СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по учебному предмету "Основы сольного пения" срок обучения - 1 год

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета "Основы сольного пения" специально разработана  детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному предмету "Основы сольного пения" срок обучения - 1 год»

Районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств»













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА






ПРОГРАММА

по учебному предмету

ОСНОВЫ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ

для детей 6 лет

(срок обучения – 1 год)











р.п. Знаменка

2018

ОДОБРЕНО

Методическим советом

РМБУ ДО «Знаменская ДШИ»

« 29» августа 2018 года

УТВЕРЖДАЮ Директор РМБУ ДО «Знаменская ДШИ» ___________Е. А. Касторнова

Приказ № 67 от

« 29 » августа 2018 года





Рекомендована:

Педагогическим советом и отделом теоретических дисциплин и хора для использования в учебном процессе районного муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств»


Разработчик:

Лапий Дарья Николаевна, преподаватель сольного пения




Структура программы учебного предмета


  1. Пояснительная записка


- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


  1. Содержание учебного предмета

- Годовые требования


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся


- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения



  1. Формы и методы контроля, система оценок


- Аттестация: цели, виды, форма, содержание


  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Список учебной и методической литературы


- Список рекомендуемой учебной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы










I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе


Программа учебного предмета «Основы сольного пения» для детей 6 лет разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства в РМБУ ДО «Знаменская ДШИ».

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей! Кроме того, дети любят петь, им нравится выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры у ребенка необходимо начинать с самых ранних лет. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии, поэтому, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет их дальнейшее развитие, меньше будет проблем с развитием речи, внимания и памяти, легче будет происходить общение со сверстниками и взрослыми.

Если ребёнок хочет и любит петь, важно развить у него певческие навыки и музыкальные способности, раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её понять и прочувствовать. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие детей должны идти взаимосвязано, начиная с самого раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает благотворное воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия.

В данной программе нашли отражение основные тенденции современной музыкальной педагогики:

  • ориентир на дошкольный возраст 6 лет, как наиболее благоприятный

в плане развития средствами музыки;

  • опора на игровую деятельность, как преобладающую в этом возрасте.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена на развитие у дошкольников вокальных данных, творческих способностей и исполнительского мастерства.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. Содержание и формы программы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, их возрастных и психологических особенностей.

Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 6 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Основы сольного пения» для детей 6 лет со сроком обучения 1 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.


Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки,

Аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год


Полугодия

1

2


Количество недель

16

18

Аудиторные занятия

32

36

68


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы сольного пения» при 1-летнем сроке обучения составляет 68 часов.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия: по 2 часа в неделю.


Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Продолжительность урока – 30 минут.


Цель и задачи учебного предмета


Цель – через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала.

В связи с целями данной программы сформированы задачи обучения и воспитания детей.

Образовательные:

  1. Формировать основные певческие навыки: певческая установка, освоить

технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими вокальными приёмами в пении и многое другое;

  1. Обучение выразительному исполнению песни.

  2. Формирование комплекса музыкально-ритмических навыков.

  3. Формирование системы знаний, умений и навыков по предмету вокал.

  4. Формирование устойчивого интереса к пению.

  5. Формирование общей  культуры личности ребёнка.

  6. Постановка правильной, ясной и выразительной речи, которая

используется как в пении, так и в быту.

Воспитательные:

1.Обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение;

2. Воспитание воли и характера;

3. Приобщение детей к  основам  музыкальной культуры; развитие музыкально-эстетического вкуса; развитие художественно-самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора;

4. Прививать любовь и уважение к духовному наследию, понимание и уважение певческих традиций через изучение детских песен.

Развивающие:

1. Развитие слуха и голоса детей;

2. Формирование голосового аппарата;

3. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;

4. Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;

5. Развитие обще-эстетического кругозора;

6. Сохранение и укрепление психического здоровья детей.


Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».


Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов вокального исполнительства);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).


Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Основы сольного пения» обеспечивается:

  • доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;

  • учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Учебная программа учебного предмета «Основы сольного пения» для детей 6 лет рассчитана на 1 год. Содержание программы учебного предмета «Основы сольного пения» для детей 6 лет соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение обучающихся к любительскому музицированию.

Первый год обучения


1.Знакомство с музыкальной терминологией

Знакомство с понятиями:

звукоряд, нотный стан, ноты, высота и длительность звуков, темп, размер – постепенно изучая данные понятия, попросить ребенка сочинить сказку про волшебную страну Музыки, в которую постоянно добавляются новые персонажи, происходят различные события с использованием полученных знаний.


2.Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса

Музыкально-дидактические игры из «Музыкального букваря» Ветлугиной, сборника «Детские забавы» Макшанцевой) – с помощью иллюстраций и изобразительных материалов закреплять понятия о высоте звуков, темпе и динамике, развивать умение пропевать интервалы, умение узнавать и исполнять высокие и низкие звуки. Использовать показ рукой высоты звуков.

Продолжать развивать вокальные навыки – закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию при поступенном  и скачкообразном построении музыкальных фраз. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке, точно интонировать интервалы от секунды до сексты, упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии. Работать над ровностью звука, полетностью голоса, точностью передачи содержания песни.


3.Работа над репертуаром. Развитие навыков концертного выступления.

Развитие практических навыков работы с микрофоном, пение под минусовую фонограмму с дублированием мелодии и без.


4.Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика, исправление дефектов речи, автоматизация точных фонем.

Разучивание дыхательных упражнений, логопедических песенок, скороговорок, упражнений и попевок, направленных на развитие фонематического слуха и восприятие звуков, а также формирование правильного артикуляционного уклада, навыков словообразования и автоматизацию фонем.


Примерный репертуарный список


Русские народные попевки, прибаутки, песни:

«Два кота». Польская народная песня.

«В огороде заинька». Муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель.

«Кис-кис», «Мишка», «Заинька пушистый». Муз. и сл. Е Гомоновой.

«Бубенчики». Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

«Вальс». Муз. Е. Тиличеевой.

«Ехали медведи». Муз. М. Андреевой, сл. К.Чуковского.

«В детский сад». Муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой.

«Поцелуй». Муз. и сл. Е. Горбиной.

«Едет, едет паровоз». Муз. Г.Эрнесакса, сл. Т.Волгиной.

«Весёлый музыкант». Муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной.

«Осенняя песенка». Муз. Д.Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева.

«День чудес». Муз. и сл. П. Ермолаева.

«Сказочный лес». Муз. и сл. В. Тюльканова.

«Божья коровка». Муз. Е. Щербаковой, сл. Е.Хайтман.

«Украл котик клубочек». Рус. нар. песня.

«В сыром бору тропина». Рус. нар. песня.

«Перепёлочка». Белорус. нар. песня.

«Ёлочка». Муз. Л.Бекман, сл. Р.Кудашевой.

«Ёлочка». Муз. М.Красева, сл. З.Александровой.

Песенки-попевки. Муз.Е.Горбиной, В.Гайдуковой, сл. Е. Лаврентьевой:

«Собачки»,

«Котята»,

«Коза»,

«Бабочка и корова»,

«Заяц Егорка»,

«Заяц»,

«Гармошка»,

«Луна».

«Воробей». Муз.Е.Горбиной, сл. А.Суслова.

«Хоровод «Новый год»». Муз. Е.Горбиной, сл. Е.Донникова.

«Есть маленький домик у кошки». Муз. и сл. Е. Горбиной.

«Чиколетта (Шоколадка)». Муз. и сл. Е.Горбиной.

«Добрый пёс». Муз. и сл. Л.Вихревой.

«Про цыплят и червяков». Муз. и сл. Н. Сафоничевой.

«Щенок Гав-Гав». Муз. Е.Зарицкой, сл. И.Шевчука.

«Котик Рыжик». Муз. С.Баневича, сл. Н.Светохиной.

Популярные песни из мультфильмов и кинофильмов (по выбору преподавателя, исходя из индивидуальных возможностей ребёнка)- В.Шаинского, Ю.Чичкова, Ген.Гладкова, М.Дунаевского и др.


III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы в области музыкального искусства «Основы сольного пения» для детей 6 лет является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;

-умение собраться и сосредоточиться на процессе пения;

-петь простые мелодии в разных темпах;

-использовать активную артикуляцию;

-различать наиболее явные и грубые недостатки певческого звука;

- развитие чувства ритма, памяти, внимания;

- знакомство с музыкальной терминологией;

-развитие практических навыков работы с микрофоном, пение под минусовую фонограмму с дублированием мелодии и без;

- развитие координации движений и ориентации в пространстве.


IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК


Система контроля за развитием умений и навыков детей 6 лет строится на творческих заданиях.


Учет успеваемости.

Контроль за уровнем успеваемости осуществляется в форме различных творческих мероприятий (не менее 2-х в год):

- концерты;

- участие в конкурсах и фестивалях.


Итоговые требования.

За период обучения по учебному предмету «Основы сольного пения» для детей 6 лет ученик должен в силу своих способностей:

  • Увлечённо и заинтересованно слушать музыку, определять характер, жанр

и содержание музыкального произведения;

  • Познакомиться с начальными исполнительскими навыками (спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке, выработка кантилены и округление гласных, выразительная чистая интонация, правильная артикуляция, орфоэпические навыки, чувство ритма и др.);

  • Освоить необходимый объём музыкально-теоретических знаний (понятия: высокие и низкие звуки, движение мелодии, характер музыки, мажорный и минорный лад, пауза, темп, сольное и хоровое исполнение и т.д.);

  • Приобрести навык концертного выступления (умение передавать в пении музыкальный образ, используя для этого как певческие навыки - средства музыкальной выразительности, так и жесты, мимику, выражение глаз и др. Уметь работать с микрофоном).


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям


Для успешных результатов обучения детей пению необходимо учитывать их возрастные особенности. Детям 6 лет свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует постоянной смены впечатлений. Принимая все это во внимание, педагог должен уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводить в урок что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя различные по степени сложности задания с игрой, которая и будет являться самым эффективным методом в работе. Кроме этого, ему необходимо руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их фантазию, поощрять и одобрять проявление творческой инициативы.

Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

В процессе воспитания творческих способностей очень важна семья, её поддержка, забота, понимание. Семья имеет непосредственное отношение к развитию личности и одарённости ребёнка. Поддержка семьи – принятие творчества ребёнка; помощь в реализации его творческого продукта; создание не только материальных, но обязательно моральных, психологических условий.

Замечено, что при обучении пению у детей дошкольного возраста существенно повышается уровень читательских, счётно-арифметических, письменно-графических навыков, так как во время музыкальных занятий активизируются функции мозга, а также улучшается эмоциональный настрой ребёнка. Такие занятия помогают снять психическое напряжение и повышают интеллектуальную деятельность, обеспечивая во время урока необходимую двигательную активность данной возрастной категории.

Приёмы развития слуха и голоса детей

При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

  • Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;

  • Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

  • Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;

  • Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;

  • Моделирование высоты звука движениями руки.

Развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма.

Не всегда ребёнок, имеющий хорошие голосовые данные, обладает в такой же степени хорошим звуковысотным слухом, который особенно важен для вокалиста. Б.М.Теплов говорил: «Музыкальный слух по существу должен быть звуковысотным слухом, иначе он не будет музыкальным». Поэтому развитие звуковысотного слуха у ребёнка должно быть первостепенной задачей преподавателя. Как показывает практика работы, невозможно освоить певческие навыки без наличия хорошо развитых музыкально-слуховых представлений, что является одной из самых сложных проблем музыкального развития.

Для развития звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста можно использовать игровые упражнения (на нотах, удобных ученику по высоте). Упражнения А.Ф.Битус, С.В.Битус из «Певческой азбуки ребёнка):

«Гудок»- умение сливаться с голосом педагога на длинной ноте

«Дразнилка»- повторение звуков с голоса педагога или инструмента на разные слоги в тонах доступного диапазона, постепенно расширяя диапазон звучания на тон или пол тона вверх и вниз и т.д.

«Капельки»- пение на слог «кап» одной ноты с повторением её много раз (как капли дождя). Нота должна быть удобной ребёнку по высоте. Далее необходимо сначала на тон, затем на пол тона опускаться и подниматься, напевая «кап-кап».

«Сигнал машины»- играем одновременно два звука (б.3, м.3, ч.4). Даём время ребёнку вслушаться в звучание, затем предлагаем спеть один из звуков (верхний или нижний). Постепенно учим слышать и воспроизводить оба звука по очереди (мелодически сверху вниз или наоборот).

Совершенствуя звуковысотный слух, одновременно работаем над проблемой развития мелодического слуха. Мелодический слух представляет собой синтез интервальных и ладовых ощущений.

Для развития мелодического слуха можно использовать следующую методику:

- Учить определять (и показывать рукой) направление движения Мелодии - вверх и вниз.

