СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по учебному предмету "Основы сольного пения" срок обучения - 3 года

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по учебному предмету "Основы сольного пения" - одна из программ учебных предметов дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства "Вокальное искусство". 

Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному предмету "Основы сольного пения" срок обучения - 3 года»

Районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств»













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА






ПРОГРАММА

по учебному предмету

ОСНОВЫ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ

(эстрадное пение)











р.п. Знаменка

2018

ОДОБРЕНО

Методическим советом

РМБУ ДО «Знаменская ДШИ»

« 29» августа 2018 года

УТВЕРЖДАЮ Директор РМБУ ДО «Знаменская ДШИ» ___________Е. А. Касторнова « 29 » августа 2018 года





Рекомендована:

Педагогическим советом и отделом теоретических дисциплин и хора для использования в учебном процессе районного муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств»


Разработчик:
Лапий Дарья Николаевна, преподаватель сольного пения




Структура программы учебного предмета


  1. Пояснительная записка


- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


  1. Содержание учебного предмета

- Годовые требования


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся


- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения



  1. Формы и методы контроля, система оценок


- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки


  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Список учебной и методической литературы


- Список рекомендуемой учебной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы










I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе


Программа учебного предмета «Основы сольного пения» (эстрадное пение) разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства в РМБУ ДО «Знаменская ДШИ».

Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.

Большую роль в этом играют:

- концертная деятельность;

- участие в фестивалях, конкурсах.

Полезны хорошо продуманные и подготовленные концертные выступления, на которых удается установить живую непосредственную связь с аудиторией.

Одной из главных задач преподавателя является – выявить в каждом ученике самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.

Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно-сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом классе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются.

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.

Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата.

Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре (исключение – высокие мужские голоса), отсутствие выраженного прикрытия «верхов», использование оперного фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре.

Стоит отметить, что предмет «Основы сольного пения» (эстрадное пение) предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.

Петь хочет практически каждый ребёнок за очень большим исключением. А для того, чтобы дети захотели петь, нужно педагогу показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определённом трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.

Программа даёт возможность:

Развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении и многое другое.

Овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию.

Обучиться на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму: познакомиться с техникой безопасности при работе с аппаратурой, знать основные правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике.


Преодолеть психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения.

Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в обществе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.

Расширить общемузыкальный кругозор учащихся: в процессе обучения познакомить учащихся с великими произведениями советских и зарубежных композиторов.

Основная концепционная идея программы:

- привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через сольное эстрадное пение;

- приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;

- развить вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации своих творческих возможностей.

- заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки сольного пения.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 6,5 – 17 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Основы сольного пения» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.


Сведения о затратах учебного времени


Вид учебной работы, нагрузки,

Аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год


Полугодия

1

2

3

4

5

6


Количество недель

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36

32

36

32

36

204

Максимальная учебная нагрузка

32

36

32

36

32

36

204


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы сольного пения» при 3-летнем сроке обучения составляет 204 часа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

  • 1 - 3 классы – по 2 часа в неделю.


Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Продолжительность урока - 40 минут.


Цель и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета – через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к эстрадному пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала.

Задачи учебного предмета

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в вокальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

  • обеспечение развития творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».


Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов вокального исполнительства);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).


Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Основы сольного пения» (эстрадное пение) обеспечивается:

  • доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;

  • учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Основы сольного пения» (эстрадное пение) рассчитана на 3 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.

Содержание учебного предмета «Основы сольного пения» (эстрадное пение) соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение обучающихся к любительскому музицированию.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.

Для продвинутых обучающихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.


Первый год обучения

Вокальное воспитание певца неразрывно связано с развитием его музыкальных данных и общего культурного уровня.

Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Необходимо объяснить и показать учащемуся рёберно-диафрагматическое дыхание. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.

Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строится на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца).

Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха, и т. п. При этом следует следить за чистотой интонации. Необходимо заниматься с учениками техникой речи (дикция, артикуляция). Разбирать произведения по образам и настроению. Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с микрофоном и основным правилам работы с ним.

В результате первого года обучения обучающийся должен получить элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое:

- правильная постановка при пении: выполнение обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию;

- певческое дыхание: спокойно, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения (люфт - пауза), выработка равномерного выдоха;

- звукообразование, атака звука;

- правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, четкое произношение согласных звуков.

- слуховое осознание чистой интонации.

