и разгибание бумаги.

Резание ножницами по сгибу.

Хватка инструмента.

Скругление углов квадрата и прямоугольника.

Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.

Резание по размеченным кривым линиям.

Симметричное вырезание.

Изготовление ёлочных украшений.

Смазывание клеем деталей аппликации и наклеивание.

Размещение на листе элементов орнамента.

Работа с нитками

16

Составление коллекции ниток.

Разрывание и резание ниток.

Связывание и наматывание ниток.

Завязывание узелков и бантиков.

Витьё шнура.

Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

Вышивание по проколам геометрических фигур, контуров овощей и фруктов.

Коллекция. Нитки. Свойства ниток.

Шов «вверх-вниз».

Свойства ниток.

Инструменты для работы с нитками.

Правила безопасной работы.

Разрывание и резание ниток.

Завязывание узелков и бантиков.

Витьё шнура.

Изготовление кисточек из цветных ниток.

Вдевание нитки в иголку.

Закрепление нитки в начале и конце строчки.

Сочетание ниток и карандаша для раскраски контура.

Шитьё по проколам. Вышивание по проколам геометрических фигур, контуров овощей и фруктов.


Учебный план



Количество недель

Количество часов в неделю

Всего часов

I четверть

9

2

36

II четверть

7

2

28

III четверть

9

2

36

IV четверть

8

2

32



Всего:132 часов.
















Тематическое планирование

п/п

Тема.

Почасовая разбивка.

Кол-во

уроков.

Дата

Наглядность и оборудование

Основные понятия

Форма урока

Формы контроля за уровнем усвоения


Вводное занятие. Предметы природного и рукотворного мира.

С.4-11

2


Карточки с профессиями.

Природный мир. Рукотворный мир.

Труд.

Профессия.

Урок -беседа.




Вводный урок в раздел «Пластилиновая сказка». Что надо знать о глине и пластилине. С.12-14

2


Пластилин. Подкладная доска. Стека.


Пластилин. Глина. Ручки. Пальчики. Работы с пластилином. Стека.

Урок-сказка



Аппликация из пластилина «Яблоко».

С.15

2


Пластилин. Подкладная доска. Стека.

Образец аппликации.

Разминание пластилина. Отщипывание кусочков пластилина.

Размазывание пластилина по картону.

Изучение нового.



Вводный урок в раздел «Экскурсия в природу».

2



Коллекция.

Экскурсия.



Аппликация из засушенных листьев «Бабочка».

С.19

2


Засушенные листья.

Образец аппликации.

Предметно-операционный план.

Аппликация.


Изучение нового.




Аппликация из засушенных листьев «Птичка». Т.3

2


Засушенные листья.

Образец аппликации.

Предметно-операционный план.

Аппликация.


Комбинированный.



Вводный урок в раздел «Путешествие в Бумажную страну». Что нужно знать о бумаге. С.20-24

2


Предметные картинки изделий из бумаги.

Коллекция образцов бумаги.

Сорта и виды бумаги.

Составление коллекции бумаги.



Работа с бумагой. Складывание из бумаги «Ёлочка». С.25-27, Т.12-13

2


Образец.

Цветная бумага.

Треугольники, разные по величине и цвету.

Треугольник. Углы. Стороны. Середина.

Изучение нового.



Тема.

Почасовая разбивка.


Дата

Наглядность и оборудование

Основные понятия

Форма урока

Формы контроля за уровнем усвоения

1-2

Работа с бумагой.

«Наборная линейка» с.30-31, т.21


2


Образцы изделий.

Цветная бумага. Прямоугольники.

Прямоугольник.

Стороны. Углы.

Сгибание прямоугольника.

Комбинированный.


3-4

Работа с бумагой.

«Конвертик»т.20


2


Образцы изделий.

Цветная бумага. Прямоугольники.

Прямоугольник.

Стороны. Углы.

Сгибание прямоугольника.

Комбинированный.


5-6

Работа с пластилином. «Домик», С.32, Т.4


2


Пластилин. Стека.

Образец.

Изобразительно-графический план.

Скатывание пластилина столбиками.

Комбинированный.


7-8

Работа с пластилином.

«Елочка». С.33, Т.5


2


Пластилин. Стека.

Образец.

Изобразительно-графический план.

Скатывание пластилина столбиками.

Комбинированный.


9-10

Работа с пластилином. «Орнамент в круге». Т.6-7

2


Пластилин. Стека.

Образец.

Изобразительно-графический план.

Скатывание пластилина столбиками.

Комбинированный.


11-12

Работа с пластилином.