- Использовать простейшие попевки для запоминания мелодии.

- Вначале работать над освоением песни или попевки на слоги с гласными (у, ю, я, е, и) или вокализом на удобную для ребёнка гласную.

- Пропевать мелодию по фрагментам, опираясь на звучание инструмента, затем без него.

Речевые игры (игры с буквами и звуками) на занятиях с детьми занимают особое место. Прежде всего, это объясняется тем, что восприятие и речи, и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому на уровне эмпирики лежит предположение о том, что недостатки одной системы восприятия (речевой) можно компенсировать с помощью элементов другой (музыкальной). Такие игры «работают» в нескольких направлениях – собственно произнесение звука, а значит, и распознавание его в речи; пропевание звука, а значит, и развитие музыкального слуха; движение, а значит моторика звука и развитие дыхания; инсценирование, то есть образное представление всего звучащего. Кроме того, дети обожают всякое звукоподражание, для них совершенно естественно наделять звуки настроением, характером, одушевлять их. А если дети чем-то занимаются с удовольствием, значит, у них вырабатывается хорошая мотивация к учению.

Упражнения Т.А.Рокитянской из пособия «Воспитание звуком».

Работа со звуком Р.

Распевается на неопределённой (затем заданной) высоте с падающей интонацией звук Р, одновременно изображаем руками, как будто нас с рокотом окатывает волна, начиная от спины, через голову и заворачиваясь к коленям, наподобие буквы Р.

Звук В также можно озвучивать и изображать в движении, если распевать его, изображая завывание ветра: «Вввввьётся вввввьюга, вввветер ввввоет: вввввв, вввввв!». Руки при этом выводят что-то вроде буквы В.

Звук С. Представляем себя воздушным шариком и начинаем сдуваться, издавая глухой (без голоса) звук ССССС. Постепенно наша фигура становится похожа на букву С. Ссссссухонький, сссссогнутый, ссссссморщенный ссстаричок!

Теперь надуваем шарик (т.е. себя) с помощью звука ФФФФФФ –постепенно распрямляясь и для пущей важности расФуФыриваем себя, ставя руки в боки, чтобы походить на букву Ф.

Звуками ЖЖЖЖЖЖ, ЗЗЗЗЗЗЗ можно изобразить проснувшийся лес: жужжание жука и з-зудение комара (на определённом тоне или интервале). Конечно же, при этом можно ещё и летать!

Подобные игры проводятся (пропеваются) и с гласными звуками:

УУУУУУ - воет волчонок или голодный волк, или летит ракета; ИА-ИА-ИА – поёт ослик;

АУУУ- эхо в лесу.

Организм человека живёт в ритме: дыхание, кровообращение (пульс), сон и бодрствование, ходьба, бег, жестикуляция, речь- всё это происходит в различных ритмах. Каждому возрасту соответствуют свои ритмы. Так, маленьким детям свойственен плавающий ритм, более близкий к ритму дыхания, чем пульсу. Они хорошо реагируют на колыбельные песни с ровным покачиванием, известна также любовь детей к качелям. Очень хороши упражнения с движением, соответствующим словам «туда- сюда», распеваемым на интервалах секунды, затем кварты и, наконец, большой сексты, от которой получается самое яркое ощущение взлёта.

Большую пользу в формировании чувства ритма приносят упражнения с детскими шумовыми инструментами.

Работа над репертуаром.

Музыкальный материал, на котором строится обучение пению, должен быть высокого художественного уровня, разнообразным по музыкальному языку, образный строй которого соответствует душевному миру и пониманию ребёнка дошкольного возраста (русские народные детские песни, детские песни современных авторов, песни из мультфильмов и т.п.).


Основные направления в подборе репертуара.

  • Попевки, потешки, русские народные песни.

  • Детские песни современных авторов.


Принципы подбора репертуара:

  • Исполнительские возможности.

  • Художественная ценность произведения.


Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, а также служил основой для отрабатки навыков правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировки вокального аппарата.

Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни различного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и разные по тематике.


Охрана детского голоса.

Существует ряд физиологических особенностей, отличающих строение органов голосообразования ребёнка от аналогичных органов взрослого человека: - гортань расположена выше, чем у взрослых;

- объём лёгких небольшой и поэтому грудное резонирование в большинстве случаев отсутствует;

- голосовая мышца практически не сформирована и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине;

- отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дошкольники чаще всего дышат поднимая плечи. От этой привычки их следует отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания.

Кроме того, детский певческий голос характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой звучания, как правило высоким головным резонированием, и поэтому детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе.

С целью охраны детского голоса следует:

-учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребёнка, а диапазон у дошкольников сравнительно невелик;

-осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;

-беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громче, не повторять бесцельно песню и т.д.).

Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям, как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.

Важную роль в освоении певческих навыков ребёнка огромное значение имеет, в первую очередь, работа над чистотой интонирования, в развитии которой, как и в формировании красивого тембра голоса, очень важна правильная артикуляция гласных и согласных звуков.

Певческая артикуляция активнее речевой. Если при речевом произношении работают, в основном, внешние артикуляционные органы (губы, нижняя челюсть), то при певческом - и внешние (губы), и внутренние (язык, гортань, мягкое нёбо). Навык артикуляции включает:

-выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение (в том числе и орфоэпические навыки);

-умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием выравнивания гласных;

-умение найти близкую и высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

-умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные.

Очень важно с самого раннего детства учить детей умению петь протяжно, вырабатывать навык кантилены. Как показывает практика, этот навык легче освоить в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее.

  1. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Список рекомендуемых нотных сборников


1. Гомонова Е.А. Музыкальный фейерверк. Песни для детей 2-8 лет. –Ярославль: Академия развития, 2005.

2. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей. – Ярославль: Академия развития, 2007.

3. Горбина Е.В. Песенки-чудесенки. Музыкальный материал к праздникам в детском саду. – Ярославль: Академия развития.2007.

4. Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём. Сборник песен и игр для детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс,2007. 5. Песенник. Рисунки на асфальте. Сост. Такун Ф., ШершуновА., М.: Изд. «Современная музыка», 2002.

6. Песенник. Розовый слон. Сост. Такун Ф., Шершунов А., М.:Изд. «Современная музыка», 2002.

7. «Песенка и я - верные друзья». Детские песенки на русском и английском языках. Вып.1,2,3. Сост. и русский текст Р.А.Дольниковой.

8.Сборники песен В.Шаинского, Ген.Гладкого, Ю.Чичкова, М.Дунаевского, Е. Крылатова, А. Рыбникова, Р. Паулса и др.


2.Список рекомендуемой методической литературы


  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: Изд. ООО «Дом. XXI век», 2007.

  2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд.МГПИ,1983.

  3. Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. – М., 1953.

  4. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд. «ТетраСистемс», 2007.

  5. Варламов А.Е.. Вокальная педагогика. – М., 1953.

  6. Вербов А.М. Техника постановки голоса.– М., 1961.

  7. Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи. – М., 1977.

  8. Виноградов К.П. Работа над дикцией // Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. – Л., 1968.

  9. Г.А. Струве «Школьный хор» (Москва, Просвещение, 1981 г.)

  10. Г.П. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» (Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992 г.).

  11. Глинка М.И. Управления для усовершенствования голоса. – М., 1950.

  12. Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. – М., 1964.

  13. Дубровская Е. Раз ступенька, два ступенька … будет песенка. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по музыкальному развитию детей 4-5 лет по программе «Из детства в отрочество». М., 1997.

  14. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб.: Издательский Дом

  15. «Литера»,2007.

  16. Куприна Н.Г. Традиции народной педагогики в музыкальном воспитании детей. – Екатеринбург, 2001.

  17. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – М., 1967.

  18. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.

  19. Миловский С. А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1997.

  20. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Ярославль.: Академия развития, 2008.

  21. Назаренко И.К. Искусство пения. – М., 1968.

  22. Овчинникова Т. Пение и логопедия. СПб.: Изд. «Союз художников», 2005.

  23. Пилипенко Л.В. Постановка слуха. М.: Издательский Дом Катанского.,2006.

  24. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Ярославль: Академия развития, 2002.

  25. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Изд. «Классика-XXI», 2005.

  26. «Развитие детского голоса» (ред. В.Н. Шацкой) (Москва, 1963 г.).

  27. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся \Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. М., 1995.

  28. Садовников И. Орфоэпия в пении. – М., 1958.

  29. Стулова Г.П. Развитие детского голоса. – М., 1992.

  30. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка,1996.

  31. «Детский голос» (Экспериментальные исследования) под редакцией В.Н. Шацкой. Издательство «Педагогика», Москва, 1970 г.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!