В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терция, чистая октава.

В течение учебного года обучающийся первого года обучения обязан проработать:

- не менее 5 вокальных произведений разного характера.

Второй год обучения.

На втором году обучения должна вестись работа над углублением музыкально - певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, интересов. А также продолжение формирования вокально - технических знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуального развития певца. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному выдоху.

Формирование у обучающихся основных свойств певческого голоса: полётности, тембровой ровности, микстового, то есть смешного звучания, пения с вибрато. Забота о сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно. Обучение непринуждённому, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом.

В зависимости от способностей обучающегося начинается работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выработкой всевозможных динамических оттенков, а также знакомство с форшлагами, группетто и т.п..

В процессе работы над музыкальным произведением с текстом следует стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные возможности учащегося, его творческую мысль.

Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих способностей, на основе вариантности мелодии, стремление к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.

Педагог должен идти от слуховых представлений о правильном звучании певческого и внимательно следить за свободой и раскрепощённостью голосового аппарата обучающегося. Не следует навязывать обучающемуся свои ощущения при пении, так как они не всегда бывают пригодны для других исполнителей. В результате второго года обучения обучающийся должен расширить диапазон голоса, желательно до октавы, выровнять звучность гласных. Продолжается работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры.

В работе над песнями обучающийся должен певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы художественного творчества, чувствовать движение мелодии, динамику её развития и кульминацию произведения.

В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучие, опевание, скачки на октаву вверх и вниз.

Каждое новое упражнение и его роль в музыкально-певческом развитии учащегося нуждается в образном раскрытии. Необходим и рассказ о специальных вокальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности тембрового звучания. Как правило, у начинающих певцов не развито чувство опоры, дыхание ключичное.

В первую очередь необходимо добиваться от обучающихся правильного диафрагматического дыхания. Полезны упражнения, которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы.

Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок дыхания вызывает зажатие голосовой щели, напряжение связок, которые перестают осуществлять правильное звукообразование. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры - один из основных принципов развития ровности диапазона.

Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы - свободны и активны.

В течение учебного года обучающийся должен разучить и отработать 6-7 вокальных произведений различного характера и содержания.

Третий год обучения

Одна из главных задач третьего года обучения - соединение грудного и головного регистров, то есть, микст. Микст - это не понятие облегчённого формирования верхнего регистра, а принцип построения всего диапазона. Хорошо замикстованный средний регистр даёт возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты.

Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Значительное внимание уделяется работе над атакой звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твёрдой. Основной атакой является мягкая атака. Придыхательная и твёрдая участвуют в формировании специфических приёмов эстрадно-джазового пения.

Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.

В репертуар рекомендуется включать произведения зарубежных авторов и исполнять их на языке оригинала (английском, французском, итальянском и т. д.) Это развивает фонетический слух, знакомит с иной стилистикой. Помогает освоить ту или иную манеру исполнения. Учащийся должен уметь работать с микрофоном: отводить подальше от себя микрофон при высокой, громкой кульминационной ноте и приближать при исполнении речитатива или низких нотах. Большое внимание должно уделяться сценическому движению – оно должно быть поставлено стильно, органично и красиво.

Продолжается работа над укреплением всех пройденных вокально -технических навыков и освоением музыкального репертуара. Прежде всего, имеется в виду навык красивого и выразительного пения: дикции и артикуляции, «опёртого» дыхания, развития тембра, певучести голоса, а так же умения самостоятельно работать над изучением вокального произведения.

При наличии инструмента и определённых вокальных способностей учащиеся должны уметь самостоятельно работать над укреплением ряда технических приёмов.

В результате третьего года обучения обучающийся должен отработать и закрепить полученные ранее вокально - технические навыки. В соответствии со способностями, обучающийся должен овладеть подвижностью голоса, выявить тембр голоса.

В программу третьего года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном и быстром темпе.

В течение учебного года обучающийся должен разучить и исполнить 7-8 произведений различного характера и содержания по плану программы.



ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

1 год обучения


Примерный репертуарный список

1. Л. Скрягина «Калейдоскоп»

2. А. Ципляускас «Эльфы»

3. А. Ермолов «Три желания»

4. Е. Зарицкая «Росиночка – Россия»

5. О. Полякова «Котенок мурлыка»

6. В. Тюльканов «Песенка пиратки»

7. А. Ципляускас «Белоснежка»

8. В. Шаинский «Мама для мамонтенка»

9. А. Ципляускас «Заводная обезьянка»

10. из реп. группы «Непоседы» «Круглая песня»

11. А. Ермолов «Ручеёк журчалочка»

12. Е. Зарицкая «Ладошка»

13. О. Полякова «Песенка на хрустальной лесенке»


2 год обучения


Примерный репертуарный список

1. Т. Хренников «Московские окна»

2. В.Шаинский «Ожившая кукла»

3. Ю. Саульский «Чёрный кот»

4. М. Дунаевский «33 коровы»

5. И. Цветков «Золушка»

6. В. Шаинский «Пропала собака»

7. В. Шаинский «Ябеда - корябида»

8. Р. Струве «Школьный корабль»

9. А. Лядов «Колыбельная»

10.Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»

11.Р. Паулс «Кашалотик»

12.Р. Паулс «Неразумное желание»

13.В. Цветков «Снова вместе»

14.Ж. Колмагорова «Лампа Алладина»

15.Ж. Колмагорова «Звёздная ночь»

16.В. Шаинский «Крейсер Аврора»


3 год обучения

Примерный репертуарный список


1. А. Зацепин «Волшебник - недоучка»

2. Б.Потёмкин «Сосед»

3. А. Пахмутова «Старый клён»

4. В. Шаинский «Сказки»

5. И.Дунаевский «Песенка о капитане»

6. Р. Паулс «Чарли»

7. Е. Крылатов «Ласточка»

8. Ю. Началов «Ах, школа, школа»

9. Ю. Началов «Дюймовочка»

10.М. Дунаевский «Леди совершенство»

11.М. Дунаевский «Цветные сны»

12.В. Цветков «Может это не любовь»

13.П. Маккартни «Yesterday»

14.Д. Леннон «Ob La Di Ob La Da»

15.М. Дунаевский «Лев и Брадобрей»

16.Е. Крылатов «Колокола»

17.Е.Крылатов «Едет-едет»

18.В.Шаинский «Песня про папу»

19.В. Шаинский «Уголок России»


III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы в области музыкального искусства «Основы сольного пения» (эстрадное пение) является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

в области исполнительской подготовки:

- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);

- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных стилей;

- навыков публичных выступлений;

- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации;

в области историко-теоретической подготовки:

- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);

- знаний основ музыкальной грамоты;

- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.


IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Основы сольного пения» (эстрадное пение) являются:

текущий контроль успеваемости обучающихся,

промежуточная аттестация,

итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал. В них учитываются:

отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

качество выполнения домашних заданий;

инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются концерты, тематические вечера и др. Проведение промежуточной аттестации в форме экзамена не предусмотрено.


Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Основы сольного пения» устанавливаются школой самостоятельно. Проведение промежуточной аттестации в форме экзамена не предусмотрено.


Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами эстрадного пения.

При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к вокальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах вокально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании, концертном выступлении и др. выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии

«5»,

отлично

- хорошее репертуарное продвижение (количество и трудность произведений соответствует уровню года обучения (класса) или может быть выше его);

- качественное исполнение программы:

  • ровное звучание,

  • выразительность исполнения,

  • владение интонированием,

  • артистичность,

  • сценическая выдержка.

- передача образного содержания произведения,

- способность корректировать свое исполнение в зависимости от ситуации

Соответствие данным критериям даёт право на дальнейшее обучение (перевод) по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам

«5-»

незначительные ошибки, погрешности, допущенные учащимся при демонстрации его исполнительской подготовки, соответствующей критериям оценки «5».

«4»,

Хорошо

- репертуарное продвижение должно соответствовать году обучения (класса), как и количество проходимого материала;

- допустимость менее ярких выступлений, но качество отработанных навыков и приемов должно быть обязательно;

- передача образного содержания;

- присутствуют стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические отклонения.

Оценку «4» может получить яркий ученик, выступивший менее удачно.

«4-»

незначительные ошибки, погрешности, допущенные обучающимся при демонстрации его исполнительской подготовки, соответствующей критериям оценки «4».

«3» удовлетворительно

- недостаточное репертуарное продвижение,

- погрешности в качестве исполнения:

  • зажатость в голосовом аппарате,

  • отсутствие интонирования,

  • плохая артикуляция,

  • непонимание формы и характера исполняемого произведения.