«Помидор» С.34, Т.28


2


Пластилин. Стека. Образец.

Изобразительно- графический план.

Шар.

Скатывание пластилина кругообразными движениями.

Комбинированный.


13-14

Работа с пластилином.

«Огурец» С.35, Т.29

2


Пластилин. Стека. Образец.

Изобразительно- графический план.

Овал.

Скатывание пластилина кругообразными движениями.

Комбинированный.


15-16

Работа с пластилином.

«Барашек Бяша». Т.8-9

2


Пластилин. Стека.

Образец.

Изобразительно-графический план.

Скатывание в шар.

Лепка предмета из отдельных шаровидных частей.

Комбинированный.


17-18

Тема.

Почасовая разбивка.

2

Дата

Наглядность и оборудование

Основные понятия

Форма урока

Формы контроля за уровнем усвоения

19-20

Работа с бумагой. Геометрический орнамент из квадратов. С.38, Т.18

2


Цветная бумага. Ножницы.

Образец орнамента.


Квадрат. Шаблон.

Рисование по разметочной линии.

Изучение нового


21-22

Работа с бумагой. Парусник из треугольников. С.39

Т.19

2


Цветная бумага. Ножницы. Образец парусника.


Квадрат. Треугольник.

Шаблон.

Разметка по шаблону. Рисование по разметочным наклонным линиям снизу вверх.

Комбинированный.


23-24

Работа с пластилином.

«Морковка» С.40, Т.30


2


Пластилин. Стека.

Образец.

Изобразительно-графический план.

Лепка предметов конической формы пластическим

способом.


Комбинированный.


25-26

Работа с пластилином.


«Свекла» С.41, Т.31


2

11-13.01

Пластилин. Стека.

Образец.

Изобразительно-графический план.

Шар. Овал.

Лепка предметов конической формы пластическим

способом.


Комбинированный.


27-28

Работа с пластилином.

«Пирамидка». С.42-43

Работа с пластилином.


2

14.01-18.01

Пластилин. Стека.

Образец.

Изобразительно-графический план.

Пирамидка.

Скатывание. Сплющивание.

Лепка предметов из отдельных частей.

Комбинированный.


29-30


Макет «Грибы». С.44-45

2

20-22.01

Пластилин. Стека. Образец. Изобразительно-графический план.

Скатывание. Сплющивание.

Лепка предметов из отдельных частей.

Комбинированный.


31-32

Работа с природными материалами.

Игрушка «Ёжик». С.46-47. Т.33


2

25.01-27.01

29.01

1.02

Образец изделия.

Пооперационный план.

Конструирование из шишки и пластилина.

Изучение нового.


33-34

Тема.

Почасовая разбивка.

2

Дата

Наглядность и оборудование

Основные понятия

Форма урока

Формы контроля за уровнем усвоения

35-36

Работа с бумагой. Открытка со складным цветком.

С.50-51

Т.14-128.

2


Образец «Открытка со складным цветком».

Цветная бумага.

Квадраты разные по величине и цвету.

Основа для открытки.

Квадрат. Стороны. Углы.

Сгибание квадрата пополам.

Сгибание квадрата с угла на угол.


Изучение нового.


37-38

Работа с бумагой.

Открытка со складной фигурой кошечки.

С.52-53

Т.16-17

2


Образец «Открытка со складной фигурой кошечки».

Цветная бумага.

Основа для открытки.


Треугольник. Квадрат.

Выполнение инструкции, содержащей пространственную характеристику.

Изучение нового.


30-40

Работа с пластилином.

Изготовление фигурки «Цыпленок».

С.54-55

2


Пластилин. Стека. Подкладная доска.

Образец изделия. Пооперационный план.


Лепка многодетальных изделий конструктивным способом.

Комбинированный.


41-42

Работа с бумагой.

Игрушка «Бумажный фонарик».

С.56-57

Т.24-25


2


Образец изделия.

Пооперационный план.


Надрез по короткой вертикальной линии без смыкания лезвий ножниц.

Комбинированный.


43-44

Работа с бумагой. «Декоративная веточка».

С.58


2


Образец изделия.

Пооперационный план.


Надрез по короткой вертикальной линии без смыкания лезвий ножниц.

Комбинированный.


45-46

Работа с бумагой. Изготовление флажков.

С. 59


2


Образец изделия.

Пооперационный план.



Комбинированный.


47-48

Работа с бумагой.

Игрушка «Бумажный цветок».

С.60-61

Т.26-27

2


Образец изделия.

Пооперационный план.


