областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Рассмотрена и одобрена на М/О учителей технологи и физической культуры филиала ОГКОУШ № 39 протокол № _____ от __________ Руководитель М/О ______________ Габерзот И.В. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ № 39 ______Мозгова Ю.Е. | Утверждена педагогическим советом филиала ОГКОУШ № 39 протокол № _____ от _________ Директор школы ____________ М.Н. Пономарева |
Рабочая программа по учебному предмету: «Профильный труд» предметная область «Технологии»
Начало художественного ремесла
для 10б класса
на 2019-2020 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
Составитель программы:
учитель Кузина Оксана Васильевна
Ульяновск 2019
Содержание:
Паспорт рабочей программы
Введение
Пояснительная записка
Планируемые предметные и личностные результаты.
Базовые учебные действия.
Содержание учебной программы.
Учебно-тематическое планирование.
Перечень материально-техническое обеспечение.
Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.
Лист внесения изменений
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету «Профильный труд» предметная область «Технологии» для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся филиала ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на получение образовательных услуг.
Категория обучающихся: обучающиеся 10б класса.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 175 часов
Форма обучения: очная.
Режим уроков 5 часов в неделю.
Формы контроля: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль.
2. Введение
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени , с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ОГКОУШ № 39, 2019 год.
В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Сравнительно недавно в российской дефектологии дети с глубокими нарушениями интеллекта рассматривались как «необучаемые» и не включались в специально организованную образовательную среду. До сих пор существует устойчивое мнение - оценивать группу этих детей как неперспективную, что, в свою очередь, обрекает их на осуждение и непонимание их проблем со стороны населения. Право каждого человека на свои особенности законодательно закрепляется во всем мире и отражается в документах, основная идея которых: лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности имеют те же права, что и другие люди, а также некоторые особые права, связанные с учетом особенностей нарушения нормальной жизнедеятельности и нарушениями развития.
Профильный труд
3. Пояснительная записка
В этом классе находятся дети с низким уровнем готовности к овладению профильным трудом, и составлена рабочая программа с учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Для данного класса обучающихся уроки профильного труда являются, по сути, продолжением уроков ручного труда, так как у обучающихся данного класса еще не достаточно развита мелкая моторика, координированная деятельность различных анализаторов, пространственная ориентация, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, аналитико-синтетическая деятельность. Темп развития детей чрезвычайно замедлен. Для обучающихся данного класса необходима практическая помощь учителя. Она состоит не только в дополнительной демонстрации и объяснении, но и зачастую в регулярном совместном выполнении всей работы или ее отдельных этапов. Главная задача на этих уроках –это формирование п умений и навыков, необходимых в бытовой деятельности. Эти уроки способствуют развитию мелкой моторики, ручной умелости, пространственной ориентировки, целенаправленной деятельности; у обучающихся развивается аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе, развиваются творческие способности. Уроки профильного труда способствуют развитию восприятия, воображения, мышления и играют большую роль в воспитании. На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи обучающихся. Труд в той или иной степени связан со всеми учебными предметами и является практическим применением знаний в условиях трудовой деятельности школьника. Труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталых обучающихся. Уроки трудовой деятельности требуют соответствующего оснащения, которое обеспечит возможность разнообразить виды работ, проводить как групповые, так и индивидуальные занятия. Всё это способствует развитию у обучающихся класса правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывает положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности, развивает аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе. Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ
Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Обучение труду носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами и жизнью. Все знания, полученные обучающимися, являются практически значимыми для
их социальной адаптации и реабилитации.
Цель курса:
Сформировать достаточный объем трудовых умений и навыков, которые
необходимы для успешной социализации обучающихся класса.
4. Планируемые претметные и личностные результаты
Результаты освоения АООП ( вариант 2) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечит достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) охотно участвовать в совместной деятельности. Принимать предлагаемую помощь.
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например: работа с картоном, цветной бумагой, клеем, бумажными салфетками, шаблонами, трафаретами.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Учащиеся учатся:
Сминать бумагу, наклеивать бумагу, работать с шаблоном, трафаретом с помощью учителя;
фиксировать взгляд на лице взрослого в процессе общения.
знать некоторые особенности материала (бумага, картон)
уметь ориентироваться в пространстве листа бумаги с помощью учителя;
уметь сравнивать с помощью учителя детали по цвету, величине, форме и осуществлять выбор по образцу и по названию;
уметь определять и аккуратно с помощью учителя приклеивать детали аппликации на определенное место;
уметь делать поделки методом смятия бумаги;
уметь организовывать свой труд с помощью учителя;
проявлять уважительное отношение к труду.
