СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по учебному предмету "Профильный труд" предметная область "Начало художественного ремесла"для 10 класса.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету: «Профильный труд» предметная область «Технологии"

Начало художественного ремесла

для 10б класса

на 2019-2020 учебный год

Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному предмету "Профильный труд" предметная область "Начало художественного ремесла"для 10 класса.»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»




Рассмотрена и одобрена на М/О учителей технологи и физической культуры филиала ОГКОУШ № 39

протокол № _____ от __________

Руководитель М/О ______________ Габерзот И.В.

Согласовано

Заместитель директора по УВР филиала

ОГКОУШ № 39

______Мозгова Ю.Е.

Утверждена

педагогическим советом филиала ОГКОУШ № 39

протокол № _____ от _________

Директор школы ____________ М.Н. Пономарева




Рабочая программа по учебному предмету: «Профильный труд» предметная область «Технологии»

Начало художественного ремесла

для 10б класса

на 2019-2020 учебный год

Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2







Составитель программы:

учитель Кузина Оксана Васильевна








Ульяновск 2019

Содержание:

  1. Паспорт рабочей программы

  2. Введение

  3. Пояснительная записка

  4. Планируемые предметные и личностные результаты.

  5. Базовые учебные действия.

  6. Содержание учебной программы.

  7. Учебно-тематическое планирование.

  8. Перечень материально-техническое обеспечение.

  9. Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.

  10. Лист внесения изменений





































  1. Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету «Профильный труд» предметная область «Технологии» для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся филиала ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на получение образовательных услуг.

Категория обучающихся: обучающиеся 10б класса.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 175 часов

Форма обучения: очная.

Режим уроков 5 часов в неделю.

Формы контроля: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль.















2. Введение

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени , с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ОГКОУШ № 39, 2019 год.

В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Сравнительно недавно в российской дефектологии дети с глубокими нарушениями интеллекта рассматривались как «необучаемые» и не включались в специально организованную образовательную среду. До сих пор существует устойчивое мнение - оценивать группу этих детей как неперспективную, что, в свою очередь, обрекает их на осуждение и непонимание их проблем со стороны населения. Право каждого человека на свои особенности законодательно закрепляется во всем мире и отражается в документах, основная идея которых: лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности имеют те же права, что и другие люди, а также некоторые особые права, связанные с учетом особенностей нарушения нормальной жизнедеятельности и нарушениями развития.



Профильный труд

3. Пояснительная записка

В этом классе находятся дети с низким уровнем готовности к овладению профильным трудом, и составлена рабочая программа с учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Для данного класса обучающихся уроки профильного труда являются, по сути, продолжением уроков ручного труда, так как у обучающихся данного класса еще не достаточно развита мелкая моторика, координированная деятельность различных анализаторов, пространственная ориентация, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, аналитико-синтетическая деятельность. Темп развития детей чрезвычайно замедлен. Для обучающихся данного класса необходима практическая помощь учителя. Она состоит не только в дополнительной демонстрации и объяснении, но и зачастую в регулярном совместном выполнении всей работы или ее отдельных этапов. Главная задача на этих уроках –это формирование п умений и навыков, необходимых в бытовой деятельности. Эти уроки способствуют развитию мелкой моторики, ручной умелости, пространственной ориентировки, целенаправленной деятельности; у обучающихся развивается аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе, развиваются творческие способности. Уроки профильного труда способствуют развитию восприятия, воображения, мышления и играют большую роль в воспитании. На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи обучающихся. Труд в той или иной степени связан со всеми учебными предметами и является практическим применением знаний в условиях трудовой деятельности школьника. Труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталых обучающихся. Уроки трудовой деятельности требуют соответствующего оснащения, которое обеспечит возможность разнообразить виды работ, проводить как групповые, так и индивидуальные занятия. Всё это способствует развитию у обучающихся класса правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывает положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности, развивает аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе. Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ

Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Обучение труду носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами и жизнью. Все знания, полученные обучающимися, являются практически значимыми для

их социальной адаптации и реабилитации.

Цель курса:

Сформировать достаточный объем трудовых умений и навыков, которые

необходимы для успешной социализации обучающихся класса.





4. Планируемые претметные и личностные результаты

Результаты освоения АООП ( вариант 2) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечит достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Личностные результаты освоения АООП могут включать:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;



5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) охотно участвовать в совместной деятельности. Принимать предлагаемую помощь.

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

  • Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например: работа с картоном, цветной бумагой, клеем, бумажными салфетками, шаблонами, трафаретами.

  • Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.

  • Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.

2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

  • Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Учащиеся учатся:

  • Сминать бумагу, наклеивать бумагу, работать с шаблоном, трафаретом с помощью учителя;

  • фиксировать взгляд на лице взрослого в процессе общения.

  • знать некоторые особенности материала (бумага, картон)

  • уметь ориентироваться в пространстве листа бумаги с помощью учителя;

  • уметь сравнивать с помощью учителя детали по цвету, величине, форме и осуществлять выбор по образцу и по названию;

  • уметь определять и аккуратно с помощью учителя приклеивать детали аппликации на определенное место;

  • уметь делать поделки методом смятия бумаги;

  • уметь организовывать свой труд с помощью учителя;

  • проявлять уважительное отношение к труду.

  • откликаться на свое имя

  • Проявлять эмоциональное и двигательное оживление в ответ на ласковое обращение знакомого взрослого (разговор), тянется к нему, берег у него из рук игрушку, подражает его действиям

  • выражать просьбу и благодарность словом и жестом «дай, на».