Разметка по шаблону.

Разрез по длинной линии без смыкания лезвий ножниц

Комбинированный.


49-50

Тема.

Почасовая разбивка.

2

Дата

Наглядность и оборудование

Основные понятия

Форма урока

Формы контроля за уровнем усвоения

51-52

Работа с пластилином.

Игрушка «Лошадка».

2


Образец изделия.

Пооперационный план.



Комбинированный.


53-54

Работа с бумагой.

С.64

Т.34

2


Бумага. Ножницы. Трафареты.

Кривая линия.

Разрез по незначительно изогнутой линии без смыкания лезвий ножниц.

Комбинированный.


55-56

Работа с бумагой. Аппликация «Ветка рябины».

С.65. Т.10

2


Цветная бумага. Клей. Образец. Основа-подложка для каждого.

Аппликация.

Сминание бумаги.

Комбинированный.


57-58

Резание по кривым. Скругление углов.

С.66, Т.36

2


Бумага. Картон. Ножницы.


Комбинированный.


59-60

Работа с бумагой.

Плоскостная аппликация «Радуга». С.64, Т.34-35

2


Цветная бумага. Клей. Образец. Основа-подложка для каждого.

Свойства бумаги.


Комбинированный.


61-62

Работа с бумагой. Полуобъёмная аппликация «Цветы в корзине».

С.67

Т.36-37

2


Образец изделия. Предметно-операционный план.

Разрез. Скругление.

Комбинированный.


63-64

Вводный урок в раздел «Мир ниток». С.68-69

2


Коллекция ниток.

Нитки. Свойства ниток.

Изучение нового.


65-66

Работа с нитками.

Игрушка «Бабочка». С.70-71, Т.49

2


Нитки. Картон. Пооперационный план.

Физические свойства ниток. Особенности хранения ниток.

Комбинированный.


67-68

Работа с нитками.

Изготовление кисточки. С.72-73, Т.50-51

2


Нитки. Картон. Пооперационный план.


Комбинированный.


69-70

Работа с нитками.

Изготовление бантика.

Т. 52-53

2


Нитки. Картон. Пооперационный план.


Комбинированный.


71-72

Тема.

Почасовая разбивка.

2

Дата

Наглядность и оборудование

Основные понятия

Форма урока

Формы контроля за уровнем усвоения

73-74

Работа с бумагой. Вырезание круга. С. 76


2


Бумага. Ножницы.

Окружность. Круг.

Комбинированный.


75-76

Работа с бумагой. Игрушка «Бумажный шар». Т.40-41


2


Образец изделия.

Бумага. Картон. Ножницы. Клей. Предметно-пооперационный план.

Окружность. Круг.

Комбинированный.


77-78

Работа с бумагой.

Аппликация «Снеговик», С.77

2


Образец изделия.

Бумага. Картон. Ножницы. Клей. Предметно-пооперационный план.

Окружность. Круг.

Комбинированный.


79-80

Работа с бумагой.

«Гусеница», С.77

2


Образец изделия.

Бумага. Картон. Ножницы. Клей. Предметно-пооперационный план.

Окружность. Круг.

Комбинированный.


81-82

Работа с бумагой. Игрушка «Цыпленок в скорлупе». С.78-79

Т.42-43

2


Образец изделия.

Бумага. Картон. Ножницы. Клей. Предметно-пооперационный план.

Овал.

Комбинированный.


83-84

Работа с бумагой. Складывание фигурок «Пароходик». С.80-81

Т.44-45

2


Образец изделия.

Бумага. Предметно-операционный план.

Треугольник.

Прямоугольник.

Квадрат.

Комбинированный.


85-86

Работа с бумагой.

«Стрела». С.82-83 Т.48

2


Образец изделия.

Бумага. Предметно-операционный план.

Стрела.

Комбинированный.


87-88

Работа с бумагой.

«Пилотка». Т.46-47

2


Образец изделия.

Бумага. Предметно-операционный план.

Пилотка.

Комбинированный.


8990

Работа с бумагой.

«Плетеный коврик». С.84

2


Образец изделия.

Бумага. Ножницы.

Прямоугольник.

Комбинированный.


91-92

Работа с бумагой. Игрушка « Птица». С.85


2


Образец изделия.

Бумага. Ножницы.

Квадрат.

Комбинированный.


93-94

Тема.

Почасовая разбивка.

2

Дата

Наглядность и оборудование

Основные понятия

Форма урока

Формы контроля за уровнем усвоения

95-96

Работа с бумагой. Закладка для книг. С.86

2


Образец изделия.