V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому вокальному музицированию.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей обучающихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:

разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий;

вариативность темпа освоения учебного материала;

индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала обучающимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Общее количество вокальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана обучающегося.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений современной эстрадной музыки, опыт сольного и ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков обучающийся получает знания музыкальной грамоты.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, степени развития музыкального слуха и вокальных навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

Процесс обучения в классе эстрадного пения подразделяется на несколько этапов:

1. развитие голоса, где в основном используются вокальные упражнения, ставящие своей задачей:

приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание)

формирование вокальных навыков на упражнениях и вокализах.

2. работа над вокальным произведением, включающая в себя изучение произведений разных характеров и стилей.

Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его общего развития. Поэтому обучение пению это, прежде всего, педагогическая задача. Уровень общего развития детей проявляется, прежде всего, в качестве их музыкально-слухового восприятия и образного мышления в процессе анализа эмоционального содержания и исполнения вокальных произведений, их формы и средств художественной выразительности, в умении сравнивать, находить сходства и различия отдельных художественно-технических элементов вокального исполнения.

Говоря о качестве звучания детского голоса, мы имеем в виду, прежде всего, его основные физические характеристики: тембральную, интонационную и динамическую.

К тембральной характеристике относятся: спектральная насыщенность или обертоновый состав звука; плавность регистровых переходов; звонкость и полётность голоса; степень свободы или напряженность звучания; вокальная позиция; степень округлости гласных; качество певческого вибрато.

К интонационной характеристике относятся: точность или чистота интонирования; ширина звуковысотного диапазона; его высотное расположение.

У динамической – ширина динамического диапазона на различных звуковысотных уровнях.

На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у обучающихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых обучающийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.

Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса обучающихся, в период обучения, могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции.

Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полётности, звонкости и вибрато голоса, а так же естественность звучания.

Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. Подбирать репертуар следует, учитывая вокальные данные учащегося, постепенно усложняя его.

Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных с преподавателем в классе.

Особо важное значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания обучающимися её цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поётся данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять.

Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто, выразительно. Для улучшения качества интонации большое внимание следует уделить точному воспроизведению первого звука.

Очень важно с самого начала обучения воспитывать у обучающихся вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.

Основа пения - гласные звуки. От правильного формирования гласных звуков зависит красота тембра. У обучающихся школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения на все гласные, добиваясь правильного формирования каждой из них:

в «чистом» звучании: А, О, У, Э

в «йотированном» звучании: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е

особо обратить внимание формирование гласных И, Ы

пение гласных звуков в сочетании с согласными

Кроме работы над гласными звуками, постоянными должны быть:

упражнения стабильного блока:

- на дыхание,

- на медленный долгий выдох,

- на развитие артикуляции,

- на подвижность диафрагмы (staccato),

- на развитие ровности тембрового звучания,

- гибкости голоса;

2. упражнения периодически обновляющегося блока:

- на лёгкость и подвижность голоса,

- на зубные язычные согласные: д, з, т, р, л, н,

- на губные: б, п, в, м.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы обучающийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения, коды и других.


  1. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемых нотных сборников


1.Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001

2. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997

3. Хрестоматия для 1-3 классов ДМШ. – М., «Музыка», 1983

4. В.Емельянов Вокальные упражнения

5. Левина Е.А. Вокальные упражнения

6. Обухова Е.Э. «С любовью к России: Пособие для музыкального руководителя»

7. Марченко Л.А. «Лучшие детские песни о разном»

8. Крупа-Шушарина С.В. Яворовская И.А. «Сборник песен для детей и юношества»

2.Список рекомендуемой методической литературы

1. О. Павлищева «Методика постановки голоса»- М.: 1964г.

2. Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение». Ростов на дону-Феникс, 2007г. Издание второе.

3. К. Плужников «Механика пения». Санкт-Петербург, 2006г.

4. Л.В. Романова «Школа эстрадного вокала» Учебное пособие. – М.: Музыка, 2000.

5. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.

6. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997

7. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990

8. Теория и методика музыкального образования детей: Научно- методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998

9. Дмитриев А. Голосовой аппарат певца.- Москва. Музгиз.1964.

10.Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы.- Москва.Музгиз.1962.

11.Малахов. Современные дыхательные методики._ Донецк.2003

12.Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой- Москва.ФИС,2000

13.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.

14. Морозов В. «Искусство резонансного пения» ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского М., 2002 г.




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!