Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 23»
г. Салавата
А.К. Шорин
Приказ от 31.08.2018 г. №257
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Система организации идивидуально – групповых занятий по русскому языку для учащихся с ОВЗ»
для Багаутдинова Рената, Семянина Матвея, учащихся 2 Г класса
уровень образования: начальное общее образование
срок реализации: 2019-2020 учебный год
количество часов в неделю: 1 час
Программа составлена на основе Программы начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова, сборника программ к комплекту учебников «Школа России».– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013
Составитель:
Непритимова Татьяна Михайловна,
учитель
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора
методического совета _____________/Ю.А.Попова/
от «____»_______________20___ г. «____»_____________20___ г.
№____
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа индивидуально – групповой коррекционной работы по русскому языку разработана на основе программы Русский язык 1-4 класс. в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- М.: Просвещение, 2012 утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса предполагает активное воздействие на умственное и речевое развитие детей.
Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включены в учебный план ОУ.
Цель программы – коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности, формирование и развитие грамматико-аналитических навыков учащихся, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика изучения трудных тем, обогащение и расширение словарного запаса учащихся.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать и развитие грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков.
2. Систематизировать знания, умения и навыки учащихся по основным разделам русского языка.
3. Формировать положительную мотивацию к обучению.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность учащихся.
2. Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
3. Развитие мышления (словесно-логического, творческого), памяти (вербальной, зрительной), воображения, произвольного внимания.
4. Развивать и обогащать словарный запас, формировать и развивать умения в построении связного текста.
5. Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.
2. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся к обучению: наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими:
беседа по знакомой ребенку теме;
устные и письменные диктанты;
выполнение заданий по словесной инструкции;
списывание с образца;
составление образца по элементам;
обследование речи учащихся.
Структура программы
Диагностика навыков, учащихся по предмету.
Цель – выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию.
Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.
Цель– систематизация знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Значительное место отводится предметно – практической деятельности учащихся: работе по схемам, таблицам, алгоритмам и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
3.Пропедевтика изучения трудных тем.
Цель– активизация имеющихся знаний, систематизация теоретических сведений для полноценного усвоения нового материала. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
4.Восполнение пробелов в знаниях.
Цель – выявление и восполнение пробелов в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.
5. Развитие речи.
Цель – развитие и обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Материал отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности, наглядно-графические схемы, формировать пространственные представления, умение сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; развивать навыки планирования собственной деятельности, контроля.
При работе с каждым типом упражнений, заданий нужно добиваться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к другому типу заданий.
Индивидуальные занятия
Содержание индивидуальных занятий не допускает формального механического подхода. Индивидуальные занятия должны быть максимально направлены на развитие общеинтеллектуальных и общеучебных знаний, умений и навыков ученика. Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за психофизического состояния (чрезмерная возбудимость или заторможенность) во время уроков. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности. Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности коррекционные занятия помогают учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности, как на уроках, так и при выполнении домашних заданий (совместное выполнение домашних заданий, индивидуальные домашние задания и др.).
Приёмы педагогического взаимодействия, направленные на повышение мотивации и обусловленные психологическими и возрастными особенностями школьников:
применение разнообразных упражнений, задач и заданий, обучающих игр, ребусов, загадок, которые сопровождаются красочными иллюстрациями;
целеполагание на каждый вид деятельности на занятии;
создание условий для самооценки своей деятельности и её коррекции;
поиск положительного идеала;
создание ситуации взаимопомощи;
проявления сопереживания;
создание проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития ученика;
создание ситуации опоры на жизненный опыт каждого учащегося;
активное использование приёмов поощрения;
создание ярких наглядно-образных представлений;
удовлетворение желания быть значимой личностью и др.
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются показатели:
-индивидуальных достижений учащихся по освоению предметных программ;
- гармонизация психического развития детей;
- сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся.
Цель коррекционных занятий по русскому языку - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебной программы.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в знаниях, обучающихся по русскому языку.
Изучение индивидуальных трудностей усвоения учебной программы учащимися позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса.
Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т.д.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М; 2008г.
Купалова А.Ю. О курсе русского языка в школе
Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М.: Просвещение,2007
Программа по русскому языку « Школа России».- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004г.
С.И. Куприянова. Конкурс грамотеев. М.: Просвещение,2007
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Дата |
планируемая | фактическая |
1 | Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. | 06.09 | |
2 | Звуки и буквы | 13.09 | |
3 | Слово и предложение | 20.09 | |
4 | Связь слов в предложении | 27.09 | |
5 | Главные и второстепенные члены предложения | 04.10 | |
6 | Синонимы. Антонимы. | 11.10 | |
7 | Родственные (однокоренные) слова. Корень слова. | 18.10 | |
8 | Правила переноса слов. | 25.10 | |
9 | Алфавит. Звуки и буквы. | 08.11 | |
10 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 15.11 | |
11 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 22.11 | |
12 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 29.11 | |
13 | Слова с удвоенными согласными. | 06.12 | |
14 | Твёрдые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения. | 13.12 | |
15 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука на письме. | 20.12 | |
16 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. | 27.12 | |
17 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | 10.01 | |
18 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу | 17.01 | |
19 | Правописание слов с парными согласными на конце слова или перед согласным. | 24.01 | |
20 | Правописание слов с парными согласными на конце слова или перед согласным. | 31.01 | |
21 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). | 07.02 | |
22 | Составление предложений из слов, объединенных одной темой. | 14.02 | |
23 | Части речи. Имя существительное. | 28.02 | |
24 | Заглавная буква в именах собственных. | 06.03 | |
25 | Единственное и множественное число имён существительных. | 13.03 | |
26 | Единственное и множественное число глагола. | 20.03 | |
27 | Правописание частицы не с глаголом. | 27.03 | |
28 | Глагол. Основные признаки глагола | 03.04 | |
29 | Имя прилагательное. | 17.04 | |
30 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 24.04 | |
31 | Единственное и множественное число имен прилагательных. | 01.05 | |
32 | Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи. | 08.05 | |
33 | Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. | 15.05 | |
34 | Коррекция пробелов в знаниях. | 22.05 | |