Цветная бумага. Ножницы. Клей.

Геометрический орнамент.

Полукруг.

Треугольник.

Комбинированный.


97-98

Работа с пластилином.

«Стилизованная фигурка девочки». С.90-91

2


Образец изделия.

Пластилин. Стека. Подкладная доска.

Части тела человека.

Комбинированный.


99-100

Работа с природным материалом и пластилином.

«Ёжик». С.92-93

2


Образец изделия. Предметно-пооперационный план.


Комбинированный


101-102

Работа с природным материалом и пластилином.

Аппликация «Рыбка». Т.11

2


Образец изделия. Изобразительно-графический план.

Пластилин. Горох. Подложка.

Семена: горох, семечки и т.п.

Комбинированный


103-104

Работа с бумагой. Коллективная аппликация «Букет цветов». С.94-95

2


Образец изделия.

Бумага. Предметно-пооперационный план.

Букет.

Комбинированный


105-106

Работа с бумагой. Игрушка «Птичка». С.96-97

2


Образец изделия.

Бумага. Ножницы. Предметно-пооперационный план.

Птичка.

Комбинированный


107-108

Работа с нитками.

Шитье по вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям. С.98-99

2


Иголки, нитки,


Стежок.

Шитьё. Вышивание.

Контур.

Комбинированный


109-110

Работа с нитками.

Вышивание треугольника, квадрата, круга.

2


Иголки, нитки. Образцы вышивок.


Геометрические фигуры.

Комбинированный


111-112

Работа с нитками.

Вышивание контуров овощей на картоне.

2


Иголки, нитки. Образцы вышивок.

Названия овощей.

Комбинированный


113-114

Работа с нитками. Вышивание контуров фруктов на картоне.

2


Иголки, нитки. Образцы вышивок.

Названия фруктов.

Комбинированный


115-116

Работа с нитками. Вышивание контуров фруктов на картоне.

2


Иголки, нитки. Образцы вышивок.

Названия фруктов.

Комбинированный


117-118

Работа с нитками. Вышивание контуров фруктов на картоне.

2


Иголки, нитки. Образцы вышивок.

Названия фруктов.

Комбинированный


119-120

Работа с нитками. Вышивание контуров фруктов на картоне.

2


Иголки, нитки. Образцы вышивок.

Названия фруктов.

Комбинированный


121-122

Работа с нитками. Вышивание контуров фруктов на картоне.

2


Иголки, нитки. Образцы вышивок.

Названия фруктов.

Комбинированный


123-124

Работа с нитками. Вышивание контуров фруктов на картоне.

2


Иголки, нитки. Образцы вышивок.

Названия фруктов.

Комбинированный


125-126

Работа с нитками. Вышивание контуров фруктов на картоне.

2


Иголки, нитки. Образцы вышивок.

Названия фруктов.

Комбинированный


127-128

Работа с нитками. Вышивание контуров фруктов на картоне.

2


Иголки, нитки. Образцы вышивок.

Названия фруктов.

Комбинированный


129-130

Работа с нитками. Вышивание контуров фруктов на картоне.

2


Иголки, нитки. Образцы вышивок.

Названия фруктов.

Комбинированный


131-132

Работа с нитками. Вышивание контуров фруктов на картоне.

2


Иголки, нитки. Образцы вышивок.

Названия фруктов.

Комбинированный




Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны уметь:

  • выслушать и повторить за учителем анализ изделия;

  • участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя;

  • сравнивать образец изделия с натуральным объектом по вопросам учителя;

  • пооперационно выполнять работу по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления;

  • отвечать на вопросы учителя полными предложениями, что из чего сделано;

  • оценивать свое изделие (аккуратное, красивое, похоже на образец и т.д.);

  • пространственно ориентироваться при выполнении плоскостных и объёмных изделий с помощью учителя;

  • аккуратно выполнять изделие.


















Перечень учебно-методического обеспечения


Учебники

Методические пособия

Дидактические пособия

Иллюстративный материал

Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 1 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 3-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2011.



Кузнецова Л.А. Методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Таблицы:

  • Подготовка рабочего места

  • Способы разметки деталей

  • Приёмы сгибания и складывания бумаги и картона

  • Приёмы наклеивания бумаги

  • Приёмы работы с ножницами, резаком

  • Приёмы разметки по чертежу

  • Правила и приёмы безопасной работы с колющими инструментами

  • Коллекция видов бумаги

  • Правила работы с пластилином

  • Приемы работы с пластилином

Инструменты и приспособления для работы с нитками и тканями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!