  • невербальные формы общения со знакомым взрослым: при встрече протягивать руку, а при прощании махать рукой - «пока».



5. Базовые учебные действия.



Жизненные компетенции: обучающийся овладевает умением наблюдать за собственными действиями в процессе совместного выполнения работы («рука в руке»), демонстрирует готовность к совместным действиям с взрослым: принимает помощь взрослого, разрешает дотрагиваться до своих рук, принимает поглаживание по голове, выполняет с взрослым совместные действия, откликается на свое имя, узнает себя в зеркале.

Коммуникативные учебные действия

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем.

  • обращаться за помощью и принимать помощь.

  • сотрудничать с взрослыми в разных социальных ситуациях.

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные учебные действия

  • адекватно использовать ритуалы поведения

  • работать с учебными принадлежностями

  • принимать цели деятельности, следовать предложенному плану

  • активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия



6. Содержание учебной программы.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, но это не должно рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

 необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

 в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);

 формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться в тесной связи с практической деятельностью детей;

 способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;

 в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым);

 при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым);

 выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для многих обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития;

 выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.



Примерное содержание предмета.

Основы материаловедения

  • Виды и сорта бумаги

  • Свойства бумаг

  • Виды картона

  • Свойства картона


Работа с бумагой и клеем. Бумажная мозаика

  • Виды клея (карандаш, ПВА, «Момент»)

  • Техника безопасности, правила и приемы работы с клеем

  • Работа с бумагой:

• сгибание листа (пополам, вчетверо, по диагонали) и приглаживание рукой,

• разрывание бумаги,

• сминание бумаги.

  • сминание бумаги(изготовление

«колобок», «мячик»)

  • «Ягодная поляна» (методом заполнения готового контура

бумажными шариками).

  • «Корзина с фруктами» методом заполнения готового контура

корзины бумажными шариками).

  • «Овощная корзина» методом заполнения готового контура

бумажными

шариками).

  • Изготовление аппликаций из цветной мятой бумаги (салфеток):

«Осенний лес».


  • Изготовление аппликаций из цветной мятой бумаги (салфеток): «Золотая осень».


Предметная аппликация

  • из полос бумаги:

  • «Лесенка»

  • «Домик»

  • «Мебель»


Работа с бумагой и картоном

  • Понятие: «шаблон», «трафарет».

  • Правила работы с трафаретом.

  • Правила работы с шаблоном.

  • Обводка по шаблону изготовление предметных аппликаций в

технике бумажной мозаики.

  • «Банан»

  • «Яблоко»





































7. Учебно-тематическое планирование для 10б класса.


Содержание учебного предмета для 10б класса

п/п

Наименование темы, разделы, блоки, модули

Кол-во

часов

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.


7.

8.

9.

10.


11.

12.


13.


14.

15.



16.



17.


18.


19.


20.


21


22.


23.



24.


25.

Виды и сорта бумаги

Свойства бумаги.

Виды картона

Свойства картона

Виды клея (карандаш, ПВА, момент)

Техника безопасности, правила и приемы работы с клеем

Смятие бумаги (изготовление «колобок, мячик»).

Работа с бумагой

Работа с нитью

Работа с клеем и другими скрепляющими материалами.

Предметная аппликация.

Аппликация из цветной бумаги «светофор, разноцветные шары, ёлочка»

Предметная аппликация из полос бумаги: «домик, мебель, лесенка»

Понятие: шаблон, трафарет и приёмы работы с ним.

Обводка по шаблону изготовление предметных аппликаций в технике бумажной мозаики:

«Банан».

Обводка по шаблону изготовление предметных аппликаций в технике бумажной мозаики:

«яблоко».

«Ягодная поляна» (методом

заполнения готового контура бумажными шариками).

«Корзина с фруктами» (методом заполнения готового контура корзины бумажными шариками).

«Овощная корзина (методом заполнения готового контура бумажными шариками).

Изготовление аппликаций из цветной мятой бумаги (салфеток): «Осений лес»

Изготовление аппликаций из цветной мятой бумаги (салфеток): «Золотая осень»

Работа по шаблону изготовление предметных аппликаций: «дом» (дом, окна, крыша, труба).

Работа по шаблону изготовление предметных аппликаций: «грибная полянка».


Работа по шаблону изготовление предметных, объёмных аппликаций: «ромашка»

Работа по шаблону изготовление предметных, объёмных аппликаций: «кувшинка».


1

1

1

1

1

1


11

9

7

4


15

15


15


7

6



6



10


10


10


10


5


10


5




7


7















































ВСЕГО:

175

175



8. Перечень материально-технического обеспечения

Для проведения занятий по данному предмету необходимо иметь соответствующееоборудование, наглядные пособия и демонстрационный материал, образцы работ, а так же в достаточном количестве раздаточный и демонстрационный материал.

  • образцы работ;

  • пооперационные карты;

  • правила техники безопасности при работе с материалом и инструментами;

  • трафареты;

  • шаблоны;

  • наборы цветного картона

  • наборы цветной бумаги;

  • бумажные салфетки разной цветовой гаммы;

  • клей: карандаш, ПВА, момент;





















9. Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

0 баллов - нет продвижения;

1 балл – минимальное продвижение;

2 балла – среднее продвижение;

3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 1 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 2 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 3 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 5 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно».

« выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект».

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».





































  1. Лист внесения изменений в рабочей программе учебной дисциплины



Дата

Основание и внесение изменений

№ листа

Содержание.

Утверждено