СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деяльности "Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку для детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для занятий во внеурочной деятельности. она позволяет восполнить пробелы в знаниях у детей с ОВЗ и помочь им более подробно познакомиться с учебным материалом по программе "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деяльности "Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку для детей с ОВЗ"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23»

городского округа город Салават Республики Башкортостан



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 23»

г. Салавата

А.К. Шорин

Приказ от 31.08.2018 г. №257




Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Система организации идивидуально – групповых занятий по русскому языку для учащихся с ОВЗ»

для Багаутдинова Рената, Семянина Матвея, учащихся 2 Г класса

уровень образования: начальное общее образование

срок реализации: 2019-2020 учебный год

количество часов в неделю: 1 час

Программа составлена на основе Программы начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности  Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова, сборника программ к комплекту учебников «Школа России».– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013




Составитель:

Непритимова Татьяна Михайловна,

учитель



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора

методического совета _____________/Ю.А.Попова/

от «____»_______________20___ г. «____»_____________20___ г.

№____


2019




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа индивидуально – групповой коррекционной работы по русскому языку разработана на основе программы Русский язык 1-4 класс. в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

- М.: Просвещение, 2012 утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса   предполагает активное воздействие на умственное и речевое развитие детей.

Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включены в учебный план ОУ.

Цель программы – коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности, формирование и развитие грамматико-аналитических навыков учащихся, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика изучения трудных тем, обогащение и расширение словарного запаса учащихся.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать и развитие грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков.

2. Систематизировать знания, умения и навыки учащихся по основным разделам русского языка.

3. Формировать положительную мотивацию к обучению.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность учащихся.

2. Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

3. Развитие мышления (словесно-логического, творческого), памяти (вербальной, зрительной), воображения, произвольного внимания.

4. Развивать и обогащать словарный запас, формировать и развивать умения в построении связного текста.

5. Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.

Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.

2. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.

В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся к обучению: наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими:

беседа по знакомой ребенку теме;

устные и письменные диктанты;

выполнение заданий по словесной инструкции;

списывание с образца;

составление образца по элементам;

обследование речи учащихся.

 

Структура программы

Диагностика навыков, учащихся по предмету.

Цель – выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию.

Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.

Цель– систематизация знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Значительное место отводится предметно – практической деятельности учащихся: работе по схемам, таблицам, алгоритмам и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

3.Пропедевтика изучения трудных тем.

Цель– активизация имеющихся знаний, систематизация теоретических сведений для полноценного усвоения нового материала. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

4.Восполнение пробелов в знаниях.

Цель – выявление и восполнение пробелов в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.

5. Развитие речи.

Цель – развитие и обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Материал отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности, наглядно-графические схемы, формировать пространственные представления, умение сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; развивать навыки планирования собственной деятельности, контроля.

При работе с каждым типом упражнений, заданий нужно добиваться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к другому типу заданий.

Индивидуальные занятия

Содержание индивидуальных занятий не допускает формального механического подхода. Индивидуальные занятия должны быть максимально направлены на развитие общеинтеллектуальных и общеучебных знаний, умений и навыков ученика. Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за психофизического состояния (чрезмерная возбудимость или заторможенность) во время уроков. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности. Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности коррекционные занятия помогают учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности, как на уроках, так и при выполнении домашних заданий (совместное выполнение домашних заданий, индивидуальные домашние задания и др.).

Приёмы педагогического взаимодействия, направленные на повышение мотивации и обусловленные психологическими и возрастными особенностями школьников:

применение разнообразных упражнений, задач и заданий, обучающих игр, ребусов, загадок, которые сопровождаются красочными иллюстрациями;

целеполагание на каждый вид деятельности на занятии;

создание условий для самооценки своей деятельности и её коррекции;

поиск положительного идеала;

создание ситуации взаимопомощи;

проявления сопереживания;

создание проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития ученика;

создание ситуации опоры на жизненный опыт каждого учащегося;

активное использование приёмов поощрения;

создание ярких наглядно-образных представлений;

удовлетворение желания быть значимой личностью и др.

Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются показатели:

-индивидуальных достижений учащихся по освоению предметных программ;

- гармонизация психического развития детей;

- сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся.

Цель коррекционных занятий по русскому языку - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебной программы.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в знаниях, обучающихся по русскому языку.

Изучение индивидуальных трудностей усвоения учебной программы учащимися позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса.

Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т.д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М; 2008г.

Купалова А.Ю. О курсе русского языка в школе

Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М.: Просвещение,2007

Программа по русскому языку « Школа России».- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004г.

С.И. Куприянова. Конкурс грамотеев. М.: Просвещение,2007


Тематическое планирование

№п/п

Тема

Дата

планируемая

фактическая

1

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста.

06.09


2

Звуки и буквы

13.09


3

Слово и предложение

20.09


4

Связь слов в предложении

27.09


5

Главные и второстепенные члены предложения

04.10


6

Синонимы. Антонимы.

11.10


7

Родственные (однокоренные) слова. Корень слова.

18.10


8

Правила переноса слов.

25.10


9

Алфавит. Звуки и буквы.

08.11


10

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

15.11


11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

22.11


12

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

29.11


13

Слова с удвоенными согласными.

06.12


14

Твёрдые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения.

13.12


15

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука на письме.

20.12


16

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

27.12


17

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

10.01


18

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу

17.01


19

Правописание слов с парными согласными на конце слова или перед согласным.

24.01


20

Правописание слов с парными согласными на конце слова или перед согласным.

31.01


21

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

07.02


22

Составление предложений из слов, объединенных одной темой.

14.02


23

Части речи. Имя существительное.

28.02


24

Заглавная буква в именах собственных.

06.03


25

Единственное и множественное число имён существительных.

13.03


26

Единственное и множественное число глагола.

20.03


27

Правописание частицы не с глаголом.

27.03


28

Глагол. Основные признаки глагола

03.04


29

Имя прилагательное.

17.04


30

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

24.04


31

Единственное и множественное число имен прилагательных.

01.05


32

Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи.

08.05


33

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.

15.05


34

Коррекция пробелов в знаниях.

22.05