откликаться на свое имя
Проявлять эмоциональное и двигательное оживление в ответ на ласковое обращение знакомого взрослого (разговор), тянется к нему, берег у него из рук игрушку, подражает его действиям
выражать просьбу и благодарность словом и жестом «дай, на».
невербальные формы общения со знакомым взрослым: при встрече протягивать руку, а при прощании махать рукой - «пока».
5. Базовые учебные действия.
Жизненные компетенции: обучающийся овладевает умением наблюдать за собственными действиями в процессе совместного выполнения работы («рука в руке»), демонстрирует готовность к совместным действиям с взрослым: принимает помощь взрослого, разрешает дотрагиваться до своих рук, принимает поглаживание по голове, выполняет с взрослым совместные действия, откликается на свое имя, узнает себя в зеркале.
Коммуникативные учебные действия
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем.
обращаться за помощью и принимать помощь.
сотрудничать с взрослыми в разных социальных ситуациях.
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия
адекватно использовать ритуалы поведения
работать с учебными принадлежностями
принимать цели деятельности, следовать предложенному плану
активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия
6. Содержание учебной программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, но это не должно рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:
необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);
формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться в тесной связи с практической деятельностью детей;
способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;
в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым);
при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым);
выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для многих обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития;
выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Примерное содержание предмета.
Основы материаловедения
Виды и сорта бумаги
Свойства бумаг
Виды картона
Свойства картона
Работа с бумагой и клеем. Бумажная мозаика
Виды клея (карандаш, ПВА, «Момент»)
Техника безопасности, правила и приемы работы с клеем
• сгибание листа (пополам, вчетверо, по диагонали) и приглаживание рукой,
• разрывание бумаги,
• сминание бумаги.
«колобок», «мячик»)
бумажными шариками).
корзины бумажными шариками).
бумажными
шариками).
«Осенний лес».
Предметная аппликация
из полос бумаги:
«Лесенка»
«Домик»
«Мебель»
Работа с бумагой и картоном
Понятие: «шаблон», «трафарет».
Правила работы с трафаретом.
Правила работы с шаблоном.
Обводка по шаблону изготовление предметных аппликаций в
технике бумажной мозаики.
7. Учебно-тематическое планирование для 10б класса.
Содержание учебного предмета для 10б класса
№ п/п | Наименование темы, разделы, блоки, модули | Кол-во часов | Практика |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21 22. 23. 24. 25. | Виды и сорта бумаги Свойства бумаги. Виды картона Свойства картона Виды клея (карандаш, ПВА, момент) Техника безопасности, правила и приемы работы с клеем Смятие бумаги (изготовление «колобок, мячик»). Работа с бумагой Работа с нитью Работа с клеем и другими скрепляющими материалами. Предметная аппликация. Аппликация из цветной бумаги «светофор, разноцветные шары, ёлочка» Предметная аппликация из полос бумаги: «домик, мебель, лесенка» Понятие: шаблон, трафарет и приёмы работы с ним. Обводка по шаблону изготовление предметных аппликаций в технике бумажной мозаики: «Банан». Обводка по шаблону изготовление предметных аппликаций в технике бумажной мозаики: «яблоко». «Ягодная поляна» (методом заполнения готового контура бумажными шариками). «Корзина с фруктами» (методом заполнения готового контура корзины бумажными шариками). «Овощная корзина (методом заполнения готового контура бумажными шариками). Изготовление аппликаций из цветной мятой бумаги (салфеток): «Осений лес» Изготовление аппликаций из цветной мятой бумаги (салфеток): «Золотая осень» Работа по шаблону изготовление предметных аппликаций: «дом» (дом, окна, крыша, труба). Работа по шаблону изготовление предметных аппликаций: «грибная полянка». Работа по шаблону изготовление предметных, объёмных аппликаций: «ромашка» Работа по шаблону изготовление предметных, объёмных аппликаций: «кувшинка». | 1 1 1 1 1 1 11 9 7 4 15 15 15 7 6 6 10 10 10 10 5 10 5 7 7 | |
| ВСЕГО: | 175 | 175 |
8. Перечень материально-технического обеспечения
Для проведения занятий по данному предмету необходимо иметь соответствующееоборудование, наглядные пособия и демонстрационный материал, образцы работ, а так же в достаточном количестве раздаточный и демонстрационный материал.
образцы работ;
пооперационные карты;
правила техники безопасности при работе с материалом и инструментами;
трафареты;
шаблоны;
наборы цветного картона
наборы цветной бумаги;
бумажные салфетки разной цветовой гаммы;
клей: карандаш, ПВА, момент;
9. Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
1 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
2 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
3 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
5 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно».
« выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект».
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
Лист внесения изменений в рабочей программе учебной дисциплины
Дата | Основание и внесение изменений | № листа | Содержание. | Утверждено |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |